ВВЕДЕНИЕ
Сила традиций и сила творчества в их сочетании
– животворящий источник всякой культуры.
Пётр Савицкий
Однажды я увидел у своей бабушки очень красивый фартук, который она почему-то никогда не надевала, а прятала в шкафу. Когда я спросил у неё, что это за фартук, она сказала, что это часть народного костюма башкирских красавиц, и достала ещё одну удивительную вещь: огромный красный платок с монетками. Оказалось, что эти вещи достались бабушке Тане от её мамы. Мне стало интересно узнать, от чего зависели особенности народного костюма, почему именно такие рисунки на фартуке моей прабабушки. Так родилась цель моего проекта: узнать, от чего зависели особенности народного башкирского костюма. Тема моего исследования: «Национальный костюм башкирских красавиц».
Чтобы достичь цели, я должен выполнить следующие задачи:
Изучить особенности женского башкирского народного костюма из различных источников информации и определить, от чего они зависели.
Смоделировать и описать элементы женского башкирского народного костюма.
Гипотеза: я предположил, что особенности народного башкирского костюма не случайны, они что-либо обозначают.
Так объектом моего исследования стал женский национальный костюм, а предметом исследования особенности женского башкирского народного костюма.
Великий русский учёный М. Ломоносов сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». В этом я вижу актуальность своего исследования, ведь моя бабушка башкирка. Значит, изучая культурное наследие башкир, я окунаюсь в прошлое моих предков.
Работая над этой темой, я использовал следующие методы:
- изучение литературы по данной теме;
- беседа с представителями башкирской национальности Челябинской области
- практический метод (разработка модели костюма, изготовление элементов костюма для сестры с учетом особенностей).
Практическая значимость: представив вариант башкирского женского костюма своим одноклассникам и познакомив их с интересными фактами о жизни и истории башкирского народа, отразившиеся в национальной одежде, я приобщу их к башкирской культуре.
1. БАШКИРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
1.1 История развития национального костюма
Башкиры являются одним из коренных народов нашей области. Когда-то они были кочевым народом. Они издревле занимались скотоводством: разводили овец, лошадей, коров, перегоняя их с одного пастбища на другое. Поэтому национальный костюм башкир в основном был сформирован на основе скотоводческого образа жизни. Национальный костюм у башкир складывался в течение веков. Единого общебашкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. Но даже несмотря на некоторые детальные различия в одежде у жителей разных районов, башкирский национальный костюм удивительным образом сохраняет в себе одну культуру, одни и те же традиции, передает особый народный дух. Этим он и интересен.
Традиционно одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха. С переходом к оседлой жизни, который длился три столетия (XVII-XIX вв.), башкиры занялись растениеводством и накопили большой опыт по изготовлению пряжи из растительного сырья. Изо льна и конопляного волокна они пряли пряжу и ткали полотно с причудливыми узорами. Льняные ткани башкирские женщины умели изготавливать нескольких сортов. Более грубые шли на верхнюю одежду и мужские штаны, а более тонкие - на полотенца и праздничные рубахи. Холст у башкирских мастериц мог получаться не только гладким и белым, но и клетчатым, и полосатым, так называемая пестрядь. Такие ткани башкиры использовали для одежды и традиционных домашних занавесей.
Когда бытовало окрашивание белого льна натуральными красителями (корой ольхи, травами), цветовая гамма получалась тёплой, неинтенсивной - от светло-жёлтого до тёмно-коричневого. Но когда появились красители фабричные, национальный костюм башкир засиял яркими, насыщенными, даже изощрёнными цветами. Но даже и в двадцатом веке старинные способы окрашивания не были забыты.
