Коновязи - сэргэ в жизни бурятского народа

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Коновязи - сэргэ в жизни бурятского народа

Ерёмин В.В. 1
1МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Старкова Н.П. 1
1МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Байкал – место с удивительно красивой природой, на берегах и островах которого издавна жили люди. Коренное население этих мест – буряты, многие их которых исповедуют шаманизм. В этой религии не принято считать человека хозяином мира, а венцом творения является природа, которая на Байкале с давних времён обожествляется, почитается и оберегается. Духи, которых шаманисты почитают и задабривают — это и мифические божества, и некогда жившие шаманы, и духи рода — предки местных народов.

Актуальность. Данная тема будет интересна тем, кто бывает на Байкале или только собирается посетить остров Ольхон, буквально переполненный объектами шаманизма. Такие места любят посещать туристы, но не все гости острова знают, как правильно вести себя там.

Проблема. На острове Ольхон большой популярностью пользуется 13 столбов сэргэ, установленные недалеко от скалы Шаманка, однако, мало кто знает, что означают эти столбы, и что можно, а чего нельзя делать в этом месте.

Объект. Быт, культура и религия бурятского народа.

Предмет. Коновязи-сэргэ.

Цель: Создание интерактивного мультимедийного плаката «Коновязи - сэргэ в традиционной культуре бурят».

Задачи.

  1. Подобрать и изучить литературу о быте, культуре и религии бурят- кочевников.

  2. Выяснить, какую роль играла в их жизни коновязь-сэргэ.

  3. Определить, какую роль выполняют коновязи - сэргэ у современных бурят.

  4. Создать интерактивный мультимедийный плакат «Коновязи – сэргэ в традиционной культуре бурят».

Методы исследования: анализ и систематизация информации.

Глава I. Теоретическая часть

    1. Остров Ольхон

Ольхон - один из крупнейших островов озера Байкал, который находится в России, в Иркутской области. Остров отделён от побережья материка Малым Морем и проливом Ольхонские Ворота (Приложение №1 Рис.1) Площадь острова 730 км2. Самая высокая его точка - гора Жима, с высотой над уровнем моря 1274 м, а над Байкалом - 818 метров. Остров сложен гнейсами, мраморами, кварцитами и гранитами. В северной части Ольхона находятся лесные ландшафты, в южной – степные. На острове есть 5 озер, рек на Ольхоне нет.

Климат здесь континентальный и достаточно засушливый. В год выпадает 140 мм осадков, это норма для полупустынь. Самой сухой территорией острова Ольхон являются его южная и юго-западная части. Причина в том, что, проходя через Приморский и Байкальский хребты, западные воздушные массы оставляют влагу на их наветренных склонах. Здесь выпадает до 1000 мм и более осадков в год. Сухой воздух далее преодолевает горы, скатывается с них, значительно ускоряется и нагревается. Это приводит к тому, что на северо-западном побережье озера и островах выпадает очень мало осадков. Поэтому Ольхон и Приольхонье являются самым «сухим» местом не только на Байкале, но и на всей территории Иркутской области.

Зима здесь малоснежная и мягкая, но длится дольше, чем на материке. Самыми теплыми месяцами считаются июль и август. Ветер на острове преимущественно северо-западный, дует часто и подолгу, при этом с ветром более 15 м/с количество дней в среднем составляет 148. Из-за того, что остров Ольхон расположен вдоль Приморского хребта, он берет на себя всю мощь холодного горного ветра, самой лютой разновидностью которого является сарма.

На 01.04.02023 г на острове постоянно проживает 1700 человек. Хужир – самый большой поселок острова.

Остров Ольхон входит в состав особо охраняемой природной территории – Прибайкальского национального парка, который является частью объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал». На Ольхоне находится 143 памятника истории. Некоторые из памятников сохранили образцы древнего искусства и культуры. Уникальны небольшие участки ельников: на горе Жима и в истоках ручья Харанцы. Они считаются реликтовыми, сохранившимися со времен ледникового времени. Уникальны и степи острова. Большинство ученых считают их реликтовыми, древними остатками прошлых климатических эпох.

Остров является не только географическим, историческим, но и сакральным центром озера. Он окружен множеством древних мифов, исторических преданий и легенд.

