ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.Однимизключевыхаспектовнациональной безопасности, согласно документу, подписанному президентом в 2009 году «Стратегия национальной безопасности Российской Федерациидо 2020 года», признается качество жизни российских граждан. Несмотря на то, что срок действия данного документа истёк, актуальность темы обусловлена приоритетныминаправлениями государственной политики России, которые были обозначены национальнымипроектамиповышениякачестважизнинаселения: «Здравоохранение», «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие АПК».ЭтинациональныепроектызаложенывстратегиюразвитияРоссиидо2025 года.Стратегическими целями России в области повышения качества жизни населения было признано снижение социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной – коренное улучшение демографической ситуации.
Следовательно,исследованиекачестважизнилюдей,становятсяеще более необходимыми весьма актуальным.
Проблема.
Несмотря на то, что основой повышения качества жизни является отсутствие неравенства населения, для Нижегородской области остро стоит проблема неравномерностираспределения доходов, что приводит к замедленномуростукачества жизни населенияНижегородскойобласти.
Цель работы –изучение качества жизни населения Нижегородской области через индекс человеческого развития (ИЧР), выявление проблем и путей их решения.
Задачи:
Изучить литературу по теме «Качество жизни», составить глоссарий.
Выявить основные составляющие качества жизни, рассмотреть методы и подходы к его изучению.
Рассмотреть качество жизни населения Нижегородской области через индекс человеческого развития.
Составить и провести социологический опрос населения Нижегородской области «Качество жизни населения Нижегородской области».
Сделать выводы о качестве жизни в Нижегородской области на основе собранного материала и социологического опроса, создать портрет нижегородца «возможного» и составить список рекомендаций по улучшению качества жизни населения Нижегородской области.
Объект исследования – население Нижегородской области.
Предмет исследования – качество жизни населения Нижегородской области через индекс человеческого развития (ИЧР).
ГЛАВА 1. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
Историческая справка
Как научное понятие, словосочетание «качество жизни» впервые применил экономист Джон Гэлбрейт в своей книге «Общество изобилия» 1958 года. В политике термин стали активно использовать после того, как в 1963 году его произнёс президент Джон Кеннеди в «Докладе о положении нации». Активные исследования качества жизни начались во второй половине XX века в США. Изначально понятие связывали со здоровьем населения, охраной окружающей среды и развитием городов.
В 1961 году специалисты ООН предложили одну из первых номенклатур показателей качества жизни. А с 1962 по 1973 годы в США разработали систему «социальных показателей», которая помогла определить качество во многих сферах жизнедеятельности. Она состояла из семи блоков: здоровье, общественная безопасность, образование, труд, доход, жилище, досуг, которые в свою очередь включали 167 показателей. Исследованиями в области качества жизни также активно занимались специалисты Всемирной организации здравоохранения, выделяющие приоритетным направлением принципы здоровья и экологические компоненты.
В 1990-е годы эксперты ООН разработали широкую систему индикаторов качества жизни, а специалисты ПРООН (программа развития ООН) начали выпускать ежегодные отчёты о развитии человека. В докладах впервые ввели категории «человеческое развитие» и предложили её измеритель — индекс человеческого развития. Первый мировой рейтинг, основанный на показателях качества жизни, ООН выпустила в 1998—2000 годах.
В ходе исследований социологами было многократно подтверждено существование нелинейной зависимости между материальными условиями жизни индивида и общества и их субъективной оценкой. На уровне индивида субъективная удовлетворенность, «уровень счастья» зависит прежде всего от состояния здоровья, величины материального дохода, образования, прочности семейных отношений. В то же время сумма довольства/недовольства отдельными сторонами жизни не дает еще верного представления об общей оценке индивидом удовлетворительности материальных условий существования. Индивидуальная удовлетворенность во многом зависит от национальных и культурно-религиозных традиций населения, глубины социальной дифференциации, уровня образования и многих др. факторов, имеющих как рациональную, так и эмоциональную (аффективную) природу. При изучении субъективной составляющей качества жизни особенно важно выявить долю в составе населения двух групп: лиц, объективно живущих в качественных условиях жизни и одновременно субъективно их таковыми оценивающих, и лиц, выражающих недовольство при наличии объективно хороших для данного общества условий жизни. Величина первой группы дает представление об общем качестве жизни в стране, второй – о существовании катализаторов протестного потенциала и, следовательно, перспективах социальной стабильности. Понятие «качество жизни» является важнейшим интегральным показателем социального благосостояния общества и индивида, измерение качества жизни – необходимый компонент социального мониторинга, оценки состояния и характера развития социальных процессов в любом государстве или иной любой территории.
