Отношение к детям – инвалидам в современном обществе

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отношение к детям – инвалидам в современном обществе

Иванов М.Н. 1
1МОУ «СОШ № 44 имени С.Ф. Бароненко»
Лягаева Н.А. 1
1МОУ «СОШ № 44 имени С.Ф. Бароненко»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моего проекта – Отношение к «особым детям» в мире. Данный проект посвящён проблеме отношения современного общества к детям-инвалидам. Но так как в теме используется формулировка «особые дети», мы возьмём её за основу.

Мы все рождаемся разными. Кому-то даровано всё: и ум, и красота и здоровье, а кто-то лишён здоровья, но при этом наделён умом и душевным благородством. Людей с ограниченными возможностями здоровья в нашем мире называют «инвалидами». На латыни это слово означает «бессильный», «негодный». В самом слове «инвалид» как будто заложено пренебрежение, негатив, указание на ущербность. Не зря это слово в последние годы стараются заменить на более принимаемые термины: человек с ограниченными возможностями, а не с дефектами в развитии. Однако словесное изменение названия данной категории людей не очень влияет на реальное отношение общества к тем, кто выглядит и двигается иначе, к тем, кто лишён зрения, слуха или частей тела.

Статистика утверждает, что свыше пятисот миллионов человек в мире ограничено в здоровье из-за тех или иных расстройств. Особое место среди них занимают дети. Политика государств направлена на их полную интеграцию в общество (т.е. установление оптимальных связей между не связанными между собой социальными объектами), на создание для инвалидов максимально комфортных условий для жизни. Но, несмотря на все предпринимаемые меры для решения данной проблемы со стороны государства, уровень интеграции людей с ограниченными возможностями в наше общество остается по-прежнему очень низким. И не последнюю роль в этой проблеме играет отношение к этим людям в самом обществе. Поэтому очень важно изучать отношение социума к «особым детям».

Так что выбор темы работы не случаен.

Цель: выяснить, как современное общество относится к детям с ограниченными возможностями

Задачи:

1. Собрать информацию по теме из литературных источников и средств массовой информации.

2. Провести опрос по данной теме среди подростков.

3. Выполнить теоретическое исследование проблем «особых детей» на основе изученной литературы.

4. Проанализировать информацию с целью представления её для широкой аудитории.

5. Обобщить полученную информацию, результаты опроса и сделать выводы.

Объект:социальная среда детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предмет исследования: отношение к «особым детям» в современном обществе.

Гипотеза: «дружественное» отношение к «особым детям» среднестатистического обывателя можно охарактеризовать как безразлично-жалостно-сочувственное. Но это «унижает детей с ограниченными возможностями, препятствует их развитию, личностному росту, мешает обрести уверенность в себе и своих силах», поэтому важно своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к таким детям.

Практическая значимость: полученные выводы могут стать предметом дальнейших исследований проблем «особых детей» в современном российском обществе. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей.

Актуальность темы: Проблема социальной адаптации «особых детей» очень актуальна. Тяжело быть инвалидом, тем более с самого рождения, ведь в детские годы ребенок постигает очень многое, а инвалидность становится огромным барьером к постижению нового.

Дети с ограничением некоторых возможностей сталкиваются с непониманием, отторжением от общества, отсутствием общения со сверстниками. Поэтому этим детям так необходима возможность быть принятыми обществом и стать полноценными членами его, возможность поверить в себя и в полной мере реализовать свой потенциал. Мы должны делать все возможное для этого.

Глава 1. Люди с ограниченными возможностями здоровья

1.1. Примеры инвалидности

По улице медленно идет человек, нащупывая дорогу впереди себя белой тростью. Глаза его закрыты темными очками. Это слепой или слабовидящий человек.

На остановке стоит группа людей, которые между собой оживленно общаются. Однако слов мы не слышим, люди жестикулируют руками, при этом, шевеля губами. Это глухие или очень плохо слышащие, которые из-за врожденного дефекта не сумели научиться говорить, поэтому пользуются языком жестов.