1.2. Скала Шаманка

Скала Шаманка - мыс в средней части западного побережья острова Ольхон. Он оканчивается двухвершинной скалой, называемой «Шаман-скала» (Приложение №1 Фото 1). Другое название мыса - «Бурхан» появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма.

Шаман-скала, одна из девяти святынь Азии. Ранее она именовалась «камень-храм». Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком. Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета. Высота дальней части — 42 м. С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход коричневой породы, напоминающий изображение дракона. В ближней к берегу части скалы находится сквозная извилистая пещера (Приложение №1 Фото 2). Она образовалась в процессе выветривания и размыва известняковых пород. Длина хода пещеры составляет около 12 м, ширина от 3 до 4,5 м, высота от 1 до 6,5 м. Вход в пещеру возможен с двух сторон — с северо-восточной и западной. На западной стороне имеется предпещерная площадка. Узкий поднимающийся ход выводит из пещеры на восточную сторону скалы. В пещере имеются боковые коридоры и узкая продушина.

    1. Буряты – скотоводы- кочевники

Формирование бурятского этноса относится к 10-13 векам. Первоначально они назывались «бургуты» - «лесные люди», а впоследствии это слово превратилось в «буряты» и стало этническим наименованием бурятского народа (Приложение №2 Фото 1).

Скотоводство было главным занятием бурят с XVII по начало XX века. Оно определило уклад жизни народа и его материальную и духовную культуру. В хозяйстве бурят в XVII в. доминирующую роль играли кочевое и полукочевое скотоводство. Согласно данным источника (1) буряты разводили пять видов скота и считалось, что наличие всего набора обеспечивает хозяину полный достаток. Перечисляют их в следующей последовательности: “конь драгоценный”, крупный рогатый скот, овцы, козы, верблюды. Особую роль в жизни бурятского народа играл конь. Он имел не только хозяйственное значение, а являлся своеобразным мерилом ценности, благосостояния. Верблюды из бурятских хозяйств Предбайкалья исчезли в XIX веке, в Забайкалье их не стало к середине XX в. Наличие трех основных видов скота (лошади, крупный рогатый скот, овцы) позволяло пасти животных круглый год. Зимой на пастбища сначала выпускали лошадей, которые разбивали копытами твердый покров снега, добирались до корма и съедали верхушки травы. Затем на это же пастбище выгоняли крупный рогатый скот, а потом остатки травы доедали овцы. Согласно этому же источнику (1), полукочевой образ жизни бурят заключался, в том, что зимой они жили в зимниках (поселки), где иногда скот содержался в стойлах, поэтому они заготавливали сено, а летом переселялись на летники. Поселения у бурят назывались айлами (группа юрт или домов, улус, сельская община). Это слово включало также и такие понятия, как семья, юрта, дом; соседи, жители одной общины.

В этом же источнике (1) описывается классическое жилище кочевников скотоводов – круглая войлочная юрта (Приложение №2 Рис. 1). Зимой в ней было тепло, летом-прохладно, ее было удобно перевозить с места на место. Одна из особенностей юрты состоит в том, что она может служить своеобразными солнечными часами и компасом. Солнечный луч, попадая в юрту через верхний круг и скользя по решеткам стены, дает возможность ее обитателям точно определить время суток. Центральное место в юрте занимал очаг. Для бурят он был символом благополучия и хранителем жизни рода. За очагом напротив входа располагается самое почетное место. Здесь находится божница с атрибутами культа, а также сундуки с семейными реликвиями и ценностями. Слева от входа на символической мужской половине хранится седло, конская упряжь, охотничье снаряжение, выше, поближе к очагу места для почетных гостей. Справа от входа на низеньких шкафах- посуда и другая утварь. Чуть выше располагается деревянная кровать. Это место является символической женской половиной. С наружной стороны перед юртой находился важный объект - коновязь, которая помимо хозяйственного назначения, являлась символом силы хозяина дома, семьи или рода. Заслышав приближение всадника, хозяин выходил встречать гостя у коновязи и, провожая его, доходил с ним до нее.

