В 1756 году, 27 января, в «Доме Хагенауэра» на улице Гетройдегассе, 9 города Зальцбурга появился новый человек: родился будущий гений - Вольфганг Амадей Моцарт! По этому адресу, в небольшой квартире на третьем этаже семья Моцартов проживала в течение 26 лет. В настоящее время дом, где родился Амадей Моцарт, является знаменитым музеем Зальцбурга, всей Австрии и всего мира! В нём всё подлинно, а центральное место занимают клавикорды и детская скрипка маленького Моцарта. Именно здесь протекали счастливые годы детства и юности Вольфганга Амадея. Папа юного Моцарта, Леопольд, как говорят исторические источники, был для ребёнка то Ангелом-хранителем, то «чёрной тенью». Скорее, он был и ни тем, и не другим! Леопольд, разносторонний человек и любящий родитель, мог своим детям передать именно то, чем обладал сам. На примере семьи Моцартов - музыкантов и композиторов всемирного значения, - можно увидеть духовное единства родителей и детей в достижении определённых целей. И в сегодняшнее время особенно важна помощь папы, мамы, других близких в воспитании интеллекта у детей, развития их способностей, данных природой. И совсем не обязательно, чтобы родители имели такое же образование, которое хотят дать своим детям: важно, чтобы они поддерживали, направляли и воспитывали их в нужном русле, а дети доверяли им. Взаимоотношения в семье Моцартов были доверительными и последовательными: отец, Леопольд, положительно влиял на развитие музыкальных и других способностей своих детей - Вольфганга Амадея и Анны Марии. Он своевременно развивал их способности на собственном примере. Таким образом, музыкальная гениальность Вольфганга Моцарта развилась и достигла идеального совершенства благодаря верно избранному пути воспитания сына отцом. Литературные источники гениальность Вольфганга Моцарта рассматривают как природное явление, но не затрагивают темы воспитательного фактора со стороны отца, его участия в развитии таланта сына и, что очень важно – приучения его к труду с самого малого возраста. Ни один источник не указывает, что к маленькому Моцарту применяли строгость, или даже силу при выполнении каких-либо музыкальных задач: только добрая поддержка его отца. Ранний интерес сына к игре сестры на клавесине Леопольд Моцарт заметил сразу. Мне кажется, он не подумал: это хорошо, что ребёнок чем-то занят (не мешает взрослым!). А постепенно стал приучать Вольфганга к игре на разных инструментах.
И вот я мысленно лечу в Австрию начала XVIII века! И останавливаюсь в знаменитом городе Зальцбурге у дома, где родился музыкальный гений - Вольфганг Амадей Моцарт. Я – гость этой семьи, и мне хочется быть рядом и с маленьким Моцартом, и с его родителями, чтобы убедиться в последовательном и положительном формировании таланта Вольфганга именно его отцом - Леопольдом. Отец Амадея - австрийский скрипач, композитор, - изучал философию и право в Зальцбургском университете, и уже через год после зачисления получил звание студента-бакалавра философии. Одновременно он занимался композицией: его музыка была весьма самобытной и охватывала азы народной музыки, являя собой яркий пример так называемого пограничного стиля: на «стыке» эпох барокко и раннего классицизма. Леопольд Моцарт был членом Лейпцигского «Общества музыкальных наук». Будучи прекрасным исполнителем на многих инструментах, но, особенно на скрипке, а также замечательным педагогом скрипичного мастерства, написал в 1756 году «Фундаментальную школу скрипичной игры», которой пользуются преподаватели даже нашей современности. О ней известный музыковед того времени, Вильгельм Марпург, писал: «Потребность в таком труде возникла давно. Одарённый и основательный виртуоз, разумный и методичный учитель, образованный музыкант – качества, каждое из которых уже делает обладателя его достойным человеком, - собраны здесь воедино». Все стороны личности Леопольда Моцарта разнообразны: он любил и умел играть в шахматы, был верующим католиком и одновременно дружил с протестантами потому, что эти люди обладали человеческими качествами! Был привержен гигиене, чему учил и детей; тепло и трогательно относился ко всем своим домочадцам. К 1759 году в семье Леопольда Моцарта произошли потери: из семи осталось только двое детей - Вольфганг и его сестра Анна Мария, которую ласково называли Наннерль. Отец, будучи выдающимся педагогом, усердно вкладывал все силы в их музыкальное и общее образование, заботился об их будущем, проявляя неустанное наставничество. Широкая сфера интересов Леопольда Моцарта – от философии и политики до музыкального искусства, - позволили ему воспитывать детей и, особенно юного Вольфганга, личностями, а не просто ремесленниками. Работоспособность и организованность также