Чёрное золото

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чёрное золото

Шевцова А.А. 1
1МАОУ "СОШ №1" имени Г.И. Норкина
Клочкова Е.Ю. 1
1МАОУ «СОШ №1» имени Г. И. Норкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Мы живем в краю, где нефть является главным добываемым топливным ресурсом. Наш Ханты-Мансийский автономный округ – Югра очень богат месторождениями чёрного золота. Так образно называют нефть с древних времён. Многие мои знакомые заняты в нефтяной отрасли. В нашем округе профессия нефтяника одна из самых востребованных. Школа, в которой я учусь, названа в честь первооткрывателя самотлорской нефти Григория Ивановича Норкина. Мой родной город Мегион растёт и развивается благодаря открытым здесь месторождениям нефти.

Знакомясь с полезным ископаемыми России в 8 классе, мне стало интересно узнать, как образуется нефть, какими свойствами она обладает, почему её называют чёрным золотом, как использовали нефть в древности и что производят из неё сейчас?

Проблема: почему нефть называют чёрным золотом?

Гипотеза: если всесторонне изучить информацию о нефти, то можно будет понять, почему это полезное ископаемое называют чёрным золотом.

Объект изучения: осадочные полезные ископаемые.

Предмет изучения: нефть.

Цель работы: определить особенности нефти как полезного ископаемого и создать интерактивную викторину «Чёрное золото», для расширения кругозора и повышению интереса учащихся к данному природному ресурсу.

Задачи:

1.Изучить свойства нефти, её происхождение, места добычи в мире и в России, её применение в древности и в современном мире.

2. Выявить в чём ценность нефти и почему её называют чёрным золотом.

3.Проанализировать полученную информацию.

4. Разработать интерактивную викторину «Чёрное золото» в формате «Своей игры».

5. Рассказать о нефти и провести интерактивную викторину в своем классе.

6. Провести опрос среди ребят своего класса.

Методы:

1.Теоретический метод позволил узнать физические и химические свойства нефти, её происхождение, применение в древности и использование продуктов нефтепереработки в современном мире;

2. Метод оценивания позволил выявить ценность нефти в современном мире и понять, почему её образно называют «черным золотом»;

3.Картографический метод позволил определить районы нефтедобычи в мире и в России;

4.Метод социологического опроса позволил выявить, насколько интересна данная информация о нефти моим одноклассникам;

5.Метод рефлексии помог проанализировать и своевременно скорректировать собственную деятельность;

Библиография:

  1. Судо М. М. Нефть и горючие газы в современном мире. – М.: Недра, 2002г. в данной книге содержится подробная информация о составе нефти, ее свойствах и происхождении.

  2. Химия. Школьный иллюстрированный справочник. – М.: Росмэн, 2012г. в данном справочнике я познакомилась с информацией о применении нефти в древности и современном мире.

  3. https://prognostica.info/news/top-10-krupnejshih-v-mire-mestorozhdenij-nefti/ на данном сайте я узнала о крупнейших месторождениях нефти в мире и в нашей стране.

Основная часть

Глава I. Нефть – чёрное золото.

Земная кора сложена полезными ископаемыми и минералами различного происхождения. По происхождению выделяют три группы горных пород: магматические, осадочные и метаморфические. К осадочным горным породам относятся: нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы, песок, глина, мел, фосфориты и поваренная соль. Современному человеку трудно представить себе мир без нефти. Нефть использовали с древнейших времен. После изобретения двигателя внутреннего сгорания нефть стали называть «чёрным золотом».

1.1 Физические и химические свойства нефти.

Нефть– это природная горючая жидкость со специфическим запахом, природного происхождения. В её основной состав входит сложная смесь углеродов различной молекулярной массы и некоторых других химических соединений. Нефть является ископаемым топливом. В XX - XXI веках нефть получила «название» одного из важнейших полезных ископаемых.

При слове «нефть» многие представляют чисто-черную маслянистую жидкость, но это определение не всегда верно. Иногда цвет нефти варьирует в буро-коричневых тонах от грязно-желтого до темно-коричневого, изредка встречается нефть, окрашенная в светлый жёлто-зелёный цвет, и даже бесцветная, а также насыщенно зелёная нефть. Имеет специфический запах, который также варьируется от лёгкого приятного до тяжелого и очень неприятного.

