Река Обь и Человек

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Река Обь и Человек

Иванова К.В. 1Андриян В.В. 2
1ГБОУ лицей №95,
2ГБОУ лицей №95
Гайворонская О.П. 1
1ГБОУ лицей №95,
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Река Обь величайшая река Росси с многовековой историей. Река являлась для людей, проживающих вдоль берегов источником жизни. Впоследствии и в современное время Обь выполняет множество функций необходимых для экономики страны.

С давних времен река имела несколько названий и это подтверждает тот факт, что народы, проживающие вдоль русла реки и районах устья называли ее каждый по-своему. Некоторые выводят его от слов, связанных со снегом на языке народа «Коми» («обва» «снежная вода», «снег», «сугроб») – якобы «Коми» жили неподалеку от устья реки и были проводниками первых русских охотников и исследователей в верхних арктических течениях Оби. Есть также версия, что Обь отражает рождение этой реки из двух сливающихся рек Бия и Катунь.

Обь — река в Западной Сибири. Река образуется на Алтае слиянием рек Бии и Катуни — длина Оби от их слияния составляет 3 650 км, а от истока Иртыша — 5 410 км. На севере река впадает в Карское море, образуя залив (около 800 км длиной), который носит название Обская губа. Для людей она всегда являлась источником жизни и процветания.

Ученые не могут прийти к единому мнению касательно происхождения названия реки. Еще в 1187 нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским «Обдорские и Югорские»

В 1844 году по Оби начало осуществляться пароходство, первый пароход эксплуатировался коммерцией советником Н.Ф.Мясниковым. С 1923 года перевозка пассажиров и грузов по Оби осуществлялась Западно Сибирским речным пароходством.

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что в современное время, когда всё больше и больше происходит рост новых технологий, и в мире уже почти не остаётся места, которого бы не коснулась «рука технического прогресса», мы начинаем задумываться о роли природных ресурсов в жизни людей. Сибирские реки нашей страны выполняют огромную роль в развитии хозяйства страны. В проекте мы раскрываем важное значение этого природного объекта.

Цель: познакомится с природой реки Обь, изучить её историю, хозяйственное освоение, а также народы, проживающие на берегах реки.

Задачи проекта

  1. Изучить природный комплекс реки Обь

  2. Изучить взаимосвязь и взаимовлияние «река-человек»

  3. ГЛАВА I. Происхождение названия реки Обь

Учёные не могут прийти к единому мнению касательно происхождения названия реки. Некоторые выводят его от слов, связанных со снегом на языке народа коми («обва» = «снежная вода», «снег», «сугроб», «место у снега») — якобы коми жили неподалеку от устья реки и были проводниками первых русских охотников и исследователей в верхние арктические течения Оби.

Другие указывают на древнеиранское слово «апи» означающее воду. Тут может возникнуть закономерный вопрос — где Иран и где Обь? И неужели нашим предкам так необходимо было «перенять» название реки из иранского? Однако, вовсе не обязательно, что речь идет именно о заимствовании — давно доказано, что и славянские, и индоиранские, и романские, и кельтские, и германские языки все относятся к одной и той же индоиранской группе. Санскрит — на котором ныне НЕ разговаривают — считается большинством лингвистов наиболее древним из всех языков этой группы, а по некоторым теориям индоевропейцы как раз начали расселение по Евразии с территории Индии. В свою очередь, ближайшим родственником санскрита является наш русский язык (затем — персидский) и это прекрасно прослеживается в огромном количестве слов и корневых основ. Кстати, индийские санскритологи вообще прекрасно понимают русский язык без переводчиков, а вопрос о том какой из этих двух языков на самом деле ближе к единому про-языку — еще скрыт. Но в данном случае — речь не об этом.

Просто проверим как обозначается «вода» на санскрите — вариантов несколько, но один из них как раз совпадает с иранским «ап» или «апи». То есть, вполне возможно, что наши далекие предки, расселявшиеся по территории Евразии сами назвали великую реку Обь простым и понятным для них словом «Ап» — «вода», которое впоследствии из русского языка забылось, а в его родственных языках сохранилось.

Есть также версия что Обь отражает рождение этой реки из двух сливающихся рек Бия и Катунь (оби).