перешли от отца к сыну. Отдавая много времени детям, он и сам сполна «вкладывался» во всё, чем занимался: к этому его обязывала его совесть. Именно отец внушил и показал, что труд – единственный путь к успеху и даже обязанность, которая даётся вместе с талантом. Большая ошибка считать, что врождённая гениальность, засвидетельствованная многими уважаемыми современниками, не требовала от Амадея Моцарта никаких усилий. В своей одарённости Вольфгангу позволила возрастать морально здоровая обстановка в семье, созданная усилиями обоих родителей: Леопольд и Анна относились друг к другу с большим уважением. Вольфганг обожал отца, ставя его на второе место после Бога: «После Бога только папа». Будучи ещё маленьким, он обещал сохранить отца в коробочке, когда тот состарится. Мальчик очень любил родителей и сестру: сохранилось его стихотворение, написанное ко дню рождения Анны Марии. Леопольд Моцарт всегда был перегружен служебными обязанностями, поскольку работал и содержал семью только он: жена занималась немалой домашней работой. Тем не менее, Леопольд всегда находил время для образования своих детей. Считалось, что оба ребёнка обладают незаурядным талантом, но Вольфганг был еще и склонен к музыкальному сочинительству, что у его сестры совершенно не проявлялось. И, в дальнейшем, Леопольд не стал поддерживать способности дочери к игре на клавесине, увидев в ней склонность к педагогике. В будущем так и случится: Анна Мария, выйдя замуж, и позже, потеряв супруга, вернётся в Зальцбург и станет прекрасным учителем музыки, как и её отец, который в своё время передал ей свои знания и опыт. А постоянная переписка с братом Вольфгангом, проживающим в Вене, в будущем помогла историкам, изучающим жизнь и творчество гениального мастера. Леопольд не только как музыкант и композитор, но как отец и учитель, оказал значительное влияние на творческое формирование сына. Среди музыкальных произведений Моцарта-старшего инструментальная «Симфония игрушек» (или «Детская симфония») – оригинальное шуточное сочинение. Кроме струнных инструментов в оркестре звучат игрушечные: барабанчик, кукушка, трещотка, труба, треугольник. Создание этой симфонии приписывают и Й. Гайдну. Но, всё же, это мог сочинить только многодетный Моцарт, бесконечно обожавший своих детей! К тому же, аранжировать эту Симфонию Л. Моцарт доверил своему ученику Райнпрехту: направил к нему игрушечных дел мастеров и разрешил переработать отдельные её части. Леопольд для обучения своих детей игре на клавесине сочинил немало детских пьес. В Российской государственной библиотеке есть «Сборник фортепианных пьес для начинающих по нотной тетради Леопольда Моцарта», изданный в 1961 году. В нём собраны разные пьесы-миниатюры, в основном мажорного – светлого звучания. Моцарт-младший тоже перенял у отца светлые и радостные черты при сочинении музыки. Наверное, поэтому Амадея Моцарта назвали «солнечный гений»! Одно из его ранних миниатюрных сочинений – «Полонез», написанное в До-мажоре, перекликается светлым звучанием и радостью с миниатюрой, написанной его отцом.
Леопольд Моцарт на протяжении всей своей жизни, благодаря тонкому педагогическому мастерству, верным воспитательным решениям и ярким примером отцовства, сумел развить природный талант своего сына, Вольфганга Амадея Моцарта, и дал миру музыкального гения, вписавшего себя в золотой фонд планетарной культуры. Леопольд Моцарт как отец показал, что любой ребёнок обладает в раннем возрасте определёнными способностями, которые можно и не раскрыть, если быть равнодушным. А можно великим обоюдным трудом развить их до определённых величин, включая идеальность. И в настоящее время семейными ценностями могут и должны стать единство в воспитании подрастающего поколения, заинтересованность и помощь старших в интеллектуальном развитии младших. А мне посчастливилось изучить и исполнить на сцене в переложении для моего инструмента аккордеон две миниатюры: «Полонез» Амадея Моцарта и «Волынку» Леопольда Моцарта. Оба сочинения написаны в мажоре и, действительно, несут позитивный заряд: как для исполнителя, так и для слушателей! Исследование мною взаимоотношений в семье Моцартов, их любви к труду, постоянному развитию своего «Я» указывают на яркий пример для подражания!
Литература
1.Охалова И.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебное пособие для музыкальных училищ. Ред. К. Кондахчан. АО «Издательство «Музыка», М. 2007
2.Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. Учебное пособие для ДМШ, 5 класс. Изд. «Музыка», М., 1995.
4.История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М.,2008
5.О.И. Аверьянова, Г.А. Жидковская, А.А. Петрова. Музыкальная литература зарубежных стран. М., 2019