Технология изготовления и оформления традиционной обуви народов Приамурья

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Технология изготовления и оформления традиционной обуви народов Приамурья

Воронина П.П. 1
1МБОУ СОШ п.Де-Кастри
Воронина О.В. 1
1МБОУ СОШ п.Де-Кастри
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Искусство коренных народов Приамурья достойно входит в круг культурных ценностей мирового значения. Аборигены Приамурья наследники древней самобытной культуры. Культурная память сохраняется в форме архаичных мифов и ритуалов, зашифрована в декоре национальной одежды, в атрибутах культа, в знаках и образах-символах амурского орнамента. В знаках орнамента, изображенного на одежде и утвари, воплощены древнейшие представления о космосе, мире и человеке. Если нанайцам, ульчам, удэгейцам, негидальцам (народностям южной тунгусо-маньчжурской группы) и нивхам-палеоазиатам был присущ криволинейно-ленточный орнамент, то для эвенов и эвенков (народностей северной тунгусской группы) характерен прямолинейно-геометрический. Спираль одна из самых ярких орнаментальных форм. В узор, состоящий из спирально-ленточных мотивов, вплетаются изображения листьев и цветов, птиц, рыб, животных, змей и драконов. Сакральный смысл орнамента для нас утрачен, но его высокая эстетика волнует и приобщает к духовным ценностям традиционной культуры. Образы и символы рисуют нам интереснейшую картину мироздания, суть которой единство человека с природой.

Цель проекта: ознакомится с различными видами орнамента на основе использования декоративно-прикладного искусства в изготовлении обуви в этническом стиле по мотивам коренных народов Приамурья

Задачи:

  1. Собрать материал об орнаментальном искусстве народов Приамурья;

  2. Изучить литературу по декоративно-прикладному искусству народов Приамурья;

  3. Подобрать необходимые инструменты и материалы;

  4. Дать полное представление о национальных видах орнамента используемого мастерами Приамурья;

  5. Дать краткую характеристику материалов для изготовления традиционной обуви народов Приамурья; изучить технологию ее производства;

  6. Спроектировать и изготовить обувь народов Приамурья;

Объект: Объектом исследования являются традиционные виды и типы обуви народов Приамурья.

Предмет: изготовление традиционной обуви народов Приамурья.

2.Основная часть: традиционная обувь народов Приамурья.

   «На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, орочи, нивхи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены. Образ жизни и система хозяйства коренных народов Приамурья определяются географической средой и климатическими условиями. Основные традиционные занятия: рыболовство, таёжная и морская охота, собирательство».(3) Природа была неотделима от жизни этих народов. Река и тайга не только давали им пищу; из природных материалов плели сети, неводы, делали разные ловушки; деревья, кустарники использовали для строительства домов, лодок, нарт, из них делали лыжи, всевозможную утварь; множество растений, трав, кореньев употреблялось в пищу, в медицинских целях. Большую роль в жизни населения играла обработка природных материалов как растительного, так и животного происхождения (кож, шкур, кости), поэтому люди хорошо знали свойства всех этих материалов. Ежегодно в определенные сроки производилась заготовка природных материалов, необходимых в хозяйстве: коры березы, из которой делали лодки; крапивы, дикой конопли на нитки для сетей и неводов; коры лиственницы, которая шла на покрытие летних жилищ; шкур, кож, мехов для шитья одежды, обуви, головных уборов, причем даже тогда, когда ткани стали привычными в жизни этих народов. Художественные народные промыслы - изготовление своеобразно декорированных орудий труда, утвари, одежды, обуви и т. п. - занимали в жизни народов Приамурья не меньшую роль, чем их основные занятия - охота и рыболовство.

В основе мировоззрения аборигенов Приамурья лежат древнейшие представления и верования. Наиболее значимы культ природы и шаманство. Коренные народы Приамурья являются наследниками самобытной культуры, насчитывающей более пяти тысяч лет. Яркий наиболее традиционный пласт аборигенной культуры составляет высокоразвитое, богатое различными видами и формами декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с народным бытом и обрядностью.

