“Оставшийся за кадром знаменитых фильмов” (восстановление биографии режиссера Ленфильма Геннадия Сергеевича Казанского)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

“Оставшийся за кадром знаменитых фильмов” (восстановление биографии режиссера Ленфильма Геннадия Сергеевича Казанского)

Подмарькова О.Д. 1
1историко-краеведческий клуб «Петрополь» Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»»; (ГБОУ СОШ №307)
Стальмак Е.П. 1
1Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С детства родители привили мне любовь к советскому кинематографу. Когда я была маленькой, то смотрела советские мультфильмы и детские фильмы. С возрастом я переходила на взрослые фильмы, комедии и приключения. Я всегда знала, что существуют две главные киностудии страны - «Мосфильм» и «Ленфильм». Мне нравилось смотреть фильмы, созданные на киностудии «Ленфильм», где в картине я могла узнать пейзажи нашего города: знакомые улицы, здания и памятники. В 2022 году на киностудии «Ленфильм» открылась выставка, посвящённая творчеству Динары Асановой. Побывав на выставке, я также познакомилась с постоянной экспозицией, с предметами из моих любимых фильмов: «Старик Хоттабыч», «Снежная королева» и «Человек-Амфибия». К экспонатам были подписи с названиями фильмов и режиссёров. Я была удивлена, что все эти шедевры созданы режиссёром Геннадием Сергеевичем Казанским. Меня заинтересовал этот человек, и я решила посвятить свою работу изучению его биографии.

Новизна моей работы заключается в отсутствии монографий, посвященных биографии Геннадия Казанского. К сожалению, он далеко не так известен, как многие режиссёры, хоть он и внёс большой вклад в советский кинематограф. Актуальность моей работы в том, что в 2023 году исполняется 40 лет со дня смерти моего героя, данное исследование позволяет сохранить память об этом замечательном человеке.

Цель моей работы - изучение биографии Г. С. Казанского (см. прилож. 1).

Для достижения этой цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Восстановить этапы жизни Геннадия Казанского.

2. Выявить адреса, связанные с жизнью Геннадия Сергеевича Казанского в Ленинграде и других городах.

3. Проанализировать режиссёрскую деятельность Г. С. Казанского

Свое исследование я начала в залах Российской национальной библиотеки, где познакомилась с книгой Артемия Аграфенина "Легенды "Ленфильма": заметки о старейшей российской киностудии". Не найдя в ней ответов на вопросы о биографии режиссёра "Ленфильма" Геннадия Казанского, я обратилась к личным делам Геннадия Сергеевича Казанского в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПБ) и Центральном Государственном Архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПБ). Работая в архивах, я изучила много новой информации, которую не видела прежде, это и легло в основу моей работы. Но в биографии Казанского оставались пробелы, факты, которые я не могла нигде найти. Поэтому я решила обратиться к родственникам Геннадия Казанского. Найти их оказалось нелегко. Мною было обнаружено единственное интервью дочери Казанского – Татьяны Геннадьевны Казанской в «Комсомольской правде» [3]. В открытых источниках информации о Татьяне Казанской не было, поэтому я разыскала автора статьи Анатолия Аграфенина, который любезно поделился со мной контактом. Так мне удалось взять интервью у Татьяны Геннадьевны, она рассказала много интересного про своего отца, а также поделилась ценными фотографиями из домашнего архива, которые еще не были опубликованы.

По структуре моя работа состоит из пяти частей, где в первой я рассказываю о детстве Геннадия Сергеевича Казанского и о его учёбе в школе. Во второй главе речь пойдёт об учёбе в институте, а также о первой работе на киностудии "Ленфильм". Третья часть повествует о его жизни во время эвакуации студии в Алма-Ату. В четвёртой части я рассказываю о возвращении Г. С. Казанского из эвакуации, а также о его наградах. И в пятой главе работы я рассмотрела режиссёрскую деятельность Геннадия Казанского.

Глава 1. Детство

В Центральном Государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга мне удалось найти автобиографию Г. С. Казанского. Из этого документа мне удалось узнать, что Геннадий Сергеевич Казанский родился 1 декабря 1910 года в Воронеже (см. прилож. 3). Его отец Сергей Васильевич Казанский был служащим – юристом. Во время Первой мировой войны отец, окончив военное училище, служил в старой армии в г. Ачинске (в чине подпоручика), а после Октябрьской революции отец служил в Красной армии [1, л.3]. Татьяна Геннадьевна поделилась фотографией Геннадия Казанского с родителями. (см. прилож. 4)

После смерти отца от тифа в 1920 г. Геннадий Сергеевич с матерью – Маргаритой Евгеньевной Петровой [имя и отчество - со слов Т. Г. Казанской], переехал в город Казань, где его мать работала счетоводом (младшим бухгалтером) в совете народного хозяйства (Совнархозе), её оклад составлял 47 р. 25 к. [1, л.3], а Геннадий Казанский в это время учился в школе-девятилетке №15 им. Песталоцци в Казани. [1, л. 2]. Татьяна Геннадьевна так же сохранила фото выпускного класса Геннадия Казанского. (см. прилож. 5)

Эта школа была знаменита в Казани качеством образования. Она была открыта в 1919 году. Школа размещалась в деревянном доме на Первой Горе – бывшем доме Юшковых. У школы был свой «микрорайон». Это был район трудовой интеллигенции, и дети интеллигенции составляли основной костяк школы [23]. Однако слава Школы им. Песталлоци как прекрасного учебного заведения шла далеко за пределы этого микрорайона. Геннадий Казанский жил в районе площади Свободы, в 7-8 кварталов от школы, но, чтобы получить хорошее образование был готов ездить в школу каждый день. В 1928 году Геннадий Казанский окончил школу [1, л.2].

