2023 год Президентом Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Значит, это Год моей большой семьи Тимофеевых-Акимовых-Кавецких!
... Уверен: в жизни каждого человека учитель играет важную, порой определяющую роль. Каким должен быть такой человек? Многие, имея педагогическое образование и даже большой педагогический опыт, никогда не удостоятся права называться Учителем с большой буквы. Педагоги — это люди, которые не только передают знания: они своим примером вдохновляют учеников, помогают развиваться, становиться лучше, чище и увереннее в себе, делают все возможное, чтобы их воспитанники получали не только образование, но и поддержку, вдохновение, веру в себя. Учителю недостаточно просто знать свой предмет. Он должен передавать свои знания, причем таким образом, чтобы каждый ребенок, присваивая их, мог грамотно использовать однажды разобранное и понятое. Лев Толстой как-то сказал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».
... Знания и опыт, как правило, передаются от поколения к поколению, и зачастую происходит так, что учитель, давно покинув всех своих учеников, продолжает жить в их благодарной памяти.
Так вышло, что среди моих предков оказалось много необычных учителей. Прадед Тимофеев Виталий Георгиевич во время Великой Отечественной войны был командиром штрафной роты. В то суровое время командирами назначали положительно проявивших себя, кто должен был и мог повести за собой (не забудем, в штрафные роты набирали провинившихся перед государством). Руководитель Рузского отделения «Боевого братства» Артёмов Сергей Александрович рассказывал моей маме, каково это - командовать штрафной ротой. Было страшно получить пулю в спину от своих же подчинённых. Мой прадед был ранен, и не единожды, но исключительно врагами - немецкими захватчиками. Однажды под Смоленском в составе штрафной роты дед Виталий с однополчанами получил приказ провести разведку боем, чтобы выявить все огневые точки врага. Задачу выполнил, но был тяжело ранен: оказались задетыми легкие, сломаны три ребра, челюсть висела на честном слове. Прадед вспоминал, что сошелся лоб в лоб с немецким офицером. Выстрелы из автоматов прогремели одновременно. Немец получил ранение в живот и умер мгновенно. А прадеду повезло: он остался жив. Раненого, бойцы несли его на себе 3 километра. По пути он терял сознание, приходил в себя и вновь отключался. Этот факт доказывает, что мой прадед, несмотря на то что было ему всего 20 лет, заслужил уважение в роте, которой довелось командовать, только поэтому остался жив.
После увольнения из рядов Советской Армии Виталий Георгиевич работал военруком в пермском селе Богоявленка. Там он повстречал свою будущую жену, молодую учительницу начальных классов... Когда семья переехала из Карагая в Рузский район, Надежда Степановна стала трудиться сначала в Ново-Горбовской начальной школе, через год её перевели в Лидинскую, а затем она долгое время работала в моей родной школе, тогда - Рузской средней имени В.И. Ленина: вела продлёнку, заменяла учителей, помогала молодым специалистам... Прабабушка помнила всех своих учеников! Сегодня в гимназии работает одна из «наставляемых» Надеждой Степановной - Светлана Александровна Коченкова. Исключительно добрыми словами отзывается она о материнской заботе и профессионально организованном наставничестве ветерана педагогического труда - Надежды Степановны Тимофеевой, моей прабабушки. Я знаю: это уважение заслуженно! Бабушка не только давала ей советы и помогала в работе, поддерживала добрым словом - она очень душевно поздравляла коллег с праздниками, подписывала открытки, стихи для которых сочиняла сама... И если прабабушка становилась душой коллектива, в который её направляли на работу, то прадед был стержнем семьи.
Когда война закончилась, Виталий Георгиевич разыскал своих братьев, разбросанных судьбой по стране. Он старался чаще собирать все большое семейство, чтобы горе и радости встречать вместе. Прадед по-настоящему чтил традиции семьи и учил этому нас, потомков.
В уральской глубинке учителя, умело передающего военные знания подросткам, заметили, и спустя небольшое время Виталий Георгиевич начал работать сначала в райкоме, затем в райисполкоме, затем председателем колхоза. В характеристике председателя колхоза имени Сталина написано, что прадед, «Тов. Тимофеев, взялся по-настоящему за экономическое укрепление колхозного хозяйства. Обеспечил неплохо подготовку к весеннему севу 1948 года, растит богатый урожай. С работой председателя справляется хорошо».
Строки другой характеристики говорят о том, что Виталий Георгиевич, будучи заведующим районным торговым отделом исполкома Карагайского района, был требовательным к себе и подчиненным, боролся и с хищениями и растратами, и за культурное обслуживание посетителей. При этом он всегда находил возможность подсказать подчиненным, как лучше устранить недостатки в работе.
