Лебедянское купечество

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лебедянское купечество

Татаринова С.А. 1
1МБОУ "Гимназия №1 имени Н. И. Борцова" г. Лебедянь
Скабелкина Н.И. 1
1МБОУ "Гимназия №1 имени Н. И. Борцова" г. Лебедянь
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  1. Введение

Любому человеку свойственна глубокая привязанность к родной земле. Это святое чувство, лежащее в основании нашего мироощущения. Утоление чувства любви к родине – постоянная потребность людей. Они ищут удовлетворения этой потребности не только в созерцании знакомых с детства лесов и полей, рек и озер, не только в общении с друзьями, просто соседями и земляками, но и в изъяснении патриотической гордости за историю и культуру своего края, своей деревни или города, своей улицы и даже дома. Желание знать свое прошлое, своих предков присуще человеку издревле. В настоящее время в обществе наблюдается повышенный интерес к изучению прошлого своей родины, памятников духовной и материальной культуры народа. Среди объектов, вызывающих внимание не только любителей старины, но и профессиональных исследователей, находится – генеалогия, специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц. Выявление их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причем не только в области наследования имуществ, но и власти (династическое право). В области архивного дела генеалогия открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идет об установлении ныне живущих потомков известных фамилий прошлого и людей из их окружения.

Предлагаемая исследовательская работа представляет собой попытку анализа генеалогического материала одного из районов Липецкой области – Лебедянского, некогда входившего в состав Тамбовского края. Лебедянские знаменитые ярмарки, купеческие династии, фамилии являются постоянным объектом изучения историков, краеведов внимание и заслуживают специального исследования. Поэтому актуальность исследовательской работы, посвященной лебедянским фамилиям, не вызывает сомнений. Ведь каждый человек – это уже событие, это уже история.

В ходе исследования были использованы и проанализированы самые различные материалы от архивных источников до монографий в области генеалогии и краеведческих работ, касающихся истории родов и фамилий Липецкой области.

Предпринята попытка наиболее полно представить историю купечества, так как экономическое и культурное развитие городов и поселений на территории нашего региона во многом было связано с многообразной деятельностью представителей именно этого сословия.

Основная цель исследовательской работы состоит в предпринятом изучении и системном описании одного из родов купеческой династии Лебедянского района. Целью работы определяются главнейшие задачи, к которым относится:

  • изучение жизни и деятельности российской провинции;

  • подробное исследование купеческой фамилии на основе одной семьи провинциального города Лебедянь.

Исследовательская работа имеет практическую значимость. Ее результаты и выводы могут быть использованы как для дальнейших генеалогических исследований, так и в настоящее время при изучении жизни своих предков. Мы надеемся, что данный вид работы будет содействовать пробуждению интереса к истории своего отечества, воспитанию чувства патриотизма и причастности к жизни своего народа. К счастью, сегодня мы вступили в пору, когда все чаще обнаруживаются примеры, восстановления в семьях исторической памяти и передачи ее новым поколениям.

Для потомков некоторых тамбовских фамилий, породнившихся в XVIII - XIX веках, символом истока своей фамилии стал небольшой уездный городок на верхнем Дону - Лебедянь.

1 Из истории Российского купечества

В наши дни, как никогда ранее, в российской исторической науке велик интерес к фигуре предпринимателя и его роли в экономической, общественной и культурной жизни страны. Особый интерес представляет период второй половины XIX — начала XX в., когда буржуазные реформы ликвидировали многие препятствия на пути развития предпринимательства, и в России шел процесс активного формирования буржуазии. История купечества, как главного предпринимательского сословия, составлявшего костяк отечественной буржуазии, по словам Н. А. Миненко «все более прочно утверждаются на историографическом поле». Появилось немало справочных изданий, монографий, статей и еще больше популярных работ по указанной проблематике.

Торговое сословие существует в России с древнейших времен. В записках византийского императора Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в 1-й пол. X в., по его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога, и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны. В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму не могли. Размещали их не в самом городе, а у «святого Мамы» (монастырь св. Маманта). Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им греческим императором. В частности, продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах [2].

Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы», купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получали название погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли.

Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды.
Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. «Россия, — писал в самом начале XVII в. француз Маржерет, — весьма богатая страна, так как из нее совсем не вывозят денег, но они ввозятся туда ежегодно в большом количестве, так как все расчеты они производят товарами, которые имеют во множестве, именно: разнообразными мехами, воском, салом, коровьей и лошадиной кожей.

Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т.е. икру соленой рыбы, они в большом количестве вывозят в Италию, далее соленую семгу, много рыбьего жира и других товаров. Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии».

Сфера деятельности русских купцов XVII в. довольно широка, она отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало шесть основных торговых путей — Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский. Беломорский (Вологодский) путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск (ранее к Холмогорам) и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. Из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани.

Смоленский (Литовский) путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский (Крымский) путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Главными предпринимательскими центрами, тяготевшими к этому пути, были Лебедянь, Путивль, Елец, Козлов, Коротояк, Острогожск, Белгород, Валуйки [7].

Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них.

Вывод: Купеческое предпринимательство и торговля в рамках развивающегося всероссийского рынка, проводимой политики поощрения и правительственной поддержки этих видов деятельности стали одним из основных условий стабильной жизни губерний. С полным основанием можно говорить, что русские купцы и промышленники материально подготовили тот расцвет национальной культуры, который наблюдался в России в конце 19 – начале 20 века.

2 Очерки истории купечества Липецкого края

Липецкая область – край черноземный. Издавна главным нашим богатством была и остается земля, всегда кормящая хлебом. На протяжении двух веков здесь успешно шла переработка сельскохозяйственной продукции. Параллельно развивалась промышленность, торговля [11]. По законам начала 19 века торговля разделялась: по пространству торга - на внутреннюю и внешнюю; по количеству товаров – оптовую, розничную, мелочную; по месту производства торга – в городах и сельской местности; по праву на торговлю – на торговлю по свидетельствам и свободную торговлю. К торговым делам относились не только купля – продажа товаров. Но и работа приказчиков, казенные подряды и откупа, содержание банков, страховых кантор, фабрик, заводов и трактирных заведений, то есть разнообразная предпринимательская деятельность.

Главным торговым классом на протяжении нескольких столетий в России оставалось купечество. Чтобы стать купцом, необходимо было иметь достаточный капитал, записаться в одну из трех гильдий и тем самым приобрести как право на торговлю, так и сословные привилегии (освобождение от подушного оклада, рекрутской повинности и т.д.). Записка, в которой указывался размер капитала, подавалась в Городскую Думу. Она взыскивала с купца городские и земские пошлины и выдавала гильдейское свидетельство. На основании его уездное казначейство давало свидетельство на право торговли, которое регистрировалось в специальных книгах Городской Думы. Образ жизни купечества определялся не только профессиональным занятием, но и достаточно высоким социальным положением. Купцам 1 и 2 гильдий разрешалось вести внутреннюю и заграничную торговлю, утверждать магазины и склады для оптовой торговли, создавать фабрики, заводы и т.д. Купцам 3 гильдии дозволялся «различный торг в родном городе и уезде, содержание трактирных заведений, фабрик, заводов, доставление съестных припасов в столицу».

Наряду с крупным родовитым и просвещенным купечеством после крестьянской реформы 1861 года в мелкие купцы и лавочники стали активно записываться разбогатевшие крестьяне. Они составили широкий слой мелкого купечества и предпринимателей.

