Бренды Пермского края

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Бренды Пермского края

Подгорбунских А.А. 1
1МАОУ «Гимназия №4 им. братьев Каменских» г.Перми
Ященко В.В. 1
1МАОУ «Гимназия №4 им. братьев Каменских» г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2023 году наш город Пермь отметил юбилей - 300 лет со дня основания города. 300 лет истории! 3 века уникальных событий жизни города! Не каждый город может похвастаться столь богатым прошлым. В связи с этим значимым событием, я решила посвятить свою работу брендам Пермского края.

С древнейших времен символика играет важную роль в человеческом обществе. В Пермском крае существует огромное количество символов, как государственных, так и символы неформальные, свойственные только нашему региону, но которые знают по всей стране. Для каждого пермяка важны символы, которые не только имеют интересную и глубокую историю, но и которые формируют образ Пермского края в России. Поэтому я приступила к поиску не просто символов, а знаменитых достопримечательностей, которые стали брендами нашего края.

Считаю, что тема моего исследования актуальна, так как информация, полученная в ходе работы, поможет мне и другим учащимся гимназии узнать больше о брендах родного края.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что учащиеся гимназии знают о брендах родного края.

Цель работы:

Поиск и изучение известных исторических, культурных, природных, социальных, коммерческих и производственных брендов Пермского края.Проанализировать литературу, достопримечательности и определить их значимость, и что можно назвать брендами Пермского края. Выявить знания учащихся о брендах Пермского края путём исследования.

Задачи:

- Среди учащихся гимназии организовать и провести анкетирование на тему: «Что Вам известно о брендах Пермского края?»

-Изучить литературные источники и интернет-ресурсы. Собрать информацию, содержащую сведения о достопримечательностях Перми и Пермского края и проанализировать их популярность и значимость в пределах страны;

-Посетить Пермскую краевую детскую библиотеку им.Л.И. Кузьмина;

-Посетить парк Пермского периода и краеведческий музей в Очёре;

-Посетить Пермскую художественную галерею;

-Посетить на набережной Камы выставку «Пермский звериный стиль»;

-Распространить знания о брендах Пермского края и их значении среди учащихся гимназии.

Объект исследования:

Исторические, культурные, природные, социальные, коммерческие и производственные бренды Пермского края.

Проблема:

Мы живём на территории уникальных мест, но мало знаем о них.

Использованные методы исследования:

1.Анкетирование;

2. Посещение Пермской краевой детской библиотеки им.Л.И. Кузьмина;

3.Работа с интернет-ресурсами, домашним архивом и краеведческой литературой.

4. Экскурсии:

  • в парк Пермского периода в краеведческом музее Очёра,

  • в Пермскую художественную галерею;

  • посещение на набережной Камы выставки «Пермский звериный стиль»;

Анкетирование:

Интересно, а знают ли ученики гимназии что такое бренд? Какие бренды Пермского края им известны? Для чего нужен бренд? Интересна ли им эта тема? 79 учеников 5,8, и 10 классов гимназии охотно ответили на эти вопросы.

Проанализировав все ответы учащихся, я выяснила, что больше половины опрошенных не знают, что такое бренд. (Приложение 1).

Как же так? Ведь знать о своем родном городе, крае необходимо каждому человеку. Наш Пермский край уникален и хранит свою историю, прежде всего, в своем народе. От того, как относимся мы к своей истории, зависит и дальнейшее развитие нашего края.

Продвижение регионов Российской Федерации является одним из приоритетных направлений развития государства. Одним из способов продвижения и социально-культурного развития регионов является бренд.

Понятие бренд характеризуется как популярный товарный знак, торговая марка со сложившимся имиджем. Бренд – это набор восприятий в воображении потребителя.

Любой населённый пункт имеет свой самобытный облик, который формируется социально-бытовыми условиями, культурно-хозяйственными объектами, особенностями их развития, культурными традициями. Наличие таких отличительных признаков является основой создания культурного бренда территории.

