Уникальность народных национальных костюмов России и стран Ближнего зарубежья

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Уникальность народных национальных костюмов России и стран Ближнего зарубежья

Литвинова П.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №51 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Ожерельева О.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №51 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно многое узнать о традициях, обычаях, истории своего народа

Актуальность. Особую актуальность в настоящее время приобрели не только проблемы сохранения окружающей природной среды, социализации личности, национального самосознания, толерантности, культурной идентификации, но и проблемы сохранения культурного наследия и его многообразия. «Знание своих духовных корней, достоверной истории, национальных традиций, по мнению этнографа А.М. Кулемзина, закладывает в сознании людей уважительное отношение к своему прошлому, придает устойчивость обществу. Ведь достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение настоящее, выбрать ошибочный путь в будущее» [2].

Россия многонациональная страна, и костюмы разных народов – это отражение богатой культуры, обычаев, уклада жизни народа.

Всех проживающих народов объединяло несколько общих черт:

  • в основе любого вида одежды была рубаха;

  • на рубаху сверху одевался кафтан либо сарафан в зависимости от пола человека;

  • одежда сочетала в себе функциональность и красоту;

  • наличие вышивки, которая часто указывала на статус человека.

Наш поселок Мирный Люберецкого городского округа Московской области – многонациональный, в котором русские составляют доминирующее большинство населения. Однако здесь проживают и представители различных национальностей – это армяне, азербайджанцы, дагестанцы, калмыки, казахи, киргизы, украинцы, таджики и другие. Не исключение составляет и наш 8 Г класс МОУ СОШ №51.

В прошлом учебном году с классным руководителем решили участвовать в проекте «Создание школьного музея» РДДМ «Движение первых», что создадим в нашей школе музей, где одним из разделов будет этнографический, который поможет учащимся более глубоко познакомиться с национальными костюмами того или иного народа, который поможет воспитать в детях дружелюбие между разными нациями.

Музей, как всем известно, это неотъемлемая часть культурного наследия. Он охватывает практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию.Именно многонациональность нашего класса и создание школьного музея послужило толчком для исследования народных национальных костюмов России и стран Ближнего зарубежья.

Гипотеза исследования: изучение особенностей национального костюма способствует формированию этнокультурных ценностей у обучающихся.

Объект исследования: национальные народные костюмы экспозиции школьного музея «Время вперед» как объекты культурного наследия.

Предмет исследования: национальные народные костюмы.

Цель исследования: изучение истории, культуры и традиций народов России и стран Ближнего зарубежья на примере уважительного отношения к культуре различных национальностей – создание коллекции национальных костюмов.

Задачи исследования:

  • познакомить учащихся с национальными костюмами разных народов в ходе проведения экскурсий;

  • формировать основы национального самосознания и любви к малой Родине, способствовать развитию взаимопонимания, уважения и укреплению дружбы между людьми разных национальностей;

Методы исследования: изучение истории и культуры народов России и стран Ближнего зарубежья, поиск, подбор литературы об истории русского национального костюма и одежды девушек и женщин; изучение специальной литературы; и, анализ найденных материалов и их обобщение.

Основная часть

  1. История развития Русского народного костюма

Национальная одежда является отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, мышление людей и устройство их жизни, но важно, чтобы сохранялась связь с прошлым, чтобы люди помнили о своих корнях, как дерево не может жить без корней, так и невозможно построить современное государство, не помня опыта предыдущих поколений.

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. У национальной одежды многовековая история. Общий ее характер, сложивших в быту многих поколений, соответствуя внешнему облику, образу жизни, географическому положению и характеру труда народа.

Народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. Он может состоять из разных частей, определяющих внешний вид человека: головные уборы, верхняя и нижняя плечевая или поясная одежда, обувь, а также украшения и аксессуары.

Культура народов и, в частности, культура национальной одежды отражена во многовековой истории.

Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный. При одном только упоминании о нем сразу возникает ассоциация: роскошная русская красавица с косой до пояса, в расшитом драгоценными камнями кокошнике, в узорчатом сарафане и юноша с русыми волосами, в рубахе, в лаптях.