В первой половине 19 в большая часть купцов в таких городах, как Липецк, Данков, Лебедянь, Раненбург, Задонск числились с «благоприобретенным капиталом». Это был слой предпринимателей первого поколения – выходцев из крестьянской или мещанской среды. Купеческая семья была частью разветвленного купеческого рода. Род охватывал одну или несколько сфер деятельности, будь то торговля, фабричное производство, банковская деятельность. Семьи купцов были традиционно большими. Так, у жившего в середине 19 века елецкого купца 1 гильдии И.Г. Барбашина было 12 детей. Редко в какой семье было менее трех детей. Традиционно детей в купеческих семьях активно приобщали к самой разнообразной деятельности с раннего возраста. К 15-16 годам они могли уже совершать самостоятельные коммерческие поездки в другие города, вести конторские книги, покупать и продавать партии товаров, помогать отцу во всем. Это были первые «купеческие университеты» [4].

Но уже к середине 19 века купечество стало отдавать своих детей в мужские и женские гимназии, реальные училища. Естественно, что свою дальнейшую карьеру наследники купеческих родов связывали с другими поприщами на ниве общественного служения: в качестве врачей, инженеров, военных. В то же время изменялись интересы самого крупного купечества, создававшего акционерные общества, активно развивавшего фабричное производство.

Одной из форм участия купечества в общественной жизни была благотворительность. Виды благотворительности были различные: участие в различных «попечительных» заведениях, устройство за свой счет различных хозяйственных объектов, мостов и т.п., частные добровольные пожертвования во «вспомоществование» беднейшим лицам, раненым во время военных действий воинам.

В качестве примера можно привести такой исторический факт: мельницы елецких купцов первой гильдии, потомственных почетных граждан М. Жаворонкова и С. Ростовцева четыре недели в году (месяц) работали на содержание малоимущих. Сегодня мы можем говорить о том, что свой вклад в развитие города Лебедянь внесло и лебедянское купечество, обладавшее значительными капиталами. Помимо общественных сборов на строительство церквей, купцы лично жертвовали на храмы и монастыри, большие суммы. Зачастую самые уважаемые из них становились ктиторами (церковными старостами). Среди таких деятелей елецкий купец И. Г. Петров, лебедянский купец Н.И. Игумнов. Все городские храмы и монастыри были построены с участием местного дворянства и купечества.

Дома, в которых жили купцы, были разные, в зависимости от достатка. Представители первых двух гильдий имели в основном каменные двухэтажные особняки с удобствами. Они располагались на главных городских улицах: в центре – исключительно каменные двухэтажные дома, на окраинах – деревянные на каменном фундаменте. Лето богатые купеческие семьи проводили вполне по-барски в загородных имениях, расположенных в живописных уголках губерний: совершали конные, велосипедные прогулки, охотились, занимались садоводством. Осень и зиму проводили в городах, глее занимались делами, где учили детей.

Представители крупного купечества занимали важные посты в городском самоуправлении и принимали на себя общественные должности. Чаще всего они возглавляли городские думы. Городская и общественная служба хотя и отвлекала от торговли и предпринимательской деятельности, но «за отличное усердие и особые труды» могла оцениваться грамотами, медалями, орденами и, соответственно, правом на почетное гражданство. Орденами награждали редко, в основном золотыми и серебряными медалями, которые по статусу носили на шее или в петлице на орденских лентах.

Несмотря на уменьшение численности купечества к началу 20 века, оно продолжало занимать ведущее место в торгово-промышленной сфере экономики. Имея солидные капиталы и природную коммерческую жилку, купцы и промышленники расширяли свои дела, создавали торговые дома, фирмы, товарищества, фабрики, заводы.

Вывод: Конец 19 – начало 20 века – время бурного развития экономики России. Повсеместный рост числа торгово-промышленных предприятий, банков, развитие сельского хозяйства. Все это не могло не сказаться на торговой жизни провинциальных городов: открывались новые магазины с бакалейными и другими товарами, росло число фабрик и заводов. Не исключение – города, ныне входящие в состав Липецкой области. Почти все торгово-промышленные предприятия в городах нашего края принадлежали купцам. Продукция сбывалась в собственных магазинах и городских лавках или вывозилась в другие места России. Каждый, независимо от деятельности и состояния, вносил свой вклад в экономическое развитие нашего края.

