Афганская война в жизни моего отца

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Афганская война в жизни моего отца

Загорских Е.Е. 1
1МОУ Раменская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Деркачева Т.В. 1
1МОУ Раменская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Война в Афганистане... К сожалению, об этих событиях рассказывается очень мало. Люди, прошедшие эту войну, почти никогда не говорят о ней.

Мой папа, Загорских Евгений Игоревич, является участником афганских боевых действий. Волею судьбы, в 1980 году он оказался на территории чужого государства, с чужими обычаями, с чужим менталитетом.

Рассматривая старые, чёрно-белые фотографии из семейного альбома, где мой отец в военной форме на фоне горной местности и военной техники, я поняла, что ничего не знаю о тех событиях - это стало главным мотивом обращения к данной теме. Я решила собрать и проанализировать информацию о географическом положении, форме устройства и правления, особенностях народа и хозяйства Афганистана, военных действиях на территории этой страны с 1979 по 1989 г., понять причины ввода советских войск и подробно изучить боевой маршрут своего отца.

Данная тема актуальна, поскольку я и мои сверстники- современное, молодое поколение, не имеем представления об афганских событиях и военных действиях, которые унесли жизни многих молодых бойцов. Поэтому считаю важным донести до сведения сверстников живой рассказ отца – повествование о боевых действиях в Афганистане, как реальное свидетельствование о значимых исторических событиях.

Проблема: современное поколение молодых людей 14-16 лет не имеет знаний и представлений о военных событиях в Афганистане.

Гипотеза: если материалы, представленные в данной работе довести до сведения сверстников, то их уровень знаний об Афганских событиях и истории своей страны повысится.

Цели исследования: систематизировать и донести до сведения моих сверстников общую информацию об Афганистане, афганской войне и об участии в ней моего отца

Задачи исследования:

  1. Изучить общие сведения об Афганистане.

  2. Познакомиться с документальной информацией об афганской войне.

  3. Расспросить отца про Афганскую войну.

  4. Обобщить полученные сведения.

  5. Подготовить проект-презентацию на тему Афганской войны.

  6. Донести до сведения сверстников полученный материал.

Объект исследования: общие сведения и война в Афганистане 1979-1989 гг.

Предмет исследования: афганский маршрут моего отца.

Методы исследования:

  1. Анализ источников информации;

  2. Интервьюирование;

  3. Анкетирование.

  4. Работа с семейным архивом;

  5. Систематизация и обобщение информации;

  6. Обработка полученного материала;

Работа состояла из следующих этапов:

  1. Знакомство с географическим положением, формой устройства и правления, особенностями природы и населения Афганистана;

  2. Изучение исторической, документальной литературы о военных событиях в этой стране;

  3. Анкетирование одноклассников, подведение итогов.

  4. Систематизация предоставленного отцом материала, фотодокументов;

  5. Обработка полученных материалов и создание исследовательского проекта;

  6. Презентация работы на классном часе и школьной конференции ученических проектов.

Практическая значимость: знакомство сверстников с военными событиями в Афганистане, создание презентации по семейным хроникам «Афганская война в жизни моего отца».

  1. Основная часть

    1. Общие сведения об Афганистане

Афганистан, ныне Исламская Республика Афганистан, государство в юго-западной части Центральной Азии. Официальное название «Афганистан» утвердилось к концу 19 века, в переводе с персидского языка означает «страна афганцев» (пуштунские племена, населявшие горы Гиндукуша). Столица – город Кабул. Площадь территории - 647,5 тыс. км². Население – 29,23 млн. чел. Внутриконтинентальная страна, не имеет выхода к морю. Граничит с Пакистаном на юге и востоке, Ираном на западе, Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном на севере, Китаем и Индией на крайнем северо-востоке. Окончательно границы государства определились после Второй мировой войны.

Территория страны расположена в северо-восточной части Иранского нагорья, включающего высокие хребты и межгорные долины. Восточные районы страны с юго-запада на северо-восток пересекают высокие массивы Гиндукуша высотой более 6000 м, на границе с Пакистаном находится высшая точка гора Наушак (7485 метров над уровнем моря), имеется оледенение с разнообразными типами ледников. Западнее Гиндукуша расположено большое по площади, сильно расчлененное и труднодоступное нагорье Хазараджат, высотой более 3000-4000 м. На северо-западе Афганистана расположены горы Паропамиз, с высотами до 3642 м. На севере страны находится обширная Бактрийская равнина, имеющая уклон по направлению к долине реки Амударья. Обширные площади в стране занимают песчаные пустыни Регистан, Гармсир, глинисто-щебнистая пустыня Дашти-Марго, замыкаемые на крайнем юге горами Чагай и являющимися продолжением Каракумов. На юго-востоке страны, между Гиндукушем и отрогами Сулеймановых гор, расположено слаборасчлененное Ганзи-Кандагарское плоскогорье, высотой менее 2000 м, к которому приурочены несколько оазисов. Самый крупный из них находится в окрестностях города Кандагар.

Климат в Афганистане континентальный субтропический со значительными амплитудами температур. Летом жарко и сухо, зимой холодно. Температура и количество осадков зависит от высоты над уровнем моря. Сезон дождей приходится на зимне-весенний период. На юго-западе, в Систане, местами осадки вообще не выпадают. В пустынях и на засушливых равнинах западные ветра часто приносят песчаные бури, в то время как разница температур воздуха на низменностях и в горах, а также резкая их смена, вызывают образование сильных местных ветров.

Афганистан – полиэтническое государство, которое населяют более 20-ти народностей. Крупнейшими из них являются пуштуны (42%), таджики (28%), хазарейцы (10%), узбеки (8%), чараймаки (2,6%), туркмены (2%), белулжи (0,5%), нуристанцы (0,4%), пашаи (0,2%), живут также арабы, курды, кызылбаши, афшары, казахи, киргизы, монголы, нуристанцы и т.д.

