БЕЛОРУССКИЕ ЦИМБАЛЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БЕЛОРУССКИЕ ЦИМБАЛЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Прохорова А.Ю. 1Зеньчик Т.В. 2
1Государственное учреждение образования "Вилейская гимназия №2"
2Государственное учреждение образования "Начальная школа №6 г.Вилейки"
Кажуро В.В. 1
1Государственное учреждение образования 2Вилейская гимназия №2"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Изучение, сохранение и приумножение традиций народного искусства является важной задачей современной культуры. Особое место в этом процессе принадлежит народной музыке.

Для исполнения музыкальных произведений существует огромное количество разнообразных музыкальных инструментов. У каждого народа, у каждой страны – свой национальный инструмент, а порой и не один.

Национальным инструментом белорусов считаются цимбалы, хоть впервые прозвучали они далеко за пределами нашей родины (См. Приложение 1. Цимбалы).

Вопросами изучения цимбал, их появлением и распространением в Европе и на Беларуси занимались Ю.С. Булучевский [1], И.Д. Назина [2],
В.В. Медушевский [4], В.С. Титов [4] и другие. В работах этих авторов и прослеживается история возникновения цимбал как музыкального инструмента, рассказывается об их «прародителях». Также прослеживаются пути появления цимбал в Европе.

Отдельно рассматривается история «проникновения» этого музыкального инструмента на Беларусь, дается описание белорусских цимбал, анализируется манера исполнения произведений белорусскими музыкантами.

Тема данной работы – «Белорусские цимбалы: история и современность» – появилась не случайно. И я, Ангелина Прохорова, и мой брат, Зеньчик Тимофей, интересуемся, любим и сами занимаемся музыкой. Тимофей, учащийся 3 класса Вилейской детской музыкальной школы, играет на флейте, а я четвертый год посещаю занятия по классу фортепиано в Вилейской гимназии №2. «Свои» инструменты – флейту и фортепиано, их историю, происхождение мы знаем довольно хорошо. А вот о других знаний иногда не хватает. И в первую очередь – о белорусских народных инструментах. Это и определило выбор темы нашего исследования.

Актуальность исследования заключается в том, что знание истории и культуры родного края помогает глубже понимать современность, даже прогнозировать будущее с целью воспитания патриотов и настоящих граждан своей Родины.

Новизна работызаключаетсяв том, что полученная информация о белорусских цимбалах для нас явилась открытием.

Поэтому цель исследования – определить, какое влияние оказал народный музыкальный инструмент цимбалы на развитие белорусского музыкального искусства.

Для раскрытия темы необходимо было решить следующие задачи:

  • изучить литературные источники по теме исследования;

  • определить основные конструкторские особенности белорусских цимбал;

  • проанализировать особенности исполнительского мастерства игры на цимбалах в разных регионах Беларуси.

Объектом исследования является белорусский народный музыкальный инструмент цимбалы, предметом – история возникновения инструмента, его использование в прошлом и в настоящее время.

Вместе с тем проверялась гипотеза: белорусский народный музыкальный инструмент цимбалы и сегодня не потерял своего значения в исполнительском искусстве.

Для решения задач и достижения цели работы использовались следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование.

ГЛАВА 1. ИГРАЙТЕ, ЦИМБАЛЫ, ИГРАЙТЕ

    1. Из истории инструмента

Прародители цимбал были известны около 6000 лет назад. А первые изображения простых ударных хордофонов (инструментов, напоминающих нынешние цимбалы) найдены на ассирийском барельефе, датированном 3500 годом до н.э. (См. Приложение 2. Ассирийские цимбалы).

У народов Средиземноморья: египтян, евреев, сирийцев, греков, римлян – этот инструмент назывался по-разному: самбуки, псалтерион, барбитон. Ученые считают, что в Европу цимбалы были завезены с Ближнего Востока в эпоху средневековья во времена крестовых походов.

О времени появления цимбал на Беларуси исследователи высказывают разные предположения. По мнению И.И. Жиновича, пока «точно не установлено, являются ли цимбалы продуктом общественного изобретения этих (кривичи, дреговичи и т.д.) племён или занесены на территорию этих княжеств в период оживления торговли с Западной Европой» [2, с.54].

