Введение
Дом – это гениальное творение человечества, в котором отражаются традиции того или иного народа, его привычки и вкусы. Именно в доме человек воплощает все свои мечты, вкладывает всю свою душу в его создание.
Так повелось, что испокон веков дом выполнял функцию защиты, тепла. «Мой дом - моя крепость!», «Мой дом - мой кров!», «Дома и стены помогают» – много русских пословиц и поговорок посвящены дому. Действительно с домом связана вся жизнь человека и его семьи. Без дома трудно представить каждого из нас.
Несколько лет назад, когда я изучала историю своей родной улицы – Парижской Коммуны, то обратила внимание, что на ней много разных домов. Они большие и маленькие, каменные и деревянные, современные и старинные. У каждого из них своя история. Моя семья живёт в большом кирпичном доме, но меня заинтересовало, какими были дома наших предков, каким было их внутреннее убранство?
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Нужно привлекать вниманиелюдейк истории малой Родины, которую необходимо помнить, чтобы передавать из поколения в поколение прошлое своих земляков, их быт.
Гипотеза: предположим, что изучая внешний вид и внутреннее убранство салдинской избы, мы знакомимся с историей предков, историей малой родины.
Цель исследования: познакомиться с внешним видом и внутренним убранством салдинской избы, сделать её макет.
Для достижения поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи:
Изучить литературу и интернет-источники по теме исследования.
Систематизировать собранный материал
Описать быт салдинской избы
Познакомиться с внутренним и внешним убранством салдинской избы
Создать макет салдинской избы
Объект исследования: салдинская изба
Предмет исследования: внешнее и внутреннее оформление салдинской избы.
Методы исследования: анализ литературных источников, беседа, поисковый, практический.
Практическая значимость: работу можно применять при проведении классных часов, внеурочной деятельности, на уроках истории и изобразительного искусства.
Основная часть
1. Русская изба
1.1 История появления русской избы
Свои дома крестьяне на Руси называли избами. В словаре С.И. Ожегова: «Изба - деревянный крестьянский дом». Это слово имеет древнеславянское происхождение и образовано от слова «истьба» (означает отапливаемый жилой сруб). Это жилище многие века было основным местом проживания около 90 % населения России, однако до нас дошли избы не старше середины 19 века, так как деревянная крестьянская изба характеризовалась высокой степенью изнашиваемости.
Славянин был по преимуществу человеком домовитым, семейным. В кругу родной семьи или рода проходила вся его жизнь, со всем ее обиходом и со всеми торжествами; в семье сосредоточивались самые живые его интересы и хранились самые заветные предания и верования. Оттого изба, в которой жило семейство славянина, имела для него великое значение. Как место, свидетельствующее о быте предков, изба должна была пользоваться и особенным почетом.
Изба стала не только «визитной карточкой» русской архитектуры, но и важнойчастью национального фольклора. Она упоминается в пословицах, поговорках, и врусских народных сказках не только как место действия, но, порой, и как одушевлённое лицо (например «Избушка на курьих ножках»). Строительство таких домов требовало специального подхода и понимания природы, а также соблюдения множества правил и традиций.
Бревенчатый стиль жилища считается сложившимся и утвердившимся с конца первого тысячелетия. Основой избы является сруб, с очагом внутри, то есть – печью, и во многих домах той эпохи, складывалось впечатление, что сам дом возводился вокруг печи. Именно возможность получать тепло и сохранять его, сделало жилье человека – домом. Поэтому изба – это символ семейного очага, потому что само слово – очаг – не мыслится без огня в печи; это памятное начало русской жизни, ее самобытный корень. А без этого корня увядает и самобытность русской архитектуры, и нашей жизни в целом.
Русская изба имела прямоугольное основание, ориентированное по сторонам света. Лицом, то есть фасадом, дом смотрел на юг, вход старались делать с восточной стороны, а печь же располагали с северной.
Избы были везде компактные, в плане близкие к квадрату, поэтому зимой легче обогреть помещение (с меньшей затратой топлива).
