Театр - и зрелище, и школа для народа, Будить сердца людей - вот в чем его природа…

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр - и зрелище, и школа для народа, Будить сердца людей - вот в чем его природа…

Коварский М.И. 1
1МБОУ «Школа №12» Вахитовского района г. Казани
Бородова С.М. 1
1МБОУ «Школа №12» Вахитовского района г. Казани
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Театр всегда являлся частью жизни человека. Через фольклор, литературу, музыку, театр узнаем уникальную культуру народа, обогащаемся духовно. Национальный театр даёт возможность увидеть мировую классику через призму национального самоопределения; воспринять события современности и исторические события, сюжеты национального эпоса, притч и фольклора.

Театр формирует мировоззрение, эстетический вкус, воображение, духовные и культурные ценности личности, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.

Даже в наше время современных технологий театр не утратил своей актуальности, несмотря на то, что телевидение, кино, шоу-бизнес сегодня серьёзно его потеснили.

В новых условиях современной жизни изменились и театр, и зритель. Важно, чтобы современный человек не перестал ценить влияние театрального искусства на свою жизнь, чтобы с развитием информационных технологий люди не стали забывать, что такое настоящее искусство, которое включает кино, литературу, театр, живопись.

Объект исследования

Татарский национальный театр.

Предмет исследования

Развитие и становление татарского национального театра в прошлом и в наше время, влияние общества на развитие театра и влияние театра на развитие общества.

Гипотеза исследования

Театр интересен людям и сегодня, и его не вытеснили телевидение и Интернет. Для того, чтобы наши потомки узнали о культурной жизни нашего города, необходимо знать историю театра.

Цель исследования

Обосновать значимость театрального искусства в жизни человека как одно из важных условий для формирования духовных и культурных ценностей личности, работы проследить развитие татарского театра от его возникновения до наших дней.

Задачи исследования

  • Изучить историю возникновения и развития татарского театра.

  • Рассмотреть значение национальной театральной деятельности в историко-культурном ракурсе.

  • Найти подтверждения о влиянии театральной деятельности на развитие общества.

  • Разработать анкету и провести анкетирование среди родителей и учащихся.

  • Доказать, что театр действительно необходим.

Методы исследования

  • Сбор основной информации.

  • Анализ справочной и дополнительной литературы и различных источников по теме, анализ краеведческой литературы по теме исследования.

  • Поисковый метод.

  • Провести анкетирование.

  • Анализ и интерпретация полученных данных.

  • Сбор и систематизация материалов.

  • Разработать видео экскурсию на основе собранного материала.

Практическая значимость исследования

Возможность использования материала данных исследования в школе на уроках, направленных на изучение краеведения, на факультативах, на классных часах, на внеклассных мероприятиях. Использование видеоэкскурсии для популяризации театрального искусства и привлечении интереса к теме исследования.

Театр, театр, театр - волшебный мир детства

И взрослая жизнь…

Лекси Королёва[23]

Что такое театр в жизни каждого из нас? Впервые мы попадаем в театр ещё совсем маленькими – нас приводят туда за ручку мамы и папы. Потом для нас театр – это не только культпоход с классом, это некое таинство. Во всяком случае, для меня. Открывается занавес и… начинается чудо.

Я помню, как впервые мама привела меня в театр, на спектакль на татарском языке. Меня поразило роскошное и в то же время уютное здание на улице Горького. Те тёплые ощущения остались со мной на всю жизнь. Моя бабушка, Маргарита Яковлевна Коварская, профессор, заслуженный работник культуры РФ и народная артистка РТ, известная пианистка, с детства прививала мне любовь к музыке, и, конечно, благодаря ей я постоянно слышал музыку татарских композиторов.

Так у меня возникло желание узнать о том, как зарождался татарский театр, с чего он начинался, кто стоял у его истоков.

О развитии татарского театрального искусства в Казани и будет моя работа.

Для своей работы я использовал не только литературные источники и средства массовой и интернет информации, но и рассказы артистов, музыкантов – друзей моей бабушки.

Первым татарским театроведом называют Габдуллу Тукая. (Приложение 1). Именно поэтому, для названия своей работы я выбрал строчки из его стихотворения «Театр» [22]. (Приложение 2).

