Украшение национальной одежды народами Приамурья растительными красителями

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Украшение национальной одежды народами Приамурья растительными красителями

Шапорова Д.Г. 1
1МБОУ СОШ п.Де-Кастри
Высоцкая И.В. 1
1МБОУ СОШ п.Де-Кастри
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я живу в Ульчском муниципальном районе Хабаровского края. Это моя малая Родина. Но не мои предки много лет назад начали освоение этих земель.

Коренные народы Приамурья — это нанайцы, маньчжуры, ульчи, негидальцы, нивхи, эвенки, а также орочи и удэгейцы, живущие преимущественно в Амурской области, Хабаровском крае, Приморье.

«Природа была неотделима от жизни этих народов. Река и тайга не только давали им пищу, но и одежду, и предметы быта. Большую роль в жизни населения играла обработка природных материалов как растительного, так и животного происхождения. Ежегодно в определенные сроки производилась заготовка природных материалов, необходимых в хозяйстве: коры деревьев, которая шла на покрытие летних жилищ, шкур, кож, мехов для шитья одежды, обуви и головных уборов.

Народы Приамурья жили оседло, но в их расселении не было резких границ. Много нанайских, ульчских, нигедальских, эвенкийских семей жило на Амуре в нивхских селениях, нивхи — в ульчских и так далее. Заключалось много смешанных в этническом отношении браков». (4)

Взаимосвязь и влияние народов друг на друга способствовали некоторой унификации элементов их культуры. Например: техники изготовления предметов быта, их украшений. Особенно тесными были связи между народами, жившими по течению Амура: нанайцами, ульчами, нивхами, эвенками.

«Культура и быт народов Приамурья всегда представляли определенный интерес. Основным обрабатываемым материалом в быту являлась рыбья кожа. Изделия, изготавливаемые из нее, отличались практичностью и удобством. Чуть позже в обиходе появились изделия из тканей. Но из какого бы материала не изготавливалось бы то или иное изделие, оно всегда было с любовью и заботой украшено умелыми руками мастериц. Орнамент наделял одежду особой силой, имел значение оберега, нес в себе определенную информацию. Выполнялся орнамент разными способами – аппликацией, вышивкой, с помощью нанесения красителей».(2)

Тема работы - «Украшение национальной одежды народами Приамурья», показалась автору интересной своей новизной и малой изученностью. Выполнение работы по изучению состава красителей, используемых народами Приамурья при украшении одежды, даёт возможность глубже изучить культуру и быт этих народов.

Актуальность. Темапредложенной работы актуальна в наше время, так как народы Приамурья уже давно отнесены к малочисленным. Это значит, что сохранение культуры этих народов является важной задачей в наши дни.

Объект исследования – технология изготовления красителей народами Приамурья для нанесения орнамента на одежду.

Предмет исследования – свойства красителей, используемых народами Приамурья при украшении одежды.

Гипотеза. Предположим, что в основе красителей используются материалы растительного происхождения, что обеспечивает стойкий окрас изделий. Основанием для выдвижения данной гипотезы является факт, что некоторые изделия передавались из поколения в поколение (свадебные халаты), не теряя своей красоты.

Проблема заключается в недостатке материалов по данному вопросу, отсутствие описанной технологии изготовления и применения красителей.

Целью работы является изучение состава красителей, используемых народами Приамурья при украшении одежды.

Задачи:

подобрать литературу по теме проекта и иные источники информации, встретиться и взять интервью у представителей народов Приамурья,

изучить виды орнаментов, используемых народами Приамурья при украшении одежды,

подготовить материалы, используемые народами Приамурья при изготовлении красителей,

изготовить красители и экспериментальным путем определить их устойчивость к различным факторам.

Методы работы:

- изучение литературы и интервьюирование - поможет собрать фактические данные по теме работы;

- эксперимент – поможет опытным путем получить красители и определить свойства этих красителей;

Для получения информации из первоисточника мы планируем выезд в с.Булава, где проживает Дечули Лилия Петровна, ульчанка по национальности.

2. Основная часть

2.1.Обзор литературных источников


При работе над проектом, нами были изучены материалы по заявленной теме. К сожалению, их было немного. Особое внимание привлекла книга «Орнамент народов Сибири, как исторический источник», автор Иванов С.В., «Академия наук СССР», 1963 г. Автор глубоко раскрывает тему различных материалов, используемых в быту, способы их обработки, значение различных орнаментов. На протяжении всей книги прослеживается очень важная мысль, что каждый из этносов – уникальная этническая общность, имеющая свою неповторимую историю, язык, культуру.