    1. Столбы – коновязи у бурятских жилищ

Коновязи ставили у жилища каждого семейного человека, и располагались они в передней части усадьбы в южном направлении от входа (1). Коновязь –сэргэ служила не только для привязывания животных. Она обозначала, что у данной земли есть хозяин, сообщала о благосостоянии семьи. Автор отмечает, что сакральная значимость коновязи - сэргэ подтверждается обычаем обязательно устанавливать коновязь-сэргэ к женитьбе сына. Ее ставили даже тогда, когда у семьи жениха не было возможности построить ему отдельную юрту. Коновязь - сэргэ можно сопоставить с очень важным элементом семейной жизни — очагом, так как благопожелания в большинстве случаев звучали так: «Пусть коновязь будет непоколебимой, а очаг неугасимым!». Коновязи-сэргэ были символом рода, хранилищем жизненной силы хозяина дома, семьи. Чтобы они служили дольше, их изготавливали из прочных пород деревьев – лиственницы, кедра, сосны. Их старались сделать мощным, красивым, привлекающим внимание.

Кочевники не передавали своих коновязей другим и не выкапывали их, так как считалось, что это могло принести семье несчастье. Если человек был бездетным и после его смерти никого не оставалось, чтобы наследовать сэргэ, то коновязь уничтожали и про такого человека говорили: «Его сэргэ не существует!», другими словами — «Род его прекратил существование, оборвался».

В источнике (1) автор отмечает, что на Ольхоне традиция устанавливать коновязи сохраняется в первозданной форме, поскольку она и не утрачивалась. Вдоль дорог Ольхонского района стоит много коновязей, такого их количества не наблюдается в других регионах. Коновязи стоят по одной, по две, по три, есть даже девять (Приложение №2 Фото 2).

    1. Религия шаманизм. Почитаемые духи

Шаманизм — древняя религия, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса.

Верховные божества в бурятском шаманизме – Вечное Синее небо и созданные им божества - тенгрии. Они занимают высшую ступень. Далее следуют их дети, которых называют ханами, хатами или нойонами. На следующей ступени находятся духи предков: великих шаманов, вождей, целителей и других людей, которые попали на небо за свои заслуги. Люди, возносящие молитвы к богам – небожителям просят в первую очередь своих предков, которые просят за них нойонов, а те через молитвы доносят просьбу тэнгриям.

Духов - небожителей в бурятском шаманизме называют эжинами (хозяин, владыка). Между ними на земле “распределены” все географические объекты, свойства и явления природы, а также сфера человеческой деятельности. Поэтому каждая местность, гора, река, озеро, необычная чем-либо скала, родник имеют своего хозяина.

Для общения с духами, задабривания их и обращения к ним с просьбами устраивались шаманские обряды.

Согласно источнику (2) формы шаманских обрядовых действий были весьма разнообразны и имели определенный порядок. По степени обязательности и частоты исполнения обряды могут быть подразделены на следующие группы: 1) обязательные одноразовые 2) обязательные регулярные и нерегулярные 3) необязательные.

К обязательным обрядам следует отнести тайлаганы - весенние, летние и осенние, которые устраивались ежегодно и в обязательном порядке.

К необязательным относились обряды, устраиваемые по какому-нибудь неожиданному случаю - болезни, падежа скота, пожара, удара молнии, приведшего к несчастью, возникновения спорных дел, неприятностей на службе, плохого сна, предсказания гадателя, то есть причин для жертвоприношения было бесконечно много.

    1. Ритуальные столбы-коновязи

В 1990 году впервые после многолетнего запрета был проведен первый общеольхонский тайлаган. В связи с этим около Саган Хады были установлены три священные коновязи–сэргэ, а представители многих родов установили в других местах родовые сэргэ своим знаменитым шаманам и духам предков. Ритуальные столбы-коновязи являются популярным местом для туристов. Они привязывают на столбы ленточки с пожеланиями, считая, что ветер донесет их до шаманских божеств и те исполнят эти пожелания. Учитывая, что буряты обращаются с просьбами к своим предкам, которые передают их божествам через нойонов, эти ленточки на столбах будут просто сувенирами.