Иногда мы видим человека, который передвигается в инвалидной коляске, или на костылях, или со специальной тростью. Все это инвалиды с каким-либо поражением двигательного аппарата – полностью парализованные или с ограниченными возможностямипередвижения.

Людей с недугом в мире довольно много.По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) примерно 10% населения планеты (от 650 млн. до 1 млрд. человек) имеют ту или иную форму инвалидности. Кто-то из людей уже рождается с ограниченными возможностями (слепым, глухим, с парализованными конечностями или без каких-то частей тела), кто-то становится таким в результате болезни или несчастного случая.

1.2. Отношение к «Ивалидам» в разные исторические эпохи

На ранних этапах развития человечества, в результате низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, отношение к инвалидам было нетерпимым.

Во времена античностив ряде государств некоторые сообществаисповедовали культ человеческого тела, силы, выносливости, поэтому всякие отклонения в физическом развитии, уродство и иные аномалии у детей считались нежелательными. С точки зрения закона, властей и общества, лица с выраженными дефектами не считались полноценными гражданами и приравнивались в статусе к рабам и животным. Дети, родившиеся с грубыми недостатками, обрекались на смерть.

ВДревнем Риметакже имело место умерщвление детей-уродов. Римский философСенекаписал, что надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Так надо поступать не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового.

На Руси в эту же историческую эпохуна людей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей».В 996 г. Киевским княземВладимиром Святославичембыл утвержден Устав о православной церкви. Этот документ обязывал создавать при церквях и монастырях воспитательные учреждения для убогих детей. Благодаря этому в Киевской Руси, а затем и в Московском государстве были созданы приюты, воспитательные дома, в которых жили, воспитывались и подготавливались к посильному труду дети с различными видами нарушений.

В эпоху Возрожденияумами людей все более овладевала вера в разум и силы человека. В это время происходят значительные изменения в отношении к инвалидам, приходит осознание необходимости признания людей с отклонениями развития и их права на существование.

В Англии впервые высказывается мысль о том, что назначение общества заключается не столько в подаче милостыни, организации приютов для калек и больных, сколько в возможности дать им элементарное образование и воспитать в них «нравственность» и «благочестие». «Можно ли, – заявляетЯн Амос Коменский, –приобщить к образованию глухих, слепых и отсталых детей, которым органический недостаток мешает воспринимать мир? Ответ: «Из человеческого образования не исключается ничего, кроме разве нечеловека».

В 1892 г. в Англии первые были открыты спецшколы для умственно отсталых детей, а в 1899 г. был принят закон об обучении такихдетей.

Таким образом, помощь инвалидам начинает рассматриваться не только как проявление гуманности, но и как социальная необходимость, как средство самосохранения общества.

1.3. Кто они,дети-инвалиды?

Дети с ограниченными возможностямиэто дети, имеющие значи­тельные заболевания или отклонения в физическом, психическом, интеллектуальном развитии. Инвалидность– это огромное испытание, которое выпадает на долю детей и их родителей.

Число детей-инвалидовили детей с особыми потребностями (это термин предложен самими инвалидами, потому что так они себя чувствуют комфортнее) в настоящее время неуклонно увеличивается.

В нашей стране официально инвалидами считаются свыше восьми миллионов человек.Сюда входят и дети с разными нарушениями развития:с нарушением слуха, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития, дети с синдромом Дауна, с тяжелыми нарушениями речи и другие.

Этому способствует множество факторов: ряд нерешенных медицинских,социально-экономических ипсихолого-педагогических проблем,ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей),рост травматизма, детская заболеваемость и другие причины.

Понятно, что эти дети не такие как все. У них все по-другому: и развитие, и восприятие мира, и поведение, а это значит, что они особенные.