1.1. Основные характеристики реки Оби

Обь протекает в северной части Азии, по Западно Сибирской равнине. Исток реки находится в Алтайских горах, в месте слияния двух рек – Катунь и Бия. Впадает Обь в Обскую губу Карского моря. Принадлежит бассейну Северного Ледовитого океана. Длина реки Обь: 

3650 км — это наиболее распространенная и наиболее скромная цифра. Так оценивают длину Оби если брать отрезок от слияния р. Катунь и р. Бия до впадения в Обскую губу.

Водосборный бассейн - это часть земной поверхности откуда река получает питание. У Оби он составляет 2 990 000 км². Это первое место по данному показателю среди всех рек России и 4-е место в мире (после рек Амазонки, Конго и Миссисипи).

Обь полностью протекает по территории России, а именно по Западной Сибири

Исток: исток Оби принято отсчитывать от места слияния рек Катунь и Бия в районе города Бийск.

Общее направление течения: с юго-востока на северо-запад.

Крупные притоки Оби:

Иртыш (превосходит Обь по длине и является одной из крупнейших рек России — 4248 км от истока на границе Китая и Монголии до впадения в Обь, из них по территории России протекает 1900 км).

Правые притоки: Чемровка, Чумыш, Бердь, Иня, Томь, Чулым, Кеть, Тым, Киевский Ёган, Вах, Ватинский Ёган, Тромъёган, Пим, Лямин, Казым, Полуй.

Левые притоки: Песчаная, Ануй, Чарыш, Алей, Барнаулка, Касмала, Шегарка, Чая, Парабель, Васюган, Большой Юган, Северная Сосьва, Щучья, Сыня.

На берегах Оби от истока до устья располагаются следующие города: 

  • Барнаул, 

  • Новоалтайск, 

  • Камень-на-Оби, 

  • Бердск, 

  • Новосибирск, 

  • Нижневартовск, 

  • Сургут, 

  • Нефтеюганск, 

  • Лабытнанги, 

  • Салехард (до 1993 назывался Обдорск по названию реки).

Эта река самая протяжённая в России, она даже длиннее чем Лена и Енисей, но занимает 3 место по полноводности (после Лены и Енисея). Так же в отличии от многих рек Обь отличается ассиметричностью своих берегов, т.е. один берег может быть пологий, а другой наоборот крутой и обрывистый. Народы, проживающие на берегах этой реки, давали ей собственные названия, которые почти во всех случаях в переводе на русский язык означали "большая река". Бассейн реки лежит на территории 3 государств (России, Казахстана, Китая). В основном река питается во время таяния снегов. В конце 19в между Енисеем и Обью был прокопан канал, который стал связующим звеном между двумя великими реками. Река является судоходной и впадает в Карское море.

В водах этой реки водятся ценные породы рыб (осётр, стерлядь, щука, лещ, налим) половина из которых имеет ценность для промышленного производства. Российская экономика и промышленность в значительной степени зависит от Оби потому что именно здесь добывается огромное количество нефти торфа и природного газа. Обь — это неиссякаемый источник водных ресурсов, важная транспортная артерия, и просто огромный природный заповедник (как сама река, так и прилегающие к ней земли 

Первое название реки Обь - "Обдора" (19в) а своё нынешнее название река получила благодаря славянам, этот народ назвал эту реку "обе" Чуть позже реку переименовали на "Обь"

Альтернативные методы подсчета:

Обь + Катунь (688) = 4338 км. Катунь прибавляют к длине Оби так как это наиболее крупный приток из двух формирующих ее рек в районе истока.

Обь + Катунь + Обская губа (800) = 5138 км. Обскую губу прибавляют к длине Оби, так как ее просто можно считать продолжением реки, не выделяя в отдельную сущность.

Обь + Иртыш = 5410 км. Иртыш — крупнейший приток Оби в ее среднем течении и одна из крупнейших рек России. Если считать длину водной артерии от истока Иртыша до впадения Оби в Обскую губу, то длина составит 5410 км. При таком способе подсчета водная артерия Обь-Иртыш занимает 7-е место в мире среди самых протяженных рек Земли

В верхнем течении Обь течет на северо-запад и запад. После слияния с Иртышом поворачивает на север. В верхнем течении, проходя по Алтаю, течение Оби довольно быстрое, а сама река не широкая. Но уже в средней части река становится шире и спокойнее. Протекая по Западно Сибирской равнине Обь разливается почти на 20 км., образуя множество островов.