3 Лебедянское купечество

ГородЛебедянь был основан в начале XVII века для военно-оборонительных целей и заселен служилыми людьми: детьми боярскими, стрельцами, пушкарями, казаками. Уже в 1627 году в писцовой книге упоминается конская площадь в большом остроге. Знаменитая конская ярмарка, по-видимому, ведет начало с того отдаленного времени.

К концу XVIII- началу XIXвв. Лебедянь уже превратилась в крупный торговый и административный центр округи: «в городе публичных строений: «… градская крепость укреплена была с северной стороны небольшим земляным валом… Внутри коей соборная церковь Казанския Пресвятыя Богородицы и казенное строение – соляные магазины и для хранения денежной казны кладовая каменная, присутственные места, винный выход, а затем во оной крепости и в предместии купеческое строение – торговые лавки, амбары деревянные. И купеческих дворов пятнадцать, а, впрочем, купечество и мещанство жительство имеет в близлежащих к городу слободах. Оного города купечество торги имеют не в одном своем, но и в других городах… в Москве, Туле, Калуге…» Статус уездного города и развитие купеческого сословия в Лебедяни способствовали расширению в городе каменного строительства [1].

Торговая жизнь города начала XIX века описывалась так: «Здешние купцы и мещане производят торг шелковыми, бумажными и шерстяными материями, сукнами, сахаром, часть – виноградными винами, серебряными вещами и разными изделиями, товары получают во время ярмарок от приезжающих купцов. Торги бывают каждую неделю по пятницам, на которые крестьяне из ближних селений привозят разный хлеб и овощи. Некоторые купцы и мещане отъезжают в Малороссию и в казачьи местечки, где закупают рогатый скот, рыбу, мед, воск, сало, пеньку, шерсть, кожи, отвозят все это на продажу в города: Москву, Тулу, Калугу. Вообще же жители городские наибольше получают дохода от постояльцев во время ярмарок.

В 1832 году для купцов ввели личное и потомственное звание «почетный гражданин». Для его получения требовалось, чтобы кандидат, кроме необходимого капитала, имел заслуги перед городом, чтобы не был судим и т.д. Для потомков вчерашних крестьян, которые становились купцами, это звание давало возможность начать государственную службу, получить чин и со временем перейти в неподатное сословие – дворянство. В 1848 году в Лебедяни было объявлено 90 купеческих капиталов (три второй гильдии и восемьдесят семь – третьей). В городе насчитывалось 373 лавки, 3 харчевни, 3 гостиницы, 2 ренсковых погреба и семь питейных домов.

В 1850 году в Лебедяни насчитывалось 14 купеческих фамилий второй гильдии. По отчету Лебедянского полицейского управления, в 1865 году в городе был объявлен один капитал по первой гильдии и 86 – по второй (что, однако, оказалось на 6 меньше, чем в предыдущем году) [1]. Город рос, увеличивалась и численность городского населения. Как правило, такой прирост происходил за счет крестьян, выкупившихся у барина или отпущенных на волю. Часть крестьянства, занимавшего значительное место в составе городского населения, переходила в мещанство и купечество. Кроме того, пополнение лебедянского купечества происходило в результате переезда сюда купцов из других территорий. Купечество, как и мещанство, было достаточно открытым сословием. В связи с частными ухудшениями экономической ситуации или усилением налогового пресса правительства представители этого сословия совершали нисходящее движение по социальной лестнице и становились мещанами. В архивных документах встречаются имена лебедянцев, которые периодически числились то мещанами, то купцами. Однако в городе были и старые купеческие династии, в которых семейное дело передавалось из поколения к поколению. Такая семейно-деловая консолидация стала особым способом выживания купеческого сословия города в условиях кризиса хлебной торговли в середины 1850-х гг.