Так собираясь на традиционные гуляния башкирские девушки, окрашивали свои платки листьями подорожника. Сначала делалась яркая зелёная полоска по периметру квадрата, затем листья заворачивали в платок послойно и прикусывали зубами в разных направлениях, формируя узор. Получались расходящиеся дугообразные линии яркого зелёного цвета, образующие кайму. Этой техникой девушки владели виртуозно, узоры получались прихотливыми и неповторимыми. И на весенних и летних гуляниях каждая девушка щеголяла в платке, который сделала самостоятельно.
Домотканая одежда составляет почти полностью национальный костюм башкир. Это было абсолютно женским занятием, к которому девочки приучались ещё до десятилетнего возраста, потому что к замужеству, то есть к пятнадцати годам, каждая должна была приготовить себе приданое: полностью женский костюм для себя, одежду для будущего мужа, а также и для свекрови и свёкра, все тканые предметы интерьера.
Башкиры-южане оставались верны скотоводству дольше. Поэтому производили суконные изделия, занимались валянием шапок, изготавливали самокатную обувь. Одежда башкирского народа создавалась с целью сохранения тепла в зимнюю пору и удобства летом. Да и из религиозных соображений башкиры не могли позволить себе носить открытую одежду. Поэтому национальный костюм имеет свободный крой. Обычно это длинные приталенные халаты, свободные штаны и рубашки.
1.2 Особенности женского костюма
Костюм башкирских красавиц состоял обычно из платья с несколькими оборками на подоле, широких штанов, нагрудной повязки. Далее шёл передник, короткая безрукавка или приталенный кафтан. На ногах вязаные или валяные чулки и обувь из кожи или сукна. Головной убор зависел от возраста и семейного положения женщины. [Приложение 2]
Основным предметом гардероба башкирской женщины являлось платье,с длинными рукавами, глухим воротом, широким и длинным - до щиколоток - подолом. носящее названиекулдэк. Украшали такое изделие вышивками и узорами из ткани. По шесть и даже восемь метров ткани уходило на такое платье. На шею поверх платья, женщины надевали нагрудник. Считалось, что такой атрибут служит оберегом от злых духов.
Под платье было принято надевать ыштан (своеобразные штаны), а поверх украшенный серебряными монетами камзол или кафтан (казакин), а на праздник елэн.
Елян - это пальто обязательно на подкладе, мужчинам - с прямой спиной, а женщинам - приталенный и довольно сильно расклешённый. Женщины шили себе елян из шёлка, сатина, цветного бархата; нашивки на рукавах, полах и подоле были не только красные, но и синие, и зелёные, ещё и чередовались с позументами. Украшали не только вышивками и аппликациями, но и монетками, кораллами. И обязательны были треугольники, нашитые на плечах (яурынса). Женский национальный костюм башкир требовал от швеи большого умения, терпения и усидчивости.
Казакин - очень распространённый вид башкирской верхней одежды. До начала двадцатого века эта мужская и женская верхняя одежда по крою мало отличалась друг от друга: одинаково приталенный национальный костюм башкир с рукавами, глухой застёжкой и на пуговицах. По бокам обязательно прорезались карманы. Зато по отделке казакин мужской легко отличить от женского. Украшали его различным образом, всё зависело от региона. Женский расшивался так же богато, как елян: с вышивками и аппликациями, с позументами и блестящей бижутерией.
Ещё одним элементом праздничного наряда стал передник, носящий название алъяпкыс. Первоначально этот передник женщины надевали под час занятия домашними делами, но со временем его видоизменили и дополнили им праздничное убранство. Чаще всего украшали его вышивкой. Растительный орнамент вышивки чаще всего выполнялся очень плотно, иногда не было видно ткани.
Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп).
Женская обувь. В старину обувь делали из обработанной копчением кожи. Кроме сапог, существовали у башкирских щеголих башмаки, самодельные из кожи калоши. При выделке обуви использовали не только кожу, но и сукно, войлок, мех, шкуры, а также и лыко, и бересту. Нередко обувь была комбинированной. Часто женская обувь тоже была с богатой отделкой, не просто строчкой, но и с разноцветными кисточками.