Габдулла Тукай глубоко понимал суть театра, его роль в жизни народа, душа которого стремится к самовыражению через искусство. В стихотворении он выразил не только свое понимание сценического искусства, но и дал своеобразную характеристику театра, указал, как театр может развиваться. Интересно, что слово «театр» происходит от греческого theatron - место для зрелищ, зрелище. [Error: Reference source not found]. А для Габдуллы Тукая театр - это не только зрелище, но и школа народа.Удивительную силу и красоту видит Тукай в природе театра.

Именно Тукай первым дал характеристику нового для татар-мусульман вида искусства. Тукай придавал большое значение воспитательной роли театрального искусства: Поэт призывал людей полностью довериться театру с тем, чтобы стать лучше, благороднее [14].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как всё начиналось…

Днём рождения ТГАТ имени Галиаскара Камала считается дата 22 декабря 1906 года, так как именно в этот день состоялся первый публичный спектакль на татарском языке.

Показ спектаклей шел в здании Нового клуба. Находился этот клуб на Малой Лядской улице.

Здание это сохранилось. Сегодня его адрес улица Горького, дом 3. В послереволюционное время здание стало служить медицине. До его закрытия для масштабной реставрации в 2006 году, здесь работал Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии. В последние годы здание находилось в законсервированном состоянии. Работы по реставрации были начаты в 2011 году и продолжались до осени 2014 года. А в декабре 2014 года состоялось открытие объекта культурного наследия муниципального значения. (Приложение 3) [8].

Построено это здание было в 1876 году. Это один из трёх домов купца Леонтия Владимировича Кекина.

В то время этот дом был самым большим частным жилым строением в городе. Для тех лет это был вполне комфортабельный дом: в нем был предусмотрен даже механический подъемник – первое устройство такого рода в Казани.

Дом использовался как гостиница – это были номера «Волга». На протяжении всего своего существования номера пользовались хорошей репутацией, чаще всего помещения там сдавались помесячно высокопоставленным особам.

С 1899 по 1912 год в этом здании размещался клуб Общества служащих в правительственных и общественных учреждениях, клуб канцеляристов или «Новый клуб».

Как раз на сцене этого клуба и был дан первый спектакль татарской профессиональной театральной труппы «Сайяр». Молодая тогда татарская труппа «Сайяр», выступающая до этого как любительская труппа, зародилась здесь как театрально-профессиональная. В этом здании они потом играли шесть лет.

22 декабря 1906 года здесь была сыграна первая театрализованная постановка на татарском языке. Сагит Рамиев и Гафур Кулахметов поставили драму турецкого автора XIX века Намыка Кемаля «Жалкое дитя». Перевел драму на татарский язык Галиасгар Камал. Эта драма была представлена в первом отделении, а во втором отделении – комедия «Горе от любви», также переведенная с турецкого языка. До революции театральные представления были традиционно двухчастными, то есть сначала играли полномасштабный спектакль, а напоследок какую-нибудь одноактную пьеску – водевиль или фарс.

Эта постановка считается началом в истории татарского театра [3], [13], [1515].

20 декабря 2014 года Президент РТ Рустам Минниханов открыл на фасаде дома мемориальную доску (Приложение 4), (Приложение 5), [13], [6].

Так, где же находился «Новый клуб»?

Исследуя различные источники, я обратил внимание на то, что часто встречается информация о том, что тот самый «Новый клуб» находился в другом здании. Проанализировав имеющую информацию, я понял, с чем связана данная путаница.

На этой же улице Горького (бывшая улица Лядская) расположено ещё одно здание, неразрывно связанное с историей становления Татарского театра. (Приложение 6) [10]. Сегодня в этом здании располагается Татарский государственный театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина. Вот именно это здание часто и называют «Новым клубом». Почему?

Оказывается, сначала Собрание снимало большое помещение в том самом доме Кекина. А в декабре 1912 года «Собрание служащих в правительственных и общественных учреждениях г. Казани» переселилось во вновь отстроенное собственное здание. (Приложение 7) [510].

