Актуальность работы
Развитие нашего города и уровень жизни жителей моего края напрямую зависит от стабильной работы завода КамАЗ и он является градообразующим предприятием. Кроме этого, 16 декабря 2022года исполнилось 53 года с начала строительства Камского автогиганта в Набережных Челнах- это полувековая история моего края.
Цель проекта: изучение истории строительства КамАЗа и его значение в развитии нашей жизни, как градообразующего предприятия.
Задачи:
1. Изучить историю Камского автомобильного завода.
2. Изучив его сегодняшнее состояние, предположить его будущее, определить его значение в нашей жизни, как градообразующего предприятия.
3. Провести среди одноклассников, родственников онлайн-опрос на Googleforms об истории КамАЗа, его возможном будущем развитии, сделать выводы.
4. Оформить буклет, посвященный заводу КамАЗ, с целью информационной помощи для ознакомления, закрепления знаний об истории КамАЗа.
Объект исследования: Камский автомобильный завод.
Метод исследования: изучение материала по теме при помощи разных источников информации, опрос, анализ, вывод.
Практическая значимость: заключается в том,что полученные в процессе изучения темы знания можно будет использовать в жизни.
Гипотеза: КамАЗ- градообразующего предприятие, знание его истории, развития обязательна для граждан моего города, Ведьего судьба- наша судьба.
Введение
КамАЗ — это российская автомобилестроительная компания, крупнейшая в России комплекс предприятий по производству большегрузных автомобилей, тракторов, дизельных двигателей, электроагрегатов и комплектующих, который находится в городе Набережные Челны республики Татарстан. КамАЗ входит в 20-ку мировых производителей тяжелых, грузовых автомобилей. По итогам 2020 года занимает 14 место в мире по объему производства тяжелых грузовиков полной массой более 16 тонн и 20 место в мировом рейтинге производителей грузовиков полной массой от 6 тонн по итогам 2021 года.
Значение автогиганта в нашей жизни огромна. Во-первых, это бюджето-образующее предприятие города Набережные Челны, он занимает первое место по налоговым отчислениям в бюджете и во- вторых, является стратегически важным предприятием, с конвейера завода сходят не только грузовики, предназначенные для гражданских нужд, но и многочисленные военные модели. А это в наше сложное время, очень важно. Заглянем в историю строительства завода КамАЗ.
КамАЗ вчера (Приложение 1)
Началом истории КамАЗа можно считать постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, принятое в 1969 году, в котором говорилось, что необходимо создать целый комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей. Выбор пал на наш город, так как он находится в очень выгодном географическом расположении: судоходные реки, Волга, Кама, близость железной дороги. Это решало все проблемы с обеспечение строительных материалов. Так же, в регионе была крупнейшая строительная организация «КамГЭСэнергострой», которая позволила завершить строительство завода и жилья для будущих камазовцев Началом завода можно считать 13 декабря 1969 года, когда на берегу реки Кама экскаватор выкопал первый ковш земли. Уже в этом году 13 декабря началось строительство предприятия в городе Набережные Челны. На строительство завода прибыли представители свыше 70 национальностей.
Единственная в России заводская команда, успешно представляющая страну в мировом автоспорте, является девятнадцатикратным победителем супермарафона «Дакар» и заслуженно занимает лидирующее место в мировом рейтинге автомобильных команд. Спортивная эпопея команды Камского автомобильного завода началась с дебюта на польском «Ельч –ралли» в 1988 год команда заняла 2-ое место. КамАЗ-с 4310, был первым грузовиком команды «КАМАЗ-мастер». На нём впервые спортсмены на Дакаре взяли призовое второе место. Грузовик участвовал в гоночном составе с 1988 по 1995 годы, после чего его использовали в качестве автомобиля технического сопровождения.
Из хроники «КамАЗа»:
2009 год – вместе с Daimler AG завод выпускает современные грузовики, которые соответствуют современным стандартам и могут конкурировать с зарубежными именитыми компаниями.
В 1974 году в экспериментальном цехе управления собрали первый двигатель.
В 1975 году собран первый силовой агрегат.
Значимой датой для КамАЗа стала 16 февраля 1976 года, когда на заводе был
выпущен первый грузовик - КамАЗ - 5320. С тех пор были выпущены более 2,25 млн. автомобилей и около 2,85 млн. двигателей, они хорошо зарекомендовали себя более чем в 80 странах.
В 1983 году создали фирму «КамАЗавтоцентр», которая обеспечивала все КамАЗы гарантийным обслуживанием.
2009 год – вместе с Daimler AG завод выпускает современные грузовики, которые соответствуют современным стандартам и могут конкурировать с зарубежными именитыми компаниями.