В конце XIX – начале XX века в Лебедяни, в которой проживали 13 тысяч жителей, торговой деятельностью занимались около 3 500 горожан. Бакалейные магазины Н. М. Кузнецова и И.А. Чурилина, галантерейные М.А. Журавлевой и М.В. Перелыгина, железоскобяные В.А. Игумнова и П.П. Проскурина, мануфактурные Сорокиных, С.М. Коленкина и А.В. Овсякова. Магазин «Щука» рыботорговца Маслова обеспечивали жителей города необходимыми товарами. В городе действовали агентство русского торгово-промышленного коммерческого банка и девять торгово-промышленных предприятий, главные из которых – мыловаренный, два кожевенных и винокуренный заводы. Развивалась хлебная торговля, из Лебедяни отправляли хлеб в зерне, муку ржаную, сахарный песок, рогатый скот, лошадей, яйца, кожи невыделанные. Сюда ввозили лесные материалы, дрова, нефтяные продукты и прочие товары.

Вывод: Имея солидные капиталы, лебедянское купечество расширяло свои виды деятельности, участвовало в общественных и благотворительных делах города. Развитие купеческого сословия в Лебедяни способствовали расширению в городе каменного строительства.

3.1 Купеческие династии

В 1785 году жалованная грамота Екатерины II окончательно определила структуру городов и их права. В зависимости от объявленного капитала, купцы входили в три гильдии. Особую категорию образовывали «именитые граждане»: ученые, художники, артисты и лица, обладавшие значительными капиталами (банкиры, оптовые торговцы, верхушка купечества).

Купеческие династии, в которых старшие передавали дело младшим, сыновья продолжали дело отцов и дедов, существовали в Лебедяни издавна. Воспоминания П.Н. Черменского и С.Н. Игумнова дают достаточно подробное описание этих родов. Первое место в городе в середине 19 века занимали купцы Игумновы. Позднее стали появляться другие. Как правило, это были выходцы из крестьян или ремесленников. Будучи людьми предприимчивыми и энергичными, они становились приказчиками у богатых купцов, занимались мелкой торговлей, пригоняли с Украины скот, стремительно наживали состояния, скупали дворянские имения и дома.

В родстве с купцами Игумновыми состояли купцы 2 гильдии Проскурины (иногда Праскурнины). Николай Александрович Проскурин в 1861 году был избран городским головой. Ему принадлежал каменный двухэтажный дом (впоследствии в нем разместилась земская больница). Брат Петр Александрович жил в двухэтажном доме на Дворянской улице. Проскурины вели крупную торговлю хлебом и скотом, который закупали на Украине и продавали в Москве. Проскуриным принадлежало в городе несколько крупорушек. В то время в уезде сеяли много гречихи, и в городе работало до 20 крупорушек, велась бойкая торговля крупой. Кроме Игумновых и Проскуриных, богатыми купцами в Лебедяни второй половины 19 века были Поповы. Их родоначальнику принадлежал дом на Кузьминской (на углу улиц Антонова и интернациональной, не сохранился) – типичное купеческое здание того времени с каменным нижним этажом – для торговли и деревянным верхом – для жилья. У Игната было два сына – Степан и Петр. Они торговали шапками и картузами, кожаными товарами и разной мелочью [12].

К лебедянским купеческим родам относилась семья Стрельниковых. Родоначальником семейства стал кузнецкий мещанин Семен Стрельников. От него родились трое сыновей: Иван, Тимофей и Филипп. Основным занятием семьи была выделка струн и роговых гребешков. Сыновья Ивана Стрельникова - Павел и Алексей оказались весьма предприимчивыми людьми. Павел Иванович построил кожевенный завод на речке Городянке, а Алексей Иванович занялся сперва разведением свиней, а затем скупкой и сводом помещичьих лесов. В 1870-е годы первый приобрел дом на Дворянской (сейчас здание милиции) у помещика Селехова и купил богатое имение у села Хрущево Ефремовского уезда с барским домом и обширным старинным парком.

Известным купцом в Лебедяни и благотворителем был Александр Васильевич Овсянников. Он происходил из государственных крестьян села Новое Ракитино Лебедянского уезда. С молодых лет, обладая умом и деловой хваткой, он успешно вел торговые дела. Ему принадлежал мануфактурный магазин в северной части лебедянских торговых рядов. В магазине был большой выбор тканей. Своим отношением к покупателям он оставил о себе добрую память у лебедянцев. Старожилы рассказывали, как уважительно он встречал своих покупателей, предлагая тот или иной товар, раздавая советы.