Это здание было вполне солидной постройкой клубного типа: с большим зрительным залом, сценой, помещениями для библиотеки, буфета, гардеробом и пр. Новый клуб выходил своим фасадом на Большую Лядскую (ныне ул.Горького). Автор проекта реконструкции - архитектор Ф Р. Амлонг.

Если мысленно отбросить зубчатые элементы парапета над карнизом и угловой купол, то перед нами предстанет фасад особняка из альбома образцовых проектов второй трети XIX века. Собственно, это и есть перестроенный и расширенный особняк отставного майора Вячеслава Петровича Манасеина, построенный в 1844 году архитектором Скаржинским. Двухэтажный с фасада, он был трехэтажным со двора. [1], [112].

В 1918 году здание стали называть Красноармейским дворцом.

В 1914 году в нем играла драматические спектакли городская труппа. В 1919 году шли спектакли оперной труппы. С 1928 года в здании находился Татарский академический театр. Сначала это был колхозно-совхозный театр, потом стал Республиканским Передвижным. В 1988 году театру присваивают имя Карима Тинчурина. С 1989 года – Татарский государственный театр драмы и комедии им Карима Тинчурина [18].

Труппа «Сайяр»

Как уже было сказано выше, первый спектакль был дан татарской театральной труппой «Сайяр».

Первые татарские любительские театральные группы, которые ставили спектакли по пьесам русских и зарубежных драматургов, появились уже в начале XX века. Первая татарская пьеса «Бичара кыз» («Несчастная девушка») была написана в 1886 году Габдрахманом Ильяси (1856-1895). А первой профессиональной татарской группой, была «Сайяр» («передвижник», «путешественник», «странствующий»). Название для группы предложил татарский поэт Габдулла Тукай.

Список выдающихся татарских театральных деятелей, оказавших влияние на становление татарского театра, огромен.

Наибольший вклад в развитие татарского профессионального театра оказал Абдулла Кариев, настоящее имя которого Минибай Хайруллин. Свою сценическую деятельность он начал в 1907 году в труппе «Сайяр», сыграл множество ролей, был режиссёром десятков спектаклей.

К сожалению, я не имею возможности в рамках данной работы перечислить полный список основоположников татарского театрального искусства, привожу лишь некоторые имена [19].

Труппа «Сайяр» первоначально выступала под названием «Первая в России передвижная труппа мусульманских драматических артистов». Гастролировала по городам России (Поволжье, Урал, Сибирь, Средняя Азия, Крым, Кавказ) (Приложение 8) [16].

На зиму труппа часто приезжала в Казань и, как правило, играла в известном тогда клубе татарской интеллигенции «ШӘРЫКЪ (Восток)».

Клуб «Шарык» был создан в Казани 1 декабря 1907 г. татарской интеллигенцией в целях пропаганды и развития национального театра, литературы, музыки.

Первоначально «Восточный клуб» размещался в номерах «Болгар».

Сегодня это - Жилой Комплекс Татарстан, построенный в 2016 году. (Приложение 9).

Жилой Комплекс стилизован под здание, находившееся на этом месте и снесенное летом 2008 года. (Приложение 10).

Как оно выглядело в первой половине XX века рассказывают нам старинные открытки. (Приложение 11).

Здание расположено в нижней части города на углу улиц Кирова (бывшая Московская) и Бывшей Евангелистовской (современная Татарстан).

Построено в 1866 году по проекту архитектора Романова казанским купцом Ибрагимом Апаковым. Дочь Ибрагима Биби-Марьям-Бану продала этот дом в 1897 г. недавно переселившемуся из Оренбурга в Казань купцу 1-й гильдии Ахмету Галеевичу Хусаинову. Позже купец Мухаметшакир Казаков сделал доходным этот угловой дом, купленный им в 1906 году у купца Хусаинова.

В 1915 году здание приобрело вид, с которым и вошло в историю.

Товарищество «Апанаевы и Казаков» содержали на втором и третьем этажах этого дома номера под названием «Булгар», занимавшие 42 комнаты. Нижний этаж был занят издательством и лавками. Находившиеся напротив Соборной мечети и рядом с Сенным базаром «Номера Болгар» пользовались широкой популярностью среди татарской интеллигенции.

