Изображение растений на предметах традиционной культуры Нижегородской области

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изображение растений на предметах традиционной культуры Нижегородской области

Опекунская В.В. 1
1МБОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова
Колюжева Г.Н. 1
1МБОУ СШ №4 имени В.В.Клочкова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 
 

Мы выбрали тему «Изображение растений на предметах традиционной материальной культуры Нижегородской области», потому что на уроках окружающего мира в 3 классе мы изучали тему: «Древние корни народного искусства», «Образ животных и растений в декоративно-прикладном искусстве». Исследуя образ животных на уроках, изучая литературу о народном искусстве во время подготовки к исследовательскому проекту по теме: «Образ птицы в народном творчестве» я пришла к выводу: что не только образ птицы используют в различных сферах творчества, но часто встречаются и образы растений.

По наследству от предков остались в наших домах вышитые полотенца, скатерти, горделиво стоят вазы, кувшины, расписанные подносы. В ходе исследования было выявлено, что именно образ цветов был наиболее любимым в русском декоративно-прикладном искусстве.

Современное поколение мало знает о традициях русского прикладного искусства. Глубокое изучение традицией русского прикладного искусства даёт возможность воспитать уважение к своим традициям, увидеть красоту и богатство различных техник, связанных с красотой природы. Это интересно и важно, так как через символику растений в декоративно-прикладном искусстве раскрываются традиции народа, его смысловое отношение к жизни.

Цель проекта: Исследовать, как изображения растений и цветов представлены в искусстве народов Нижегородской области. Доказать, что изображения растений на предметах традиционной материальной культуры Нижегородской области заимствованы из естественной природы.

Задачи проекта:

1.Изучить теоретические сведения по теме.

2.Провести анкетирование среди учащихся 3-4 классов школы.

3. Составить диаграммы по итогам анкетирования.

4.Сделать подборку фотографий «Изображения цветов в народном творчестве»

Объект исследования: предметы традиционной материальной культуры Нижегородской области

Методы исследования:

-информационный;

-сопоставление и наблюдение;

-обобщение и систематизация данных;

- анкетирование.

Перспективы развития проекта: Продолжить работу над изучением народного творчества, с целью углубления знаний о русских традициях, о мастерах прикладного творчества, живущих рядом с нами с целью приобщения к народной культуре.

Практическая значимость работы: использование материалов работы на уроках изобразительного искусства, краеведения, классных часах.

Глава 1.Изображения растений в славянской культуре.

Цветы являются одним из самых прекрасных и восхитительных творений природы. Испокон веков цветы были неотъемлемым атрибутом в жизни славян. О значении цветов в жизни наших предков можно судить по огромному множеству мифов, легенд и сказаний. Цветы использовали в различных обрядах, ритуалах, на праздниках и торжествах.

Наши предки считали, что используя определенные цветы в ритуальных действиях и заклинаниях, можно повлиять на ход вещей и изменить судьбу. С помощью цветов излечивались болезни и тяжелые недуги, привлекалась удача и счастье. Помимо прочего цветы использовали в качестве всевозможных украшений.

В культуре славян каждый цветок был на своем особом месте и имел свое толкование. К примеру, венок из полевых цветов олицетворял собой свободу, молодость, счастье. Добро и солнце символизировали желтые и оранжевые цветы. Голубые цветы считались символом неприступности, красные – страсти, белые – чистоты, невинности и нежности.

Вплетение цветов в ритуальные венки использовалось нашими предками повсеместно и служило связью между Явью и Навью. Вообще венки из цветов использовали во многих праздниках и обрядах. К примеру, на Ивана Купала было принято плести венки из лилий.

Конечно, с приходом христианства подавляющее большинство языческих обрядов и праздников были уничтожены, однако внимание и любовь к цветам даже христианам уничтожить не удалось.

Сегодня, как и много веков назад, принято проявлять свои чувства любимым, родным и близким людям при помощи цветов.

Нижегородская область имеет значительную протяженность в меридиональном направлении (более 400 км.), поэтому спектр природных зон широк, а растительный покров области разнообразен. На территории произрастает около 1290 видов растений, некоторые из которых нашли свое отражение в произведения декоративно- прикладного искусства.

