Великий дар

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Великий дар

Шалдаева В.М. 1
1МОАУ "Лицей № 6" им. З. Г. Серазетдиновой
Думская А.И. 1
1МОАУ "Лицей № 6" им. З. Г. Серазетдиновой
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Фантазия - какое чудесное, красивое слово, полное красок! Какие приятные ассоциации вызывает оно! Например, фееричная, блестящая пьеса-фантазия Ф. Шопена, в которой слышится отчаяние и светлая надежда. Мой учитель фортепиано обещал дать её для разучивания в этом году. Или немного наивная, но от этого вызывающая не менее приятные воспоминания книга М. Энде «Бесконечная история», в которой от обычного мальчика, точнее от его умения воображать, фантазировать, зависит существование целой страны - Фантазии.

Мало кто может поспорить с тем фактом, что фантазия - великий дар. Именно им природа наградила человека. Если бы не было фантазии и воображения, то не было бы цивилизации. Не было бы ничего… Для всего, что было создано человечеством за века и тысячелетия его существования, нужно было, чтобы человек обладал хоть частичкой фантазии. Некоторые учёные ставили воображение и знание совсем рядом. Например, А. Эйнштейн говорил: «Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции»[7]. Способность думать и размышлять тоже произошла от способности человека фантазировать. Благодаря воображению мы дошли от простейших орудий труда к современным сложным механизмам, от нескольких знаков до множества письменных обозначений букв, стали писать книги.

Книги... Как их много на свете! Сколько знаний и мудрости запечатлено на книжном листе! Написать книгу - великий труд. И без фантазии никак не обойтись. Конечно, можно как-нибудь, да написать, однако такая книга будет вымученной, неинтересной. А в настоящем творчестве должно быть все: и взлеты, и падения, и холодная рассудочность, и мечтания... Ведь все настоящие книги так или иначе отражают жизнь, а в ней бывает всякое.

Так, феерия А. Грина «Алые паруса» удивительна для меня своими контрастами мрачной реальности бытия, в которой главная героиня и ее отец пребывают буквально на волосок от гибели, как моральной, так и физической, и светлых грёз Ассоль. Вот они-то и давали ей возможность жить и оставаться собою в этой неравной борьбе: «В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса, ремесленника, мастерившая игрушки, другая – живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое» [1]. Автор убеждён, что нужно мечтать и верить в свои мечты, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, и делать все возможное, чтобы мечты воплотились в реальность.

Меня поразило время и место создания этой повести: первые наброски датируются 1916 годом. А это значит, что вовсю идёт Первая мировая. Далее нашу страну ждёт революция и гражданская война. «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать» [2], — вспоминал Всеволод Рождественский, советский журналист, поэт и переводчик, друг А. Грина. Мне думается, что автор смог пережить это смутное время и не сойти с ума только благодаря тому, что он уходил в свои мечты, где добро побеждает зло. А взамен мир получил это удивительное чудо прозы.

Не могу не упомянуть и другую светлую, сказочную повесть «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка тоже была написана во время войны, только Второй мировой, в 1942 году. Идею создания этой книги автору подсказал его издатель, когда увидел, что А. де Сент-Экзюпери во время обеда нарисовал на салфетке мальчика с крыльями. На вопрос, кто это, писатель ответил: «Это просто маленький друг, которого я ношу в своем сердце» [3]. Так благодаря издателю и жене автора Консуэло Суэнцин, которая поддержала эту идею, «маленький друг» обрёл и плоть, и кровь, и имя на страницах повести и стал Маленьким принцем.

А. де Сент-Экзюпери силой своего воображения создал уникальную вселенную, в которой в иносказательной, фантазийной манере рассказывает нам о самых важных вещах: о людях, их душе, об их недостатках и достоинствах. Автор обращает внимание на то, что мы все порой не замечаем простые и удивительные вещи, концентрируясь на мелочах. На то, что со временем мы утрачиваем детскую простоту и наивность. Многое мы не видим или не хотим видеть, не замечаем в суете мелькающих дней. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» [4], - мне очень нравится эта мысль. Я ещё ребёнок, но уже начинаю замечать за собой, что на многие события реагирую безучастно, равнодушно. И, возможно, если бы не сила фантазии А. де Сент-Экзюпери и его Маленького принца, кто знает, обратила бы я на эту мысль свое внимание или нет.