Представители пуштунских племен (паштаны, пуштуны, пахтаны), исповедующие ортодоксальный ислам суннитского направления, насчитывают около 13 млн. чел. Они расселены преимущественно к югу от Гиндукуша, в юго-восточных и южных пограничных с Пакистаном районах, хотя живут также и на севере. Все пуштуны говорят на языке пушту, который состоит из нескольких диалектов и близок к персидскому языку (фарси). Среди пуштунов существуют оседлые и кочевые племена. И те, и другие отличаются воинственностью, многие споры у них до сих пор решаются на основе традиционного кодекса чести – «пуштунвали», в основу которого положены гостеприимство, защита личного достоинства и кровная месть. Согласно этому кодексу, пуштуны подчиняются вождям племени (ханам) и старейшинам родов и кланов (маликам), которые образуют джиргу – совет родовых или племенных старейшин. Племена делятся на ветви, которые подразделяются на кланы (хели), а кланы – на роды, отношения между которыми часто носят характер отчужденности или даже враждебности. Основные племенные объединения пуштунов – сарбани (дуррани, юсуфзаи и др.), батани (гильзаи, хаттаки и др.), гургушти (сафи, какары и др.) и каррани (вазири, ахмадзаи, оракзаи и др.). Общее число племен достигает 400.

Население Афганистана – преимущественно сельское. До начала военных действий 1979 года около 76% населения страны занимались в основном оседлым земледелием, 9% были скотоводами и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Самыми крупными городами являются Кабул, Кандагар, Герат, Джалалабад, Ганзи, сильно пострадавшие от военных действий и медленно восстанавливающиеся до сегодняшнего дня. Подавляющее большинство населения Афганистана (80%) исповедует ислам.

Афганистан – унитарное государство, административно делится на 398 районов. Форма правления – президентская республика. В административном отношении Афганистан разделен на 34 провинции (вилаяты): Баглан, Бадахшан, Бадгис, Балх, Бамиан, Вардак, Газни, Герат, Гильменд, Гор, Дайконди, Джаузджан, Забуль, Кабул, Кандагар, Каписа, Кунар, Кундуз, Лагман, Логар, Нангархар, Нимроз, Нурестан, Пактика, Пактия, Панджшир, Парван, Саманган, Сари-Пуль, Тахар, Урузган, Фарах, Фарьяб и Хуст.

Провинции подразделяются на уезды (округа, вулусвали) и волости (районы, алакадари), которым подчиняются деревни. Во главе провинции стоит губернатор (вали), назначаемый президентом. На местном уровне власть часто принадлежит представителям различных национальных групп и полевым командирам, которые установили контроль над этими районами еще в годы гражданской войны и сохраняют для поддержания власти собственные вооруженные формирования. 

До недавнего прошлого караваны были единственным транспортом и способом доставки грузов. Некоторые племена полностью специализировались на гужевых перевозках. Во многих районах большинство афганцев передвигаются и перевозят грузы, в основном, на верблюдах и ослах.

    1. Начало афганской войны, причины и цели СССР

Началом Афганской войны (1979-1989) – военного конфликта между ограниченным контингентом советских войск и правительственными силами Афганистана, с одной стороны, и многочисленными вооружѐнными формированиями афганских моджахедов («душманов»), с другой стороны, – принято считать 25 декабря 1979 года, когда начался ввод советских войск в Афганистан.

События, приведшие к войне, произошли за несколько лет до этого. На протяжении многих десятилетий государственным строем в Афганистане была монархия, это не мешало ему сохранять добрососедские отношения с СССР и вести множество совместных экономических проектов. Однако внутренняя политика монарха – короля Муххамеда Захир-Шаха вызывала недовольство со стороны различных политических сил – от исламистов до прогрессистов. В результате государственного переворота, положение в стране оказалось нестабильным. В 1978 году в стране произошла революция, вошедшая в историю как Апрельская революция, в результате которой к власти пришли лидеры Народно-демократический партии Афганистана (НДПА), исповедовавшей марксистскую идеологию, при поддержке офицеров афганской армии. НДПА провозгласила страну Демократической Республикой Афганистан, приступила к коренным реформам в стране. Однако, эти попытки НДПА быстро превратить страну в социалистическое государство не нашли поддержки у мусульманского населения и натолкнулись на сопротивление исламской оппозиции. Это привело к дестабилизации обстановки и к началу гражданской войны. С каждым днем борьба между исламистами-моджахедами и сторонниками республиканской формы правления все больше ужесточалась. Моджахеды стали получать политическую финансовую и военную помощь от США, Пакистана, Саудовской Аравии, Китая, которая постепенно росла в объемах. В связи с этим, НДПА обратилась к руководству СССР с просьбой о помощи, а конкретно - о прямой военной помощи. Но Советский Союз сначала не хотел вооруженного вмешательства, хотя и оказывал помощь, поставляя продовольствие, вооружение, готовя специалистов. В 1979 году руководство СССР ввело в Афганистан ограниченный контингент войск, чтобы пресечь развитие гражданской войны в этой стране. Это вызвало бурную реакцию на Западе: в знак протеста США и другие страны объявили бойкот московской Олимпиаде 1980 года. Официальным поводом СССР послужило желание помочь дружественному народу. Советское руководство опасалось, что приход к власти исламских радикалов с антисоветским настроением приведет к полной утрате контроля над южными границами. Опасения вызывал и Пакистан, политический режим которого на то время во многом курировали власти США. Таким образом, территория Афганистана служила в качестве «прослойки» между СССР и Пакистаном. Потеря контроля над афганской территорией могла спровоцировать серьёзное ослабление государственных границ союза.

Основные причины ввода войск СССР в Афганистан:

- оказать помощь союзному правительству ДРА;

- угроза прихода к власти исламской оппозиции, а отсюда опасность переноса вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР;

- нельзя было допустить на южных границах СССР усиления Пакистана и Ирана;

- не допустить на южных границах укрепления США и НАТО, которые вооружали исламскую оппозицию и тоже желали переноса войны на территорию СССР;

- недопустимо было позволить усиления КНР. Китай поддерживал исламскую оппозицию. С конца 1960-х года отношения между СССР и Китаем были очень напряженными.

