Молодость в серой пыли войны

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молодость в серой пыли войны

Фархутдинова С.А. 1
1МАОУ СОШ №4 г.ТУЙМАЗЫ
Сулейманова А.М. 1
1МАОУ СОШ №4 г.ТУЙМАЗЫ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Слово война - очень страшное слово. Война - это взрывы снарядов, бомб, это плач детей, седина матерей. Война - это смерть миллионов людей. Война - это еще и вечная память. Память о тех, кто сражался на фронтах 2-ой мировой войны. Кто вернулся домой, и кто навсегда остался в местах сражений, отдав свою жизнь ради свободы и мирного неба над головой. Военные пути мужчин нашего рода пропахло порохом, потерями, овеяны ветрами и грозами лихой войны.

Когда говорят о Великой Отечественной войне, всегда звучат слова о том, что она не обошла стороной ни одну советскую семью. История всей страны складывается из отдельных судеб людей, живущих в этой стране. Для каждого человека его жизнь вплетается в историю его семьи. Они неразделимы и связаны между собой. И я тоже задумалась над тем, какой же след оставила война в моей семье, в семье моих родственников?

Сейчас, обучаясь в седьмом классе, и понимаю, что настало моё время изучить историю семьи не только по воспоминаниям, документам и фотографиям, которые хранятся в семейных архивах, но и что-то создать полезное для будущего поколения.

Актуальность выбора данной темы в том, что поколение молодых людей XXI века должно свято хранить прошлое своей семьи, знать историю своей страны, своего Рода.

Целью моей работы является сбор и систематизация информации об участии моих родственников в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1. Выяснить, что известно о моих прадедах, о моих родственниках, участвовавших в войне;

  2. Найти в семейном архиве документы, фотографии, касающиеся истории моей семьи, систематизировать семейный фотоархив;

  3. Провести беседу с моими родственниками;

  4. Оформить страницы "Книги памяти" о жизни родственников в годы войны.

Гипотеза исследования: если изучить историю моей семьи, семей моих родственников, их вкладв историю моей страны, то можно доказать, что они внесли свой посильный вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

Предполагаемый результат: создание страниц памяти, из которых можно будет в дальнейшем составить "Книгу памяти".

Данная работа является комплексным исследованием истории нашей семьи в период Великой Отечественной войны.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить семейный архив моего рода, позволит систематизировать фотографии родственников, узнать историю страны через страницы жизни моих родных.

Объект исследования: семейный архив, архив семей моих родственников.

Предмет исследования:история моей семьи, семьи моих близких родственников, связанные с историей Великой Отечественной войны.

Методы исследования:изучение и ознакомление архива семей- участников, опрос членов семей- участников, интервью.

Этапы исследования:

Организационный этап. Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках истории и внеурочное время. Знакомство с основными этапами и событиями Великой Отечественной войны.

Основной этап. Изучение архива семьи, родственников. Сбор материала. Оформление презентаций. Оформление страницы Книги памяти.

Заключительный этап. Презентация материалов о проделанной работе.

Степень изученности данного вопроса: недостаточно изучен этот вопрос: утеряны, сгорели документы и награды родственников, защищавших Родину во время Великой Отечественной войны, письма, полученные с фронта родственниками, ушли из жизни люди, о которых хорошо знали.

Ожидаемые результаты:приобретение навыков поисково-исследовательской работы; расширение знаний о Великой Отечественной войне; сохранение памяти о суровых годах жизни своих предков; удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, ветеранами войны.

Глава 1. История страны через преломление судеб моего рода

Сегодня над нами мирное время. А когда-то 1941 год разрушил планы мирных жителей и на года погрузил в мрак голода и разрухи. Началась война, которая изменила миллионы судеб нашего народа. Каждый попробовал горечь войны. Не остались в стороне и мои родные.

История моя начинается с деревни Старо-Шахово (башк. Иҫке Шах) Ермекеевского района Башкортостана. Здесь на берегу реки Кидаш, окруженную холмами, покрытые земляникой,основался мой прапрадед Ахунов Фаррахетдин Муфтахетдинович (1883-1957 гг.). Он был, как и все его предки, родом из башкир, невысокого роста, светловолосый, голубоглазый, аккуратный и добрый человек. В деревне был знаменит своими«золотыми руками», вырезая из дерева инструменты-лопаты, грабли, ручные мельницы, жернова, прялки. Искусно плел лапти и кузовки, из стебля реброплодника мастерил курай и играл на нем башкирские мелодии.

