Колокола, колокольни и звонницы – памятники победы русского народа

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Колокола, колокольни и звонницы – памятники победы русского народа

Голубятникова М.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 32» города Белгорода (МБОУ «Лицей № 32» г. Белгорода)
Перестенко М.Н. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 32» города Белгорода (МБОУ «Лицей № 32» г. Белгорода)
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования: Я живу в Белгородской области, которую по праву можно назвать Святой землей или как ее называют Святым Белогорьем. Здесь более 420 храмов [1].

В честь 80-летия победывКурскойбитве Великой Отечественной войны мы с мамой, папой, моими сестрой и братом посетили Музей-заповедник «Прохоровское поле», где я обратила внимание на звон колокола, исходивший с памятника архитектуры – Звонницы. У меня возник вопрос, который задала родителям: «Неужели звон колокола может напомнить людям победу русского народа?» Потом задала этот же вопрос своим одноклассникам. Часть детей, которые дали ответ положительный (7%), не смогли объяснить, причину: почему колокола, колокольни и звонницы могут увековечить память народа о победе. И я решила найти сама ответ на данный вопрос, проведя исследовательскую работу.

Тема моего исследования «Колокола, звонницы и колокольни – памятники победы русского народа».

Гипотеза: предположим, что колокола, колокольни и звонницы - архитектурные объекты, каждая из которых несут память народа.

Цель исследования:рассмотреть архитектурные особенности строительства памятников, колоколен и звонниц на Белгородчине, выяснить, как воздействует колокольный звон на организм человека и как эти архитектурные сооружения становятся памятниками военной мощи русского народа.

Предмет исследования:колокола, звонницы и колокольни.

Задачи исследования:

  1. Провести мониторинг литературных источников в интернете (а именно, изучить историю развития колоколов, звонниц и колоколен, выяснить структуру строения колокола, механизм звучания; действие колокольного звона на человека);

  2. Изучить и обработать данные видеоурока «Звон колокола в церкви — Академия занимательных наук» телеканала «Радость моя»;

  3. Провести опрос одноклассников;

  4. Изучить теорию и практику строительства звонниц и колоколен;

  5. Рассмотреть структуру строения колокола;

  6. Посетить Звонницу на территории музея-заповедника «Прохоровское поле», памятник «Колокол единения трёх братских народов», колокольню Николо-Иоасафовского собора города Белгорода;

  7. Найти информацию об исследованиях различных ученых по воздействию колокольного звона на человека;

  8. Изобразительно представить колокольню, звонницу и структуру колокола;

  9. Моделирование конструкции колокола;

  10. Конструирование звонницы;

  11. Проведение эксперимента по воздействию колокольного звона на живую природу;

  12. Обработать информацию и сделать вывод.

Методы исследования:

  • мониторинга средств массовой информации;

  • сравнительно – сопоставительный анализ полученной информации;

  • социологический опрос – анкетирование;

  • интервью со специалистами;

  • статистической обработки и анализа полученных данных;

  • проведение эксперимента;

  • обобщение полученных результатов.

Основная часть

1. Исторические и теоретические предпосылки исследования

Первый этап:

1.1. История развития колокола, звонниц и колоколен

Мониторинг литературных источников в интернете

На первом этапе я изучила информацию в интернете и узнала, что колокол, является древним музыкальным инструментом. Использование небольших колокольчиков в дохристианскую эпоху часто было связано с различными языческими культами и восточными верованиями, распространенными на территории Индии, Китая, Кавказа, Ближнего и Среднего Востока, что подтверждено археологическими раскопками.

Первый колокол появился в Китае в XXIII веке до нашей эры. Он был весьма небольшого размера, и клепался из железа. Чуть позже, в Китае решили создать инструмент, где находилось бы несколько десятков различных по величине и диаметру колокольчиков. Такой инструмент отличался своим многогранным звучанием и колоритностью.

В Европе инструмент, подобный колоколу, появился на несколько тысяч лет позже, чем в Китае, и назывался карильон. Люди, жившие в те времена, считали этот инструмент символом язычества. Прошли века и в православных церквях Европы, колокола стали символом веры, на них выбивали известные цитаты из Священного писания.