Цель СССР-усилить собственные позиции в регионе и против КНР, Ирана, Пакистана. (Пакистан был в состоянии конфликта с Индией, а Афганистан был хорошим плацдармом для оказания помощи Индии). Очевидно, что война в Афганистане для нашей страны была неизбежна. Это не личная прихоть советского руководства и не авантюра. Это необходимость. Причины этой войны рассматриваются не обособленно друг от друга, а объективно, на основе военно-исторической литературы и документов.

    1. Ход и потери войны.

«Ограниченный контингент» советских войск в Афганистане составлял 100 тыс. военнослужащих. Всего участие в боевых действиях приняли 546 255 советских солдат и офицеров. 71 воин стал Героем Советского Союза.

25 декабря 1979 г. начался ввод советских войск в ДРА по трём направлениям: Кушка — Шинданд — Кандагар, Термез — Кундуз — Кабул, Хорог — Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар. Ввод войск прошел сравнительно легко; во время захвата президентского дворца в Кабуле погиб президент Афганистана Хафизулла Амин. Мусульманское население не смирилось с советским присутствием, и в северо-восточных провинциях вспыхнуло восстание, распространившееся на всю страну.

В состав советского контингента входили: управление 40-й армии с частями обеспечения и обслуживания, 4 дивизии, 5 отдельных бригад, 4 отдельных полка, 4 полка боевой авиации, 3 вертолетных полка, 1 трубопроводная бригада, 1 бригада материального обеспечения и некоторые другие части и учреждения.

  Советское командование рассчитывало поручить подавление восстания кабульским войскам, которые, однако, были сильно ослаблены массовым дезертирством и не справились с этой задачей. «Ограниченный контингент» на протяжении ряда лет контролировал положение в основных городах, тогда как мятежники чувствовали себя сравнительно свободно в сельской местности. Меняя тактику, советские войска пытались расправиться с повстанцами с помощью танков, вертолетов и самолетов, но высокомобильные группы моджахедов легко избегали атак. Бомбардировка населенных пунктов и уничтожение посевов также не дали результата, однако к 1982 г. около 4 млн афганцев скрылись в Пакистане и Иране. Поставки оружия из других стран позволили партизанам продержаться до 1989 г., когда новое советское руководство вывело войска из Афганистана.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа:

  • I этап: декабрь 1979 г. — февраль 1980 г. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

  • II этап: март 1980 г. — апрель 1985 г. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Демократической Республики Афганистан.

  • III этап: май 1985 г. — декабрь 1986 г. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод 6 советских полков на Родину.

  • IV этап: январь 1987 г. — февраль 1989 г. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на Родину и осуществление полного их вывода.

Потери. По уточнённым официальным данным, безвозвратные потери личного состава советской армии в Афганской войне составили 14 427 человек, КГБ — 576 человек, МВД — 28 человек погибшими и пропавшими без вести. В ходе войны было раненых — 49 984, пленных — 312, интернированных — 18 человек. Ранения и контузии получили сыше 53 тыс. человек. Значительное число людей, которые поступали в госпитали на территории СССР, скончались от последствий тяжелых ранений и травм. Эти лица, скончавшиеся в госпиталях, не вошли в число официально озвученных потерь. Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.

    1. Вывод советских войн из Афганистана и последствия войны.

Изменения во внешней политике советского руководства в период «перестройки» способствовали политическому урегулированию ситуации. 14 апреля 1988 г. при посредничестве ООН в Швейцарии СССР, США, Пакистан и Афганистан подписали Женевские соглашения о поэтапном мирном решении афганской проблемы. Советское правительство обязалось до 15 февраля 1989 г. вывести войска из Афганистана. США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.

В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года. 15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал-лейтенант Борис Громов. Это событие не принесло мира, так как различные группировки моджахедов продолжали бороться за власть между собой. 

 После вывода Советской армии с территории Афганистана просоветский режим Наджибуллы (1986–1992) просуществовал еще 3 года и, лишившись поддержки России, был свергнут в апреле 1992 года коалицией полевых командиров-моджахедов. В годы войны в Афганистане появилась террористическая организация  Аль-Каида и окрепли группы исламских радикалов.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование, вывод

После ознакомления с общими сведениями об Афганистане, я решила выяснить, что знают об этой стране и военных афганских событиях девятиклассники. С целью получения информации я разработала вопросы для анкетирования и провела опрос среди 120 учащихся 9-х классов (Приложение 1).

Проанализировав ответы сверстников, пришла к выводам:

- 70 % ребят знают, где расположен Афганистан, 25 % видели это государство на картах и 5% не знают про Афганистан;

- 47% ребят знакомы с природными особенностями этой страны и 43% имеют отрывочные сведения, остальные 10% ничего не знают;

- 10 % опрашиваемых что-то слышали об афганской войне, 90% - ничего не знают;

- 0,5 % знают, когда началась война и сколько лет она длилась, 99,5% не дали правильного ответа;

- 0,5 % ребят знают, чем закончилась афганская война, остальные ребята не смогли дать верный ответ;

- 99,5 ребят затрудняются с ответом на вопрос «Участвовал ли кто-то из родных и близких в Афганской войне?»

Таким образом, стало понятно, что большая часть опрашиваемых ничего не знает и не слышали об афганской войне. Это не стало неожиданностью, поскольку и мои личные знания высокими назвать нельзя.

Далее в беседе-интервью с отцом я получила больше «живых сведений» об этой стране и войне, в которой ему пришлось быть участником (Приложение 2). Подготовила презентационный проект и представила работу на школьной конференции ученических исследовательских проектов. Повторное анкетирование показало, что уровень знаний сверстников по теме проекта значительно повысился.

Заключение

Война обошлась Советскому Союзу примерно в 70-80 миллиардов долларов. В результате многолетней войны Афганистан фактически лежит в руинах, а его население бедствует. Особый ущерб стране был нанесен в результате боев между афганцами, а также массированных ракетно-бомбовых ударов, наносимых американцами в ходе операции «Неукротимая свобода». Многие афганцы с тоской вспоминают время, когда в стране были советские войска, когда все работало, когда было продовольствие… Что ждет Афганистан в будущем? В стране создана террористическая экономика, базирующаяся на производстве наркотиков и обеспечении наркотрафика, выступающая инструментом шантажа и давления на другие страны. Будущее Афганистана туманно.