Делались дома обычно из сосновых или дубовых бревен. Их очень аккуратно складывали, так плотно, что не оставалось щелей для прохода воздуха. При этом во всем доме могли не употребить ни одного гвоздя. В бревнах на нижней стороне делали углубление, чтобы оно плотнее укладывалось на нижнее, а для теплоты их обивали ещё мхом. Мох клали и по окнам и дверям.
Во многом изба, зеркало характера русского человека – самобытная, ладная, добротная, простая и лаконичная, отражающая образ мышления своего создателя.
2. Салдинская изба
Во второй половине XIX века дома (избы) в заводском посёлке строились в основном деревянные на три окна. Окна в домах были небольшие, 50—70 сантиметров высотой, квадратной формы. Рамы в окнах в основном одинарные, в шесть стекол. В них, вместо стекол, зачастую вставлялась слюда, которая нередко заменялась бычьим пузырем, а зимой закрывались доской. Рубились избы топором из больших бревен толщиной не менее 35—40 см. Пол стелили из половинок бревен, плоской стороной вверх, и укладывали его на массивные балки, врубленные в стены. Потолок также делали из половинок бревен, матницы преимущественно из лиственницы. Крыши были высокие, двухскатные с деревянной кровлей, преимущественно тесовой, в два слоя. У некоторых домов крыши были крыты драньем или тесом «вразбежку». Вверху, на стыке скатов, концы досок перекрывались толстым, выдолбленным снизу бревном — коньком, который своей тяжестью прижимал всю конструкцию крыши. Конец конька выдавался далеко вперед и декоративно обрабатывался.
У зажиточных мастеровых во второй половине XIX века дома стали покрывать железом и красить малахитовой (зеленой) краской.
Каждый хозяин стремился не только построить добротный дом, но и украсить его. Наличники, карнизы, ворота богато украшались резьбой.
Двор иногда имел общую с домом крышу. Здесь же — сарай для хранения сена, бельник, хлев теплый и холодный. Во двор вели большие ворота на два полотна. В эти ворота выезжали и заезжали на лошадях, на санях, с сеном и дровами. Рядом — маленькие ворота во двор в одно полотно. В эти ворота входили, выпускали коров и т. д. Пол во дворах был деревянный из однорезника или накатника, а у некоторых торцовый. В зажиточных домах делали парадный вход с крыльцом, называвшийся "параднее". Изгородь усадьбы делалась из жердей и называлась пряслом. Большинство домов не было отштукатурено, поэтому стены в домах ежегодно мылись с песком. В Нижней Салде стены мыли не только внутри дома, но и снаружи, отчего многие дома имели желтоватый цвет.
Начиная с середины XIX века все ярче стало определяться имущественное расслоение жителей заводского поселка. Это нашло свое выражение в облике домов и их интерьере. В этот период наряду с домами, в которых были глинобитные печи, маленькие слюдяные окошки, основную массу застройки составляли дома на 3—4 окна, так называемые избы, центром которых была большая русская печь.
2.1.Интерьер салдинской избы
Составными частями салдинской избы были: сени, изба, чулан и горница.
Центральное место в доме отводилось под печь. Печь занимала почти четверть площади жилища. Она протапливалась несколько часов, но, нагревшись, держала тепло и обогревала помещение в течение суток. Печь служила не только для обогрева и приготовления пищи, но и как лежанка. Во всех случаях жизни печь приходила крестьянину на помощь. И топить печь приходилось не только зимой, но в течение всего года. Даже летом нужно было хотя бы раз в неделю хорошо вытопить печь, чтобы испечь достаточный запас хлеба.
Приготовление пищи – одно из основных назначений русской печи. В печи варили, парили, жарили, запекали, томили. А вот какой утварью пользовались наши предки, мы узнали из рассказа научного сотрудника Нижнесалдинского краеведческого музея Дарьи Александровны Ивановой. Она не только рассказала, но и показала эти предметы.
