Введение
Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей и становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым годом приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
Я хочу продолжить свое выступление со слов Маршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского «Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память, о павших…».
Говорят, солдат умирает дважды: первый раз – там, на поле боя, когда его настигнет пуля, второй раз – в памяти народной. Второй раз умирать страшнее, и именно во второй раз солдат должен жить, а мы, живущие ныне на земле, должны сделать всё для того, чтобы жили вечно наши солдаты -защитники.
Я, ученица шестого класса, Ахунова Ильмира Ильфировна, являюсь активным членом Совета школьного историко – краеведческого музея МБОУ СОШ с. Калтаево. Не так давно, мы начали создание нового уголка, посвященного выпускнику нашей школы, участнику военной операции на Украине: Галлямову Ильвиру Ильмировичу. Вместе с нашим руководителем мы собрали фотоматериалы, документы, которые относятся нашему выпускнику, но этого было мало. Нужно было создать что – то, например, «Книга Памяти» о нашем герое, каким он был, к чему стремился, чего достиг за его короткую жизнь... Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Есть память, которой не будет конца!»
Актуальность темы: патриотическое воспитание подрастающего поколения рассматривается и утверждается на самом высоком государственном уровне. С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Тема патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в Указе Президента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Вот именно поэтому, образовательные учреждения ставят цель: воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Цели исследования: увековечивание памяти земляков – защитников нашего Отечества и сохранить им вечную память.
Объект исследования: защитники нашего Отечества
Предметом исследования является: военный путь наших земляков
В основу исследования была положена следующая гипотеза: чем раньше начнётся работа по формированию патриотических качеств у школьников, тем более устойчивым будет память о воинах - защитниках.
Цель, объект, предмет исследования, а также выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:
- оживить творческую и поисково-исследовательскую активность через данную проектную работу;
- формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;
- воспитывать активную жизненную позицию;
- способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;
- побуждать у подростающего поколения интерес к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.
Методологической основой проекта являются общенаучные положения о роли школы в формировании патриотических качеств личности и Федеральные Конституционные Законы.
В ходе научной работы были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературы по исследуемой теме, сопоставление, анализ полученных данных;
- эмпирические: беседа, анкетирование, ранжирование полученных результатов, педагогический эксперимент.
Данная научная работа относится к эмпирическим исследованиям, так как она ориентирована на проведение собственного эксперимента.
Основная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Средней общеобразовательной школе с.Калтаево Муниципального района Кушнаренковский район Республики Башкортостан.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- проанализировали разные термины патриотизма;
- изучили Федеральные Конституционные Законы РФ;
- дальнейшая разработка «Книги Памяти» по формированию патриотических качеств у школьников.
Апробация работы: проект «Книга Памяти» рассчитана на обновление и пополнение в связи с новой вновь поступившей информацией.
Научное исследование проводилось в 2 этапа:
анализ научной литературы и интернет-источников (теоретический);
анализ анкетирования и разработка «Книга Памяти» (теоретический, частично эмпирический);
Практическая значимость проекта:
Создаваемая работа имеет большую значимость и предполагает осуществление патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, по поиску новой информации.
Результаты исследований могут быть использованы при проведении
уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества.
Образовательный продукт данного исследовательского проекта – Книга Памяти.
I. Есть память, которой не будет конца!
1. Героями не рождаются, героями становятся в час испытаний.
Год за годом заря над землею вставала,
Поднималась Россия, забыв о былом.
И любовью мальчишек своих баловала,
Как могла, согревала на сердце своем.
С каждым годом все дальше уходят в прошлое события воины, все выборочной выхватывает память ее эпизоды, образы фронтовиков и тех, кто трудился в тылу. Но, пожалуй, есть то единственное, что мы забыть не вправе. Массовый героизм советского солдата, с необычайной силой раскрывшийся в годы Великой Отечественной войны, навсегда останется в людской памяти. Высокогуманные и справедливые цели войны пробудили у советского народа неиссякаемую энергию, величайшую самоотверженность. Это было время, когда героизм стал нормой поведения миллионов людей.
Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою родину, но и помогать братским народам. Вот и сейчас наши ребята исполняют свой долг. Несут верную службу родине, участвуя в специальной военной операции на Украине. У этой спецоперации еще нет истории. Она не написана. Но у нее есть свидетели. Тысячи свидетелей. Спустя семьдесят семь лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принял Донбасс, жители которого вынуждены были встать на защиту своей свободы, правды и великой российской культуры. Мы, граждане огромной многонациональной страны, обязаны помочь нашим братьям, по-другому поступить нельзя, во имя справедливости и будущего нашей страны! Сегодня образцы мужества и стойкости проявляют военнослужащие Российской Армии, участвующие в специальной военной операции на Украине. Шесть выпускников нашей школы стали участниками в этой спецоперации: Галлямов Ильвир Ильмирович, Гильманов Ильнар Мунирович, Лукманов Ильнур Рафисович, Исламов Алмаз Альмирович, Хаматзянов Динис Хабирович, Фаттахов Ильвир Залифович.
«Истинный человек и сын Отечества» - это те слова, которые подчеркивают данных ребят. Наши земляки доказывают пример геройского самопожертвования и мужества в наше время. Патриотизм, любовь к Родине, преданность ей, стремление защищать ее от врагов, своими делами служить ее интересам – чувство великое, необходимое, прекрасное, которое должно передаваться из поколения в поколение. В данной работе хотелось рассказать более подробно, об одном из них, о Галлямове Ильвире Ильмировиче. Настоящие герои незаметны в мирное время, в минуту опасности они честно выполняют свой гражданский долг, не подчиняясь страху смерти. Ильвир Ильмирович – солдат России, которым гордится наша страна, хорошо знающая цену воинскому подвигу.
В начале марта 2022 года страшное известие о гибели выпускника нашей школы потрясло всех жителей нашего села, района и даже республики… Слишком короткой оказалась жизнь Ильвира Галлямова - ему было 24 года. Но не зря в народе говорят: «Важно, ни сколько прожито, а как прожито». Мы помним его разнообразные увлечения: занятие спортом, где он занимал только призовые места, учёба толька на «4» и «5», участие во всех мероприятиях школы, села, района и даже было, когда он защищал честь школы в региональных, федеральных соренованиях и также побеждал! Патриотический дух нашего выпускника, можно было опредилить по его характеру и воспитанию. Твёрдая решимость молодого офицера служить там, где ответственнее, где тяжелее, и в то же время трепетное, нежное отношение к матери, отцу, жене, сестренке, родным и близким. Цветы при каждой встрече, никаких жалоб, и у него всегда все «Отлично!», улыбался всем и всегда! С детства мечтал о профессии военного, после успешной сдачи ЕГЭ, сдал документы в Казанское военное училище, где получал награды и поощрения. После оканчания учебы, по желанию отправился служить в Чеченскую республику.
Галлямов Ильвир Ильмирович родился 30 апреля 1997 года рождения в селе Калтаево Кушнаренковского района Республики Башкортостан. В 2004 году поступил в 1 класс в МБОУ СОШ с.Калтаево.
На протяжении всех лет обучения показывал только отличные и хорошие результаты.
Ильвир Ильмирович был искренним, доброжелательным человеком, ответственным за свои поступки, умеющий четко обозначить свою нравственную позицию, отстоял свои взгляды и убеждения.
Галлямов Ильвир активно участвовал в общественной жизни класса и школы, в различных конкурсах различного уровня. С 5 класса дополнительно занимался в военно - патриотическом клубе морской пехоты «Витязь-юниор» г. Уфа. Во время обучения в школе стал чемпионом города Уфа, Республики Башкортостан и Приволжского Федерального округа по ушу-саньда. Являлся призером первенства России, кандидатом мастера спорта.
Как уже говорилось, с 2015 по 2019 годы обучался в Казанском высшем танковом командном училище. За годы обучения отличался терпимостью, ответственностью за себя и за других, гуманностью, стремлением к победам.
В 2019 году по направлению для исполнения воинского долга был отправлен в город Грозный Республики Чечня. За время службы неоднократно поощрялся командованием 71-го мотострелкового полка. Наша школа осенью 2021 года получила Благодарственное письмо от командования, где служил Ильвир Галлямов. Конечно же, уже тогда мы гордились нашим выпускником, ставили его примером для подростающего поколения.
