СОЛЬ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЛЬ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Шумаева Е.Р. 1
1МКОУ Аношкинская СОШ
Смородинова Л.В. 1
1МКОУ Аношкинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На уроке технологии мы выполняли творческие работы с соленым тестом. Раньше я думала, что соль используют только как приправу при приготовлении различных блюд. А тут я заинтересовалась: соль, оказывается, можно использовать в творчестве. Мне захотелось выяснить – а что можно ещё сделать, используя соль?

Мы встречаемся с этим веществом каждый день, но при этом практически ничего о нем не знаем. Соль – это не только важный ингредиент для кулинарии, придающий вкус еде, но и вещество, которое при правильном применении благотворно влияет на организм человека.

Цель: выяснить, действительно ли соль является интересным материалом для творчества.

Задачи исследования:

  1. Изучить энциклопедические свойства соли.

  2. Провести опыты с пищевой поваренной солью и узнать, какими свойствами она обладает.

  3. Узнать о применении соли в творчестве.

  4. Попробовать изготовить поделки и рисунки используя соль.

Гипотеза. Предположим, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для творчества.

Актуальность. Соль является доступным и экономичным материалом, который можно использовать в творчестве детей.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы и приёмы: изучение литературы и Интернет - источников, беседы со взрослыми, исследования, творческие работы.

  1. Обзор литературы

В ходе выполнения исследовательской работы нами были изучены различные источники информации о соли. Так что же такое соль? Слово соль произошло от латинского слова «sal», которое происходит от греческого термина «hals» – означающего «море».

Каждый литературный источник предлагает свое определение соли. Так, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова диктует, что соль – это белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющимся в воде.

И. Дубровин в книге «Все об обычной соли» упоминает, что с солью мы сталкиваемся ежедневно. Обычно соль связывают с кулинарией. На самом деле область применения соли гораздо шире: соль широко используется в косметологии, медицине, в качестве материала для творчества.

Из книги Н.И. Даникова «Целебная соль» мы узнали, что существуют различные виды соли: поваренная, розовая, черная, серая, морская и другие. Каждый вид соли имеет свои свойства и значение в применении.

М.С. Голицын в книге «Я познаю мир. Сокровища земли» пишет, что поваренная соль из всех солей самая главная, самая необходимая людям во все времена.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых современных учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. «Идти посолонь» означает «идти по Солнцу».

Соль известна с самой древности. Тогда ее добывали в процессе того, как сжигались определенные растения в огне. Сгоревшие растения образовывали золу, которая обладала повышенным содержанием соли. Чтобы увеличить ее содержание, применялась морская вода. 

Стоит отметить, что главный источник соли – моря и океаны. Люди и животные, не получая соли, гибнут. Врачи давно уже установили, что без составных частей соли не происходит правильный обмен веществ в организме человека, хотя и злоупотреблять солью и соленьями тоже нельзя.

 На Руси соль издавна добывали из рассолов, которые выкачивали их недр. Первое упоминание о добыче соли относится к 1037 году, когда князь Святослав Олегович в Новгороде повелел взимать с каждой солеварни налог солью. На Руси в 1648г. произошёл соляной бунт из-за повышения налога на соль. 

Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности и даже творчестве.

По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль. В давно прошедшие времена в тех странах, где было мало соли, она заменяла деньги.

С солью связано множество суеверий и примет. Одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета.

Ценность соли породила целый ряд пословиц, поговорок, афоризмов, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. В словаре В. И. Даля мы встречаем пословицы: «Помяни соль, чтоб дали хлеба!», «То не соль, что не солит; то не клей, что не клеит», «Хлеб да соль, и обед пошел», «Хлеб-соль есть, да не про вашу честь», «От хлеба-соли не отказываются» и другие.

О соли упоминают и в народном творчестве. Так, в русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.

Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебавши». «Не солоно хлебавши» – значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.

Таким образом, соль – это белое кристаллическое минеральное вещество, растворимое в воде, необходимое человеку для его жизнедеятельности; один из немногих минералов, которые люди употребляют в пищу.

Таким образом, источники литературы помогли узнать нам, что такое соль, какие бывают виды соли, ее свойства, значения и способы применения на практике.

  1. Практическая часть

    1. Уровень знаний о соли по результатам опроса

Для выявления уровня знаний о соли нами был проведен опрос среди обучающихся вторых и третьих классов МКОУ Аношкинской СОШ. В опросе участвовало 14 человек. Им было задано четыре вопроса:

  1. Знаете ли вы, что такое соль?

  2. Назовите виды соли.

  3. Где применяют соль?

  4. Знаете ли вы, как используют соль в творчестве?

На первый вопрос «Что такое соль» большинство ребят ответили, что соль – это белое кристаллическое вещество, а некоторые даже не смогли дать определение соли.

На второй вопрос «Назовите виды соли», ребята сказали о трех видах соли: поваренная, морская, йодированная.

На третий вопрос «Где применяют соль?», ответили: в пищу и для борьбы с гололедом.

На четвертый вопрос «Знаете ли вы, как применяют соль в творчестве?» многие ответили «Нет», лишь 3 человека ответили «Да».

Таким образом, результаты опроса показали, что большая часть сверстников не знает виды, свойства соли, плохо знают область ее применения. Поэтому, мы решили больше узнать о соли.