Кожаные сапоги на твёрдой подошве носили в основном молодые девушки. Называлась такая обувь сарык. Носили их с шерстяными чулками.
Низкая кожаная обувь в виде туфель называлась по-разному: башмак, кун калуш. Они были с глубоким носком, низким задником и каблуком. Их надевали не только на вязаные или суконные чулки, но и на мягкие сапожки – ситек.
Ещё одна разновидность сапожек – ичиги. Её носили в основном женщины более старшего возраста. Это была обувь для особенных торжественных случаев. Для походов по улице поверх ичигов надевались калоши. Заходя в помещение калоши оставлялись у порога.
Сестра моей прабабушки рассказала, что было неукоснительным правилом держать ноги в тепле. Поэтому на ногах у башкир в любое время года были чулки. Их чаще всего вязали из овечьей шерсти. Они назывались бэйлэм ойок. Но были сделанные и из сукна (тула ойок), из войлока (байпак), а позднее и хлопчатобумажные чулки, купленные в магазине.
Головные уборы. Головной убор башкиров - своего рода паспорт. Глядя на такыи и буреки, можно было достоверно и безо всяких расспросов определить, что за человек их носит: сколько ему лет, замужем ли эта женщина, какому роду эти люди принадлежат.Жёны состоятельных мужчин могли позволить себе богатый головной убор, носящий название кашмау. Этот аксессуар представлялся в виде шапочки с наличием отверстия на макушке. Расшивали изделие кораллами, бисером и подвесками. Длинная лента, спускающаяся на спину, наделяла шапочку индивидуальностью и красотой – ленту расшивали бисером и прикрепляли бахрому.
Существовала ещё одна разновидность головного убора для замужней женщины – кэлэпуш. Это была высокая шапка, к ней прикрепляли накидку, которая закрывала уши и спадала на плечи. Украшали изделие так же, как и кашмау, бисером и кораллами.
Девочки ходили, не покрывая головы, после наступления десятилетнего возраста на голову надевали платок или тюбетейку.
Молодые женщины в качестве головного убора использовали колпаки. Производили их из картона, бересты или кожи. К колпаку прикрепляли кисточки, носили, сдвигая на бок. Сверху надевали платок или кушъяулык.
Ҡушъяулыҡ – это сдвоенный платок-покрывало, традиционный головной убор башкирских женщин. Его носили вместе с головной повязкой баш бэйзэмес – маленьким ситцевым платком, который складывался косынкой и повязывался под кушъяулык на лоб, а концы завязывались на затылке. Край платка ҡушъяулыҡ, надевая, слегка отгибали.
Ҡушъяулыҡ носили и с головными платками, и с колпачками. Середина длинной стороны платка, приходящаяся на лоб, могла украшаться с изнанки полосой ткани (сатин, ситец). Эта полоса в некоторых областях украшалась вышивкой счетной гладью или тамбуром (Курганский комплекс). Среди вышитого узора могли помещать бисеринки. В Челябинской области было принято украшать мелкими монетами, чеканкой.
Подбородочная тесьма - сагалдырык, hакалдырык являлась наиболее характерной деталью кушъяулыка на всей территории, где был принят этот убор. На северо-востоке Башкирии и в соседних районах Свердловской и Челябинской областей подбородник с монетами, закрывавшими шею, вместе с чешуеобразно зашитым нагрудником представлял собой выразительный декоративный ансамбль в праздничном костюме. В Курганской области подбородник украшали короткой коралловой сеткой.
Головные уборы обычно были ещё ярче остальной одежды украшены камнями, кораллами, монетами. Также использовался мех куницы, выдры, бобра и других животных. Традиционным башкирским меховым головным убором был бурек — выкроенный из 4 клиньев, из 2 полуовалов с вытачками или из 4 усечённых клиньев и круглого дна. Женский бурек шили из меха выдры, бобра, куницы и др. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры (ҡама бүрек) или бобра (ҡамсат бүрек), являлся праздничным головным убором. Женщины надевали бурек на тастар или платок. Тастар - это чисто белый ситцевый или полотняный платок, который под другую шапку надевали пожилые женщины. Также часто носили большие шали и платки из козьего пуха.