Современные исследования показали, что оледенение на севере Западной Сибири закончилось 60 тысяч лет назад. Реке Обь ничто не мешало свободно течь в океан, а рельеф долины Оби во время позднего палеолита был похож на современный. Русские впервые увидели реку, когда охотники и купцы вместе с проводниками-зырянами ходили за Уральские горы. И до завоевания Ермаком Сибири край вокруг Оби назывался Обдорским краем

Ещё в 1187 году нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, которые с 1502 года стали добавлять к своим титулам слова «Обдорские и Югорские».

В 1844 году по Оби начало осуществляться пароходство; первый пароход эксплуатировался коммерции советником Н. Ф. Мясниковым. В 1895 году насчитывалось уже 120 пароходов, осуществлявших рейсы по Оби и её притокам; большая их часть принадлежала частным владельцам.

С 1923 года перевозка пассажиров и грузов по Оби осуществлялась Западно-Сибирским речным пароходством (Обь-Иртышское речное пароходство)

.

По характеру речной сети, условиям питания и формирования водного режима Обь делится на 3 участка: верхний (до устья Томи), средний (до устья Иртыша) и нижний (до Обской губы). При этом после сооружения Новосибирского водохранилища верхнее течение Оби также подразделяется на участки: от слияния Бии и Катуни до Барнаула, где Новосибирский гидроузел не оказывает влияния на водный режим, от Барнаула до Камня-на-Оби, где ощущается влияние гидроузла, собственно сам Новосибирский гидроузел и участок от нижнего бьефа Новосибирской ГЭС до устья Томи, где сток зарегулирован Новосибирским гидроузлом. Средняя скорость течения составляет: в весенний период 5—5,6 км/ч, в межень 2,7—3,0 км/ч. В изгибах реки и в сужениях наблюдаются прижимные течения, а в местах разветвления реки на протоки — затяжные течения, особенно сильные при высоких уровнях воды. Во многих местах действуют свальные течения. Уклон реки составляет 0,046 м/км.

Питание реки преимущественно снеговое. За период весенне-летнего половодья река приносит основную часть годового стока. В верхнем течении половодье — с начала апреля, в среднем — со второй половины апреля, а в нижнем — с конца апреля — начала мая. Подъём уровней начинается ещё при ледоставе; при вскрытии реки в результате заторов — интенсивные кратковременные подъёмы уровней. Из-за этого у некоторых притоков возможно обращение направления течения. В верхнем течении половодье заканчивается в июле, летняя межень неустойчива, в сентябре — октябре дождевой паводок. В среднем и нижнем течении спад половодья с наслаивающимися дождевыми паводками продолжается до ледостава.

1.2. Интересные особенности факты про реку Обь

Обь протекает почти через все климатические зоны России: берет начало в степном ландшафте, который затем сменяется таежным, а уже на севере переходит в арктическую Тундру. В нижнем течении (ближе к истоку) по берегам Оби растут кедры, сосны, пихты, березы, ива, шиповник, черемуха. Водятся волки, норки, выдры, бобры.

В верхнем течении (ближе к устью) на протяжении большей части года царит царство снега – там обитают песцы и белые медведи.

Население прибрежных районов составляет более 30 млн человек;

На Оби с давних времен и по сей день ведется промышленное рыболовство, среди наиболее ценных представителей ихтиофауны – осетры, стерлядь, муксун, чир, сиг, судаки. Обь дает рыболовству ровно половину сиговых рыб России или третью часть мирового улова сиговых. Обь судоходна по всей своей протяжённости – пароходство по ней осуществляется с 1844 года.

Обь судоходна на всем своем протяжении — пароходство по ней осуществляется с 1844 года. В XIX веке был даже построен рукотворный канал, соединяющий ее с другой великой рекой Енисеем — сейчас он более не функционирует. В 1950–1961 годах на Оби была построена Новосибирская ГЭС: основная часть города Бердска, а также множество близлежащих деревень были затоплены и возникло водохранилище получившее название Обское море, которое сегодня является популярным туристическим центром своего региона.

