Введение
В нашем современном мире, к недостатку духовности и чувства национального самосознания, привела утрата веры в идеалы. В образовании, на сегодняшний день возникла большая потребность в качественном новом обращении к исследованию народных традиций и народного искусства. Человечество всегда прислушивалось к опыту прошлых поколений в своем историческом и культурном развитии.
Глиняная игрушка – одна из наиболее традиционных областей народного
искусства, поэтому она является хранительницей древних изобразительных типов, художественных принципов и техник. Сохранение образной основы – главное правило, которому следуют мастера-игрушечники в разных центрах её
производства. Вместе с тем, как показывают работы лучших народных художников России на разных её территориях (не только потомственных, старшего поколения, но и талантливых молодых, получивших выучку «из первых рук» на производстве), традиция не только не ограничивает свободы индивидуального творчества, наоборот, – активизирует его возможности.
Желание сохранить и, в то же время, обогатить древний образ, было всегда и остается сейчас определяющим в работе промыслов.
Актуальность. Рукотворные, художественные вещи являются носителями человеческого опыта. Предметы эти имеют особенную духовную ценность, хранят память культуры. Выбор традиционной русской глиняной игрушки в качестве объекта исследования, не случаен. Мне хорошо знакомы глиняные игрушки, которые находятся в нашем школьном музее, так как в течение прошлого года мы с классом работали над его созданием и поэтому, в этом учебном году эту работу мы продолжаем. В ноябре 2023 года состоится долгожданное открытие, и так как наш музей начинает работать, конечно будет пополняться новыми изделиями, я решила побольше узнать об этих загадочных игрушках: о материале, технологии изготовления, о способах их обжига, об их оформлении.
Также меня заинтересовали, какие игрушки имеются в регионах России, в нашей области. Я решила начать собственное исследование. Обращение к данной проблематике актуально сегодня, если учесть, что воспитательная роль народного искусства в современном мире постоянно возрастает.
Русская глиняная игрушка – популярнейший вид народного искусства. Она бытовала на всех территориях, – в Северной, Средней, Южной России, – и была всегда необычайно разнообразна, оригинальна, традиционна и характерна по стилю.
Такой народная глиняная игрушка продолжает быть и теперь, хотя изменились условия ее существования и среда обитания. Широко известны такие крупные центры производства русской глиняной игрушки, как Дымково, Абашево, Каргополь, Филимоново, Скопил. Однако одновременно существуют и центры малого по объему производства, изделия которых также интересны и ценны в художественном отношении. Кожля, Романово, Хлуднево, Александрово-Прасковинка – эти центры привлекают не меньшее внимание специалистов и современных любителей глиняной игрушки. Усилиями потомственных мастеров, когда-то работавших на промысле, и художников-энтузиастов, изучающих прошлое своего края, постепенно налаживается производство игрушки в таких местах, как Суджа (Курская область), Ёрга (Череповецкий район Вологодской области), Сомово (Архангельская область), Чернышино (Орловская область). Все это свидетельствует не только о возросшем интересе к народному искусству, но и о стремлении сохранить традиционную культуру, художественные промыслы, сделать их непременной составляющей в жизни современного общества.
Русская глиняная игрушка выделяется не только спецификой материала и особенностями его обработки, которые определяют ее своеобразие. Она занимает особое место в народном искусстве и по своей природе, объединяя разные начала. В качестве основы доминирует скульптурное, пластическое начало, а в качестве дополнения, необходимого в образном решении, – живописное (цветовое) и орнаментально-декоративное (графическое) начала [1].
Но на самом деле это все очень интересно. Кроме того, я задаюсь вопросом «Всегда ли глиняная игрушка была игрушкой или когда-то глиняные фигурки, свистульки играли какую-то иную роль в жизни людей?» В своей работе я попробую ответить. Меня заинтересовали Хлудневская игрушки – русский художественный промысел в Калужской области. Своё название получил от деревни Хлуднево Думиничского района, где жили мастерицы, занимавшиеся этим ремеслом.
Цель исследования: собрать материал, изучить историю возникновения хлудневской игрушки, ее особенности и отличие от игрушек других мест России и по образцам воссоздать игрушку для нашего музея.
Объект исследования: народная глиняная игрушка как эстетическая модель школьного музея на примере хлудневской игрушки.
Предмет исследования: хлудневская игрушка как эстетическая модель школьного музея.
Методы исследования: изучение истории глиняных игрушек России, поиск информации, анализ найденных материалов и их обобщение.
Основная часть
Русская глиняная игрушка как особый вид народного творчества
В искусстве народ отражал свои мысли, чувства, свое восхищение окружающим миром и природой. Народное искусство всегда празднично, потому что труд доставляет людям радость. Они старались сделать все предметы не только удобными и практичными, но и яркими, красивыми, чтобы радовали глаз. Это предметы быта, одежда, жилище, орудия труда. В России народное всегда было популярно. Количество центров народного мастерства росло с каждым годом. В каждом регионе народное искусство свое. Оно везде разное. Это можно понять по произведениям местных мастеров и мастериц. Различия возникают из-за разных традиций, обычаев, истории и нужд общества.