Русский народный костюм, его колорит, вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться, ведь национальная одежда является своеобразной книгой о традициях, обычаях и истории народа. Самые древние элементы одежды у русских: рубаха (у мужчин), сарафан (у женщин), сорочка. Стоит отметить некоторые особенности: рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху, поэтому она часто соотносилась с судьбой человека. А, например, сарафаны обязательно подвязывались – потерять пояс считалось опозориться. В русском костюме важное место занимали головные уборы. У девушек они имели форму обруча, венка.

Особое внимание уделялось украшениям. Их истинное назначение – оберегать, отгонять нечистую силу. Серьги в ушах, браслеты, кольца, ожерелья – отголосок древней обереговой традиции. Одежда украшалась вышивкой или тканым узором, использовались бисер и стеклярус, мелкие монеты, золотые и серебряные нити, жемчуг, фольга, кружево и шитье.

  1. Женский национальный русский костюм

Основные части комплектов пришли из Древней Руси. В женском национальном костюме заложены представления того времени о женской красоте и семейных ценностях. Силуэт прямой или расширенный вниз, подчеркивать фигуру было не принято, для национального комплекта характерна многослойность [Рисунок 1. Приложение 1.].

Женский костюм различают по назначению:

  • повседневная одежда изготавливалась из хлопка, льна и шерстяной ткани, включала в себя до семи предметов;

  • в пошиве нарядной одежды использовались бархат, парча, хорошего качества шерсть.

Праздничный женский комплект одежды мог состоять из двадцати предметов. Такие вещи стоили дорого, тщательно украшались, надевали по особым праздникам и в церковь. Нарядные комплекты хранили в сундуках, лучшее передавали по наследству.

Обувь. В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх. Шили их из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями. В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века – с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.

  1. Символика и значения элементов национального костюма России

Женский русский народный костюм отличался восхитительной красотой, большей яркостью и эстетичностью, роскошью убранства, чем мужской. И это неудивительно, ведь женщина на Руси всегда была олицетворением изящества, нежности, была хранительницей домашнего очага, источником вдохновения и любования. Поэтому даже одежда простолюдинок была богато украшена вышивкой, оставаясь яркой и красивой. Традиционно более популярным и интересным была сарафанная костюмная традиция.

Сарафан.Сарафан – одна из характерных деталей русского национального комплекта. Сарафан – женская одежда, напоминающая платье, но без рукавов. Сохранились следующие варианты кроя русских женских национальных сарафанов:

  • туникообразный (самый простой и «прямой» вариант сарафана);

  • косоклинный – с широкой пышной юбкой;

  • прямой – сарафан, юбка которого представляла собой сшитое по боковому шву полотно ткани с лямками и без лифа;

  • прямой с лифом;

  • прямой с лифом на кокетке – очень красивый, нарядный сарафан, который даже называли «полуплатьем», настолько он был эффектным.

Поверх сарафана подпоясывались красивым поясом и передником. Носили на Руси распашной сарафан с вышивкой по краю полы и застёжкой на пуговицы.

Популярны для пошива сарафанов были хлопок, лен, ситец, реже – шерсть. Знать могла позволить себе роскошные ткани типа парчи или шелка. Сарафаны богато декорировались вышивкой, кружевами, пуговицами.

Кокошник.Кокошник – старинный головной убор замужней женщины, один из символов русского костюма. Его название образовано от слова «кокошь» – «курица». Считается, что термин прижился из-за особой формы убора, напоминающей куриный гребень.

На Руси головные уборы делились на две большие группы: девичьи, которые можно было носить только до замужества, и женские – после свадьбы. Девичьи венцы, ленты и повязки не закрывали прическу. Толстая коса была одним из главных достоинств красавицы, ее обязательно оставляли на виду у женихов. А вот в браке женщине полагалось тщательно прятать волосы, ни одна прядка не должна была выбиться из-под убора: это считалось позором, а иногда и дурным знаком, способным накликать беду.

Кика и кокошник предназначались для выхода в люди, дома женщина носила повойник (чепец) и платок. Дополняли наряд нагрудные и шейные украшения, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Такие украшения состояли из бус, цветной шерсти и бисерных нитей. В нарядной женской одежде богато украшались даже пуговицы.