Украинский ученый А.И. Гуменюк, рассматривая пути, по которым цимбалы могли прийти на Украину, не исключает, что один из них мог пролегать по территории Беларуси в период племенной раздробленности или существования древнерусского государства [2, с.55].

Наиболее ранние сведения о цимбалах встречаются в скорининских изданиях начала XVI века. Во второй Книге Царств цимбалы упоминаются чаще всего в первом ряду с другими струнными инструментами, что позволяет считать их тоже струнным инструментом.

«Цимбалы» как слово иноязычное получает толкование в словарях XVI - XVII век. В «Книге глаголемой алфавит иностранных речей», в «Лексиконе»
П. Беринды цимбалы получают уже славянское название: «Бряцало – брязкальце, тое что брязчит, яко клепало; цитра, фистула у органов, цимбал, арфа» [2. с.61].

В Беларусь цимбалы были занесены из Западной Европы, скорее всего, странствующими музыкантами, среди которых особым искусством игры на этом инструменте отличались цыгане. Как известно, в XV веке они переселились в Польшу, а затем проникли на территорию Беларуси. В середине XIХ века в окрестностях Мира и Несвижа, как отмечает П.М. Шпилевский, было много цыган, «музыку которых составляли цимбалы, гитара, варган и бубны» [2, с.55].

В XVII веке, судя по разным материалам, цимбалы были распространены как в деревнях, так и в городах Беларуси. Среди профессий, известных в городах 2-ой половины XVII века, названа профессия цимбалиста. В пьесе анонимного автора «Алексей, человек божий» имеются данные об использовании цимбал в быту во время свадьбы. Слова «вдарьте», «музыки», которые в белорусской деревне употребляются и сегодня, а также состав инструментального ансамбля свидетельствуют о том, что эта сцена могла быть «подсмотрена» автором в Беларуси.

Сведения о цимбалах встречаются в литературе XVIII века. Из «Мемуаров» минского воеводы К. Завиши, написанных около 1712 года, мы узнаем о составе «минской музыки» и её репертуаре: «меў я добрую музыку мінскую з цымбаламі, рэзалі добра старасвецкія танцулькі» [2, с.57].

О цимбалах как инструменте ансамблевом, предназначенном для исполнения танцевальной музыки, говорится и в «Прадмове Русіна аб нараджэнні Хрыста», анонимном произведении первой половины XVIII века.

В этнографической литературе XІX начала XX века цимбалы нередко упоминаются в связи с народным театром батлейкой. (См. Приложение 3. Батлейка).

Е.Р. Романов, приводя жанровые сцены в вертепном (батлеечном) действии, зафиксированном в Могилевской губернии, даёт к одной из них следующую ремарку: «Музыка играет на скрипке и на цимбалах польку»
[2, с.55]. Как известно, народный театр батлейка ведет своё начало с XVI века. Это позволяет предположить, что её представления сопровождались игрой на цимбалах намного раньше, чем было отмечено Е.Р. Романовым.

    1. Описание инструмента

Первые описания белорусских цимбал были сделаны в конце XІX–начале XX века. Эти цимбалы отличаются от современных своими небольшими размерами, количеством и размещением резонаторных отверстий, наличием 8 деревянных подставок, каждая из которых несет на себе только один «хор», состоящий из 4 струн. Следует обратить внимание и на иное расположение колков и гвоздей: они вбиты в боковые стороны корпуса. Такое же боковое крепление струн наблюдается и у цимбал, изображенных в Троицком костеле из д. Шершнево Пружанского района Брестской области. Эта особенность конструкции инструмента была свойственна цимбалам в Западной Беларуси (См. Приложение 4. Белорусские цимбалы).

    1. Подготовка

Современные цимбалы намного больше по размерам и удобнее для игры.

«Цимбалы», «цынбалы» – многострунный ударный инструмент, представляющий собой плоский трапециевидной формы корпус с натянутыми над ним стальными струнами, по которым ударяют двумя деревянными палочками [3, с.411].

В настоящее время народные музыканты играют на цимбалах как кустарного, так и фабричного производства, явно предпочитая первые. В своих требованиях к инструменту, к его звучанию музыканты исходят прежде всего из практической необходимости играть на нем в ансамбле на вечеринках, свадьбах и других празднествах.