Цвет и запах нефти в значительной степени обусловлены присутствием азот-, серо- и кислородсодержащих компонентов, которые концентрируются в смазочном масле и нефтяном остатке. Например, в зелёной нефти обычно много серы; в коричневой и чёрной – асфальтенов и смол; жёлтая, оранжевая и прозрачная содержат легкие фракциипопутных нефтяных газов и газоконденсата, которые выкипают при температуре ниже 100 градусов по Цельсию. Большинство углеводородов нефти в чистом виде лишено запаха и цвета. Лёгкие нефти вскипают при 50–100°С, тяжёлые – при температуре более 100°С. Самая высокая температура кипения у парафинов, поэтому при понижении температуры они выпадают из нефти в осадок. При извлечении нефти из высокотемпературных пластовых условий на земную поверхность по стволу буровой скважины парафины откладываются на стенках труб.

Вязкость и температура плавления также изменяются в широких пределах. Плотность нефти, как и других углеводородов, сильно зависит от температуры и давления - некоторые её сорта остаются жидкими на сибирских морозах, другие же твердеют при летней температуре воздуха в средней полосе.

Нефть – легковоспламеняющаяся жидкость. Нефть растворима в органических растворителях, в обычных условиях нерастворима в воде, но может образовывать с ней стойкие эмульсии. В технологии для отделения от нефти воды и растворенной в ей соли проводят обезвоживание и обессоливание.

Вязкость нефти – это свойство оказывать сопротивление перемещению частиц нефти относительно друг друга в процессе её движения. Вязкость определяет степень подвижности нефти. Подавляющая часть месторождений нефти приурочена к осадочным породам. Нефть обнаруживается вместе с газообразными углеводородами на глубинах от десятков метров до 5-6 км.

С химической точки зрения состав нефти и газа очень прост. Основными элементами, образующими нефть и газ, являются углерод – С и водород – Н. Содержание углерода в нефти – 83 – 89 %, содержание водорода – 12 – 14 %. В небольших объёмах в нефти содержатся сера – S, азот – N и кислород – О. Углерод и водород присутствуют в нефти в виде множества соединений, называемых углеводородами.

Единой химической формулы нефти просто не существует. Нефть – это целый список химических формул, поскольку это множество веществ в одной маслянистой смеси.

    1. Происхождение нефти.

Есть несколько популярных гипотез происхождения нефти, которые были предложены величайшими умами своего времени.

Биогенная или органическая: впервые её смог чётко сформулировать знаменитый учёный М.В. Ломоносов. Это одна из самых популярных и поддерживаемых учёными теорий. Согласно этой гипотезе, нефть появилась из-за разложения на дне водоёмов животных и растений.Остатки скапливались и собирались, постепенно уплотнялись, потом частично разлагались, попадали на глубину 3-4,5 км. При температуре 140-160 градусов углероды отделялись от органической массы, получалась нефть, заполнявшая все подземные пустоты.Русский ученый Н.Д. Зелинский провел свои опыты, используя растительность с озера Балхаш. Он смог добыть из них керосин, бензин и метан.

Абиогенная или неорганическая:этутеорию происхождения нефти, которую также называют карбидной, предложил Д.И. Менделеев. Она также популярна среди учёных. Менделеев был уверен, что наша планета состоит из расплавленного железа, а его спутниками являются карбиды. Нефть – это продукт, получившийся после реакции воды, попавшей в разломы горных пород и карбидов железа. Учёный провёл эксперимент, подтвердивший его слова. Но у неё есть и свои противники. Если бы данная теория оказалась истинной, то можно было бы пробурить более глубокие скважины и получить неограниченные запасы «чёрного золота». Те, кто придерживаются и биогенной, и абиогенной гипотезы, говорят, что запасы нефти не возобновляемы, то есть через какое-то время закончатся.

Космическая: основоположником этой теории является В.Д. Соколов, который был уверен, что нефть появилась из-за того, что к нам из космоса попали неорганические компоненты. И, несмотря на то, что этот русский учёный жил в конце XIX века, современные исследования подтверждают его гипотезу, у неё все больше сторонников.Не исключено, что уже через несколько веков люди придумают что-то новое, и «чёрное золото» обесценится, но пока без него мы не справляемся.

Таким образом, существует несколько гипотез о происхождении нефти, наиболее общепризнана теория биогенного происхождения, объясняющая, что нефть образуется десятки-сотни миллионов лет из остатков живых организмов.

    1. Использование нефти в древности.