Среди наиболее распространенных культов в бурятском шаманизме особо выделяется культ 13 северных нойонов, который широко практикуется и в наше время. Я хочу остановится на нем подробнее. Божества, входящие в состав 13 нойонов, фигурируют во многих мифах, преданиях. Считается, что нойоны селятся в горах острова Ольхона, у рек и гор, по северному и южному берегу Байкала. Прибайкальские буряты сынов тэнгэриев называют хатами, среди них упоминается хозяин острова Ольхон - Хан-хото-бабай, который по легендам бурятов, обитает в пещере скалы Шаманка (Приложение №2 Фото 2,3).

Ежегодно, обычно в летнее время, в честь 13 северных нойонов устраивают массовые молебствия - тайлаганы на острове Ольхон.

Согласно источнику (9) эти обряды проходят следующим образом. 13 нойонам подносят березовые деревья (сэргэ) не менее трех, причем одно из них обязательно с корнем, подносят жертвенное животное, обычно барана черной масти, различную пищу и напитки. Деревья готовят за день до обряда. Их украшают продолговатыми кусочками ткани белого, голубого, красного и желтого цветов. Соединяя кусочки белого и голубого цвета, их привязывают на кончики веток снизу дерева до середины. Красные соединяют с желтыми и привязывают их с середины дерева до вершины. На вершине дерева привязывают ритуальный шелковый шарф- хадак. Бело-голубые кусочки символизируют серебро, красно-желтые-золото, синий хадак – дар небесам. Вершины деревьев связывают между собой нитью или пряжей красного цвета. Деревья устанавливают в определенном порядке, символизирующем Вселенную. На северной стороне от шамана накрывают стол с подношениями: лампадками, забеленный молоком чай, молоко, водку и так далее (Приложение №3 Фото 1). Шаман зажигает богородскую траву и начинает призывать на помощь своих хранителей. Затем он надевает специальные атрибуты, начинает стучать в бубен, приглашая 13 нойонов спуститься принять приготовленное для них подношение (Приложение №3 Фото 2). Считается, что божества спускаются на кончики деревьев и пребывают там на всем протяжении обряда. А своих коней они привязывают к установленным коновязям. (Приложение №3 Фото 3). После этого продолжают украшать дерево с корнями кусочками шкурок соболя и выдры, фигурками солнца и луны и другими специальными атрибутами. Далее закладывают и варят барана. Вареное мясо выкладывают на жертвенники в определённом порядке.

После этих приготовлений шаман начинает заводить дух нойонов в свое тело. Он вводит себя в состояние транса и через него начинают вещать духи. Общается с духами от имени собравшихся специально подготовленный человек. Люди начинают приближаться к божеству в теле шамана и задают ему интересующие их вопросы (Приложение №3 Фото4). На тайлагане обычно спускали поочередно всех 13 нойонов или меньше.

Мясо жертвенного барана отделяют от костей и раздают присутствующим. Оно теперь считается освященным и несет благодать. Деревья вынимают из земли и сжигают вместе с костями животного. Считается, что так подношения попадают в мир духов (Приложение №3 Фото 5).

Когда обряд подходит к концу, шаман провожает духов, подносит им угощение, благодарит от имени всех собравшихся, желает доброго пути, кропит молоком, обеляя их уход.

Вывод:

Итак, коновязи-сэргэ являются неотъемлемой частью традиционной культуры бурятского народа, которые он почитает и в наши дни. Коновязи, устанавливаемые около жилищ и используемые для хозяйственных нужд, в традиционной культуре бурят являлись семейными, родовыми символами. Коновязь у юрты обозначала, что у данной земли есть хозяин, сообщала о благосостоянии семьи. Она была символом рода, хранилищем жизненной силы хозяина дома, семьи. Кроме этого, в местах проведения шаманских обрядов устанавливаются ритуальные коновязи-сэргэ. Они предназначены для того, чтобы приглашенные шаманом на землю духи, смогли привязать к ним своих коней. Для туристов, привязывающих к столбам-сэргэ ленточки с просьбами, будет полезной информация, что буряты просят помощи в первую очередь у своих предков, предки просят нойонов, а те доносят эти просьбы божествам.

Глава II. Практическая часть

2.1. Интерактивный мультимедийный плакат

При создании продукта своего проекта я учел, что плакат должен не только содержать информацию, он должен быть наглядным. На мультимедийном плакате размещается видео-, аудио-, информация, иллюстрации и текст. Интерактивность плаката заключается в том, что он должен активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Основная функция плаката - максимально наглядно представить материал по выбранной теме.