Сама река — по крайней мере ее часть в районе Обской губы — известна в русских летописях еще задолго до похода Ермака. А именно с 1187 года, когда нижняя Обь входила в «волости подданные» Великого Новгорода. С 1502 года, после упразднения независимости последнего московские князья добавили к своим титулам слова «Обдорские и Югорские». Кстати, на большинстве старых карт река обозначена именно как Обдора/Obdora, что позволяет предположить, что по сей день нерасшифрованное наименование Обь является лишь сокращением от другого более полного названия.

В самых широких местах ширина реки может достигать 50 км. Река протекает с юга на север, что необычно, поскольку большая часть рек в России течёт с севера на юг. Стоит отметить, что «Большая река» постоянно изменяет направления своего движения. Образуясь в алтайских горах, она иногда делает повороты на юго-запад, а иногда протекает в северном направлении. В результате путь водной артерии завершается на северо-востоке: Обь впадает в Карское море.

В Оби обитает около 50 видов рыб.

Существует некоторое заблуждение, что все реки текут с севера на юг. Многие реки на планете действительно протекают таким образом, но из-за географических характеристик поверхности Земли.

На все реки Земли воздействует сила тяготения, водные потоки движутся по пути наименьшего сопротивления. Исток реки может быть где угодно (юг, восток, запад). Пример Оби подтверждает, что водная артерия может двигаться в любом направлении с любым сочетанием.

Летом верхние слои воды в районе г. Барнаул прогреваются до 26°-28 °С;

В районе Обской губы по правому берегу когда-то располагался первый русский город за полярным кругом — легендарная Мангазея, которую прозвали «златокипящей» за невероятные богатства, стекавшиеся в город от продажи соболиных шкурок. Здесь существовала настоящая крепость с 5 башнями и достаточно редкими для того времени башенными часами с курантами, улицы были застроены богатыми двухэтажными домами, в которых при позднейших раскопках находили множество предметов роскоши, включая шахматы. Город просуществовал до 1671 года, после чего хождение до Мангазеи морем было царским указом запрещено под страхом смертной казни — с целью оградить богатства Сибири от иностранцев. Со временем даже точное местоположение Мангазеи забылось, и она было вновь «открыта» лишь в 1946 году.

Где-то на берегах реки в нижнем ее течении (то есть близ устья), судя по древним картам, располагалась знаменитая статуя некой древней богини, известной под названием Золотая Баба. Данный артефакт до сих пор никем не найден, однако, легенды о нем буквально пронизывают нашу историю. Считается, что она была исполнена из чистого золота, в связи с чем, а также из-за языческой сущности данного памятника с некоторых пор на него буквально велась настоящая охота. Поэтому хранителям приходилось неоднократно перемещать ее, дабы защитить от разрушения — есть версии, что сейчас статуя хранится где-то в потайных уголках плато Путорана. Интересно, что, хотя в официальных исторических очерках ее часто пытаются представить, как большой, но достаточно грубо сработанный и примитивный идол, древние карты говорят совсем о другом — там отчетливо дано ее изображение, на котором мы видим изящнейший образец скульптуры по качеству не уступающий древнегреческим статуям.

В месте слияния Бии и Катуни летом и осенью можно увидеть «полосатую воду» — воды рек разного цвета и смешивание их происходит постепенно, не сразу.

ГЛАВА II. Хозяйственное использование реки Оби

2.1. Водохранилища

В 1961 году на водотоке была возведена плотина Новосибирской станции. Благодаря ей образовалось водохранилище (в народе названо Обским морем), которое сейчас используется для нужд населения. Во время возведения дамбы затоплению были подвергнуты деревни и часть Бердска, рядом стоящего города. Сейчас на созданном море отдыхают туристы и местные жители; на его берегах построены многочисленные санатории и базы отдыха.

В XIX веке был сформирован Обь-Енисейский канал, который по плану должен был объединять Енисей и Обь. Однако на данный момент он не представляет никакой важности и полностью заброшен.

Обь и ее залив Обская губа богаты рыбой: здесь обитает 50 видов. Из-за того, что водный поток имеет большую концентрацию опасных веществ и мало кислорода, некоторые представители морских животных погибают. Кроме того, вследствие пагубного использования реки человеком размножение рыбы заметно уменьшилось. Однако данный водный поток все равно остается одним из лучших мест для рыбалки.

Хозяйственное использование реки Обь обуславливает ее положение. Благодаря тому, что она омывает значительную часть Российской Федерации, воды используется во многих сферах. Многостороннее применение преимуществ мощного водного потока сделало Обь весьма ценным объектом. Перечислим несколько направлений использования реки.