Нам очень интересно было выявить, как он вырос, почему избрал профессию военного, а кто служил примером для него и тд.
2. Прадед – пример стойкости и мужества.
Прадед, Валиев Рауф Юсупович родился в 1 июля 1924 году в деревне Субаево (тогда) Чекмагушевского района БАССР. Был четвертым ребенком в семье. Их всего было четырнадцать детей, но лишь только четыре из них смогли выжить. Среди них был и наш земляк, Рауф Юсупович. Он окончил начальную школу в деревне Калтаево. Был очень любознательным и трудолюбивым юношей. С 1 октября 1941 года решением Государственного Комитета Обороны вводилось всеобщее обязательное обучение. Военное обучение должны были пройти граждане мужского пола от 15 до 50 лет. Так как Рауфу Юсуповичу еще не исполнилось 18 лет на фронт его не взяли. Молодой парень, старательно трудился в колхозе конюхом, выполнял ежедневные нормы и мечтал попасть на фронт, защитить свою Родину и отомстить фашистам. По словам дочери - Зилины Рауфовны, отец очень любил лошадей и с открытой душой относился к ним. Ведь лошади в деревне первые помощники в работе. Почти всю жизнь сам держал лошадей, и смысл своей жизни видел в них. В июле 1942 года явился в РВК для отправки на фронт. Он был назначен в 14 запасной кавалерийский полк в должности кавалериста. Затем воевал в 6 отдельном кавалерийском полке 112 дивизии. Его военный путь длился до мая 1947года.
На фронте каждый день отличался друг от друга, но по воспоминаниям фронтовика самым трудным было форсирование через реку Днепр. Рауф Юсупович много раз вспоминал именно этот тяжелый переход. Дивизия должна была, переправится на противоположный берег, обеспечить переправу частей корпуса, а так же уничтожить 7-ю пехотную дивизию противника, которая поддерживалась 10-15 танками «Тигр», большим количеством артиллерии, пушек, минометными батареями. Пикирующие бомбардировщики противника наносили огромный ущерб дивизии в районах переправ и таким образом, форсирование реки затянулось. Даже простому человеку, не военному, понятно как тяжело было выполнить эту операцию. Но, несмотря ни на что, башкирские кавалеристы смогли выполнить это задание. Примеров отваги, мужества и героизма кавалеристов на фронте можно было бы привести очень много. В целом все воины с честью выполняли свой долг перед Родиной, показывая героизм, патриотизм и даже пожертвуя своими жизнями. Это лишь один эпизод военной пары фронтовой деятельности отважного кавалериста. Что касается прадеда Ильвира Галлямова, он живым и здоровым вернулся с фронта в 1947 году и жил до 1992года. По приезду с фронта женился на молодой уроженки села Султанаево, Газиме Габитовне. Воспитывали шесть детей. На сегодняшний день семь внуков, двеннадцать правнуков. После войны он работал в колхозе «Урал» конюхом, зав фермой, был избран депутатом в сельский совет. Имел многочисленные грамоты: «За долголетний добросовестный труд», «Победитель социалистического соревнования», «Ударник пятилетки» и другие. Также имел боевые награды: медали « За освобождение Варшавы», « За взятие Берлина», «За победу над Германией», орденом « Отечественной войны» и многочисленными юбилейными медалями. В мирное время часто вспоминал про войну, рассказывал своим дочерям, сыну невзгоды войны и потери товарищей. Всегда желал мира - во всем мире. Учил своих детей беречь здоровье, заботиться и гордиться своей Родиной. Любил свою деревню, трудился на ее блага. Потеря товарищей, ужасы войны нельзя передать и описать словами, но мы понимаем каким же отважным был прадед Ильвира Галлямова. Часто ходили они с прабабушкой на кладбище ухаживать за могилой прадеда и уже потом, бабушка рассказывала про своих родителей - участников Вов.