В последнее время многие произведения народного искусства утратили свои первоначальные функции, перестали быть предметами быта и использоваться в хозяйстве, приобрели другие ценности – художественную и эстетическую.
Народные промыслы включают в себя художественную обработку материала, художественную роспись. «Некоторым особняком в искусстве керамики стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты» [1].
Для исследования я выбрала книгу «Русская глиняная игрушка». Она знакомит читателя с одним из видов русского народного творчества – глиняной игрушкой. Автор освещает многие аспекты, касающиеся этого вида искусства. Например, рассказывает о появлении этого вида искусства, его развитии, раскрывает особенности этого вида искусства, показывает различия технологий изготовления игрушки в разных центрах производства. Книга включает в себя множество красочных иллюстраций, дающих представление о различных видах глиняной игрушки, произведенных в разных регионах, а также наглядно и детально показывающие их различия (таблица 1.)
Таблица 1. Глиняные игрушки на территории России.
Игрушка |
Содержание |
Технология росписи |
Цвета/яркость |
Московские |
Птицы, кони, бараны, погремушки, медведи, скоморохи-гудошники |
орнаменты в виде полос, крестов, овалов и кругов |
Темно бурый цвет |
Орловские |
Бабы, звери |
Орнаменты из пятен и крестов |
На буром фоне Синие, Черные, Красные краски |
Воронежские |
Барыни |
пересечение вертикальных, горизонтальных и диагональных линий |
На светлом фоне коричневые и красные краски |
Курские |
Бабы, звери, всадники |
пересечение вертикальных, горизонтальных и диагональных линий |
На светлом фоне темно-фиолетовая, серая и желтая краски |
Скопинские |
Всадники и медведи |
нет |
Зеленая, желтая или коричневая краски |
Вырковские |
Миниатюрные изображения людей |
нет |
Светло коричневая полива, желто-зеленые затеки |
Жбанниковские |
Люди и звери |
ряды и полосы «тропиночек-дорожечек», ряди и полосы, отпечатанные штампиком из губчатого гриба |
оранжевая, темно-вишневая, черная краски |
Липецкие |
Военные, дамы, домашние животные, птицы, всадники |
разбросанные полосочки |
Желтая, Желто-зеленая с красными затеками полива – фон; серебряная краска (алюминий) - роспись |
Абашевские |
Всадники, дамы и птицы |
детали, выполнены бронзой или алюминием |
Красно-коричневая эмаль – фон; Бронза и алюминий – роспись |
Каргопольские |
Люди и звери |
Часто раскрашивается только лицевая сторона; три приема росписи: -сплошная окраска отдельных частей; -комбинация из пятен; - сочетания прямых и волнистых линий и штрихов в виде своеобразного геометрического узора. |
Розовая, зеленая. Сиренево-синяя. Желтая, оранжевая, красная краска |
Филимоновские |
Свистульки: барыни, солдаты, крестьяне, звери |
Орнаменты, составленные из крестов, точек, полос, кругов, овалов, треугольников, звезд |
Розовая, зеленая, сиренево-синяя, желтая, оранжевая, красная краска |
Тульские |
барыни, няни, кормилицы, монахи, военные, дамы |
Белый, чуть розово-желтоватый фон; малиново-красные, зеленые, желтые, синие и фиолетовые краски |
нежные пастельные тона – палевые, сиреневые, розовые, серые, зеленоватые, голубые. |
Дымковские |
барыни, няни, гуляющие и танцующие пары, кавалеры, птицы, звери |
Роспись исполнялась по меловому грунту; красками малинового, зеленого, темно-синего, желто-оранжевого, голубого, сиреневого, палевого, желтого, красного цвета |
Небольшие круги, овалы, полосы, клетки, очки, описанные теми же красками, составляют разные узоры |
Хлудневские |
Свистульки: барыни, звери |
Расписывают не целиком, а только отдельные детали: перья птиц, очертания и части туловища животных. Характерны разноцветные полоски, чередующиеся с полосками натурального фона глины. Широко распространены разнообразные ромбы, знаки неба, жизни, солнца. |
Бело-розовой, фоновый цвет. Используют в основном яркие цвета: красный, малиновый, зелёный. |
Хлудневская игрушка: прошлое и настоящее
Изготовлением хлудневской глиняной игрушки сейчас занимаются потомственные мастера в деревне Хлуднево, а также мастера в посёлке Думиничи, дети и внуки хлудневских мастеров в городе Калуге.