Первый раз эту книгу мне посоветовала почитать бабушка. Не буду утверждать, что я сразу при первом же прочтении поняла глубокий смысл сказки. Однако осталось какое-то послевкусие и спустя время захотелось вернуться к этой книге вновь. Каким удивительным и в то же время простым языком автор сумел рассказать нам об этих многогранных понятиях, таких, как любовь, дружба, верность, счастье. «…ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» [5], - говорит нам автор устами Лиса. Простая и вместе с тем необыкновенно ёмкая фраза, отражающая суть. Приведу личный пример, быть может, банальный, но от этого не теряющий своей актуальности. Очень давно я прошу своих родителей подарить мне котенка. Какие ласковые, пушистые создания, которых хочется трогать, играть, теребить их милые хвостики, лапки, носик. И только теперь я даже не поняла, а именно прочувствовала, что это не игрушка, а живое существо со своим характером, со своей судьбой.

Я думаю, что к этим сказкам я буду возвращаться ещё не единожды. И каждый раз они будут открывать для меня множество других граней бытия и станут своеобразной прививкой от серости, обыденности, уведут в мир фантазии и чистых грёз.

Мечты и фантазии делают этот мир лучше, дают необходимую энергию для движения вперёд. Мечты дарят нам и утешение, когда нам грустно и одиноко. Но чтобы мечты воплощались в реальность, не нужно просто ждать исполнения желаний, необходимо прилагать определенные усилия. Первый шаг делать самому. И совсем не нужно бояться перемен: иначе пройдут годы, а мечты так и останутся мечтами. Ведь человека делает старым не время, а отсутствие надежды и мечты. И тот, кто не стал чёрствым и равнодушным, подчиняясь суете жизни, в душе надолго останется молодым.

Но при этом всегда нужно помнить о том, что в любых обстоятельствах надо оставаться человеком. Недаром писатель Сергей Федин говорил: «Счастье - в шаге от мечты, а кошмар - в шаге после» [6]. Фантазии и мечты очень схожи, существование одного без другого невозможно. А вместе эти два явления дарят нам смысл жизни. И именно поэтому фантазия - самый великий, чудесный и невообразимый дар, который дан человеку.

Список использованных источников и литературы

1. Грин А. «Алые паруса»: феерия / А. Грин. - М. «Художественная литература», 1986 - с.52

2. Данилов Д. «Живой памятник. Как Александр Грин создал повесть «Алые Паруса» - URL: https://spb.aif.ru/culture/event/zhivoy_pamyatnik_kak_aleksandr_grin_sozdal_povest_alye_parusa (дата обращения: 03.10.2023). – Режим доступа: открытый доступ.

3. «Повести «Маленький принц» Экзюпери 80 лет: прототип Розы и авиакатастрофа, унесшая жизнь автора легендарной сказки» - URL: https://www.kp.ru/afisha/msk/obzory/knigi/ekzyuperi-malenkij-princz/ (дата обращения: 03.10.2023). – Режим доступа: открытый доступ.

4. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»: сказка / А. де Сент-Экзюпери. - Фрунзе «Кыргызстан», 1982 - с.154

5. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»: сказка / А. де Сент-Экзюпери. - Фрунзе «Кыргызстан», 1982 - с.193

6. Шабанова О. «Подготовка к итоговому сочинению о выборе пути. Афоризмы» - URL: https://multiurok.ru/files/podghotovka-k-itoghovomu-sochinieniiu-2.html (дата обращения: 03.10.2023). – Режим доступа: открытый доступ.

7. Эйнштейн А. «Как изменить мир к лучшему»: монография / А. Эйнштейн - Изд. «Алисторус», 2013. - с. 58

Просмотров работы: 59