Цимбалы, сделанные искусными народными мастерами-столярами или музыкантами-исполнителями в разных областях, районах, деревнях, а нередко даже в одной деревне, отличаются размерами, количеством рядов струн, количеством струн в одном ряду, а также строем, диапазоном звукоряда и следованием тонов в звукоряде.

Процесс изготовления цимбал, как и любого другого музыкального инструмента, начинается с заготовки материала.

Все народные мастера единодушно отмечают, что качество и сила звучания инструмента зависят прежде всего от верхней деки и что лучший материал для неё – «дробнослойная ёлка», дерево звонкое и легкое, со слоями толщиной 2 – 3 мм. При выборе ели каждый мастер опирается на личные наблюдения и практический опыт.

Основой корпуса цимбал является рама, состоящая из двух колодок, а также четырех брусков – двух внешних и двух внутренних.

Строение цимбал таково, чтобы можно было извлечь как можно больше звука.

Верхняя резонансовая дека, которая приклеивается к раме сверху, делается из одной сплошной доски или нескольких дощечек (от трех до двенадцати), склеиваемых столярным клеем. Так, верх цимбал мастера М. П. Тукашевича состоит из 12 дощечек шириной 3 см, набранных из 12 елей.

Верхняя дека чаще всего плоская, реже встречается выпуклая. К внутренней стороне верхней деки перпендикулярно основаниям корпуса приклеиваются две деревянные дужки.

Для того, чтобы звук цимбал был «яркі, прыгожы, а не закупораны, як у бочцы» і «каб цымбалы грамчэй ігралі», в верхней деке по обе стороны средней подставки вырезали два резонаторных отверстия – «галаснікі». В прошлом существовал обычай на свадьбах, вечеринках, игрищах бросать через эти голосники в резонансовый ящик цимбал серебряные и медные монеты, которые потом извлекались музыкантами через специальную узкую щель с правой стороны инструмента.

Нижняя дека служит для образования вместе с верхней декой резонансового корпуса к цимбал. Инструмент М. П. Тукашевича, в отличие от цимбал других мастеров, имеет «падвоенае дно: першы яго паверх в віхлы (вярбы), другі – з елкі, паміж імі 10 мм празору».

На верхней деке устанавливаются две, иногда три подставки для струн. Колки и гвоздики, к которым прикрепляются струны, обычно металлические.

Для цимбал используются струны одиночные стальные и витые. В прошлом, по рассказам некоторых музыкантов, на цимбалах, как и на скрипках, ставились струны – «чаравянкі», сделанные из бараньих кишок – «чароў»
[2, с.26].

Количество рядов струн – «галасоў»у белорусских цимбал варьируются от 12 до 24, а число струн в одной «пасме», «тальке» – от 3 до 8. По сообщению П. М. Мешкутя из д. Красное Молодечненского района, раньше таких больших цимбал и с таким количеством струн, как у него, не делали (было 3 – 4 струны в пасме).

Однако широкое распространение гармошки, аккордеона и баяна, которые стали использоваться с цимбалами в одном ансамбле, потребовало усиления их звучания. Поэтому и появились цимбалы больших размеров и с большим количеством струн.

Цимбалы с 8 струнами в пасме зафиксированы в Молодечненском и Вилейском районах Минской области. Там же цимбалы играли и играют свадьбы соло.

Настройка цимбал производится с помощью специального ключа, имеющего форму молоточка.

Цимбалисты сообщают, что у каждого из них свой строй инструмента. Различают строи «любіцельскі», «высокі», «нізкі», «гітарны», «скрыпічны», «баянны», «раяльны», «паўтонны».

При игре на цимбалах звук возникает от удара специальных палочек по струнам. Палочки с одного конца постепенно утончаются и загибаются; на другом конце делается вырез для пальцев, «каб было зручна граць».

Длина цимбальных палочек всегда индивидуальна и зависит как от размеров и конструкции инструмента, так и от физических данных исполнителя.

При игре палочки держат между указательным и средним пальцами обеих рук, причем большой палец, а также безымянный и мизинец находятся в собранном, но не напряженном состоянии.

