Влияние цвета на эмоциональное состояние человека (на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека (на примере романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Никишенкова Я.А. 1
1ЧОУ СОШ "Экополис"
Иванова Е.Н. 1
1ЧОУ СОШ "Экополис"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: выявить взаимосвязь цвета и психики на эмоциональное состояние человека (на примере романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

Задачи:

1. Анализ критических статей по теме.

2. Провести текстовый анализ романа.

3. Выбрать несколько цветов для анализа.

4. Проанализировать влияние определенного цвета на героя.

5. Выявить восприятие цветовой гаммы романа учащихся 10 класса.

Объект: цвет в психологии.

Предмет: взаимосвязь цвета и характеров героев произведения «Преступление и наказание».

Гипотеза: цвет влияет на эмоциональное состояние человека. Цветовая гамма в романе «Преступление и наказание» связана с психологическим состоянием главного героя. Я предполагаю, что для Достоевского цвет был необходим для создания особого мира вокруг героев, благодаря которому раскрывается внутреннее состояние главного героя и предпосылки совершения преступления.

Методы исследования: анализ литературы по вопросу исследования, текстовый анализ, опрос учащихся 10го класса, а также тестирование.

Актуальность исследования обуславливается тем, что знания по психологии цвета можно применить в жизни…….

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные знания можно применить как в подготовке к ЕГЭ по литературе, так и в типовых заданиях по русскому языку.

Глава I. Теоретическая часть

  1. Влияние цвета на эмоциональное состояние.

Цвет – это особенность восприятия глазом разных волн света. Улавливая то или иное энергетическое влияние, глаз передает информацию в мозг, где возбуждается определенный мозговой центр, который отвечает за разные эмоции, за разные психические состояния.

Знаменитый швейцарский психотерапевт Макс Люшер в середине 20 века разработал Цветовой тест Люшера. Испытуемому нужно расположить восемь цветов в порядке убывания, продемонстрировав, что ему нравится больше, а что в меньшей степени. Этот тест позволяет определить свое состояние на данный момент и покажет, какие проблемы у вас существуют.

Метод цветотерапии известен с древнейших времен. Например, научно доказанный факт: цветом можно регулировать желание поесть. Если вам хочется есть меньше, повесьте на кухне как можно больше картин, в которых присутствует синий и фиолетовый цвета, или вкрутите синюю лампочку, постелите на стол черную скатерть. Все эти цвета способствуют снижению аппетита.

Тем, кого преследуют депрессии, советуют носить желтоватые очки.

В медицине для лечения используются цвета, чтобы повлиять на психофизиологическое состояние человека. Красный цвет может позитивно влиять на человека благодаря своим возбуждающим свойствам, но при длительном воздействии дает негативный эффект. Иногда он даже поднимает температуру. Желтый вселяет оптимизм. Цвет жизнерадостности, тепла, солнца, поэтому его часто используют в рекламе. Оранжевый – настраивает на общение, легкое сближение. Серый вызывает чувство аккуратности, сдержанности. Фиолетовый цвет может вызвать чувство тревоги, у кого-то наоборот повышает работоспособность. Голубой, небесный цвет снимает напряжение, успокаивает. Синий может сокращать частоту сердцебиения. Черный помогает лучше сконцентрироваться, не допустить много ошибок, фокусирует внимание человека. Зеленый и белый – нейтральные цвета, которые не оказывают сильного воздействия на психику человека. Хотя зеленый успокаивает, считается, что он нормализует высокое давление.

Но все примеры перечисленного воздействия на психику человека нужно воспринимать достаточно условно, так как влияние цветов зависит еще и от темперамента, от свойств характера человека. Например, есть люди, которым совершенно не нужно окружать себя цветами красной группы, а следует заменить их оттенками холодной группы. Для скрытных людей, застенчивых будет полезно поддержать себя группой оранжевых, желтых тонов. Людям в возрасте и детям лучше сохранять яркие и светлые оттенки в пространстве, где они обитают. Яркий цвет нужен детям в обязательном порядке, так как это стимулирует их ментальное, интеллектуальное развитие.

Несколько замечаний по отдельным цветам

Белый цвет символизирует радость, незапятнанность, чистоту. Новая жизнь, символ истины. Но у кого-то этот цвет может вызывать ощущение пустоты, молчания. В некоторых религиях белый цвет служит символом смерти. К примеру, в Китае белый цвет – цвет траура.Люди, которые предпочитают белый цвет чаще всего бывают скромными. Они стараются изолироваться от общества. Одиночество их не напрягает. У них хорошо развита интуиция.