Обувь отличалась большим разнообразием орнаментов, но в основном была двух типов: поршневидная амурского типа шили из рыбьей кожи, шкур и кож морских животных и рыб со стелькой из сухой травы. Головку этой обуви, закрывавшую всю стопу, шили из одного куска кожи. К верху голов­ки пришивали голенище из другого ма­териала (ткань, рыбья кожа). Башмаковидная тунгусского типа, с отдельно выкроенной подошвой из ровдуги или камусов оленей, лосей, изюбров, к которой пришивали голенища, длинные для мужчин и короткие для женщин. Разные типы обуви украшали по - разному. Передок на головке обуви амурского типа орнаментировали часто так: на коже делали выпуклые амурские завитки. Для этого треугольную вставочку размачивали, наносили на нее узор, затем по линии узора прошивали кожу жильной ниткой так, чтобы сам узор образовывал выпуклый орнамент (кожу насквозь не прокалывали, игла проходила в верхних слоях кожи). Иногда на треугольной вставке орнамент вышивали подшейным оленьим волосом. Эти способы украшения обуви были характерны для ульчей и нивхов. Нанайцы и удэгейцы на вставке ровдушной обуви орнамент амурского типа либо вышивали, либо рисовали красками. Обувь тунгусского типа из камусов или ровдуги украшали совершенно иначе. Нанайцы большую часть голенища сострачивали из разноцветных полосок ткани, а самые верхнии полоски украшали вышивкой или аппликацией. Такую обувь носили с чулком, сшитым из ткани (на вате) в виде сапожка. Верхний край чулка орнаментировали несколькими полосками ткани с вышивкой, этот край выступал по верх голенища. Иногда верхнюю часть голенища нанайцы и ульчи отделывали меховыми мозаичными узором в виде шашечек. У ульчей голенище обуви тунгусского типа отличалось от нанайского: лишь узкую тканевую полоску сверху голенища ульчи украшали вышивкой, других тканевых полос тут не пришивали. Ровдужную обувь тунгусского пита ульчи и нанайцы украшали вышивкой на передней части внизу, а также на полосках, пристроченных по краю голенища. Обувь из рыбьей кожи нивх и ульчи обычно не украшали, а нанайцы рисовали красками амурские узоры на нижней части и по краю голенища. Обувь амурского типа носили с коротким меховым чулком.

2.1.Узоры орнамента в изготовлении обуви.

Орнамент народов Амура - один из ведущих декоративного искусства народов Нижнего Амура. В его структуре, композиции, стиле заложены основные координаты художественного творчества, своеобразная модель гармонии мира, в которой условным языком выражены мечты о гармонии природы и человека. Даже в виде простых штрихов, волнистых линий, несложных начертаний, орнамент был органически связан с вещью и служил ее практическому назначению, выражал конкретную мысль, понятие о прекрасном у приамурцев.

Известно, что одежда коренных жителей Приамурья украшается издавна орнаментом, который очень богат по своим мотивам. Простой крой, красивая вышивка и орнамент составляют гордость традиционной ульчской культуры. Орнамент отражал характер культуры, этническую историю народа и его этнокультурные связи с другими народами. Орнаментом украшали одежду, головные уборы, рукавицы, обувь.Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов. Работа с декорированием требовала долгой и кропотливой работы, орнамент должен быть очень аккуратно вышит. Для создания своих произведений и вышивальщицы обычно пользовались трафаретами, вырезанными из бересты или рыбьей кожи. После переноса узора на ткань, мастерицы приступали к вышивке. За долгие годы у мастериц накапливалось множество трафаретов, из которых впоследствии создавали новые узоры и цветовые сочетания в костюме. Главный декоративный элемент искусства спирально-ленточный орнамент , бегущей речной или морской волны является, по-видимому, очень древним. В этом орнаменте академик А. П. Окладников видит прямых наследников художественной культуры племен Приамурья. Традиционный орнамент народов Приамурья создавался веками. Удачно найденные узоры, отражающие глубокое проникновение в мир живой природы, бережно сохранялись, совершенствовались и дополнялись поколениями. 

Орнамент северной народной вышивки разнообразен. Северянки в своих изделиях вышивали традиционные орнаментальные мотивы, используя изображения солнца, птиц, зверей, растительные мотивы, геометрические фигуры, сюжеты. «Основными элементами орнамента являются спираль, зооморфные изображения и узкая лента или линия».(2) Спираль присутствует везде, на предметах любого назначения и в любом материале. Любовь к этому орнаментальному элементу, конечно, вызвана не столько причинами эстетического свойства, сколько очень важным для мировоззрения амурских жителей каноном.