Современное поколение моих сверстников не имеет представления об Афганской войне, её событиях и итогах. Получив информацию от папы, я представила информационный проект-презентацию, который помог ребятам узнать больше о прошлом своей страны. Цели и задачи работы выполнены, гипотеза подтвердилась.

Список литературы и используемых источников информации

  1. Афганистан: проблемы войны и мира / Отв. ред. А.Д. Давыдов. М.: Институт востоковедения РАН, 1996. - 192 с.

  2. Война в Афганистане 1979-1989 гг. (справка РИА новости 25.07.2008) https://ria.ru/20080515/107450296.html (дата обращения 07.04.2023)

  3. Григорьев В. Афганская война 1979-1989: сервер для ветеранов афганской войны http://www.afgan.ru/ (дата обращения 07.04.2023)

  4. Шумов С.А., Андреев А.Р. История Афганистана. Документальное исследование. М, Крафт, 2002, 236 стр., илл.

  5. Фото из семейного архива 1979-1989 гг. семьи Загорских. г. Раменское, Московской области

  6. https://afganistan.ru/doc/139603.html (дата обращения 28.03.2023)

Приложение 1

Анкета для учащихся 9-х классов «Что вы знаете про Афганистан и афганскую войну?»

  1. Знаете ли вы, где географически расположен Афганистан?

а) знаю б) не знаю в) видел на карте

  1. Знакомы ли вы с историей и природными особенностями Афганистана?

а) нет б) да в) имею отрывочные сведения

  1. Знаете ли вы об Афганской войне?

а) да б) нет в) что-то слышал

  1. Когда началась афганская война?

а) 1979 г б) 1985 г в) 1989 г г) 1981 г

  1. Сколько лет длилась Афганская война?

а) 5 лет б) 7 лет в) 10 лет

  1. Чем закончилась война?

а) безоговорочной победой наших войск

б) выводом советских войск

в) общим поражением

  1. Участвовал ли кто-то из ваших родных или близких в Афганской войне?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

Приложение 2.

Рассказ отца-воспоминание об афганском пути

Мой отец, Загорских Евгений Игоревич, родился в 1968 году в городе Раменское. Он учился в Раменской школе №1, в той самой школе где, учился мой старший брат, где теперь учусь в 9-м классе я.

Обратившись к отцу с просьбой рассказать об Афганской войне, и записала рассказ полностью. Привожу его дословно.

— Папа, а ты мог бы рассказать про Афганскую войну целиком? — спросила я.

— Хорошо. С чего мне начинать? — быстро согласившись, ответил отец.

— Давай со школы.

— Учился я в первой Раменской школе. Пришёл сюда в 1975 году и в 1983 году закончил 8 классов, решил поступать в Жуковский авиационный техникум. После окончания техникума попал в армию, там и начался мой боевой маршрут…Забросили нас очень далеко, в город Термез. Но сначала нас привезли в самую южную точку страны, Кушку, а оттуда - в Термез, в афганскую полугодовую «учебку». Был организован специальный горный лагерь, где много стреляли из всех видов оружия: автоматов, гранатомётов. Автоматы АК-74, гранатомёты РПГ-7, кидали гранаты Ф-1, РГД-5. Учились ставить мины сигнальные, взрывчатку. После четырёх месяцев обучения в горном лагере офицеры разрешили нам играть в «войнушку». Правила игры просты: один взвод был духами, бандитами. Духами, значит, душманами, врагами. Этот взвод, который играл банду врагов, уходил в горы. А два взвода искали этот спрятавшийся отряд. Причём абсолютно у всех было оружие, но заряжено холостыми патронами, чтобы мы не убили друг друга. Было очень интересно наблюдать, ведь это игра в войну, максимально приближенная к реальности. И мы с нетерпением ждали подобные игры. Сложным было то, что мы шли в полной экипировке. Рюкзак весил до 40 кг. И в жаре, когда на улице 45-50°С, с оружием, с рюкзаком очень тяжело передвигаться, тем более в горах - папа остановился ненадолго, вспоминая что-то.

— Однажды был случай, который мне очень сильно запомнился. Это было как раз, когда мы играли в «войнушку». Там я понял, насколько страшно попасть в засаду. Мы шли ротой, примерно шестьдесят человек. Впереди шло охранение, отделение в семь человек.

— А что делало охранение?

— Охранение идёт и разведывает дорогу впереди на 300-400 метров, проверяет нет ли засады. Идём мы по ущелью спокойно, вдруг, со склона горы, практически в упор начинают работать пулемёты, автоматы, всё оружие, которое было у того взвода, который играл духов. Мы оказались, как на ладони, на открытом, ровном участке, а они ведут шквальный огонь по нам сверху. И вот тут ты понимаешь, что абсолютно беззащитен, тебе некуда спрятаться. Все начали в панике разбегаться, чтобы спрятаться. Но пулемётчик нашего взвода проявил настоящую героическую выдержку. Он снял пулемёт и открыл ответный огонь. В настоящих боевых условиях его сразу убили бы, но даже здесь это был какой-то героический поступок. Когда все разбегаются, прячутся, он снимает пулемёт ПКМ с плеча и начинает вести ответный огонь. Этот случай мне очень сильно запомнился. Это было очень страшно. Потом, во время обучения, ходили слухи, что начинается вывод войск из Афганистана. Это был уже 1988 год; мы думали, что уже не попадем туда. Но нас всё равно продолжали готовить, и уже в мае этого же года нас начинают собирать в отправку. Но всем говорят, что летим в Германию служить. Из Термеза нас перевезли в Ташкент, там пригород Чирчик, недалеко от аэропорта и оставили жить на две недели. Как я сейчас понимаю, что в то время командование решало куда всё-таки отправлять нас, в Афганистан или в Германию. Но все надеялись на Германию. Хоть героический настрой и был, но на войну, когда мы уже осознали, что это всё реально, что это очень страшно, то туда никто не хотел. Когда нам объявили, что отправляют в Афганистан, можно было видеть, как лица у всех потускнели. Причём переживали не за себя, а за наших родителей, отца, мать. Ведь они там, где-то далеко нас ждут. И страшно было, что мы можем вернуться либо калеками, либо не вернуться вообще. Посадили нас в самолёт, это был ИЛ-76. И в чём тут подвох был. В ИЛ-76, в десантном варианте, максимальном, идёт загрузка 200 человек. Салон самолета разбивают на два этажа - сто человек наверху, сто человек внизу, всего двести десантников. Наш самолёт не разбивали на два этажа и «запихнули» туда 400 человек. Мы летели, сидя на полу, плотно прижавшись друг к другу, очень долго, около 7 часов.