Наличие приличной глубины (в некоторых местах она достигает 15 м), а также протяженность, делает Обь приемлемой для судоходства.

По водной глади передвигаются в период навигации сотни тысяч грузовых и пассажирских судов различной осадки. Из-за сложности транспортирования людей по суше, Обь давно и успешно используется с этой целью.

Река способствует органичному развитию сибирских регионов, как в промышленном, так и культурном отношении. Важную роль водный объект сыграл при перемещении заключенных в места лишения свободы в регионы Сибири и Крайнего Севера.

Платина Новосибирской электростанции позволила создать немалый запас воды. Искусственное водохранилище в народе часто именуют Обским морем.

Этот объект используется для нужд местного населения. Во время строительства дамбы были затоплены некоторые деревни и часть Бердска, расположенного на этой территории.

Возведение Новосибирской гидроэлектростанции на реке длилось около 10 лет — с 1950 по 1961 год. В период строительства ГЭС обросла многими иными конструкциями: дамбой, судоходным шлюзом, водосборной бетонной плотиной, парой земляных плотин. Суммарная протяженность всех подпорных конструкций составляет примерно 5 км.

В случае половодья, когда по Оби проходит 70% годового водного стока, ГЭС выступает защитным щитом для Новосибирска и иных населенных пунктов от наводнения. Некоторый объем воды задерживает чаша водохранилища, которая затем отводится, когда уровень реки становится ниже.

В случае, когда воды больше, чем ее способны пропустить гидротурбины, излишек приходится сбрасывать вхолостую. Это мероприятие позволяет задержать выход искусственного моря из берегов.

Излишки водного потока направляют через водосбросную плотину. Сооружение представляет собой бетонную конструкцию, высота которой составляет 20 м. Она включает 8 пролетов, разделенных «быками». На гребешке расположены плоские колесные затворы. Два спаренных между собой козловых крана открывают и закрывают их.

Весной в период половодья происходят нагрузки в работе ГЭС. Задача энергетиков в сложившейся ситуации — организация безопасной и надежной деятельности всех механизмов гидроузла. В паводок разрабатывается специальная стратегия работы, корректирующаяся несколько раз в неделю.

2.2. Добыча полезных ископаемых.

В бассейне Оби обнаружены множество месторождений природных ископаемых: газ, нефть, минералы. В середине 20 века ученые-геологи имели предположение, что в Западной Сибири имеются запасы черного золота — нефти. В самом начале шестидесятых теория стала истиной. Река Обь стала поставщиком этого природного богатства.Первое нефтяное месторождение было открыто около Нижневартовска (Самотлорское), затем стали известны и иные территории с неисчерпаемыми запасами:

  • Федоровское;

  • Лянторское;

  • Приобское.

Фактор Оби сыграл существенную роль при открытии месторождений. Вся территория около реки являлась сплошным болотом, там не было никаких дорог, места оказались малопроходимыми. Река стала единственной транспортной магистралью, поэтому по воде доставляли оборудование в зоны геологоразведки. Одновременно перевозили и продукты для людей, выполнявших разведку земных недр.

2.3. Возможности курортного отдыха

В последние годы туристическое направление в этот уголок нашей страны пользуется неизменным успехом. Течение реки привлекает многих любителей экстремального отдыха. В летний сезон водный поток манит спортсменов и рыбаков.

2.4. Возможный вред и охрана вод

Вмешательство человека в природу имеет также свои негативные последствия. Активное развитие Сибири, а также строительство городов по берегам Оби приводит к постепенному загрязнению воды. Попадание разнообразных промышленных и бытовых отходов негативно сказывается на экологии.

Движения судов по Оби провоцирует попадание в реку машинного масла, выхлопных газов. Подобные негативные изменения в составе воды сказываются не только на всем живом, но также нарушают естественное течение реки на отдельных территориях и участках.

На различных территориях к экологии реки подходят по-разному. К примеру, в Казахстане действует водная программа, призванная экономить водные ресурсы.

За незаконный сброс грязных стоков введены большие штрафы, а нарушителей ожидает административная или уголовная ответственность. Кроме того, берега реки ежегодно укрепляются, проводятся субботники по очистке прибрежных зон.