Столетиями нефть использовали не как топливо, а в качестве чудо-оружия, строительного материала, средства для бальзамирования и лечебных мазей. Археологические раскопки убедительно свидетельствуют о том, что нефть была известна уже в эпоху шумерской цивилизации. Позднее этот опыт переняли ассирийцы. А в годы правления Навуходоносора II в Вавилоне проводились масштабные строительные работы с применением нефтепродуктов. При возведении знаменитых стен, башен и ворот столицы Вавилонского царства нефть использовали в качестве вяжущего материала. По некоторым данным, компоненты чёрного золота нашли применение в строительных целях, в частности, для гидроизоляции в Древней Индии.

Жители Древнего Египта обнаружили полезные качества нефтепродуктов для мумифицирования. Вероятно, в районе Мёртвого моря добывался природный асфальт, что в переводе с греческого означало «смола», который затем доставлялся в долину Нила и там становился важным компонентом при мумификации.

Первые упоминания о применении нефти в качестве зажигательного оружия относятся ко II веку до н. э. Но настоящую славу «греческому огню» принесли византийцы. В 673 году инженер по имени Каллиник Гелиопольский сконструировал особое устройство для метания зажигательной смеси с помощью насоса и медной трубки. С одобрения императора Константина IV новое оружие начали монтировать на византийских боевых судах. Успех превзошёл все ожидания. После падения Константинополя рецепт приготовления зажигательной смеси был утерян.

В своей книге о путешествии на восток Марко Поло упоминает необычное маслянистое вещество, которое используют при кожных заболеваниях в качестве полезной мази. Вероятно, речь шла о нафталане, одном из сортов нефти, который на территории древнего Азербайджана использовали в качестве лечебного средства. Особой популярностью пользовалось купание в ваннах, наполненных густой чёрной массой.До 18 века нефть преимущественно использовалась в натуральном, т.е. в не переработанном и неочищенном виде.

Преимущественное использование переработанной нефти началось только во 2-й половине 19 века, чему способствовал возникший в это время новый способ добычи нефти с помощью буровых скважин вместо колодцев. Первая в мире добыча нефти из буровой скважины состоялась в 1846 году на Биби-Эйбатском месторождении вблизи Баку.

Таким образом, нефть уже использовалась за 6 тыс. лет до нашей эры. В строительстве, для бальзамирования тел умерших, в качестве зажигательного оружия и изготовления лечебных мазей и ванн.

    1. Что получают из нефти в современном мире?

Нефть в сыром виде почти нигде не используется, для получения из нее ценных вещей она проходит несколько стадий обработки. В результате получают нефтепродукты, состоящие, главным образом, из органических соединений. Самая большая группа продуктов из сырой нефти – топливо и энергоносители, в нее входят: бензин, керосин, дизельное и реактивное топливо, мазут, сжиженный газ. Нефтяные продукты получают путем разделения сырой нефти на фракции различными методами. Из одних менее летучих тяжёлых компонентов делают смазочные материалы и парафиновый воск, другие используют при производстве асфальта и в строительстве.

Компоненты, получаемые в результате нефтепереработки, идут на изготовление целой массы предметов, которые мы каждый день используем в быту. Список «нефтяных» продуктов огромен, если его составить, может появиться ощущение, что нефть окружает нас практически повсюду. Пластмасса сделана из нефти. Из нефтяных компонентов производят массу средств бытовой химии: моющие средства, растворители, лакокрасочные изделия. Крупный сегмент занимают изделия из полиэтилена, которые тоже являются производными нефти, — это пакеты, мешки, контейнеры для еды.

Практически во всех косметических средствах доля нефтепродуктов составляет около 80%. Частичка нефти есть в шампунях, карандашах для глаз и губ, помадах, краске для волос, тенях для век. Нефтяные включения имеют в том числе дезодоранты, антиперспиранты и даже зубные пасты. А парфюмерия и вовсе на 99% состоит из продуктов нефтехимии. Всё потому, что большинство получаемых веществ имеет очень схожий с натуральными ароматами запах: к примеру, индол имеет ярко выраженный запах жасмина.

Отдельные компоненты нефти нашли широкое применение в медицине. Так, из фенола производят антибиотики, антисептики, успокаивающие средства, лекарства от аллергии, таблетки от головной боли, инфекционных заболеваний. Кроме того, фенол применяется для изготовления всем известного аспирина. А для лечения желудочно-кишечных заболеваний используется производная аспирина фенилсалицилат. Из другого нефтепродукта – анилина, выпускают противомикробные препараты.