Прапрадед взял в жены Абуталипову Алисофу Афлятуновну (1884-1977 г.р.) и прожил с ней в любви и согласии до конца своих лет. Она была родом из татар. Проворная, невысокая, работящая женщина. Прапрабабушка умела делать всякую работу, которую другие не умели. Она принимала роды у женщин, обладала даром целителя, лечила животных. Была модницей - носила на руках серебряные браслеты и кольца, на волосах — монисты. Все это специально заказывали у деревенского мастера серебряных дел - Гарданова Салимзяна. Зубы красила в черный цвет специальной растительной краской, привезенной из Ирана или Турции. Она прожила 93 года. [1,148] (Приложение 1, Рис.1,2)

Вместе с дедом они родили 11 детей. Из них выжили лишь 5детей(остальные умерли в младенчестве) это - Сабира, Ахметвали , Камиля, Амина и Ляйля.

Ахунова Сабира Фарраховна(1911-01.1989 г.г.) вышла замуж за Мухаметзяна Сафина Мустафиевича (1906-1943 г.г), который ушёл на фронт и погиб в 1943 году. Сабире Фарраховне в тяжёлых условиях пришлось поднимать и воспитывать троих детей. Она была очень терпеливой, доброй, приветливой женщиной, которая стойко перенесла все трудности, выпавшие на её долю.

Ахунова Камиля Фарраховна(1916-1961 г.г.) вышла замуж за Зайдуллина Галимзяна, который погиб на войне 1941 года. Камиля Фарраховна вышла во второй раз замуж за Багманова Фатхетдина Фаррахетдиновича (1909-1988 г.г.) в д. Кулбаево Ермекеевского района. От второго мужа родила троих детей. Ушла из жизни в 45 лет от болезни сердца.

Ахунова Ляйля Фарраховна родилась 10 июня 1929 года дер. Старо-Шахово Ермекеевского района. Окончила 8 классов окончила в своей деревне, 9-10 классы в соседней деревне Тураево, куда ходила пешком в лаптях, сплетенных ее отцом. Весть об окончании войны застала их в классе. Из воспоминаний: «В этот день отменили все уроки, и мы с этой радостной вестью бежали домой, размахивая платками и кричали: «Война закончилась! Победа!». Люди ликовали, плакали, смеялись, обнимались». После окончания школы подала документы в Белебеевское педучилище, но родители не захотели отпустить ее от себя. В 1948 году вышла замуж за Батырова Гайсу Ибрагимовича (24.08.1920-07.02.82 г.г) и переехала жить в город Туймазы. Воспитала двух детей – Олию и Амира. До 1953 года работала в КГБ, затем в Туймазинском райкоме партии. С 1966 -1982 г.г. работала в Горкоме КПСС. Перед уходом на пенсию перешла работать на завод медицинского стекла. Пользовалась уважением в любом коллективе. Является Ветераном труда и войны [1,110].

Ахунов Ахметвали Фаррахович(1913-12.1942 г.г.) был призван 13.08.1941 года в 665 Истребительно - противотанковый артиллерийский полк, полностью сформированный в августе 1942 года под Сталинградом. 14 декабря 1942 года полк прибыл в состав 51-й армии на станцию Абганерово и, совершив более чем стокилометровый марш, с хода вступил в бой, рассредоточив свои батареи на широком фронте, поддерживая боевые порядки 62-й и 17-й механизированных бригад, 13-го танкового корпуса, 302-й и 126-й стрелковых дивизий. За период с 18 по 29 декабря полк уничтожил: 1 танк, 3 орудия, 4 станковых пулемёта, 9 автомашин и 200 человек пехоты, подбил: 5 танков, 8 автомашин, подавил: 1 артиллерийскую батарею, 1 миномётную батарею и 2 пулемёта.

К 30 ноября войска достигли рубежа Шестаков – Самохин – Кенкря – Обильное, на котором до середины декабря вели тяжелые оборонительные бои с группой войск противника, пытавшихся прорваться из района Котельниково кокруженным под Сталинградом немецким войскам.[8,1] В декабре 1942 года, в ходе отражения ударов противника Ахметвали Фаррахович погиб. Захоронен в братской могиле в Сталинградской области п.Заря. Об этом мы узнали благодаря электронным Книгам памяти. (Приложение 4 .Рис.10-14)

Ахунова Амина Фарраховна (15.07.1925-04.12.2002 г.г.) -моя прабабушка. Окончила 8 классов в деревне Старо-Шахово Ермекеевского района.В эти годы не хватало учебников, тетрадей, поэтому писали между строк на газетных полях, таким было желание получить образование и учиться. Но дальнейшая учеба не представляла возможностей. Жизнь требовала ежедневного труда всех членов семьи, даже самых маленьких, нужно было помогать родителям по хозяйству.

С началом Великой Отечественной Войны потребовалось задействовать людские ресурсы всей страны. Не осталась в стороне и моя прабабушка. «В доме вкусно пахло хлебом, мама разливала суп по тарелкам, когда ворвалисьв дом люди в военной форме. Мне не позволили даже поесть, было страшно - рассказывала прабабушка моей маме. - И увезли».[7,1]

Так 17-летняя девушка оказалась в блокадном Ленинграде, на Василевском полуострове, куда была доставлена вместе с остальными из Белебея. В тяжёлых условиях под бомбёжками они работали там не покладая рук: валили лес, заготавливали торф стоя в воде. Молодые девушки выходили на работу с рассветом, а уходили с закатом солнца. Они должны были наравне со взрослыми выполнять норму по нарезке торфяных кирпичей, которая составляла 300 штук в день. У многих работниц болели пальцы, распухали суставы на руках. Работа женщин и подростков на торф предприятиях области – часть трагической истории блокадного Ленинграда.Мама моя, до сих пор помнит руки прабабушки: деформированные, с костными разрастаниями в области суставов пальцев, но всегда теплые и готовые обнять.

Через год моей прабабушке повезло вернуться живой с блокадного Ленинграда. Вернутся в родные места помогла одна женщина, хотя об этом нельзя было рассказывать. Это было позором – сбежать в родные места. Но жить хотелось всем.Отец отблагодарил за дочь, отдав самое ценное – маленькую баночку меда, кусок ткани.

Возвратившись домой она всю жизнь проработала в колхозе на ферме в своей родной деревне Старо-Шахово Ермекевского района разнорабочей: работала дояркой, доили руками по 20-30 коров, смотрели за ними, убирали коровники. Работа на зерно токе также была не из легкой:зерно очищали, просушивали, семенное зерно сортировали и протравливали ядами, спасая его от насекомых и грызунов.Приходилось быть и штукатуром. Сама заготавливала глину, все грузила на телегу, месила ее ногами и обмазывала брусья ферм, коровников. Такая штукатурка позволяла быть помещениям теплыми зимой и прохладными летом.

Тяжело было жить и в послевоенное время. «Эх, балакаем, бездэ кием юк иде. Ашарга юк иде. Алабота, кычиткан жиеп ашадык. Ненди кыен вакыт идэ» [2,15] - говорила она моей маме. Говорила скупо, долго думая и размышляя, но вся боль ее отзывалась в песнях. Будучи татаркой, коверкая слова на русском, напевала песню моей маме, когда она гостила летом у нее в деревне: «По военной дороге шел в борьбе и тревоге боевой восемнадцатый год. были сборы недолги, от Кубани и Волги мы коней поднимали в поход…». Эта песня эхом отзывается у нас в сердцах в память о тех трагических днях жизни.[8,2]

В 1948 году прабабушка вышла замуж за Минигулова Фазыляна Султановича (05.11.1923-05.1975 г.г.). Он родился в д.Тумбарла Бавлинского района ТАССР в татарской семье Миннигулова Султана Миннигуловича и Минникамал Ахметгалиевны. Окончил 4 класса. В апреле 1943 года призван  в 225 армейский запасный стрелковый полк. По счастливой случайности, воевать прадеду не пришлось. После войны в 1948 он работал лесорубом в Куюк-лесопункте, где при постройке дома и познакомился с моей прабабушкой. В 1959 г. принят кладовщиком подсобного хозяйства и по уходу за лошадьми в Бавлинскую районную больницу. Годами позже работал плотником в жилищно-коммунальной конторе АПУ Бавлы-нефть.Их совместная жизньс прабабушкой не сложилась, прадед ушел из семьи, оставив их с сыном Галимзяном, которого ей пришлось поднимать одной. (Приложение 3 Рис.8,9)