— А куда вы летели?

— Из Ташкента, столицы Узбекистана, летели в Кандагар, который находился на юге Афганистана. Когда подлетели к Кандагару, стало понятно, что самолёт начинает снижаться. Все облегчённо выдохнули, но вдруг самолёт начал опять задирать нос и кругами летать над аэродромом. Мы считали круги, их было восемь. Потом самолёт очень резко наклонил нос и начал быстро снижаться, практически в пике. Мы тогда не знали, что в Афганистане самолёты заходят на посадку «по-афгански», так назывался способ посадки. Делая круги над аэродромом, они снижаются в спирали, ведь далеко отлетать от аэродрома нельзя, духи стреляют из стингеров (FIM-92 Stinger) и могут спокойно сбить самолёт. Когда мы вышли из самолёта, то причину сказали, почему мы сделали восемь кругов над аэродромом. Оказывается, что по нам была выпущена ракета, но наш самолёт отстрелил тепловые ловушки, и ракета прошла мимо. И в это место, откуда была выпущена ракета, сразу был отправлен отряд десанта и спецназа, чтобы зачистить тот район. Пока они зачищали то место, мы кружили над аэродромом.

— А как тепловые ловушки выглядят, работают?

— На самолёт крепят штуки, похожие на ракетницы. Из гильзы вылетает ракета, как огненный шар, большой температуры. А ракеты, которые душманы запускали, имеют тепловую головку наведения, на тепло двигателей наводятся. А когда отлетает от самолёта такая ракета, то другая ракета, которая летит в самолёт, идёт за ней потому, что температура этой ловушки выше, чем у двигателя. Итак, мы приземлились в Кандагаре, вышли с самолёта, построились и впервые увидели окрестности. Мы будто попали в каменный век, потому что все было старое, заброшенное. Это была каменная пустыня. Пустыня, где вместо песка маленькие камушки.

— Просто поле? Без леса, кустов?

— Да, это поле, засыпанное мелкими-мелкими камнями, и много пыли. Потом нас привезли в часть, военный городок. Недалеко стоял городок военных советников. Мы приехали, пообедали. Я до сих пор помню, что был творог, свежие огурцы. Сейчас это кажется обыденным, но тогда это было чудом. После обеда нас повели в клуб, чтобы зачитать приветственную речь. Когда шли от столовой к клубу, попали под первый в нашей жизни обстрел. Первая ракета пролетела над нами и упала рядом с городком советников. В дома не попала, но упала недалеко. Вторая ракета упала, буквально, в 40-50 метрах от нас. Очень интересно было наблюдать за солдатами, новобранцами, которые только приехали. Кто-то бросился ничком на землю, кто-то остался стоять в непонимании, что произошло, кто-то испугался и начал искать, где спрятаться, куда залезть, в какую щель. Потом нас, конечно, собрали, сказали, что это была ерунда, и мы пошли дальше в клуб.

— То есть у вас было пустынное каменное поле и там разбиты палатки?

— Да, именно палатки. Здания, более-менее основательные, были столовая и клуб. Но они быстровозводимые. Столовая представляла из себя ангар из железа, такой полукруглый. А клуб прямоугольный, тоже строение из железа, шифера. В клубе замполит зачитал уже приветственную речь. Нас расселили по палаткам. Где-то через три дня всё-таки пришёл приказ, что все, кто прилетели, возвращаются обратно в Союз. Но я, и ещё два парня из новобранцев, решили написать заявление с просьбой оставить нас в Афганистане. Так как мы были специалистами, то есть я был после техникума и ребята тоже после техникумов, то нас с удовольствием оставили потому, что специалистов там не хватало… А все остальные улетели обратно в Союз. После этого нас распределили, и я попал во второй батальон, четвёртую роту в Лашкаргахе. Наш батальон охранял стратегические объекты: аэродром и базу спецназа… Служба там состояла из того, что мы стояли на блокпостах, на дорогах, в горах. Пропускали, охраняли колонны военные, которые шли по дорогам.… То есть служба вошла в повседневный режим – просыпались мы в 5:00 утра, 5:30 был уже завтрак, потому что в 7:00 утра температура уже была под +40 °С и находиться на открытом солнце было практически невозможно. Очень холодно было по ночам. Очень удивительно, но в пустыне днём очень жарко, а по ночам очень холодно.

— А днём тогда сколько было?

— Днём было, примерно, 55°- 60° С. Я тоже тогда спросил: «Сколько здесь градусов». А мне сказали: «Ну, 55°- 60°С». Я говорю: «Это на солнце, а в тени?». Знаешь, на меня так посмотрели, спросили: «А где ты здесь тень видел? В пустыне…?».

- Погода была стабильной?

— В Кандагаре частенько были смерчи. Максимально я видел шесть смерчей, а обычно там ходили три-четыре. Они были как песчаные столбы, не очень большие, не опасные, но красивые. В каменной пустыне очень много пыли. И она вообще там уникальная, она очень-очень мелкая, её даже с мукой можно сравнить. Соответственно, она забивалась во все щели.

— Как у вас происходило ориентирование на местности? Вам карты давали или вы сами ходили всё исследовали?

— Мы никогда так далеко не уходили, не разрешалось. Нас ставили на дороге, на пост, должны были там стоять, никуда не уходя, охранять указанный участок или объект. Нет, у нас были карты местности, конечно, но они были только у офицеров. У солдат карт не было никогда.