На сегодняшний день такие дети испытывают функциональные затруднения не только вследствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но и из-за неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения. Именно поэтому наше общество очень часто не воспринимает таких детей, их пытаются «оттолкнуть», обидетьилипросто не замечать.

Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в отношении инвалидов, в том числе «особых детей»

2.1. Сущность государственной политики в отношении «особых детей»

Все инвалиды «в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности» делятся на несколько групп, а «лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория «ребенок – инвалид».

Дети-инвалидыэто дети, имеющие «…значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребёнка, его способности к самообслуживанию, передвижению ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, игровой и трудовой деятельности в будущем» [определение Минздрава России].

В основном законе нашей страны (Гл.2, ст.19) записано: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Поэтому государственная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных со всеми другими гражданами Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод, позволяющих вести полноценный образ жизни, также выполнять свои гражданские обязанности.

Особую заботу государство проявляет о детях-инвалидах.

Огромное значение для лечения, восстановления и поддержания здоровья таких детейимеют оказание бесплатноймедицинской помощи, лекарственное обеспечение,реабилитационные мероприятия. Для этого разработанаПрограмма государственных гарантий.

Но ни один даже самый совершенный закон и ни одна самая совершенная госпрограмма не смогут изменить отношение общества к «особым детям».

2.2. Законодательная база в отношении детей-инвалидов

Все инвалиды и дети-инвалиды, в том числе, имеют особые права, которые регламентируются целым рядом законодательных актов международного уровня.

Российская законодательная база социальной защиты инвалидов сформировалась под влиянием международно-правовых документов ООН. Начиная с 90-х годов XX века, в Российской Федерации принято более 300 нормативных правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов.

2.3. Государственная программа «Доступная среда»

Для осуществления государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации созданы целевые федеральные и региональные программы..

В рамках программы «Доступная среда» осуществляется работа, направленная на создание комфортных условий для инвалидов: обеспечен равный доступ к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также ко всем объектам и услугам, предоставляемым для населения. Ведется работа по формированию толерантного отношения к детям-инвалидам.

Нашегосударство делает очень многое для решения проблем инвалидов.

– создан Совет по делам инвалидов при Президенте.

– Россия подписала и ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов.

– разработана целая программа по правовой и социальной реабилитации инвалидов вообще и детей-инвалидов в частности.

Выступая 04.12.2014 года с посланием к Федеральному собранию, президент России сказал: «Российское общество будет по-настоящему единым, если будут обеспечены равные условия для всех…»

2.4. Отношение к «особым» детям в мире

В Японии очень трепетно относятся к людям с ограниченными возможностями. Здесь создана Национальная ассоциация по изучению проблем лиц с ограниченными возможностями, которая координирует внедрение инклюзивного образования в стране. Вовлеченность особенных детей в социум начинается с детского сада и продолжается до высшей ступени школы. С раннего возраста детей учат гуманному отношению к инвалидам, прививают навыки заботы о лицах, нуждающихся в посторонней помощи. Это возможно благодаря совместному воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях, совместных игр.

В Англии дошкольное образование не является отдельной ступенью образования, а входит в систему школьного образования. В стране существует система, включающая в себя три типа учреждений:

1. Инклюзивные школы и детские сады.

(Пред-школьные учреждения обучают детей 3-4 лет; школа – детей от 5 до 16 лет; далее выпускники поступают в колледжи, где готовятся к поступлению в вузы).

2. Ресурсные центры.

На эти учреждения главным образом возложены задачи консультирования и подготовки педагогов для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также помощи школе в случае, если своими силами она не может обеспечить образование одного или нескольких таких детей.

3. Ресурсные школы.

Ресурсная школа – нечто среднее между инклюзивной и специальной школами. Например, создать условия для полноценного обучения незрячих детей в каждой школе сложно: требуются не только специальные книги, письменные приборы, средства для воспроизведения «говорящей книги» и компьютеры, но и учителя, владеющие системой Брайля. Поэтому созданы ресурсная школа, где, в основном, учатся такие дети.