К сожалению, здание школы не сохранилось, потому что выяснилось, что во флигеле соседнего со школой дома жила семья Ульяновых, когда Владимир Ильич Ленин учился в Казанском университете. В 1937 году доме был открыт мемориальный музей В.И. Ленина. А затем было принято решение разбить вокруг этого дома парк, а соседние дома, в том числе и дом, в котором размещалась Школа им. Песталоцци, снести. [23]

Глава 2. Начало режиссёрской деятельности

В 1928 г. после окончания средней школы Геннадий Казанский приехал в Ленинград и поступил на Высшие Государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств. Курсы размещались в особняке П. А. Зубова по адресу Исаакиевская пл., 5. (см. прилож. 6). Курсы Геннадий окончил в 1930 году. В автобиографии Геннадий Сергеевич указал, что во время учёбы жил в Ленинграде на средства матери 20 рублей. [1, л. 3]. Мне стало интересно, 20 рублей в месяц на 1930 год – много это или мало, и я заглянула в статистический справочник за 1927–1930. В нем я обнаружила, что среднемесячная заработная плата у работника промышленного предприятия была 73.35 руб. [21, с.59]. Если учитывать, что на эту зарплату рабочий содержал семью из 3-4 человек, 20 рубле й на человека, вероятно, было достаточно, чтобы жить в Ленинграде.

Долгое время мне не удавалось найти информацию о том, где в это время жил Казанский и было предположение, что он жил в общежитии. Но эта догадка была опровергнута Татьяной Геннадьевной Казанской, которая рассказала, что в это время он жил у дяди, где-то на Колокольной улице.

После окончания Высших Государственных курсов искусствоведения, с августа 1930 г. по август 1931 г., Казанский работал ассистентом преподавателя на киноотделении Ленинградского Государственного техникума сценических искусств на Моховой ул., 34 (сейчас Российский государственный институт сценических искусств) (см. прилож. 7) [1, л.2].

В августе 1931 года он был принят в штат киностудии «Ленфильм» (см. прилож. 8) и работал над фильмом «Златые горы» и фильмом «Встречный». Просмотрев эти фильмы, я обнаружила, что в титрах не указан Г. С. Казанский, потому что он работал в качестве ассистента режиссёра. [2, л.2]

В феврале 1933 года был призван в Советскую армию. По окончанию срока службы был в декабре 1933 г. Демобилизован [2, л.2].

С января 1934 г. по декабрь 1939 г. Казанский вновь работал на «Ленфильме» ассистентом режиссёра и режиссёром – постановщиком. Первой самостоятельной работой Геннадия Казанского, как он сам указал в автобиографии, был фильм «Тайга золотая» (совместно с режиссёром М. Руфом) [1, 3об.].

В декабре 1939 г. Геннадий Сергеевич Казанский был мобилизован в Советскую армию и участвовал в боях с белофиннами на Карельском перешейке. Служил в должности начальника вещевого довольствия батальона и делопроизводителя военсклада [2, л.2]. Это были последние боевые действия, в которых он участвовал. В сентябре 1940 г. был демобилизован и возвратился на «Ленфильм». Работал ассистентом режиссёра и вторым режиссёром.

Глава 3. Эвакуация. Жизнь во время войны

Так как в 1940 году Г. С. Казанский работал на киностудии «Ленфильм», я предположила, что во время Великой Отечественной войны Казанский тоже работал на Ленфильме, что подтвердилось его личным делом из ЦГАИПД СПБ [2, л.2].

С началом войны часть сотрудников киностудии «Ленфильм» были эвакуированы в город Алма-Ату – столицу Казахской ССР, 8 сентября 1941 года. Поезда, увозившие творческий коллектив и технику студии, еле успели выехать из Ленинграда 8 сентября, за несколько часов до замыкания немцами кольца ленинградской блокады. Эту информацию я нашла на официальном сайте киностудии «Ленфильм» www.lenfilm.ru.

