Литературное наследие Тихона Задонского

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Литературное наследие Тихона Задонского

Гамеева А.А. 1
1МБОУ гимназия №1 г. Задонска Липецкой области
Меркулова Т.Н. 1
1МБОУ гимназия №1 г.Задонска Липецкой области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец (1724-1783) – епископ русской православной церкви, епископ воронежский, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века», - с подобной информации начинается большинство биографических очерков о грандиозной фигуре Тихона Задонского. Несмотря на его широкую известность как религиозного деятеля, подвижника православной веры, сочинения святителя Тихона не приобрели популярности в широких кругах.

Личность свт. Тихона Задонского интересна не только для истории и религии, но и для литературы. В его учении отражено множество основополагающих идей, которые актуальны и для современного читателя. Каждый может найти в жизни Тихона Задонского что-то поучительное и для себя. Как отмечено в одном из его жизнеописаний: «Святитель оставил много полезных поучений, которые многим помогли в духовном подвиге, в удалении от всякого зла и стяжание благодати».

На формирование религиозных взглядов святителя повлияла сложная судьба: бедность и нужды, сложности на епископской кафедре, борьба с внутренними грехами, приступы тоски и отчаяния, слабое здоровье – лишь укрепляли Тихона в его вере. Произведения святителя Тихона направлены на переосмысление человеком своего жизненного пути, отношений с Богом и людьми. Как отмечают некоторые исследователи, идеи, изложенные в его трудах, могут стать хорошей основой для создания новой теории воспитания подрастающего поколения, особенно в нашем современном бездуховном и безнравственном мире.

В своих сочинениях он боролся за спасение душ, так как остро переживал, наблюдая за людскими пороками. Как отмечал сам святитель: «В сочинениях моих старался я о пользе и исправлении братий моих христиан, а более всего в них душу свою унывающую поощрял к покаянию и подвигу благочестия». Тихон много рассуждает о благородстве человеческой природы, поэтому большинство его писем, заметок посвящены так называемым «душеспасительным размышлениям». Идеи Тихона, сформулированные им еще в XVIII веке, не теряют своей высочайшей ценности и в наши дни.

Цель научного проекта: рассмотреть литературное наследие Тихона Задонского с позиций современного читателя.

Для достижения цели решим следующие задачи:

- проследим основные моменты биографии святителя, повлиявшие на его мировоззрение.

- выявим основные особенности его сочиненийи их влияние на современного читателя.

Основная часть

  1. Биографические сведения о свт. Тихоне Задонском

  1. Ранние годы Тихона и его служение в сане епископа

Будущий Патриарх Тихон в миру носил имя Василий Иванович Белавин[1]. Он родился по старому стилю 19 января, а по новому – 1 февраля 1865 года в маленьком селе Клин близ города Торопца Псковской губернии, в семье приходского священника Спасо-Преображенской церкви. Детство его прошло среди простого народа, он видел крестьянский труд и жил простой народной жизнью. Из замечательных эпизодов его детства известно, что однажды священник Иоанн Белавин, его отец, вместе со своими сыновьями ночевал на сеновале. Во сне ему явилась мать, бабушка Патриарха Тихона, и предсказала судьбу трех сыновей, своих внуков. Про одного она сказала, что он будет жить обычной жизнью, про другого – что умрет молодым, а про Василия сказала, что вот этот будет велик. И отец Иоанн, проснувшись, рассказал этот сон своей жене, так что это предание со По достижении соответствующего возраста будущий Патриарх Тихон, тогда еще мальчик, начал обычное учение. Как сын священника, он учился сначала в Торопецком духовном училище. Затем он поступил в Псковскую семинарию, и, блестяще ее окончив, – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Любовь к Церкви, кротость, смирение, чистота сердечная, целомудрие, удивительная врожденная простота, так прежде присущая русскому народу, постоянная доброжелательность ко всем, особенный дар рассудительности, положительности – все это сделало Василия Белавина любимцем товарищей-студентов, которые шутя называли его Патриархом. В те времена не могло и в голову прийти, что это шуточное прозвище окажется пророческим, потому что патриаршества тогда в России не существовало. хранилось в семье. Пророческий сон впоследствии точно исполнился.

После окончания Санкт-Петербургской Духовной Академии в 1888 г. Василий Белавин был отправлен в родную ему Псковскую духовную семинарию преподавателем. Ученики его очень любили, как и все, с кем он встречался (это было особенностью его жизни).

В 1891 г. он был пострижен в монашество с именем Тихона в честь любимого им святителя Тихона Задонского. Вскоре его рукоположили в сан иеромонаха и направили в Холмскую духовную семинарию (Варшавской епархии), где он стал сначала инспектором, а затем ректором. На 33-м году жизни, в 1897 году, совершилась его хиротония во епископа Люблинского, викария Варшавской епархии.

