Нелегкий груз знаний. Вся правда о школьном портфеле

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нелегкий груз знаний. Вся правда о школьном портфеле

Хуснутдинова А.Э. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 1 имени Куликова Владимира Ивановича" городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
Шарафутдинова И.Р. 1Хуснутдинова Л.Х. 1
1МАОУ "Лицей № 1 им. Куликова В.И." г. Стерлитамак РБ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Правильная осанка – залог твоего здоровья.

И.П. Павлов

Тему своего проекта я выбрала не случайно. Дело в том, что в мае 2023 года у меня начались сильные боли в спине, которые отдавались в ногу. Вынуждена была срочно обратиться к врачу.

Губайдуллина Лилия Талгатовна, врач-травматолог Стерлитамакской детской поликлиники, поставил диагноз: искривление позвоночника, сколиоз I степени.

Данному диагнозу мы с родителями были крайне удивлены. Откуда сколиоз? Ведь я с трехлетнего возраста занималась художественной гимнастикой, плаванием, серьезно отношусь к своему питанию, веду правильный режим дня, минимум компьютера.

А тут свалилось на меня серьезное лечение: тяжелые ежедневные уколы, водные лечебные процедуры, больнючие массажи и т.д.

Тут-то я подумала, не является ли мой красивый ранец причиной моих страданий. При разговоре с девочками я узнала, что моих одноклассниц тоже беспокоят боли в спине, в пояснице, в области плечевого сустава.

Таким образом, мы отметили один немаловажный факт, который и побудил нас исследовать школьный портфель как предмет, вредно влияющий на здоровье ученика.

Цель работы: изучение влияния школьного портфеля на здоровье младшего школьника.

Задачи:

  • определить систему работы по оздоровлению школьников и формированию у них навыков здорового образа жизни;

  • дать ортопедическую оценку портфеля;

  • составить рекомендации родителям, как правильно выбрать портфель;

  • исследовать портфель учащихся 1-5 классов в соответствии с СанПиН;

  • подготовить под руководством учителя физической культуры комплекс упражнений для предотвращения нарушений детской осанки.

Объект исследования: школьный портфель.

Гипотеза: существует прямая связь между школьным портфелем и здоровьем.

Методы исследования: анализ, анкетирование, опрос, обобщение.

Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках окружающего мира, биологии, классных часах, родительских собраниях.

Работа по данной теме велась в течение полугода.

ГЛАВА I

    1. Школьный ранец – угроза здоровью? Школьный ранец – угроза здоровью!

Проблемой оздоровления школьников, формирования навыков ЗОЖ и внедрением в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий наша школа занимается не первый год. Накапливается и распространяется большой опыт работы по профилактике детских заболеваний, связанных также и с опорно-двигательной системой. Постоянно на базе школы проходят мероприятия спортивно-оздоровительного характера («Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну-ка, парни!», кросс, соревнования по пионерболу, волейболу и т.д), в дни летних каникул работает пришкольный оздоровительный лагерь, оздоровительная площадка. На каждом уроке учителя отводят специальное время на физкультминутки, офтальмотренинги, используют различные тренажеры и упражнения для отдыха организма ученика. Вся школьная мебель (парты и стулья) соответствуют росту ребенка. На уроках нам постоянно говорят о здоровом образе жизни, на больших переменах проводятся динамические паузы под руководством учителя физической культуры Пчелиной Евгении Александровны. Однако ежегодно врач-педиатр нашей школы выявляет нарушения осанки у моих ровесников, о чем свидетельствуют записи обследования в медицинских картах учеников.

Но эта проблема волнует не только врачей и учителей, также она широко рассматривается на телевидении и в печати. Но я считаю, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить свое здоровье и красивую фигуру на долгие годы. Из проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что одной из причин формирования неправильной осанки в раннем школьном возрасте является школьный портфель. Министерство образования нашего государства создаёт правила, разрабатывает методики, внедряет новые федеральные образовательные стандарты, но не занимается исследованиями по физическим нагрузкам [1]. При этом вес школьных ранцев моих сверстников часто является непосильной ношей для наших неокрепших детских плеч.

Так сколько же должен весить школьный портфель?

На этот вопрос взрослые отвечают обычно себе сами, определяя вес рюкзака на вскидку от и до. Но если ребёнок не скорчился, поднимая его с пола, а взрослый человек поднял его как пушинку – это не значит, что такой портфель не может нанести вред ребёнку.

    1. Ортопедическая оценка ранца

Специалисты утверждают, что носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Так, как сумка или портфель дают ассиметричную нагрузку на позвоночник и формируют у школьников младшего и среднего возраста неправильную осанку. В этом возрасте формируется скелет, и малейшие оплошности позднее исправить будет практически невозможно – а это на всю жизнь. Позвоночник несёт на себе весь наш организм и его правильное развитие отразится на общем здоровье[2].