Понятие качества жизни
По данным сайта «Википедия», качество жизни — междисциплинарное понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, уровень интеллектуального, культурного и физического развития, а также степень обеспечения безопасности жизни.
По определению ВОЗ качество жизни — это восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и системе ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами.
Качество жизни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора условий и характеристик жизни человека, обычно основанную на его собственной степени удовлетворённости этими условиями и характеристиками.
Ключевые составляющие качества жизни различаются в зависимости от научной дисциплины. На основе этих нескольких определений и еще нескольких изученных мной источников можно составить таблицу по основным ключевым составляющим:
Таблица №1 «Качество жизни в различных областях науки»
Научная дисциплина |
Основные составляющие качества жизни |
Философия |
Степень свободы, возможностей развития, духовные ценностей |
Экономика |
Фактическая степень удовлетворения основных потребностей человека, уровень его развития и степень обеспечения безопасности жизни. |
Социология |
Качество удовлетворения материальных и культурных потребностей, качество образования, обслуживания . |
Медицина |
Здоровье и качество здравоохранения. |
География |
Соответствие среды жизни объективным нормам и субъективным потребностям территориальной общности. |
Связь уровня жизни и качества жизни
Очень часто понятие «качество жизни» понимается как «уровень жизни», однако это не совсем верно. Уровень жизни выражает реальный уровень владения и потребления товаров и услуг и объективно измеряется как количественная величина. Это благополучие населения, выраженное в обеспечении нужными для существования общества материальными и духовными благами. Это уровень удовлетворения человеческих потребностей данными благами.
Уровень жизни определяется через сопоставление между собой материального благосостояния и физического благополучия человека, социальной группы, социального слоя, определенной территории или государства.
Понятие «уровень жизни» относится к доступности, количеству и качеству товаров и услуг, их распределению среди населения данного государства.
Качество жизни- еще более широкое понятие. Оно включает в себя социальное обеспечение, здравоохранение, состояние окружающей среды и многое другое.
Оценка качества и уровня жизни – это важный аналитический инструмент социально-экономической политики государства, с помощью которого:
Устанавливаются ориентиры на перспективу государственной социально-экономической политики;
осуществляется анализ текущего социально-экономического развития государства, оценивается уровень бедности;
проводятся межрегиональные сопоставления качества и уровня жизни населения.
В своей работе я буду оперировать понятием «качество жизни».
Методы и подходы к изучению качества жизни
Сейчас существует множество методов исследования качества жизни, но основными среди них являются:
Социологический. Этот метод позволяетполучитьболееполнуюинформацию о социальной дифференциации качества жизни, о проблемахудовлетворенияпотребностейразличныхгруппислоевнаселения. В рамках социологического метода проводится социологическое исследование, которое может показать и раскрыть проблемы населения, которые сложно оценить через другие методы оценки качества жизни.
Статистическийметодисследования.Этодетальноеизучениесоциально-демографических и экономических процессов.Экономическаястатистикарассматривает экономические явления в тесной взаимосвязи с социальнымипроцессами, и одни и те же показатели могут быть использованы для анализа иэкономических,и социальныхаспектов. Статистика позволяет собрать большое количество информации в ёмкий график или диаграмму.
Экономико-математический метод. Данный метод позволяет рассматривать какой-либо процесс через модель подобного ему процесса.
Существуют три основных подхода к определению качества жизни:
Объективный, при котором качество жизни измеряется при помощи параметров объективных условий и жизнедеятельности населения;
Субъективный – качество жизни определяется по социологическим опросам;
Интегральный – учитываются и объективные, и субъективные критерии, как равнозначные.
Факторы, влияющие на качество жизни
Факторами, влияющими на качество жизни, являются:
Демографические факторы (рождаемость, смертность, естественный прирост).
Социальные факторы (образование, наука, культура, здравоохранение).
Экономические факторы (Валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, доля трудоспособного населения, уровень безработицы, прожиточный минимум, МРОТ).