— А как к вам относились местные люди?

— Местные люди… Про них очень многое можно рассказать. Когда мы ехали через Кандагар, был уже вечер. Часов пять вчера, а уже начинало темнеть. Люди очень бедные тогда там были, света в домах не было. И вот они сидели перед домами, пока ещё светло, готовили ужин в тандыре. Хотя, там в основном пекли хлеб, лепёшки всякие… Для них плов был большим угощением. После того, как они заканчивали свою скромную трапезу, зажигали керосиновую лампу и сидели ещё какое-то время перед домом, только потом шли спать. Вообще, местные жители очень хитрые, ленивые. Прирождённые торговцы. Считается, что они прирождённые варяги, солдаты то есть, но они очень трусливые на самом деле.

— А какая у них была религия?

— В основном это мусульмане, но у них там, по-моему, ещё и буддизм есть. Могу ещё про детей рассказать: дети такие же как и у нас, то есть весёлые, любопытные, везде норовят залезть, им всё интересно. Они и в часть приходили посмотреть, просили патроны.

— А ты можешь рассказать об их отношении к вам?

— На вид, они нам радовались, кричали нам «привет». Но потом многие из них брали в руки оружие и стреляли в нас ночью из засады какой-нибудь. То есть, вот так, на глазах днем они были друзья, а потом, ночью могли стать врагами.

— А вы же за них воевали. Вы ведь были помощниками. Зачем им так себя вести?

— А им за это платили деньги, а за деньги они сделают всё

— Это странно, что Афганистан просит помощи у Советского Союза, а потом за деньги они убивали советских солдат.

— Нет. Деньги им платило не Афганское правительство, а Американское, Французское, Английское. То есть там за убитого офицера давали порядка 200 долларов, за солдат там давали копейки вообще, за машины 500 долларов, за БПМ - 1000 долларов могли дать.

— Как же вы там выживали в сложных условиях?

— Как мы выживали, я не знаю. Самое тяжёлое – это жажда. Постоянно хотелось пить. Нас даже учили, как надо пить и самое главное было – напиться до восхода солнца. То есть, проснулись, с сразу надо было выпить хотя бы пол литра воды. А когда уже взойдёт солнце, пить уже нельзя, вода сразу будет потом выходить. А вот то, что мы пили до восхода, оно держалось в организме и довольно долго, около пяти-шести часов и пить так сильно не хотелось. А вот когда уже, допустим, на боевых выходах мы были, вода во фляжке, которые были большими, двухлитровыми, довольно быстро заканчивалась. И тогда на помощь приходил бак, который был на каждом броневике, БТРе и на каждой БМП. Он был залит водой для охлаждения двигателей. Эта вода была вперемежку с бензином, соляркой. Но пить хотелось, и мы пили эту воду. Хоть она и пахла бензином, масляная плёнка на ней плавала, мы пили, начинаешь пить и потом остановиться тяжело, то есть пьёшь, пьёшь, пьёшь...

Так проходили наши будни военные, то есть мы стояли в охранении, на блоках. Один раз произошёл такой случай около одного кишлака. Стоя в окопе, я увидел, что к кишлаку приближаются, по склону холма, два человека, причём с оружием, и видно, что это не советские солдаты. Они были далеко, в 500-600 метрах. Я окрикнул их, но, естественно, они не услышали. Я пустил очередь из автомата в их сторону, чтобы привлечь внимание нашего пулемётчика, который сидел на крыше дома и хорошо их должен был видеть. Я пустил несколько очередей в ту сторону и, поняв, что у меня кончаются патроны в магазине, вернулся по окопу к своему месту и увидел впереди поднимающихся по склону двух человек, которые открыли огонь в мою сторону. Пуля, пролетев сквозь бруствер, попала мне в левую ногу, но так как она прошла через кучу песка, она не вошла глубоко, а просто воткнулась в ногу. Я её потом сам вытащил и, чтобы меня не положили в госпиталь, даже не сообщил об этом санинструктору, сам перебинтовал, и эта рана потихонечку зажила. Потом этих двоих снял наш пулемётчик.

Глупейший, конечно, случай. Я остался без патронов. Все свои вещи я оставил в одном месте, а окоп был длинной метров двадцать, располагался полукругом по вершине холма. Я залез в окоп, снял вещмешок, а там была вода, патроны, гранаты, положил его. А сам пошёл в сторону, смотреть другой склон. И вот тогда на другом склоне я увидел двоих вооружённых людей, привлёк внимание очередями нашего пулемётчика, выстрелив тем самым все патроны. И когда я пошёл обратно за патронами, увидел, ещё два духа подходят к моему месту. Они открыли огонь, а у меня патронов уже не было. Хорошо, что наш пулемётчик быстро сработал. Одного он, кажется, убил сразу наповал, а второй спрятался. Но они уже успели открыть огонь и хорошо, что пуля попала мне в ногу, пройдя через бруствер.

— А бруствер -это что?

— Когда копают окопы, землю выкидывают и делают бруствер, защиту, насыпь из песка, земли, камней.

— Про твоё ранение потом узнали?

— Узнали, конечно. Тогда за ранение ещё давали медаль, за лёгкое ранение давали медаль «За боевые заслуги», а за тяжёлое давали Красную Звезду.

— Тебе это засчитали как лёгкое ранение, да?

— Да. Я же даже не лежал в госпитале. Если бы я сразу сказал, что я ранен, меня бы положили в госпиталь, сделали операцию, это бы считалось как тяжёлое ранение. А так, я сам пулю вытащил, перебинтовал и потом спокойно дошёл до расположения своей части.

— А как в те времена делали операции?

— Разрезали, делали надрез, вычищали рану, чтобы инфекцию не занести, потому что вместе с пулей, например, туда попадает всякая грязь, а потом зашивали.

Также очень страшные случаи были, когда машины, особенно БТР или БМП, подрывались на минах. Душманы делали очень простые мины, но очень опасные. Им за это платили деньги, поэтому это была их работа, так сказать. То есть за солдата, по-моему, ничего не платили, за офицера платили около двухсот долларов, за машину платили дороже, конечно.