Богатыми людьми в Лебедяни начала 20 века были купцы Иншаковы. Их отец Н.В. Иншаков был кураповским крестьянином, торговал по селам дегтем, керосином, солью. Нажив деньги, он открыл бакалейную торговлю в Лебедяни. Среди лебедянских купцов рангом пониже были Морозовы, Овсянниковы, Акимовы, Голевы, Нероновы, Катасоновы, Ангеловы, Журавлевы. Селезневы, Бланки, Масловы, Зуевы, Эпштейны и другие. Многие лебедянские купцы занимались хлеботорговлей – так называемой «ссыпкой хлеба», скупая зерно у крестьян и перепродавая в другие города и губернии [1].

3.2 Семья Масловых

Купцы Масловы были людьми примечательными, принимавшими активное участие в жизни своего небольшого, красивого уездного города. По семейному преданию, передававшемуся в семье Масловых из поколения в поколение, начало родословной этой известной в Лебедяни купеческой фамилии связано с легендарной Маслихой, мещанкой и торговкой лебедянского базара, описанной в рассказе А.И. Левитова : «Скрипит по пыльной дороге ее тяжело нагруженная тележка, - тащит ее бабушка Маслиха, высокая такая старуха, с крутым лбом, полузакрытым ситцевым шлыком, с сердитыми на первый взгляд, но умными чертами лица,- тащит старая торговка свою телегу и временем, невзирая на раннее и, следовательно, прохладное утро, словно бы отмахиваясь от чего-то одной рукой, то другой рукой, отирает с желтых впалых щек трудовые, потные капли. Так плавно ходила Маслиха в своей упряжи, что кроме этих редких отмахиваний, в ней нельзя было подметить ни одного движения, которое бы хоть сколько-нибудь нарушало ту важность, с которой она хаживала на трудное дело честного кормления от своих собственных, как она выражалась, вдовьих рук. Словно бы не шла Маслиха, а плыла, и в это длинное плаванье, которое совершала она от своей избушки, как-то пугливо, совершенно по-сиротски прилепившейся на самом краю города, до рынка, она преимущественно любила петь длинную старинную псальму» [12]. Так или иначе, но, вероятно, эта Маслиха скопила достаточное состояние для того, чтобы ее сын Иван стал заниматься торговлей, а внук Петр Иванович Маслов уже стал крупным лебедянским купцом.

По воспоминаниям потомков, это был человек суровый, волевой, но очень трудолюбивый и работоспособный, целеустремленный, имевший деловую хватку. Везде у него был образцовый порядок. Петр Иванович, как правило, целый день проводил на своих заводах, а в магазинах торговали приказчики. Вероятно, своего благосостояния П.И. Маслов достиг уже на рубеже XIX - XX вв., когда, по некоторым сведениям, ему принадлежал спиртовой завод, булочная и даже рыболовецкая флотилия на Каспии. Так ли это было на самом деле, доподлинно установить не удалось. Однако, без сомнения, налаженные деловые связи с рыболовецкими артелями помогли Петру Ивановичу открыть в Лебедяни «Рыбное дело» и впоследствии стать известным в городе рыботорговцем. Рыбная лавка купца Маслова с большим стеклянным аквариумом с живой рыбой в свое время была одной из достопримечательностей Лебедяни. Этот затейливый магазин с большими окнами и серебристым флюгером в виде осетра стоит в центре города и в наши дни. В народе он больше известен как магазин «Щука». В 1911 году все недвижимое имущество купца оценивалось в 2 000руб.

