Особенности взросления подростков (на основе повести Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности взросления подростков (на основе повести Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»)

Теплякова А.К. 1
1МОАУ Лицей № 6
Любимова Н.Н. 1
1МОАУ Лицей № 6
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Дети очень хотят стать взрослыми. Подросток много думает о себе, и возникающее у него чувство взрослости начинает определять его оценку и самооценку, отношение к своим поступкам, поступкам сверстников, старших.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях. Жизнь его должна быть заполнена какими-то содержательными интересами, переживаниями, отношениями. Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба, влюбленность.

Первая любовь — это очень непросто. В 13 – 14 лет подросток учится выстраивать романтические отношения: не только говорить о себе, но и слушать другого, не перегружать его своими жизненными трудностями; ценить время, проведенное вместе; делиться своими мечтами, мыслями, планами, рассчитывать на ответное откровение. Чувства приводят к более глубокой способности заботиться, сопереживать, учат понимать себя и другого человека.

Понимание важности этого этапа развития души подростка позволило обратиться к данной теме многих поэтов и писателей, в том числе и Р.Фраермана. Первые чувства могут быть сложными, глубокими, болезненными, поэтому в повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» автор хочет подготовить юных читателей к непростым жизненным испытаниям, раскрывая отношения героев, которым посвящено данное исследование.

Повесть написана много лет назад, но остается актуальной и для современных подростков, так как вечны и интересны читателям проблемы дружбы и любви, верности и преданности.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что написание данной работы позволило обогатить уже имеющийся запас знаний об особенностях периода взросления, отношениях со сверстниками, ответственности за свои поступки и поступки других.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее в качестве дополнительного материала при изучении литературы о жизни подростков, возможности понять самого себя, строить общение с подростками и взрослыми.

Новизна исследования состоит в раскрытии особенностей взаимоотношений, нравственных ценностей, жизни детей в предвоенное время.

Актуальность изучения становления внутреннего мира героев повести предопределила выбор темы, цели, задач исследования.

Была выдвинута гипотеза: в становлении юношей и девушек, в их подготовке к жизни, по мнению Р.Фраермана, имеет большое значение воспитание чувств, в том числе и первая, чистая любовь, которая раскрывает перед юными душами мир и самих себя, оставляя неизгладимый след на всю жизнь.

Цель исследования – проанализировать повесть Р.Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» и раскрыть чувственный мир юных героев в период взросления.

Для достижения указанной цели в работе были определены и решены следующие задачи:

1. Изучить биографию Р.И. Фраермана.

2. Прочитать повесть «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

3. Раскрыть образ Тани Сабанеевой, проследив развитие отношений Тани и Фильки, Тани и Коли.

Объектом исследования является творчество Р.И. Фраермана.

Предмет исследования – повесть «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

В работе использовался литературный сборник «Жизнь и творчество Р. Фраермана», учебник школьного курса литературы, научные статьи, информация сети Интернет.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы и приемы: прогнозирование, классификация, анализ, обобщение.

В ходе работы был создан буклет «Особенности взросления подростков (на основе повести Р.Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»)», с которым вы можете познакомиться в Приложении 1.

ГЛАВА 1. ТЕМА ПОДРОСТКОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Р. ФРАЕРМАНА

1.1. Особенности подросткового возраста

Подросток – юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте.

Основная особенность подросткового возраста – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Общение - специфический вид эмоционального контакта, который дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

1. 2. Биография Р.И. Фраермана

Рувим Исаевич Фраерман — советский детский писатель. Родился 22 сентября 1891 года в Могилеве в бедной еврейской семье. Там он провел детство и окончил реальное училище. Еще в школе полюбил литературу, писал стихи, печатал их. В 1916 г. окончил Харьковский технологический институт. В 1917 г. отправился на Дальний Восток. Был рыбаком, чертежником, бухгалтером, учителем. В годы гражданской войны в составе партизанского отряда сражался с японскими интервентами. «С этим партизанским отрядом, — вспоминал писатель уже в 1970-е в автобиографическом очерке "Поход", — я прошел тысячи километров... по непроходимой тайге на оленях... Я узнал и полюбил всем сердцем и величественную красоту этого края, и ее бедные, угнетенные при царизме народы. Особенно я полюбил тунгусов, которые в нужде и бедствиях сумели сохранить в чистоте свою душу, любили тайгу, знали ее законы и "вечные законы дружбы человека с человеком"».