Как же складывалась судьба Геннадия Казанского в этот период? Мне удалось выяснить, что после завершения Великой Отечественной войны он был награжден медалью «За оборону Ленинграда» [2]. Для того, чтобы получить такую медаль, необходимо было жить и работать в осажденном городе. Но если он выехал из Ленинграда 8 сентября 1941 года, а вернулся в декабре 1944 года, получается, он вообще не был в осажденном Ленинграде. Я предположила, что Геннадий Сергеевич не отправился в эвакуацию 8 сентября вместе со всеми. Мои предположения частично подтвердились. В справочнике «Побратимы» я нашла воспоминания кинорежиссера и сценариста Л.З. Трауберга, который писал: «Не было с нами о ленфильмовской молодежи – М. Руфа, Г. Казанского, моего брата Ильи Трауберга» [19]. Также, по данным этого справочника, 8 сентября из осаждённого города выехал не весь «Ленфильм». Часть сотрудников оставались в Ленинграде и снимали блокадную кинохронику, а часть выехала в эвакуацию только 15 ноября 1941 года [19].

Позднее в базе данных «Эвакуация» мною была обнаружена эвакуационная карточка Казанского (см. прилож. 9), в которой говорится, что он выехал из Ленинграда в 1941 году. Сопоставление этих фактов дают понять, что осень 1941 Геннадий Сергеевич провел в Ленинграде. Так же в эвакуационной карточке указан адрес проживания Казанского - Красная улица (сейчас Галерная ул.), д. 42, кв. 15 [24].

Во время эвакуации студии «Ленфильм» Г. С. Казанский был переведён в декабре 1941 года на Центральную объединённую студию в г. Алма-Ата, где работал вторым режиссёром до мая 1943 года. [2, л.3]. Как же появилась эта киностудия? Е

В безопасный и далекий от фронта город Алма-Аты были эвакуированы две киностудии - «Ленфильм» и «Мосфильм». Для продуктивной работы во время войны эти две киностудии было решено объединить во временной киностудии — Центральной объединенной киностудии художественных фильмов. Она работала до 1944 года и выпускала в годы войны большую часть отечественных художественных фильмов [22].

Быт эвакуированных складывался по-разному. Во время войны в Алма-Ату были эвакуированы не только киностудии, а ещё десятки тысяч человек. Поэтому разместить работников киностудий решили в гостинице «Дом советов» (см. прилож. 10), которую переделали под общежитие. Мы не знаем точного места проживания в Алма-Ате Казанского, предположительно, он жил именно здесь, в общежитии. Также для работников киностудии был выделен дом адресу Богенбай батыра, 85. Его официальное название – Дом искусств, но в народе его прозвали "лауреатником" (см. прилож. 11), потому что селили здесь знаменитостей, в том числе, - лауреатов Сталинской премии. Здесь жили Сергей Эйзенштейн, Всеволод Пудовкин, Иван Пырьев, Сергей Прокофьев, Лидия Смирнова, Николай Крючков [7].

Сохранились воспоминания об Алма-Ате и о "лауреатнике" театрального деятеля Натальи Сац. Она рассказывает в своей автобиографической книге "Новеллы моей жизни" об актере Николае Черкасове, который играл роль Ивана Грозного в одноимённом фильме: "Сейчас он (А. Н. Черкасов) снимается в Алма-Ате в фильме Эйзенштейна "Иван Грозный". Живет, верно, в "люксе" лучшей гостиницы. Оказалось, нет: в двухэтажном домике, прозванном остряками "лауреатником". Вспоминаю, как отправилась туда. Он был похож на курятник, этот дом. Низкие потолки, коридорная система, у каждого лауреата по комнате с одним окном. Вход со двора. Там на веревке сохли чьи-то рубашки. Война. Эвакуация. Здесь у каждого своя кровать — и это роскошь." [7] 

Из этих воспоминаний о жизни работников киностудии понятно, что в эвакуации жили бедно, на всех даже не хватало еды, что уж говорить о декорациях. Их просто не было, поэтому приходилось фантазировать и собирать декорации из подручных материалов. Об этом рассказывает в интервью искусствовед Оксана Танская, основываясь на воспоминаниях Льва Варшавского, находившегося в эвакуации в Алма-Ате: «Подготовка к съемкам «Ивана Грозного» требовала не только вдохновения. Здесь были проявлены чудеса изобретательности, так как снимали его в то время, когда нельзя было достать ни гвоздей, ни красок, ни самых необходимых вещей. Не было фанеры, из которой строят декорации. И тогда кому-то в голову пришла спасительная мысль — из тростника-чия были сплетены огромные маты, на них отлично держалась штукатурка. И целая бригада художников расписывала их, в точности воссоздавая интерьеры кремлевских залов, царских покоев и собора, в котором происходила торжественная коронация Ивана Грозного. Кремль из циновок! Подумать только! [7].

Для самой же Центральной объединенной киностудии художественных фильмов было выделено здание, где сейчас находится Филармония имени Жамбыла. [6]. Именно тут были съёмочные павильоны, где днём и ночью кипела работа над созданием фильмов. (см. прилож. 12)

За время работы в эвакуации Центральная объединенная киностудия художественных фильмов снимала как военные фильмы: "Секретарь райкома", "Она защищает Родину", "Зоя", "Во имя Родины", "Непобедимые", "Нашествие", "Жди меня", "Фронт", так и фильмы, позволявшие отвлечь зрителя от темы войны—  "Антоша Рыбкин", "Актриса", "Воздушный извозчик", "Беспокойное хозяйство", "Черевички", "Иван Грозный"[13]. Фильмы показывали в кинотеатрах страны.