2.2. Подбор информации для интерактивного мультимедийного плаката.

Я подобрал материал по следующим разделам:

- Остров Ольхон.

- Скала Шаманка.

- Буряты-скотоводы кочевники.

- Религия шаманизм. Почитаемые духи.

- Культ 13 северных нойонов.

- Коновязи в традиционной культуре бурят.

- Мудрые советы поведения в святом месте.

Кроме этого, сделал сноски на видео ГТРК Иркутск«Призвали духов предков. На острове Ольхон прошел Тайлган-поклонение 13 Великим Северным Ханам» и «Скала Шаманка-визитная карточка Байкала, самая узнаваемая достопримечательность» Антона Литвинцева.

2.3. Создание интерактивного мультимедийного плаката

По обучающим материалам интернет-сайта (10), я усвоил методику создания интерактивного плаката в сервисе Genially, составил плакат. Эта методика интересна тем, что в созданный продукт в любой момент можно внести изменения. Плакат «Коновязи-сэргэ в традиционной культуре бурят» я разместил на страничке сайта в Контакте.

Ссылка на плакат

https://view.genial.ly/641d55348a553d0010e3bedf/interactive-content-serge-v-tradicionnoj-kulture-buryat

Вывод: Изучение литературы о быте, культуре и религии бурят- кочевников позволило мне подобрать информацию о роли коновязей в традиционной культуре бурят, о культе 13 северных нойонов. Кроме этого, мной подобрана информация о священном для бурятского народа месте - скале Шаманка на мысе Бурхан, где проводится тайлган-поклонение 13 северным нойонам и данные об острове Ольхон. Данной информации было достаточно для создания мультимедийного интерактивного плаката в сервисе Genially. Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута.

Заключение

Байкал – место с удивительно красивой природой. Коренное население этих мест – буряты, многие их которых исповедуют шаманизм. В этой религии не принято считать человека хозяином мира, а венцом творения является природа, которая на Байкале с давних времён обожествляется, почитается и оберегается. На Ольхоне находится много объектов шаманизма. Духи, которых шаманисты почитают и задабривают — это и мифические божества, и некогда жившие шаманы, и духи рода — предки местных народов. Такие места любят посещать туристы, но не все гости острова знают, как правильно вести себя там. Целью данной работы является создание интерактивного мультимедийного плаката «Коновязи - сэргэ в традиционной культуре бурят». Это необходимо для решения следующей проблемы: на острове Ольхон большой популярностью пользуется 13 столбов сэргэ, установленные недалеко от скалы Шаманка, однако, мало кто знает, что означают эти столбы, и что можно, а чего нельзя делать в этом месте.

Выполняя поставленные в работе задачи, я проанализировал и систематизировал материал о быте, культуре и религии бурят- кочевников и выяснил роль коновязи в их жизни, что она значит у современных бурят. Коновязи-сэргэ являются неотъемлемой частью традиционной культуры бурятского народа, которые он почитает и в наши дни. Коновязи, устанавливаемые около жилищ и используемые для хозяйственных нужд, в традиционной культуре бурят являлись семейными, родовыми символами. Установленная у юрты она обозначала, что у данной земли есть хозяин, сообщала о благосостоянии семейства, была символом рода, хранилищем жизненной силы хозяина дома, семьи. Кроме этого, в местах проведения шаманских обрядов устанавливаются ритуальные коновязи-сэргэ. Они предназначены для того, чтобы приглашенные шаманом на землю духи, смогли привязать к ним своих коней. Для туристов, привязывающих к столбам-сэргэ ленточки с просьбами, будет полезной информация, что буряты просят помощи в первую очередь у своих предков, предки просят нойонов, а те доносят эти просьбы божествам.

Для создания мультимедийного интерактивного плаката «Коновязи сэргэ в традиционной культуре бурят» я оформил информацию о роли коновязей в жизни бурят, подобрал материалы о культе 13 северных нойонов, о священном для бурятского народа месте - скале Шаманка на мысе Бурхан, где проводится тайлган-поклонение 13 северным нойонам, правила поведения в этом месте, данные об острове Ольхон. Всю эту информацию я разместил на плакате, созданном в сервисе Genially. Таким образом, поставленные в работе задачи все выполнены, цель достигнута.