Вторая книга, используемая нами в работе, это монография Тэмина Марины «Медвежий праздник, как исторический памятник нематериального культурного наследия нивхов», Белгород, «Константа», 2020 г. В ней автор описывает материальные и духовные ценности народов Севера, поднимает вопросы исследования орнаментального искусства, музыки, хореографии, устного народного творчества и обрядовой культуры. В книге хорошо раскрыт вопрос образа мышления нивхов, их взгляд на природу, жизнь, людей.

Материал, использованный из Интернета, помог сложить общее представление о жизни коренных и малочисленных народов Приамурья.

Особенно важным стало для нас общение с жительницей с.Булава Дечули Лилией Петровной, ульчанкой по национальности. Лилия Петровна – радушная хозяйка. С удовольствием рассказывала нам про свой народ, обычаи, традиции. Лилия Петровна – дочь Дечули Петра Леонтьевича, заслуженного деятеля искусств, основателя фольклорного песенно-танцевального ансамбля «Гива». В 2017 году исполнилось 100 лет со дня его рождения. Лилия Петровна бережно хранит воспоминания о своем детстве, семье, творчестве родителей. Она до сих пор играет на фортепьяно и исполняет песни на ульчском языке. В практической части своей работы мы, в основном, опирались на информацию, предоставленную Лилией Петровной.

2.2. Материалы, используемые народами Приамурья при изготовлении красителей

Для изготовления одежды и обуви народы Приамурья пользовались оленьей и рыбьей кожей. Эти материалы были распространены довольно широко.

Кожу обычно окрашивали отваром коры лиственницы или черемухи, и эта практика, несомненно, оказала свое влияние на характер художественной отделки кожаных изделий. Из оленьей шили мужскую, женскую и детскую обувь, перчатки, рукавицы, употреблявшиеся на медвежьем празднике, а в прежнее время шили одежду. Из рыбьей кожи шили обувь, халаты и мешки для хозяйства. Летние женские халаты украшали узорами из рыбьей кожи. Рыбью кожу предварительно окрашивали, с одной стороны, в коричневый или красный цвет. После этого из нее и из светлой кожи вырезали орнамент, вырезки сшивали вместе и нашивали на одежду. Нередко мозаичный узор из рыбьей кожи можно было встретить и на обуви.

«Техника орнаментации кожи была несколько разнообразнее и сложнее. В одних случаях (обычно на обуви) узор наносили на кожу краской темно-коричневого, черно-коричневого или светло-коричневого цвета. Краску для этой цели готовили из березовой коры или отвара ольхи. Иногда ею служил отвар из березового гриба с прибавлением мочи. Чаще всего кожу красили охрой, смешанной и растертой с жиром. Иногда пользовались оленьей кровью. Её смешивали с настоем из коры лиственницы и жировой основой из кетовой икры и этой краской наносили узор. Сначала набрасывали линейные контуры узора, для чего употребляли предварительно опущенную в краску палочку или щепочку, затем ею же или широкой стороной деревянной лопаточки наносили краску на подлежащие окраске участки кожи; тонкие линии проводили краем лопаточки» (1).

Какие же растения использовались в качестве исходного материала для приготовления натуральных красителей? Мы составили таблицу, соотносящую желаемый цвет и используемый растительный компонент (1,3).

Таблица 1

Желаемый цвет

Используемый растительный компонент

Песочный

Еловые шишки

Желтый

Желтый поповник, календула, луковая шелуха, вереск, зверобой, чистотел, таволга (лабазник), свежие ростки багульника, кора ольхи, листья березы.

Серый

Кора дуба и ольхи, а также береста

Коричневый

Листья дикой яблони, луковая шелуха (раствор высокой концентрации), кора ивы, рябины, осины, ели

Зеленый

Листья березы, сенная труха, пижма, картофельная и морковная ботва, стебли и листья томатов

Красный

Корни подмаренника, зверобоя, чистотела, кора крушины, плоды черемухи

Черный

Щавель и зверобой, кора черной ольхи, корни камыша, высохшие стебли бобов

Золотистый

Лишайник

2.3. Виды орнаментов, используемых народами Приамурья при украшении одежды

Орнамент, встречающийся в одежде народов Севера и Приамурья весьма разнообразен. Его можно разделить на несколько направлений.

  1. Криволинейный. Геометрические мотивы, а также мотивы, изображающие животных, птиц, рыб, производные от них формы - простые или S-видные спирали, меандр. Орнамент называют тунгусским или амуросахалинским.

  2. Геометрический орнамент состоит из светлых и темных квадратиков, ромбов и прямоугольников (северосибирский).

  3. Среднесибирский или эвенкийский. Мотивы: простые дуги или дуги с трефовидными или ромбовидными фигурами на месте соединения кривых, поясков из ромбиков, стороны которых слегка выгнуты, восьмёркообразные фигуры (тунгусский компонент).