На протяжении долгого времени я пыталась узнать, что именно снимал в эвакуации Геннадий Сергеевич Казанский, я просмотрела титры многих фильмов, выходивших во время войны, а также обращалась в архивы, но найдено ничего не было. Вероятно, потому что он работал в качестве ассистента режиссёра и его потому не указывали в титрах.

Глава 4. Возвращение в Ленинград

В ЦГАИПД в Личном деле Г.С. Казанского я нашла информацию, что Геннадий Казанский работал в Алма-Ата с января 1942 г. по май 1943 г. Далее с мая 1943 г. он работал в Москве вторым режиссёром на киностудии «Мосфильм», а вернулся в Ленинград только в декабре 1944 г.

Меня заинтересовало, почему после эвакуации Казанский не сразу вернулся домой в Ленинград, а поехал в Москву. Я долго искала информацию о работе сотрудников «Ленфильма» в Москве, но ничего не нашла. Только обращение к Татьяне Казанской пролило свет на этот вопрос. Она рассказала: «После эвакуации в Алма-Ату все эвакуированные сотрудники киностудии сначала вернулись в Москву на «Мосфильм», потому что в Ленинград ещё не пускали. Там они жили в общежитии. Когда представилась возможность уехать в Ленинград, Казанскому предложили остаться в Москве, но он предпочёл вернуться в Ленинград».

Что же снимал в это время Геннадий Казанский? Татьяна Геннадьевна Казанская рассказала мне, что Геннадий Казанский на «Мосфильме» снял фильм «В 6 часов вечера после войны». Просмотрев титры фильма, эта информация была подтверждена (см. прилож. 18, 19).

С началом восстановления киностудии «Ленфильм» в декабре 1944 г. Геннадий Сергеевич Казанский был переведён в Ленинград. [2, л.3]. После возращения Г. С. Казанского из эвакуации его жизнь протекала стабильно. За всю свою жизнь (1910–1983), он снял 19 фильмов, в которых я подробнее расскажу в следующей главе.

Чем же был награждён Геннадий Казанский за свою работу во время Великой Отечественной войны? Чтобы выяснить это я обратилась в Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга (см. прилож. 13). Благодаря Анкете кандидата партии, заполненной Г.С. Казанским, я узнала о наградах Геннадия Сергеевича.

Г. С. Казанский был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (см. прилож. 14) (медаль была учреждена 6 июня 1945 года). Геннадий Казанский всю войну проработал на Ленфильме и был удостоен этой награды за самоотверженный труд. [2, л.2 об.] Также Г.С. Казанский - кавалер медали «За оборону Ленинграда» (см. прилож. 15). Была учреждена 22 декабря 1942 года. Наши предположения о том, в какой период Г.С. Казанский жил и работал в осажденном Ленинграде, представлены в главе 3. [2, л.2 об.] Еще одна награда, указанная в анкете - медаль «В память 250-летия Ленинграда» (см. прилож. 16) (учреждена 16 мая 1957 года). Медалью награждались также участники обороны Ленинграда в период Великой Отечественной войны, награждённые медалью «За оборону Ленинграда», независимо от места их проживания. [2, л.2 об.]

Глава 5. Основная пора творчества

Из анкеты, написанной Г.С. Казанским, мы узнали, что с сентября 1946 по 1047 годы он работал режиссером на Ашхабадской киностудии (сейчас – Туркменфильм) и год жил в Ашхабаде [2, л.2]. Вероятно, приглашение Г.С. Казанского было связано с тем, что после войны многие сотрудники не вернулись с фронта, необходимы были профессиональные кадры. Но подробностей об этом периоде жизни Геннадий Сергеевича мне пока выяснить не удалось.

После возвращения в Ленинград Геннадий Сергеевич Казанский работал вторым режиссёром до 1951 года, а с декабря 1951 г. до конца жизни работал режиссёром – постановщиком. За этот период он работал над многими известными картинами, о которых пойдёт речь в этой главе.

Первый послевоенный фильм, поставленный Г. С. Казанским совместно с режиссёром Г. Л. Рошалем, - «Римский-Корсаков», выпущенный в 1953 году [2, л. 3 об.]. Это первый биографический фильм, снятый Казанским, но не последний. Фильм повествует о двух последних десятилетиях жизни русского композитора Н. А. Римского-Корсакова. В кадре помимо театра и дома композитора часто появляется роскошная архитектура Ленинграда, где проводилась основная часть съёмок.

В 1953 вышел первый фильм-спектакль, снятый Г. С. Казанским — «Горячее сердце». Этот спектакль был поставлен Ленинградским театром драмы им. А. С. Пушкина [2, л.3 об.]. А в 1955 году был снят второй фильм-спектакль, поставленный Г. С. Казанским совместно с Н. П. Акимовым — это был спектакль Ленинградского театра им. Ленсовета «Дело» [2, л.3 об.].