Русское прикладное искусство хорошо известно среди наших родителей, бабушек и дедушек. Они хорошо знают традиции этого вида искусств. К русскому прикладному искусству относятся: городецкая роспись, полхов–майданская, хохломская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, гипюр.

Красота декоративно-прикладных предметов тесно связана с их пользой, но является первостепенной и определяющей.

Растения необходимы человеку, и потребность к любованию ими вошла в его душу. Представление о прекрасном заимствованы нами от природы, и растительный мир играет здесь решающую роль. С незапамятных времён человек оценил не только изображение жи вотных, кустарники, травы, цветы видны на картинах великих мастеров живописи, растительный орнамент является одним из преобладающих в мировом прикладном искусстве.

Глава 2

Практическая часть.

Мною было проведено исследование отношения среди обучающихся 3-4 классов школы к изображению .

В ходе исследования мной был проведён опрос среди обучающихся 3-4 классов, в нём участвовало 43 человека.

Были заданы следующие вопросы:

1.С чем ассоциируется у вас изображение цветов на предметах культуры?

Ответы: Со сказкой- 25 человек.

С радостью- 8 человек.

С таинственностью- 8 человек.

З атруднились с ответом- 2 человека.

2.Значение изображений растений в украшении предметов народного искусства:

Знают-12 человек.

Н езнают-20 человек.

Затруднились с ответом-11 человек.

3.Хотите узнать о символике цветов?:

Хотят-28 человек.

Не хотят-9 человек.

З атруднились ответить-6 человек.

4.У кого из обучающихся в семьях есть предметы быта с изображением растений и цветов?:

Есть в доме-5 человек.

Нет-12 человек.

Никогда не обращали внимания -26 человек.

Выводы по проведению анкетного опроса среди обучающихся:

Ребятам нравится изображение цветов, но к сожалению, многие не знают происхождение разных изображений цветов, поэтому заинтересовались этим вопросом.

В связи с тем, что большинство ребят не знают историю изображения растений и цветов, мы с педагогом решили организовать выставку: «Изображения растений в творчестве и народных промыслах Нижегородцев», на которую пригласили наших родителей и учеников из других классов нашей школы.

Глава 3

Народные промыслы Нижегородской области.

3.1 Народных промыслов на территории Нижегородской области существует достаточно много. Каждый из них своеобразен и сохраняет корни технологического процесса. Народные расписные промыслы дело сложное, долговременное. Они существуют столетиями и сохраняют первоначальные мотивы, колорит и приёмы росписи.

В Нижегородской области сосредоточено большое количество художественных промыслов: разнообразная роспись и резьба по дереву, множество техник вышивки, кружевоплетение. Почти все промыслы пришли к нам из далёкого прошлого и имеют многовековые традиции. Многие промыслы известны не только в России, но и за рубежом.

3.2. Полхов-Майданская роспись.

Полхов-Майданская роспись находится в селе Полховский Майдан Вознесенского района. В селе изготавливают сувениры, матрёшек, которые отличаются от всех своей яркостью. Полховско-майданская роспись одна из самых молодых художественных промыслов в Нижегородской области. Гордость района- полхов-майданская матрёшка. У неё очень яркий наряд. На платьях-розы, тюльпаны, а также невиданные фантастические цветы.

По легенде, когда сподвижница Степана Разина, Алёна Арзамасская была схвачена карательным отрядом возле Темникова, она была сожжена на костре. И на пепелищевырос этот цветок-роза.

В росписи матрёшек Полховско-Майданские мастера используют разнообразные приёмы: « цветы», «травы». Основным элементом росписи является многолепестковый цветок шиповника, который мастера называют «розой». Этот цветок всегда считался символом женского начала, любви, мастерства.

3.3.Чкаловсий гипюр.

Достоянием Нижегородской земли, является и строчевышивальная фабрика ЗАО «Гипюр»,которая находится в нашем городе Чкаловск. Мастерицы фабрики бережно сохраняют вековые традиции уникальной вышивки. Художники и мастера промысла умело сочетают их с современностью. Главным элементом узора, характерными для чкаловских мастериц являются-цветы.