ГЛАВА II1. Народы, проживающие на реке Обь

Коми – обобщенное название народа, проживающего в северных лесах России. Первые упоминания о нем датируются I тысячелетием до н.э. Прямыми этническими предками этой народности считаются удмурты и пермяки. По мере освоения северных лесов коми ассимилировались с коренными жителями, что оказало влияние на формирование традиций и обычаев. Ареал обитания в разное время называли Зырянский край, Пермь Вычегодская, а сегодня этот народ проживает в Автономных Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах, а также непосредственно в Республике Коми

Выделяют несколько этнографических групп: вымечи, печерицы, сосальца, удорцы, зыряне, зюздинцы, кольские ижемцы, собственно ижемцы, пермяки, язвинцы. Их не рассматривают самостоятельно, так как традиции коми-края имеют схожие черты. Особое влияние на них оказали славянские племена. Кроме культурных традиций общим для всех этнографических групп считается язык, который официально называют коми-зырянским. Он относится к финно-угорской ветви уральской семьи. В зависимости от региона проживания носителей выделяют 10 диалектов, но их понимание не вызывает трудностей у всех групп.

Для письменности здесь избрали кириллицу, хотя в XIV веке была попытка создания собственного алфавита на основе пасов (рунических знаков, которые использовали на этой территории в дохристианские времена), кириллицы и греческих букв. Это было древнепермское письмо, образец которого сохранился лишь на иконе Зырянская Троица.

Коми – это целая группа этносов, включающая в себя:

  • Зырян,

  • Ижемцев,

  • Кольских ижемцев,

  • Зюздинцев,

  • Язьвинцев и Коми-Пермяков.

Эти народности имеют общий быт, традиции и культуру, отличаясь друг от друга малозаметными нюансами, поэтому имеет смысл рассматривать группу как целостную общность.

Коми проживают в бескрайних лесах русского Севера, поэтому их основным занятием исторически стало деревообрабатывающее ремесло. Деревянными были дома и хозяйственные постройки, посуда и декорирующие элементы.

Северные российские территории славятся почти заморскими холодами, вследствие чего практически каждый житель коми умел валять валенки и занимался выделкой кожи (другое название – замшеделие).

Женщины Коми занимались гончарным ремеслом. Любопытно, что для этого они не использовали гончарный круг (а так делали все), предпочитая старинный ленточно-жгутовый способ. Обжиг посуды происходил, конечно, в русской печи. Женщинам нужно было владеть и узорным ткачеством: изготовленные собственноручно скатерти, рубахи и полотенца входили в состав приданого будущей невесты.

Несмотря на различное происхождение наших народов, пища Коми была традиционно русской: каши, супы, мясные похлёбки. Большое распространение получили рыба и мясо диких животных. В огородах растили лук, репу, редьку и брюкву, а с 19 века – картофель.

Развитым было и животноводство. Считается, что Коми разводили скот ещё во 2 тысячелетии до нашей эры (во всяком случае, об этом говорят современные археологические раскопки). В домашнем хозяйстве держали овец и лошадей, а также крупный рогатый скот. Полученные с животных блага (шерсть, молоко, мясо и т.п.) не продавали, а использовали в своих нуждах.

Молодожёнам стелили на кровать шубу из шерсти овцы, а перед венчанием невесте на колени сажали ребёнка, считалось, что такие нехитрые манипуляции обеспечат новой семье обильное потомство;

После родов в течение 7 дней молодая мама и младенец жили в хлеву или бане (в зависимости от того, где рожала женщина), поскольку считались «нечистыми» ребёнку, который достиг возраста в 1 год, впервые показывали зеркало, стригли волосы;

РЕМЕСЛА

По традиции народ коми занимается рыболовством. В давние времена это было единственным средством пропитания в северном крае. Наилучший улов был товаром — за ним ходили в походы, организовывали артели, ставили сети и запоры. На продажу рыбу солили, малосолили, что в те времена считалось деликатесом, вялили и сушили. Скотоводство было популярным лишь вначале, археологи до сих пор находят останки коров и овец. Этот промысел не был определяющим экономики древних коми и существовал лишь для удовлетворения собственных потребностей. Молочный скот был на втором плане, чаще всего выпасали оленей.