Значение моей работы в том, что я получил новые интересные знания о родном крае, изучил методику создания интерактивного мультимедийного плаката. Проект носит информационный характер. Его материал будет интересны тем, кто бывает на Байкале или только собирается посетить остров Ольхон, буквально переполненный объектами шаманизма. Также его можно использовать на уроках географии, истории, истории Сибири, краеведения при изучении жизни и быта бурятского народа.

Используемая литература

1.Буряты/отв. Ред. Абаева Л.Л, Жуковской Н.Л.М: Наука,2004.633с

2.Герасимова К.М. Г. К. Галданова Г.К., Очирова Г.Н. Традиционная культура бурят, Учебное пособие-Улан-Удэ: Бэминг, 2000.-144с. ил.

3. Большая Российская энциклопедия под. ред. Кравец Л.Н. 2016-2019 г. https://bigenc.ru/c/ol-цkhon-13188b

4.Волков С. Скала Шаманка-главная святыня Байкала. Статьи 28 февраля 2023 года https://volkov.irkutsk.ru/posts/skala-shamanka-glavnaia-sviatynia-baikala/

5.Желиховская М. Отсечь и отступить: как буряты нашли способ жить в гармонии с собой https://www.vokrugsveta.ru/article/348079/

6.Закшеева Е.О. Сэргэ в традиционной культуре бурят https://talci-irkutsk.ru/doc/doc/izd/Serge_v_traditcionnoi_kulture_buriat.pdf

7. Иркипедия RU Энциклопедия и новости Приангарья http://irkipedia.ru/node/40228/talk

8.Ростовцев С. Остров Ольхон. Сайт Рубикон г. Красноярск http://rubikonriver.narod.ru/olhon/olhon.htm

9. Цыденов Э.М. Культ традиции северных нойонов в бурятском шаманизме.

https://cyberleninka.ru/article/n/kult-trinadtsati-severnyh-noyonov-v-buryatskom-shamanizme/viewer

10. Консультация « Создание интерактивного плаката в сервисе Genially.pdf»

file:///C:/Users/KOMP/Desktop/%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%82

видео:

11.ГТРК Иркутск А. Скирдина, Е. Шахов, А. Крушинский «Призвали духов предков. На острове Ольхон прошел Тайлган-поклонение 13 Великим Северным Ханам»

источник видео: https://vestiirk.ru/news/prizvali-dukhov-predkov-na-ostrove-olkhon-proshel-tailgan-poklonenie-13-velikim-severnym-khanam/

12.Литвинцев Антон. Скала Шаманка-визитная карточка Байкала, самая узнаваемая достопримечательность. Источник видео: https://yandex.ru/video/preview/15039160038848281149

Приложения

Приложение №1. Остров Ольхон. Скала Шаманка.

Рис.1 Карта озера Байкал. Остров Ольхон.

Фото 1. Скала-Шаманка. Источник фото: интернет.

Фото 2. Пещера в скале Шаманка. Авторское фото Алексея Черногор. Май 2012 год.

Приложение №2 Буряты-скотоводы-кочевники.

Фото 1. Буряты Забайкалья.

Рис.1. Интерьер восьмистенной деревянной юрты и коновязь. Худ. А. Чинбат. XX в

Источник фото: интернет.

Рис.1. Интерьер восьмистенной деревянной юрты и коновязь. Худ. А. Чинбат. XX в

Фото2. Коновязи на острове Ольхон. Источник фото: интернет.

Приложение №3. Религия шаманизм.

Фото 1. Берёзовая роща, столы с подношениями. Хужир. Тагалган 2022г.

Источник фото: интернет

Фото 2 Шаман призывает духов нойонов спуститься на землю.

Источник фото: интернет

Фото 3. Коновязи – сэргэ, установленные на мысе Бурхан. К ним духи привязывают своих коней во время проведения тагалгана. Источник фото:интернет.

Фото 4. Шаман, в теле которого находится божество, к которому люди обращаются со своими вопросами.

Фото 5. На костре сжигают березы-сэргэ, кости жертвенного животного и шарфы хадак.

Приложение №4. Практическая часть

Фото 1. Правила поведения в святом месте.

Просмотров работы: 99