Экологические факторы (состояние окружающей среды)
Индексы оценки качества жизни
Основным индикатором качества жизни является ИРЧП. Его еще называют ИЧР (индекс человеческого развития). Это интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для сравнения государств и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:
Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.
Уровень грамотности населения страны (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.
Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
По данным 2019 года, в первую пятёрку стран по ИЧР вошли:
Норвегия
Ирландия
Швейцария
Гонконг
Исландия
В 2020 году Россия заняла 52 место.
По субъектам РФ (по данным 2019 года) в первую пятёрку вошли:
Москва
Санкт-Петербург
Тюменская область
Сахалинская область
Белгородская область
Нижегородская область по ИЧР занимает 33 место.
В настоящее время появляется все больше международных индексов, которые отражают качество жизни населения в той или иной стране. Некоторыми из них являются:
Международный индекс счастья, отражающий благосостояние людей при данном уровне развития окружающей среды. Рассчитывается всемирный индекс счастья при помощи трех показателей: воздействия человека на природу, продолжительности жизни и удовлетворенности жизнью. Самым высоким индексом счастья отличается Коста-Рика, а самым низким – Зимбабве.
Ежегодный рейтинг городов, имеющих самое высокое качество жизни. Данный рейтинг пользуется особенной популярностью у компаний, принимающих решения в области размещения своего бизнеса и оплаты труда сотрудников.
«Индекс мятежности стран», составляется специалистами США. В основу индекса легли три равнозначных критерия: социальная несправедливость, склонность населения к бунту и выраженная в процентах доля затрат на питание в конечных расходах домохозяйства. Самая безопасная страна с позиции социальных потрясений – это Швеция. Россия в этом списке занимает 40 место из 85.
Кроме вышеперечисленных индексов, существуют еще множество необычных индексов, которые используются для оценки экономики на определенной территории. К ним относятся:
1. Индекс Биг-Мака. Это самый известный из подобных индексов, его упоминание можно часто встретить даже в серьезных экономических аналитических материалах.
Термин был введен журналом The Economist в 1986 году. Изначально он использовался в шутку, но постепенно идея прижилась, и теперь журнал ежегодно рассчитывает и публикует этот индекс. А другие СМИ на него ссылаются и используют как независимую единицу в своих материалах. Даже появился раздел экономики, который называется «бургерономика».
В основе индекса лежит теория о равной стоимости корзины товаров в разных странах. В данном случае набор товаров заменили на популярный бургер из меню McDonald’s.
Например, если набор одних и тех же товаров стоит в Германии 20 евро, а в Великобритании — 10 фунтов, то их соотношение должно составлять 2:1, то есть справедливый курс будет два евро за один фунт, если условно опустить расходы на транспортировку. Если же в каком-то случае подобное соотношение не сходится с реальными показателями, значит, курс выбранной валюты занижен или завышен.
Кстати, есть одна страна, где Макдоналдс есть, а вот с «индексом Биг-Мака» возникли сложности, и эта страна — Индия. Дело в том, что ее жители не едят говядину, следовательно, именно этот сендвич там не продается. Но нашли компромиссное решение и стали считать по аналогичному сэндвичу, в состав которого входит курятина.
Биг-Мак — не единственный продукт питания, который, как эталон, используют для экономических сравнений (хотя он, конечно, самый известный).
Есть еще, например, «индекс кофе» или «индекс латте».
2. «Индекс латте» — показатель, который служит примерно такой же цели, но в качестве «эталона» используется большой латте из сети Starbucks. Кстати, нельзя не отметить, что в нашей стране такой напиток — один из самых дорогих (в сравнении с аналогичными в других странах).
3. Индекс iPod (или индекс iPhone). Для оценки покупательной способности валют используют и технику — ту, которая популярна в большинстве стран. Раньше для этих целей смотрели стоимость iPod, сейчас, когда подобные устройства уже не слишком актуальны, смотрят цены на iPhone (естественно, определенной и одинаковой для всех стран конфигурации).
Есть на свете и более оригинальные «индексы», некоторые из них дают возможность оценить не только и не сколько покупательную способность валют, сколько уровень цен в той или иной стране или городе.
Например,
4. «Индекс свиданий» — изобретение практичных немцев. Таким образом формируется рейтинг дороговизны городов — по оценке стоимости «типового свидания». Оно включает в себя: поездку на такси, два билеты в кино, закуски, ужин в пабе и две кружки пива. В прошлом году, например, самым дорогим был признан Цюрих. Российские города традиционно занимают, как ни странно, достаточно скромные места.
