Идентификация личности по мемориальной плите

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Идентификация личности по мемориальной плите

Лозюк С.В. 1
1Государственное учреждение образования «Минское областное кадетское училище»
Вечер Л.В. 1Клишевская И.А. 1
1Государственное учреждение образования "Минское областное кадетское училище
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Под каждой могильной плитой лежит мировая история.

Генрих Гейне

Введение

Поводом для данного исследования стала необычная находка. Житель деревни Лучники Слуцкого района Владимир Ярота, выполняя работы по замене колец в колодце своего двора, обнаружил на глубине более метра надгробную плиту. Надпись на ней взволновала хозяина дома: «Леонтий Ианнуариевич Наркевич, священник Воскресенской церкви, 1860 года рождения. Прожил 62 года. Память детей». Случайно узнав о такой находке в первый же день, мы отправились к Владимиру, взяли у него интервью, сделали фото и видео [Приложение 1]. Трудно передать наши чувства в ту минуту. Как здесь оказалась надгробная плита? Что за судьба у этого человека? Где находилась Воскресенская церковь. Это не давало нам покоя. Эту историю мы рассказали отцу Михаилу, священнику храма в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Лучники. Его стараниями надгробная плита была установлена на церковном дворе [Приложение 2]. По благословению отца Михаила мы начали поиски, которые сразу не увенчались успехом. В Слуцком архиве нет сведений до 1943 года (архив сгорел во время войны). Обращение в Национальный архив не дало результата. Мы столкнулись с тем, что полного списка фамилий священно-церковнослужителей не существует в каких-либо печатных изданиях. Такую информацию можно искать в различных архивных источниках (метрических книгах, клировых ведомостях, исповедных росписях). Тогда мы обратились в Национальный исторический архив Беларуси, зарегистрировались, оформили билеты читателей, заказали дела из 136 фонда, опись 1. Мы остановились на изучении клировых ведомостей, как наиболее полного источника сведений о священно - церковнослужителях. В НИАБ хранятся клировые ведомости до начала XX века. Для исследования было решено взять книги за 1874, 1885, 1890 - 1899, 1913 годы [Приложение 3]. Трудностью изучения клировых ведомостей было то, что они написаны церковнославянским языком и разными почерками. Поэтому и взяли не одну, а несколько книг, чтобы получить нужную информацию. Мы изучали книгу за книгой на протяжении нескольких дней. И только в последней оставшейся книге, к нашей большой радости, мы нашли фамилию Наркевича Леонтия Ианнуариевича.

Одна из самых сложных тем исследования - восстановление истории храмов и жизни священнослужителей - представляется нам актуальной. Очевидцев того времени, когда храмы были действующими, нет в живых. Это всё усложняет, но, с другой стороны, вовлекает в исследование.

Объект исследования – история православия Слуцкого уезда Минской губернии.

Предмет исследования – судьба священника Воскресенской церкви.

Цель исследования – восстановления истории жизни священнослужителя Наркевича Леонтия Ианнуариевича.

Задачи:

  • восстановить историю жизни священнослужителя;

  • найти и проанализировать материалы Национального исторического архива;

  • изучить историю Слуцкой Соборной Николаевской церкви;

  • изучить историю Воскресенской церкви;

  • составить словарь церковных терминов.

В ходе исследования использовались следующие методы: изучение архивных документов, интервью, устный опрос, анализ, историческая реконструкция.

Встречи со священниками, краеведами, сотрудниками архивов, общение с жителями деревни Лучники, знакомство с архивными документами, а также любовь к Малой Родине помогли мне в написании этой работы.

Глава I. История величественных храмов в судьбе человека

1.1 Слуцкая Соборная Николаевская церковь

13 октября 2019 года в Слуцке была установлена «Часовня Победы». Основой знака является выполненный из бронзы точный макет Николаевского кафедрального собора Слуцка. 1889–1934: между этими двумя датами заключена история существования величественного храма, который в своё время был архитектурной доминантой города и в котором служил священник Леонтий Ианнуариевич Наркевич [Приложение 4].

Церковь Святого Николая известна с середины XVI века. Она стояла в Старом городе на улице Копыльской (сейчас это место в районе библиотеки), была приходской. В XVII в. при ней действовала школа с одним учителем. Вместе с ней на церковной площади стояло меньшее по размерам здание теплой зимней церкви. В 1774 году Николаевская церковь пострадала от огня, который перекинулся от загоревшихся домов, находившихся неподалеку. В разрушенном состоянии простояла до 1793 года, потом была разобрана. В исторических источниках о виде этой старинной Николаевской церкви сведений не приводится.