1.3 Значение орнамента в женском костюме
В орнаменте, в отдельных узорах, в красках, в их сочетании народные умельцы образно отразили жизнь людей и понимание ими окружающей действительности на разных этапах истории. Национальные орнаменты и узоры можно встретить практически на изделиях всех типов, изготовленных заботливыми руками народных мастеров.
В многоцветном узоре каждый цвет имеет своё значение:
красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени,
белый – цвет чистоты помыслов, миролюбия
синий – цвет свободолюбия,
коричневый – цвет старости увядания.
Для украшения одежды применялся преимущественно орнамент из геометрических и растительных элементов, расположенных бордюром, реже розетками. В башкирском орнаменте существуют следующие ярко выраженные группы мотивов:
Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия
Сердечко – гостеприимство
Солярный знак – солнце
Ромб – символ земледелия
S-образный орнамент
Гусиная лапка [Приложение3]
Башкирский орнамент с геометрическим узором преимущественно прямолинейный, с четкими фигурами. Основными элементами его являются уступчатые многоцветные ромбы, квадраты, восьмиконечные звезды и другие фигуры, правильными рядами заполняющие орнаментируемое поле ковра. Они, в свою очередь, разработаны внутри такими же, но более мелкими фигурами.
На фартуке моей прабабушки цветочно-растительный орнамент. Тюпьпаны – являлись символом весны, возрождения. Розы являются символом пророка Мухаммеда. Стилизованные тюльпаны и розы призваны оберегать хозяйку одежды от всего злого и в тоже время привлекать всё хорошее, доброе.
Элементы орнамента, если их рассматривать отдельно, встречаются в орнаментах многих других народов. Однако в сочетании, в общей композиции, особенно при удачно подобранных цветах, они образуют тот своеобразный красочный узор, который придает орнаменту неповторимый башкирский национальный колорит.
СОЗДАНИЕ ЖЕНСКОГО КОСТЮМА
Эскиз костюма
Я изучил много литературы по теме исследования. Ресурсы Интернет также позволили рассмотреть большое количество разных вариантов костюмов. Изучив костюмы, я понял, что башкирский национальный женский костюм продолжает развиваться. Сохраняя все традиции и основные особенности, но при этом, применяя современные ткани, технологии пошива, создаются новые женские образы для башкирских красавиц. Новые костюмы подчеркивают красоту и самобытность башкирской культуры. В башкирских народных костюмах исполняются песни и танцы.
Сначала как настоящий модельер, я создал эскиз будущего костюма. Я решил, что это будет праздничный комплект. Далее я решил выбрать цвета для моего костюма. Поскольку это праздничный наряд девушки для костюма были выбраны оттенки зелёного (вечной молодости) и красного (тепла и огня) цветов. К этому платью я добавлю алъяпкыс и кушъяулык моей прабабушки. [Приложение 1]
Вместе с мамой мы подобрали ткань, купили ленты и другие украшения для костюма. В своем наряде башкирская женщина выглядит удивительно красиво и монументально. Женщину, источник новой жизни, следовало оберегать на всех уровнях: голову, тело, ноги. Для каждого из этих уровней были свои обереги: красные коралловые нити, как символ непрерывной жизни, раковины каури, олицетворяющие женское начало и плодовитость, серебряные монеты, очищающие от любой порчи.
Затем мы отнесли ткань и ленты знакомой швее. Она согласилась сшить платье по моему эскизу.
