Введение
«Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно многое узнать о традициях, обычаях, истории своего народа
Актуальность. Особую актуальность в настоящее время приобрели не только проблемы сохранения окружающей природной среды, социализации личности, национального самосознания, толерантности, культурной идентификации, но и проблемы сохранения культурного наследия и его многообразия. «Знание своих духовных корней, достоверной истории, национальных традиций, по мнению этнографа А.М. Кулемзина, закладывает в сознании людей уважительное отношение к своему прошлому, придает устойчивость обществу. Ведь достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее, выбрать ошибочный путь в будущее» [2].
Россия многонациональная страна, и костюмы разных народов – это отражение богатой культуры, обычаев, уклада жизни народа.
Всех проживающих народов объединяло несколько общих черт:
в основе любого вида одежды была рубаха;
на рубаху сверху одевался кафтан либо сарафан в зависимости от пола человека;
одежда сочетала в себе функциональность и красоту;
наличие вышивки, которая часто указывала на статус человека.
Наш поселок Мирный Люберецкого городского округа Московской области – многонациональный, в котором русские составляют доминирующее большинство населения. Однако здесь проживают и представители различных национальностей – это армяне, азербайджанцы, дагестанцы, калмыки, казахи, киргизы, украинцы, таджики и другие. Не исключение составляет и наш 8 Г класс МОУ СОШ №51.
В прошлом учебном году с классным руководителем решили участвовать в проекте «Создание школьного музея» РДДМ «Движение первых», что создадим в нашей школе музей, где одним из разделов будет этнографический, который поможет учащимся более глубоко познакомиться с национальными костюмами того или иного народа, который поможет воспитать в детях дружелюбие между разными нациями.
Музей, как всем известно, это неотъемлемая часть культурного наследия. Он охватывает практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию.Именно многонациональность нашего класса и создание школьного музея послужило толчком для исследования народных национальных костюмов России и стран Ближнего зарубежья.
Гипотеза исследования: изучение особенностей национального костюма способствует формированию этнокультурных ценностей у обучающихся.
Объект исследования: национальные народные костюмы экспозиции школьного музея «Время вперед» как объекты культурного наследия.
Предмет исследования: национальные народные костюмы.
Цель исследования: изучение истории, культуры и традиций народов России и стран Ближнего зарубежья на примере уважительного отношения к культуре различных национальностей – создание коллекции национальных костюмов.
Задачи исследования:
познакомить учащихся с национальными костюмами разных народов в ходе проведения экскурсий;
формировать основы национального самосознания и любви к малой Родине, способствовать развитию взаимопонимания, уважения и укреплению дружбы между людьми разных национальностей;
Методы исследования: изучение истории и культуры народов России и стран Ближнего зарубежья, поиск, подбор литературы об истории русского национального костюма и одежды девушек и женщин; изучение специальной литературы; и, анализ найденных материалов и их обобщение.
Основная часть
История развития Русского народного костюма
Национальная одежда является отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях, как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить современное государство, не помня опыта предыдущих поколений.
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. У национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.
Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары.
Культура народов и, в частности, культура национальной одежды отражена во многовековой истории.
Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях.
Русский народный костюм, его колорит, вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться, ведь национальная одежда является своеобразной книгой о традициях, обычаях и истории народа. Самые древние элементы одежды у русских: рубаха (у мужчин), сарафан (у женщин), сорочка. Стоит отметить некоторые особенности: рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху, поэтому она часто соотносилась с судьбой человека. А, например, сарафаны обязательно подвязывались – потерять пояс считалось опозориться. В русском костюме важное место занимали головные уборы. У девушек они имели форму обруча, венка.
Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение – оберегать, отгонять нечистую силу. Серьги в ушах, браслеты, кольца, ожерелья – отголосок древней обереговой традиции. Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.
Женский национальный русский костюм
Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях. Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность [Рисунок 1. Приложение 1.].
Женский костюм различают по назначению:
повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;
в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть.
Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стоили дорого, тщательно украшались, надевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.
Обувь. В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх. Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями. В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.
Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века – с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Символика и значения элементов национального костюма России
Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой. Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция.
Сарафан.Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта. Сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:
туникообразный (самый простой и «прямой» вариант сарафана);
косоклинный – с широкой пышной юбкой;
прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;
прямой с лифом;
прямой с лифом на кокетке – очень красивый, нарядный сарафан, который даже называли «полуплатьем», настолько он был эффектным.
Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.
Популярны для пошива сарафанов были хлопок, лен, ситец, реже – шерсть. Знать могла позволить себе роскошные ткани типа парчи или шелка. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами.
Кокошник.Кокошник – старинный головной убор замужней женщины, один из символов русского костюма. Его название образовано от слова «кокошь» – «курица». Считается, что термин прижился из-за особой формы убора, напоминающей куриный гребень.
На Руси головные уборы делились на две большие группы: девичьи, которые можно было носить только до замужества, и женские – после свадьбы. Девичьи венцы, ленты и повязки не закрывали прическу. Толстая коса была одним из главных достоинств красавицы, ее обязательно оставляли на виду у женихов. А вот в браке женщине полагалось тщательно прятать волосы, ни одна прядка не должна была выбиться из-под убора: это считалось позором, а иногда и дурным знаком, способным накликать беду.
Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник (чепец) и платок. Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей. В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы.
Калмыцкийнародный костюм
В Калмыкии в вещах сохраняются традиции исторического наследия монгольского ханства. В зимнее время калмыки носили овчинные тулупы с поднятым воротником. Верхнее платье было широкое, под него одевали полукафтан и стягивали поясом. Выход без пояса считался неприличным.
Женская одежда является простой. Наряд состоит из длинной широкой блузы и шаровар. Блуза очень похожа внешне на русскую рубаху. В обычные дни женщины носили длинные платья под названием хутцтан. Незамужние девушки летом одевали приталенные платья длиной до пяток.
Их шили из разноцветного шелка. Обязательно такое платье подвязывали широким поясом [Рисунок 2. Приложение 1.].
Традиционный костюм Таджиков
В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей. Женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою – туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. [Рисунок 3. Приложение 1.].
Большинство таджиков – приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют. Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец. Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани.
Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний – из более дорогой. Самая популярная и известная таджикская ткань – парче. При выходе из дома ко всему комплексу повседневной одежин добавлялась еще к головная накидка – "паранджа с чачваяои". Таджички носили паранджу ("фаранджи") преимущественно в городах, где было много чужих.
Обувь. В качестве обуви у таджиков были распространены кожаные галоши – "кавш" и мягкие сапоги – "махси". Для горожан-таджиков женщин – привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.
Выводы
Я учусь в МОУ СОШ №51 п. Мирный, где создан школьный музей, поэтому в данной научно-исследовательской работе использован материал на примере экспозиций этого уникального культурного музейного пространства.
Я считаю, что нужно ценить старину, не забывать и хранить всё, что связано с ней. Народная одежда является одним из главных источников культуры каждой страны. Национальная одежда русских говорит нам много о стране и ее культуре.
Красота, созданная народом, не умерла. Она получила новую жизнь. Все, что творили наши предки, что было настоящим произведением искусства, стало достоянием музеев, доступным для всех. Любуясь в музеях женскими нарядами, мы невольно испытываем чувство восхищения художественным мастерством безымянных мастериц, создавших все это, их тонким пониманием материала, колорита, их композиционным даром.
На основе богатых традиций русского костюма и вышивки развиваются современные художественные промыслы. Элементы русского костюма присутствуют в современной моде.
Заключение
Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» – Э.К. Суслова.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением, средством достижения этического идеала. Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства. Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.
Только в школьные годы, возможно, воспитать в человеке патриотическую и гражданскую ответственность. Мы изучили теоретический материал, рассматривающий национальный костюм как элемент культуры, обобщили опыт изучения национальных костюмов
Работа имеет практическую значимость: данные материалы могут быть
использованы для проведения экскурсий и организации творческой деятельности учащихся;
Таким образом, гипотеза данной работы, которая гласит, что изучение особенностей национального костюма способствует формированию этнокультурных ценностей у обучающихся, была подтверждена, цель – достигнута, а задачи решены в полном объеме.
Список используемой литературы
Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг //Паритет; СПб; 2011.с 46.
Кулемзин А.М. Предисловие // Музееведение и историко-культурное наследие. Сб.. ст. Кемерово. 2008. – Вып. II. с. 3.
Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д.В. Дмитриев. 2003. 200 с.
Приложение 1.
Рисунок 1. Русский народный костюм |
Рисунок 2. Калмыцкий народный костюм. |
Рисунок 3. Таджикский народный костюм.
Рисунок 4. Экспозиция школьного музея МОУ СОШ №51 «Мы вместе – мы едины».