5. Индекс красной помады. Его придумали представители компании Estee Lauder. Они исходили из того, что даже в самые тяжелые времена женщины не ограничивают себя в покупке красной помады, которая является важнейшим фактором выживания для многих представительниц прекрасного пола. Считается индекс по красным помадам определенного бренда. И, кстати, предположение бизнес-дельцов подтверждаются: даже во время экономического кризиса, как показывает статистика, продажи люксовой помады не падают, а растут.
6. Индекс борща и оливье. Близкий нашему сердцу и понятный индекс. Он нужен для того, чтобы оценить рост потребительских цен. Для этого подсчитывается стоимость набора продуктов, необходимых для приготовления блюда, в разные годы. Разница между полной стоимостью составляет реальный рост цен. Естественно, те, кто считает, стараются придерживаться максимально традиционного рецепта. Но тут самое главное, чтобы при подсчете в каждый год он был одинаковым.
Высокий уровень качества жизни человека, как считают социологи Финансового университета при Правительстве России, подразумевает следующие критерии:
достаточную продолжительность здоровой жизни, поддержанную хорошим медицинским обслуживанием и безопасностью (отсутствием значимых угроз жизни и здоровью);
приемлемый объём потребления товаров и услуг, гарантированный доступ к материальным благам;
удовлетворительные социальные отношения, отсутствие серьёзных общественных конфликтов и угроз достигнутому уровню благополучия;
благополучие семьи;
познание мира и развитие — доступ к знаниям, образованию и культурным ценностям, формирующим личность и представления об окружающем мире;
учёт мнения индивида при решении общественных проблем, участие в создании общепринятой картины мира и правил поведения человека;
социальную принадлежность, полноправное участие в общественной и культурной жизни во всех их формах;
доступ к разнообразной информации, включая сведения о положении дел в обществе;
комфортные условия труда, дающего простор для творчества и самореализации, относительно короткий рабочий день, оставляющий человеку достаточно свободного времени для различных занятий.
Понятие и критерии среднего класса
Для того, чтобы классифицировать население по качеству жизни, было введено понятие «средний класс» как некий слой, который не относится ни к бедным, ни к богатым.
Однозначного определения этого термина «средний класс» нет: словари и энциклопедии предлагают около десятка толкований понятия «средний класс». Большинство из них подразумевают прослойку населения между малоимущими и богатыми. Поэтому самый популярный критерий, по которому человека относят к среднему классу, — его доходы. Но сколько именно надо зарабатывать, чтобы считаться и не бедным, и не богатым, — сложный вопрос.
Ученые оперируют абстрактными фразами вроде «устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей». Чтобы понять, насколько должен быть широк этот круг, нужно применить к обтекаемым формулировкам социологов и экономистов финансовую статистику.
По версии Всемирного банка
Представитель среднего класса России по классификации Всемирного банка:
Имеет доход не меньше 19 тысяч рублей в месяц на каждого члена семьи.
Может позволить себе обучение за рубежом.
Ездит на иномарке.
Ездит в отпуск за границу минимум раз в год.
По версии швейцарского банка «Кредит-Суисс»
Швейцарский банк «Кредит-Суисс» ежегодно публикует доклад о благосостоянии населения разных стран. В числе прочего экономисты банка выделяют и такую прослойку населения, как средний класс, ориентируясь на доходы граждан.
Итак, представитель среднего класса по версии Швейцарского банка:
Имеет годовой доход 25 000—100 000 $ (1 819 043—7 276 170 Р), это 2083—8333 $ (151 563—606 323 Р) в месяц.
Имеет сбережения, превышающие доход за 2 года.
По версии Альфа-банка
Альфа-банк определяет средний класс по следующим критериям:
Это люди, которые имеют возможность приобрести продовольственные товары, одежду, обувь и товары длительного пользования
Представитель среднего класса владеет предметами длительного пользования, прежде всего автомобилем.
Доход от 39000 до 99000 рублей в месяц.
По версии Сбербанка
Доход не менее 37000 рублей в месяц.
Человек может сам себя отнести к среднему классу.
Сбербанк относит к среднему классу 47% населения России. Критерии — уровень дохода и самоидентификация, когда человек сам относит себя к среднему классу. Чаще всего такие люди могут позволить себе откладывать деньги, путешествовать и ходить в рестораны. По версии Сбербанка, нижняя граница среднего класса составляет 37 тысяч рублей в месяц.