Тем не менее, скотоводство оставило след в языке в виде специфических терминов, сходных с понятиями древнеиранских наречий

Быт, культура и традиции коми-пермяков тесно связаны с деревообработкой. Северные мастера научились работать со всеми породами дерева, максимально используя все части растений. Это было ремеслом мужчин, которые не только ставили деревянные постройки, но и полностью занимались внутренним убранством. Коми стали настоящими мастерами в украшении посуды, используя резьбу и роспись. До наших дней в традиции народов этого края использование в быту больших деревянных чаш в виде птицы, а также ковшей из капа, которые делают в форме хвоста птицы.

Северный народ вынужден был освоить замшеделие, или выделку из кожи, а также валяние шерсти. В XIX веке коми даже сдали делать обувь из оленьих шкур на продажу. Чтобы придать изделиям оригинальный вид, женщины украшали их вышивкой. В качестве товара предлагали и ткани ручной работы: их ткали на станке дора кыан, дополняли сложными узорами из красных нитей, контрастирующих с белым фоном. Узор был не только декоративным элементом. Коми считали, что именно он оживляет вещь и оберегает от злых духов.

По традиции предков коми-пермяки Пермского края в семейном укладе придерживаются патриархата. За обеспечение семьи отвечает мужчина, а женщина в доме – главная хозяйка. Как и у марийцев, у этого народа очень ценится работоспособность женщины. При выборе пары мужчины обращают внимание на то, насколько избранница может вести домашние дела.

Особое внимание в семье уделяется беременной женщине и рождению ребенка. Последнее народ коми воспринимает как связь с потусторонним миром, поэтому после родов здесь по традиции стараются проводить специальные обряды, которые «не дают малышу потеряться». А до этой женщины следует правильно родить. Во времена, когда основное население жило в деревнях, роды принимали повитухи. Они были как современные акушерки и полностью сопровождали период вынашивания и появления малыша на свет.

Почувствовав схватки, будущая мама должна была затопить баню — парная или хлев считались лучшими местами для родов. Суеверные коми здесь же держали роженицу и ее ребенка до того дня, как у малыша отпадет пуповина. Это время считалось «нечистым», а пуповина символизировала связь с потусторонним миром. В эти дни к ним могла заходить повитуха: она следила за новорожденным, правила ему головку, делала массаж для гибкости суставов. Ребенка ни на минуту не оставляли одного, чтобы «его не подменила нечистая сила».

РЕЛИГИЯ

Коми исповедуют православие: обращение в эту веру произошло еще в XIV веке во времена епископа Стефана, который проводил богослужения на языке коренного народа. До этого коми были язычниками, причем отголоски давних верований сохранились у них и сегодня. Отдельные поселения остаются староверами — это общины на территории Нижней и Средней Печоры.

Православие, на самом деле, здесь очень особенное. Оно до сих пор пронизано тотемизмом. Например, все иконы, которые хранятся в доме, – это сильный оберег. Когда образ выцветает или теряет внешний вид, хозяин жилища непременно вносит в дом новую икону исключительно со «старым» святым, иначе «новый бог» может причинить дому зло. Иногда в ответ на недобрые люди ставят образы вниз головой, как бы наказывая святого за то, что он не покровительствует домочадцам.

Пермяки верят больше в душе — в здешних храмах всегда немноголюдно. Они строго относятся к поверьям и приметам. Например, у этого народа сильна вера в духа леса, который всячески заманивает к себе людей. Леший может превращаться в различное животное, путать тропы, забирать себе женщин. По традиции в Республике Коми в лес ходят в одежде навыворот, чтобы спугнуть нечистую силу.

В каждом доме живет суседка, или домовой. Он всячески помогает хозяевам — убирает, моет посуду, просеивает муку, но только если люди к нему хорошо относятся. Если же прогоняют и зло говорят о нем, то суседка может прятать предметы, спутывать женщинам волосы или пугать скот. Есть также духи у бани: чуд-пиан, баня чуд, баня бес. Они строго следят за чистотой и наказывают хозяев за нарушение банного этикета. Предстают перед людьми в виде мохнатого зверя. Чтобы такой дух не схватил человека, из бани всегда следует выходить спиной вперед или по оклику знакомого.

У суеверных коми-пермяков сохраняется традиция знахарства.

