Историческое значение казачества в период освоения территории современного Новоусманского муниципального района Воронежской области

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Историческое значение казачества в период освоения территории современного Новоусманского муниципального района Воронежской области

Плотников А.Д. 1
1МБОУ "Новоусманский лицей"
Ломако Т.Н. 1
1МБОУ "Новоусманский лицей"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Я родом из семьи, которая выросла в тесном содружестве с казаками. Мои родители родом из Астраханской области. Они много знают о традициях, обычаях, культуре казачества. Астраханское казачество очень популярное в регионе. Некоторыми известными казаками гордятся, их помнят и чтят. Например, Бирюков Иван Алексеевич – последний атаман Астраханского казачьего войска. В честь него назван Казачий кадетский корпус в селе Началово Астрахаской области, где служит кадетом мой брат. Меня заинтересовала жизнь казаков, их быт, культура, песни, то, как они владеют шашкой, ездят верхом.

В Астраханской области казачество поддерживается на государственном уровне, казаки наравне с городскими и сельскими жителями участвуют в важных событиях и мероприятиях города или села. Кадетские корпуса и школы воспитывают молодое поколение Астраханских казаков. Изучая подробно историю нашего края, я обнаружил очень любопытный факт: казачьи поселения были одними из первых на этой территории. И мне стало интересно, а почему в краю, где одними из первых жителей были казаки, так мало слышно о них? Почему они не показывают свое мастерство, участвуя в мероприятиях города? Почему «образ казака» в Новоусманском районе крайне размыт?

Я считаю тему возрождения традиций казачества актуальной не только в нашем регионе, но и в исторически значимых для казачества краях и областях Российской Федерации. Казаки всегда считали главным выполнение воинского долга перед Отечеством.

Этот долг они честно исполняли во всех войнах, начиная с XVI века. Освоение территории «Дикого поля», строительство крепостей засечной черты, не обошлось без казаков. Современное казачество воспитывает граждан-патриотов, горячо любящих свою Родину.

Тема патриотического воспитания молодежи сейчас очень актуальна. Появилось множество различных сообществ, курсов военной подготовки в рамках школы, клубов и так далее. Если говорить о казачестве, то сегодня – это особый пласт культуры, традиций, связанный непосредственно с патриотическим воспитанием.

Цель этой работы: исследовать роль казачества в освоении территории современного Новоусманского муниципального района. Решитьследующие задачи:

- раскрытие исторической значимости казачества путем изучения исторической литературы времен освоения территории современного Новоусманского муниципального района;

- сбор сведений об истории казачества Воронежской области и анализ материалов.

Начал я сбор материала по теме казачества с обращения к Толковому словарю живого великорусскаго языка В.И. Даля. Там я нашел информацию о том, что слово «казак» («козмак») имеет среднеазиатское происхождение и означает «скитаться», «бродить». Я подумал, откуда эта удаль, смелость, бесстрашие и сила, которые меня так привлекают в казаках?! Возможно в вольном образе жизни, в свободе, которой они дорожили.

Собирая информацию об истории освоения территории современного Новоусманского муниципального района, я обратился к работам историка-краеведа Михаила Небольсина. В своей книге «Новая Усмань в истории Царства Русского» автор очень подробно рассказывает, как казачество расселялось на землях во времена образования Воронежской крепости. Территория Новоусманского муниципального района относится к этим землям. Мне было интересно подробно познакомиться с историей.

После обращения к учебнику «История Воронежской области» В.П. Загоровского, я узнал о том, что казаки были разными по происхождению (волжские, донские и днепровские казаки).Получается, что я немного знаком с волжским казачеством, а казаки, которые осваивали территорию Воронежской области, называли себя «донскими казаками». В учебнике «История России» 6 класс обозначено, что со второй половины XV в. казаки обороняли, защищали южные и юго-восточные окраины Российского государства. Они сражались, защищая территорию от соседних стран и кочевников. Чтобы укрепить свои позиции, они объединялись в общины. Таким образом, казачество расселялось на пограничных территориях государства, выполняя оборонительную функцию. Именно такой и была территория современной Воронежской области.

Тема исторической значимости казачества в период основания Новоусманского муниципального района мало изучена и мало где освещается. Литературных и интернет источников небольшое количество. В основном, это книги историков краеведов. Не смотря на это, я считаю эту тему актуальной и постараюсь разобраться в этом вопросе.

  1. Казачьи поселения и их историческое значение для освоения территории современного Новоусманского муниципального района.

Село Новая Усмань является центром Новоусманского района. Располагается оно на берегах реки Усманка, от которой и получило свое название.
Годом основания Новой Усмани принято считать 1598 г. В это время тут было поселение.

«Доподлинно известно, что земли, на которых расположилось село Усмань Собакина, никогда не были частновладельческими, и с самого построения города Воронежа они принадлежали казакам». (М. Небольсин)

Еще в XVI веке у места впадения реки Усмань в реку Воронеж стали селиться рязанские бортники, рыболовы, охотники. С построением Воронежской крепости эти места отошли к Воронежу. А вслед за появлением сёл и деревень на Репной поляне, Бабяково, Усмань Собакина, Рыкань и началось освоение территории.