Наибольшую известность гостиница получила благодаря тому, что здесь провел свои последние годы жизни классик татарской литературы Габдулла Тукай (1907 - 1913 годы).

Эпоха Тукая - начало XX была переломной эпохой в истории татарского народа. Это было время подъема национальной культуры.

И, конечно, же, центральным местом происходящих в то время событий, являлась Старо татарская Слобода. (Приложение 12).

Здесь берегу озера Кабан в той части Старо-татарской слободы, где жило богатое купечество сохранилась знаменитая усадьба Сабитовых. (Приложение 13).

Усадьба представляет собой наиболее распространенный тип городской усадьбы, когда главный дом и флигель располагаются вдоль красной линии улицы, а службы - в глубине, по периметру участка. Службы имеют навесные галереи. Дом и флигель объединялись когда-то монументальными воротами, закрывавшими внутреннюю часть усадьбы. Сейчас вместо тех ворот мы видим деревянные. Дом представляет собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное своим главным вытянутым фасадом к улице. Декор коснулся лишь главного фасада, решенного в формах классицизма. Центральная часть выделена слегка выступающим ризалитом в три окна на каждом этаже.

Дом и флигель построены во второй половине XIX века уроженцем деревни Чувашлы (ныне Высокогорский район) Хамитом Сабитовым. Он вёл свою торговую деятельность по продаже мануфактурных товаров и азиатских головных уборов.

В начале XX века домовладение стало собственностью его младшего сына Хайруллы. А в 1908-1910 гг. в этом доме Сабитовых находился знаменитый «Восточный клуб» - неформальное объединение национальной интеллигенции, целью которого являлось развитие татарской литературы и искусства.

На старых фотографиях различного периода мы можем видеть, как выглядела эта усадьба - объект культурного наследия местного (муниципального) значения - со стороны берега озера Кабан. (Приложение 12)

Сегодня усадьба восстановлена и, как и в былые времена является центром культурной жизни татар.

А в 1910-1917 гг. клуб располагался в доме, построенном в начале XX века купцом Каримом Апанаевым (ул. Евангелистовская, 8) - ныне улица Татарстан, 8. Сюда он переместился из дома Сабитовых. [17].

Это небольшое помещение, сохранившееся по сей день, находится на улице Татарстан Сейчас это – здание Музея Татарского театрального искусства. (Приложение 14) [5910]. С 1908 года труппа базировалась и проводила зимние сезоны в Казани.

Клуб «Шарык» клуб располагался в доме, построенном в начале XX века купцом Абдул - Каримом Апанаевым. В настоящее время на участке находятся два примыкающих друг к другу кирпичных дома с одним адресом: двухэтажный и трёхэтажный. На фасаде здания установлена мемориальная доска.

Если установить мемориальные доски всем выдающимся представителям татарской культуры, что бывали в «Восточном клубе», не хватит фасада здания.

Хотя в клубе «Шарык» была совсем маленькая сцена, такой же маленький зрительный зал, но, как вспоминали современники Кариева, зритель любил туда ходить. (Приложение 15) [5917210].

Спектакли давались по пятницам, помещения обычно арендовали. В Казани это было не только здание клуба «ШӘРЫКЪ (Восток)», а также помещение русского театра, а с 1913 года – и так называемый «Новый клуб», о котором я уже рассказывал. Здание, в котором в течение 60 лет работал Татарский академический театр имени Галиаскара Камала (сейчас там Татарский театр драмы и комедии имени Карима Тинчурина).

Жизнь артистов была нелегкой. Габдулла Тукай иронично писал об условиях, необходимых для существования татарского артиста. «В кармане всегда должен свистеть ветер. Терпеливо сносить частые трехсуточные посты и уметь в январские морозы ходить в летнем пальто. Короче, для того, чтобы стать актёром, необходимо, как сказочный Сайфельмулюк, пройти через все преграды – океаны огня, воды, пустыни, бураны дыма. И тем возвышенней, тем прекрасней роль Кариева и первых артистов, в труднейших условиях сеявших в темных, невежественных душах семена добра, света и просвещения» [591710].