Масса современной одежды изготавливается из ткани «нефтяного» происхождения. Сейчас никого не удивишь свитером из полиэстера или же колготками из нейлона, а оба эти материала являются продуктом нефтепереработки, как, например, и вискоза.

Сейчас около 40% всего текстиля не обходится без синтетической ткани. Особенно мощно нефть внедрилась в спецодежду. Изделия, выполненные с вкраплениями полиэстера, не мнутся, не растягиваются и при этом легко стираются. Огромная часть искусственной ткани используется для изготовления штор, ковров, обивки мебели.

Нефтехимическая промышленность пустила свои корни даже в сферу питания. Знакомые всем красители, загустители, ароматизаторы и прочие добавки в продукты есть не что иное, как результат переработки углеводородов.

Даже, казалось бы, полезные органические продукты носят некий «нефтяной» отпечаток – растения сейчас нередко выращивают с добавлением синтетических удобрений, а животных кормят искусственными добавками. Современные технологии позволяют производить из нефти белок, из которого без труда делают мясную продукцию, идентичную по цвету и запаху органической – например, сосиски или колбасы.

Обобщая вышесказанное, продукты из нефти окружают нас повсюду. Из нефти изготавливают не только топливо, пластмассу и энергоносители, но и продукты питания, одежду, парфюмерию, косметику и лекарства.

    1. Районы добычи нефти в мире.

Месторождения нефти распределены по земному шару неравномерно. Главными районами запасов нефти являются бассейны — Персидского залива, Западно - Сибирский, Мексиканского залива, Волго-Уральский, Суматринский, Оринокский, Сахарский, Гвинейского залива и Североморский. (Приложение - карта)

Ведущее место по добыче нефти занимают: Саудовская Аравия, Венесуэла, Россия, США, Мексика, Нигерия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Великобритания, ОАЭ, Канада и Норвегия. Основные экспортёры нефти: страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран, Ирак), Карибский район (Венесуэла), Северная и Западная Африка (Тунис, Ливия), Россия, Индонезия, частично Северная Европа (Норвегия).

В результате образовался огромный территориальный разрыв между основными районами добычи нефти и районами её потребления.

Приложение 3.

    1. Крупнейшие месторождения нефти в России.

По запасам нефти Россия занимает 7 место в мире, а вот по добычи находится на 2-3 месте в зависимости от года. Основными бассейнами нефти в России являются: Западная Сибирь, Волго-Уральский, Тимано-Печорский, Северо -Кавказский, Восточно – Сибирский районы. Крупнейший бассейн по добыче нефти - Западно - Сибирский. (Приложение – карта). На этой территории открыто больше 500 месторождений, которые содержат газ и нефть. На территории Волго-Уральского бассейна 212 нефтяных и 19 газовых месторождений. Тимано-Печорский бассейн известен наиболее крупными месторождениями: Усинское, Вуктыльское и Интинское. Северо - Кавказский старейший бассейн. Восточно - Сибирский молодой бассейн. Резервными являются шельфы морей Тихого и Северного Ледовитого океанов. Приложение 3.

Одним из крупнейших месторождений нефти является Самотлорское месторождение, которое расположено в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. Названо так в честь озера Самотлор, под дном которого это месторождение и расположено. Открыто в мае 1965 года, когда из скважины, пробуренной у этого озера бригадой Григория Ивановича Норкина. Разведку месторождения проводила Мегионская нефтеразведочная экспедиция под руководством В. Абазарова. Промышленная добыча началась в 1969 году. В 1981 году была добыта миллиардная тонна нефти. На сегодняшний момент разведано и используется десять. Ежегодно месторождение дает около 22 000 000 тонн нефти. Геологи оценивают здесь запасы нефти в размере около 7 миллиардов тонн. Сейчас месторождение почти наполовину исчерпано.

Таким образом, Россия очень богата нефтью, возможно крупнейшие месторождения еще будут открыты. Мы живем в округе, который является основной нефтяной базой нашей страны. Большую часть доходов в экономику наша страна получает от продажи нефти другим странам. Из-за высокой ценности нефти и разнообразия продуктов нефтепереработки нефть получила название – «чёрное золото». Даже название школы, в которой я учусь, связано с первооткрывателем Самотлорской нефти Григорием Ивановичем Норкиным. Приложение 4.