В 1921 г. приехал в Москву. В 1924 г. здесь была издана первая повесть Фраермана «Васька-гиляк». Вслед за ней выходят и другие книги – «Вторая весна» – первое произведение писателя для детей, «Никичен», «Шпион», «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» – самая известная повесть писателя. В годы Великой Отечественной войны Фраерман вступает в ряды народного ополчения, участвует в боях, работает в армейской газете.

Послевоенное творчество Фраермана обращено, в основном, к детям и подросткам. Фраерман положил начало исследованиям творчества Гайдара своим сборником статей «Жизнь и творчество А. П. Гайдара», а также книгой-очерком «Любимый писатель детей». В 1966 г. вышел в свет сборник очерков и рассказов на морально-этические темы «Испытание души», адресованный подросткам.

1.3. История создания повести «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»

С 1932 по 1965 гг. Рувим Исаевич часто посещал Рязанский край. Жил в пос. Солотча в доме гравера И. П. Пожалостина. Здесь написана повесть «Дикая собака динго», которая переведена на многие языки народов ближнего и дальнего зарубежья. По этой книге поставлен кинофильм, на Международном кинофестивале в Венеции получивший главный приз – скульптурную миниатюру «Золотой лев святого Марка» (1962).

По словам автора, замысел написания повести возник у него на Дальнем Востоке, где Фраерман «наблюдал много примеров дружбы тунгусских мальчиков-подростков с русскими девочками, примеров истинного рыцарства и преданности в дружбе и любви».

Сюжет повести созревал у автора в течение нескольких лет. Когда он оформился, писатель закрылся от всех в рязанской деревне Солотче. Жена Фраермана позже вспоминала, что, приступив к работе в декабре 1938 года, он завершил повесть уже через месяц.

«Я думал о ней в тревожные предвоенные годы. Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее, … показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой», - писал Р.Фраерман.

ГЛАВА 2. МИР ЮНОЙ ДУШИ

2.1.Образ Тани Сабанеевой

Рувим Фраерман в «Дикой собаке динго, или Повести о первой любви» очень точно и проникновенно рисует чувственный мир подростка, превращение девочки в девушку, мальчика в юношу.  Психологически точно описывает возраст, когда душа подростка мечется в поисках чего-то непонятного, неведомого.  И понимают еще вчерашние дети, что пришло время взросления, и в их мир пришло самое прекрасное, самое неповторимое чувство – первая любовь. 

Будучи мастером создания психологически верных человеческих характеров, "глубокого поэтического проникновения в духовный мир своих героев", автор почти никогда не описывает душевное состояние персонажей, не комментирует их переживания. Р. Фраерман предпочитает оставаться “за кадром”, стремится оставить нас, читателей, наедине со своими выводами, особое внимание уделяя, по мнению В. Николаева, «точному описанию внешних проявлений душевного состояния героев - позе, движению, жесту, мимике, блеску глаз, всему, за чем можно разглядеть очень сложную и скрытую от внешнего взора борьбу чувств, бурную смену переживаний, напряженную работу мысли».

Писатель открывает перед нами мир детской души с её необъяснимыми порывами, мечтами, восхищением жизнью, ненавистью, радостями и горестями. И в первую очередь это относится к главной героине повести.

Дикой собакой динго некоторые ребята называют свою одноклассницу - четырнадцатилетнюю Таню Сабанееву, которая мечтает о дальних странах и неведомых зверях. Дикая австралийская собака олицетворяет для девочки все неизвестное и таинственное, что предстоит человеку в его жизни постигнуть и понять, сделать близким и ясным. В Тане немало странного. В ней есть склонность к одиночеству, к уединенному размышлению. Ее поступки не всегда понятны окружающим. Но как раз этим она и интересна: резкой индивидуальностью, непохожестью на других. Ее переживания, раздумья, метания позволяют писателю подчеркнуть главные черты девочки: чувство собственного достоинства, сострадание, понимание. Она от всей души сочувствует матери, которая продолжает любить бывшего мужа; она изо всех сил пытается понять, кто же виноват в семейном разладе, и приходит к неожиданно взрослым, здравым выводам.С виду простая школьница, Таня отличается от своих сверстников способностью тонко чувствовать, стремлением к красоте, истине, справедливости.

2.2. Взаимоотношения Тани с Филькой и Колей

Взаимоотношения Тани с Колей и Филькой образуют целостное единство повести. Благодаря Фильке и Коле Таня познает себя и справляется с жизненными испытаниями. Пытаясь разрешить свой внутренний конфликт, Таня как бы находится все время в треугольнике между Колей и Филькой, разбираясь в своих чувствах.