Инклюзивные (интегрированные) британские детские сады и школы отличаются от обычных тем, что в них:

  • создаются условия для воспитания и обучения детей со специальными потребностями;

  • учителя и воспитатели проходят специальную подготовку для работы с такими детьми;

  • детям со специальными комплексными потребностями (тяжелыми и множественными нарушениями) выделяются помощники – воспитатели (учителя);

  • работа педагогов координируется и направляется школьными «координаторами по работе с детьми с особыми образовательными потребностями».

В Швейцарии большая часть детей с особенностями интегрированы в общеобразовательную систему. Те, кто страдает от выраженных нарушений слуха, зрения или умственной отсталости, учатся в специализированных школах. Эти школы размещают свои классы в здании обычных школ, тем самым поддерживая интеграционные процессы. Дети с аутизмом получают образование в малых группах, но в обычной школе. На каждых 3-х детей приходится 2 учителя и ассистент.

В Германиив коррекционных школах даже самых необучаемых детишек пытаются развивать с помощью специальных методик. А если умственные способности позволяют ребёнку учиться наравне со здоровыми сверстниками, то его стараются определить в обычную школу на инклюзивное обучение.

Во Франции дети в детском саду обучаются по стандартной программе инклюзивного образования. Там же проводятся лечебные процедуры, для родителей адаптационные семинары, и т.д. В школе ребята проходят общую программу, получают дополнительные занятия по специальной программе, помощь в подготовке уроков. В основное школьное время ребенок проходит обучение в специальном классе по специальной программе, а оставшиеся часы занимается вместе со здоровыми учениками своего возраста, активно участвует в жизни школы: в ее праздниках, воспитательных мероприятиях, соревнованиях и т.д.

В Италиипосле закрытия психиатрических больниц и интернатов для детей с нарушениями развития был принят закон о праве детей с особыми потребностями на обучение в массовых школах. Для достижения успеха в адаптации детей необходимо соблюдение главных факторов:

  • наличие и работу целой команды специалистов - педагогов (воспитателя или учителя), врача, медсестры, психолога, логопеда и социального работника;

  • разделение ответственности между родителями, педагогами, медицинским персоналом и представителями местного общества;

  • просвещение общества с помощью всех средств массовой информации;

  • наличие лидеров на начальной стадии процесса.

В Россииприменяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

1) Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I-VIII видов.

2) Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

3) Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе (группе) вместе с обычными детьми.

Глава 3. Методы и результаты исследования проблемы отношения к детям-инвалидам в современном российском обществе

3.1. Методы проведенных исследований. Результаты и анализ проведенных исследований

Несколько лет назад в нашей стране были проведеныопросы взрослых людейи анкетирование молодого поколенияпо теме «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями» с целью выяснения отношения к этимдетям взрослой части населения и молодого поколения.

Согласно этому исследованию, большинство россиянсчитает, что наше общество в целом относится к особенным детям дружественно. При этом, «дружественное отношение» россиян заключается в сочувственном отношении населения к детям-инвалидам, безразличии, избегании контакта с ними.

Образ «особого ребенка» в глазах большинства россиян: это «лишний, бесполезный член общества, который создает проблемы и представляет собой бессмысленную тяготу для окружающих. Это беспомощный и несчастный человек, который может только лежать или сидеть. Он болен, и вся его жизнь - это страдание и мучения, вследствие этого он замкнутый и озлобленный. Но положение его безвыходное. Не дай бог, оказаться на его месте.

Многие из опрошенных людей стараются избегать контакта с такими детьми. Лишь небольшое количество изъявило желание дружить с особенным ребенком, но практически все опрошенные готовы им помогать.

Вроде и не плохо, но эксперты считают, что жалость по отношению к таким детям вообще недопустима, так как она «унижает личность этих детей, препятствует их развитию, личностному росту, мешает обрести уверенность в себе и своих силах».