На Руси появление первого колокола произошло в конце X века, практически одновременно с принятием христианства. К середине XV века, люди стали лить колокола больших размеров, так как появились заводы по выплавке металла. Тому примером служит «Царь колокол» сделанный в 1654 году, который весил 130 тонн и звук его разносился более чем на 7 верст.

На сегодняшний день, колокола используют не только в колокольнях, звонницах они считаются полноценными инструментами с определенной частотой звучания. В музыке они применяются разных размеров, чем меньше колокол, тем выше его звучание. Композиторы используют данный инструмент, для подчеркивания мелодичности. Звон маленьких колокольчиков, любили использовать в своих творениях, такие композиторы, как Гендель Георг Фридрих и Бах Иоганн Себастьян.

Еще в первой половине XIV века появляется словосочетание «иже под колоколы». Самой первой из известных церквей «иже под колоколы» была построена в 1329 году в Московском Кремле церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника, она была предшественницей ныне существующего столпа, возведенного Боном Фрязиным в 1508 году.

В храмах «иже под колоколы» колокола развешивались в арках, специально сделанных для этого в основании барабана.

Но сначала были звонницы. Первое упоминание о звоннице в Пскове относится к 1394 г., в Новгороде – к 1437 г. Самые первые, еще совсем примитивные звонницы представляли собой перекладину, концы которой закреплялись на опорах. К горизонтальной перекладине-брусу крепились колокола. Их суммарный вес зависел от прочности перекладины. В случае необходимости для увеличения несущей способности перекладины можно было увеличивать количество опор. Так появились многопролетные звонницы. Нередко встречались звонницы, у которых один край размещали на деревянном столбе, а второй был встроен в стену храма. Раскачивали колокола звонари, стоящие на земле.

Одновременно были и другие варианты звонниц — треноги. Еще проще — колокола вешали на дереве, но звук тогда звучал очень слабо, его гасила крона, и этот способ использовался редко, в случае крайней необходимости и ненадолго.

Колокольный церковный звон — это искусство, и создает его не один колокол, а целый ансамбль. Чем больше размещали колоколов, тем больше они занимали места, да и управлять ими становилось все труднее. Тогда возникла идея размещать колокола ярусами. Так и стали строить колокольни.

Звонница представляет собой стену с проемами для подвески колоколов.

Колокольнямногогранную или округлую башню (нередко ярусную), внутри которой подвешиваются колокола, а звук распространяется через слуховые проемы в виде окон, часто во всю ширину колокольни.

Возможен и сложный комплекс, соединяющий оба этих вида. Например, в Суздале звонница Спасо-Ефимьевского монастыря представляет собой двухъярусную колокольню, состыкованную со звонницей-стеной.

При этом строения для колоколов у разных народов разнятся по форме слуховых проемов, применяемым способам крепления и звучания колоколов. В Западной Европе форма слуховых проемов колоколен не велики. У венгерских колоколен, например, окна просто малы, а у русских весь ярус звона нередко открыт. Естественно, это дает разное звучание и является одной из специфических черт местных традиций инструмента.

На Востоке существуют свои типы подобных инструментов. В Японии, например, колокола вешали по углам многоярусных пагод. Но не всегда их вешали.

Вывод: из исторической справки возникновения колоколов мы видим, что этот старинный музыкальный инструмент ученными был обнаружен в быту многих народов. Его родиной считается Китай. Исторически сложившимися сооружениями для применения колоколов в России являются звонница и колокольня. Сначала появилась звонница. Затем появилась колокольня. Но эти факты ещё не потверждают нашу гипотезу о том, что звонница и колокольня - архитектурные объекты, каждая из которых несут память народа.

Продолжим наше исследование

1.2. Структура строения колокола. Механизм звучания.

Колокол - ударный инструмент, куполообразной формы, внутри которого находится язык. Звук из колокола исходит при ударе язычка о стенки инструмента. Существуют и такие колокола, у которых нет языка, по ним бьют сверху специальным молотком или брусочком.