Жена Петра Ивановича Донна Андреевна (в девичестве Болховитинова) была дочерью военного (по некоторым сведениям, подполковника). Большой дом Петра Ивановича располагался на Кузнецкой улице (сейчас улица Шахрая 23), и это место знали все нищие округи. Несмотря на недовольство мужа, Донна Андреевна Маслова потихоньку от него с заднего крыльца раздавала нищим милостыню. Петр Иванович, видимо, был больше сторонник официальной помощи нуждающимся и считал, что и так делает достаточно в должности попечителя женской богадельни. В семье Масловых было двое сыновей. Андрей болел эпилепсией и к двадцати годам умер.

Продолжателем купеческого дела стал сын Василий, родившийся в 1879 году. Однако, в отличие от отца, он был меньше склонен к предпринимательству, любил читать и не жалел денег на приобретение хорошо изданных книг русских классиков.

Женой Василия стала внучка священника с. Доброе о. Луки Мария Дмитриевна. В семье Василия Петровича родилось шестеро детей. Две дочери Лидия и Валентина умерли в детстве от скарлатины. Осталось четверо – Вера, Серафим, Василий и Софья. Молодые поселились в доме Петра Ивановича на Кузнецкой улице. Здесь же, в 16-м квартале, располагался мыловаренный заводик Масловых. Позднее Василий Петрович с семьей перебрался в новый дом, который построил на Кузьминской улице (сейчас Интернациональная, 42). После смерти Донны Андреевны Петр Иванович женился повторно. А в последние годы жизни женился и в третий раз. Новая жена была сильно моложе его и, по воспоминаниям родных, основательно уменьшила его состояние. Тогда он продал свой дом и переехал жить к сыну Василию, где умер в 1928 или 1929г.

Василий Петрович, как и отец, был очень энергичным, деятельным и предприимчивым, но деловая хватка у него была не та, что у отца и деда. В то же время это не мешало ему оставаться очень добрым человеком, что, однако, часто вредило его коммерческим делам. Рыбное дело перешло к Василию Петровичу еще при жизни отца, и теперь Василий сам ездил на лов рыбы, на Каспий, набирал там рыболовецкую артель, руководил ловом, а потом сам участвовал в засолке и транспортировке пойманного. Рыба, а особенно крупная сельдь «залом», всегда пользовалась большим спросом. А в дни церковных постов рыбные блюда вообще составляли основу меню. В городе и сейчас сохранился магазин Маслова. У Василия Петровича был не очень сильный, но красивый баритон, и он пел в церковном хоре. От отца музыкальность передалась сыновьям: оба владели музыкальными инструментами и даже играли в духовом оркестре в лебедянском городском саду.

Кончил свою жизнь Василий Петрович Маслов несчастно. В 30-е годы он был арестован по статье 58-10-2 и на три года сослан в Северный край. Причину ареста никто не знает. Когда старший сын Серафим пришел к арестованному отцу, тот сказал: «Забирай мать и бегите». Масловы бросили свой дом и уехали из Лебедяни. Василию Петровичу также было не суждено вернуться на родину. Отсидев положенный срок, он устроился на работу в геологоразведочную экспедицию, начальник которой пригласил Маслова работать в Казахстан. Умер Василий Петрович в конце ноября 1941 года в поезде, направляясь на работу с очередной поисковой геологической партией в Среднюю Азию. По-разному и непросто сложилась судьба детей бывшего купца Маслова, но самое главное, что им передали родители – это любовь к маленькому провинциальному городу Лебедянь. Купцы Масловы сыграли свою роль в деле обогащения и процветания города [12].

Общие выводы

  1. Купеческое предпринимательство и торговля в рамках развивающегося всероссийского рынка, проводимой политики поощрения и правительственной поддержки этих видов деятельности стали одним из основных условий стабильной жизни губерний. С полным основанием можно говорить, что русские купцы и промышленники материально подготовили тот расцвет национальной культуры, который наблюдался в России в конце 19 – начале 20 века.