За хорошую работу прабабушку назначили депутатом районного совета. Прабабушка является ветераном труда. Как труженик тыла, она награждена Юбилейной медалью «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (Приложение 2. Рис.4-7)

Мой дед –Минигулов Галимзян Фазылянович родился в Куюк-лесопункте 14 октября 1949 года. 8 классов окончил в дер. Старо-Шахово, а 9-10 классы заканчивал в Туймазах. Он активно участвовал в художественной самодеятельности, имел хороший голос - пел, обладал артистическими данными. От отца унаследовал способность к мастерству в плотнических делах, в работе. Отслужил в армии в погранвойсках и вернулся в Туймазы. Работал слесарем на заводах «ТЗГО и А», «АБВ» и «Медицинского стекла». Здесь он познакомился с Хабибуллиной Накией Камиловной (05.07.1949 г.р.). В браке родились две дочери. В 2021 году деда не стало.Но его жизнерадостность, юмор и трудолюбие отражается в его детях. Старшая дочь – Залялова (Минигулова) Айгуль Галимзяновна (1975 г.р.) окончила с красным дипломом БГУ. Работала врачом-биохимиком в г.Уфа. В браке с Заляловым Иреком Вазыховичем (18.09.1967 г.р.) имеет сына Рафаила (17.05.2009 г.р.). Проживают и работают зарубежом.

Моя мама Фархутдинова (Минигулова) Гузель Галимзяновна (29.01.1981 г.р.)родилась в г.Туймазы. После школы окончила учебу с отличием в Туймазинском юридическом колледже. Имеет два высших образования БГУ и АТИСО, по специальности юрист и экономист. С 2006 по 2022 год работала в банке ПАО «Уралсиб» г.Туймазы. В2008 году вышла замуж за Фархутдинова Айдара Дамировича (01.02.1982 г.р.). Вместе они воспитывают четверых детей. Я и мои брат с сестрой, они двойняшки, учимся в школе на отлично, младшая сестренка является воспитанником детского сада. Мы любим много путешествовать и познавать мир.

Мой отец Фархутдинов Айдар Дамировичтожеявляется участником второй Чеченской войны. Он родился в п.Кандры Туймазинского района. В школе учился, как и все мальчишки, мечтая стать милиционером. После школы поступил в лицей с.Чекмагуш, откуда 15 июня 2000 года был призван в ряды оперативного полка особого назначения вооруженных сил внутренних войск в г.Лабинск, где проходил 6-месячное обучение наводчика бронетранспортера. (Приложение 5 Рис 15.)

Никому не сказав, по собственному желанию, был направлен для прохождения контртеррористических операций на территорию Северного Кавказа Чеченской республики. Из письма родные узнали о местонахождении и каждый день переживали за сына.

За службу на Северном Кавказе папа награжден тоже медалями. Домой же возвращался с чувством, что частицу себя навсегда оставляет в Чечне, верил в то, что честно выполнял свой долг перед Родиной.

В 2004 году отец устроился на работу в МВД г. Туймазы, начал работу в патрульно – постовой службе (ППС) рядовым милиции. В 2007 году был назначен командиром отделения ППС. Одновременно поступил в учебное заведение. В 2005 году командирован в г. Казань, для усиления на празднование «1000-летие Казани», где папа тоже отличился: при патрулировании были задержаны и пойманы по горячим следам, преступники, за что получил Знак отличника МВД Республики Татарстан. Затем он был переведен на должность дознавателя отдела дознания, и в звании майора ушел на заслуженный отдых. (Приложение 5 Рис.17)