Отношения Тани и Фильки — друга детства — самая трогательная часть книги. Они так близки, что достаточно намека, взгляда, молчания, чтобы понять друг друга, не прибегая к словам, которые бестактны и грубы. Иносказательны и глубоки почти все их беседы, начиная от упоминания таинственной страны Маросейка (улица в Москве, где живет ее отец), которую Филька честно ищет в атласе, и это не наивность, а дружеская деликатность, заканчивая разговорами о дикой собаке динго, которая обитает где-то в Австралии.

В отчаянной ситуации, когда не ясно, что происходит с твоим лучшим другом, всегда можно выбрать слова, закодированные в невинные фразы, которые кричат: что я могу сделать для тебя?! Например, как это сделал Филька, задав вопрос учительнице о том, как расставить знаки препинания во фразе «Куда ты сегодня уходила рано утром, дружок?». Когда Филька понимает, что даже этим уже перешел границу, он тут же оборачивает все в шутку разбором другого обращения «Эй, товарищЬ, больше жизни!», где товарищ обретает мягкий знак, как глагол второго лица, отвечающий на вопрос «что делаешь?».

Филька всегда рядом, он разделяет с Таней все приключения и интересы. Они и дня не проводят друг без друга. Филька не единственный внимательный и тактичный человек рядом с Таней, но он - самый чуткий. Такое ощущение, что он соединен с ней всеми нервами, и малейший электрический разряд в ее мозгу немедленно вызывает сильный отклик в его душе. Филька — лучший друг, более того, он влюблен в Таню, постоянно смотрит на нее влюбленными глазами, великолепно понимая, чутко угадывая каждое желание, оправдывая любой ее поступок, даже тогда, когда, казалось бы, это сделать если и не невозможно, то, во всяком случае, невероятно трудно. Но для Фильки во всем, что касается Тани, нет невозможного, в стремлении услужить этой девочке он не считается ни с чем, для него тут нет таких трудностей и препятствий, которые остановили бы или охладили бы его пыл.

Преданный до самозабвения Тане, готовый в любую минуту броситься услужить ей, он тем не менее никогда не роняет своего достоинства, держит себя естественно, просто, искренне и благородно. Могла ли не ценить такого друга Таня? Она его иногда, по собственному признанию, забывала, о чем искренне сожалеет при расставании, так как покинуть Фильку ей едва ли не тяжелее, нежели расстаться с Колей и с отцом.

Сложнее отношения Тани с Колей. Он отнял у неё любовь отца, думает Таня и ревнует. Ей кажется, что она ненавидит Колю. Каждое слово, каждый поступок мальчика вызывает её оскорбительный и несправедливый отпор. Недоумевают отец, справедливый Филька, товарищи по школе, учительница. Старается не выдавать своей растерянности Коля.

Мы начинаем понимать, что не только ревность к отцу - причина Таниной грубости. Она скрывает от себя самой другую причину резкости — стремление оттолкнуться от Коли на душевно непреодолимое расстояние.

Движения чувств не подчинены законам физики. Сила отталкивания от полюса может определяться силой притяжения к тому же полюсу. Таня предчувствует опасность: её привлекает этот «всегда спокойный мальчик с упрямым взглядом совершенно чистых глаз».

Странная девочка, дикая собака динго, сама ещё не знает, что её коснулась любовь. Но она ревнует. Уже не только отца к Коле — она ревнует Колю к толстой девочке Жене, которую и прежде «не предпочитала другим».

Сложность отношений с Колей, неясность их для неё самой и заставили Таню плакать в роще, когда её выследил Филька. Ревность заставляет Таню убежать от собравшихся к ней на ёлку гостей — отца с женой, Фильки с родителями и маленькими братьями — и заглядывать в окна к Жене, у которой тоже ёлка, искать там Колю.

«Она бежала бог весть куда, блуждала без направления, пока волнение её не утихло. Но какой глубокой грустью было охвачено всё её существо!..

— Что со мной? — говорила она, неизвестно к кому обращаясь. — Что со мной? Откуда это всё, скажите мне кто-нибудь!» - близится осознание любви, уже полонившей её сердце.

Наиболее ярко Таня проявляет себя в эпизоде с бураном. Таня отважно, рискуя своей жизнью, бросается спасать Колю с поврежденной на катке ногой, несмотря на буран. Взяв всю свою волю в кулак, она спасает Колю от смертельной опасности, несмотря на то что «нападал на нее страх. И тогда казалось ей, что она одна в мире среди этой вьюги». В этот кульминационный момент повести Таня обнаруживает то тёплое чувство, которое она испытывает к Коле: «Она смотрела на него с нежностью, которую больше не хотела скрывать … я не бурана боюсь, я боюсь за тебя. Я знаю, что это опасно, и останусь здесь с тобой». Таня начинает понимать, что любовь связана не только с радостью и счастьем, но и со страхом, самоотдачей и болью.