По версии Высшей школы экономики
В Высшей школе экономики сразу два института исследуют средний класс: Центр анализа доходов и уровня жизни населения Института социальной политики (ЦАДУЖ) и Центр стратификационных исследований Института социальной политики.
ЦАДУЖ выделил следующие критерии:
Доход не менее 33000 рублей в месяц на человека.
Человек имеет высшее или незаконченное высшее образование и интеллектуальный характер труда или предпринимательство.
Человек может отнести себя к среднему классу.
На основе данных ЦАДУЖ, Центр стратификационных исследований Института социальной политики НИУ ВШЭ относит к среднему классу три группы населения:
Ядро среднего класса: доходы свыше 125% от средних, высшее образование, интеллектуальный труд. Таких около 8% населения страны.
Ближняя периферия ядра среднего класса: доходы свыше 125% от средних, но нет высшего образования или занимаются физическим трудом — 12% населения России.
Дальняя периферия ядра среднего класса. Состоит из двух подгрупп. Представители первой имеют высшее образование и занимаются интеллектуальным трудом, но доходы — 75—125% от средних. У второй подгруппы наоборот: высокие доходы, но нет высшего образования и нетипичная для среднего класса занятость. Вместе эти подгруппы составляют почти 20% населения страны.
На основе вышеперечисленных данных можно составить сравнительную таблицу по критериям среднего класса в Европе и РФ.
Таблица №2 «Критерии среднего класса в Европе и в России»
Европейские |
Российские |
|
Критерии среднего класса |
|
|
ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. ИЧР в Нижегородской области
Как уже было сказано выше, по ИЧР Нижегородская область занимает 33 место среди всех субъектов Российской Федерации. Однако для того, чтобы судить о качестве жизни в области, необходимо посмотреть ее место по каждому индексу, составляющему ИЧР, среди всех субъектов РФ.
Список лидеров по индексу долголетия среди субъектов РФ таков:
Республика Ингушетия
Республика Дагестан
Москва
Кабардино-Балкарская Республика
Карачаево-Черкесская Республика
Санкт-Петербург
Республика Северная Осетия-Алания
Чеченская Республика
Республика Татарстан
Краснодарский край
По данному показателю Нижегородская область занимает лишь 49 место. Это связано не только с образом жизни самих граждан, но еще и с низким качеством медицины.
Теперь необходимо оценить место области по индексу образования. Лидерами являются следующие субъекты:
Санкт-Петербург
Курская область
Москва
Магаданская область
Омская область
Томская область
Орловская область
Свердловская область
Ярославская область
Республика Алтай
По данному показателю Нижегородская область занимает лишь 44 место, что является не высоким. Тем не менее, область по уровню школьного и университетского образования занимает 11-13 место уже много лет. Значит, низок уровень образованности среди более взрослого населения субъекта.
Третий показатель ИЧР- ВНД. В десятку субъектов с самым высоким ВНД вошли:
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ненецкий автономный округ
Москва
Чукотский автономный округ
Сахалинская область
Магаданская область
Ханты-Мансийский автономный округ-ЮГРА
Московская область
Санкт-Петербург
Республика Татарстан
По этому показателю Нижегородская область занимает 17 место.
А в целом по ИЧР лидерами-субъектами РФ являются:
Москва
Санкт-Петербург
Ханты-Мансийский автономный округ ЮГРА
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ненецкий автономный округ
Красноярский край
Астраханская область
Томская область
Магаданская область
Татарстан
2.2. Составление социологического опроса
Итак, в предыдущих разделах было рассмотрено понятие качества жизни, выявлены методы (статистический, социологический и математический) и подходы (объективный, субъективный и интегральный) к его изучению, влияющие на него факторы, а также индексы, по которым оно оценивается.
Затем было изучено понятие индекса человеческого развития, о так же его расчет. После этого были выявлены страны-лидеры по ИЧР (доклад ООН от 2022):
Швейцария
Норвегия
Исландия
Гонконг
Австралия
Дания
Швеция
Ирландия
Германия
Нидерланды
Следующим этапом стало выявление лидеров-субъектов РФ по ИЧР:
Москва
Санкт-Петербург
Ханты-Мансийский автономный округ ЮГРА
Ямало-Ненецкий автономный округ
Ненецкий автономный округ
Красноярский край
Астраханская область
Томская область
Магаданская область
Татарстан
После этого была проанализирована ситуация в Нижегородской области: по ожидаемой продолжительности жизни субъект занимает 49 место, по уровню образования-44 место, по ВНД-17 место.