Зооморфный. «Включает пресмыкающихся и земноводных. Из зооморфных мотивов в амурском орнаменте чаще можно встретить изображения рыб и птиц. Рыбы обычно изображаются парами, головами друг к другу. Среди птиц в орнаментике встречаются изображения лебедей, уток и орлов. Крылья птиц часто подняты к верху, а хвосты представляют собой пышные завитки. Тело изображается в виде S-образной спирали, а иногда приобретают очертание рыбы. Мелкие представители фауны –пресмыкающиеся и насекомые (ящерицы, лягушки, пауки, черепахи, стрекозы, бабочки и др.) –фиксируются взглядом художника сверху, как бы распластанными».(2)

Растительный. «Состоит из изображений листьев, цветов, родовые древа. Модификации орнамента достаточно ограничены. Как правило, композиция строится на мотиве бесконечно бегущей тонкой линии, ответвления которой оканчиваются трилистником. Исполняются эти простые изящные узоры исключительно в технике вышивки и используются только в декорировании повседневной одежды».(2)

Облаковидный – это разновидности облачных узоров. Утверждается культ неба. «Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Как правило изображения - парные спирали, парные завитки».(2)

«Геометрический - в основе геометрического орнамента, как правило, лежат, такие элементы, как ромб, квадрат, крест. Геометрический орнамент чаще всего сопровождает сюжетные сцены. В вышивке в разных сюжетах он выглядит по-разному и имеет различные значения. Маленькие ромбы нередко заключены в ромбы большого размера. К числу геометрических относятся также узоры в форме чешуек».(2)

2.2.Приемы пришивания орнамента.

Для народов Приамурья орнамент – не столько многообразное декоративное оформление, сколько в первую очередь, - древняя знаковая система, концентрирующая в себе широкие знания всех предшествующих поколений о мире и обществе, уникальный кодированный язык, позволяющий общаться во времени и пространстве людям разных поколений.

Орнамент народов Приамурья, изучен достаточно хорошо. Выдающийся ученый С. В. Иванов в книге «Орнамент народов Сибири как исторический источник» пишет, что декоративные швы отличаются «значительным разнообразием и сложностью», что в пределах Амурского бассейна и о. Сахалина ими «зафиксировано около сорока их разновидностей, объединяемых в несколько групп». В этом же источнике он приводит классификацию основных амурских швов и дает технологию некоторых из них.(2)

Основными традиционными материалами для орнамента и вышивки являлись рыбья кожа, ровдуга, животная кожа с коротким ворсом, позже — текстиль, шелк. Соответственно, и нитки были из рыбьей кожи, ровдуги, сухожилий. Необходимые цвета получали, используя в основном растительные красители. Каждая женщина имела специальные маленькие ножички для оконтуривания орнамента (с тупым лезвием) и его вырезывания (с острым лезвием) и специальную доску для этих целей. Вырезанный узор или орнамент приклеивался к материалу-основе клеем, изготовленным из пузыря рыбы осетровой породы. И только после этого можно было приступать к вышиванию. Традиционно нанайцы шьют и вышивают, держа иголку острием к себе, указательным пальцем проталкивая ее сквозь материал.

Выбор шва зависел от того, какое изделие следовало женщине декорировать: халат, обувь, рукавицы, мужские или женские вещи, повседневные или праздничные, свадебные, ковер.

Вышивка.

«Одним из украшений одежды, обуви, головных уборов у народов Приамурья служит вышивка. С цветными радужными переливами характерна, для искусства всех народов Приамурья».(2) В своих вышивках народы использовали множество различных декоративных швов. Выши­вали самыми разными способами. В большем количестве применяли тамбурный и шов гладью, также помимо этих швов встречался петельчатый шов, различные обметочные швы, такие как «елочка», «козлик», и заимствуемый от русской культуры «крестик». В скреплении отдельных деталей между собой женщины использовали простую, парную строчку. Так же, например, в ульчских костюмах используются много разновидностей гладьевых швов: гладь с подкладкой, гладь по настилу, гладь в прикреп. Гладь по настилу: под гладь подкладывали настил: приклеивали вырезан­ный из рыбьей кожи (или бумаги) элемент орнамента шириной 1—2 мм и менее. Несколько элементов составляли узор. Каждый настил вплотную заши­вали шелковыми тонкими нитками. Очень характерным было цветовое ре­шение: через каждые 1 - 2 см меня­ли цвет ниток, таким образом одна ли­ния узора в цветовом отношении все время прерывалась, менялась: за жел­тым цветом следовал либо зеленый, ли­бо иные цвета — розовый, синий и т. п. Вышивали также гладью по двойному и тройному настилу: две или три по­лоски настила приклеивали рядом, но с небольшим зазором между ними, — гладь получалась двойной или трой­ной.