Когда уже позади, казалось, смятение чувств и близок расцвет любви, другая — долгая, без будущего - любовь открылась Тане.

В драматическом разговоре с матерью усложняется, словно поднимается новой высокой волной душевный конфликт Тани, рушится надежда на лёгкое и счастливое его разрешение.

В последней встрече с Колей вместо испорченного (намеренно, чтобы утешить Фильку) платья Таня облачилась в материнский белый халат медсестры, как будто подчеркнула, что она принимает сторону матери и сделает так, как нужно для ее душевного комфорта. Обстоятельство непреодолимой силы: отношения, которые нельзя склеить. Первое и последнее их объяснение, робкое и немногословное, — самая зачитанная страница книги, но не самое трогательное из эпизодов повести.

Мне все же ближе отношения Фильки и Тани и его объяснение в любви. Это чистая ребячливость «вытравливать» солнцем имя Тани на своей груди. Да, это отгорит и побледнеет, когда зимой он наденет теплую рубашку. Но когда солнце так же сильно, как их дружба, что-то должно остаться. Филька тоже теряет Таню, но дружба сильнее расстояний, в то время как от Коли Таня отрекается навсегда.

В том как раз сила повести, в том нравственное и воспитательное её значение, жизненность ее и человечность, что в сложившейся ситуации никто не виноват — выход каждому надо искать в своей душе и в своем понимании справедливости.

Всё драматично, но сила искусства совершила чудо: повесть светла и прозрачна. Лёгкое чувство грусти испытываешь, дочитав её, но и эта грусть светла — течёт река жизни и чистый ветер дует навстречу…

Но главное, чем определяется просветлённость повести, — это душевное благородство, душевная сила её юных героев. Любовь — веление сердца, но справедливость — тоже. Таня, Филька, Коля — все трое мужественно приносят в жертву возможность близких и ощутимых радостей, приносят жертву ради счастья сознавать, что никто из них не стоит на пути другого. «Человек свободен всегда». Благородно и чисто распорядились этой свободой герои повести, простившись с детством, вступая в юность. Испытываешь гордость за них — и это смягчает грусть.

2.3. Анкетирование обучающихся 6 классов «Отношение сверстников к теме взросления подростков»

В ходе работы было проведено анкетирование.

Результаты опроса:

  1. Читал ли ты повесть Рувима Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»? Она тебе понравилась?

  1. Тебе интересны проблемы дружбы и первой любви?

  1. Испытывал ли ты чувство влюбленности?

  1. Как ты считаешь, юный человек, испытывающий чувство влюбленности, выстраивая романтичные отношения, учится быть более чутким, заботливым, способным глубоко сопереживать? Его новые чувства помогают лучше понять себя и другого человека?

  1. Как ты считаешь, могут ли авторы художественных произведений, раскрывая отношения героев, подготовить юных читателей к непростым жизненным испытаниям?

Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных сверстников читали повесть Р.Фраермана, всем она понравилась, а многие из ребят отметили, что это одно из любимых их произведений. Следовательно, можно сделать вывод, что тема проекта актуальна, что путь взросления юных героев повести помогает читателям разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях со сверстниками и взрослыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период взросления - важный этап развития души подростка. Разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях со сверстниками и взрослыми нам часто помогают авторы художественных произведений.

Одной из моих любимых книг является повесть Р. Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви». В ней описывается эмоциональная история взросления, обретения и осознания собственного «я». В разные годы критики называли главной особенностью повести подробнейшее изображение подростковой психологии: противоречивых эмоций и необдуманных поступков героини, ее радостей, огорчений, влюбленности и одиночества. Константин Паустовский утверждал, что «такая повесть могла быть написана только хорошим психологом».

Чтобы выявить заинтересованность сверстников темой нашего исследования, было проведено анкетирование. В нем приняли участие 54 обучающихся шестых классов.

По результатам анкетирования видно, что большинство опрошенных учеников читали повесть Р. Фраермана и она им понравилась. По развернутым ответам на данные вопросы очевиден их интерес к теме дружбы и первой любви, что подчеркивает актуальность выбранной темы.

Работа над данным проектом позволила обогатить знания об особенностях периода взросления и нравственных ценностях.