В 1786 году на той же площади был возведен новый, больше предыдущего, храм. Новая Николаевская церковь имела крестово-центрическую композицию. Стояла на каменном фундаменте, завершалась пятью куполами. В связи с тем, что сгоревшая перед тем городская соборная Успенская церковь долгое время не обновлялась, Николаевская вскоре по восстановлению была объявлена городским кафедральным соборным храмом. А в конце 1790-х годов ее перенесли на Замковую гору - традиционное место пребывания соборного храма. Однако от сильного пожара, произошедшего в городе 9 июля 1811 года, вместе с колокольней и домами, стоявшими рядом, соборная Николаевская церковь сгорела.

В 1819 г. на Соборной (Замковой) горке возвели новый деревянный Успенский-Николаевский собор. Этот храм простоял до 1885 года. В 1885-89 годах вместо устаревшего деревянного на Соборной горке был построен каменный Николаевский собор. Возведенный в византийском стиле, он в плане имел форму креста, завершался одним полусферическим граненым куполом. По главной его оси к храму с главного фасада присоединялась трехъярусная купольная колокольня. К алтарной части с обеих сторон примыкали прямоугольные в плане объемы ризницы и пономарни. Красный цвет кирпичных стен снаружи сочетался с оштукатуренными выбеленными деталями, крыша и купола имели зеленый цвет (за что храм в народе называли «Зеленый собор»). Купольные кресты были позолочены. Интерьер украшала монументальная роспись. В соборе находилось большое количество древних икон, исторических документов, предметов, оставшихся в наследство от прежних соборных церквей.

30-е годы ХХ века известны не только репрессиями, но и уничтожением культовых строений. Свято-Николаевский собор после закрытия стали использовать как складское помещение, где чистили и хранили зерно, перед этим поспешно сняли кресты с куполов, а иконы и другие церковные предметы ночью верующие забрали по домам. Слуцкий епископ Николай Шеметилло, ранее служивший в Свято-Николаевском соборе, был арестован. Вместе с ним был арестован и настоятель собора Геннадий Захаревич. Епископа обвиняли в создании мифической церковно-повстанческой организации. После долгих мытарств епископ Николай был приговорён к заключению в концлагерь сроком на восемь лет, но вскоре после вынесения приговора его не стало. К великому сожалению, Свято-Николаевский собор не долго «пережил» своего последнего епископа. В 1934 году храм был взорван. На его фундаменте сейчас стоит старый корпус Дома культуры [5].

1.2 Церковь Воскресения Христова

 Из воспоминания преподавателя и бытописателя Василия Алексеевича Игнатьева (1887–1971) о жизни в городе Слуцке в 1916 году, мы узнали, что Леонтий Ианнуариевич Наркевич в то время являлся настоятелем Слуцкой Воскресенской церкви и законоучителем Слуцкой женской гимназии.

Воскресенская церковь в исторической литературе обычно упоминается вместе с другими слуцкими храмами XVI–XVIII веков, однако отмечается, что существовала она ещё до 1483 года. По народному преданию она была основана в период правления в Слуцке династии князей Олельковичей, а это конец XIV – начало XV веков. Известно, что тогда не только наблюдалось оживление городской жизни после разрушений XIII века, но и сам город становился одним из крупнейших в стране.

Воскресенская церковь стояла в Старом городе на правой стороне улицы Островской, в самом её начале, напротив фарного костёла. Фасадом выходила на торговую площадь.

Какой вид имела церковь в те далёкие времена сведений, не сохранилось. В 1774 году она сгорела. По ходатайству Воскресенского и Варваринского приходов, а также всего Слуцкого духовенства тогдашний князь Слуцкий Иероним Флориан Радзивилл в 1744 году дал разрешение на восстановление церквей. Для этой цели бесплатно можно было брать лес с Уречской и Омговичской пущ.

Восстановление Воскресенской церкви велось долго и окончательно завершилось в 1785–87 годах. Поставили её примерно на прежнем месте. Была возведена на каменном фундаменте из деревянного бруса, в плане имела вид вытянутого прямоугольника. Покрывала здание гонтовая крыша зелёного цвета. Над ней посередине возвышался один (на световом 8-гранном барабане) купол, окрашенный голубой краской. Старожилы вспоминают, что крыша была четырёхскатной. Потолок внутри имел купольный свод и был окрашен в голубой цвет, а стены – в оранжевый. Темно-зелёного цвета иконостас, по описаниям XIX века, был старый с 18 иконами «старого письма». Он, скорее всего, достался в наследство от старого храма. Слева от входа, у ограды, отдельно стояла деревянная, обшитая тёсом колокольня.
Несомненно, что длительное время восстановления храма, которое длилось сорок лет, является результатом нехватки средств. По воспоминаниям старожилов в 1910–1920-е годы церковь стояла на углу улицы Фарской, на которую выходила фасадом и откуда был главный вход (сейчас Революционная; она включает в себя прежнюю улицу Островскую и фрагмент бывшего Подзамчища), и Воскресенского переулка (он теперь имеет название Крестьянский). Была она не крашенная. Колокольня располагалась с левой стороны при входе на церковную площадь. К колокольне прилегал сад, занимавший храмовую территорию со стороны Крестьянского переулка. При церкви действовала церковно-приходская школа.