Тамбурные швы.

Наиболее древними и распространенными являются тамбурные швы. И это понятно. Мастерски выполненные, они изящны и красивы, с ними само изделие нарядно. Эти швы делятся на однотамбурный, однотамбурный прерывистый, однотамбурный крученый, двутамбурный, который, в свою очередь, выполняется в нескольких вариантах: двутамбурный открытый, двутамбурный кромочный, двутамбурный капелькой, или просто «капелька», косой тамбур и др.

Петельный шов.

В нанайской вышивке очень распространен шов петельный: плотный прямой, редкий прямой и по диагонали, в два и несколько рядов, отделочный прямой и по диагонали, обметочный, по настилу, двусторонний. Из всех видов петельных швов выделяются петельный по настилу и петельный двусторонний. Они отличаются строгостью, стройностью, переливчатостью, изяществом. Не случайно именно этими швами вышивали свадебные наборы одежд. Традиционно в качестве настила использовали узенькие полоски рыбьей кожи или ровдуги, а также лосиный волос, жильную нитку. Эти полоски служившие настилом, обшивали петельным швом.

Гладевый шов.

Не менее красив и потому часто используется гладевый шов. Он имеет несколько вариантов: гладевый обычный плотный без настила, гладевый по настилу, и тот и другой в два и несколько рядов, гладевый отделочный, гладевый обметочный или кромочный, гладевый с прикрепом в один и несколько рядов, гладево-петельный и другие.

Гладевый обычный плотный без настила выполняется по самой простой технологии: нитка обматывает намеченную полоску ткани. Главное при этом — соблюдать абсолютно ровные края гладевой ленты, ни одна нитка ни по верху, ни по низу ленты не должна выбиваться из ряда, образуя «зубчики».Гладевый отделочный шов обычно использовался и используется в растительном орнаменте. Им заполняются листочки круглой формы, лепестки цветков, различные соединения в виде завитков и спиралей.

Шов в прикреп.

Шов «в прикреп» достаточно прост. Но со вкусом подобранные цвета материала, который надо прикрепить, и ниток, прикрепляющих этот материал, в сочетании с основой изделия делают узор или орнамент ярче, выигрышнее, богаче. Материалом для узора или орнамента может служить ровдуга, рыбья кожа, сухожилия, в наше время — сутаж, тонкая тесьма. Готовый узор должен быть приклеен к основной ткани (другому материалу). Нитка для шва «в прикреп» должна быть цвета контрастного, но гармонирующего с цветом материала узора и основой изделия. Иголка с ниткой выкалывается с изнаночной стороны ткани под полоской ровдуги (или другого выбранного для узора материала), вытягивается нитка до конца, вкалывается иголка вверху под полоску узора и вновь выкалывается внизу так, чтобы она выходила из-под полоски орнамента, вытягивается нитка и так до конца работы. Прикрепляющие полоски ниток можно класть как прямо, так и по диагонали, в зависимости от узора и выбора вышивальщицы, но в любом случае редко — от трех до пяти мм друг от друга.

Строчевой шов.

В традиционной нанайской вышивке используется несколько разновидностей, на первый взгляд, совсем простого строчевого шва. Чаще встречаются строчевой отделочный, строчевой прерывистый и тамбурно-строчевой швы. В традиционной нанайской вышивке редко, но встречается отделочный шов в виде шипов, расположенных по диагонали. Выполняется он обычным строчевым швом по краям гладевого по настилу шва, вышитого в два ряда.

Шов «выворотный кант».

Шов «выворотный кант» по виду прост, но в выполнении требует усердия, терпения, аккуратности. Используется в технике «аппликация» на одежде, постельных принадлежностях, коврах. Для кантов нарезаются косые беечки из гладкоокрашенной ткани нужного цвета, которые одним краем сшиваются с краем аппликационной ткани. Затем беечка выворачивается, аккуратно отутюживается с лицевой и изнаночной стороны так, чтобы с лицевой стороны беечка образовала ровную тоненькую полоску на аппликации. Получившаяся деталь пришивается к основной ткани по шву, которым пришиты края аппликации и бейки, и так аккуратно, чтобы верхний шов был не заметен.