Вышитые изделия мастериц: скатерти, покрывала, портьеры, дорожки и полотенца привлекают ясностью композиции, свежестью узора, богатством и разнообразием.

В России строчевая вышивка как промысел возникла в большом приволжском торгово-промышленном селе Катунки, Нижегородской губернии (ныне Чкаловский район Нижегородской области) Село Катунки долгое время было одним из центров кружевного производства. (см. приложение 2 )

В 80-е годы 19 века привычный орнамент из сказочных цветов, птиц, был заменен на новый, в основе, которого, лежит растительный узор с более достоверной трактовкой форм, Он состоит преимущественно их садовых цветов, дополненных полевыми травами. Ведущую роль в вышивке играют изображение роз, линий, шиповника, сирени, незабудок, которые собирались в пышные гирлянды.

Из поколения в поколение талантливые художники и мастера промысла с любовью сохраняют вековые традиции.

3.4 Городецкая роспись.

Родиной городецкой живописи, является город Городец

В самую короткую летнюю ночь на праздник Ивана Купала расцветают, по поверью особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены все предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение. Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. С незапамятных времён человек оценил не только целебные свойства, но и радующую глаз красоту этих дивных творений природы и включил цветы в культуру. Цветы были связаны с богами, они были символом силы или воли богов, служили приношением во время религиозных обрядов.

На расписных городецких изделиях можно увидеть птиц, коней. Но наиболее распространённым мотивом, помимо перечисленных, является растительный орнамент. В цветочной росписи можно выделить следующие наиболее распространённые диковинные цветы: ромашки, розаны. Но основным элементом в данной композиции является городецкая роза или купавка.

Никогда ни с чем не спутаешь городецкую роспись-цветы. Городецкие розаны (их там называют купавками) такой фантастической окраски и такой живой упругости, что кажется, бутоны вот-вот лопнут, раскроются.

Розаны-это стилизованный цветок шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Цветы в городецкой росписи символ здоровья и процветания.

Какое чудо на полянке!

Бубенчики-купавки расцвели!

Сегодня наследие старых мастеров, чьи изделия экспонируются на выставках и бережно хранятся в музеях, не умерло, их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие в наши дни на фабрике «Городецкая роспись». Их работы продолжают дивить мир, радовать своей красотой, утверждая удивительную жизнедеятельность древнего, но вечно молодого искусства.

3.5. Хохломская роспись.

Предполагают, что хохломская роспись возникла в 17 веке. Деревня Хохлома была крупным центром сбыта, в настоящее время родиной хохломы считается город Семёнов Нижегородской области.

Травка в хохломской росписи-главное. Как в природе, считают мастера-всё растёт из трав. У одного художника травка-кудрявая, у другого- роспись очень яркая, сочетания красного, зелёного, чёрного с золотым цветом. Она похожа на осень и поэтому её называют золотая хохлома, пламенная роспись. Красочную роспись принесли в Поволжье в 17 веке раскольники, которые спасались от царского гнёта и преследований патриарха. Среди этих беженцев-раскольников, как предполагают учёные, были Иконописцы и мастера рукописных книг. Они – то и научили местное население «пламенной росписи». Отсюда и растительный орнамент в своеобразной народной росписи, переходил в хохломскую. Массовое производство требовало быстроты, и крестьянская кисть упрощала замысловатые узоры. Зато выполняла из проникновенно-лирично, сближая мотивами родной природы. Так художественные традиции Древней Руси и традиции народного творчества слились в искусстве Хохломы воедино.

Традиционные элементы хохломской росписи-красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки.

В Хохломской росписи мы можем наблюдать такие цветы как: ромашка, колокольчик, тюльпан, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы.

Основу росписи составляют округлые листья. В росписи используются мотивы-вишни, крыжовника, клубники, винограда. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями.

Заключение.

Будучи удивительно наблюдательными, мы видим, что художники черпают из природы нескончаемое богатство мотивов, которые радуют глаз, воспитывают любовь и гордость за свою Родину.

Выбранная мной тема, представляет большой интерес у взрослых и ребят поколению, так как она является частью нашей древней русской культуры, несёт духовные корни и имеет свои интересные традиции.