Дедушка Ильдар Зуфарович является Ветераном труда. Работал в колхозе «Урал» электриком. Стаж работы 47 лет. Служил в рядах Советской армии. Был танкистом, сумел проявить интерес к службе, особенно к танкам. Во всех делах и свершениях показал себя как стойкий, добросовестный работник. Имел много почетных грамот, благодарности в годы работ в родном колхозе.
Вывод: все хорошие качества солдата, стойкость, отвага передались от отца к сыну, от покаления в покаление. Ильвира Галлямова все учителя, одноклассники помнят как самого честного, отзывчевого и всегда только на первых рядах: в учебе, в спорте, в работе.
3. Герои тыла.
Прабабушка Валиева Газима Габитовна родилась 3 февраля 1924 года. Родилась в семье колхозника в деревне Султанаево. Училась в этой же деревне в начальных классах, затем, продолжила учебу в Кушнаренковском районе на санитарку.
Газима Габитовна участвовала в снабжении фронта необходимыми средствами. Была отправлена по договоренному согласию, в Белорецкий район рубить лес. Все дерево использовалось для изготовления вагон - эшелонов и в последующем, отправлялось на фронт. Молодые девушки работали с энтузиазмом, выполняли, перевыполняли все дневные нормы. Конечно, не все девушки могли справляться этой тяжелой работой. Она вспоминала эти дни со слезами на глазах. Тяжелый труд, недоедание, работа без отдыха не смогли сломать молодых девушек. Жили в бараках, которые плохо отапливались, но все эти трудности не что, по сравнению с боевыми действиями на фронте. Поздними вечерами девушки писали письма отцам, братьям, товарищам, а полученные письма читали все вместе и плакали, обсуждали. Все ждали скорого окончания войны. Возвращаясь в родное село, она продолжала трудиться во блага своей Родины. Всем было в одинаковой степени неимоверно трудно в ходе войны – солдату в окопе, в боевой обстановке, слабому, юноше за станком, и голодной женщине на поле. Но каждый из них понимал необходимость своей работы во имя спасения Отечества. Ильвир Ильмирович любил слушать рассказы прабабушки про фронтовое время, про трудности и про отвагу простых советских людей. Он понимал, какие трудности взволились на женские плечи в эти годы. Именно поэтому, к женщинам относился с трепетом, уважал и любил маму, бабушку, сестру, жену. Дарил им цветы, старался им делать только приятное в жизни.
4.Связь поколений.
Прадед: Валиев Рауф Юсупович - участник Вов, прабабушка: Валиева Газима Габитовна - ветеран тыла. Бабушка: Галлямова Альмира Рауфовна - работала в колхозе поваром, сейчас на пенсии; Сестра бабушки: Басырова Зилина Рауфовна - работала учителем в нашей школе, пенсионер. Дедушка: Галлямов Ильдар Зуфарович - служил в рядах СА, ветеран труда. Дядя: Галлямов Венер Ильдарович; служил в рядах СА. Папа: Галлямов Ильмир Ильдарович; служил в рядах Российской армии. Галлямов Ильвир Ильмирович: выпускник Казанского высшего военного училеща, офицер, погиб во время военной операции на Украине, посмертно награжден «Орденом Мужества»
Рауф Юсупович прошел войну, трудился во блага Родины и награждался многочисленными медалями и почетными грамотами.
Правнук: Ильвир Ильмирович учился в Калтаевской средней школе. После успешной сдачи экзаменов, поступил учиться в военное училище в г. Казань. В течение нескольких лет занимался в кружке по «Ушу – Саньда». Занимал призовые места и побеждал. Он был физический и морально подготовленный юноша, очень активный, с сильно развитым патриотическим чувством. Даже был такой случай, когда он сумел это доказать. Во время показательных выступлений поранил ладошку, но, не смотря на это, не прекращал свое выступление, вытерпел. Он часто ездил на разные турниры, соревнования, где защищал честь своего села, района, республики. Когда закончил учёбу, отправился на дальнейшую службу в Чечню. Вскоре началось военная операция на Украине, он как верный солдат, дал согласие на участие в боевых действиях на Украине. К сожалению, Ильвир Ильмирович, погиб 5 марта, при выполнении боевой задачи, ему было всего 24 года.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, воспитывать в семье детей убежденными патриотами - значит готовить их стойкими борцами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры и идеологии. Семья является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, краю, к Родине.