Материал, из которого изготавливают инструмент – в основном бронза, но в наше время колокола часто стали делать из стекла, серебра и даже чугуна.

Колокол в чем-то подобен человеку. У него есть тело и язык (Приложение 1). Тело (тулово) колокола имеет свои части: губу, вал, поля, главу, сковороду, уши, маточник и корону. Форма колокола называется профилем. Он состоит из внешней и внутренней поверхностей.

Корона колокола – самая верхняя его часть, за которую колокол подвешивают, состоит из маточника с отверстием вверху и ушей, которых может быть 4, 6 или 8 – чем тяжелее колокол, тем их больше.

Сковородой называют круглое утолщенное основание короны. Под ней находится глава. Она, в свою очередь, состоит из плечей и двух ярусов поясков. Под поясками расположены поля, а ниже их – еще один поясок и вал. 

Нижней частью колокола является губа, отделенная от вала пояском. Пояски на колоколе обычно украшают орнаментами и/или надписями. На полях в медальонах могут располагаться иконы или тексты.

Язык колокола подвижно закреплен внутри него. Он имеет на конце округлое утолщение, которым и ударяет в стенку колокола. При развеске колоколов их языки нередко подтягивают к одной из стенок, чтобы звонарю не приходилось каждый раз раскачивать язык полностью.

Механизм звучания.

Механизм звучания колоколов на колокольне и на звоннице различен. Люди заметили, что звук от колоколов на звоннице распространяется не равномерно, а на колокольнях во все стороны света он идет одинаково, по горизонтали.

Качество звучания зависит и от равномерного распределения веса колоколов на несущие конструкции, чтобы избежать перекоса. Принято колокола развешивать, увеличивая вес, справа налево от помоста звонаря.

От конструкции звонницы или колокольни зависит не только распространение звука в окружающем пространстве, но и достижимость и качества ансамбля исполнителей.

Сложен звон и в том случае, когда колоколен несколько (например, Исаакиевский собор в Ленинграде имеет четыре колокольни).

Вывод: Колокол по своему строению в чем-то подобен человеку. У него есть тело и язык. Чем больше размер колокола – тем ниже его звучание. Механизм звучания колоколов на колокольне и на звоннице различен.Качество звучания зависит и от равномерного распределения веса колоколов на несущие конструкции.

1.3. Значение колоколов, звонниц и колоколен в истории России

Большой Успенский колокол Московского Кремля. Самый большой и 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек.

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца — в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся — в «знак союза и дружбы» — и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя.

Памятник Победы — Звонница на Прохоровском поле — звонница, основной памятник мемориального комплекса «Прохоровское поле», расположенный в двух километрах от окраины посёлка Прохоровка Белгородской области на высоте 252,2 метров в память о павших здесь в крупном танковом сражении 12 июля 1943 года.

Колокольня Ивана Великого. Первой увековеченной в памятнике победой, известной в истории Московской Руси, была победа дипломатическая. В благодарность за мирную победу Иван Калита основал в 1329 году церковь во имя Иоанна Лествичника – колокольню Ивана Великого. К Колокольне Ивана Великого примыкает монументальная звонница с золочёным куполом и Филаретова пристройка с шатровой крышей. На колокольне Ивана Великого и Успенской звоннице висят уникальные колокола. Самые звучные гиганты носят характерные имена - Медведь, Лебедь, Ревун, Голодарь.

Вывод: В данной теоретической части исследования, я увидела, что колокола на Руси имели сакральное значение. Все значительные события государственного значения - рождение наследника, венчание нового царя и военные победы - в стране всегда сопровождались звоном колоколов.

Исследовательская часть

2. Исследование и сопоставление различных методов

Второй этап:

2.1. Посещение колокольни Николо-Иоасафовского собора города Белгорода, Звонницы на территории музея-заповедника «Прохоровское поле», памятника «Колокол единения трёх братских народов»

На следующем этапе моего исследования я с родителями посетила государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» поселка Прохоровка Белгородской области, где на территории комплекса располагается главный памятник музея-заповедника - Памятник Победы – Звонница, высотой 59 метров. Она состоит из четырех белокаменных пилонов, олицетворяющих четыре года войны.