Кариев и его коллеги выдерживали такое существование ради высокой идеи, заложенной основателями театра. Идеи просвещения народа. Они оказали большое влияние на рождение и развитие национальных театров тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. В результате их гастролей по городам этого края создавались местные, и не только татарские, кружки самодеятельности: татарско-казахские, татарско-узбекские. Габдулла Кариев, Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская, создавшая в 1912 году вторую татарскую труппу – «НУР (Луч)», которая гастролировала по следам «Сайяр» со своими актерами, по праву считаются родоначальниками театров тюркских народов на территории России. Напимер, актер и режисер труппы «Сайяр», ближайший коллега Кариева – Валиулла Муртазин-Иманский в 1919 году создал башкирский национальный театр.

В 1916 году Кариев для повышения статуса театра преобразовал труппу «Сайяр» в антрепризу (театральное предприятие, созданное и возглавляемое частным предпринимателем). Кариев мечтал о стационарной сцене, о собственном помещении. В мыслях он видел известный в Казани дом Шамиля. (Приложение 16) (там сейчас музей имени Тукая), переоборудованный в театр.

Он говорил: «Мы создадим такой театр, что его имя будет написано золотыми буквами». Но, увы, увидеть такой театр ему самому было не суждено. В 1920 году Кариев умер.

Карим Тинчурин продолжил дело Кариева, руководил уже советским национальным театром, писал о роли и месте Габдуллы Кариева в общей истории татарской культуры: «Габдулла Кариев, открывший новую страницу в истории татарской культуры, по праву является единственным руководителем татарского театра в его начальном периоде. Он впервые придал татарскому театру форму, впервые трактовал и исполнял татарские типы, духовно приблизив татарский театр к народу» [5917210].

Несколько слов о советской истории театра.

Самым важным памятником Кариеву стал сегодняшний театр имени Галисгара Камала, наследник труппы «Сайяр» и ее руководителя. Символично, что новое здание Татарского академического театра выстроено напротив бывшего клуба «Шарык» (Приложение 17) [59172710].

В 1939 году в честь 60-летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара Камала театру присуждается его имя. Галиасгара Камала Тукай называл «татарским Островским».

Новая эпоха в жизни театра наступает в 1966 году, когда главным режиссером становится Марсель Салимжанов. С его именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. В 2002 году после смерти Марселя Салимжанова главным режиссером театра стал его ученик Фарид Бикчантаев.

Долгие годы татарская труппа делила одну сцену с Качаловским театром, театром оперы и балета. В январе 1987 года труппа получила оригинальное здание на берегу озера Кабан.

Это здание открыло свои двери для театралов в 1987 году и быстро стало одной из архитектурных достопримечательностей столицы Татарстана. Здание театра им. Камала вмещает большой и малый зрительные залы, репетиционные помещения и просторные фойе, стены которых украшены произведениями декоративно-прикладного искусства. Проект казанского театра получил несколько всесоюзных премий.

Театр торжественно открыли и первым спектаклем, который был поставлен на его новой сцене, стала великая «Голубая шаль», которая и сейчас собирает аншлаги на сцене театра Камала.

Но шло время и сегодня имеющиеся общественные пространства театра не соответствуют современным требованиям. Кроме того, театру им. Г. Камала необходимо больше пространства – так как недостаточно репетиционных площадей.

11 июля 2022 года Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов принял решение о строительстве нового здания Татарского государственного академического театра им. Г. Камала. Новое здание, по сложившейся уже традиции, тоже будет на берегу озера Кабан.

И, своё столетие Театр будет встречать уже в новом здании.

Анкетирование

В наши дни всё чаще и чаще можно услышать, что цифровое поколение детей мало интересуется театром или не интересуется им вообще. Высокая технологическая база, доступная современному человеку, способствует тому, что он забывает о потребностях своей души, о саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям.

Я не согласен с этим. Я решил провести анкетирование

На вопросы анкеты (Приложение 18) я попросил ответить и своих одноклассников, друзей, и тех, с кем вместе учусь в музыкальной школе, и своих преподавателей, и родителей своих друзей. Возраст анкетируемых от двенадцати лет, до «пятидесяти плюс». Результаты анкетирования я представил в виде диаграмм. (Приложение 19).