Закрыли Воскресенскую церковь в конце 1927 года, после того, как Советскими властями был арестован и выслан в Сибирь последний её настоятель протоиерей Александр Хволебнов. А в начале 1930-х годов церковное здание, переделанное новыми владельцами в двухэтажное общежитие, сгорело [6].

К сожалению, среди старых снимков, сохранившихся до нашего времени, на которых запечатлены виды бывшего Слуцка, Воскресенская церковь не встречается.

Глава II. Церковные термины в исследовании

В ходе исследования мы столкнулись со множеством церковных терминов, понять которые нам помог православный словарь школьника; его автор – священник Ярослав Шипов [8].

Духовенство - священнослужители. Различают белое (не монашествующее) и чёрное (монашествующее) духовенство.

Священник – священнослужитель, относящийся ко второй, средней степени священства. Имеет благодать совершать все таинства, кроме рукоположения.

Церковнослужители - вспомогательные лица, участвующие в общественном богослужении – алтарники, чтецы, певцы, канонархи.

Клир – священнослужители и церковнослужители. Каждый храм имеет свой клир - совокупность людей, совершающих в нём богослужения.

Клировая ведомость – документ о службе лиц духовного сословия. Этот документ по закону считался актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Впервые они были введены в 1796 году под названием «именных списков всем лицам духовного звания православного исповедания». Форма клировых ведомостей была установлена в 1829 году, а в 1876 году была дополнена графой о собственных имущественных владениях духовного лица, а также его родителей и жены. Клировые ведомости состояли из трёх частей: в первую вносили сведения о здании церкви, о церковном имуществе и доходах, а наличии школы, во вторую часть включались послужные списки [Приложение 5]. В третьей части давались статистические данные по приходу.

Приход – низшая церковно-административная единица, содержащая храм и общину верующих с клиром.

Набедренник - четырехугольный продолговатый плат, который привешивается двумя краями на бедра священника. Он знаменует собою броню, щит духовный, духовное оружие, которое есть Слово Божие и которым должен священник вооружаться против безбожия, ереси, против всего греховного и порочного. Набедренник носится на правой стороне тела, но в случае получения еще одной награды – палицы – перевешивается на левую. Его (как палицу и митру) надевают только во время Божественной литургии и при совершении некоторых особенно торжественных обрядов.

 Скуфья – небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду.

 Камилавка – расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.

После камилавки следующая награда священника – наперсный крест, т. е. носимый на груди (на персях), поверх рясы или богослужебной одежды, называемой фелонь .

Палица  - часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения) – матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра. Палица рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия.

Митра - головной убор сферообразной формы, богато украшенный золотым шитьем, бисером, драгоценными камнями.Митра священника увенчивается иконой, митра архиерея крестом [Приложение 8].

Глава III. Восстановление истории жизни священника Леонтия Ианнуариевича Наркевича

История края складывается из судеб людей: коренных жителей и когда-то приехавших сюда и навсегда оставшихся здесь, посвятив свою жизнь Слуцкой земле.

Леонтий Ианнуариевич Наркевич, священник Слуцкой Соборной Николаевской церкви, родился 17 октября 1860 года. Сын протоиерея.

Окончил полный курс наук в Минской духовой семинарии по первому разряду и удостоен звания студента семинарии в 1885 году. В 1885 году поступил на службу. Состоял псаломщиком при Зазерской церкви Игуменского уезда. Был надзирателем Слуцкого духовного училища (1885). Был священником Горвальской церкви Речицкого уезда (1888), священником Липовской церкви Речицкого уезда (1889), священником Слуцкой Соборной Церкви (с 1899). Состоял законоучителем Горвальского народного училища (1888), Липовского народного училища (1889 по 1900), Слуцкого женского приходского училища (1902-1909), Слуцкого мужского приходского училища (1902). Состоял по избрании Духовенства депутатом отдела Слуцких городских церквей на Епархиальных съездах с 1901 по 1904 . Был временно исполняющим обязанности законоучителя мужской гимназии в Слуцке (1905-1906). Состоял членом благочиннического Совета первого округа Слуцкого уезда в 1911, был законоучителем Слуцкой женской правительственной гимназии в младших классах в 1912-1913 годах.