Внутри Звонницы, под куполом, подвешен колокол весом 3,5 тонны. Три раза в час бьет колокол, оповещая ударами о великой роли трех ратных полей в истории России: первый звон напоминает о героях Куликова поля, избавителях Руси от монголо-татар; второй - о битве на Бородинском поле, остановившей нашествие наполеоновских войск; третий звон - память о Прохоровском сражении, переломившем ход войны с гитлеровской Германией.

От экскурсовода мы узнали, что здесь звучит колокольный звон в память о тех, кто не вернулся с поля боя.

Здесь же в поселке Прохоровка мы посетили памятник «Колокол единения трех братских народов», воздвигнутый как символ единения трёх братских восточнославянских народов, «колокол Единения» Белоруссии, России и Украины. Он был открыт 3 мая 2000 года, в канун 55-го Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Памятник представляет собой сооружение из трёх арок высотой 15 метров, которые органично вписались в круг и увенчаны куполом с православным крестом. По периметру колокола идет выполненная на церковно-славянском языке надпись — слова Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасёмся». Также от экскурсовода мы узнали, что с памятника звучит колокольный звон, как особое прошение людей к Богу об умножении нелицемерной любви в славянских народах.

Каждое воскресение мы посещаем Николо-Иоасафовский собор города Белгорода, расположенного на городском кладбище, в западной его части. Оригинально стоящая колокольня собора поражает своей высотой (Приложение 2).

Настоятель храма протоирей Леонид Иванович Константинов, рассказал нам, что колокольня была построена позже строительства храма. Она относится к виду надвратной. В время Великой Отечественной войны была частично разрушена. В 1990 году первоначальный облик колокольни восстановили по сохранившимся старинным фотографиям.

Ее объемная композиция состоит из четверика со скругленными углами и арочным проходом ориентированным по оси запад-восток, и верхнего яруса в форме барабана, немного расширяющегося к верху. Завершена колокольня куполом и высоким шпилем с яблоком и крестом. Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света. Также настоятель храма отметил, что перед началом любого звона звонарь должен получить благословение священника и совершить молитву.

Рассказал, что в богослужебной практике используются следующие звоны: благовест, трезвон, перебор, перезвон, водосвятный перезвон, звон в двои.

Вывод: От экскурсовода государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле» я узнала, что на территории музея колокольный звон звучит в память о тех, кто не вернулся с поля боя и как особое прошение людей к Богу об умножении нелицемерной любви в славянских народах. От настоятеля Николо-Иоасафовского собора я узнала, что колокольни бывают надвратные и могли строиться после завершения строительства храма, а также, что колокольный звон – важный элемент богослужения.

2.2. Обработка информации об исследованиях различных ученых по воздействию колокольного звона на человека

Когда я была на колокольне Николо-Иоасафовского собора и звонила в колокола, то раздающийся колокольный звон призывал православных верующих на службу, а я испытывала необычную радость – мне хотелось стоять и слушать эти чудесные звуки бесконечно. Но, оказывается, что кроме благодатного свойства, колокольный звон еще и в необычайно целителен для любого человека: возвышая человека духовно, он также восстанавливает и укрепляет тело человека, что было доказано многочисленными научными опытами.

О положительном влиянии звуков колоколов (кампанов) писал академик Владимир Михайлович Бехтерев, изучавший воздействие колокольного звона на нервную систему и кровообращение человека.

Геофизик П. Кириенко много лет работая в лаборатории объединения «Кировгеология», занималась не только исследованиями, такими, как колебания разных участков земли, но также изучала и свойства вибрации церковных колоколов. В своих научных исследованиях она также подтверждает тот факт, что колокольный звон - генератор энергии. Он излучает большое количество ультразвуковых волн, проникающих во внутреннюю структуру организма человека, улучшающих формулу крови и работу сосудов.

Доктор биологических наук Фаттей Яковлевич Шипуновконстатировал, что «все вирусные заболевания: грипп, желтуха и т. д., в ультразвуковом диапазоне (звучащего колокольного звона) гибнут, превращаясь в кристаллические структуры. Тифозная палочка при колокольном звоне гибнет в течение нескольких секунд.