Все, что требуется от нас, это просто улыбнуться особенному ребенку, не бояться общаться с ним, потому что он равный и достойный член нашего общества.

Подводя итог результатов исследований, понимаешь, что «отношение современного российского общества к детям с ограниченными возможностями можно охарактеризовать как безразлично-жалостно-сочувственное, и что среди населенияраспространены негативные предрассудки в отношении детей с ограниченными возможностями.

Однако личное общение с особеннымидетьми даёт понять, что они открытые и добрые. Они умеют радоваться самой жизни. Они никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Многие из ребят имеют не меньшие способности и таланты, нежели «обычные» дети (примеров тому масса). Их упорству, силе воли, желанию творить, может позавидовать каждый из здоровых детей. Многие из таких детей желают вести активный образ жизни, имея на это такое же право, как и все мы. И если создать условия для их обучения и дальнейшего трудоустройства, они смогут не только обеспечивать себя, но и приносить своим трудом пользу обществу.

Отношение к особенным детям в обществе должно формироваться только на основе личного общения, а не на вымыслах и предрассудках, потому что из-за предрассудков и пренебрежительного отношения к ним эти дети оказываются заключенными в «четырех стенах», а их способности не получают развития.

3.2. Как помочь детям с особыми потребностями?

Для«особых детей» делается в государстве немало: создаются реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медицинская, социальная, психологическая помощь, разрабатываются различные государственные программы. Однако всё это не заменит детям живого общения со сверстниками. Чтобы дети могли общаться между собой, необходимо создавать группы, площадки, где разныедети будутвстречаться, вместе играть, взаимодействовать.

Родителибудут видеть общение детей между собойи будут готовыпринимать рядомсо своими детьми «особых детей».

Когда человек чего-то не знает, он заранее отрицает ситуацию и не принимает её. Поэтомудля родителейнужно проводить круглые столы, совместные мероприятия, давать больше информации, и тогда взрослые смогут понять, что особенные дети тоже могут научить обычных детей чему-то хорошему.

Когда здоровые дети общаются с детьми с ограниченными возможностями, в них проявляется сочувствие, уважение, доброта. Такое общение помогает развивать у здоровых детей терпимость к недостаткам сверстника, чувство взаимопомощи. Формируется ответственность, усиливается умение помогать товарищу. Такое отношение даёт возможность здоровому человеку почувствовать себя на месте другого.

Педагоги, в свою очередь, должны помнить, что все дети равны независимо от их особенностей, и каждому надо уделять внимание. Также важно показать ребятам, что у каждого ребёнка есть свои особенности, но это нисколько не мешает дружить и позитивно относиться друг у другу. Пониманию этой истины педагог должен научить и детей, и родителей.

Особенным детям необходима помощь и понимание не только своих родных и близких, но и общества в целом. Только так дети с ограниченными возможностями смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.

3.3. Инвалиды средизнаменитыхлюдей

3 декабря отмечается Международный день инвалидов. Существует много примеров, когда люди с ограниченными возможностями не просто выживают, а становятся знаменитыми.

Ярослав Мудрый(1019-1054), согласно проведенным исследованиям, был хромым с рождения. Также есть версия, что князь плохо видел.

Бетховен (1770-1827).Композитор потерял полностью слух, но именно с этого времени создал свои самые известные произведения.

Константин Циолковский (1857-1935) – учёный, изобретатель ракеты и исследователь космоса в 10 лет простудился, долго болел. Следствием болезни явилась частичная глухота.

Николай Островский (1904-1936)– писатель. В юности произошло «окостенение» позвоночника, и в 22 года он стал слепым и парализованным, но продолжал писать книгу, диктуя текст своей помощнице.

Алексей Маресьев (1916-2001) – летчик,один из немногих, кто прошел медкомиссию после ампутации обеих ног и стал летать с протезами.

Павел Луспекаев (1927-1970) – актер советского кино. Во время Великой отечественной войны, былранен вруку разрывной пулей. Позднее емуампутировали стопы ног, однако ив таком состоянии актер нетолько выходил насцену иснимался вкино, нои участвовал лично всложных трюках фильмов.