КамАЗ сегодня (Приложение 2)
Сегодня КамАЗ работает в полную силу. Камский автозавод выпускает следующий ряд грузовых машин: спортивные, бортовые, самосвалы, седельные тягачи. Компании существуют во многих странах- это КНДР,Пакистан, Польша, Эфиопия, Вьетнам,Иран и т.д. Так же выпускает грузовики сразу трёх поколений: «классический» К3 с собственной кабиной, а также К4 и К5 с лицензионными кабинами Mercedes-Benz. В этом году завод показал 5 новинок. КамАЗы семейства К4 и К5, а также крупнотоннажный зерновоз КамАЗ-65207, предназначенный для перевозки большого объёма сыпучих грузов. После ввода санкций и ухода с российского рынка германской компании DaimlerTruckAgу, у КамАЗа возникли проблемы с производством грузовиков двух последних поколений К4 и К5. (Приложение 3).
Генеральный директор «КамАЗа» Сергей Кагонин рассказал о готовности завода к выводу беспилотных грузовиков на трассу. Чтобы осуществить проект быстрее и начать тестовые заезды уже в 2022 году, работа будет вестись в рамках экспериментальных режимов.
На сегодняшний день на КамАЗе существует ряд проблем:
- Одной из важных проблем на сегодняшний день являются блокирующие санкции против крупнейшего российского производителя грузовиков КамАЗ. Эти ограничения затрудняют доступ к импортным компонентам.
-В связи с военными действиями прекратились поставки импортных комплектующих, поэтому завод перешёл с евро 5 на евро2. На данный момент какая -то часть комплектующих закупается в Китае.
- Компания не потеряла клиентскую базу, но столкнулась с проблемами платежей за экспорт.
- Низкая заработная плата специалистов.
- На фоне этого существует проблема нехватки специалистов.
- КамАЗ теряет свои позиөии на рынке грузовиков, так как доля китайских марок привысила 63%.
КамАЗ завтра (Приложение 4).
КамАЗ- это Градообразующие предприятие нашего города. Мы связываем с развитием КамАЗа своё будущие, надеемся, что КамАЗ завоюет в мире высокие позиции и это предаст нашему городу толчок для развития.
Каким бы мы хотели видеть КамАЗ в будущем?
- Скорейшее снятие блокирующих санкций, для успешного развития завода.
- Новый дизайн КамАЗа изменит внешний вид, который презентует наш завод, как крупное современное - предприятие.
-Также не менее важно, обновлённое оборудование на заводах с новой техникой.
- Надеемся, что в будущем мы сможем сами производить свои качественные комплектующие на евро5, что будет выгоднее.
- Ждем новый дизайн КамАЗа, новых беспилотных моделей КамАЗа.
- Высокая заработная плата специалистам по сборке КамАЗа (слесари, токари, наладчики и т.д) от 90 -100 тыс.рублей в месяц, поможет повысить уровень жизни челнинцев.
Вывод: Экономическое развитие нашего города напрямую зависит от стабильной работы завода как Градообразующего предприятия.
Исследовательская работа (Приложение 5).
Я провела по моей теме онлайн- опрос в Googlе forms в параллели 7 классов, родственников и знакомых. Количество опрошенных- 68 человек.
Были заданы участникам опороса следующие вопросы:
Вывод: Я проанализировала все ответы и сделала вывод, что больше половины опрошенных знают историю КамАЗа, интересуются его развитием, как градообразующего предприятия. Но на вопрос о сегодняшнем состоянии завода, многие затруднялись ответить.
Заключение
Сегодня ПАО "КАМАЗ" - это мощный производственный комплекс в городе Набережные Челны, который является градообразующим предприятием. Я считаю, знание истории завода,его развития обязательна для граждан моего города, Ведь его судьба- это наша судьба. С целью информационной помощи своим одноклассникам, я создала свой продукт по данной теме. Это буклет об истории КамАЗа как градообразующего предприятия. Надеюсь, он поможем нам получать информацию о значимых строительствах своего города. (Приложение №6)
Список используемой литературы:
1. Автомобили КамАЗ-5320 и Урал-4320 (В.И. Медведков, С.Т. Билык) - 1981 год
2. Автомобили КамАЗ (В.Н. Барун, 2-е издание) - 1988 год
4. Вести КамАЗа №33. Статья “ Вести КамАЗа” 13.10.2017
3.https://dzen.ru/media/id/5d44876f04af1f00ad7bbc14/istoriia-odnogo-zavoda-
5. http://www.kamaz.ru/
6. https://kamaz.ru/50years-mobileapp/
7. https://ria.ru/organization_KamAZ
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6