Терапевтическое воздействие звона подтвердили современные российские физики Анатолий Федорович Охатрин и Борис Иванович Искаков, изучив характеристики исходящих от звучащих колоколов звуковых волн и их воздействие на окружающее пространство, Ученые пришли к выводу, что «звуки колокола возбуждают так называемые микролептоны - сверхлегкие частицы, которые оказывают на организм человека омолаживающее терапевтическое действие».

Вывод: Мы рассмотрели информацию об исследованиях различных ученых по воздействию колокольного звона на человека. Все они доказывают благоприятное воздействие на человека.

Третий этап:

2.3 Сравнительный анализ колокольни Николо-Иоасафовского собора города Белгорода и Звонницы на территории музея-заповедника «Прохоровское поле»

Из видеоурока «Звон колокола в церкви — Академия занимательных наук» на телеканале «Радость моя», я узнала, об особенностях в строении звонницы и колокольни. Сопоставив полученный материал, я построила таблицу, которая показывает обобщенную характеристику колокольни и звонницы (табл.1).

Таблица 1. Сравнительный анализ колокольни Николо-Иоасафовского собора и звонницы на территории музея-заповедника «Прохоровское поле»

Колокольня

Николо-Иоасафовского собора

Звонницы

музея-заповедника «Прохоровское поле»

Отдельно стоящее сооружение

Отдельно стоящее сооружение

Находится перед входом в собор

Находится в музеи-заповеднике «Прохоровское поле»

Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света

Арочные проемы звона ориентированы по сторонам света

Завершена колокольня куполом и высоким шпилем с яблоком и крестом

Завершена звонница сферой, покрытой золотом, над которой возвышается семиметровая скульптура Покрова Пресвятой Богородицы

Семь колоколов

Один колокол

Построена для богослужения в храме

Открыта к 50-летию победы в Великой Отечественной войне

Вывод: Из сравнения характеристик колокольни и звонницы мы увидели существенную разницу по некоторым указанным в таблице параметрам, но и увидели общие черты.

Экспериментальная часть

3. Практическая и экспериментальная работа

3.1. Изобразительно представить колокольню, звонницу и структуру колокола

Чтобы самостоятельно сконструировать колокол и понять его строение, я с помощью кисточки и гуаши на бумаге изобразила колокольчик схематически (Приложение 3). Затем постаралась изобразить храм, где колокольня является частью храма (Приложение 4). Посетив музей-заповедник «Прохоровское поле», мне захотелось, именно эту звонницу изобразить (Приложение 5).

3.2. Моделирование колокола. Конструирование звонницы

Для создания модели колокола я использовала следующие материалы: заготовка под колокол, зашкуриватель, лак акриловый, гуашь, салфетка для купажа, кисточка, бубенчик, пробка, скрепка, ленточка, веревка (Приложение 6).

Сначала мы зашкурили пластмассовую заготовку, чтобы лучше ложилась краска на поверхность. Затем, с салфетки для купажа выбрали элементы рисунка; с помощью акрилового лака эти элементы приклеили на колокол. Красками стали украшать оставшуюся пустую поверхность на колокольчике. После пробили две дырочке в пробке, взяли скрепку и протянули через пробитые дырочки. На скрепку закрепили веревку с бубенчиком. С помощью акрилового лака пробку приклеили к колоколу. Из ленты сделали бант и приклеили к пробке. Модель колокола, сделанная своими руками, годна к звучанию. С помощью белой бумаги, ножниц и клея. Мы постарались сконструировать звонницу, подобную музея-заповедника «Прохоровское поле» (Приложение 7).

Вывод: Модель колокола проста в сборке. Звонница музея-заповедника «Прохоровское поле» по конструкции отличается от храмовых звонниц. Конструирование не было трудным для меня занятием.

3.3. Проведение эксперимента по воздействию колокольного звона на живую природу

Все эти проанализированные факты вызвали у меня столь сильный интерес, что я решила провести собственное исследование по влиянию колокольного звона на живые организмы. Я выбрала объекты, изучение звона на которых позволит увидеть результат и оценить достоверность опытов.