Глава II. Интерактивная викторина

Интерактивные викторины - это контент, в котором человек отвечает на вопросы, а затем получает конкретный результат или оценку. Результат основан на расчете взаимодействий пользователя и ответов, которые он дал на каждый вопрос.

Интерактивная викторина направлена на проверку знаний целевой аудитории по конкретному предмету или на то, чтобы узнать больше об их мнении.

Есть несколько основных элементов, которые следует включить для достижения наилучших результатов при разработке интерактивной викторины.

  1. Привлекательное название: чтобы привлечь учеников к участию в интерактивной викторине, у нее должно быть привлекательное название, соответствующее теме.

  2. Четко написанные и понятные вопросы: вопросы должны быть написаны четко, легко для понимания и с простыми ответами. 

  3. Привлекательный дизайн и графика: интерактивная викторина должна быть увлекательной и при этом визуально привлекательной. 

  4. Четкие результаты: когда участник завершит тест, результаты должны быть легко подсчитываемыми. 

Видов интерактивных викторин существует много, я решила за основу взять форму викторины «Своя Игра». С данной викторине создается несколько тематических секторов, к каждому тематическому сектору подбираются разные вопросы по уровню сложности. За каждый правильный ответ можно заработать разное количество баллов.

Изучив информацию по структуре интерактивной викторины,

я приступила к ее созданию. В своей работе я выделила несколько этапов:

  1. этап: анализ и выбор информации для вопросов о нефти;

2 этап: составление правил викторины:

Игра проводится между командами. Команды играют по очереди.

Участникам предлагается несколько тем, сообщаемых до начала игры.

Каждая тема состоит из 4 вопросов разной степени сложности от 100 до 400 баллов: 100 баллов «стоит» самый простой вопрос темы, 400 — самый трудный.

После выбора категории команде даётся 50 секунд на обсуждение ответа.

Если команда даёт верный ответ, баллы засчитываются; если неверный или неточный - отнимаются.

3 этап: определение тематических категорий, я создала 7;

4 этап: формулировка 28 вопросов, загадок и ребусов про нефть, соотнесение их с количеством баллов;

  1. этап: выбор дизайна презентации в программе Power Point.

  2. этап: создание интерактивной презентации в программе Power Point.

При составлении викторины, я воспользовалась следующими ресурсами:

https://clideo.com/ru/cut-audio - обрезка, редактирование звука файла mp3

https://zvukipro.com/predmet/316-zvuk-taymera.html – поиск мелодии «Таймер»

https://kladraz.ru/blogs/blog26054/konspekt-klasnogo-chasa-den-neftjanika-dlja-studentov-spo.html – поиск, подбор загадок

https://prazdnovik.ru/zagadki-na-den-rabotnikov-neftyanoj-i-gazovoj-promyshlennosti.html – поиск, подбор интересных вопросов

https://vk.com/wall-183578876_2543 – ребусы про нефть от VK-сообщества «Культура безопасного производства»

https://rebuskids-ru.turbopages.org/rebuskids.ru/s/create-rebus – создание ребусов

Браузер yandex.ru - для поиска фотографий и картинок, справочной информации

Интерактивную викторину я представила в своем 8 «Г» классе и провела анкетирование после ее проведения. Приложение 2.

Результаты анкетирования:

1.При проведении викторины, узнали ли вы интересные факты о нефти, как природном ресурсе?

А) Да 75% Б) Нет 25%

2.После проведения викторины, захотелось ли вам узнать больше о происхождении нефти, ее составе, значении и использовании в современном мире?

А) Да 60% Б) Нет 40%

3. Понравилась ли вам викторина?

А) Да 85% Б) нет 15%

Результаты анкетирования в диаграммах представлены в приложении. Приложение 1.

Результаты анкетирования показали, что большинству моих одноклассников викторина понравилась, ребята узнали интересные факты о нефти и им захотелось, уже самостоятельно изучить больше информации о данном природном ресурсе.

Заключение

В ходе работы над проектом я выяснила, что нефть – это осадочное полезное ископаемое, которое находится в районах, где раньше были донья древних океанов, морей и озёр. Чаще всего нефть имеет бурый цвет, запах у нефти очень специфический: от лёгкого приятного до тяжелого и очень неприятного. Качество нефти бывает разным, а единой химической формулы у нефти не существует, так как это целый список химических формул и множество веществ в одной маслянистой смеси. Существует несколько гипотез о происхождении нефти, наиболее общепризнана теория биогенная, объясняющая, что нефть образуется десятки и сотни миллионов лет из остатков живых организмов. Нефть уже использовалась за 6 тысяч лет до нашей эры в строительстве, для бальзамирования тел умерших, в качестве зажигательного оружия и изготовления лечебных мазей и ванн. Уже в древние времена нефть стали называть «чёрным золотом», из-за её высокой ценности и широкого спектра применения в разных областях человеческой жизнедеятельности. Сейчас из нефти изготавливают не только различные виды топлива, энергоносители, пластмассу, но и продукты питания, одежду, парфюмерию, косметику и лекарства.