По ожидаемой продолжительности жизни низкая позиция обуславливается низким качеством медицины, а также низкой ее доступностью. По уровню образования позиция также невысока. Причина- низкое качество школьного образования, связанная прежде всего с нехваткой квалифицированных педагогов и низкой доступностью образования в сельской местности.
Но по ВНД область занимает 17 место, что является довольно высоким результатом. Это связано с тем, что нижегородская область- промышленный регион: здесь развито и машиностроение (Нижний Новгород), и химическая промышленность (Дзержинск), металлургия (Выкса), нефтепереработка (Кстово), стекольная промышленность (Бор), электроэнергетика, легкая промышленность- то есть, практически все отрасли промышленности.
Когда были завершены эти этапы, мнам стало интересно, совпадают ли статистические данные с тем, что происходит на самом деле. Чтобы в этом разобраться, было проведено онлайн-анкетирование среди взрослого населения.
Нами разработана анкета, с помощью которой было проведено исследование Опрос включил в себя вопросы, касающиеся сферы образования, здравоохранения, а также вопросы о доходах опрашиваемых. Всего в анкетировании приняли участие 152 человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Считаем, что цель проектной работы достигнута, мы проанализировали качество жизни населения Нижегородской области через Индекс Человеческого развития (ИЧР), выявили проблемы и предложили пути их решения.
Решая первую задачу, мы изучили литературу и интернет-источники по теме «Качество жизни» и составили глоссарий (словарь узкоспециализированных терминов). Самое главное понятие моей работы- качество жизни - междисциплинарное понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, уровень интеллектуального, культурного и физического развития, а также степень обеспечения безопасности жизни.
При решении второй задачи мы выяснили, что существует три основных метода исследования качества жизни: социологический, статистический и экономико-математический. В работе мы использовали первые два, так как третий метод требует специальных знаний. Определяя качество жизни, мы использовали интегральный подход, так как он учитывает объективные и субъективные критерии. Это позволило нам выделить факторы, влияющие на качество жизни: демографические, социальные, экономические, экологические.
Качество жизни населения Нижегородской области мы рассмотрели через индекс человеческого развития (ИЧР), определяемый по индексу ожидае ожидаемой продолжительности жизни (значение средней продолжительности предстоящей жизни, прогнозируемое на основе того, что уровни смертности населения во всех возрастах в будущем останутся такими же, как в рассматриваемом году); индексу образования (доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения); а также по валовому национальному доходу (совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в течение года на территории государства, то есть валовой внутренний продукт, плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами).
По ИЧР Нижегородская область находится на 33 месте среди 85 субъектов РФ; по уровню ВНД занимает высокое 17 место, но при этом занимает средние позиции по уровню образования и медицины - 44, и 49 места соответственно.
Нам стало интересно, совпадают ли найденные нами статистические данные с действительностью, поэтому был создан социологический опрос о качестве жизни населения в Нижегородской области. В опросе приняло участие 152 человека. Анкетирование показало, что более 90% респондентов имеет высшее образование, но только около половины работает по специальности. При этом школьным образованием довольна лишь треть опрошенных, в то же время 75% считают дополнительное образование доступным. Ситуация с медициной хуже-лишь 11% считают ее доступной, так как почти все опрошенные обращаются за платной медицинской помощью, треть из которых-чаще 3 раз в год. Большинство жителей Нижегородской области имеет доход в 50000 рублей при желаемых 100000 рублей в месяц, при этом к среднему классу себя могут отнести 55% опрошенных. Опрос подтвердил полученные нами статистические данные.
Портрет нижегородца «реального» выглядит следующим образом: доход 50000 рублей, но ему этого не хватает для достойной жизни, не всегда доволен качеством медицинских услуг и образованием.
Достойное существование граждан обеспечивает государство высокими доходами, создает стабильность существования страны, обеспечивает защищенность от влияния негативных факторов.