Так для изучения влияния звона на рост и цветение растений я провела испытания на растении – гиацинт (Приложение 8). Для оценки достоверности эксперимента необходимо было посеять луковицу гиацинта в цветочный горшок и пронаблюдать за его ростом и цветением. Данный прием называется выгонкой (табл. 2).

Таблица 2. Выгонка гиацинта

Ход работы:

1) Выбрали крупные и здоровые луковицы, их поместили в подвал на месяц.

2) Затем луковицы выдержали около недели в сухом помещении.

3) В подготовленную ёмкость положили слой дренажа, на него насыпали крупнозернистый песок.

4) Заполняли контейнер подготовленным субстратом.

5) Высадили в почвенную смесь луковицу гиацинта, заглубляя её наполовину или две трети высоты.

6) Почву немного полили.

7) Накрыли горшочек тёмным материалом.

8) Перенесли горшочек с посаженной луковицей в прохладное помещение с температурой 5–9оС.

9) Когда листочки гиацинта выросли на 8–10 см, сняли с горшочка тёмную ткань, перенесли в светлое место и начали поливать растение.

После посева выбранных луковиц гиацинта в цветочные горшки я их разделила и поставила в два различных помещения, но одинаковых по среде произрастания.

В первом помещении утром и вечером включали православный Валаамский колокольный звон в течение часа, а во втором помещении звучание колокольного звона отсутствовало.

В результате выполненного эксперимента определено, что более высокая энергия прорастания и цветения гиацинтов наблюдается для «озвученных образцов». «Не озвученные образцы» в большем количестве не зацвели.

Вывод: Таким образом, по результатам проведенного эксперимента образцы, подвергшиеся воздействию колокольного звона, показали наилучшую скорость прорастания и цветения гиацинтов.

Заключение

В результате полученных данных путем:

  • сравнительно - сопоставительного анализа;

  • мониторинга средств массовой информации;

  • интервью со специалистом государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле», настоятелем Николо-Иоасафовского собора ;

  • обработки и анализа полученных данных;

  • проведение эксперимента;

можно сделать

ВЫВОД: Моя гипотеза была подтверждена, что колокола, колокольни извонницы - архитектурные объекты, каждая из которых несут память народа. При этом история российского государства и подвиг русского народа объединились в колоколах, звонницах и колокольнях – памятниках в честь великих русских побед.

Список использованной литературы:

  1. Официальный сайт сетевого издания «БелПресса» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.belpressa.ru/society/religiya (Дата обращения: 23.09.2023)

  2. Большой энциклопедический словарь. В 2 т. / под общ. ред. А. М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 2. - 768 с.

  3. Чеботарев А., Горкина А. О чем звонят колокола / А. Чеботарев, А. Горкина — М.: Московский колокольный центр, 2002. - 42 с.

  4. Антология Валаамских Звонов. Часть 1. Колокольня Спасо-Преображенского собора. Аудио Валаамского монастыря (valaam.ru)

  5. Официальный сайт канала «Радость моя» Академия занимательных искусств. Музыка - Звон колокола в церкви - видео — телеканал «Радость моя» Электронный ресурс] - Режим доступа: radostmoya.ru (Дата обращения: 23.09.2023)

П риложение 1

Рисунок. Строение колокола

Приложение 2

Рисунок. Колокольня Николо-Иоасафовского собора

Приложение 3

Рисунок. Авторское изображение схемы строения колокола.

Приложение 4

Рисунок. Авторское изображение храма с колокольней.

Приложение 5

Рисунок. Авторское изображение памятника архитектуры Звонница музея-заповедника «Прохоровское поле

Приложение 6

Рисунок. Моделирование колокола.

Приложение 7

Рисунок. Моделирование памятника архитектуры Звонница музея-заповедника «Прохоровское поле

Приложение 8

Рисунок. Гиацинт, выращенный при звоне колоколов.

Рисунок. Гиацинт, выращенный без звона колоколов.

Просмотров работы: 39