Предметы, связанные с русской печью, всегда стояли у печи: кочерга, ухват, помело, деревянная хлебная лопата, сковородник. Кочерга - короткий толстый железный прут с загнутым концом, который использовали для размешивания углей в печи и сгребания жара. Ухват - металлическая дужка, укрепленная на длинной деревянной рукоятке. Им ставили в печь и доставали из печи чугунки, а также передвигали горшки и чугунки в печи. 10 Помело – длинная деревянная рукоятка, к концу которой привязывали солому, сосновые ветки или просто тряпку. Им подметали, очищали под печи от угля и золы перед посадкой хлеба в печь. Деревянная хлебная лопата - ей сажали в печь и вынимали оттуда хлеб и пироги. Сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Сковородник - длинная деревянная рукоять, на конце которого приспособление, с помощью которого ставили и вынимали сковороды из печи. У печи всегда стояла ступа с пестиком. В каждой семье обязательно был рукомойник, он вместе с полотенцем висел рядом с печью. Рукомойник - глиняный кувшин, у которого было два носика по сторонам: с одной стороны воду наливали, с другой - выливали. Грязная вода собиралась в лохань - деревянное ведро. Воду носили на коромысле, ведра тоже были деревянные.
Вот как описывает «кухню» в салдинской избе краевед Ирина Николаевна Танкиевская: «Кухонька была маленькая, и ее длина была чуть больше длины ухвата. Здесь стояли лавки, кадка с водой и порой даже не было стола, некуда его было поставить, так как место занимала еще и кадка, в которой наводили пойло для скотины. Упечь от остальной части избы отделялась перегородкой, а соло печи чаще всего находилось напротив окна. На верхней ровной поверхности печи сушили одежду, спали, хранили некоторые вещи. Около печи, над входом, были настелены дощатые полати, где хранили лук, белье, обувь. На печи и на полатях спали зимой, а летом спали на полу, на лавках, в сенях, на сеновале. Во многих домах была и кровать, чаще всего одна, на которой спали старшие или женатые.
Салдинскую избу нельзя было представить без домашней утвари. В основном её делали из дерева или глины изготавливали из бересты, плели из соломы, прутьев и корней сосны: кринка, кувшин, тяпка, ложка, корыто, ступа. Особой популярностью пользовались туески, или как их ещё называли бураки. Бурачный промысел был популярным в Нижней Салде. Кстати, прошедшим летом мне повезло, и на одном из мастер-классов расписала бурак. Сейчас этот предмет домашнего обихода есть и на кухне в нашей семье.
В салдинской избе мебели было немного: стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки. В сундуках они хранили одежду, а делал их сам хозяин из дерева и обивал железными полосками для прочности.
В переднем углу, по диагонали от печи, находился «красный угол». Это в избе почетное место, духовная часть крестьянской избы. В старину все крестьяне были верующими и слово «крестьянин» произошло от «христианин». В красном углу, его еще называли передний угол, на особой полочке стояли иконы и горели лампады - иконостас, его всегда держали в чистоте. Лампады - небольшие сосуды с маслом. Иконы Богородицы и Спасителя считались главными иконами, они должны были быть в каждом доме. Входивший в избу человек, еще у порога, первым делом находил глазами этот угол, снимал шапку, крестился, низко кланялся иконам и произносил: «Мир дому сему». Иконы передавались из поколения в поколение.
Полы в домах не красились, но тщательно мылись и скоблились. К концу XIX столетия зажиточная часть населения отличалась тем, что в домах были крашеные полы и стелились половики, которые ткала хозяйка. Также она ткала ткань, потому что всю одежду крестьяне делали сами. Ткацкий станок был почти в каждой семье. Половики лежали и на лавках, и на скамейках. В избе была детская колыбель, её называли зыбкой. На гибкой жерди – очепе – была подвешена лубяная колыбелька (зыбка) под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую – либо работу: пряла, шила, вышивала.
3. Изготовление макета салдинской избы с внутренним убранством
Перед тем, как приступить к заключительному этапу исследования – созданию макета салдинской избы с внутренним убранством, я посетила постоянную экспозицию «Салдинская изба» в Нижнесалдинском краеведческом музее имени Анциферова.
Первым этапом практической работы было создание макета избы. Макет я сделала из картона, раскрасив его под дерево.
Вторым этапом работы было изготовление печи - главной части жилого дома и предметов, связанных с печью. Печь выполнена из пенопласта.
Третий этап - мебель и кухонная утварь. Мебель: стол, лавки, скамейки, кровать, сундук изготовлены из фанеры и древесины. Кухонная утварь из глины, соленого теста и бересты.