Цель создания брендов территорий – это формирование позитивного, привлекательного имиджа и образа определённого места, и стремление распространить этот имидж и образ для получения максимальной известности.

Рассмотрим самые яркие бренды Перми – те символы, при упоминании о которых у большинства людей возникают ассоциации с Пермским краем, даже если они находятся далеко от этого города.

Исторический бренд Пермского края.

Известный факт, что Пермь - это единственный город России, в честь которого был назван целый геологический период, последний период палеозойской эры.

В нашем городе проходит много мероприятий посвящённых «Пермскому периоду»: проводится фестиваль «Пермский период; печатается журнал «Пермский период»; проходит Научно-спортивный фестиваль курсантов и студентов «Пермский период».В нашем городе существует «Пермский музей древностей», где можно узнать историю прошлого Земли, а также музей палеонтологии при Пермском Государственном Университете, посвященный конкретно Пермскому периоду.

Мне стало интересно, что это за период такой, который носит название нашего города.

Так я с родителями посетила музей древностей. Кроме того, со своим классом съездила в Очёрский краеведческий музей им. А.В.Нецветаева. Погуляла по парку Пермского периода. (Приложение 2).

Посетив два музея, я узнала следующее.

Пермский период - последний период палеозоя. Начался 280 млн. лет назад и продолжался 45 млн. лет. Пермский период выделен в 1841 году шотландским геологом Родериком Мурчисоном на территории Пермской губернии, отсюда и название периода. Весь пермский период сверхматерики Гондвана и Лавразия постепенно сблизились друг с другом, образовав единый материк Пангея. (Приложение 3).

Пермский период начался с оледенения, вызвавшего понижение уровня океана. По мере продвижения Годваны к северу земля прогревалась, и льды постепенно растаяли. В Лавразии сделалось очень жарко и сухо, но ней распространились обширные пустыни и саванны. Засушливость климата привела к расцвету земноводных как на суше, так и в лагунах Пермского моря. Море пермского периода украшали рифы. Это они воздвигли на дне древнего моря сооружения, известные нам теперь как скалы по берегам Чусовой, Сылвы, Вишеры и других рек нашего края. Мелкие лагуны кишели рыбами и ракообразными. На суше господствовали гигантские археозавры. В пресных водоёмах верхней Перми господствовали лабринтодонты и водные рептилии – мезозавры. В ходе великого вымирания многие земноводные погибли. На суше рептилии взяли верх над земноводными – пермские звероящеры, получили распространение крупные семенные папоротники, появились первые хвойные растения, быстро заселившие Землю. (Приложение 4).

Пермский период – очень значимое явление для нашего края.

Во-первых, когда обширные платформы стали подниматься, гигантское море превратилось в лагуны, и под воздействием солнца концентрация солей в них возрастала. Затем натриевые, калиевые, магниевые соли стали выпадать в осадок. Так постепенно на протяжении многих тысячелетий и было сформировано одно из крупнейших в мире месторождений соли. Во-вторых, именно в Пермский период сформировались медистые песчаники, из которых начали добывать медь на реке Егошихе, где в дальнейшем и образовался город Пермь. Именно в честь нашей Пермской земли названа страница в истории целой планеты. Это уникальное событие. Больше российских названий в геологической временной шкале истории Земли нет. Поэтому место у нас уникальное, и по праву является брендом Пермского края.

Культурные бренды

В сентябре я с классом посетила Пермскую художественную галерею. Там я узнала о династии Строгановых.

Строгановым, представителям знатнейшего и богатейшего рода, на протяжении XVI-XIX столетий принадлежит одно из важнейших мест в освоении богатств, развитии промышленности и различных производств, в культуре Пермского Прикамья. Получая пермские земли, а в дальнейшем и покупая их, Строгановы обустраивали её, возводили монастыри, строили церкви. Имя Строгановых связано также с особой школой иконописи XVI столетия. «Строгановские вклады» находятся ныне в Пермской государственной галерее и в музеях Пермского края. (Приложение 5).