За добросовестную службу мой отец награжден грамотами, благодарностями и нагрудными знаками и медалями,такими как: «Участник боевых действий», «За службу на Кавказе», «За службу в России», «За отличие в службе», «Лучший сотрудник патрульно-постовой службы милиции», «Отличник милиции», «За отличную службу в МВД Республики Татарстан», медалью «Участнику контртеррористических операций на Кавказе», «За ратную доблесть», медалью «Жукова», медалью МВД РФ «За укрепление боевого содружества», юбилейной медалью «85 лет ППСМ МВД России», медалью «За отличие в службе». О своих военных периодах жизни отец мало что рассказывает. Но по седине на волосах, я понимаю какого попасть молодым парнишкой в пекло боя, не потеряться, не замкнуться в себе, достойно пронести свой боевой путь и вернуться с честью и достоинством. Я очень горжусь своим отцом, он для меня пример стойкости и мужества. (Приложение 5 , рис. 16)

Война прошла через каждый дом, каждую семью, оставив горечь утрат и испытаний. Любая война меняет судьбы миллионов людей. И мы не должны забывать и должны быть благодарны тем, кто отстоял для нас Родину, потому что без прошлого нет будущего. А память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим.

2. Практическая часть

2.1. Опрос о патриотизме

Патриотизм — любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Кроме того, патриотизм подразумевает гордость за достижения своей страны и своего народа. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Актуальность этой темы обусловлена тем, что в настоящее время в обществе постепенно происходит смена культурных норм, нравственных ориентиров и ценностей, забываются традиции общества. У современных детей и подростков недостаточно сформированы качества гражданина-патриота.

Прежде чем нам рассуждать о патриотическом воспитании молодёжи, необходимо задаться важным вопросом: а являемся ли мы патриотами? Ведь сложно ждать проявления патриотизма от подрастающего поколения, только рассказывая ему о боевых поступках героев Великой Отечественной войны. Или давать читать им книги о культуре и истории русского народа. Подрастающим необходимы «герои нашего времени», которых они видят каждый день! Ими могут быть директор предприятия, школьный учитель, пожарный, военный, простые студенты, которые провели «субботник» в своём вузе и многие другие. Молодёжи нужны реальные люди с реальными поступками, пусть небольшими в масштабе всей страны, зато видимые для окружающих.

Опрос проводился с учащимися 8 Д класса МАОУ СОШ №4 г.Туймазы. На вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» были получены следующие ответы:

1. Да – 75%

2. Нет – 1%

3. Не знаю – 24%

2. 2. Диктанты о войне 1941-1945 г.г.

Диктант Победы — одно из тех мероприятий, которое позволяет прикоснуться к исторической памяти, попробовать свои силы и узнать новое о прошедшей войне и её героях.

Впервые акция была организована в 2019 году наряду с рядом иных акций, проведение которых осуществляется по всей стране.

Все эти мероприятия направлены на то, чтобы изучать историю и сохранять народную память.

Диктант Победы 2022 — одно из тех мероприятий, которое позволяет прикоснуться к исторической памяти, попробовать свои силы и узнать новое о прошедшей войне и её героях.

Каждому участнику Всероссийской акции Диктант Победы 2022 выдаётся диплом, в котором указывается количество набранных баллов, а также время, затраченное на ответы. 

Так мною был пройден диктант Победы и диктант по истории Сталинградской битвы, который приурочен к восьмидесятилетию разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков сталинградской битвы. Диктант является ключевым мероприятием всероссийской патриотической историко-просветительского проекта цель которого является создание площадки направленной на актуализацию у обучающих представлений об основных событиях истории сталинградской битвы её героев воспитание чувство патриотизма любви к родине и её историю о представителе молодёжи

Вывод: Диктанты нужны привлечь дополнительный интерес граждан к истории, урокам Великой Отечественной войны, подвигам фронтовиков, тружеников тыла. (Приложение 6)

Заключение

Память - это воспоминания. Дни войны - это взрывы снарядов, дым пожарищ, руины, стоны раненных и умирающих, плач матерей. Мы вспоминаем всех, кто встал на борьбу с фашизмом. Память - это мы! Великая Отечественная война - это история нации. Она прошла через судьбы каждой советской семьи. Ведь вопрос тогда решался о нашей жизни, о нашем сегодняшнем мирном дне. Мы должны помнить о войне, помнить тех, кто воевал, погиб, защищая будущее, тех, кто своим непосильным трудом работал в глубоком тылу, отдавая всего себя для фронта, для победы.

