Плач огненной Хатыни

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Плач огненной Хатыни

Отто Я.Ю. 1
1МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края
Кипа Е.С. 1
1МБОУ СОШ ГО ЗАТО Сибирский Алтайского края
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Зимний морозный вечер… За окном обезумевшая метель играет кронами деревьев. Снежинки, кружась в стремительном танце, прилипают к стеклу, превращаясь в мелкие бесформенные комочки… В моей комнате пугающе тихо и напряжённо… На душе неспокойно и жарко. Сердце переполнено болью, тоской, кажется, вот-вот начнёт кричать… Передо мной открытая книга Алеся Адамовича «Я из огненной деревни». Каждая строчка звучит набатом, каждая строчка горит незатухающим пламенем. И представить не могла, что переживания так откликнутся в моей душе… Листаю страницы ещё раз…

Очень хочется передать своё чувство всему миру, чтобы звучала правда о фашизме и не затихала народная память о людях, что не вернутся уже никогда.

Страшная бесчеловечная трагедия произошла на белорусской земле – в маленькой деревеньке Хатынь. Простые мирные люди стали жертвами чудовищных преступлений фашизма, которые трудно передать словами, от этих злодеяний волосы встают дыбом, комок подкатывает к горлу, об этом невозможно говорить без слёз. Людей от мала до велика сожгли заживо, а их деревню стёрли с лица земли. За что? Зачем? Почему? По какому праву? Как это стало возможным в цивилизованном мире?

Хатынь… Такой маленький остров в огромном океане жизни. Двадцать шесть дворов без названий улиц, одна главная – вдоль и две поперечные. Здесь люди жили и работали, отмечали праздники, праздновали свадьбы, рожали и растили детей, надеясь на лучшее будущее. В один миг всё оборвалось.

22 марта 1943 года в деревню Хатынь ворвались те, кто перевернул, уничтожил, растоптал всё вокруг – озверевшие фашистские изуверы. Днём раньше партизаны обстреляли немецкую автоколонну, убив при этом несколько немецких военнослужащих. Жаждой мщения были наполнены злые сердца фашистов. В соответствии с принципом коллективного наказания за возможную помощь партизанам фашисты приговорили жителей Хатыни к чудовищной смертной казни. Окружив деревню, фашисты врывались в дома. Несмотря на морозный день они выгоняли на улицу полураздетых людей, босых, поднимали с постели больных стариков, не щадили ни женщин, ни малых детей. Только троим детям удалось скрыться, они спрятались, тем самым спаслись. Это Володя и Соня Яскевичи и Саша Желобкович.

Всех жителей загнали в колхозный сарай, стоящий посреди деревни, и закрыли двери на засов. Люди до последнего надеялись, что их хотят попугать, но каратели стали обкладывать стены сарая соломой, а затем облили их бензином. А потом… Потом подожгли… Занялся огнём деревянный сарай мгновенно. Люди, обезумев от страха, задыхаясь от дыма, понимая, что им суждено заживо сгореть в огне, бросились толпой к дверям сарая и под натиском тел сорвали дверь. Каратели снаружи были к этому готовы и открыли огонь из автоматов по несчастным горящим людям, которые падали от пуль в нескольких метрах от сарая.

149 жителей Хатыни… Из них 75 детей приняли мученическую смерть. Разве такой участи были достойны советские люди? Дети, у которых вся жизнь была впереди, были планы и цели, стремления и мечты…

Изверги согнали стариков,

Малых деток, женщин не щадили.

Нёсся жуткий плач со всех сторон,

То сжигали тех людей живыми.

Едкий дым всё горло им сжимал

Дети, женщины в огне метались,

И повсюду крик и стон стоял.

Это люди в пепел превращались.

Из этого адского огня удалось чудом выбраться только трём жителям-хатынцам. Судьба подарила им второй шанс. Это дети – Виктор Желобкович, Антон Барановский и кузнец деревни Иосиф Каминский.

Через всю жизнь эти люди пронесли эту страшную трагедию, запечатлённую глазами и сердцем. Дикие зверства фашистов не остались без живых свидетелей. Их воспоминания – приговор всего народа нацистским палачам.

Геноцид не имеет срока давности, и ныне живущие виновные должны быть наказаны, даже если они уже умерли, прожив всю жизнь в страхе, прячась от правосудия, их имена должны быть обличены, так как это является данью погибшим и исторической справедливостью.

Зимний морозный вечер… За окном обезумевшая метель играет кронами деревьев. Снежинки, кружась в стремительном танце, прилипают к стеклу, превращаясь в мелкие бесформенные комочки… В моей комнате пугающе тихо и напряжённо… На душе неспокойно и жарко. В голове набатом звучат строки Роберта Рождественского, сотканные из огня и надежды:

Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Просмотров работы: 15