Основная отрасль производства, которым занимались Строгановы на протяжении почти пяти столетий, было солеварение. Районами солеварения в Прикамье были Пыскор, Дедюхин, Ленва, Веретия, Усолье, а также город Соликамск. Пермская земля хранит память о деятельности здесь Строгановых. Понятие «строгановский» стало обозначением целых художественных направлений: «строгановские дома», «строгановские церкви», «строгановская икона», «строгановское лицевое шитье» … Аналогов многих архитектурных памятников, построенных в этих краях, нет больше нигде в России. Кроме всего в художественной галерее находится уникальная коллекция пермской деревянной скульптуры, или проще — деревянных пермских богов.

Пермская деревянная скульптура – в числе самых узнаваемых брендов Пермского края. Неудивительно, что это культурное явление возникло именно на пермской земле. «Деревянные боги» – резные иконы-скульптуры, выполненные народными мастерами. Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII – XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам.   (Приложение 6).

Галерея — хранитель знаменитых художественных брендов Пермского края: пермской деревянной скульптуры и Строгановской иконописи. Я рекомендую всем посетить это чудесное место.

Пермский звериный стиль

Когда по территории государства Российского стало распространяться христианство, многие коми-пермяки не спешили его принимать. Они очень терпимо относились к новой религии, её богу и предметам культа. А сами были приверженцами сначала древнего язычества, поклоняясь зверям, птицам и явлениям природы. Люди создавали тотемные фигурки животных: считалось, что каждый человек имеет связь с каким-либо животным, обращались к нему, просили помощи и удачной охоты. Особенно популярны были фигурки лося, медведя, птиц. Многие из них сохранились и до наших дней. Археологи выделяют их в особый культурный слой - Пермский звериный стиль.

На набережной Камы открыли выставку «Пермский звериный стиль». Там установили стенды с информацией о самобытном средневековом искусстве — металлической пластике, существовавшем в Прикамье. (Приложение 7).

Изображения животных, птиц и человеческих фигур настолько выразительны, что вдохновляют многих художников и мастеров на собственные произведения в пермском зверином стиле. В такой технике изготавливается множество изделий — бронзовые фигурки, украшения, брелоки, часы и многое другое. Изображение разных существ с надписью: «Пермский звериный стиль» печатают на футболках, кружках и прочих туристических штучках. В связи с этим можно сказать, что всевозможные аксессуары на эту тему уже стали брендом края. (Приложение 8).

Соль Земли Пермской

Мы с родителями любим гулять по нашему городу. Однажды, проходя по Комсомольскому проспекту я увидела очень необычный памятник. Который привлек мое внимание своими большими ушами, и мы остановились…На нем было написано «Пермяк - соленые уши». Родители рассказали, что в давние времена так называли жителей Прикамья. (Приложение 9).

Издавна, добыча соли была основным промыслом для Прикамья и средством к существованию его жителей.

Первые соляные промыслы в Прикамье возникли в окрестностях города Чердыни, на реке Колве в XV в., когда вологодские посадские люди братья Калинниковы начали строить солеварни на реке Боровой (правый приток реки Камы). Затем они перенесли свои промыслы на реку Усолку, дав начало городу Усолью-Камскому, ныне Соликамску. В 1558 г. вступили в свои вотчины Строгановы, единолично завладев Прикамскими соляными промыслами и на долгое время став монополистами по добыче и продаже соли.

Процесс добычи соли был очень сложный (для тех времен) и трудоёмкий. Человек, работавший в солеваренной отрасли, получал производственные травмы - воспалённые от соли уши. Когда человек снимал головной убор, становились видны его просоленные уши, так пермяков узнавали на всех ярмарках. Отсюда и пошло «солёное» прозвище, которое распространилось на всех жителей края. В Интернете я нашла фотографию конца XIX века, запечатлевшая соленосов у амбара (Приложение 10).

Соль и Пермский край - взаимосвязанные слова. Именно производство соли дало мировую известность и процветание Пермскому краю. Недаром в самом центре города Пермь установили памятник "Пермяку - солёные уши".