Главное отличие ранца – это фиксированная спинка, которая поддерживает спину ребёнка во время нагрузки в прямом состоянии. А это очень важно для предотвращения развития искривления неокрепшего детского позвоночника. Врачи не советуют переходить на мягкие рюкзаки раньше четвёртого класса [3].

Рис. 1

Ассиметричная нагрузка

Рис. 2

Ассиметричная нагрузка

Рис. 3

Ранец, соответствующий гигиеническим требованиям

Врачи – травматологи одной из детских больниц сделали анализ обращения детей в травмпункт. Оказалось, что 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению учёных, это означает, что нужно грамотно выбрать ранец и научиться регулировать вес ранца [4].

    1. Правда о школьных портфелях

На сегодняшний день при поступлении в 1 класс 10% детей уже имеют заболевания, при 11 класса - 94% хронически больны. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Медики в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20. Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах в  детских поликлиниках России, выходят, чуть ли не на первое место [5].

По статистике, представленной нашей городской детской поликлиникой, наблюдается отрицательная динамика нарушений осанки младших школьников (с 1 по 5 класс) образовательных школ г.Стерлитамак (Приложение №1).

Это только те дети, которым официально врачи поставили диагноз, а сколько еще не обратились.

Ученые советуют ранец не заменять сумкой, портфелем, дипломатом или столь модным сегодня рюкзаком с одной лямкой, который носится на одном плече. Желательно приобрести ранец с двумя лямками и поясом на талии. Ведь именно в период начальной школы позвоночник ребёнка особенно восприимчив ко всяким ненормированным нагрузкам. [6].

Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% массы тела ребёнка. Если ребёнок, допустим, весит 27 кг, то вес ранца с содержимым не должен быть больше 2,7 кг! В противном случае, ребёнок будет страдать от болей в спине, испортит осанку и походку.

В пункте 10.32 Х раздела СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса» [7] указано, что ученик ежедневно может носить в школу тяжести согласно возрасту, а именно:

Возрастная категория

Вес комплекта учебников и письменных принадлежностей

1 – 2 классы

1,5 кг

3 – 4 классы

2 кг

5 – 6 классы

2,5 кг

7 – 8 классы

3,5 кг

9 – 11 классы

4 кг

Как воплотимы эти «идеальные» цифры в жизнь в нашей школе? Ответить на этот вопрос мы смогли, проведя исследование.

Глава II. Практическая часть

2.1. Результаты исследований и выводы по теме «Портфель первоклассника»

Цель: проверить соответствие веса портфеля и его содержимого норме СанПиН [7].

Дата проведения исследования 02.03.2012 года, пятница. (Приложение № 2).

Масса учебников и принадлежностей по расписанию должна составлять 1510 грамм. В ходе исследования мы опирались на требования СанПиН (пункт 10.32 X раздел) и расписание уроков.

Расписание уроков:

1. Русский язык (230 г)

2. Математика (240 г)

3. Окружающий мир (290 г)

4. ИЗО (в кабинете)

5. Физическая культура: форма, обувь (450 г)

Пенал, тетрадь (300 г)

Итого 1510 г.

Рис. 4

Изучение массы портфеля

Рис. 5

Содержание портфеля, превышающего СанПиН

Выводы:

  1. По внешнему виду у 100% первоклассников школьный портфель соответствует норме.

  2. Масса пустого портфеля в среднем соответствует норме, только у пятерых превышает норму на 100-200 грамм.

  3. В 1Б классе только у 7 учащихся общая масса портфеля в этот день соответствовала норме.

  4. У первоклассников, где вес портфеля превышал норму, мы рассмотрели внутреннее содержание. Нами было увидено, что кроме нужных в этот день по расписанию учебников и принадлежностей были учебники прошедшего учебного дня, у многих имелись раскраски, игрушки, пластилин. У четверых первоклассников в портфеле оказались все школьные учебники и принадлежности, по принципу «все свое ношу с собой».

  5. Отрадно то, что принадлежности, необходимые для уроков ИЗО и художественного труда, все первоклассники оставляют в кабинете.

Наши предложения:

  • рассказать первоклассникам, почему в школу нельзя брать лишние вещи и какие принадлежности необходимо брать в определенный день;

  • научить правильно собирать портфель (более тяжелые предметы должны находиться в отделении, расположенном ближе к спине);

  • провести конкурс на правильную сборку портфеля.

2.2. Результаты исследований и выводы по теме

«Портфель выпускника начальной школы»

Цель: проверить умение учеников 4 класса пользоваться портфелем.

Дата проведения исследования 04.10.2023 года, среда. (Приложение №3).

Масса учебников и принадлежностей по расписанию должна составлять 1750 г.