— Это по тогдашним меркам, да?

— Да. 200 долларов тогда были большие деньги, очень большие … Делали они бомбу очень просто: брали обычный мешок, набивали его взрывчаткой, закапывали около дороги и выводили наверх две проволочки. Подсоединяли батарейку самую простую. Когда проезжала машина, она касалась верхней проволоки, прижимала её к нижней, проходил контакт и мина срабатывала. Конечно, было очень много способов, как подрывать, но были и такие простые, например, железная палка, торчащая из земли или тот же кусок проволоки, машины проезжает, она касается другого куска проволоки и взрывается. И когда такой фугас взрывался под БМП, то его расплющивало в лепёшку. Поэтому солдаты всегда ездили не внутри, а снаружи, на броне, внутри сидел только механик-водитель. Люк у БМП всегда был открыт, чтобы его выбросило взрывной волной, если что-то произойдёт. Вот так прошло два месяца. Нас начали готовить к выводу войск. Так как мы были самой дальней южной точкой, то мы должны были выйти первыми из Афганистана. Выходить нам предстояло по дороге своим ходом, на машинах, бронетранспортёрах. А пройти весь путь, то есть через весь Афганистан - проехать от Лашкаргаха до Кушки через Герат, Шинданд… Это было серьёзная операция, к ней очень хорошо готовились, зачищали дороги. Мы также стояли на блоках. То есть, допустим, обгоняем колонну, встаём на охранение боевое, когда колонны проходят, мы сворачиваемся, догоняем её. Когда колонна останавливается на ночлег, мы опять уходим вперёд, опять где-то встаём в охранении и ждём колонну.

— Вы по окраинам шли или прямо по центру? Просто точно не знаю, где эти города находятся, через которые вы шли.

— Смотри, в Афганистане всего две асфальтированные дороги были. Это Кандагар-Термез, через и Кабул, и Кандагар – Кушка, через Шинданд. Других дорог там не было, но и эти узенькие, двухколейные … Очень интересные машины были у местных… Мы называли их барбухайками. Так вот, когда мы проезжали через Кандагар, то было видно, насколько люди бедно живут, то есть в домах не было света, люди уже в пять-шесть вечера собирались с керосинкой около дома, сидели, ужинали, разговаривали и потом шли спать. Когда мы выходили, где-то как раз в районе Шинданда, тогда мы стояли на охранении, на блоке, попали под ещё один обстрел. Около нас взорвалось несколько ракет, но ответным огнём мы дали отпор, то есть туда сразу развернули, по-моему, четыре машины Града и накрыли этот квадрат, больше оттуда не стреляли. Где-то уже перед самой Кушкой, перед нашей границей, мы остановились в лагере и передали местным солдатам много техники, оружия, боеприпасов. Потом через границу выехали на территорию Союза. Где-то в местных горах нас остановили в отстойнике, и там пробыли недели две, ждали дальнейшей судьбы. Потом нас перевезли на аэродром Мары, загрузили в самолёт, в ИЛ-76, и перелетели мы в Калининград, где я проходил дальнейшую службу…

- А что было с почтой? Как поддерживалась связь с родными?

— Вот, что ещё очень сильно удивило. Тогда общались с родственниками и знакомыми только письмами. Из Кандагара в Москву письмо шло ровно два дня. Это очень быстро. И просто представь, если из Москвы в Раменское письмо шло две недели, то оттуда, на такое огромное расстояние, оно шло только два дня.

— А как так?

— Самолётами. Они каждый день. Да и тем более, у нас снабжение с Союзом было только самолётами. И еду присылали самолётами, и раненых увозили самолётами, боеприпасы подвозили. То есть всё было только через самолёты.

— Один случай ещё был. Это было в горах, в афганской учебке. Была весна, апрель уже. Там уже во всю расцвели маки в горах. И ближайшим городом от нас в километрах 6-ти был Шерабад, от него отделяла горная гряда небольшой высоты, 500-600 метров и ущелье, по которому протекал небольшой ручей и проходила автомобильная дорога. По ней ездил автобус до города. И как раз утром нам идти в увольнение, на выходной то есть, а ночью прошёл сильный дождь и селевой поток. Со всех гор стекли огромные потоки воды. И вот эта речушка, которая шла через ущелье, превратилась в бурную реку, шириной во всё ущелье, метров тридцать где-то, и глубиной в метра два. Это был жуткий потоп, там смывало всё. А нам хотелось пойти, ведь увольнительная есть, грех не пойти. Мы обычно на автобусе и ездили туда. Шли на рынок, покупали лепёшки, в чайхану заходили, пили чай со всякими сладостями.

— А на какие деньги вы там покупали?

— Во-первых, нам платили зарплату, небольшую, насколько я помню, 7 рублей. Ну и родители присылали деньги.

— Вы рублями там расплачивались?

— Это в Союзе было, так что да. А в Афганистане нам платили берёзовскими чеками. Магазины такие в Москве были, назывались «Берёзка». В них можно было покупать только на валюту или чеки. Нам платили по двадцать пять или двадцать семь чеков.

— Один чек – один рубль?

— Один доллар. Так вот, прошёл силовой поток, а нам надо идти. Вдвоём мы были: я и мой друг. Решили идти через хребет, а он был обращён к нам практически вертикальной стеной, к городу - более пологой. Гору нельзя было обойти. Хоть нас и тренировали, но вверх было лезть очень страшно, но мы всё-таки решили. По таким горам не учили лазить, но мы справились за час. А спускаться оказалось намного страшнее. Там попадались такие выступы, что смотришь вниз и кажется буквально метр-два, можно спрыгнуть. Потом думаешь, что вдруг эти камушки на самом деле большие. Расстояние абсолютно не чувствовалось. Мне очень хотелось прыгнуть, а потом смотрю, нет, это очень высоко, там метров пять. Я так и не решился спрыгнуть. Так мы спускались часа два-три. Получается, мы вышли полвосьмого утра и, наверно, к двенадцати мы только перешли через ту гору. С другой стороны хребта уже подходили автобусы, в одном из них мы поехали.