Кроме того, в магазинах города повсеместно можно найти миниатюрные версии памятника «Пермяк - солёные уши» в виде магнитов, фигурок, а также его изображения на сувенирных тарелках и на пряниках. Таким образом, памятник «Пермяк - солёные уши» можно смело назвать одним из брендов Пермского края. (Приложение 11).

Счастье не за горами

Арт-объект «Счастье не за горами» — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Перми, полюбившаяся жителям города и его гостям. Найти арт-объект «Счастье не за горами» можно на набережные реки Кама недалеко от Речного вокзала Перми. Изображение надписи используется в виде сувениров, на коробках конфет, календарях, открытках и других вещах. (Приложение 12). Я думаю многие согласятся, что инсталляция «Счастье не за горами» стала одним из главных символов и брендом современной Перми!

Туристический бренд «Пермь Великая»

У многих городов России есть собственный известный бренд, который объединяет горожан, используется в туриндустрии.

«Пермь Великая» – туристический бренд Пермского края в виде медведя выполненным в стиле кубизма и окрашенным в цвета радуги. Он используется на всех материалах туристической программы: «Край приключений», «Край легенд», «Край Великой реки».

Изображение медведя впервые появляется на «Печати Пермской» — элемента большой государственной Печати Ивана IV — еще в 16 веке. (Приложение 13). Сейчас белый медведь утвержден как гербовый элемент в гербах и Перми, и Пермского края. (Приложение 14).

Почему именно медведь в Перми? Все очень просто!

Для Прикамья это знаковый зверь. У коренных народов Пермского края медведь был священным животным. Артефакты, обнаруженные во время раскопок, свидетельствуют о том, что древние охотники относились к медведю как к покровителю. Амулет из когтя медведя носил каждый охотник. Считалось, что его ношение бережет от ран и приносит удачу.

В Перми символ медведя можно встретить повсюду, когда гуляешь по городу. (Приложение 15). «Пермский мишка» является брендом всего Пермского края. Это формирует узнаваемость и привлекательность региона для туристов. Поэтому медведь стал главным героем большинства местных сувениров. (Приложение 16).

Песня «Калинка»

Песня «Калинка», ставшая символом русского народного искусства во всём мире, вовсе не народная, а авторская. Её написал и сам спел в 1860 году уроженец Перми, выдающийся композитор и дирижёр Иван Ларионов, когда ему было 30 лет. (Приложение 17).

«Песня облетела земной шар в исполнении дважды академического ансамбля песни и пляски Советской армии имени А.В.Александрова. Песня «Калинка» исполнялась на фронтах Великой Отечественной войны, а в мае 1945-го триумфально гремела в поверженном Берлине… Она цепляет спортсменов и фанатов всех стран. Эта песня или её мелодия звучат во время футбольных и хоккейных матчей в России и за границей.  Неудивительно, что «Калинкой» или «Калинкой-малинкой» называют самые разные предприятия по всему миру. А уж названных в честь неё коллективов – не счесть.

12 июня 2010 года в День города в Перми на городской Аллее доблести и славы, была торжественно открыта памятная плита в честь Ивана Ларионова. (Приложение 18).

Таким образом, по популярности эта песня является не только узнаваемым брендом нашей великой страны, но и Пермского края.

Природные и архитектурные бренды Пермского края

Пермский край расположен на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света – Европы и Азии. Географическое положение региона, его растительный и животный мир составляют богатый потенциал, которым можно восхищаться и по праву гордиться.

Далее, хочу обратить внимание на самые известные памятники природы и архитектуры Пермского края.

Кунгурская ледяная пещера– одна из самых известных и популярных туристических достопримечательностей Урала. Одна из главных «визитных карточек» нашего региона. Этот уникальный памятник природы Урала появился примерно 10-12 тыс. лет назад. Общая протяжённость Кунгурской пещеры составляет 5,7 км. Для посещения открыт участок длиной 1,5 км, предварительно расчищенный и для зрелищности оснащённый разноцветной подсветкой и оборудованием для демонстрации лазерных эффектов. В пещере 48 гротов и 146 «органных труб» — вертикальных шахт, соединяющих подземную часть с поверхностью. В Кунгурской пещере можно увидеть таинственные подземные озёра с кристально чистой водой.