Многое меняется на свете. Меняется вооружение, меняется характер войны, но люди остаются людьми, и крепость человеческой души, сила людской стойкости остается в той же высокой цене, что и была раньше. Поэтому имена представителей моего Рода, совершивших подвиг в отгремевшей войне, остаются для нас живыми именами.

В моей семье часто вспоминают наше взрослое поколение, уже давно покинувших нас, с уважением и гордостью. Ведь именно они отстояли нашу Родину. Мы бережно храним фотографии и боевые награды, которые теперь стали нашей семейной реликвией, и они хранятся в семейном архиве. Сейчас, собрав эту информацию о моих родственниках-участниках Великая Отечественная войны, я с уверенностью могу сказать, что память о них живет в наших сердцах. Это наша история. Ее надо знать и передавать из поколения в поколение.

Я очень надеюсь, что со временем, я узнаю еще больше информации о своих родных и работа, проведенная мной, станет частичкой моего вклада по сохранению памяти моего Рода. Пока мы помним об ушедших родных, они среди нас.

Список использованной литературы

  1. Галлямова О.Г. «Сквозь призму времени». – ТИЦ – ф-л ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан, г.Туймазы, 2010 г.-110с.

  2. Галлямова О.Г. «С любовью к роду своему». – ТИЦ – ф-л ГУП РБ ИД «Республика Башкортостан, г.Туймазы, 2018 г.-168с.

  3. Книга памяти. Списки погибших в Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Книга 10 - Уфа; Китап, 1996. -455с.

  4. Прохоров А.М. «Большая Советская Энциклопедия». Третье издание. М.: Издательство «Советская энциклопедия». 1970г.-719с.

  5. Федеральное государственное казенное учреждение «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации». – Дело №150, Фонд №58, Опись 977520

  6. Воспоминания Батыровой (Ахуновой) Ляйли Фарраховны (1929 г.р.)

  7. Воспоминания Фархутдиновой (Минигуловой) Гузель Галимзяновны

Интернет-ресурсы

  1. https://pamyat-naroda.ru - Герои Великой Отечественной Войны 1941-1945 года и их подвиги

  2. https://ote4estvo.ru/sobytiya-xx/1931-belorusskiy-front.html - Отечество.ру – «Образовательный культурно – просветительский портал»

  3. https://1418museum.ru/heroes/23623216/?ysclid=l9d2jk1dn7397562431 –музейный комплекс «Дорога Памяти»

Рисунок 1 Семья Ахуновых Фаррахетдина и Алисофы. Справа от Фаррахетдина дочь Камиля и ееСын от 1 брака. Второй ряд: слева Ляйля и соседка по дому Савия

Приложение 1

Рисунок 2 Алисофа с дочерьми и внуками и правнуками

П риложение 2.

Рисунок 5Удостоверение депутата сельсовета

Рисунок 3 Ахунова Амина Фарраховна - прабабушка

Рисунок 4 Медали Ахуновой Амины Фарраховны

Рисунок 3 Удостоверение депутата сельсовета

Рисунок 7 Удостоверение к медали

Рисунок 6-7 Удостоверение Ветеран труда

Рисунок 6 Удостоверение Ветеран труда

Рисунок 9 МинигуловФазылянСултанович 1943г.

Рисунок 8 Свидетельство о браке Ахуновой А. и Минигулова Ф.

Приложение 3

Приложение 4.

Рисунок 11Боевой путь Ахунова АхмедвалиФарраховича

Рисунок 10АхуновАхметвалиФаррахович (1913-1942)

Рисунок 12 Книга памяти

Рисунок 13Журнал учета погибших и пропавших без вести Ахунова Ахметвали

Рисунок 14 Карточка выбытия АхуновАхметвали

Приложение 5

Рисунок 15 Фархутдинов Айдар - Чечня

Рисунок 16 Медали, ордена и знаки

Рисунок 17 На службе МВД

Рисунок 18 Диктант по истории Сталинграда

Приложение 6

Рисунок 19 Диктант Победы

Просмотров работы: 12