В 1956 г. Геннадий Сергеевич Казанский поставил фильм "Старик Хоттабыч" по сказке Лазаря Лагина. Главную роль старика Хоттабыча сыграл актёр Николай Волков, для него этот фильм стал не первым, но положил начало его востребованности в кино. Фильм прогремел на всю страну и вызвал интерес у многих зрителей, потому что это был один из первых детских фильмов. Конечно, все смотрели этот фильм в детстве, фильм наполнен чудесами. Часть картины была снята в Ленинграде, остальное снималось в Москве и Сочи. Из ленинградских видов узнаваема Троицкая площадь (см. прил. 21), совсем молодой на то время Московский парк Победы (см. прил. 22).

Чтобы узнать больше о фильме «Старик Хоттабыч», я обратилась к интервью Татьяны Казанской [3]. Она вспоминает об этом фильме так: «Фантастическая комедия по сказке Лазаря Лагина изобиловала чудесами. А воплощать их пришлось средствами и возможностями середины ХХ века - без современных спецэффектов и 3D-технологий. Чудеса придумывали буквально на ходу. Например, во время сцены футбольного матча Хоттабыч, «сжалившись» над игроками, решает прислать каждому персональный мяч. Они дождем падают с неба. Эффекта добились очень легко. Просто спортсмены подкинули мячи в воздух. А заснятые кадры прокрутили в обратном порядке. Получилось, что мячи не взлетают, а падают.

Самая эффектная сцена - полет на ковре-самолете. Ее снимали в павильоне киностудии. Ковер расстелили перед экраном, на котором демонстрировали виды, снятые заранее с самолета. Ковер заставляли двигаться с помощью вентилятора. Сегодня это может показаться элементарным. Но до Казанского никто ничего подобного не делал» [3].

Сейчас все эти альтернативные способы заменить спецэффекты в середине XX века ­­­­­кажутся примитивными и простыми, но их не так-то просто было придумать. Г. С. Казанский стал одним из первых, кто снял такой волшебный фильм для детей. Конечно, этот фильм не мог остаться не замеченным для создателя книги «Старик Хоттабыч» - Лазаря Лагина. При встрече Татьяна Геннадьевна Казанская показала мне эту книгу с личной подписью автора, адресованную лично Геннадию Сергеевичу Казанскому (см. прил.20). Татьяна Геннадьевна также показала мне большой альбом с многочисленными вырезками из журналов и газет, где все статьи посвящены фильму «Старик Хоттабыч» (см. прил. 23, 24).

В 1959 году Геннадий Казанский снял музыкальную кинокомедию «Не имей 100 рублей…» [20]. Изначально снимать этот фильм должен был Эльдар Рязанов, к тому времени уже создавший известную кинокартину «Карнавальная ночь». Именно он придумал оригинальное название «Не имей сто рублей!». Однако в самый последний момент Рязанов отказался от съёмок, чем навлёк на себя немало нареканий. Кинорежиссёр посчитал, что «посредственная, серая, неинтересная картина принесла бы всем значительно больше вреда» [20]. Поэтому за картину взялся Геннадий Казанский, ему удалось создать лёгкую и понятную для простого советского гражданина комедию.

В 1960 году вышел фильм «И снова утро» [2, л.3 об.], постановщиком которого стал Геннадий Казанский. Фильм повествует о враче-хирурге, который, спасая жизнь ребенку, остался без ног. Близкие люди помогли ему поверить в себя и вернуться к любимому делу. Фильм очень добрый и тёплый о поддержке близких в трудное время.

Самым известным фильмом, снятым Геннадием Казанским в 1961 году, стал фильм «Человек-амфибия». Чтобы узнать подробно историю создания картины, я обратилась в Российскую национальную библиотеку, где из книги «К вопросу об Ихтиандре» [9] я узнала, что изначально режиссёром картины был В. А. Чеботарёв. Но 17 июля 1961 года директор киностудии «Ленфильм» И. Н. Киселёв издал приказ, где было указано, что в целях упорядочения работы съёмочной группы «Человека-амфибии» отстранён от работы режиссер-постановщик В. Чеботарев, замененный режиссёром «Ленфильма» Г. Казанским. Главной причиной отстранения режиссёра стал большой перерасход денег. Геннадий Казанский начал работать над этим фильмом с почти полной переделки режиссёрского сценария Чеботарёва [9]. Когда я обратилась к Татьяне Казанской с расспросами о картине «Человек-амфибия», она рассказала, что ездила вместе с Геннадием Казанским в экспедицию на съёмки фильма, а также она поделилась фотографиями с премьеры картины (см. прилож.30).

В 1962 году была снята киноповесть «Грешный ангел», режиссёром которой стал Геннадий Казанский. Одну из главных ролей фильма сыграл Сергей Волков, который уже работал с Казанским на фильме «Старик Хоттабыч». Интересно, что эпизод в одной из новелл фильма «Операция Ы…», где студенту, сдающему экзамен, подсказывают ответы по радио, полностью взят из фильма «Грешный ангел» [5].