    1. Мастерство игры

Звук белорусских цимбал сильный, резкий и звонкий. При игре народные музыканты никогда не глушат звучащие струны. О характере звучания инструмента метко и поэтично сказал Аркадий Кулешов в поэме «Приключения цимбал»:

И старик прикоснулся,

И струны пошли в перебор,

И не елка одна зазвучала, –

Дремучий разбуженный бор…[2, с.41].

Основным приемом игры, который используется в народной цимбальной практике, является удар. В то же время при исполнении песенных мелодий, «дзе трэба, каб голас цягнуўся», артикуляция отличается большей связностью и певучестью, что достигается разукрашиванием длинных звуков с помощью тремоло. Осуществляется оно двояким способом. Первый основан на рикошетировании, отскоке палочки после удара по струне, поочередном переносе рук со струны на струну. Второй способ заключается в тремолировании двумя палочками и быстром переносе обеих рук с одной струны на другую.

Страстное желание научиться играть на цимбалах проявлялось у крестьянских детей довольно рано – в десяти – двенадцатилетнем возрасте. Искусство игры на инструменте постигалось обычно тремя путями:

  • подросток овладевал им самостоятельно, наблюдая за игрой музыкантов из своей или соседних деревень;

  • подросток жил в семье, где постоянно звучат цимбалы и традиции цимбального исполнения передаются из поколения в поколение;

  • подросток отдавался «в науку» к известному по всей округе цимбалисту, которому платили за обучение определенное вознаграждение.

Музыкантом, по всеобщему мнению, мог стать лишь «той, хто прыродны музыка», кто обладает «шалёным слухам», способностью схватывать всё на лету, и, кроме того, беспредельно настойчив и терпелив.

По этим причинам процесс обучения носил профессиональный характер: игре на цимбалах обучали как и любому другому ремеслу; начинающий музыкант довольно рано и активно включался в исполнительскую ансамблевую практику; труд «майстра»-музыканта высоко оплачивался.

Замечено еще, что раньше музыкантами-цимбалистами были в основном юноши, а сегодня такая ситуация – очень редкое явление.

ГЛАВА 2. ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ

2.1 Использование цимбал в составе ансамблей

В некоторых районах Беларуси, например, в Держинском и Вилейском Минской области, свадьбы и вечеринки «гулялі пад адны цымбалы», но чаще всего их обслуживали ансамбли из двух – четырех музыкантов, в числе которых были цимбалисты.

В нашей республике цимбалы использовались и сегодня используются в ансамбле с музыкальными инструментами разных видов – со струнными, духовыми, ударными.

Если одни ансамбли, к примеру, цимбалы – скрипка, цимбалы – гармошка известны повсеместно, то другие имеют локальное распространение. Так, ансамбль цимбалы – бубен зафиксирован в Вилейском районе Минской области и Докшицком районе Витебской области, ансамбль цимбалы – тарелки отмечен в Минском районе.

Из ансамблей большего состава наиболее популярен ансамбль, включающий гармошку, скрипку, цимбалы и турецкий барабан. Цимбалы входили также и в народные «аркестры», включающие музыкальные инструменты всех групп.

Об ансамбле гармошка – цимбалы – скрипка – турецкий барабан рассказывает скрипач П.О. Щорс из д. Дягильно Дзержинского района: «У кожнага інструмента свая партыя: гармошка, у якой многа акордаў, дзержыць ніз; цымбалы ўносяць разнастайнасць, яны гучаць у сярэднім рэгістры;скрыпка, якая грае на першай струне самыя высокія гукі, гэта – афарбоўка. Кожны музыкант выконвае мелодыю па-свойму, інакш не будзе эфекту. У той жа час усе галасы сагласуюцца».

Несколько иначе распределяются функции в ансамбле баян – цимбалы – скрипка – кларнет. По словам М.И. Ясинского, «у гэтай музыцы баян вядзе, цымбалы акампаніруюць, але калі цымбаліст харошы, дык грае тое ж, што і баян; таксама робіць і срыпка. Кларнет жа памочнік, бо адзін ён свадзьбу не сыграе».(См. Приложение 5. Оркестры цимбалистов).

Таким образом, в народной исполнительной практике равно учитываются как возможности каждого инструмента, определяющие его взаимодействие с другими инструментами в ансамбле, так и знание музыкантами репертуара. Обычно на свадьбах всё это подвергается самой придирчивой прверке: любой из гостей может «заказать» музыкантам танец или песню по своему вкусу. Не выполнить просьбу «вясельніка» считается среди свадебных музыкантов недопустимым.