Виталий Георгиевич был настоящим наставником: уже работая в Рузском районе - старшим прорабом в совхозе «Лидино», старшим инженером по строительству в сельской местности, заместителем директора в ПМК-358, он не только раздавал указания, но и работал вместе с подчиненными, личным примером умел вдохновлять их на достижение результата.
Уйдя на пенсию, он до конца жизни остался наставником: посещал школы района, рассказывая о войне, проводя беседы с подростками, сеял «разумное, доброе, вечное».
Родные братья прадеда, Тимофеевы Леонид Георгиевич и Василий Георгиевич, принимали активное участие в восстановлении Клементьевской школы Можайского района. Один из них, Василий, был преподавателем математики и физики. В своих воспоминаниях его выпускники отмечали, что «Василий Георгиевич был замечательным учителем: всегда был с ребятами наравне, относился с уважением к каждому. Когда он рассказывал, все замирали, боясь прослушать что-нибудь». Его жена Анна Ивановна преподавала труды. Ребята также вспоминают ее тёплым словом, хотя сейчас эти дети - сами уже бабушки и дедушки. По-доброму смеются, вспоминая один смешной случай. Один ученик не успел постричься перед первым сентября и был изрядно обросшим. Родители работали в совхозе. Осень - пора тяжелая, и руки до сына не доходили. Анна Ивановна каждый день напоминала парнишке про внешний вид. Не дождавшись, сама принесла машинку и превратила обросшего мальчишку в красавца. Спустя много лет парень вспоминает этот случай с благодарностью. Анна Ивановна вкладывала душу не только в обучение, но и в общение с ребятами. Каждый считал себя нужным и важным на ее уроках.
Второй брат, Леонид Георгиевич, был учителем географии. Он отдавал всего себя на уроках, очень любил работать с картой. Школа по-настоящему стала ему родным домом, тем более что его жена Александра Ивановна работала в этой же школе учителем русского языка...
Третий брат, Николай, не пошел в учительство - он стал мастером на заводе «Москвич», наставлял пришедших на работу слесарей, токарей, рабочих. Будучи уже начальником цеха по сборке автомобилей, Николай Георгиевич каждому находил доброе слово и совет, поддерживал в трудные минуты. Его дети продолжили педагогическую династию. Сын Владимир окончил физико-математический факультет, много лет преподавал математику. Его ученики вспоминают не только уроки, где все было чётко и понятно. Больше всего им нравились походы, в которые они ходили весной и осенью (сначала ехали на электричке, а затем шли пешком). Здесь они были одной семьей. Родители доверяли педагогу и были спокойны за своих детей.
Дочь Ирина – доктор биологических наук, преподавала в МГУ.
И наконец, мои самые близкие люди – моя семья! Папа – участковый, и он настоящий наставник: день за днём он проводит беседы с людьми, которые, возможно, нарушили закон или вот-вот совершат неправомерный поступок. Папа «воспитал» не одного участкового, когда те были стажерами, даже нынешний начальник ГИБДД Виталий Николаевич Жуков был стажером папы. У моего отца достаточно сложный характер, но люди его уважают.
Моя сестра выбрала профессию тренера по плаванию. Аня тесно связана со спортом с 6 лет, и девятилетней, получив I взрослый разряд, начала тренировать младших девочек. Сейчас она студентка Смоленского ГУСпорта. На практике тренировала студентов, вела уроки физкультуры в школе и уже несколько лет работает в бассейне. Родители отдают предпочтение моей Анне Андреевне, выбирая тренера для своих грудничков. Иногда Аня спрашивает у мамы, как найти подход к тем особенным, которых другие тренеры уже не берут... Когда-то сестра научила плавать и меня. Целеустремлённая, настойчивая, трудолюбивая, она сама тренируется всегда, даже на каникулах и в выходные.
И наконец, наша мама - тоже учитель! Её первая учительница помогла влюбиться в эту профессию. Когда мама была маленькая, играла в школу: писала мелом на стене разные диктанты, выполняла контрольные работы за придуманный класс - с ошибками и без, потом проверяла и ставила оценки. Как в настоящей школе! Когда пришло время выбирать профессию, родные советовали стать бухгалтером или юристом. Но Светлана решила по-своему: «Не всем же быть бухгалтерами. Кто-то должен учить детей!» Так её игра превратилась в жизнь. Сегодня Светлана Юрьевна – педагог-психолог и учитель начальных классов!
Отрадно сознавать, что почти все мои близкие передавали свои знания подопечным, помогали ученикам развивать способности и таланты, раскрывать потенциал и достигать успеха. Наградой за труд моей семьи всегда были горящие глаза детей, признательность их родителей и гармония в собственной душе... Уверен: педагог и наставник - это и призвание, и самая благородная профессия!