В 1965 году была создана комедия «Музыканты одного полка», которую Г. С. Казанский снимал совместно с П. П. Кадочниковым [12]. Действие комедии разворачивается во времена гражданской войны, где небольшая музыкантская команда под влиянием подпольного большевика переходит на сторону Советской власти. Комедия «Музыканты одного полка» основана на пьесе Леонида Любашевского «Музыкальная команда».

В 1966 году режиссёром Геннадием Казанским был снят художественный фильм-сказка с элементами мультипликации «Снежная королева» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена. Фильм снят по сценарию Евгения Шварца, написанному на основе его же сказочной пьесы. Премьера фильма в СССР состоялась 6 ноября 1967 года [12]. Впервые со «Снежной королевой» я познакомилась в музее Ленфильма, где увидела витрину с предметами из этого фильма (см. прилож. 25). С подробностями создания фильма меня познакомила Татьяна Казанская, показав рабочие зарисовки героев фильма (см. прилож. 26, 27). В интервью [3] Татьяна Геннадьевна вспоминает: «У фильма Казанского - своя судьба. Съемки начались в 1966-м. Натуру нашли в Карпатах.

- Места потрясающей красоты! - вспоминает Татьяна Геннадьевна. - И главное - очень много грибов. Папа начал съемки, смотрит, а актеры отвлекаются. Оказалось, высматривают белые под деревьями. Тогда отец остановил съемки: «Так - час на сбор грибов, потом возвращаемся!» Действительно, через час все успокоились и работали как надо». Этот эпизод показывает нам, что Г.С. Казанский был организованным, ответственным и, вместе с тем, очень человечным.

В 1970 году вышел фильм «Угол падения», над которым Геннадий Казанский работал в качестве режиссёра и автора сценария [12]. Фильм повествует о том, как во время гражданской войны в Петрограде был раскрыт заговор против большевиков. Съёмки фильма проводились в Ленинграде и Пскове, в фильме очень много сцен, разворачивающихся на фоне этих городов. Сохранилось фото Геннадия Казанского со съёмок этого фильма (см. прилож. 28).

В 1972 году была снята киноповесть «Ижорский батальон», где Геннадий Сергеевич выступил в качестве режиссёра и автора сценария [12]. Фильм снимался в Ленинграде, в Колпино и на Ижорском заводе. Как говорится в титрах фильма: «В съемках фильма принимали участие бывшие бойцы и командиры Ижорского батальона и рабочие завода». Ижорский батальон был сформирован из рабочих Ижорского завода и жителей Колпино в конце августа 1941 года. Он участвовал в битве за Ленинград возле города Колпино. После в составе Красной армии дошёл до Балтийского моря, участвовал в освобождении Пскова. Расформирован в 1945 году. Именно на основе истории этого батальона был снят фильм «Ижорский батальон» [10].

В 1974 на экраны кинотеатров вышла мелодрама «Незнакомый наследник», его снял Г. С. Казанский совместно с О. И. Дашкевичем [12]. «Незнакомый наследник» - фильм о конфликте между поколениями в одной строительной бригаде. Одну из главных ролей играет народный артист СССР – Михаил Иванович Пуговкин.

В 1975 Геннадий Казанский совместно с И. В. Усовым снял музыкальный фильм – сказку «Новогодние приключения Маши и Вити» [12]. Этот фильм - единственная новогодняя картина, снятая Казанским.

1979 в большой прокат вышел второй биографический фильм, снятый Геннадием Казанским – «Инженер Графтио» [12]. Этот художественный фильм - последняя режиссёрская работа Геннадия Казанского, снятая на киностудии «Ленфильм», рассказывающая о Генрихе Осиповиче Графтио — советском инженере-энергетике, строителе первых в СССР гидроэлектростанций. Главного героя в фильме исполнил известный советский актёр – Анатолий Папанов. Фильм преимущественно снимался в Ленинграде, поэтому в фильме часто появляются кадры с видами города, особенно в начале, когда режиссёр показал в картине дореволюционную Россию.

Геннадий Сергеевич Казанский ушёл из жизни 14 сентября 1983 года. Мне удалось узнать от Татьяны Геннадьевны Казанской, что он похоронен на кладбище Памяти жертв девятого января.

Геннадий Казанский был удивительным режиссёром, он снимал фильмы совершенно разных жанров: детские фильмы, комедии, биографические, фильмы-спектакли, военные фильмы. За свои заслуги он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР (28.03.1974) [11]. Память о замечательном режиссере живет в его кинокартинах.

Заключение

Геннадий Сергеевич Казанский прожил очень долгую и яркую жизнь, оставив неизгладимый след в истории советского кинематографа. Многие его фильмы знакомы нам с детства, целое поколение людей выросли на этих добрых и увлекательных фильмах самых разных жанров.

В результате исследования я пришла к следующим выводам:

  1. Мне удалось условно выделить следующие периоды жизни Геннадия Сергеевича Казанского: детство, учёбу в институте, эвакуацию в Казахстан и работу на киностудии Ленфильм;

  2. Мне удалось выявить ленинградские и алма-атинские адреса, связанные с творческой жизнью, проживанием и местами работы Геннадия Казанского;

  3. Удалось проанализировать творческую деятельность Г.С. Казанского и составить полный список кинокартин, снятых им (см. прилож. 31).