Мне очень понравилась ледяная пещера. Я горжусь что в нашем крае существует такой памятник природы всероссийского значения. (Приложение 19).

ЭтнопаркисториирекиЧусовой давно стал брендом Урала и Пермского края, привлекая туристов со всей страны, а порой и из-за рубежа. Музей находится под открытым небом в окрестностях г. Чусовой Пермского края. Расположен под открытым небом у подножия Арининой горы, на берегу небольшой речки Архиповки. В нём собрана одна из богатейших на Урале коллекций предметов старины. Также представлены уникальные деревянные постройки. Помимо деревянных построек на территории музея в большом количестве представлены камни и памятники, установленные в память о знаменитых личностях, которые жили или творили в Чусовском районе. (Приложение 20).

Хохловка – это музей деревянного зодчества, который принимает множество туристов аж с 1980 года. Деревянные экспонаты музея представляют одни из самых значимых для Пермского края объекты, которые отражают сущность сурового края. Находится удивительный архитектурно-этнографический музей в 20 километрах от Перми. (Приложение 21).

Вишерский заповедник. Находится в глухой северо-восточной части Пермского края. Здесь расположен хребет Тулымский камень — одна из самых высоких гор Северного Урала. ГорыВишерского заповедника интересны быстрой сменой природных зон: поднявшись меньше, чем на километр, вы из тайги попадёте в каменистую тундру, миновав по дороге зону альпийских лугов и разлапистых можжевельников. Заповедник считается одним из самых крупных в Европе, который привлекает путешественников своей уникальной природой, пещерами и долинами. На заповедной территории существует богатый мир животных, представленный млекопитающими, птицами, земноводными и рыбами. (Приложение 22).

Водопад Плакун. Находится на правом берегу реки Сылвы в Пермском крае, недалеко от Суксуна. Плакун представляет собой 7-ми метровый водопад, поток которого формируется из множества родников, выходящих из вершины горы. Я со своей семьёй тоже посетила водопад и даже попробовала окунуться. Водопад поистине заслуженный бренд Пермского края. Ведь он входит в первую тройку достопримечательностей из списка «Чудеса Поволжья». (Приложение 23).

Усьвинские Столбы на реке Усьва, вытянувшиеся в длину на несколько километров и достигающие высоты 120 метров, по праву считаются одним из любимых и притягательных мест туристов Пермского края. Больше всего внимание туристов привлекает Чертов Палец. Отдельно стоящая скала, похожая на палец гиганта, завораживает своей красотой. (Приложение 24).

Камень Ермак. Это одна из самых известных природных достопримечательностей в окрестностях города Кунгур. Находится Камень в природоохранной зоне на берегу Сылвы – левом притоке реки Чусовая. Ермак, Ермачиха и Ермачёнок – так называются три его вершины. Они отличаются по высоте. На склонах растут редкие растения, занесённые в Красную книгу. Камень Ермак – одно из самых любимых мест отдыха для туристов и альпинистов Пермского края. На вершине Ермака находится смотровая площадка – деревянный настил с ограждениями. Оттуда открывается вид на долину Сылвы и тайгу. (Приложение 25).

Заповедник «Басеги». Был создан для сохранения огромного массива среднеуральских еловых и пихтовых лесов, которые находятся в предгорьях хребта Басеги. Заповедная территория расположена в пределах западного макросклона Главного Уральского хребта. Она находится в Горнозаводскоми Гремячинском административных районах Пермского края. Территория заповедника составляет почти 38 тысяч гектаров. Здесь живет около 45 видов редких и краснокнижных животных, 17 видов растений-эндемиков (которые не встречаются больше нигде в мире). (Приложение 26).

Каменный город - одна из главных природных достопримечательностей Пермскогокрая. Другое название этих скал – Чертово Городище. Это поистине уникальный памятник природы, находящийся на одной из вершин хребта Рудянский Спой (526 метров над уровнем моря). Широкую популярность это место приобрело менее двух десятилетий назад. С тех пор поток туристов сюда с каждым годом растет. (Приложение 27).