Михаил Суворов(1930 – 1998) автор поэтических сборников. В 13 лет от взрыва мины потерял зрение. Более тридцати лет Михаил Суворов преподавал в специализированной очно‑заочной школе для слепых.

Стивен Вильям Хокинг (1942-2018), физик‑теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах, лауреат Нобелевской премии. В 20 лет Хокинг был практически полностью парализован из-за атрофирующего склероза и оставался в этом состоянии всю свою жизнь. Позжепосле операции на горлопотерял голос.

Ник Вуйчич (род. в 1982) мотивационный оратор, писатель, актер. Он появился на свет без рук и без ног. Несмотря на это, Никокончил школу, затем Университет. Еще в возрасте 19 летначал выступать с мотивационными речами в детских приютах, школах, а позже основал собственную организацию «Жизнь без конечностей», которая специализируется на благотворительности и помощи инвалидам.

Таких примеров можно привести оченьмного.

Все эти люди доказали, что жизнь не закончилась только потому, что они стали инвалидами. Вместо этого они нашли способы преодолеть свои проблемы и добиться удивительных результатов, несмотря на свои недостатки. Эти знаменитости с физическим недостатками могут стать для нас вдохновением.

Заключение

Подводя итогисследованиям и анализу материала по теме, понимаешь справедливость предложенной гипотезы, а именно, «дружественное» отношение к «особым детям» среднестатистического обывателя в нашем обществе можно охарактеризовать как безразлично-жалостно-сочувственное. Но это «унижает детей с ограниченными возможностями, препятствует их развитию, личностному росту, мешает обрести уверенность в себе и своих силах», поэтому важно своевременно привить у подрастающего поколения толерантное, позитивное отношение к таким детям.

На примере отношения к «особым детям» в мире понимаешь, что личное общение с такимидетьми даёт понять, что они открытые и добрые. Они умеют радоваться самой жизни. Они никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь друг другу. Многие из ребят имеют не меньшие способности и таланты, нежели «обычные» дети (примеров тому масса). Их упорству, силе воли, желанию творить может позавидовать каждый из здоровых детей. Многие из «особых детей» желают вести активный образ жизни, имея на это такое же право, как и все мы. И если создать условия для их обучения и дальнейшего трудоустройства, они смогут не только обеспечивать себя, но и приносить своим трудом пользу обществу.

Отношение к особенным детям в обществе должно формироваться только на основе личного общения, а не на вымыслах и предрассудках, потому что из-за предрассудков и пренебрежительного отношения к ним эти дети оказываются заключенными в «четырех стенах», а их способности не получают развития.

Старинная восточная притча гласит:

Ученик спрашивает у мудрого гуру: «Скажи, учитель, зачем Бог создал больных и увечных?»

– «Чтобы у людей не засыпала совесть», – ответил старик».

Меня заинтересовала проблема детей с особыми потребностями и то,как к ним относится общество.

В качестве практического результата проектамною представлены брошюры, которые я сделал на компьютере.

Список источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации, гл. 2 ст. 19.

  2. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

  3. Российская Федерация, Законы, Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: № 124-ФЗ от 24 июля 1998 [Электронный ресурс].

  4. Брошюра. Социум дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями. Отчет о результатах исследования [Электронный ресурс].

  5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

  6. Основные тенденции здоровья детского населения России / Под ред. Баранова А.А., Альбицкого В.Ю. – М.: Союз педиатров России; 2011.

  7. Д. Соколов. Вычеркнутые из жизни: судьбы инвалидов в СССР. – Русская линия, Библиотека периодической печати, М.-2012.

  8. Отношение к инвалидам в различные исторические эпохи, 2015-04-08.

  9. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=869673.

  10. https://tvcenter.ru/obschestvo/8-osobennyh-detey.

Просмотров работы: 685