  1. Калмыцкийнародный костюм

В Калмыкии в вещах сохраняются традиции исторического наследия монгольского ханства. В зимнее время калмыки носили овчинные тулупы с поднятым воротником. Верхнее платье было широкое, под него одевали полукафтан и стягивали поясом. Выход без пояса считался неприличным.

Женская одежда является простой. Наряд состоит из длинной широкой блузы и шаровар. Блуза очень похожа внешне на русскую рубаху. В обычные дни женщины носили длинные платья под названием хутцтан. Незамужние девушки летом одевали приталенные платья длиной до пяток.

Их шили из разноцветного шелка. Обязательно такое платье подвязывали широким поясом [Рисунок 2. Приложение 1.].

  1. Традиционный костюм Таджиков

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей. Женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою – туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. [Рисунок 3. Приложение 1.].

Большинство таджиков – приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют. Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец. Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани.

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний – из более дорогой. Самая популярная и известная таджикская ткань – парче. При выходе из дома ко всему комплексу повседневной одежин добавлялась еще к головная накидка – "паранджа с чачваяои". Таджички носили паранджу ("фаранджи") преимущественно в городах, где было много чужих.

Обувь. В качестве обуви у таджиков были распространены кожаные галоши – "кавш" и мягкие сапоги – "махси". Для горожан-таджиков женщин – привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Выводы

Я учусь в МОУ СОШ №51 п. Мирный, где создан школьный музей, поэтому в данной научно-исследовательской работе использован материал на примере экспозиций этого уникального культурного музейного пространства.

Я считаю, что нужно ценить старину, не забывать и хранить всё, что связано с ней. Народная одежда является одним из главных источников культуры каждой страны. Национальная одежда русских говорит нам много о стране и ее культуре.

Красота, созданная народом, не умерла. Она получила новую жизнь. Все, что творили наши предки, что было настоящим произведением искусства, стало достоянием музеев, доступным для всех. Любуясь в музеях женскими нарядами, мы невольно испытываем чувство восхищения художественным мастерством безымянных мастериц, создавших все это, их тонким пониманием материала, колорита, их композиционным даром.

На основе богатых традиций русского костюма и вышивки развиваются современные художественные промыслы. Элементы русского костюма присутствуют в современной моде.

Заключение

Национальный костюм каждого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он помогает лучше понять суть менталитета коренных жителей. «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» – Э.К. Суслова.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Костюм – явление культуры, тесно связанное с её духовными, эстетическими, социальными особенностями. Исторический костюм связан с религиозными представлениями, обрядовой традицией. С давних времён одежда служила не только защитой от непогоды, но и украшением, средством достижения этического идеала. Всю одежду испокон веков простые люди делали сами, не думая совершенно о том, что когда-то потомки будут смотреть на нее как на произведение искусства. Не умирает народный костюм. Чем дольше смотришь на него, тем больше находишь ценного, костюм раскрывает тайну цвета, формы, орнамента, связывает нас с прошлым, которое не пристало забывать никому. В нем душа народа.

Только в школьные годы, возможно, воспитать в человеке патриотическую и гражданскую ответственность. Мы изучили теоретический материал, рассматривающий национальный костюм как элемент культуры, обобщили опыт изучения национальных костюмов

Работа имеет практическую значимость: данные материалы могут быть

использованы для проведения экскурсий и организации творческой деятельности учащихся;

Таким образом, гипотеза данной работы, которая гласит, что изучение особенностей национального костюма способствует формированию этнокультурных ценностей у обучающихся, была подтверждена, цель – достигнута, а задачи решены в полном объеме.

Список используемой литературы

  1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг //Паритет; СПб; 2011.с 46.

  2. Кулемзин А.М. Предисловие // Музееведение и историко-культурное наследие. Сб.. ст. Кемерово. 2008. – Вып. II. с. 3.

  3. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д.В. Дмитриев. 2003. 200 с.

Приложение 1.

 

Рисунок 1. Русский народный костюм

 

Рисунок 2. Калмыцкий народный костюм.

Рисунок 3. Таджикский народный костюм.

Рисунок 4. Экспозиция школьного музея МОУ СОШ №51 «Мы вместе – мы едины».

Просмотров работы: 202