Если говорить о Перми, то сразу вспоминается Пермский балет, комедийные и мистические постановки «Театра у Моста», Дом Мешкова и Ординская пещера. Это тоже Пермские бренды. Я ещё много чего не упомянула, и много чего ещё не знаю о родном крае. Но ничего страшного. Мой классный руководитель Елена Васильевна пообещала мне и всему классу, что будет каждый год вывозить нас на экскурсии по Пермскому краю. И я не сомневаюсь, что мы ещё много чего узнаем интересного о истории и достопримечательностях нашего края.

Заключение.

Проделав данную работу, я поняла, что немногие ученики имеют представление о брендах родного края.

Получается, что гипотеза подтверждается частично.

Мои предположения об актуальности работы оказались верными. Я изучила материалы о брендах Пермского края. Исследование показало, что бренды Перми - это те уникальные символы, достопримечательности благодаря которым Пермский край становится известным и узнаваемым.

Больше всего мне понравились экскурсии в музеи Пермского края. Труднее всего в процессе работы было находить информацию в разных источниках.

Пришла к выводу, что надо знать и любить свой родной край.

«Люби и знай свой отчий край» – так гласит народная мудрость. А полюбить свой край можно лишь тогда, когда знаешь его тайны, путешествуешь по нему, открываешь в нем неведомое. Я еще в начале этого пути.

Наш Пермский край особенный, уникальный, нам есть, чем гордиться! У нас есть нечто такое, чего нет у других. Смело приезжайте в наш край и всё увидите своими глазами!

Считаю, что цель в моей работе достигнута. Осталось только поделиться своими знаниями с учениками гимназии. Новые цели и задачи – поставлены: начать работать над созданием игры лото «Бренды Пермского края», но это будет уже другая моя работа.

Список литературы:

1.Е.Г. Трегубова. Пермский край от А до Я. Бренды и легенды. Пермь,2015-189с.

2.А.С.Зеленин. Пермь и Пермский край: занимательное краеведение. Пермь, 2018-216с.

3.В.М. Михайлюк. Пермский лексикон, Пермь,2001-264с.

4.В.В. Рапп. Путеводитель по Кунгуру и Ледяной пещере для семейного чтения. Пермь, 2003. -351с.

5.Е.В. Шабашова. Исторические миниатюры о Земле Пермской. Пермь, 1998-352с.

6.В.И.Вакушенко. Песня «Калинка» и Пермский край. Соликамск,2020-28с.

7. Э.Бикмурзина. Соли Пермской земли, «Вокруг света» материалы телеграфа, 19.07.2010

Интернет ресурсы:

www.o-soli.ru

https://evgenysolomin.livejournal.com/569985.html?ysclid=lb9np321nb754620814

https://www.livemaster.ru/topic/2766907-legenda-o-permskom- medvede?ysclid=lb9p0jfgq9695360644

https://ayrat72.livejournal.com/285217.html?ysclid=lb9pcyrwj799143399

https://fb.ru/article/175797/zapovednik-basegi-v-permskom-krae-opisanie-jivotnyie?ysclid=lbl88m0l5b760150264

https://fb.ru/article/175797/zapovednik-basegi-v-permskom-krae-opisanie-jivotnyie?ysclid=lbl88m0l5b760150264

https://uraloved.ru/kamen-ermak-na-silve?ysclid=lbl6zyq7tz914561713

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/usva/mount/26332

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/suksun/waterfall/38906

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/perm/museum/23697

https://animals-wild.ru/zapovedniki-rossii/1281-visherskiy-zapovednik.html

Приложение:

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.

Приложение 14.

Приложение 15.

Приложение 16.

Приложение 17.

Приложение 18.

Приложение 19.

Приложение 20.

Приложение 21.

Приложение 22.

Приложение 23.

Приложение 24.

Приложение 25.

Приложение 26.

Приложение 27.

Просмотров работы: 419