ВВЕДЕНИЕ
На уроках литературного чтения мы изучали произведения устного народного творчества. Знание фольклора дает представления народа о главных жизненных ценностях. К.Д. Ушинский говорил о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».
Учитель дал задание объяснить значение пословицы «Не мудрено запихнуть мутовку, мудрено вытащить». Проблема состояла в том, что встретилось слово, значение которого ученики не знали. Учитель дал подсказку, синоним к этой пословице «Не мудрено голову срубить, мудрено приставить». Значение поняли.
Но меня заинтересовало это слово и сам предмет.
Актуальность: необходимо сохранять то доброе и хорошее, что было у наших дедушек и бабушек. Важно понять, как жили и чему радовались наши предки.
Проблема: возродить связь поколений возможно, если люди общаются, вместе проводят время. В наш стремительный информационный век именно живого общения и не хватает, не хватает опыта и знаний старшего поколения, на который можно опереться в насущных вопросах.
Цель работы: окунуться в историю слова «мутовка», изучить информацию о предмете, сделать мутовку своими руками и применить её в быту.
Задачи, которые я перед собой поставил:
1. Узнать о происхождении слова «мутовка»;
2. Изучить историю старинной кухонной утвари;
3. Разобраться с процессом изготовления мутовки;
4. Подготовиться к эксперименту: приготовить тесто для блинов различными способами;
5. Провести анкетирование.
Для решения данных задач и создания проектного продукта – мутовки – я составил план работы над проектом:
Найти информацию о слове «мутовка» в словарях и в интернете.
Оценить необходимость использования предмета;
Изготовить мутовку;
Замесить тесто для блинов с помощью мутовки и миксера, испечь блины.
На выступлении угостить одноклассников блинами, приготовленными разными способами.
Провести анкетирование и подвести итоги;
Подготовиться к защите проекта на научно - практической конференции.
В работе над проектом я использовал методы:
«Семикратный поиск» со своими семью ключевыми вопросами – кто? что? где? чем? зачем? когда? как?
Эксперимент — процедура, выполняемая для поддержки, опровержения или подтверждения гипотезы или теории.
Анкетирование – это метод исследования и первичного сбора информации у отдельного человека или группы людей, объединённых по определённому признаку. В основе этого способа – проведение опроса, раздача анкет с разными вопросами, касающимися личного мнения, событий, предпочтений и других возможных фактов;
Основные этапы работы:
I этап – подготовительный: сформулирована тема проекта; поставлены цель и задачи проекта; решено сделать мутовку, которая позволит раскрыть значение слова «мутовка», возможности использования кухонной утвари; (сентябрь 2022 года);
II этап – исследовательский: изучена история слова, проведены лингвистические разыскания, чтобы определить историзмом или архаизмом является слово; составлен план изготовления изделия, создан продукт проекта –мутовки разного размера (сентябрь 2022 года – октябрь 2022);
III этап – аналитический: обобщение материалов проектной работы, проведение эксперимента и анкетирования, формулирование общих выводов, оформление материала (ноябрь 2022 – февраль 2023 года);
IV этап – презентация проекта на научно – практической конференции.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Путешествие в историю слова
Русский язык – живой организм, он растет, видоизменяется и взрослеет. Одни слова приходят на смену другим, а какие-то и вовсе уходят из активного употребления в пассивный словарь. В первом случае мы имеем дело с архаизмами, во втором — с историзмами.
Исследование по вторичным источникам я начал со словаря Ожегова. Слово «мутовка» многозначное.
МУТОВКА, -и; ж. 1 Ботан. Совокупность ветвей, листьев или цветков, расположенных на стволе, стебле или ветке на одном уровне и радиально расходящихся. 2. Предмет домашней утвари в виде палочки с сучками на конце для размешивания, взбалтывания и т.п
В многозначном слове выделяется главное (исходное, первичное) значение слова. В результате переосмысления слова новое значение возникло из-за переноса наименования с одного объекта действительности на другой.
Порой бывает сложно различить архаизмы и историзмы.
«Мутовка» - историзм или архаизм? Однозначного ответа в интернете я не нашел. Историзмы, по сути, обозначают то, чего уже нет, а архаизмы — это старинное название того, что и сейчас существует. Мутовку называют прародительницей миксера. Назначение у них одинаковое. Но мутовка – предмет кухонной утвари, а миксер – электрический прибор. Миксер - неотъемлемая часть кухонных приборов, а мутовку сейчас можно встретить в музеях, и еще реже в домах.