Красный цвет – очень активный, агрессивный. Издревле люди проявляют к нему особый интерес. Царствующие особы любили этот цвет. Красный значит красивый. Если долго смотреть на красный цвет, то он достаточно быстро начинает угнетать психику. Нахождение в красных покоях могут выдержать не все. Ассоциации с этим цветом: власть, страсть.

Зеленый – природный цвет, цвет исцеления. Люди, которые любят зеленый цвет, достаточно рациональные, приземленные, знают, куда они идут, у них все достаточно точно. Этот цвет может успокаивать или действовать угнетающе, в зависимости от восприятия человека. Разные и ассоциации с этим цветом, цвет весны, природы, с другой стороны – зеленеть от злости, тоска зеленая, цвет болота, есть в нем и нечто мистическое.

Синий цвет символизирует уверенность. Поэтому политики любят этот цвет в одежде. Цвет вечности, устойчивости, стабильности, верности.

Желтый цвет – кусочек застывшего солнечного света. Цвет золота. Этот цвет в психологии очень сильно стимулирует мозговую деятельность и нервную систему. Это радость, теплота. Если текст написан черными буквами на желтом фоне, текст запоминает лучше. Хорошо действует на мозговые центры, отвечающие за память. Но если переборщить, то можно чересчур перевозбудить нервную систему.

Фиолетовый цвет давит на психику, срабатывает как сигнал опасности. В больших количествах он угнетает, но при всем при этом он может повысить самооценку. Люди, которые выбирают фиолетовые цвета, это те, кто хотят себя немного возвысить, им сложно реализоваться в жизни, они чересчур самокритичны. Любовь к этому цвету может свидетельствовать об инфантильности, внушаемости.

Серый цвет – нейтральный. Он дружелюбный, надежный. Те, кто любит серый цвет, живут разумом, а не эмоциями. Они часто не хотят привлекать к себе внимание. Возможно, есть внутренняя неуверенность.

Коричневый цвет выбирают уверенные люди, деловые. Это земляной цвет, его выбирают те, кто любят говорить правду, трудоголики.

Черный цвет ассоциируется с несчастьем, опасностью, завистью, смертью. Черный цвет означает авторитарность. Любители черного цвета (костюм, автомобиль, интерьер) любят и власть. Кроме того, черный цвет выбирают люди-загадки, они пытаются привлечь к себе внимание, ведь тайна всегда вызывает любопытство. Но на самом деле, тем, кто выбирает черный, чего-то в жизни не хватает. Им хочется спрятаться от действительности, отрешиться и ни с кем не взаимодействовать.

Если у вас плохое настроение посмотрите на что-нибудь оранжевое. Не зря на новый год мы едим мандарины, это дополнительная порция радости, веселья. Эффективную рекламу трудно себе представить без оранжевого цвета, ведь он хорошо влияет на покупательскую способность. Оранжевый цвет любят творческие, креативные, свободолюбивые люди, которые умеют прощать, легко относятся к жизни. Такие люди знают себе цену, обладают хорошей интуицией, страстные мечтатели. Цвет неиссякаемой энергии. Хотя в геральдике этот цвет обозначал притворство и лицемерие.

  1. Функции цветовых определений в литературе.

Цветовая символика привлекает внимание как психологов, так и литературоведов, потому что в нашей жизни цвет играет неотъемлемую роль. Цвета не только делают нашу жизнь разнообразной и яркой, но и влияют на наше восприятие мира, на поступки действия, совершаемые в течение жизни.

Эмоциональная реакция на цвет у человека невероятно сильная. Восприятие цвета во многом зависит от человеческих факторов. Каждая персона воспринимает цвет совершенно по-разному, в голове у человека возникают разные образы, ассоциирующиеся с тем или иным цветом. Символика цвета опирается на объективные особенности психики, на любые ассоциации, часто на довольно простые: красный - страсть, огонь, тревога; синий - тишина и покой; чёрный - страх и тьма. Такие ассоциации берут начало из детства, в основе которых лежать религиозные и эстетические воззрения.

Писатели и поэты недаром применяют цветовые характеристики. Таким образом, они помогают читателю понять всю сущность и смысл происходящего, всего произведения.

Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определенное явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир героя.  

Можно отметить, что таким писателем является Фёдор Михайлович Достоевский. Его произведения насыщены цветом. Чаще всего встречаются такие цвета: жёлтый, синий, зелёный, чёрный, медный, коричневый. Также автор мог заменять прилагательные на существительные или глаголы, которые выражают цвет: тьма, чернь, чернеть, белеть.

  1. Символика цвета в романе «Преступление и наказание»

    Одна из особенностей романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание», по мнению исследователей, - его символичность. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

     Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством.

       Проблеме использования в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» символов посвящено много научных публикаций, научно - практических исследований.  