Поработав в архивах, я ввела в научный оборот новые источники – это личные дела Казанского, которые я нашла в ЦГАЛИ СПБ и ЦГАИПД СПБ.

Я бы хотела выразить благодарность за помощь в работе над исследованием Татьяне Геннадьевне Казанской – дочери Г. С. Казанского за предоставленные фотографии из личного архива, а также за подробный рассказ о жизни Казанского. И поблагодарить Анатолия Аграфенина – журналиста, взявшего интервью у Татьяны Казанской, за предоставленный контакт Татьяны Казанской.

Моя работа – только начало большого пути. На данном этапе я выявила список фильмов, созданных Г.С. Казанским. Далее мне предстоит выяснить подробности их создания, найти отзывы и рецензии на фильмы советских кинокритиков, описать процесс сьемок, найти статьи о фильмах Казанского в советских журналах и газетах, а также рассказать о том, каким человеком был Геннадий Сергеевич Казанский.

Список использованной литературы и источников

  1. Казанский Геннадий Сергеевич. Личные дела студентов кино отделения. ЦГАЛИ СПб. Фонд Р-59. Опись 2. Дело 335.

  2. Казанский Геннадий Сергеевич. Личные дела членов и кандидатов в члены КПСС по Петроградскому Райкому КПСС за 1963-1965 годы. ЦГАИПД СПб ф.Р 6 оп.24 д.1281

  3. Аграфенин А. Мастер спецэффектов. Чем поразил любителей кинорежиссер «Старика Хоттабыча» и «Человека-амфибии» // Комсомольская правда : [сайт]. – URL // https://www.spb.kp.ru/daily/26643/3666150 (дата обращения 23.01.2023 )

  4. Аграфенин А. Военные будни «Ленфильма» // МузейЦСДФ : [портал]. – URL //csdfmuseum.ru/articles/425(дата обращения 30.11.2022 )

  5. Геннадий Казанский и его фильм «Грешный ангел» // Фотопрогулки генеалогия, краеведение, фото : [сайт]. – URL // https://foto-progulki.ru/gr_angel (дата обращения 17.02.2023 )

  6. Голик М. Блокада: Ленинградская объединенная киностудия // СЕАНС [журнал]. - URL //seance.ru/articles/leningrad-united-studios/ (дата обращения 02.11.2022 )

  7. Зорина О. Как Алма-Ата стала киностолицей Советского Союза в годы войны // MR в Казахстане [газета]. - URL //mk-kz.kz/culture/2020/05/06/kak-almaata-stala-kinostolicei-sovetskogo-soyuza-v-gody-voiny.html (дата обращения 14.11.2022 )

  8. Иванов А. Как в Казахстане спасли советское кино // МузейЦСДФ : [портал]. – URL //csdfmuseum.ru/articles/424 (дата обращения 04.11.2022 )

  9. Игнатенко А. А., Гусак В. А. К вопросу об Ихтиандре : [об экранизации романа А. Беляева "Человек-амфибия"] / Александр Игнатенко, Василий Гусак. - Санкт-Петербург : Ленинградское издательство, 2011. – 189 с

  10. Ижорский батальон // Википедия : [энциклопедия]. – URL //https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 07.11.2022 )

  11. Казанский Геннадий Сергеевич // Ленфильм : [сайт]. – URL //https://www.lenfilm.ru/person/KAZANSKIY+GENNADIY+SERGEEVICH (дата обращения 02.11.2022 )

  12. Казанский Геннадий Сергеевич //https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 18.12.2022 )

  13. Ким С. Эвакуация под обстрел фашистов: как Алма-Ата стала домом для мэтров кино// Sputnik : [портал]. – URL //ru.sputnik.kz/20180509/kazakhstan-vojna-ehvakuaciya-kinostudii-5557483.html(дата обращения 28.10.2022 )

  14. «Кино для Победы» // Культура.РФ : [портал]. - URL //www.culture.ru/materials/104904/kino-dlya-pobedy (дата обращения 24.10.2022)

  15. Ленинград. Адресно-справочная книга. 1940. - Л. : Лениздат, 1940. – 978 с.

  16. Ляховская В. Как Алма-Ата стала городом кино // Voxpopuli.kz : [портал]. - URL //voxpopuli.kz/988-kak-alma-ata-stala-gorodom-kino/ (дата обращения 30.10.2022 )

  17. Музыканты одного полка // Телегид.Инфо : [портал]. – URL //https://www.teleguide.info/film63475.html (дата обращения 09.10.2022 )

  18. Переписка с Комитетом по делам кинематографии СССР, ГК КПСС и УНК ГБ о ВОХР, эвакуации, заграничных командировках. 1941 год. ЦГАЛИ СПб ф.Р‑257 оп.30 д.2.

  19. Побратимы : регионам, принявшим жителей блокадного Ленинграда, посвящается : [сборник статей]. – М. : РОССПЭН, 2019.– 951 с.