За успешное прохождение пасторской службы при добром поведении награждён набедренником 15 февраля 1896 года, скуфью 21 марта 1901 года, камилавкой 6 мая 1907, в 1913 году награждён наперсным крестом от Святейшего Синода, выдаваемым в память царствования императора Александра III и в память 25 - летия церковной школы [Приложение 6].

Не меньший интерес представляет и семья священника. В клировых ведомостях составлялись списки священнослужителей и их детей. Из клировой ведомости за 1913 год мы нашли сведения о семье священника Наркевича. Жена: Александра Михайловна, родилась 21 сентября 1868. Дети: Валентина в замужестве, Георгий – студент Санкт-Петербургского университета, Михаил на то время обучался в Слуцкой гимназии.

Из сводной базы данных о жертвах политического террора в СССР, созданной Обществом «Мемориал» на основе Книг памяти, мы узнали некоторые сведения о старшем сыне священника Георгии. Он родился 26.11.1893 года в селе Липово Речицкого уезда; по национальности белорус; из духовного сословия; образование высшее; учитель, закончил пединститут; проживал в городе Могилеве. Анализируя архивные документы и сопоставляя их с данными Книги памяти жертв политических репрессий, мы обнаружили его в списке репрессированных. Георгий был арестован 14 июля 1937 года, осуждён на 6 лет. В 1940 году он был реабилитирован [Приложение 7].

Историю жизни Георгия, а также других членов семьи, детей и, возможно, внуков, мы хотим восстановить в ходе будущих исследований.

Заключение

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод: нами установлено имя священнослужителя на найденной надгробной плите. Нас радует, что она установлена на церковном дворе при храме в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Лучники. Стали известны некоторые эпизоды служения церкви священника Леонтия Ианнуариевича Наркевича, его богослужебно-иерархические награды, сведения о семье.

В ходе исследования мы овладели методикой работы с архивными документами: с клировыми ведомостями по 11 заказам, формулярными списками церквей и приходов Слуцкого благочиния за 1890 год, рапортами священников о том, кому принадлежали земли, на которых построены церкви, за 1891 год, ведомостями о приходе и расходе денежных средств по церквям Слуцкого уезда.

Пока невозможно ответить на многие вопросы. Например, где родился, где был похоронен священник Наркевич, как и когда надгробная плита оказалась закопанной во дворе жителя деревни Лучники. Беседуя с матерью Владимира Яроты, мы выяснили, что с 1933 года они живут в этом доме и ничего не слышали о данной плите. Значит, она попала туда раньше. Можно предположить, что это произошло до 1930 года.

Результаты данного исследования станут начальным звеном других исследований, касающихся духовенства, фамилий священно-церковнослужителей, истории сёл, деревень, городов. Без прошлого нет будущего. Уважение к памятникам прошлого, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Интерес к данной теме стал мотивацией наших дальнейших исследований. Мы намерены продолжить работу по восстановлению истории жизниЛеонтия Ианнуариевича Наркевича и его семьи, исследовать судьбу исчезнувших православных храмов Слутчины. Человеческая совесть взывает к этому.

Список использованных источников и литературы

  1. Клировые ведомости Слуцкого уезда за 1874 год (НИАБ. Ф.136. Оп. 1. Д. 40930)

  2. Клировые ведомости Слуцкого уезда за 1885 год (НИАБ. Ф.319. Оп. 2. Д. 41004)

  3. Клировые ведомости Слуцкого уезда за 1890 – 1899 годы (НИАБ. Ф.136. Оп. 1. Д. 41040, 41045, 41052, 41063,41083, 41097, 41106)

  4. Клировые ведомости Слуцкого уезда за 1913 (НИАБ. Ф.136. Оп. 1. Д. 40930)

  5. Наследие Слуцкого края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/books/6654

  6. Наследие Слуцкого края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/architecture/6115

  7. Сводная база данных о жертвах государственного террора в СССР, созданной Обществом «Мемориал» на основе Книг памяти.- https://ru.openlist.wiki

  8. Шипов, Я. Православие: словарь школьника / Священник Ярослав Шипов - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2004

Приложение 1

Необычная находка во дворе жителя деревни Лучники

Приложение 2

Плита во дворе храма в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Лучники

Приложение 3

Работа с архивными документами в Национальном историческом архиве Беларуси

 

Приложение 4

Памятный знак «Часовня Победы»: макет Соборной Николаевской церкви Слуцка

Приложение 5

Ведомость о церкви. Послужные списки

Приложение 6

Клировая ведомость за 1913 год

Приложение 7

Сведения о Георгии Наркевиче

Приложение 8

Церковные награды

Просмотров работы: 61