       Многие из исследователей обращали внимание на символику имен персонажей: Родион в переводе с греческого обозначает - розовый, цвет романтиков, отзывчивых и чувствительных людей. Порфирий – багряный- символ благочестия, умеренности, щедрости: в романе это и символ карающего меча правосудия.  Знаменательна символика числа: цифра 7-символ святости, здоровья и разума «буквально преследует Р.Р.Раскольникова», однако именно в 7 часов он идет на преступление, разрывая союз Бога с человеком. Значимы многие художественные детали, предметы: огарок в кривом подсвечнике, в комнате, где сошлись убийца и блудница за чтением вечной книги. Здесь свеча - символ христианской веры и молитвы, освобождение души человека от мрака.

    Именно знакомство с символикой помогает нам приблизиться к пониманию идейно-философского содержания романа, проблематики, поэтики произведения.

Проведя текстовый анализ романа «Преступление и наказание», выяснилось, что преобладающую роль во влиянии на героев произведения играют такие цвета, как желтый, красный и зеленый.

Основным и фоновым является грязно-желтый. Он раскрывается, как символ болезни, душевного недуга, нравственного страдания и угнетения. Этот цвет сопровождает главного героя на протяжении всего романа. У Раскольникова «исхудалое, бледно-жёлтое лицо», комната его имела самый жалкий вид «со своими жёлтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями». Достоевский сравнивает жалкое жильё главного героя с жёлтым шкафом. Когда Родиону становится плохо, ему подают «жёлтый стакан, наполненный жёлтою водою». «Жёлтый стакан», то есть давно не мытый, с налётом ржавчины, и жёлтая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием.

Загрязненный желтый цвет используется и в описании других героев и интерьера. Он создаёт атмосферу нездоровья, нервного расстройства, общей подавленности. Алёна Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате её - «жёлтые обои», «мебель из жёлтого дерева», «картинки в жёлтых рамках». В кабинете у Порфирия Петровича - казённая мебель «из жёлтого, отполированного дерева», да и лицо его «больное, темно-жёлтое». У Катерины Ивановны - «бледно-жёлтое, иссохшееся лицо», «отёкшее от постоянного пьянства, жёлтое лицо» у Мармеладова, в комнате Сони - «желтоватые обшмыганные и истасканные обои», да и сама Соня «пошла по жёлтому билету». Эти детали отражают безысходную атмосферу существования действующих лиц произведения, становятся предвестниками недобрых событий.  

Ф.М. Достоевский сумел с помощью цвета показать атмосферу и города: Петербург дан так же в жёлтых тонах. Уныло и грязно смотрятся ярко-жёлтые домики на Большом проспекте, неподалёку от которого застрелился Свидригайлов.

Красный цвет тоже часто встречается в романе. Он символизирует активность действий. Особенно ярко это проявляется в сцене убийства Раскольниковым старуху-процентщицу: хоть он и шел на преступление обессиленный, однако после первого удара топором в герое появились нескончаемые силы и страшная жажда крови. В этом эпизоде почти все вещи описаны, как красные. Например, Раскольников после убийства вытирает красные руки об красный гарнитур и забирает с собой вещи красных оттенков. Символичным являются детали перед планируемым преступлением: первый сон Раскольникова, где пьяные люди, избивавшие лошадь, были с красными лицами и закат ярко-алого цвета, означающий, что главный герой готов на убийство.

Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных лиц, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок. Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке Мармеладова появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости.

Глава II. Практическая часть.

Чтобы реализовать 5ую задачу я провела цветовой тест Люшера, в котором участвовали учащиеся 10го класса и учителя. Заостряла внимание на основных цветах романа.Желтый цвет в данном тесте определяет ожидания и отношение к окружению.Красный – возбудимость и импульсивность. А зеленый показывает характеристику воли и самооценку человека.

Общая характеристика желтого в тесте:

Если желтый цвет поставлен на первое место, это демонстрирует стремление к освобождению и надежду на большее счастье, а также предполагает конфликт, ликвидация которого желанна.

Если желтый отвергнут и поставлен на 6, 7 или 8 место, это значит, что надежды человека рухнули. Перед ним – пустота, и он чувствует себя изолированным и отрезанным от других людей. В столь мрачном состоянии яркость и легковесность желтого кажутся неподходящими и несерьезными. Отторгнутый желтый цвет означает «попытку защитить себя от одиночества и дальнейшего разочарования».

Общая характеристика красного в тесте:

Тот, кто поставил красный цвет на первое место, хочет, чтобы его собственная активность принесла ему богатый опыт и полнокровное ощущение жизни. Какие бы формы ни приняла эта активность – предприятия, осуществляемые в сотрудничестве с другими людьми; индивидуальное лидерство, творческие усилия - все это обозначается тем цветом, который сопровождает красный в одной группе с ним.