Слово «мутовка» часто употребляется в произведениях народного творчества:
1. В загадках: «Кожана квашня, а мутовка мясна»;
2. В детской потешке:
Иван, Иван, вырывай бурьян,
Чтоб росла морковка,
Большая, как мутовка;
3. В пословицах:
"Жизнь прожить — не то, что мутовку облизать";
«Не мудрено запихнуть мутовку, мудрено вытащить»;
«Дурак, что мутовка: куда ни поверни, а сук напереди»;
4. В народных приметах:
Мутовкой в край посуды стучать – ссора будет.
Погладить мутовкой по голове – отказать жениху при сватовстве.
Исходя из выше сказанного, я сделал вывод, что слово «мутовка» - историзм.
Многофункциональная кухонная утварь.
Разберемся, что же это за предмет кухонной утвари. Раньше без неё не могла обойтись ни одна хозяйка: её использовали для замешивания теста, взбалтывания яиц, готовили пюре, пахтали масло, при этом мутовку ставили вертикально и быстро вращали между ладонями. Фактически она выполняла функцию миксера, блендера, венчика. В русской народной пословице говорится, что «голь на выдумку хитра», так вот хозяйки использовали мутовку даже для белья вовремя кипячения. А еще ее можно закрепить на потолке – вот тебе вешалка.
Название пошло от слова мутить, что подсказывает способ действия — «мутовь»: сумятица, мешанина. А это всего лишь сосновая или еловая ветка! Именно у этих растений мутовчатое расположение.
У хорошей хозяйки могло быть до десятка мутовок различного назначения.
Вывод: в словаре конца 19 века В.И. Даля мутовка определяется, как "всякий снаряд для мученья, взбалтыванья жидкости; палочка с крестом, кружком или рожками на конце, для пахтанья, мешанья и взболтни". (Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка/ /Издательство Русский язык В/О «Совэкспорткнига» Государственного комитете СССР по делам издательств.)
1.3 Особый способ изготовления мутовки
Мутовку изготавливали особым образом: в некоторых деревнях утром, до зари, в Великий четверг ходили в лес, чтобы сделать мутовку. Делали её из тонкого ствола сосны или ели. Ветки обрезали так, чтобы на стволе остались сучки длиной 3-5 см. Мутовку сушили и пропитывали растительным маслом.
По воспоминаниям деревенских жителей Вологодской области: «Мутовка, плутовка, мутовка, плутовка, мутовка”, — и нужно, чтобы “мутовка” выходила: пять или три зубчика у нее. Это мутовка хорошая, и мешают такой тесто для хлеба.
Различались они размером и длиной ручки. Вот тебе и прибор для многих хозяйственных нужд. Воспользоваться им мог даже ребёнок. Мутовка безопасна, к тому же она развивала мелкую моторику, чего сейчас нам очень не хватает.
Вывод: слово и предмет – единое целое. Исчезает одно, умирает другое. Используя опыт наших предков, мы видоизменяем его и преподносим как новый продукт.В данном случае не стоит забывать старое, ведь можно многое приобрести, ничего не потеряв.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Поэтапное описание технологии изготовления мутовки
Для изготовления мутовки я использовал пилу, секатор и нож. С техникой безопасности меня познакомил дедушка. Он мне помогал. Я использовал верхушки молодых елок и сосен, растущих на участках под вырубку. Моя совесть чиста, и экологи не могут предъявить мне претензий.
Спиленные верхушки я принес домой, секатором удалил лишнее, а ножом снял кору. Этот этап работы вызвал у меня двойственные ощущения: с одной стороны – восторг, с другой – смущение. Я как будто раздевал дерево, но запах, гладкость, чистота древесины восхищали и покоряли.
Далее секатором я обрезал «рога» до нужной длины (зависит от способа применения). Чтобы сделать головку мутовки округлой формы, использовал нож, а с помощью наждачки добился гладкой поверхности.
Оставил сушить на неделю, а потом обработал льняным маслом, чтобы мутовка служила как можно дольше.
Удивительный старинный предмет кухонной утвари готов. На словах всё легко и просто. Но работа пилой требует определенных навыков. Не сразу у меня получилось. Советы деда помогли добиться результата.
Вывод: нужно постараться сохранить то доброе и хорошее, что было у наших дедушек и бабушек, чтобы хоть немного понять, как жили и чему радовались наши далекие и не очень предки. Жаль, что вещей, интересующих нас, остается все меньше и меньше.
Эксперимент
К выступлению подготовился заранее. Замесил тесто для блинов в разных ёмкостях, используя одинаковые ингредиенты. При замесе пользовался в первом случае мутовкой, в другом - миксером. Невооруженным взглядом можно заметить разницу: тесто, приготовленное с помощью миксера, более однородное. Остается узнать, повлияет ли это на вкус?