Для того, чтобы понять, как повысить качество жизни в Нижегородской области, мы изучили лучший мировой и российский опыт. На основании изученного был составлен список рекомендаций: в сфере образования - повысить статус учителей, сделать школьную программу более прикладной; в сфере медицины- повысить статус врачей, улучшить больничную инфраструктуру; в сфере доходов - повышать прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда и пособия, кроме того необходимо повышать финансовую грамотность населения.
Проделанная работа позволила нам составить портрет нижегородца «возможного»: доход от 100000 рублей, которой позволяет отдыхать 3-4 раза в год, дает возможность совершать крупные покупки не откладывая, приобретает качественные продукты, товары и услуги; получает бесплатное образование и медицинскую помощь, которые отвечают требованиям современного человека.
Практическая значимость. Проделанная нами работа имеет большое практическое значение. Для меня этот проект является профессиональной пробой. Я планирую в будущем связать свою жизнь со сферой туризма, успешное развитие которой напрямую зависит от этого показателя. Качество жизни определяет требования туристов к путешествию, дает возможность понять, какой спектр услуг им предложить. Кроме того, моя работа может использоваться на уроках географии и экономики в старших классах при изучении типологии стран, уровня экономического развития как отдельных регионов, так и отдельных государств. Проектная работа содержит много статистического материала и интересных фактов, поэтому может быть использована при подготовке к олимпиадам по географии и экономике, а также в проектной деятельности.
Перспектива. В будущем мой список рекомендаций может быть доработан и конкретизирован, а затем представлен в органы местного самоуправления в качестве предложения по улучшению качества жизни людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Галицкая, Т. Валовое сальдо первичных доходов [Электронный ресурс]/URL:https://spravochnick.ru/finansy/valovoy_dohod_realizacii_produkcii/valovoe_saldo_pervichnyh_dohodov/(дата обращения 22.10.2023)
Долголетие [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Долголетие (12.10.2023)
Индекс образования [Электронный ресурс]/ URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Индекс_образования (22.10.2023)
Качество жизни и его основные составляющие[Электронный ресурс]/ URL: https://gufo.me/dict/philosophy_encyclopedia/КАЧЕСТВО_ЖИЗНИ (22.10.2023)
Миркин, Я. Почему мы не первые по индексу человеческого развития [Электронный ресурс] URL:https://rg.ru/2019/02/18/iakov-mirkin-pochemu-my-ne-pervye-po-indeksu-chelovecheskogo-razvitiia.html (08.10.2023)
Необычные индексы, позволяющие оценивать экономику [Электронный ресурс] URL:https://roscontrol.com/journal/articles/indeks-big-maka-krasnoy-pomadi-svidaniy-i-kablukov-kak-mogno-otsenivat-ekonomiku-1/# (22.10.2023)
Понятие и критерии среднего класса [Электронный ресурс] URL:https://journal.tinkoff.ru/middle-class/ (22.10.2023)
Понятие уровня и качества жизни общества[Электронный ресурс] URL:https://rrepetitor.ru/economics/ponyatie-urovnya-i-kachestva-zhizni-obshhestva/(09.10.2023)
Почему финское образование одно из лучших в мире? [Электронный ресурс]URL:https://masterok.livejournal.com/3511048.html
Рейтинг регионов Российской Федерации по доходам населения [Электронный ресурс] URL:https://ria.ru/20200706/1573773182.html?in=t (22.10.2023)
Рейтинг стран мира по уровню образования[Электронный ресурс] URL:https://iom.anketolog.ru/2016/11/08/rejting-stran-mira-po-urovnyu-obrazovaniya(18.10.2023)
Связь качества жизни и индекса человеческого развития[Электронный ресурс]/URL:https://spravochnick.ru/ekonomika/svyaz_kachestva_zhizni_i_indeksa_chelovecheskogo_razvitiya/(03.10.2023)
Список стран по валовому национальному доходу [Электронный ресурс] URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВНД(22.10.2023)
Список субъектов Российской Федерации по индексу человеческого развития [Электронный ресурс]/URL: http://wp.wikiwiki.ru/wp/index.php/ ИРЧП_субъектов_Российской_Федерации (03.10.2023)
Список субъектов РФ по уровню доходов населения [Электронный ресурс]/ URL : https://ria.ru/20200706/1573773182.html?in=t (03.10.2023).
Толоконникова, А. Появление индекса человеческого развития [Электронный ресурс]/ URL:https://pandia.ru/text/77/357/78286.php (03.10.2023)