Соблюдены все традиции обустройства: печь стоит слева от двери устьем к передней стене, напротив так называемая кухонька с ее утварью; по диагонали от печи - «красный угол», стол, лавки, скамейки; по правую сторону от двери, напротив печи - мужская половина: его лавка, где он работал и спал.
Заключение
Изучив литературу по данной теме, я узнала, что салдинская изба была традиционным жильём для жителей заводского посёлка.
Основой – был сруб из брёвен, соединенных между собой в углах вырубленными «замками», уложенными горизонтальными рядами - «венцами»; для более плотного прилегания строители выбирали в нижней части каждого бревна «паз»;
Внутреннее убранство избы состояло из русской печи, «красного угла», обеденного стола, лавок, скамей, сундуков и зыбки. В обиходе салдинцы пользовались различной домашней утварью, которую в основном изготавливали сами: ухват, кочерга, помело, хлебная лопата, сковородник, бурак, деревянная ложка.
В результате исследования я узнала, как в конце 19 начале 20 века салдинцы строили дома, оформляли их внутри и, посетив краеведческий музей Нижней Салды, увидела салдинский быт прошлого века воочию. На основании собранного материала, выполнила макет русской избы с внутренним убранством. Помимо этого познакомилась с новыми терминами – предметов быта салдинской избы.
Таким образом, гипотеза о том, что изучая внешний вид и внутреннее убранство салдинской избы, мы знакомимся с историей предков, историей малой родины подтвердилась. Цели и задачи исследования достигнуты полностью. Я узнала для себя много новых фактов о возведение русской и салдинской избы, её внутреннем обустройстве.
Дом… Как много теплоты, душевности в этом слове. От него веет прохладой раннего летнего утра, теплыми пирожками мамы, беззаботным детством, счастьем и заботой. Ведь именно с дома начинается наша Родина, только в доме и избе мы ощущаем себя защищёнными и счастливыми.
Завершить свою исследовательскую работу хочу словами поэта Сергея Зусухина-Поздеева:
Изба - в ней мудрость вековая…
Полна загадок и проста!
Она и до сих пор живая,
Народа летопись святая,
Вселенной нашей чистота!
Список литературы
П. Иванов «Народные обычаи, поверья, приметы, пословицы и загадки, относящиеся к русской избе».-М: Мол.гвардия 1988.
И.Н.Танкиевская «Нижняя Салда». - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000.
Улыбышева, М. Русская изба: от печки до лавочки / М. Улыбашева. – Москва: Издательство «Настя и Никита», 2019.
Внутреннее убранство русской избы https://www.liveinternet.ru/users/katiava/post266183332
Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия)
Толковый словарь Ожегова http :// slovarozhegova. ru / word. php ? wordid =9488
Архивы Нижнесалдинского краеведческого музея им. Анциферова
Приложение
Словарь быта салдинской избы
Печь – каменное или металлическое сооружение для отопления помещений, приготовления горячей пищи.
Коромысло – деревянная плоская дуга с выемками или крючками на концах для ношения ведер или иных тяжестей на плечах.
Самовар – металлический сосуд для кипячения воды с топкой внутри, наполняемой углями.
Крынка – глиняный сосуд
Кадка – деревянная посудина цилиндрической формы, сделанная из досок (клепки), стянутых обручам.
Рукомойник – небольшой висячий сосуд для умывания.
Корыто – большая продолговатая посудина для хозяйственных надобностей, делавшаяся ранее из расколотого пополам и выдолбленного бревна.
Скалка – Деревянный гладкий валик, служащий для раскатывания теста, а также подобный гладкий валик для катания белья.
Ухват – длинная палка с металлической рогаткой на конце, которой захватывают и ставят в русскую печь горшки и чугуны.
Рушник – полотенце.
Сундук – большой ящик с крышкой и с замком для хранения вещей, ценностей.
Зыбка – колыбель для младенца.
Очепень – берёзовый крепёж для зыбки.
Бурак, туесок – цилиндрический сосуд из бересты с деревянным дном и крышкой.
Лавка – широкая доска для сидения и лежания, укрепленная неподвижно вдоль стены.
Красный угол – святой угол, передний угол, наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол.