Картины природы в ранних рассказах Чехова

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Картины природы в ранних рассказах Чехова

Гриднева О.А. 1
1МБОУ г. Астрахани "СОШ№51"
Сидорова Л.А. 1
1МБОУ г. Астрахани "СОШ№51"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

«Я люблю вот эту воду, деревья,

небо, я чувствую природу, она

возбуждает во мне страсть,

непреодолимое желание писать…»

А.П.Чехов

В конце 19 века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого произведения и А. П. Чехов. Ограниченность объёма повествования требовала от писателя нового подхода к слову. В ткани новеллы не было места многостраничным описаниям, пространным рассуждениям, раскрывающим авторскую позицию. В связи с этим исключительно важным оказывается выбор детали, в том числе детали пейзажа, который не исчез со страниц даже самых маленьких зарисовок зрелого Чехова.

Изображение жизни не могло быть полным без описаний природы, но это не единственная причина использования их автором. Пейзаж создаёт эмоциональный фон, на котором разворачивается действие, подчёркивает психологическое состояние героев, придаёт рассказанным историям более глубокий смысл.

Чехова называют едва ли не самым «страшным», безысходным русским классиком. В огромной мере это происходит от несколько нетрадиционной для русской литературы ощущения природы. Она у него не храм и не мастерская. Чехов полностью противостоит традиционной у нас сентиментально-романтической установке на природу: Равнодушная природа красою вечною сиять!

У Чехова природа НЕ РАВНОДУШНА: она всегда провоцирует человека на общение с «космосом», на разговор по душам и на равных ( «Огни»), всегда активно аккомпанирует его настроению, мыслям, судьбе, - но это всегда диалог котлеты и зубов, которые её жуют. В своей равнодушной красоте природа не величаво-позитивна, как у Пушкина, а безжалостна, и её сияние только подчёркивает это в «Гусеве», в «Даме с собачкой».

Занятно, что «доктор Чехофф» ищет опору не в природе ( и даже не в деятельности по её улучшению), а в некой духовной традиции, выработанной людьми вопреки природе ( «Студент»). Впрочем, Чехов слишком трезв и широк, чтобы называть эту традицию впрямую религиозной. Увы, быдлу нужны суеверия, а не вера. Духовность – это не религиозность и церковность, а качество души, не столько социально приобретаемое, сколько природой же даваемое, - как утешение, вероятно?..

  1. Природа и человек в русской прозе.

Природа и человек в русской литературе находятся в тесной взаимосвязи, взаимно влияя друг на друга.

Сквозь всю русскую литературу, начиная с Пушкина и Гоголя и кончая Буниным, проходит образ цветущего весеннего сада, который в последней пьесе Чехова приобретает символическое звучание. Отношение к вишнёвому саду и его судьбе определяет нравственный облик героев пьесы и разделяет их на две категории. С одной стороны, - Шарлотта, Симеонов-Пищик, Яша, для которых безразлично, что станет с вишнёвым садом. С другой – Раневская, Гаев, Аня, Фирс, для которых вишнёвый сад – это нечто большее, чем объект купли.

Для Симеонова-Пищика, Шарлотты, Яши прошлого не существует, и поэтому они не могут понять, что продать вишнёвый сад или разбить его на участки для сдачи дачникам – значит совершить нравственное преступление, осквернить память о прошлом, без которой не может быть человека. И растерянность Лопахина после покупки вишнёвого сада далеко не случайна. Она многозначительна, как, впрочем, любая, самая мелкая деталь у Чехова. Сохранив в себе душевную чистоту, способность «помнить себя», он сохранил и связь с прошлым и потому с такой болью ощущает тяжесть совершенного нравственного преступления.

Природа помогала русским писателям постигать тайны мироздания, единство и взаимосвязанность всего живого на земле, открывать смысл жизненного предназначения, и не случайно продолжатель классической традиции М. Пришвин уже в 20 веке скажет: «Когда пройдут февральские метели, все лесные существа мне становятся, как люди в стремительном движении к их будущему маю. Тогда в каждом мельчайшем семечке таится будущий праздник, и все силы природы работают на то, чтобы ему процвести». Весенний расцвет природы и стремление человека к раскрытию своих духовных и физических возможностей есть, по мнению Пришвина, тот самый «праздник жизни», который представляет цель и смысл человеческого существования: «Тайна жизни вся скрыта в маленьком семени: было маленькое семя ели, это семя раскрыло теперь все заложенные в него возможности, и по срезу огромного ствола я считаю годовые круги. В этом и человеческая сложная жизнь ничем не отличается от дерева: из нас тот высший человек, кто лучше всех других раскрыл все заложенные в себе самом возможности».

Человек, по словам Пришвина, - это часть природы, его нельзя разлучить с ней, ибо он, несмотря ни на что, вынужден подчиняться её законам: «Но как ни бьются люди над собой, чтобы заморить заключённую в себе жизнь, приходит весна, почки лопаются, зелёное содержимое выходит на свет, и мы же, заскорузлые собственники заключённой природы, называемой телом, приходим в восторг, и это великое, чувство свободной жизни называем любовью». Эти слова напоминают начало «Воскресенья» Л. Толстого: «Как ни старались люди…»

Причину той радости, которая охватывает человека, соприкоснувшегося с природой, Пришвин видел в том, что человек начинает ощущать «своё настоящее лицо». «Человек, любующийся природой, не нарцисс, а гадкий утёнок, впервые благодаря природе понимающий в себе лебедя». Вслед за Толстым и Чеховым Пришвин подчёркивал важную роль природы в этическом становлении человека в обретении им своей исконной, первозданной сущности.

  1. Природа в ранних рассказах А. П. Чехова.

Для описания природы Чехов пользуется простыми и привычными приметами, часто ограничиваясь лишь одной-двумя фразами. Так, например, в рассказе «О любви» пейзаж вводится только в начале новеллы: «Теперь в окна было видно серок небо и деревья, мокрые от дождя…», и в самом конце: «…дождь перестал, и выглянуло солнце». Но, несмотря на скупость изобразительных средств, каждое событие оказывается ассоциативно связано с конкретными временами года, суток и погодой, потому что природа всегда так или иначе соотносится с настроением чеховских героев. Счастье учителя словесности из одноимённого рассказа соединено в нашем восприятии с «дивно хорошим» летом, а внутренние переживания героя рассказа «Ионыч», доктора Старцева, ждущего свидания с Котиком, неотделимы от ночного кладбищенского пейзажа.

Короткий штрих в описании состояния природы может изменить на противоположное впечатление от произведения, придать отдельным фактам дополнительное значение, по-новому расставить акценты. Так, выглянувшее в конце упоминавшегося уже рассказа «О любви» солнце заставляет нас обрести надежду на преодоление людьми своей несвободы. Без этой детали произведение оставляло бы ощущение такой же безысходности, какая заключена в словах, завершающих рассказ «Крыжовник»: « Дождь стучал в окна всю ночь». Описание «грустной августовской ночи» в «Доме с мезонином» создаёт предчувствие чего-то недоброго, хотя в тот момент мы не знаем, что пока ещё счастливым влюблённым придётся расстаться. Картина однообразно и глухо шумящего, равнодушного моря, изображённая в рассказе «Дама с собачкой», перебивает ход мыслей читателя, напоминая «о высших целях бытия, о … человеческом достоинстве».

Сохраняя традиционную функцию пейзажа, необходимого для раскрытия характеров героев, Чехов пользуется приёмом параллельного описания природы и душевного состояния персонажей. Когда Никитин, учитель словесности, «чувствовал на душе неприятный осадок», «шёл дождь, было темно и холодно». Неуют холодного тёмного леса с протянувшимися по лужам ледяными иглами соответствует тоскливым мыслям студента Ивана Великопольского, в то время как вид родной деревни, освещённой багровой полосой зари, возникает тогда, когда герой охвачен «сладким ожиданием счастья». Мягкий лунный свет отвечает трепетному состоянию уже упоминавшегося Старцева, подогревает в нём страсть; луна уходит за облака, когда тот теряет надежду и на душе его становится темно и мрачно. чудный романтический пейзаж, нарисованный рассказчиком "Дом с мезонином", превращается в унылый вид местности, где взамен цветущей ржи и кричащих перепелов появляются «коровы и спутанные лошади», когда «трезвое, будничное настроение овладело» героем.

Кроме углубления психологического анализа пейзаж необходим для более образной характеристики обстановки, в которой разворачиваются события. В описании места действия повести «Палата № 6» лес репейника и крапивы, торчащие из забора острия гвоздей напоминают о колючей проволоке, подчёркивают сходство больницы с тюрьмой, предваряя рассказ о несвободе человека.

Духовному плену, в котором пребывают герои многих рассказов Чехова, противостоит чувство свободы, порождаемое образами родной природы. Бескрайний пейзаж, вызывающий мысли о величии т красоте родной земли, в рассказе «Крыжовник» контрастирует с описанием ограниченного мирка Николая Ивановича Чимши-Гималайского. После описания суеты душной и тесной жизни «в футляре» вдруг, как окно в другой мир, возникает прекрасная сельская картина, залитая лунным светом, от которой веет свежестью и покоем.

Пейзаж полон жизни там, где есть возможность просвета в тусклом коловороте будней. Внезапное прозрение учителя словесности, пережившего упоение «мещанским счастьем», освещено ярким мартовским солнцем и озвучено шумом скворцов в саду, поэтому есть надежда, что бегство Никитина от пошлости состоится. Герой рассказа «Дама с собачкой» Гуров видит безжизненный пейзаж: «забор, серый, длинный, с гвоздями», напоминающий нам забор из «Палаты № 6», и признаёт себя вечным пленником, которому «уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». Тень решётки на полу палаты №6 усиливает ощущение беспросветности положения доктора Ратина; зато, когда смерть разрывает сети, опутавшие его разум и волю, "стадо оленей, необыкновенно красивых и грациозных", проносится перед глазами умирающего, олицетворяя прорыв в иную реальность. Смерть торжествует над жизнью и в повести «Чёрный монах», пейзаж в которой имеет особенное значение. Гибель сада Песоцкого, служащего символом полнокровной, многокрасочной жизни, подчёркивает ужас мира, позволяющего быть счастливым только сумасшедшему. На фоне естественной красоты картин русской природы, пронизывающих повествование, ещё безумнее кажутся мысли магистра Коврина, одержимого манией величия; а осязаемая конкретность каждой детали описания, будь то тропинка во ржи, река на закате или обнажённые корни деревьев, контрастирует с абстракцией чёрного призрака.

В использовании пейзажа проявляется отношение Чехова к своим героям. Беликов ни разу не появляется на фоне природы. Николая Ивановича Чимшу-Гималайского окружают «заборы, канавы, изгороди». Это люди, потерявшие человеческий облик. Пока в душе доктора Старцева теплился огонёк, рассказ о его жизни сопровождался описаниями природы; автор даже подарил ему любимый клён в саду. Похожий на языческого бога Ионыч больше не стоит такого подарка. Чем живее душа, тем созвучнее она существу природы. Органично вписаны в пейзаж старинной усадьбы сестры Волчаниновы, героини рассказа «Дом с мезонином», симпатичные автору так же, как и увидевший их рассказчик, оказавшийся художником-пейзажистом. Неотделим от пейзажа в рассказе «Крыжовник» купающийся под дождём Иван Иваныч, слитность которого с природой подчёркнута движением качающихся на исходящих от него волнах белых лилий. Этому герою доверено высказывать самые близкие автору мысли. Иван Иваныч, Буркин – хорошие люди. Увиденные их глазами спокойные реалистические пейзажи всегда напоминают о прекрасном. Душа лунной ночью «кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно» ( «Человек в футляре»). «Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю, и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна» («Крыжовник»), «Буркин и Иван Иваныч вышли на балкон; отсюда был прекрасный вид на сад и на лес, который блестел теперь на солнце, как зеркало» ( «О любви» ). Больной, охваченный страхом Коврин, видит беспокойный импрессионистический пейзаж: «Бухта, как живая, глядела на него множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз и манила к себе» ( «Чёрный монах»). Потерявшему трезвое мировосприятие Никитину грезится нечто сюрреалистическое: «Тут он увидел дубы и вороньи гнёзда, похожие на шапки. Одно гнездо закачалось, выглянул из него Шебалдин и громко крикнул: «Вы не читали Лессинга!»» ( «Учитель словесности»). Праздному взору художника, гостя Волчаниновых, открываются романтические пейзажи, напоминающие о галантной живописи 18 века. Эстетствующий Рябовский рисует многозначительный символический пейзаж: «… чёрные тени на воде – не тени, а сон,…в виду этой колдовской воды с фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных, задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного, блаженного, хорошо бы забыться, умереть, стать воспоминанием » ( «Попрыгунья»).

Символизм свойствен и чеховскому пейзажу, но в нём нет пафоса и назидательности Рябовского. В рассказах писателя слова «сад», «дождь», «луна», «утро», «осень» и другие нужны не только для обозначения места и времени действия или погоды. Это символы, позволяющие наполнить произведения глубоким философским смыслом. Рассмотрим подробнее некоторые из таких деталей пейзажа.

Одним из сквозных образов творчества Чехова является дождь- символ беспросветности будничной жизни, неосуществимости истинного счастья. Непрерывный дождь, с разговоров о котором начинается рассказ «Душечка», так же однообразен и скучен, как и антрепренёр Кукин, с чьего лица не сходит выражение отчаяния даже в день счастливой свадьбы. Дождь идёт, когда учитель словесности Никитин начинает осознавать мнимость доставшегося ему счастья. Вид серого неба и мокрых деревьев предваряет повествование героя рассказа «О любви» Алёхина о жизни, в которой счастье несовместимо с порядочностью. Шумом дождя сопровождается описание уродливого счастья помещика Чимши-Гималайского, достигнутого ценой потери живой души. Дождливая погода омрачает день похорон Беликова, ставшего мертвецом ещё при жизни. В то же время интеллигентный, философски мыслящий Иван Иваныч, умеющий противостоять рутине обывательщины, с наслаждением подставляет лицо под дождь.

Образ сада также постоянно присутствует в рассказах Чехова. Это символ добра, красоты, человечности, осмысленности существования. Сад полон музыки счастья, это приют влюблённых, где даже тюльпаны и ирисы просят, «чтобы с ними объяснялись в любви» ( «Учитель словесности»). Никитин и Манюся, Коврин и Таня, Художник и Мисюсь, Старцев и Екатерина Ивановна встречаются в садах, когда их души наполнены чистым, искренним чувством. Сад отзывчив к душевному состоянию героев, влияет на их настроение. Утомлённый, с расшатанными нервами, Коврин попадает в холодный сад, затянутый едким дымом; но «взошло солнце и ярко осветило сад», и «в груди его шевельнулось радостное чувство, какое он испытывал в детстве, когда бегал по этому саду» ( «Чёрный монах»). Сад требует постоянного ухода, поэтому он символизирует и работу, движение, неразрывную связь поколений: «Но что больше всего веселило в саду и придавало ему оживлённый вид, так это постоянное движение. От раннего утра до вечера около деревьев, кустов, на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди с тачками, мотыгами, лейками…» ( «Чёрный монах») . В общем, сад – это идеал полноценного бытия: «Когда зелёный сад, ещё влажный от росы, весь сияет от солнца и кажется счастливым,… то хочется, чтобы вся жизнь была такою» ( «Дом с мезонином»). Поэтому гибель сада всегда символизирует смерть.

Символом смерти традиционно считается луна. Лунный свет заливает множество пейзажей Чехова, наполняя их печальным настроением, покоем, умиротворением и неподвижностью, сходными с тем, что приносит смерть. За рассказом о смерти Беликова следует описание видного до горизонта поля; «и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, …ни движения , ни звука». Коврин, незадолго до смерти любуясь наполненной лунным светом бухтой, поражается согласию цветов, мирному, покойному и высокому настроению. Луна освещает холодный труп доктора Ратина, узника палаты №6. Но наиболее чётко мысль о родстве луны и смерти выражена в рассказе «Ионыч» , когда Старцев видит кладбищенский «мир, где так хорош и мягок лунный свет, точно здесь его колыбель», где «веет прощением, печалью и покоем».

Луна – многозначный символ, отразившись в воде, она вызывает в душе прилив тёмной страсти, изменяет мироощущение, омрачает рассудок. В мумраке появляется перед Ковриным на берегу реки Чёрный монах, и его «бледное, страшно бледное, худое лицо» могло оказаться выглянувшей из-за туч луной. Если сад был символом светлой, возвышающей человека любви, то луна толкает к запретному чувству, побуждает к неверности. В рассказе «Дама с собачкой» Гуров с Анной Сергеевной делают первые шаги навстречу друг другу, поражаясь необычному сиреневому морю с идущей по нему от луны золотой полосой. Ольга Ивановна из рассказа «Попрыгунья», зачарованная «лунным блеском», бирюзовым цветом «воды, какого она раньше никогда не видела», решается на измену мужу. Неопытная Аня, героиня рассказа «Анна на шее», делает первый шаг на пути испорченной кокетки, когда «луна отражалась в пруде». Эротические фантазии овладевают возбуждённым лунным светом Старцевым: «…перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущал тепло, и это томление становилось тягостным…» ( «Ионыч»).

Так просто, естественно, немногословно Чехов рисует в своих рассказах пейзажи, не только составляющие единый и стройный образ русской земли, но и обогащающие произведения неисчерпаемой глубиной смысла.

Заключение.

Чехов любил и глубоко чувствовал природу – и весеннее таяние снега, когда «в душу уже просится весна», и «нежное прикосновение цветка, коснувшегося щеки как ребёнок, который хочет дать понять, что не спит», и томительную духоту знойного июльского полудня, и жалобный плач метели в зимнюю ночь, «в котором звучал не призыв на помощь, а тоска, сознание, что уже поздно, нет спасения».

В своей Мелиховской усадьбе Антон Павлович занимался посадкой цветов и деревьев. С особым увлечением разводил он фруктовый сад. «…питаю слабость к фруктовым деревьям», - писал он. Обычно ранним утром он выходил в сад и подолгу осматривал каждое дерево или розовый куст: то подрежет сучок, то поправит веточку, а то долго сидит у ствола и что-то наблюдает на земле – вспоминает М.Чехов. Антон Павлович любил свой сад и гордился им. Каждую аллею, каждое дерево он показывал в особом освещении. «Вот эти сосны особенно хороши на закате, когда красные стволы, а дуб надо смотреть в сумерки»,- говорит он.

Совершенно исключительное тяготение было у него к цветам. Он с любовью ухаживал за ними. Он говорил: «Я, если бы не литература, мог бы быть садовником».

Из близкого общения писателя с природой, из его увлечения садами, посадками деревьев вырастает в творчестве Чехова самый поэтический образ природы – образ сада как символа жизни. Этот образ проходит через многие произведения писателя.

Список литературы.

  1. А. П. Чехов «О любви»

  2. А. П. Чехов «Ионыч»

  3. А.П. Чехов «Дом с мезонином»

  4. А. П. Чехов «Дама с собачкой»

  5. А. П. Чехов «Попрыгунья»

  6. А. П. Чехов «Крыжовник»

  7. А. П. Чехов «Анна на шее»

  8. А. П. Чехов «Чёрный монах»

  9. А. П. Чехов «Учитель словесности»

  10. М. Пришвин «Глоток молока»

  11. М. П. Громов «Книга о Чехове», М., Современник, 1989г.

  12. А. И. Куприн «Памяти Чехова», М., 1954г.

  13. Интернет – ресурсы.

Просмотров работы: 164