Заключение. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают привить детям любовь к родному краю, учат нас увидеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно – прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии русского народа. Изделия народных мастеров, художественных промыслов Нижегородской области отличаются высоким художественным уровнем исполнения, они пользуются успехом на отечественных и зарубежных выставках.

Данная тема хорошо изучена. Это интересно и важно, так как через символику растений в декоративно-прикладном искусстве раскрывается традиции народа, его смысловое отношение к жизни.

Библиография

Список используемой литературы:

1. Е.В. Данилевич, О.В. Жакова «Знакомьтесь: глина». С – Пб.: Кристалл,1998г.

2. Г. Федотов « Послушная глина». АСТ – Пресс, 1997г.

3. Г.Н. Юдин «Птица Сирин и всадник на белом коне». Москва, Ангстрем, 1993г.

4. «Звездная книга Коляды, Русские Веды».

5. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». Москва, Просвещение, 1990 г.

6. «Пословицы и поговорки». АСТ Астрель, Москва, 2007г.

7. С.К. Жегалова «Русская народная живопись», Москва, Просвещение, 1984 г.

8.«Звездная книга Коляды. Русские Веды»;

9.Г. Юдин «Птица Сирин и всадник на белом коне»;

10.СD диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006»

11.  Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», издательство «Педагогика Пресс», издательский дом «Современная педагогика», Москва 2000г., том 1

12.  Народные росписи Русского Севера. Ханты-Мансийск, 1999 г.

13.  Искусство вокруг нас. Неменская Л. А., 3 класс, М., Просвещение,2000г

Интернет – источники

·  http://rusZod/51.htm

·  http:///alb/slavic/slav3.htm

·  http://www. rus_obereg. htm

·  http://www. /ebooks/Shpikalova_IZO_1-4kl_metod/4.html

Приложение 1

Предметы кухонной утвари.Городецкая роспись

Приложение 2

Нижегородский гипюр

З АО «Гипюр» бережно сохраняет вековые традиции уникальной вышивки «нижегородский гипюр» и благодаря творческим поискам художников и мастеров промысла умело сочетает их с современностью.В конце XIX века на территории современного Чкаловского района сложился особый вид вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна, известная под названием «гипюр». Прозрачностью и мягкостью эта вышивка напоминает кружево.

Г лавным элементом узора, характерным для «нижегородского гипюра», являются ромбы, «цветками». Существует около 50 видов швов — разделок, которыми заполняются «цветки». Строчевая вышивка становится предметом промысла и все женское население сел и деревень от зари до зари сидело за пяльцами, покрывая ажурным узором белое полотно. В 1920-ые годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых — «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья» была организована в 1924 году, в 1937 году ей присваивается имя Чкалова.

1960 год стал переломным в истории промысловых артелей — они переходят в разряд государственных предприятий. На базе объединенных артелей была создана Чкаловская строчевышивальная фабрика, которая в 1998 году была преобразована в ОАО «Гипюр». Предприятие производит комплекты постельного и столового белья, дорожки, салфетки, а также юбки, блузы, халаты из экологически безопасных тканей льна и хлопка с художественной вышивкой.

С целью сохранения и развития народного промысла на предприятии 1 февраля 2004 года открыт и работает выставочный зал «Нижегородский гипюр» общей площадью 150 кв.м. В нем перед посетителями предстает сказочный рукотворный мир вышивки «нижегородского гипюра», история ее возникновения, сохраненные материалы и экспонаты промысловых артелей середины XX века, уникальные образцы выставочных и конкурсных изделий мастериц и художников разных поколений. Все экспонаты со вкусом расположены в трех уютных залах. Особый интерес у посетителей выставочного зала вызывает экспозиция интерьера комнаты «Русский лен», богато украшенная ручным гипюром.

ОАО «Гипюр» предлагает проведение организованных экскурсий с посещением выставочного зала. Вышитыеизделия чкаловских мастериц — скатерти, покрывала, портьеры, дорожки и полотенца привлекают ясностью композиции, свежестью узора, богатством и разнообразием приемов исполнения.

Просмотров работы: 25