В 1601-1602 гг. на реке Усмань на лесной поляне воронежский воевода Борис Сабакин поселил людей, тем самым дав начало деревеньке, которая стала именоваться по его фамилии «Собакиной Усманью» (Исследователь Лариса Кригер).

Хочу обратить внимание на слово «людей» в предыдущем абзаце. В ходе моего исследования удалось найти более четкую принадлежность к сословию этих людей.

В книге историка-краеведа Михаила Небольсина «Новая Усмань в истории Царства Русского» очень подробно говорится о том, как заселялась и как осваивалась территория нынешнего Новоусманского района. Первыми жителями села Собакина Усмань были казаки. О них то и пойдет речь. Кто же такие казаки?

Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности).  В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащий к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».

На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.

Обращаюсь к учебнику «История России 6 класс»: «Со второй половины XVв. За линией укреплений на южных и юго-восточных окраинах Русского государства стали скапливаться беглые крестьяне и другие люди, которые называли себя вольными людьми – казаками. Ведя непрерывную борьбу против соседних государств и полукочевых народов, казаки стали объединяться в общины. Возникли общины донских, волжских и днепровских казаков. По мере освоения новых земель появлялись новые казацкие общины. Власти стали использовать их для защиты пограничных рубежей, платили им жалование».

С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.

В ходе изучения мною литературы по теме освоения территории современного Новоусманского муниципального района, опираясь чаще всего на работы историка краеведа Михаила Небольсина, можно сделать вывод: казаки были первыми жителями Новоусманского района.

  1. Казачество в Воронежской области.

Известно, что казачество, как военно-служилое сословие, сложилось ещё в XIVвеке в составе Золотой Орды. Одно из первых упоминаний слова «казак» связано с переводным словарём половецкого (Куманского) языка от 1303 года. В нем слово «казак» принадлежало татарскому языку и обозначало - свободный.

В то время казачество состояло из представителей местных этносов Подонья-Приазовья, включая небольшую часть славяно-русского населения, пополнившую золотоордынские войска после покорения русских земель. В XIV веке в Золотой Орде начался период «Великой Замятни» .Благодаря ослаблению Золотой Орды Московское государство стало крепнуть и объединяться. Именно тогда в его пределы стали переселяться и переходить на службу к московскому князю многие татарские фамилии и целые роды.

Постепенно возможности русских князей для привлечения на службу казаков стали расширяться, для этой цели устанавливалась связь с казачьими поселениями, оставшимися на своих прежних местах. К концу XIV века служилые стали делиться на городовых и выезжих (полковых) казаков. Они должны были быть постоянно готовыми к походам, станичной и сторожевой службе, иметь боевых коней, а также необходимое снаряжение, и в то же время совмещать военную службу с крестьянским трудом. Малодворные поселения казаков располагались в лесах и недалеко от дорог и первоначально выполняли функции сторожевых, дозорных пунктов, охраняя воронежские земли от внезапных набегов кочевников.

В период междуцарствия 1598-1613 го – ничего не известно о положении Воронежского края. Не сохранилось ни летописей, ни грамот, ни устных преданий, все погибло в огне и пепле. Воронежский краевед В.П. Загоровский писал, что в XVI веке вольные казаки оседали в окрестностях Воронежа и называли они себя «донскими казаками». Царские воеводы легко набирали несколько сотен казаков из числа местных «вольных» казаков. Одни из таких поселений располагалось близ реки «Усман у Черной Воды». Жили они не во временном неукрепленном шалаше среди поля, а в хорошо укрепленном городе с вооруженной охраной. Донские казаки (донцы) — самое многочисленное казачье формирование России, своим наименованием обязанное реке Дон. Занимали территории, в том числе и современной Воронежской области.

В 16 столетии лесостепи между Московским государством и Крымом носили название «Дикое поле», они были безлюдны. И именно отсюда совершали набеги татары. Пути, по которым они перемещались, пролегали между непроходимыми участками болот, лесов и топей, а назывались «шляхами». Татары нещадно грабили русских, уводили в рабство. За период с XIV-XVII вв. таким образом они забрали 3 млн человек. Все это сильно досождало Московскому государству. К западу от безлюдных степей, вдоль реки Ворсклы, пролегали границы с Литовским княжеством. Русские правители нуждались в том, чтобы закрепить южные рубежи страны. Центральная роль в этом деле досталась Белгороду. Так и началось возведение Белгородской Засечной черты.

В строительстве укрепительных сооружений участвовали казаки, стрельцы и дети бояр.  В состав черты входили 27 городов-крепостей, одним из которых был город-крепость Орлов (ныне село Орлово Новоусманского района Воронежской области). Белгородская черта проходила по территории современных  СумскойБелгородскойВоронежскойЛипецкойТамбовской областей. Черта проходила через земли, которые ныне являются территорией Новоусманского муниципального района.