Ведущее место по добыче нефти занимают: США, Россия, Саудовская Аравия, Мексика, Венесуэла, Кувейт, Великобритания, ОАЭ, Канада и Норвегия. По запасам нефти Россия занимает 7-ое место в мире, а вот по добычи находится на 2-3 месте. Одним из крупнейших месторождений нефти в России является Самотлорское. Открыто это месторождение было в 1965 году бригадой Григория Ивановича Норкина, в честь которого названа наша школа.

Чтобы поделиться полученными знаниями о нефти с учениками нашей школы я создала интерактивную викторину «Чёрное золото», состоящую из 28 вопросов, загадок и ребусов про нефть. Викторину я провела в своём 8 «Г» классе и после проведения самой викторины и анкетирования я получила следующие результаты: большинству моих одноклассников викторина понравилась, ребята узнали интересные факты о нефти и им захотелось, самостоятельно изучить больше информации о данном природном ресурсе.

Таким образом, результаты анкетирования показали, что мне удалось достичь цели проекта. Данную викторину можно использовать в урочной и внеурочной деятельности обучающихся в 8-11 классах.

Подводя итог всей работы, можно сделать вывод о том, что созданный проект и интерактивная викторина будут способствовать повышению уровня географической и картографической грамотности у обучающихся.

Список использованных источников и литературы

  1. Грей Ф. Добыча нефти. - М.: Олимп-Бизнес, 2014. - 416 c.

  2. Еременко Н. А. Справочник по геологии нефти и газа. - Москва: Недра, 2002. - 485 с.

  3. Судо М. М. Нефть и горючие газы в современном мире. – М.: Недра, 2002г. в данной книге содержится подробная информация о составе нефти, ее свойствах и происхождении. -215с.

  4. Фомин, Г.С. Нефть и нефтепродукты. Энциклопедия международных стандартов - М.: Протектор, 2011. - 110 c.

  5. Химия. Школьный иллюстрированный справочник. – М.: Росмэн, 2012г. в данном справочнике я познакомилась с информацией о применении нефти в древности и современном мире. 110с.

Интернет – Источники

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нефть

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Переработка_нефти

  3. https://hbh.ru/neft-i-gaz/

  4. https://web.archive.org/web/20131005002806/http://elemental.kz/elementnyj-sostav/cvet-i-zapax-nefti.html

  5. https://asuneft.ru/benzin/him-sostav-struktura-i-formula-nefti-himicheskie-soedineniya-komponenty-nefti.html

  6. https://neftegaz.ru/tech-library/energoresursy-toplivo/141832-neft/

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Битум

  8. https://prognostica.info/news/top-10-krupnejshih-v-mire-mestorozhdenij-nefti/

  9. https://clideo.com/ru/cut-audio

  10. https://zvukipro.com/predmet/316-zvuk-taymera.html

  11. https://kladraz.ru/blogs/blog26054/konspekt-klasnogo-chasa-den-neftjanika-dlja-studentov-spo.html

  12. https://vk.com/wall-183578876_2543

  13. https://rebuskids-ru.turbopages.org/rebuskids.ru/s/create-rebus

Приложение 1

Результаты анкетирования

Вопрос 1 При проведении викторины, узнали ли вы интересные факты о нефти, как природном ресурсе?

 

25%

75%

Вопрос 2 После проведения викторины, захотелось ли вам узнать больше о происхождении нефти, ее составе, значении и использовании в современном мире?

 

60%

40%

Вопрос 3 Понравилась ли вам викторина?

 

15%

85%

Приложение 2

Фотографии с урока в 8 «Г» классе при проведении интерактивной викторины «Чёрное золото»

Приложение 3

Карта основных районов добычи нефти в мире

Карта основных районов добычи нефти в России

Приложение 4

Фотография первооткрывателя самотлорской нефти Григория Ивановича Норкина

Просмотров работы: 70