Шов «растянутый зигзаг»

Используется только как отделочный. Выполняется он методом «иголка вперед» обычным строчевым швом. Иголка с ниткой вколота на изнаночную сторону. Нитка кладется по диагонали вниз на 4–5 мм, действием «иголку вниз и вверх» делается на изнаночной стороне ткани маленький стежок в 0, 5–1 мм, нитка вытягивается и вновь кладется по диагонали, но уже вверх, повторяется стежок вверху, и так производятся одни и те же действия. Если наклон нитки по диагонали будет меньше, получится менее растянутый зигзаг, или по С. В. Иванову, сомкнутый зигзаг (с.369).

Сочетание нескольких видов швов

Для нанайской вышивки характерно сочетание нескольких видов швов на одном орнаменте. Это могут быть однотамбурный и двутамбурный швы, петельный односторонний и петельный двусторонний, двутамбурный и петельный отделочный, сочетание трех и четырех основных и отделочных швов. Использование нескольких разных швов на одном орнаменте — не самоцель, не демонстрация умения и навыка вышивальщицы. Это диктуется желанием изготовить настоящее произведение искусства, которое радовало и восхищало бы своим великолепием и красотой людей, в том числе, конечно, и автора.

Техника аппликации на Амуре — одна из древнейших способов ручной декоративной отделки одежды, обуви, предметов домашнего обихода. Техника аппликации состоит в наложении одного материала на другой, служащий основой. Как правило, накладываемый материал отличается от основы по цвету, а нередко и по фактуре. Народным мастерицам были известны разные способы аппликации: кожей по коже, мехом по коже, кожей по меху, хлопчатобумажной тканью или сукном по ткани, меху и коже. Края аппликации за­делывали  разными  способами.  У всех амурских народов в прошлом был ши­роко распространен способ обметки края по полоске из рыбьей кожи: на край узора наклеивали узенькую (1 мм и менее) полоску рыбьей кожи, затем ее обметывали тонким шелком стежка­ми вплотную так, что образовывался по краю аппликации плотный тонкий круглый валик (между стежками по­лоска из рыбьей кожи — тот же на­стил — не была видна). Иногда край аппликации отделывали узким швом в виде елочки или сеточки внутри сте­бельчатого контура — сиулэмэ, — либо более простым швом, так называемым «через   край»,   швом   с    «зубчиками».В изделиях выполненных в технике «аппликация», орнамент составляется и подбором криволинейных кусочков ткани разного цвета с определенным их чередованием. Это может быть имитация рыбьих чешуек с вышитыми на них узорами и без них на женских и детских халатах, декорированные ромбы, квадраты и треугольники на коврах. Аппликационными можно считать узенькие цветные матерчатые полоски, которые пришивались по краям орнамента на швейные изделия как отделочные.

Меховая мозаика. Одним из наиболее распространенных у коренных народов Приамурья способов украшения одежды, обуви, головных уборов, предметов домашнего обихода является меховая мозаика. Композиции из контрастных по цвету кусочков меха, сшитых между собой. Их вырезают от руки или по шаблону в виде полосок, ромбов, треугольников, кружочков и других геометрических фигур. Очень мелкие детали вырезаются без шаблона или при помощи линейки.(2)

Обычно подбирают шкурки светлые и темные, с одинаковым невысоким ворсом. При сшивании меховых кусочков следят за ровным направлением ворса. Волос, выступающий за срез кожевой ткани, подрезают ножом. Сшивают детали так, что со стороны волосяного покрова совершенно не видно ниток. Мех брали с низким ворсом (белка, камусы соболя).

2.3.Конструктивно-технологическая часть.

Процесс изготовления обуви состоит из нескольких этапов. Работу начинают с построения выкройки, после переходят к раскрою материала, заканчивают сборкой и декорированием изделия.

Материалы и инструменты для работы:

-кусочки кожи,

-нитки «мулине»,

-ножницы,

-иголки,

-шаблоны узоров,

-бумага для выкройки,

-сантиметровая лента

Создание выкройки.