Отторжение красного цвета на 6, 7 и 8 позиции предполагает, что возбуждающая активность воспринимается как нечто враждебное. Тот, кто отвергает красный цвет легко раздражается из-за того, что у него не хватает жизненных сил, потому что он чувствует, что измучен неразрешимыми проблемами, что его окружение – это источник опасности и что оно вышло из-под контроля. Отвергнутый красный цвет означает: «Ищет защиты от всего, что может возбуждать, осложнить ситуацию или еще более ослабить позиции».

Общая характеристика зеленого:

Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает произвести сильное впечатление. Ему хочется, чтобы его признали. Он хочет удержать все, что ему принадлежит, и добиться своего, несмотря на сопротивление и препятствия.

Человек, который ставит зеленый на 6, 7 и 8 места, хочет того же, но он ослаблен в борьбе против препятствий, с которыми столкнулся. Поэтому он чувствует, что его статус страдает от нехватки признания.

Я выбрала одного человека, прошедшего тест, чтобы на его примере показать, как выбор цвета влияет на эмоциональное состояние.

  1. Желтый стоит практически на 1м месте, что обозначает жизнерадостность и силы на прохождение дальнейших испытаний жизни.

  2. Красный поставлен на последнее место, что указывает на апатичное состояние человека, который не готов бороться с силами внешнего мира, а лишь хочет отдалиться ото всех людей и побыть один на один с собой.

  3. Зеленый находится по середине – это показатель стабильной самооценки.

Заключение

Выполнив анализ критических статей, проведя цветовой тест Люшера, можно сделать вывод о том, что цвет напрямую влияет на эмоциональное состояние человека.

Выполнив текстовый анализ романа, пояснив особенности символики цвета в психологии и в романе, рассмотрев несколько наиболее встречающихся цветов, а именно: желтый, красный, зеленый, проанализировав влияние определенного цвета на определенного героя произведения, а также сделав собственный вывод, путем проведения собственного исследования и углубившись в тему цветописи и цвета в общем, можно сделать вывод о том, что цвета, использованные Достоевским, подобраны неслучайно. Цветопись является важным средством представления героев, их чувств и эмоций, образов. Настроение героев зависит от цвета.

В начале романа появляется желтый цвет. Он задает свой тон и характер, далее появляются разные цвета и оттенки, и мы все лучше понимаем героев.

Определенный цвет является символом определенных людей, их действий. “Преступление и наказание” яркий пример того, как цветопись, ее присутствие в произведении, важны для читателей для лучшего понимания и анализа литературного произведения.

Таким образом, я доказала выдвинутую гипотезу

Список литературы

  1. Базыма Б.А. Психология цвета: теория и практика / - Санкт-Петербург: Речь, 2007.

  2. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. – Харьков: ХГАК, 2001. – 172с.

  3. Базыма Б.А. К вопросу о природе психики. // Вестник ХГУ, серия психология, №432, 2000, с. 9-18

  4. Белов С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Пособие для учителя / Под редакцией Д. С. Лихачева – Л.: Просвещение, 1979 – 240 с.

  5. Гете И.В. Учение о цвете; Теория познания = Zur Farbenlehre / пер. с нем. В. О. Лихтенштадта. - Изд. 6-е. - Москва: ЛЕНАНД, 2015.

  6. Каленкова О.Н. Цветовая гамма в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского – М.: Русская речь. № 1, 1982

  7. Л.В.Карасёв О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10

  8. Лебедева Т.Б. О некоторых истоках символики цвета в романе «Преступление и наказание». «Ленинградский педагогический институт им. А.Герцена»,1975.

  9. Люшер М. Цвет вашего характера: [Пер. с англ.] / – Москва: РИПОЛ классик, 1997

  10. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского.-Саратов: издательство Саратовского университета,1982,с.103-106.

  11. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. – М.: 1979

Приложение 1.

Опрос

Чтобы понять, как влияет цвет на персонажей романа «Преступление и наказание», я решила провести опрос учащихся 10го класса, чтобы проверить, обращают ли они внимание на цвета в романе.

  1. Какой цвет преобладает в описании Петербурга Достоевского?

  2. Какого цвета была комната Раскольникова?

  3. Какого цвета платок у Сони Мармеладовой?

  4. Перед убийством Раскольникову снится сон. Какой цвет в нем преобладает?

  5. По какому билету пошла Соня Мармеладова?

  6. Все вещи в убийство старухи были…

  7. Какой цвет преобладает в последних главах?

Результаты опроса: большинство учеников во время чтения не обращают внимания на цвета определенных предметов в произведении, которые имеют скрытый, но важный смысл для глубокого понимания текста.

Просмотров работы: 413