Церковная жизнь на месте нового служения епископа Тихона сильно осложнялась острыми национальными и религиозными распрями. Владыка Тихон никогда не прибегал к аргументам «с позиции силы», что не мешало ему успешно защищать православную веру. Об этом периоде его жизни ярко вспоминает митрополит Евлогий (Георгиевский): «Архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом, и этот же путь он указал и мне. В сане епископа он еще более углубил и расширил свою связь с народом и стал действительно для Холмщины «своим» архиереем. Очень скоро, однако, молодого епископа Тихона отправили в Америку. Епископ Тихон проявил себя здесь, как и везде, удивительно легким, радостным, бодрым человеком. Он очень деятельно взялся за благоустройство своей епархии, старался принять целый ряд мер для того, чтобы развивалась православная жизнь, в частности – разделил эту епархию и ввел викариатство. Он открыл духовные училища, старался развивать миссионерскую работу, чтобы англикан привлечь к православию.

  1. Пребывание Тихона на покое и его влияние на жизнь в Задонском монастыре и округе.

Первоначальным местом уединения Тихон выбрал самый глухой монастырь Воронежской епархии – Спасо-Преображенский Толшевский. Через год в силу стечения обстоятельств он вынужден был переселится в Задонский Богородицкий монастырь, где и прожил почти 15 лет до конца своей жизни.С другой стороны, привыкнув к усиленным и многообразным трудам в епархии, Тихон развил в себе такую любовь к деятельности, что, удалившись от епархиального управления, не мог спокойно жить и трудиться лишь для себя, поэтому до тех пор не мог успокоиться, пока не решился часть своего времени и трудов посвящать благу ближних.

После твердой решимости оставаться в Задонске, он оставил свое уединение. Живя в монастыре независимо, он принимал у себя посетителей, кто бы ни обращался к нему, выезжал из монастыря, куда и когда хотел, и иногда на довольно продолжительное время.

Благотворительность ближним сделалась для него такой обязанностью, в которой открылся для него источник скорби и печали, утешения и радости.
Тихон с любовью и усердием принимал искавших у него христианской мудрости. Когда он был здоров и спокоен, разговор его был одушевлен, жив и быстр. Общий предмет его бесед составляли те истины, которые постоянно занимали его ум и святыми чувствами наполняли его сердце. Так, с молодыми он говорил о силе и гибельности страстей и светских развлечений, со старыми – освершенном отречении от мира и упражнении в Богомыслии, с отцами семейств – о богобоязненном воспитании детей, с детьми – о почитании родителей, с купцами – о добросовестной торговле, с начальниками и господами – о кротком и человеколюбвом обхождении с подчиненными или крепостными, – словом, каждому посетителю давал соответственные наставления.

Тихон неоднократно посещал любимый им город Елец, в котором жили его друзья. Любовь к жителям этого города была так велика, что составляла немалую причину нерешимости Тихона оставить Задонск. «Я бы непременно выехал отсюда, – часто говаривал он после, – но жалко мне город Елец оставить; я весьма люблю елецких жителей; я замечаю, что в нем много благочестно живущих людей», – и иногда прибавлял к этому: «Будто я родился в нем».

Болезни, которыми страдал святитель на епархии, и от которых он врачевал себя удалением на покой, с наступлением преклонных лет опять возвратились с прежней силой и беспокоили его. Расстройство нервов усиливалось и производило бессонницу, нередкими становились обмороки. День праздника Рождества Христова в 1779 году был последним днем выхода Тихона из келии в церковь. К размышлению о смерти и вечности свт. Тихон располагал себя и особенным образом: он или взирал на картину, висевшую у ног его постели, на которой был изображен старец, в черном одеянии лежащий в гробу; или выходил в чулан, в котором стоял гроб, обитый черной фланелью и белой тесьмой, со всеми одеждами на погребение, – и смотря на этот гроб, оплакивал падение человека, говоря: «Вот до чего довел себя человек, что будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным, как скот зарывается в землю».

29 января 1872 года свт. Тихон составил духовное завещание, в котором воздав славу Богу за все его благодеяния к нему, – словами апостола Павла выражает упование на милость Божию и за пределами этой жизни.

Святитель Тихон скончался 13 августа 1873 года на 59 году от рождения. Как только весть о смерти любимого и почитаемого всеми Святителя разнеслась по городу и окрестным селениям, – монастырь внезапно наполнился народом, и всюду слышны были жалобные вопли, особенно нищих и бедных, которые лишались в нем своего питателя. Со дня смерти до самого дня погребения, поселяне и городские жители Воронежа и особенно Ельца, во множестве, день и ночь стекались в обитель проститься с усопшим и помолиться о покое его души. Все сочинения по ранее оглашенной просьбе святителя в том же году были отправлены в Святейший Синод.