  2. Конец 19 – начало 20 века – время бурного развития экономики России, повлёкшее за собой повсеместный рост числа торгово-промышленных предприятий, банков, развитие сельского хозяйства. Все это не могло не сказаться на торговой жизни провинциальных городов: открывались новые магазины с бакалейными и другими товарами, росло число фабрик и заводов. Не исключение – города, ныне входящие в состав Липецкой области. Почти все торгово-промышленные предприятия в городах нашего края принадлежали купцам. Продукция сбывалась в собственных магазинах и городских лавках или вывозилась в другие места России. Каждый, независимо от деятельности и состояния, вносил свой вклад в экономическое развитие нашего края.

  3. Имея солидные капиталы, лебедянское купечество расширяло свои виды деятельности, участвовало в общественных и благотворительных делах города. Развитие купеческого сословия в Лебедяни способствовали расширению в городе каменного строительства.

Заключение

Лебедянь – классический купеческий провинциальный город, почти не тронутый ХХ веком. Его архитектура удивительно гармонирует с окружающей природой и создает ощущение уюта. В городском пейзаже заштатного городка, описанного в повести «Уездное» Е. И. Замятина, легко просматривается лебедянская топография, мало чем изменившаяся к сегодняшнему дню.

Для того, чтобы восстановить память рода, недостаточно знать лишь имена и даты жизни предков. Нужно оценить их поступки, понять их характеры, знать их биографию в историческом контексте страны, региона, местности. Видеть лица предшественников на фотографиях, читать их письма, дневники. В сохранении памяти об ушедших поколениях кроется суть гуманистического отношения потомков к предкам, в этом - один из стимулов любви к родине, момент патриотического воспитания. А, значит, один из главных побудительных мотивов к достойной и праведной жизни, о которой напоминает нам в Лебедянском синодике Свято-Троицкого монастыря неизвестный монах начала XVIII века:

« иже бо кто имъетъ родъ и сердоболя, и чада, и тъмъ оставить память по себъ творити. Яко же Iоаннъ Златоустъ глаголетъ, аще нъцыи дети будутъ тати, или разбойницы, или пiаницы, да тЬмъ погубятъ память родителей своихъ, и будутъ пусти и беспамятни. Сихъ же память пребываетъ во вЬки ихъ же имена написа­ны въ книгахъ сихъ доколи миръ вселенныя стоитъ…».

Липецкая земля, как и любая частица великой России, - бесконечна в исторических проявлениях, в многообразии событий, фактов, имен, процессов. Эта земля вскормила, приютила, потчевала или приняла в свое лоно многих замечательных людей, слава которых вышла далеко за пределы Отечества.

Список использованных источников и литературы

    1. Акимов В.В. Лебедянь от А до Я., Липецк 2005. – 95 с.

    2. Бахрушин С. В. Научные труды, т. 2—3 (ч. 1), М., 1954. – 264 с.

    3. Замятин Е.И. Избранные произведения. М., 1990. – 544 с.

    4. Ключевский, В.О. История сословий в России / В.О. Ключевский. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 217 с.

    5. Рындзюнский П. Г. Городское гражданство дореформенной России, М., 1958. – 560 с.

    6. Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня. Под редакцией Л.В. Поляковой., ч.2.Тамбов 1994. – 412 с.

    7. Тихомиров М. Н. Древнерусские города, 2 изд., М., 1956. – 475 с.

    8. Черепнин Л. В., Образование русского централизованного государства в XIV—XV вв., М., 2013. – 904 с.

    9. Журнал Родина №1. М., 2004. – С. 10-14

    10. Волков М. Я. Формирование городской буржуазии в России XVII—XVIII вв., в сборнике: Города феодальной России. Сб. ст., М., 1966 [Электронный ресурс] - https://www.booksite.ru

    11. Жирова И.А., Федорова О.Н. Очерки истории предпринимательства в Липецком крае в конце XIX – начале XX века. [Электронный ресурс] - https://lib48.ru

    12. Записки Липецкого областного краеведческого общества., в. 6., Липецк [Электронный ресурс] - https://nlr.ru/kraeved_periodika/edition/134

    13. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район [Электронный ресурс] - https://vorgol.ru

Просмотров работы: 187