Работу начинают с изготовления выкройки подошвы. Для этого ногу ставят на лист бумаги и обводим стопу. Желательно в этот момент стоять, чтобы повысить нагрузку на стопу, так измерения будут более точными. С помощью линейки высчитываем расстояние от большого пальца до пятки, проверяем правильность расчета на чертеже. Прибавляем 1-1,5 см с каждой стороны для шва.

Далее переходим к построению верха обуви и измеряем высоту стопы.

  1. Далее на листе бумаги чертим вертикальную линию полученной длины.

  2. Отмечаем середину.

  3. Сантиметровой лентой измеряем длину изгиба стопы, чертим горизонтальную линию такого же размера в отмеченной центральной точке вертикали.

  4. Плавной линией соединяем все точки.

  5. Вырезаем получившиеся заготовки.

  6. Переносим выкройку на кожу, прикалываем булавками и обводим выкройку, делаем прибавку на шов.

  7. Вырезаем по контуру. (2 детали из кожи, 2 детали из меха для внутренней основы обуви)

Изготовление декора.

  1. Нарисовать на бумаге орнамент вырезать.

  2. Выберите кусочек ткани любого цвета, расположите фрагменты узоров на ткани, закрепить, обвести и вырезать.

Выполнение декора. Расположите фрагменты узоров на основе.

  1. Приметываем узор на основу, пришиваем мелкими стежками узор к основе.

  2. Выполняем пришивание орнамента по коже тамбурным швом нитками мулине.

Выполнение вышивки орнамента по коже тамбурным швом нитками мулине. Технический прием выполнения тамбурного шва.

Для того чтобы выполнить элемент тамбурного шва необходимо:

-вывести иголку с ниткой на лицевую сторону кожи;

- согнуть нитку петелькой, а иглу ввести в точку ее выхода на лицевой стороне кожи (или очень близко);

- вывести иглу через несколько мм на лицевую сторону внутри петельки (размер стежка и петельки зависит от толщины нити и того, насколько крупный тамбурный шов должен быть).

Вытянутая на лицо нить зафиксирует размер петли.

Таким образом, продолжается выполнение петель тамбурного шва по линии рисунка на коже.

Сборка подошвы и верхней детали обуви.

  1. Сшить заднюю часть обуви. ( шов можно выполнить на швейной машине или петельным швом)

  2. Соединить верхнюю часть обуви с подошвой. Таким же образом выполнить внутреннюю часть.

  3. Соединить верхнюю кожаную часть с внутренней.

  4. Верх обуви обработать меховой тесьмой.

Итог работы: в данной работе, я познакомилась с различными видами обуви и орнамента, приемами пришивания орнамента, самостоятельно изготовила обувь и сделала аппликацию на основе использования декоративно - прикладного искусства коренных народов Приамурья. (Приложение1)

(Приложение1)

3.Заключение.

Все народы мира прошли через «орнаментальный» этап творчества, создали собственный своеобразный орнамент. В основе орнаментального искусства народов Приамурья лежит сложная, хорошо разработанная, целостная религиозно-мифологическая система, определяющая содержание и символику орнаментальных мотивов и элементов. Глубокий семантический подтекст содержит представления древних жителей Амура об устройстве мира и выражает их отношение к нему. Народное декоративно-прикладное искусство есть подлинный источник знаний о его обладателе, уникальный идентификатор его самобытности, автономности, отражение оригинального художественного видения мира, поэтому оно как нельзя лучше расскажет о народе, его традициях и культуре. «Народное декоративное искусство Приамурского народа отразило многовековой путь духовного и художественного освоения окружающего мира. Из поколения в поколение передавались и бережно сохранялись традиции художественной обработки различных материалов. В настоящее время традиционное искусство изготовления национального костюма продолжает жить в работах национальных мастериц, их учеников, хотя основная часть навыков используется не столько в сфере пошива собственно национальной одежды из традиционных материалов, сколько в изготовлении предметов декоративно-прикладного искусства: ковров, сумочек, салфеток и т.п».(1) История искусства народов Приамурья насчитывает, по меньшей мере, пять тысячелетий и по праву является одной из замечательнейших страниц художественной культуры Востока.

4. Список литературы на книгу:

  1. Белобородов. К.П. «Приамурские узоры». Л., 1975.

  2. Иванов С.В. «Орнамент народов Сибири как исторический источник», часть 2, «Академия наук СССР», 1963

  3. Шевченко.В.С. Краски земли Дерсу, фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья, Хабаровское книжное издательство, 1982.

Просмотров работы: 50