III. Литературное наследие свт. Тихона Задонского.

1.Сочинения свт. Тихона Задонского и их влияние на современного читателя.

Святитель Тихон Задонский кроме яркого и поучительного примера своей жизни оставил потомству и другое наследство — свои мудрые, глубоко назидательные и спасительные творения. В них нашли отражение те святые мысли и чувства, которыми питалась его душа и которые одушевляли и наполняли его великое, любящее сердце.

При жизни святителя сочинения его не печатались. Будучи правящим архиереем, он заставлял переписывать свои поучения, наставления и инструкции и рассылал их по епархии, а позже, когда был на покое, его сочинения переписывали келейники. Это делалось для того, чтобы как можно больше людей приобщить к спасительным истинам. В своем духовном завещании святитель Тихон поручил келейнику И. Ефимову представить их на рассмотрение Святейшего Синода, в который представлял на усмотрение все свои рукописи. Он писал по этому поводу: «Оставляю я после себя сочинения до пользы души надлежащие, в которых я по силе своей и возможности, отставши от трудов епаршеских и живя в уединении трудился, а именно:

1) «О христианстве» в шести томах;

2) «Письма посланные» в одном томе;

3) «Письма келейные» в одном томе;

4) «Об истине евангельского учения и о вере» в одном томе;

5) «Инструкция христианская» в одном томе»;

6) «Сокровище духовное, от мира собираемое», в четырех томах;

7) «Краткие нравоучительные слова» в одном томе;

8) «Проповеди трудов епаршеских», в одном томе.

Выполняя завет, И. Ефимов сразу после погребения святителя прибыл в Святейший Синод и представил сочинения. В ответ поступило распоряжение: сочинения переплести в тетради и хранить в архиве. Но усердный келейник не успокоился на этом. 25 октября он подает в Святейший Синод прошение, в котором просит разрешения напечатать краткие нравоучительные слова святителя Тихона. В этом живое участие принял и Высокопреосвященный Гавриил, митрополит Петербургский

Через три месяца, 26 января 1784 года, Ефимов подает второе прошение, чтобы ему выдали и разрешили напечатать остальные сочинения святителя. 21 марта 1784 года последовал указ, разрешающий напечатать перечисленные сочинения. Таким образом, прошло немногим более чем полгода, и большинство творений святителя Тихона увидело свет.
В первом томе сочинений свт. Тихона Задонского собраны различные напутствия, наставления, советы святителя Тихона и, наконец, его 15 писем к различным лицам, посланные из Воронежа.

Наиболее значительным и цельным произведением первого тома сочинений свт. Тихона Задонского, является творение «Плоть и дух». По словам митрополита Евгения, впервые это сочинение было напечатано в 1784 году, но без указания того, что это произведение святителя Тихона. Это сочинение самое большое по объему из литературных произведений, написанных во время пребывания святителя Тихона на Воронежской кафедре. О содержании данной книги говорит сам святитель в предисловии: «Зде только полагаются некоторые пороки, которые люди нынешнего наипаче века или за малые или почти и вовсе за пороки не признают, но которые не меньше, как... пороки всем гнусные». Книга состоит из 34 глав. В каждой главе сначала дается подборка текстов Священного Писания на тему, данную в заглавии, затем цитаты из творений св. Иоанна Златоуста и, наконец, рассуждение святителя Тихона по данному вопросу.
Сочинение «Об истинном христианстве» в двух томах написано святителем Тихоном в первые годы пребывания в Задонском монастыре. Книга первая имеет подзаголовок «Приготовление к мудрости христианской», вторая — «Об истинном христианстве». Когда святитель Тихон закончил свой труд, то пересмотрел прежний способ деления и разделил его на шесть томов. По отзыву митрополита Евгения, «сочинение это можно сравнить со всеми наилучшими в христианстве нравственными книгами, а на российском языке оно есть первое и образцовое. Оно не есть только достаточная библиотека для всех, желающих заниматься здравым христианским нравоучением, но и для тех, кои хотят быть подлинными христианскими проповедниками евангельского учения».
«Сокровище духовное, от мира собираемое» (т. IV), написано в 1777—1779 годах. Но возможно, книга была собрана святителем Тихоном из записей и воспоминаний, так как произведение состоит из 157 небольших самостоятельных статей, представляющих собой размышления о предметах св. веры по поводу слов, изречений, предметов или каких-либо действий и явлений.