2.2 Опыты – изучение свойств соли.

Изучив интернет - ресурсы и дополнительную литературу, мы решили провести эксперименты.

В ходе исследования нас заинтересовало какие свойства соли позволяют использовать ее в творческой деятельности.

Опыт №1. Определение запаха.

Цель: определить запах соли.

Оборудование: ложка.

Материалы: соль.

Вывод: соль не имеет запаха.

Опыт №2. Растворимость соли.

Цель: узнать, растворяется ли соль в воде.

Оборудование: два стакана с холодной и горячей водой, ложка.

Материалы: соль, вода.

Выводв воде соль растворяется. 

Опыт № 3. Сыпучесть соли.

Цель: проверить сыплется ли соль

Оборудование: соль, ложка

Материалы: соль

Вывод: соль сыплется.

Опыт №4. Клейкость соли.

Цель: проверить клейкость соли

Оборудование: стакан с водой

Материалы: соль, клей ПВА, стакан с водой ПВА.

Вывод: соль липнет к влажным рукам, соль приклеивается на клей

Опыт № 5.  Окрашивание соли.

Цель: проверить окрашивается ли соль

Оборудование: клеенка, кисть

Материалы: соль, краски, кисть.

Вывод: соль впитывает пигмент краски.

Проанализировав, всю полученную информацию, мы сделали выводы:

- соль не имеет запаха;

- обладает свойством растворимости;

- способностью окрашиваться;

- она сыпучая, липнет к рукам, если они влажные;

- крупинки соли приклеиваются на клей.

Все эти свойства соли можно применить в творчестве.

    1. Применение соли в творчестве

При проведении опытов, мы поняли, что свойства соли можно использовать в разнообразных направлениях деятельности.

Как же соль можно использовать и в творчестве? В этой части выполнения работы приняли участие мои одноклассники.

1. Рисунок солью. Самый простой способ – нарисовать клеем ПВА рисунок, посыпать солью, остатки стряхнуть. Получаются красивые рисунки белого цвета.

2.  Способ рисования солью и акварельными красками. Нужно нарисовать контур рисунка клеем ПВА. Обильно посыпать рисунок солью. Через 5-7 минут стряхнуть остатки, которые не приклеились. Кисточкой или пипеткой набрать разведенную водой акварель. Слегка притронуться краской к рисунку. Стоит отметить, что соленый клей быстро впитает пигмент.

3. Раскрашиваем солью. Раскрашивать картинку карандашами, гуашью – дело привычное. Намного интереснее раскрасить ее разноцветной солью. Для этого нужно покрыть рисунок жидким клеем, на который посыпать соль необходимого цвета, которую заранее окрасили. Излишки встряхнуть

4. Аппликация из соли. Нарисовать рисунок, покрыть клеем и посыпать солью. Когда соль высохнет, покрасить красками.

5. Посыпка солью. С помощью соли на акварельном рисунке можно создать множество причудливых эффектов. Это может быть снег, дождь, просто рябь. Можно нарисовать рисунки на разные темы. Пока краска не высохла, посыпать рисунки солью.

6. Фигурки из соли. Для изготовления соляных скульптур надо соль развести водой в пропорции: на 1 стакан соли 1 чайная ложка воды. Если после смешивания соль осталась сухой, а не «намокла», добавить еще капельку воды, только не много, чтобы соль не растворилась.

Наполнить этой массой формочки. Формы можно взять любые. Подойдет обычное ведерко, или какие-то интересные формы для выпечки.

Формочки с солью оставить высыхать сутки. Через 24 часа снять аккуратно формочки и оставить ещё на 12 часов. Поделки-куличики готовы. Теперь можно их раскрашивать, кистью или пипеткой.

7. Солёное тесто. Для того чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.

8. Рисунки тестом. Нужно смешать соль, муку и воду в равном количестве (по 1 ст. ложке), покрасить жижу краской в нужный цвет и перелить в тюбик из под клея или кондитерский мешок. Можно нанести рисунок простым карандашом, а по нему рисовать солёным тестом.

Полезный совет: при работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не трогать руками глаза; если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Таким образом, соль можно использовать в качестве материала для творчества и создавать необыкновенные и красивые поделки.

Заключение

В ходе проведения опытов с солью, мы узнали некоторые свойства соли: сыпучесть, клейкость, растворимость, окрашиваемость, соль не имеет запаха. Все эти свойства позволяют использовать её в творчестве.

В ходе исследовательской работы мы научились работать с книгами, источниками из интернета. Мы поняли, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и даже волшебными. 

Таким образом, мы считаем, что гипотеза подтвердилась, так как соль, действительно, можно использовать в качестве материала для творчества. Соль обладает волшебными свойствами. Можно дарить людям картины, аппликации, сувениры, сделанные своими руками из недорогого материала – соли. 

Список литературы

  1. Большая книга экспериментов для школьников-М.; ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.

  2. Вартаньян Э.А. «Словарь крылатых выражений»,// Москва, Астрель АСТ, 2001.

  3. Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение», // Москва, «Омена»,2007.

  4. https://razvivashka.online/tvorchestvo/risovanie-solyu#i

  5. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog57964/podelki-iz-soli-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-poshagovyi-master-klas-s-foto.html

Просмотров работы: 47