Головной убор
Теперь мне нужно было сделать головной убор. В моём эскизе это тюбетейка. Оказалось, валять из шерсти такие вещи не очень просто. В этом мне помогла Елена Леонидовна Марченко, хозяйки магазина-студии «Золотое руно». Она рассказала о секретах шерсти и валяния. Я узнал, что при сваливании шерсть уменьшается в размерах, причем садится шерсть в одном направлении. Поэтому шерсть укладывают слоями в двух разных направлениях. Затем на разложенную таким образом шерсть укладывают сетку, намочив её водой с мылом, притираем сетку к шерсти. Накрыв целлофаном, переворачиваем будущее изделие на другую сторону. Теперь на этой стороне повторяем всё снова. Затем туго сворачиваем в рулон и валяем, то есть катаем, как скалку, с применением рубеля. Развернув рулон, проверяем и доваливаем, если нужно, в мягком рулоне и в руках. [Приложение5]
Мы, конечно же, справились. Но работая над костюмом, я сделал вывод: сколько труда, старания, терпения и времени прилагали башкирские девушки, чтобы создавать такие яркие, непохожие на другие, неповторимые наряды.
Когда наряд был готов, мы вместе с моим руководителем, Валентиной Леонидовной, приступили к оформлению проектной папки. Здесь мне пригодились знания, полученные в кружке информатики. Мне понравилось печатать, вставлять картинки и редактировать текст. После этого я выступил перед своими одноклассниками. Представил им свою исследовательскую работу, поделился интересными фактами о башкирской культуре, продемонстрировал наряд. Моим одноклассникам очень понравилось моё исследование.
Тема башкирской культуры еще больше меня заинтересовала, и я определился с темой моего следующего исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Башкирский национальный костюм имеет богатую историю. Народный костюм- ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработка кожи, металла и многое другое. Костюм является богатейшим материалом для изучения культуры башкирского народа. Его основными чертами на протяжении веков оставались рациональность, насыщенность цвета, контрастность. Во все времена народный костюм развивался по законам народного искусства, где основой процесса создания является традиция – передача из поколения в поколение идейно-эстетических достижений мастеров. Много труда вкладывали в свой национальный костюм башкиры.
Цель моего исследования была достигнута: я не только узнал об особенностях башкирского национального женского костюма, о том сколько труда и терпения требовалось башкирским красавицам для его создания, но и сам попробовал создать вариант костюма.
Выдвинутая мною гипотеза, подтвердилась: особенности народного башкирского костюма не случайны: каждый элемент, цвет, орнамент что-либо обозначают. Создавая эскиз костюма для девушки, я постарался учесть эти особенности.
Изучая женский башкирский национальный костюм, я не только получил много новых знаний, но испытал такие чувства, как гордость за народ, проживающий на нашей южноуральской земле, уважение к башкирской культуре. Также я определился с темой своего следующего исследования – мужской национальный башкирский костюм.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Колбина А.В. «Башкирская мозаика»
Кузбекова Р.А. «Головные уборы и обувь»
Кузбеков Ф.Т. «Национальный костюм башкир»
Шитова С.Н.Башкирская народная одежда.-1-е изд. -Уфа: Китап,1995,с.5-16
Башкирский орнамент: фото и описание, особенности узора и традиционные элементы: https://www.syl.ru/article/419632/bashkirskiy-ornament-foto-i-opisanie-osobennosti-uzora-i-traditsionnyie-elementyihttps://www.syl.ru/article/419632/bashkirskiy-ornament-foto-i-opisanie-osobennosti-uzora-i-traditsionnyie-elementyi
Национальный костюм башкир: описание, особенности и история возникновения. Л.Гаркавая http://fb.ru/article/218934/natsionalnyiy-kostyum-bashkir-opisanie-osobennosti-i-istoriya-vozniknoveniya
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Алъяпкыс (фартук) и кушяулык (платок) моей прабабушки Флюры Мухамеджановны
Приложение 2
Приложение 3
Элементы орнамента
Неповторимый башкирский национальный колорит.
Приложение 4
Эскиз платья и шапочки (тюбетейки)
Приложение 5
Изготовление шапочки