Использование цимбал на свадьбах, крестинах и других сельских праздниках определило особенности репертуара, основу которого составляют свадебные марши, танцы и беседные песни.

ГЛАВА 3.НА ВСЕ ВРЕМЕНА

3.1. Сохранение традиций народной музыки на Вилейщине

В Беларуси цимбалы бытуют на Витебщине, Гомельщине, Гродненщине, Минщине и Могилевщине.

Профессиональное цимбальное исполнительство начинается в 1920-ые годы. Первыми профессиональными цимбалистами были И. Жинович, С. Новицкий, Х. Шмелькин. (См. Приложение 6. И. И. Жинович).

В нашей республике традиция игры на цимбалах не только не угасла, но и всячески растет и развивается. Как это происходит, к примеру, в Вилейском районе.

Иван У. из деревни Путричи Куренецкого сельского совета сам делает цимбалы и очень хорошо на них играет. За своё мастерство был отмечен дипломом в номинации «Лепшы носьбіт мясцовых традыцый».

Михаил Иванович Ф. из д. Вязынь Вилейского района долгое время работал в Белорусской государственной филормонии, потом – в белорусском государственном оркестре имени И. Жиновича. Продолжая лучшие традиции игры на цимбалах, создал (уже в качестве преподавателя Ильянской детской музыкальной школы) в родной деревне образцовый детский оркестр цимбалистов Вязынского сельского клуба, который насчитывает 17 участников. Со своим коллективом принимал участие в обменных концертах между цимбалистами Вилейского и Молодечненского районов, в различных концертах как районного, областного, так и республиканского уровней. При оркестре работает подготовительная группа, которая объединяет будущих участников коллектива. А репертуар оркестра составляют произведения русских и зарубежных композиторов, народная музыка и специально написанные произведения белорусских композиторов для цимбальных оркестров.

И в районном центре, в г. Вилейке, есть свой ансамбль цимбалистов. Его постоянным руководителем является Наталья Александровна С., директор Вилейской детской школы искусств имени Михаила М. Козинца. В коллективе – юные исполнители: Елена С., Виктория С., Евгения С., Валерия С. и единственный мальчишка – Максим Л.. Коллектив, несмотря на юный возраст, уже заявил о себе, принимая участие в районных фестивалях и концертах. Наталья Александровна верит в своих воспитанников, потому что «дети талантливые и старательные, они многого добьются».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать следующие выводы:

  • в настоящее время во многих районах Беларуси (Вилейском, Дзержинском, Минском, Молодечненском, Мядельском и других) цимбалы по-прежнему являются одним из наиболее популярных народных инструментов, звучащих на народных праздниках;

  • традиционное цимбальное искусство испытывает сегодня глубокое и плодотворное влияние профессиональной культуры, которое прослеживается как в изготовлении цимбал сельскими мастерами, так и в исполнительском стиле народных музыкантов.

Вместе с этим подтвердилась высказанная в начале исследования гипотеза: белорусский народный музыкальный инструмент цимбалы и сегодня не потерял своего значения в исполнительском искусстве.

Материалы работы переданы на кафедру эстетического воспитания Вилейской гимназии №2 для использования во время проведения музыкальных мероприятий; использовались во время проведения «Недели музыки» в Вилейской гимназии №2 и в начальной школе №6 г. Вилейки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Булучевский, Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся /
    Ю. Булучевский, В. Фомин / – 10-е изд. – Ленинград: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1990. – 341 с.

  2. Назина И. Д. Белорусские народные музыкальные инструменты /
    И. Назина / Мн.: Наука и техника, 1982. – 142 с.

  3. Народная культура Беларусі. Энцыклапедычны даведнік / рэд.
    В. С. Цітоў / – Мн.: Беларуская энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2002 – 432 с.

  4. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. Медушевский
    В. В., Очаковская О. О. – Москва: Педагогика, 1985 – 352 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Цимбалы

Приложение 2.Ассирийские цимбалы

Приложение 3. Батлейка

Приложение 4. Белорусские цимбалы

Приложение 5. Оркестры цимбалистов

Приложение 6. И. И. Жинович

Просмотров работы: 553