- Что было самым тяжёлым для тебя?

— Самым тяжёлым было привыкнуть к климату и постоянному чувству голода. Самое страшное на войне – это голод, а на войне – это ещё и холод. То есть голод и холод – это самое страшное, что может быть. Многие люди шли на смерть, чтобы избавиться от этого постоянного чувства.

- Как сейчас вспоминаешь про войну? Снится ли она тебе? Как часто?

— Иногда вспоминаю, сажусь за компьютер захожу на сайт, где находится информация о 70-ой отдельной бригаде, смотрю фотографии, вспоминаю ребят-сослуживцев. Сейчас уже не снится. Снилась лет пять – десять, после войны.

- Как ты считаешь, правильно ли было вводить войска в Афган? Или можно было по-другому помочь?

— Я считаю, что ввод войск был правильной идеей. Советский Союз на то время был сильной державой и он показал, что тоже что-то может. Неправильным был вывод. То есть получилось так, что мы оттуда сбежали, что на самом деле было правдой. Но сбежали мы не из-за того, что проигрывали, а из-за того, что пришёл такой президент в Советский Союз, Михаил Сергеевич Горбачёв и захотел «сделать приятное» для НАТО.

- Как относишься к тому, что сейчас устанавливают много памятников воинам-интернационалистам?

— Если честно, никак. На мой взгляд, памятники устанавливают сейчас, для того чтобы поднять патриотизм в людях, в подрастающем поколении. Но я думаю, что это ложный патриотизм.

- Как считаешь, есть ли сейчас фильмы, подробно отражающие события Афгана?

— Я затрудняюсь ответить. Кино и настоящая война - очень далёкие друг от друга вещи. Никакой фильм не передаст те события, потому что это надо прочувствовать. В кино всё очень скомкано, прилизано, мало-правдоподобно.

- Не жалеешь ли, что тебе выпала такая возможность?

— Нет, нисколько не жалею.

- После вывода советских войск война в Афганистане закончилась?

- Нет, бои между местными афганцами продолжились.

- Что считаешь важным для человека, идущего в армию?

— Здесь нужна и физическая, и моральная подготовка. Нужно понимать, что ты уходишь на год, можно сказать в неизвестность. Я сейчас с трудом представляю военную службу, поэтому очень сложно сказать.

- Были ли у вас женщины-врачи? Как к ним относились?

— Да, были. Не врачи, конечно, но медсёстры были. К ним относились с любовью. От женщины всегда исходит такой домашний уют, тёплое чувство, можно сказать, ласка, которую неспособны дать мужчины.

- В школе каждый год проводят смотр строя и песни. Как считаешь, такое мероприятие надо проводить в младших и средних классах?

— Проводить надо, необходимо. Но начиная с пятых классов. Младшие классы даже трогать по этой теме не стоит.

- У тебя сейчас есть связь с твоими сослуживцами?

— Да. Сейчас я общаюсь часто с Вадимом Николаевичем Ч., Юрой А.. Вадим тоже учился в первой школе. Ещё я знаю, что воевал Александр Владимирович К., но мы с ним не общались и не общаемся. Они служили несколько раньше, так что в Афганистане мы друг друга не знали. Ещё на заводе человек 28 работают, которые служили. Мы ежегодно встречаемся 22 февраля. У нас также есть группа в мессенджере.

- Какая значимая для тебя военная песня?

— Я очень люблю военные песни, но почему-то больше люблю песни времён Второй мировой войны. Конечно, есть много и Афганских песен, но за душу берут именно песни Второй мировой. Например, та же самая «Землянка». Есть очень хорошая песня из фильма «Белорусский вокзал» называется «Нам нужна одна Победа». Очень много хороших песен есть у Высоцкого. Хоть он сам не воевал, но общался с людьми, которые воевали напрямую. И вот общаясь с ними, Высоцкий получал тот эмоциональный заряд и мог в песне воспроизвести те волнения, те переживания, которые испытывали солдаты. Есть у него ещё одна хорошая песня, называется «Штрафные батальоны». И раз мы затронули тему искусства, то у меня есть любимая книга «Ванька-ротный», Шумилин А. И. В этой книге Шумилин описывает то, как он воевал. И чувствуется, что это именно тот солдат, который прошёл войну, не писатели, которые писали свои рассказы и повести по словам солдат, а именно человек, который прошёл это всё. И поэтому книга воспринимается очень тяжело, и сам как будто чувствуешь войну, когда читаешь её.

- Что хотел бы пожелать ребятам- будущим солдатам?

— Чтобы не было войны. Это самое большое пожелание.

- Спасибо, папа, за ценный рассказ. Горжусь тобою. Ты помог мне понять многое, почувствовать условия, общую атмосферу и трагизм войны в чужой стране.

Приложение 3

Фото из семейного архива семьи Загорских, г. Раменское Московской области

Бочата, дети войны, Кандагар

Чёрная площадь, Кандагар. Дорога с обеих сторон заставлена подбитой техникой.

Привал около арыка, первый батальон, Кандагар.

«Поле Чудес», первый батальон, Кандагар.

Трофеи.

Солдаты, размещение первого батальона, Кандагар.

Барбухайка, Кандагар.

После боевого выхода, Кандагар.

Марш, дорога Кандагар-Лашкаргах.

Душманы устанавливают итальянскую, пластиковую мину, Афганистан.

Лагерь и гора, через которую солдаты перебирались, получив увольнение.

Дувал, Кишлак.

Лагерь, Шерабаде.

Размещение второго батальона, Лашкаргах.

Хребет Шерабад.

Мой папа перед выводом войск, Лашкаргах.

Ф ОТО наград отца слева направо:

За боевые заслуги;

  1. 70 лет вооружённым силам СССР;

  2. 20-летие вывода войск из Афганистана;

  3. От благодарного афганского народа;

  4. Знак гвардии.

С обрание участников войны в РПЗ. Первый слева Вадим Ч., второй –Юра А., третий – мой папа, Загорских Евгений.

Просмотров работы: 109