Мой опрос показал, что слова Константина Сергеевича Станиславского, театрального режиссера, актера, педагога, 160 летию со дня рождения которого празднуется в этом году, «Театр - лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств» не потеряли свою актуальность и сегодня.

Большинство, опрошенных мною, регулярно посещают театры, примерно половина из них посещает спектакли в национальных театрах, знает сколько в Казани театров, ставящих спектакли на татарском языке. К сожалению, историю татарского национального театра знают меньше половины, участвующих в опросе, но я надеюсь, что, благодаря моему исследованию, они заинтересуются этой темой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный человек недооценивает влияние театрального искусства насвою жизнь. Интернет, телевидение занимают все внимание человечества, навязываяему свое мнение. С развитием информационных технологий, люди стали забывать настоящее искусство, которое объединяет кино, литературу, театр, живопись.

Закончить свою работу мне хотелось бы словами великого русского драматурга Александра Николаевича Островского: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется» 20[2120].

П РИЛОЖЕНИЕ

.

Приложение 18. Вопросы Анкеты

  1. Согласны ли вы со словами Константина Станиславского: «Театр - лучшее средство для общения народов между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств»?

- Да – Нет - Затрудняюсь ответить

  1. Когда вы в последний раз посещали театр

- Неделю назад - Месяц назад - Год назад - Более года назад

  1. Посещаете ли вы национальные театры?

- Да - Нет

  1. Знаете ли вы, сколько в Казани театров, ставящих спектакли на татарском языке?

  • Да

Нет

  1. Известна ли вам история татарского национального театра?

  • Да

  • Нет

П риложение 19. Результаты анкетирования

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://arch-heritage.livejournal.com/556087.html

  2. http://history-kazan.ru/aktualnaya-tema/yubilej/16494-sudby-chelovecheskie-110-let-na-stsene-odnogo-teatra

  3. http://inkazan.ru/2010/08/09/kekiny-rostovskie-kupcy-v-kazani/

  4. http://kamalteatr.ru/histories?locale=ru

  5. http://kazan.ru/foto-kazani/p/tatarskijj-gosudarstvennyjj-teatr-dramy-i-komedii-im-k-tinchurina/ljadskaja-ulica-novyjj-teatr

  6. http://prav.tatarstan.ru/docs/post/post1.htm?page=336&pub_id=4385

  7. http://tatarstan.vsedomarossii.ru/house/14922

  8. http://tatarstan.vsedomarossii.ru/house/16493

  9. http://tatarstan.vsedomarossii.ru/house/38701

  10. http://tatarstan.vsedomarossii.ru/house/40275

  11. http://tvkultura.ru/article/show/article_id/150130/

  12. http://valera-1458.livejournal.com/13457.html

  13. http://www.business-gazeta.ru/article/122062/

  14. http://www.iske-kazan.ru/izvestnye-lyudi/250-gabdulla-tukaj-i-teatr

  15. http://www.millattashlar.ru/

  16. http://www.millattashlar.ru/index.php/САЙЯР_(Странствующий)

  17. http://www.shariq.narod.ru/yelyazmarus.htm

  18. http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=10449#ixzz4N4a1AeXK

  19. https://ru.wikipedia.org/wiki/Татарский_академический_театр_имени_Галиаскара_Камала

  20. Александр Островский «Записка о положении драматического искусства в России в настоящее время». Статья, 1882 год / Островский А.Н. Собрание сочинений в десяти томах. Том 10. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 493 с.

  21. Гёте, Фауст. – М.: Изд-во «Детская литература», 1969. – 352 с.

  22. Сборник: Тукай Г. Избранное: Стихи и поэмы / Сост. Хасанова Г.М., Малышев С.В. – Казань: Татар. кн. изд–во, 2006. – 192 с.

  23. https://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-teatre/

  24. Выпуск № 4, 2014 "Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки" Вестник Нижегородского университета им. Н.И Давыдов А. А. «Зрелище» и «зрелищность». http://www.vestnik-soc.unn.ru

  25. Ю. А. Благов «К истории «Восточного клуба»» журнал «Татарстан», № 5, 1997.

Просмотров работы: 56