В Думиничской центральной районной библиотеке создана Музейная комната народных промыслов и ремёсел, где представлены образцы глиняной игрушки, именные грамоты и дипломы мастериц округи.
При Доме культуры Думинич работает кружок детского творчества, где обучают искусству создания игрушки из обожженной глины.
Хлудневскую глиняную игрушку отличает простота исполнения. Это по-настоящему народные, грубые в лепке фигурки с лаконичной росписью яркими красками. Они выделяются разнообразием персонажей и сюжетов, отражающих крестьянский быт. Среди персонажей – барыня, конек, корова, коза, петух, герои сказок (рисунок. 1., 2. Приложение 1.) Среди сюжетов – обрядовые, обереговые, игральные, бытовые. Особая технология лепки позволяет создавать разные виды игрушек, в том числе свистульки, гудухи, громотухи, сложные композиции.
История. Считается, что хлудневское гончарное дело появилось довольно давно, так как на Калужской земле распространена глинистая почва. Известно также, что в первой половине XIX века местные мастера продавали на ярмарках не только посуду, но и игрушки-свистульки. Однако достоверных сведений о том, как развивался промысел, до сих пор обнаружено немного. Согласно народному преданию, ремесло принесено в Хлуднево крестьянами, которых переселил сюда местный помещик [4].
В краеведческой литературе можно найти и иную версию, связывающую производство игрушек с древними народными праздниками Ярилками, посвященными языческому богу Яриле. Со временем народный обряд трансформировался в ярмарочные гулянья, эволюционировал и сюжет игрушек.
К концу XIX века Хлуднево превратилось в крупный центр гончарного дела. При этом производство игрушки оставалось народным творчеством и не было знакомо жителям других регионов. Работы хлудневских мастеров не экспонировались на первых выставках игрушки в России, состоявшихся в 1890 и 1909 годах.
Технология изготовления. Слепленные игрушки сохнут день-два на воздухе, затем их досушивают в печке, пока глина не станет светлой. В процессе обжига глина меняет свой природный цвет и становится бело-розовой, фоновый цвет хлудневской игрушки.
Вывод
Народная игрушка дает возможность формировать представление о взаимодействии человека и окружающего мира, способностью передавать зрителю трепетное мировосприятие автора, взволнованное отношение мастера-
игрушечника ко всему увиденному в жизни. Круг художественных образов народной игрушки традиционен. Из глубины веков он доносит до нас историческую память об обрядах и ритуалах, сопровождавших наших предков на протяжении всей их жизни, отражает восприятие ими окружающего мира. В образах игрушки ярко прослеживаются духовные ценности народного сознания.
Наша работа стала первым этапом в исследовании данной темы, исследование будет продолжено, и мы планируем исследовать народные игрушки не только России, но и стран Ближнего зарубежья, так как наш музей отражает идеи многонациональности.
Заключение
Глиняная игрушка – оно из самых парадоксальных явлений в народном творчестве. В ней совмещены на первый взгляд несовместимые начала. Она традиционна, имеет определенный круг сюжетов, но они очень разнообразны, специальные приемы лепки и композиции. Время создания игрушки не всегда может сказать о ее характере. Одним свойственны обобщенность образов, простота исполнения, компактность формы. Такие игрушки статичны, роспись обычно простая, состоящая из одного-двух цветов, которая создает неяркий образ. Такие произведения изготавливались во многих малых центрах Средней России – Курской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Воронежской областях. Другие игрушки более сложны, их формы и композиции трехмерны и подвижны, силуэты декоративны. Особенностью таких игрушек являются обилие лепных деталей и индивидуализация образов. Цветовая гамма тоже играет роль в облике этих игрушек.
Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Художественные особенности глиняной игрушки – лаконизм и компактность лепной формы, гармония ее с содержанием образа, точность и предельная выразительность деталей, импровизация в росписи, установленные многими поколениями, не перестают удивлять и восхищать. Поэтому сегодня интерес к народной глиняной игрушке вызван не только ее ценностью как музейного экспоната. Она также близка своим художественным содержанием. Веселые фигурки являются воплощением связи времен и жизненных сил народного искусства и в музеях, и в интерьере современного дома.
Список используемой литературы
Барадулин В.А. Основы художественного ремесла. – М.: Просвещение, 1987.
Н. Ведерникова Гончарный промысел деревни Хлуднево // Калужский край. Козельский район. Живая культура Российской провинции. М.:1999. С.160.
Калугаведение: хрестоматия для учащихся. – Калуга: Издательство научной литературы Н.Ф. Бочкаревой, 2008. – 256 с.
Личенко С.И. Народное искусство Калужского края XIX-XX веков. Очерки. – Калуга, изд. «Фридгельм», 2001.
Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. для проф. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159 с.
Приложение 1.
Рисунок. 1. Хлудневская игрушка. Барыня.
Рисунок. 2. Хлудневские игрушки.