  20. Рязанов Э.А. Грустное лицо комедии, или наконец подведенные итоги / Эльдар Рязанов. - Москва : ПРОЗАиК, 2010. - 637 с.

  21. Статистический справочник за 1927-1930 гг. Вопросы труда в цифрах. – Гострудиздат, 1930.

  22. ЦОКС — Центральная Объединенная киностудия (1941-1944 гг.) // Музей ЦСДФ : [портал]. – URL //csdfmuseum.ru/articles/418 (дата обращения 29.12.2022 )

  23. Школа имени Песталоцци города Казани // Фотопрогулки генеалогия, краеведение, фото : [сайт]. – URL //https://fotoprogulki.ru/shkola_pestalozzi (дата обращения 17.02.2023 )

  24. Эвакуация. База данных. Казанский Г.С. // Блокада Ленинграда. Эвакуация [портал]. URL: https://evacuation.spbarchives.ru/?ysclid=lezgrjykhk109537086 (дата обращения 27.02.2023).

Приложения

  1. Геннадий Сергеевич Казанский URL https://www.lenfilm.ru/person/KAZANSKIY+GENNADIY+SERGEEVICH

  2. Геннадий Сергеевич Казанский https://www.lenfilm.ru/person/KAZANSKIY+GENNADIY+SERGEEVICH

  3. Фото Г. С. Казанского в детстве 1910-е года // личный архив Татьяны Казанской

  4. Фото Г. С. Казанского с его родителями // личный архив Татьяны Казанской

  5. Фото выпускного класса Г. С. Казанского 1928 г. // личный архив Татьяны Казанской. Казанский – четвертый справа в верхнем ряду

  6. Особняк П. А. Зубова Исаакиевская пл., 5, где находились Высшие Государственные курсы искусствоведения при Институте истории искусств

  7. Техникум сценических искусств. Моховая ул., 34

  8. Киностудия «Ленфильм» (Каменноостровский пр., 10)

  9. Карточка Геннадия Г.С. //evacuation.spbarchives.ru

  10. «Дом советов» гостиница в Алма-Ата // https://6zr1.diary.ru/p197919756.htm?oam

  11. Дом искусств (Богенбай Батыра, 85) // кадр из документального фильма «Эвакуация»

  12. Казахская государственная Филармония имени Жамбыла (г. Алматы ул. Калдаякова 35) // voxpopuli.kz/988-kak-alma-ata-stala-gorodom-kino

  13. Казанский Геннадий Сергеевич. Личные дела членов и кандидатов в члены КПСС по Петроградскому Райкому КПСС за 1963-1965 годы. ЦГАИПД СПб ф.Р 6 оп.24 д.1281 л.2

  14. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» // Википедия

  15. Медаль «За оборону Ленинграда» // Википедия

  16. Медаль «В память 250-летия Ленинграда» // Википедия

  17. Галерная ул. 42

  18. Титры к фильму «В 6 часов вечера после победы»

  19. Титры к фильму «В 6 часов вечера после победы»

  20. Лазарь Лагин. Старик Хоттабыч // личный архив Татьяны Казанской

  21. Кадр из фильма «Старик Хоттабыч»

  22. Кадр из фильма «Старик Хоттабыч»

  23. Обложка журнала Советский Экран. 1957 выпуск 4 // личный архив Татьяны Казанской

  24. Альбом с газетными вырезками // личный архив Татьяны Казанской

  25. Предметы из фильма«Снежная королева» // Музей Ленфильма

  26. Рабочие зарисовки героев фильма «Снежная королева» // личный архив Татьяны Казанской

  27. Рабочие зарисовки героев фильма «Снежная королева» // личный архив Татьяны Казанской

  28. Геннадий Казанский с Юрием Каюровым во время работы над "Углом падения". Архив Татьяны Казанской. // https://www.spb.kp.ru/daily/26643/3666150/

  29. Геннадий Казанский на съёмках фильма «Человек-амфибия» // https://fishki.net/2855780-kak-snimali-filym--chelovek-amfibija/gallery-6296045-photo.html

  30. Фото с демонстрации премьеры фильма «Человек-амфибия» // личный архив Татьяны Казанской

  31. Фильмы, снятые Геннадием Сергеевичем Казанским

  • 1932 — Встречный

  • 1935 — Секрет фирмы

  • 1937 — Тайга золотая 

  • 1944 — В 6 часов вечера после войны

  • 1953 — Римский-Корсаков

  • 1953 — Горячее сердце

  • 1955 — Дело

  • 1956 — Старик Хоттабыч

  • 1959 — Не имей 100 рублей…

  • 1960 — И снова утро

  • 1961 — Человек-амфибия

  • 1962 — Грешный ангел

  • 1965 — Музыканты одного полка

  • 1966 — Снежная королева

  • 1970 — Угол падения 

  • 1972 — Ижорский батальон

  • 1974 — Незнакомый наследник

  • 1975 — Новогодние приключения Маши и Вити

  • 1979 — Инженер Графтио

1

2

3

4.

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1 9

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

3 0

16

Просмотров работы: 144