Блины выпекал по очереди. Блины, приготовленные с помощью мутовки, мне показались более плотными. У этих блинов присутствовал легкий аромат. Блины получались более подрумяненными.
Для выступления подготовил презентацию и анкету. (Приложение № 1) Своё выступление начал с загадки: «Идет коза, бьет рогами по всем углам». Ответа не получил. Показал мутовку. Попросил ребят ответить на два вопроса анкеты.
Поделился информацией, показав презентацию. После этого угостил одноклассников блинами, приготовленными с помощью мутовки и миксера. Теперь ребята должны были ответить на следующие два вопроса анкеты. В эксперименте приняли участие:
третьеклассники – 32 человека;
семиклассники – 19 человек;
завуч начальной школы.
Моё выступление вызвало живой интерес у ребят.
Дома подвел итоги анкетирования. (Приложение № 2).
Вывод: Мое выступление стало толчком для диалога между внуками, бабушками и дедушками, между родителями и детьми. Ребята с удовольствием делились информацией, получая взамен новые сведения о том, как жили наши предки. Удалось восстановить связь времён. Один из учеников 7 класса за выходные сделал мутовку в качестве подарка своей бабушке. (Приложение №3).
2.3 Экологическая и материально – техническая оценка продукта проекта
В наш век технического прогресса вопросы экологии стоят на первом месте. Мутовку можно изготовить из сухих еловых или сосновых веток, которые легко найти в лесу. Для работы понадобятся нож, пила или секатор. Инструменты под рукой в каждом доме. Утилизация сломанной мутовки не нанесет вред окружающей среде, да и при использовании не нужно электричество. Значит, справится с ней может даже маленький ребенок. Любая мама сможет доверить своему помощнику, например, взбить яйца, замесить тесто. Работа с мутовкой пойдет ему на пользу.
С одной стороны, деньги не тратим, с другой – гуляем в лесу, проводим время с семьей за изготовлением мутовки, а потом еще и вместе готовим. Вот это бесценно.
Мутовка – экологически чистый продукт. Используя её, мы сохраняем все полезные свойства.
Вывод: мутовка – экологически чистый предмет из натурального дерева, не требует затрат электроэнергии, не вредит окружающей среде при утилизации. Её безопасно использовать при приготовлении пищи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа закончена, цель достигнута. Результат превосходный.
1. Изучая историю слова, я пришла к выводу, что слово «мутовка» - историзм.
Слово и предмет – единое целое. Исчезает одно, умирает другое.
2. Мутовка - многофункциональная утварь. Сейчас на смену пришли современные приборы. Не стоит забывать старое, ведь можно многое приобрести, ничего не потеряв.
3. Удивительный старинный предмет кухонной утвари легко изготовить. Жаль, что вещей, интересующих нас, остается все меньше и меньше.
4. Мое выступление стало толчком для диалога между внуками, бабушками и дедушками, между родителями и детьми. Удалось восстановить связь времён.
5. Мутовка – экологически чистый продукт. Используя её, мы сохраняем все полезные свойства. Утилизация сломанной мутовки не нанесет вред окружающей среде.
Изучая историю слова и предмета, мы изучаем историю своего народа, сохраняем то доброе и хорошее, созданное руками наших предков. И тогда невозможно будет перепрограммировать прошлое так, чтобы выросло поколение, которое потеряло бы «путеводную нить» с реальностью и с реальными историческими фактами, как это происходит сейчас на Украине.
Спасибо за внимание!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Даль В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. - М.: Эксмо, 2003.
Даль В.И. Толковый словарь живого Великорусского языка/ /Издательство Русский язык В/О «Совэкспорткнига» Государственного комитете СССР по делам издательств;
Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка, 2005;
Русский родной язык. 3 класс: учеб. для образоват. организаций/ [О.М.Александрова и др] - М.: Просвещение: Учебная литература, 2020;
https://culture.wikireading.ru/44278
https://www.kakprosto.ru/kak-94865-zachem-nuzhny-mnogoznachnye- slova#ixzz7YwtQCvRd
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1. Доводилось ли вам встречаться с этим предметом?
2. Как называется этот предмет кухонной утвари?
3. Почувствовали разницу во вкусах?
Да Нет
4. Если есть разница, то какие блины понравились больше?
1 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Результаты анкетирования
Доводилось ли вам встречаться 2. Как называется этот предмет с этим предметом? кухонной утвари?
3.Почувствовали разницу во вкусах? 4. Если есть разница, то какие
блины понравились больше?
ПРИЛОЖЕНИЕ№3