«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А.Сухомлинский.
II. Школа- дорога в будущее. 1. Учёба, воспитание
В современный век компьютеризации, научно-технического прогресса без знаний, без широкого кругозора жить сложно. В наше время образование – это дорога в будущее. Человек, идущий в завтра, немыслим без широты взглядов на жизнь, без осознания своей роли в обществе. Овладеть знаниями, научиться их применять в жизни, стать образованным человеком – задача каждого из нас.
Еще учась в школе, мы задумываемся о своем будущем. Мы понимаем, что каждый из нас получает образование для того, чтобы овладеть профессией. Зачастую знаний, которые мы получаем в школе, бывает недостаточно, и человек продолжает учиться дальше, выбирая средние специальные или высшие учебные заведения. В МБОУ СОШ с. Калтаево в помощь выпускникам по определению их предназначения, выбора жизненного пути начинатся с дошкольного возраста, когда дети начинают понимать суть простых профессей. Затем уже организововаються различные мероприятия, встречи по определению своих способностей и возможностей. Я всегда вспоминаю наши встречи с выпускниками прошлых лет, когда они рассказывают нам о своей будущей профессии, о возможностях получения навыков и о дальнейшем устройстве на работу. Ильвир Ильмирович тоже посещал нашу школу, где рассказывал о профессии военного, о новых возможностях военной профессии. Особенно ребятам выступление понравилось, на следующий год, туда же поступил еще один выпускник калтаевской школы. Надо сказать, что и до этого выпускники нашей школы поступали в военные учебные заведения. Например: Миргалиев Ильфар Ильдарович, Анваров Роберт Райфатович – они всегда посещают нашу школу, имеют большой авторитет не только в школе, но и среди сельчан. В декабре к нам с Украины вернулся еще один наш выпускник – Гильманов Ильнар Мунирович, прямь по дороге домой, он в первую очередь пришел в школу, поговорили и у нас появилось на душе спокойствие за нашу Родину, за будущее страны. Ежегодно в школе учитель физкультуры и ОБЖ Аюпов Рафиль Хаматшарифович организовывает встречи с участниками локальных войск в Авганистане и Чечне. Имеется стенд, где отражаются служба выпускников школы в рядах Российской Армии. Мы думаем поэтому, ребята ценят службу в армии, выбирают военную профессию. В нашей школе работа с будущими защитниками ведется на высоком уровне, все факты говорят нам об этом.
2. Напутствие, наставники.
Наставниками для наших выпускников являются наши учителя, родители, старшие товарищи. Мы хорошо помним нашего директора школы Аюпова Забира Хаматшарифовича, который три года служил на Военно – Морском флоте и отслужился до офицера. Помним, как нам рассказывал Рафиль Хаматшарифович про армейскую службу в Германии. Конечно же, они смогли передать нашим ребятам не только интерес, но и передать честь и отвагу солдатской службы. Какие слова подходят для будущих солдат, защитникам Отечества? Наверное, слова о чести, отваге, о мужестве и доблести. Наверное, такие слова, которые говорили в 41-ом, уходя на фронт ВОв, в 79-ом, записываясь добровольцем в Афганистан, в 94-ом, отправляясь в Чечню. Времена меняются, меняются эпохи, но слова и чувства остаются прежними. И пусть чувство любви к Родине, к матери, к родному дому помогут нам, подростающему поколению пройти эту суровую школу жизни!
Армейская служба, защищать свою Родину - это настоящая школа мужества, серьезная проверка на право называться настоящим человеком. Большинство молодых людей нашей школы с желанием идут служить в армию, а когда им приходится участвовать в боевых действиях, то они, как и их деды, отцы и старшие товарищи, проявляют мужество и отвагу. Молодому поколению нужно освоить навыки наставников, так как впереди ждут большие дела, новые друзья, товарищи, вместе с которыми будем охранять мир и покой нашего государства.