Расписание уроков:

1. Математика (260 г)

2. Русский язык (260 г)

3. Информатика (240 г)

4. Литературное чтение (270 г)

5. Английский язык (320 г) превышение по СанПиН (норма до 300г)

Пенал, тетрадь (400 г)

Итого 1750 г.

Выводы:

  1. Вес портфеля соответствует норме у 9 учащихся.

  2. Мы рассмотрели внутреннее содержание портфелей, превышающих вес по СанПиН. Помимо необходимых в этот день у многих мальчиков (7 человек) были в одном из отделов портфеля спортивные формы для дополнительных занятий (секция пионербол). У девочек оказалась художественная литература для сдачи в библиотеку, орфографические словари, книжки-анкеты для девочек, также невыложенные учебники.

Наши предложения:

  • Рекомендовать одноклассникам носить учебные принадлежности строго по расписанию.

2.3. Результаты исследований и выводы по теме

«Портфель шестиклассника»

Цель: проверить соответствие веса портфеля и его содержимого норме СанПиН.

Дата проведения исследования 03.10.2023 года, вторник. (Приложение №4).

Масса учебников и принадлежностей по расписанию должна составлять 2470 г.

Дата проведения исследования: 03.10.2023, вторник

Расписание уроков:

1. Математика (450) – превышение по СанПиН (норма до 400г)

2. Русский язык (300)

3. География (330)

4. Литература (270)

5. Английский язык (420) - превышение по СанПиН

Пенал (200) Рабочие тетради, атлас, дневник (500)

Итого: 2470 грамм

Выводы 1) Вес портфеля соответствует норме только у 5 учащихся. 2) Рассмотрев содержимое портфелей, мы заметили, что у шестиклассников по многим предметам заведены общие тетради. Средний вес одной такой тетради - 100 г. По английскому языку - рабочая тетрадь, по географии – атлас. Помимо всего этого у многих моих одноклассников нашлись невыложенные учебники и тетради, словари, художественная литература.

Наши предложения:

  • выложить все ненужные вещи;

  • заменить все общие тетради на школьные;

  • носить только необходимые школьные принадлежности;

  • договориться с товарищем по парте носить учебники по очереди;

  • чтобы школа закупила второй комплект учебников;

  • следует переходить на электронные носители информации.

2.4. Результаты анкетирования родителей и выводы по теме

«Как выбрать рюкзак?»

Цель: изучить уровень знания норм СанПиН у родителей младших школьников и обратить их внимание на правильность выбора школьного портфеля.

Даты проведения анкетирования: с 1 по 9 марта 2014 г.

Родителям была предложена анкета из 10 вопросов. (Приложение №5)

Вывод: не все родители знают, как правильно выбрать школьный портфель. Нас обрадовало, что у родителей появилось много вопросов по выбору школьного портфеля. Ведь изучаемая нами проблема затронула не только ребят нашего класса, но и родителей. Когда мы вместе – нам не трудно будет справиться и с этой проблемой.

2.5. Разработка комплекса мер по предупреждению искривления и

исправлению осанки

Цели:

  1. разработать комплекс упражнений, способствующих укреплению мышц спины и выработке правильной осанки;

  2. составить рекомендации по выбору школьного портфеля.

Ход работы:

  1. разработка и разучивание комплекса упражнений для исправления осанки под руководством учителя физической культуры высшей квалификационной категории, инструктора по адаптивной физической культуре (Приложение №6);

  2. систематизация требований к правильному выбору школьного портфеля.

Изучив данную проблему, мы выявили ряд требований к правильному выбору школьного портфеля:

п/п

Показатели

Критерии

1

Вес пустого ранца

Не более 600 грамм

2

Лямки

2 шт., ширина каждой не менее 8 см

3

Уровень комфортности

Высокий

4

Ширина ранца

Не больше ширины спины ребенка

5

Длина ранца

Не выше уровня плеч, но не ниже линии бедра

6

Количество отделов

Равномерно распределены

7

Безопасность

Светоотражающие элементы

8

Задняя спинка рюкзака

Ортопедическая (уплотненная)

Заключение

Своим исследованием мы подтвердили выдвинутую гипотезу: между школьным портфелем и здоровьем существует прямая связь.

Красивая фигура и правильная осанка тела – это необходимое условие для нормального развития организма каждого человека.

Для того чтобы иметь правильную осанку, необходимо заниматься спортом, вести здоровый образ жизни. А одной из причин нарушения осанки может явиться школьный ранец.

В ходе решения поставленной перед нами проблемы были сделаны следующие выводы:

- портфель или сумка через плечо вместо ранца или рюкзака, является одной из причин неправильной осанки, и может привести к искривлению позвоночника.

- выбирая школьный ранец, нужно знать, что он должен быть не только лёгким, но и вес ноши в нём должен равномерно распределяться по спине. Лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой.