  4. Древнейший или Восточноазиатский — стилизованные облачные узоры, знак в виде китайской монеты, знак шоу, вошедшие в орнамент изображения дракона, летучей мыши.

  5. Североазиатский тип. Циркульные узоры из мелких кружков, концентрических кружков, кружков с точкой в центре, а также мелкие розетки между узорами спирально-ленточного орнамента.

  6. Мотивы, подражающие русской и украинской вышивке с цветочным узором. (4)

2.4. Таинство украшения одежды

Из интервью, взятого у Дечули Лилии Петровны (приложение 1), проживающей в п. Булава: «Национальная одежда ульчей – халаты из рыбьей кожи. Долгими зимними вечерами сидели женщины за кропотливой работой. Кожу рыбы надо было с особой старательностью обработать, высушить, размять. Потом начиналось шитье костяными иглами. Ну а после – самое приятное – украшение халата национальными узорами. Посмотрит несведущий человек на нанайский халат – все сплошь завитки непонятные! А хозяйка дома знает свое дело – этот знак на халате убережет ее мужа на охоте от неудачи, а этот – задобрит богов и даст богатый улов рыбы. Будет чем долгой зимой кормить детей! Зимы на Дальнем Востоке действительно суровые: снежные, морозные, ветренные и затяжные. Ветер воет, снег валит, деревья от мороза трещат! Только все нипочем людям, не сломить их! Знают, что природа здесь особая – она и спросит с человека, и тут же наградит его своими щедрыми дарами. Даже музыка у аборигенов особенная – звуки мелодии напоминают ветер, заблудившийся в снежных просторах. Воет ветер музыки, напоминает человеку о силе природной стихии…

А когда становилось совсем тяжело, обращались люди к шаману – он и полечит, и будущее предскажет, и злые силы от поселения отгонит. Стучит шаман в свой бубен, просит богов о снисхождении к своему народу. В этих звуках бубна и надежда, и смирение…

Украшение халата – настоящее таинство. Во время этого занятия каждая женщина уединялась. Не принято было делать эту работу компанией. Только за материалами мы ходили в лес вместе, потому как дело это опасное. В лесу можно медведя встретить или еще какого зверя. Да и дорога в лесу непростая – то бурелом, то овраги. Помощь и взаимовыручка были крайне необходимы».

  1. Экспериментальная часть проекта

    1. Приготовление красителей

Для приготовления красителей в соответствии с информацией, полученной от Дечули Лилии Петровны, необходимо взять жировую основу и ввести в нее части растений или вытяжку из них, содержащие красящий пигмент. В качестве жировой основы использовали икру кеты. В современном варианте вместо икры можно использовать рыбий жир. Его выдавливают из капсул и используют как жировую основу. Для проведения практической части нами были выбраны красный цвет (растительная основа – плоды черемухи) и золотистый цвет (лишайник Гельбфлехте). Используемый нами лишайник продемонстрирован на фотографии 1. Материал был собран нами на камнях окрестностей п.Де-Кастри

Фото 1. Лишайник Гельбфлейте

В качестве жировой основы мы взяли и икру кеты, и рыбий жир в капсулах. Перед началом работы ягоды черемухи были хорошо измельчены, а из лишайника сделана водная вытяжка (Фото 2)

Фото 2. Растительные компоненты из черемухи и лишайника

Далее необходимо было соединить растительные компоненты с жировой основой – икрой кеты или рыбьим жиром из аптеки (фото 3).

Фото 3. Введение жировой основы

На фото 4 представлен конечный результат данного процесса.Мы видим гомогенную структуру красителя на основе икры кеты (образец №2) и расслоение содержимого в красителе, полученного из капсулированного рыбьего жира (образец №1). Даже при длительном вымешивании расслоение компонентов сохранялось. При этом хорошо заметна разница в полученном оттенке 1 и 2 образцов.

Фото 4. Красители из черемухи на основе рыбьего жира и икры

Аналогичная работа была проведена с водной вытяжкой лишайника. На фотографии 5 мы наблюдаем неоднородность красителя на основе рыбьего жира и хорошую растворимость вещества в икре. Также заметна разница в оттенках красителей.

Фото 5. Красители из лишайника на основе рыбьего жира и икры

    1. Нанесение красителей на ткань

Подготовленные и настоявшиеся красители были нанесены нами на хлопчатобумажную ткань. Наносили красители обыкновенной кисточкой. Никаких затруднений данный процесс не вызывал. Представленные ниже фотографии демонстрируют сам процесс и полученный результат (фото 6-8).