Заключение. «Память»
Народы всей нашей страны внесли значительный вклад в победу в войне, испытали невыносимые трудности, понесли большие человеческие потери. Как и многие семьи нашей страны, семья Валиевых – мои земляки внесли свой вклад, помощь во имя Победы. Успехи победы были достигнуты благодаря таким самоотверженным, трудолюбивым семьям, которые словно капельки воды собирались в огромный океан противостояния. Такая помощь являлась проявлением патриотизма и солидарности всей страны. Я в свою очередь, для подготовки этого материала, изучила много материала, книг, посетила школьный и районный музей, узнавала у дочерей Рауфа Юсуповича об их отце, матери, про их вклад во время Великой Отечественной войны. Мне было очень интересно, какой фронтовой путь прошели наши земляки, чем занимались работники тыла, как развивались события во время войны. А как потомки таких героических людей относятся к войне, к патриотизму? Оказалось, что ветераны смогли передать своим детям любовь к Родине, к родной земле, любовь к родным и близким, оберегать и защищать мир. Вот открытый пример, когда любовь к Родине, близким людям подвердилось через четыре поколения, от прадеда к правнуку!
Вывод: таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать следующее: фронтовики и труженики тыла внесли весомый вклад в общее дело Победы над фашизмом. Но и в современной жизни, внукам и правнукам приходиться сражаться, совершать подвиги с современным фашизмом во имя мира на земле. Подвиг — это не просто смелость и героизм, это великий труд, железная дисциплина, несгибаемость воли и огромная любовь к Родине. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги. Короткая фраза «Никто не забыт и ничто не забыто» вмещает всю нашу благодарную память. И пока мы помним безвозвратно ушедших защитников, они не зря отдали свои жизни, оставшись верными клятве. Для них страшнее смерти было предательство, дезертирство. Ведь это - несмываемое пятно, которое ложится и на детей, и на внуков предателя. Предатель, дезертир позорит не только себя, но и весь свой народ.
Для военных людей понятия патриотизм и воинский долг неразрывно связаны. И поэтому солдаты остаются верны Родине даже в самые тяжёлые минуты. Именно в таких сельских школах вырастают настоящие мужчины, вырастают защитники нашего Отечества, благодаря которым мы сегодня ходим под голубым небом и ярким солнцем, склоняем головы перед мужеством и отвагой наших земляков. Их имена навсегда вписаны в историю родного края, а лучшая наша благодарность – помнить и бережно хранить самое великое, что у нас есть – память!
Мы никогда не забудем тех, кто погиб, встав на защиту родной земли, а также всех невинных жертв украинской агрессии. Память о них всегда будет жить в наших сердцах! Наш долг – сохранить в поколениях память о каждом погибшем!
Список использованной литературы
1.Бикмеев М. А. Башкортостан в годы второй мировой войны.- Уфа 2000г
2.Венок славы. Т 12. Ради жизни на земле.- М. :Современник
3. Ерашов В. А. Родины солдаты.- М.: Мол. гвардия, 1983г
4. Кадиров Р. С. Орел Урала.- Уфа: Баш кн. изд., 1981г
5. Каримов А. Б. Пережитое.- Уфа: Китап 1996г
6. Письма далекой военной поры / Сост.: М. Г. Филиппова. – 2- е изд., доп.- Уфа: Баш. кн. изд-во, 1990г
7. Публицистика. – М. : Т 55 Дет лит., 1988г «Только Победа и Жизнь»
8. Рамазанов Г. З. Слово солдата.- Уфа: Баш кн. изд., 1976 г
9.Сабуров М. Г. « Калтаево вчера и сегодня». – Уфа: 2012 г
10. Сотников И. В. В атаке конники. – Уфа: Баш кн. изд., 1893 г
Интернет ресурсы:
1. Архивы России http://www.rusarchives.ru/
2. Великая Отечественная война 1941-1945»
http://www.bigwar.msk.ru/
3. Военная литература
http://militera.lib.ru/
4. Календарь Победы
http://pobeda.elar.ru/
5. Карты военных действий Второй мировой войны» http://militarymaps.narod.ru/
6. Наша общая Победа
http://41-45.su/.
7. Подвиг народа http://www.podvignaroda.ru
Приложения