«Человек свободен всегда. Это наш закон на вечные времена», – говорит Тане ее мама. В тексте повести эти слова звучат как ее главная, определяющая мысль. Человек свободен не только в выборе любимого или друга. Человек свободен выбирать между правдой и ложью, верностью и предательством, честностью и лицемерием, подлым страхом за свое маленькое благополучие и мужеством жить по большому нравственному счету, мужеством борьбы и подвига.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Арзамасцева, И. Н. Фраерман Рувим Исаевич (1891-1972) / И. Н. Арзамасцева. — Текст : непосредственный // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 459–463. — ISBN 5-89349-010-X.

  2. Жизнь и творчество Р. Фраермана: сборник / сост. В. Н. Николаев, В. С. Фраерман. — Москва: Детская литература, 1981. — 224 с., 9 л. ил.: ил. — Список произведений Р. И. Фраермана, и лит. о нем : С. 218–223.

  3. Смекалов, Г. Сахалинские мотивы в повести Рувима Фраермана "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви" / Г. Смекалов. — Текст : непосредственный // Духовно-нравственное воспитание. — 2015. — № 1. — С. 63–69.

Ссылки на электронные ресурсы

  1. Статья Панченко Н.А. «Учимся сопереживать» (рекомендации к изучению произведения Р. И. Фраермана «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

https://cyberleninka.ru/article/n/uchimsya-soperezhivat-rekomendatsii-k-izucheniyu-proizvedeniya-r-i-fraermana-dikaya-sobaka-dingo-ili-povest-o-pe

  1. https://arzamas.academy/mag/437-dingo

  2. http://chto-chitat-detyam.ru/sobaka-dingo2.html

З аключение

Период взросления - важный этап в развитии души подростка. Разобраться в своих чувствах, настроениях, отношениях со сверстниками и взрослыми нам часто помогают авторы художественных произведений. В повести Р.Фраермана описывается эмоциональная история взросления, обретения и осознания собственного «я».

Автор старается показать жизнь подростков во всем многообразии их взаимоотношений. Они встречаются с предательством, страдают, а позже к ним приходит осознание, что существуют такие ценности как дружба и любовь.

Главная мысль повести заключается в том, что необходимо искать компромиссы и учитывать не только свои интересы, но и желания других людей. Автор призывает нас беречь и ценить друзей, проявлять внимание и отзывчивость к окружающим, быть людьми понимающими, выдержанными и терпимыми. Взросление – это ведь не только защита собственных интересов, но и чувство ответственности за людей, которые рядом.

г. Оренбург

2023

М униципальное автономное образовательное учреждение «Лицей №6» имени З.Г.Серазетдиновой

«Особенности взросления подростков (на основе повести Р.Фраермана «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви»)»

«Мне захотелось подготовить сердца моих юных современников к грядущим жизненным испытаниям. Рассказать им что-то хорошее, … показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой»

Р.И. Фраерман

Гипотеза

В становлении юношей и девушек, в их подготовке к жизни, по мнению Р.Фраермана, имеет большое значение воспитание чувств, в том числе и первая, чистая любовь, которая раскрывает перед юными душами мир и самих себя, оставляя неизгладимый след на всю жизнь.

«Вы запомните юность как период самых сильных эмоций и самых настоящих переживаний. Подросток бросается каждой клеточкой своего тела в то, что он делает, хотя бы потому, что это впервые»

Стивен Литтлворд

Г лавные герои повести:

Таня Сабанеева - тонкая натура, она мечтательна и романтична, грезит о дальних краях. В то же время, героиня прямолинейна и подчас задириста.Обиду на отца, оставившего мать и её, Таня переносит на Колю, его приёмного сына, но затем влюбляется в этого мальчика. Главными чертами характера девочки являются здравомыслие, рассудительность, сострадание, умение любить и дружить.

Филька – честный и открытый подросток, верный друг Тани. Он влюблен в подругу. Из ревности может и слукавить, чтобы как-то разлучить Таню и Колю, но на подлость никогда не пойдет. И как бы ни относился он к чувству между своими друзьями, он честно признает, что Коля - хороший товарищ.

К оля – положительный герой, он становится одноклассником Тани и сначала не понимает её придирок. При этом ведет он себя с окружающими ровно, не задирается, а когда девочке требуется защита от подлых наветов, то смело бросается на обидчика. Мальчик благодарен Тане за спасение и вскоре начинает к ней испытывать более глубокое чувство, чем дружба. Коля влюбляется в девочку и тяжело переживает приближающуюся разлуку.

Взаимоотношения Тани с Колей и Филькой образуют целостное единство повести. Благодаря Фильке и Коле Таня познает себя и справляется с жизненными испытаниями.

Просмотров работы: 3292