В пятом томе творений святителя Тихона находятся письма, краткие нравоучительные слова и «Наставление христианское». Письма св. отца делятся на две группы: «Письма посланные» и «Письма келейные». Следует отметить, что святитель сам их подготовил для опубликования и упоминает о них в своем донесении к Св. Синоду «Письма посланные» — это ответы его духовным чадам, т.е. письма отправленные, а «Письма келейные» не предназначались какому-то определенному лицу, но это рассуждения, родившиеся у святителя Тихона во время богомыслия. Кроме того, «Письма посланные», представляют собой законченные послания, иногда многотемные. А «Письма келейные» — это цельное сочинение, отдельный самостоятельный сборник. Между отдельными письмами существует видимая связь и в общем течении хода мыслей наблюдается заметная логическая последовательность.

В состав «Писем келейных» вошло 123 письма. Каждое из них заканчивается призывом: «Спасайся». В «Письмах» святитель Тихон рассуждает о догматических истинах, истинах нравоучения и евангельских повествованиях. В этих рассуждениях нет догматической сухости и отвлеченности, потому что для святителя христианские догматы — основа благочестивой жизни. В состав «Писем посланных» вошло 46 писем. Написаны они к разным лицам по самым различным вопросам и поводам, но большинство из них содержит нравоучительные наставления. Например, основными поводами для ответа были следующие: смущение некоторых из его духовных чад от помыслов, которые иногда приводили и в отчаяние, утешение в печали и т. д. Во всех письмах святитель Тихон старается назидать своих читателей. И даже в тех случаях, когда святитель обращается к кому-либо с просьбой и поручением, он не упускает возможности, чтобы высказать что-либо на пользу души. «Наставление христианское» (т. V). Это одно из самых известных и самых распространенных сочинений святителя Тихона. В примечании к данному сочинению в V томе творений святителя Тихона сказано, что в одной только Московской Синодальной типографии, как видно из официальных ее дел с 1789 по 1870 г., книжка эта перепечатана была 42 раза… (до 119 тыс. экземпляров).

Сочинения Тихона Задонского имеют ряд исключительных особенностей, и среди них выделяются следующие:

-наглядность, картинность и общедоступность изложения. Свт. Тихон обладал редкой способностью в вещах мира видимого видеть отражение мира духовного, а высокие духовные истины объяснять сравнениями и уподоблениями, взятыми из мира вещественного

- полнота и обстоятельность в изображении предмета. Так например, говоря о вере, он подробно исчисляет все ее свойства и действия.

- безискусственность в построении мыслей. В писаниях свт. Тихона нигде не видно того старания, чтобы рядом строго логических построений или искусных умозаключений вести читателя к какому-нибудь убеждению.

- при отсутствии строго последовательного порядка в изложении мыслей свт. Тихона, разнообразные движения его сердца изливались на бумагу без всякого препятствия, просто и естественно, в том же обилии и разнообразии, как появлялись в душе.

IV. Заключение.

Святитель Тихон Задонский на протяжении всей своей жизни старался осуществить в своей душе тот идеал нравственного совершенства, который предписан в святом Евангелии. Поэтому, будучи сам строгим исполнителем всех христианских законов, он в то же время призывал к этому и всех тех, кто обращался к нему за советом, указывая им правильный путь, ведущий ко спасению. Не только личным примером, но и печатным словом Тихон пытался влиять на людские души. Его сочинения проникнуты духом христианского сострадания, сам святитель называл свои краткие «слова» нравоучительными, т.е. он составлял их именно с целью воспитания слушателей в вопросах веры и нравственности.

Следовательно, особенностью живого слова святителя Тихона является стремление действовать на ум и сердце христианина не силой отвлеченного рассуждения, но внутренней силой христианского учения, которое как истина живая и всеобъемлющая, само свидетельствует о своем Божественном достоинстве и покоряет ум и сердце.

Эти творения служат каждому человеку духовным руководством на всех путях жизни, утешая страждущего в скорбях, останавливая от грехов, поучая его христианским обязанностям в семье и в обществе и указывая путь христианской добродетели.

    1. Список литературы.

  1. Морев Л.А. История задонского мужского монастыря. Задонск,2011

  2. св. Тихон Задонский. Житие. Слова. Наставления. "Плоть и дух". Т.1 Москва, 2003

  3. св. Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. Т.2, Москва,2003.

  4. св. Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 1 Т.4, Москва,2003

  5. св. Тихон Задонский. Письма. Наставления. Размышления. Молитвы.  Т.5, Москва,2003

  6. http://paidagogos.com/?p=1919

  7. http://hramsvttihona.ru/index.php?option=com_content&view=frontpage&Itemid

Просмотров работы: 100