Фото 6. Подготовка к нанесению красителей и их нанесение на ткань

На фотографии 7 отчетливо заметно, что неоднородный краситель на основе рыбьего жира ложится неровно, на ткани остаются частички вещества. Однако после высыхания они отпали и под ними остался ровно окрашенные места ткани.

Фото 7. Образец красителя из черемухи на основе рыбьего жира (слева)

и икры (справа)

Фото 8. Нанесение красителя из лишайника

    1. Исследование стойкости красителей

После длительного просыхания образцов, мы оценили устойчивость образцов к различным средствам для стирки. Один образец мы постирали мылом, а второй обработали отбеливателем фирмы «Amway» (фото 9 ).

Черемуха и рыбий жир

Черемуха и икра

Лишайник и рыбий жир

Лишайник и икра

       

Фото 9.

На всех фотография первый образец постиран мылом, второй – с использованием отбеливателя.

Высушив образцы, мы оценили результат (таблица 2).

Таблица 2.

Образец

Устойчивость красителя при использовании мыла

Устойчивость красителя при использовании отбеливателя фирмы «Amway»

Краситель из черемухи на основе рыбьего жира

средняя

средняя

Разница между образцами отсутствует

Краситель из черемухи на основе икры

средняя

Цвет изменился с бордового на коричневый, стал бледным

высокая

Цвет остался насыщенным, хорошо выражен контур

Краситель из лишайника на основе рыбьего жира

средняя

Контур более размытый

высокая

Контур остался выраженным

Краситель из лишайника на основе икры

средняя

Контур более размытый

высокая

Контур остался выраженным

  1. Вывод

В результате проделанной работы нами сделаны следующие выводы:

  1. Растительные красители, используемые народами Приамурья, изготавливаются из растительного сырья и жировой основы.

  2. Жировая основа из кетовой икры по сравнению с аптечным рыбьим жиром показала лучшую растворяемость в ней растительных компонентов. Возможно, дело в качестве аптечного препарата, его натуральности.

  3. Растительные красители на жировой основе легко изготовить, легко наносить на ткань.

  4. Они достаточно устойчивы к воздействию химических средств для стирки. Как ни странно, но мыло оказало на краситель большее воздействие, чем отбеливатель фирмы «Amway».

  5. Выявлен один существенный недостаток использования растительных красителей на жировой основе. После окрашивания от ткани исходит стойкий неприятный запах жировой основы. Примерно через два месяца запах уменьшился, но тем не менее оставался значительным. Это ставит под вопрос возможность использования растительных красителей на жировой основе в современном обществе.

5. Заключение

В результате работы по данному проекту нами был частично изучен состав красителей, используемых народами Приамурья при украшении одежды. Неожиданным для нас стал факт растворения растительных пигментов в жировой основе при изготовлении красителей. Однако именно этот факт делает невозможным использование данной технологии – такой краситель дает стойкий неприятный запах.

Выдвинутая нами гипотеза о стойкости красителей подтвердилась на основе проделанного эксперимента, ведь в основе красителей используются материалы растительного происхождения, что обеспечивает стойкий окрас изделий. Некоторые изделия передаются из поколения в поколение (свадебные халаты), не теряя своей красоты.

Выполняя данную работу, мы столкнулись с недостатком информации по данному вопросу. Однако в решении этой проблемы помогла встреча с жительницей с.Булава Дечули Лилией Петровной, в гостях у нее мы побывали в октябре 2021 года. Общаясь с ней, мы ощутили особую атмосферу древней культуры. Весь ее дом наполнен элементами национальной культуры – орнаменты, картины, национальная одежда. Лилия Петровна играет на фортепьяно, исполняет песни на ульчском языке, в том числе авторские, написанные ею самой (Приложение 2).

Хочется отметить, что, выполняя данную работу, мы не просто провели эксперимент. Общение с носителем культуры позволило прочувствовать самобытность малочисленных народов Приамурья. Это живая нить, которая связывает нас с прошлым и будущим.

Информационные источники

  1. Иванов С.В. «Орнамент народов Сибири как исторический источник», часть 2, «Академия наук СССР», 1963 г.

  2. Тэмина Марина «Медвежий праздник как исторический памятник нематериального культурного наследия нивхов». Белгород, «Константа», 2020 г.

  3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1315682

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Дечули Лилия Петровна в национальном халате, с.Булава

Приложение 2

Лилия Петровна Дечули с внучкой.

Семейная национальная одежда

Игра на музыкальном инструменте

Ноты, написанные Лилией Петровной Дечули

Из семейного архива. Родители Лилии Петровны основатели знаменитого ансамбля «Гива»

Национальный колорит

Просмотров работы: 59