У них есть знахари и колдуны. Первые помогают в делах: заговаривают ружья на хорошую охоту, выбирают лучшие места для строительства дома, участвуют в свадьбах. Колдуны же несут зло. Они водятся с нечистой силой, причем иногда сами того не желая, приносят вред своим же близким. Если колдун долго сидит без дела и никому не передает свое мастерство, бесы начинают одолевать его изнутри.

В Республике Коми сохранилось немало давних традиций и обычаев, которые показывают, насколько интересно и самобытно жили люди, населявшие северные леса нашей страны. Этот народ успешно ассимилировался с другими народностями, переняв их культуру, но при этом у удачно соединил новую веру и знания с накопленным опытом своих предков.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Народы, проживающие вдоль русла реки Оби и в низовьях устья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Река Обь служит миграционным путем полупроходных рыб: осетра, нельмы, муксуна, пеляди, налима. Таёжные реки являются местами зимовки частиковых рыб: щуки, язя, окуня, ерша, плотвы, ельца. Пойма р. Обь весной вместе с системой соров (естественные пруды) не имеет равных в России по числу пресноводных водоёмов с благоприятными условиями для воспроизводства и нагула рыбы. Протоки, соединяющие мелководные соры, курьи, старицы и озёрно-речные системы с основным руслом р. Обь, также имеют большое рыбохозяйственное значение.

На реках, имеющих важное рыбохозяйственное значение, следует сохранять минимально допустимое половодье или обеспечивать специальные рыбохозяйственные попуски, имитирующие половодье (как это делается на Волге).

При помощи мелиорации (очистка воды, борьба с заилением и зарастанием водоёмов, устройство в плотинах гидроузлов рыбопропускных сооружений, рыбоходов, рыбоподъёмников, снабжение водозаборных сооружений рыбозащитными устройствами) восстанавливаются и улучшаются естественные условия размножения и нагула рыбы, создаётся устойчивый водный режим на нерестилищах. Проход рыб на нерестилища обеспечивается расчисткой и углублением протоков, уничтожением завалов на реках.

Лесосплавляющие организации обязаны регулярно проводить очистку рыбохозяйственных водоемов, используемых для сплава леса, от затонувшей древесины.

Огромный рекреационный и культурно-оздоровительный потенциал лесов дает возможность лесному сектору активно включать в программы своего развития туризм и прочие виды рекреационной деятельности. При участии заинтересованных государственных организаций, органов местного управления, специализированных фирм и объединений будет произведена инвентаризация рекреационных возможностей лесов, особенно в части охоты, рыболовства, экотуризма, в целях прокладывания туристических маршрутов, создания соответствующей инфраструктуры. Помимо прямых доходов оказание соответствующих услуг приведет к созданию дополнительных источников дохода для сельского населения.

Реки сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связано становление и развитие человеческого общества. С исторических времен реки использовались как пути сообщения, для рыболовства и сплава леса, орошения полей и водоснабжения.

Широкое вовлечение рек в хозяйственный оборот привело к полному преобразованию многих из них.

Один из самых негативных результатов антропогенного воздействия на реки - их массовое загрязнение сточными водами и другими отходами хозяйственной деятельности. Угрозы качественного истощения речных водных ресурсов можно избежать, если осуществлять комплекс водохозяйственных мероприятий, включающий не только традиционную очистку сточных вод, но и такие кардинальные меры, как изменение технологии производства с целью многократного уменьшения расходования воды и образования отходов.

Водохозяйственный комплекс региона играет важную роль в обеспечении устойчивого развития экономики и создании благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Показатели состояния водных ресурсов напрямую зависят от состояния экономики. Проблемы водопользования значительно возрастают вследствие отсутствия оформленного института водного хозяйства региона и России в целом, неразвитости законодательной основы водоохранной и водохозяйственной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗЛВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Булыгин Ю.С., 1995; 1991.

Кирюшин Ю.Ф., Шамшин А.Б., Нехведавичюс Г.Л., 1994, с. 106, 109.

Кунгуров А.Л., 1998; Кунгуров А.Л., Папин Д.В., 2001.

Позднякова О.А., 2000.

Фролов Я.В., Шамшин А.Б., 1999.

Шамшин А.Б., 1993; 1997; 2002.

Шамшин А.Б., Чекрыжова О.И., 2003.

Шамшин А.Б., Цивцина О.А., 2001.

www.google.ru <http://www.google.ru/>

www.ya.ru <http://www.ya.ru/>

Просмотров работы: 133