Остается предположить, опираясь на сведения историков, краеведов Воронежской области, что именно казачьи поселения находились на территории нынешнего Новоусманского муниципального района.

Воронежские казаки в отличии от пеших стрельцов несли конную службу. Казаки направлялись в походы против неприятеля, посылались в составе станиц для дальнего обнаружения татар, стояли на сторожах в окрестностях крепости, в караулах на стенах и башнях.» ( В.Глазьев «Воронежские воеводы» В.1997г.)

На защите пограничных южных и юго-восточных окрестностей Российского государства стояли казацкие общины.

  1. Заключение.

История казачества замечательна и уникальна во многих отношениях. Не случайно меня так привлекает казачество своей волей, удалью, силой, смелостью, традициями и культурой. Проведя работу с найденной литературой по теме исторической значимости казачества в освоении территории современного Новоусманского района, я нашел много интересных моментов:

- казаки – вольные, свободные люди, но они защищали Российское государство, борясь с кочевниками и соседними странами на южной стороне;

- они объединялись в общины, чтобы быть мощнее и сильнее;

- на территории нынешнего Новоусманского муниципального района как раз и были образованы подобные общины;

- Белогородская засечная черта, которую тоже строили казаки, проходила по территории нашего района;

Собирая по крупицам информацию о родном крае, работая с литературой разных авторов (историков краеведов), я обнаружил, что казачество является частью нашей истории, которую нельзя забывать, а нужно уважать, поддерживать, передавать из поколения в поколение.

Я считаю, что тему возрождения казачества нужно развивать, доказывая историческими фактами, создавая реконструкции сражений, музеи, открывая кадетские казачьи школы и другое. В результате моего исследования и анализа информации, которую я собрал, выяснилась, что казачество неразрывно связано с историей возникновения, освоения территории современного Новоусманского муниципального района, села Новая Усмань в 1598г.

А о патриотической значимости я могу сказать, что сегодня российское казачество выступает силой, способной защитить Россию от недругов, вносит вклад в сохранение духовного наследия, укрепление традиционных ценностей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине. Казачья доблесть и образ защитников, «образ казака» может быть отличным примером для подрастающего поколения. На массовых значимых мероприятиях городов и сел казаки должны быть неотъемлемой частью парадов и выступлений, как знак исторического значимости в основании села и районного центра.

Как ребенок, я к сожалению ничего не смогу предпринять по вопросу возрождения казачества в своем родном крае, но говорить об этом я сумею. В свою очередь я был бы рад стать частью казачьего общества, созидать, сохранять и передавать историю, традиции и культуру своего родного края из поколения в поколение.

5. Список литературы и интернет источников:

1.   Глазьев В.Н. Воронежские воеводы и их окружение в XVI-XVII веках / В.Н. Глазьев. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2006. – 168 с.

2. История России 6 класс сост. Арсентьев Н.М.Данилов А.А. и др. /Москва: Издательство «Просвещение» ,2016. – 1ч.-С.128, 2ч.- С.128

3.Загоровский В. П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы /В. П. Загоровский, Ф. С. Олейник, Е. Г. Шуляковский. - Воронеж: Центрально-Черноземное книжное издательство, 1976.-С. 159.

4. Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону. Состав. Г. Н. Рыковсков. – Ростов н/Д.: ООО «Ростиздат», 2003. – 288 с.

5. Кригер Л.В. Новоусманские просторы. Из прошлого в будущее. / Под ред. Е.Н.Брунеевой – Воронеж: Творческое объединение «Альбом», 2008. – 80с. – 2000 экз.

6. Небольсин М. Н. Новая Усмань в истории Царства Русского. – АО "Воронежская областная типография". – Воронеж, 2022. – 120 с.

Ссылки на интернет источники:

  1. http://www.knowed.ru/index.php?id=2263&name=pages&op=view

Новая Усмань – поселок со старинной историей.

  1. https://riavrn.ru/districts/novousmansky/v-novousmanskom-rayone-obrazovali-novuyu-kazachyu-stanitsu-khutor-makare/?ysclid=ln4quywn2l825704112

Ссылка новостная о создании казачьей станицы в хуторе Макарье Новоусманского района.

  1. https://www.pravmir.ru/kazaki-kto-eto/?ysclid=ln7r1rm3cv41258987

Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве.

  1. https://nu-today.ru/articles/2-vse-o-new-usman/300-usmanka-i-usman-sobakina.html?ysclid=ln4sgn47px128601094

Надежда БЕЛЬСКАЯ «Усманка и Усмань Собакина» статья в электронной районной газете «Новая Усмань Сегодня».

  1. https://fb.ru/article/412290/belgorodskaya-cherta-opisanie-istoricheskie-faktyi-sozdanie

Белгородская черта: описание, исторические факты, создание.

Просмотров работы: 38