- вес школьных ранцев в исследуемых классах у большинства ребят не соответствует норме, при том, что принадлежности, которые необходимы для уроков технологии, изобразительного искусства и физической культуры, дети оставляют в классе. А причиной превышения нормы является невыложенные школьные принадлежности, которые были необходимы для прошедшего учебного дня, «лишние» вещи.

Исправить осанку в раннем школьном возрасте можно, если воспользоваться комплексами физических упражнений, подготовленных учащимися нашего класса.

Список источников информации

  1. «Здоровье школьника» Журнал /январь/ 2012 год.

  2. Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии). — М., 2002. с.65.

  3. http://www.medatlant.ru «Сколиоз и нарушение осанки».

  4. http://www.7ya.ru «Осанка хорошая или плохая?»

  5. http://ymedikov.ru/faq/quest48.html «Здоровый ребенок сегодня - здоровое поколение завтра»

  6. http://detstvo.ru. «Как сохранить осанку школьника?».

  7. СанПиН 2.4.2.2821-10, раздел Х «Гигиенические требования к режиму образовательного процесса».

Приложение № 2

Результаты исследований и выводы

1Е класса МАОУ «Лицей № 1 им. Куликова В.И.» г. Стерлитамак РБ

Классный руководитель И.В. Егорова

Тема Портфель первоклассника.

Цель Проверить соответствие веса портфеля и его содержимого норме.

№ п/п

ФИ

Вес ребенка

Общая масса портфеля

Масса пустого портфеля

Масса лишних вещей

1

Ученик 1

27000

2100

500

норма

2

Ученик 2

26100

2100

500

норма

3

Ученик 3

32200

2600

600

490

4

Ученик 4

35100

3700

800

1390

5

Ученик 5

46250

3000

800

690

6

Ученик 6

26770

2800

500

790

7

Ученик 7

30300

2000

450

норма

8

Ученик 8

25250

2500

500

490

9

Ученик 9

22150

2600

650

440

10

Ученик 10

26100

2800

550

740

11

Ученик 11

33200

2400

550

340

12

Ученик 12

32350

3600

600

1490

13

Ученик 13

27500

2800

500

790

14

Ученик 14

29300

3500

600

1390

15

Ученик 15

27400

2100

550

норма

16

Ученик 16

24350

2500

700

290

17

Ученик 17

26350

2500

500

490

18

Ученик 18

31400

2100

650

норма

19

Ученик 19

27300

3600

700

1390

20

Ученик 20

23200

3000

500

990

21

Ученик 21

26150

2650

500

640

22

Ученик 22

26250

2000

500

норма

23

Ученик 23

22150

2100

500

норма

24

Ученик 24

22100

2600

550

540

25

Ученик 25

26500

3400

700

1190

Дата проведения исследования: 02.10.2023., понедельник

Расписание уроков:

1. Русский язык (230)

2. Математика (240)

3. Окружающий мир (290)

4. ИЗО (в кабинете)

5. Физическая культура: форма, обувь (450)

Пенал, тетрадь (300) Итого: 1510 грамм

Приложение № 3

Результаты исследований и выводы

4Ж класс МАОУ «Лицей № 1 им. Куликова В.И.» г. Стерлитамак РБ

Классный руководитель Китанина С.В.

Тема Портфель выпускника начальной школы.

Цель Проверить соответствие веса портфеля и его содержимого норме.

№ п/п

ФИ

Вес ребенка

Общая масса портфеля

Масса пустого портфеля

Масса лишних вещей

1

Ученик 1

45700

3200

300

1150

2

Ученик 2

31200

3600

1000

850

3

Ученик 3

40000

2450

700

норма

4

Ученик 4

52900

3800

550

1500

5

Ученик 5

46800

2700

500

450

6

Ученик 6

59000

3200

550

900

7

Ученик 7

31500

2450

700

норма

8

Ученик 8

37700

2550

800

норма

9

Ученик 9

31900

2800

500

550

10

Ученик 10

31700

2800

500

550

11

Ученик 11

47300

2350

600

норма

12

Ученик 12

36000

2400

550

норма

13

Ученик 13

33000

2500

750

норма

14

Ученик 14

25700

3500

900

850

15

Ученик 15

38400

2750

1000

норма

16

Ученик 16

46000

2250

500

норма

17

Ученик 17

25600

2900

600

550

18

Ученик 18

41000

3000

500

750

19

Ученик 19

59000

3000

600

650

20

Ученик 20

41000

3400

700

950

21

Ученик 21

33200

3100

800

550

22

Ученик 22

52900

3300

850

700

23

Ученик 23

37100

2550

800

норма

Дата проведения исследования: 04.10.2023., среда

Расписание уроков:

1. Математика (260)

2. Русский язык (260)

3. Технология (240)

4. Литературное чтение (270)

5. Английский язык (320)

Пенал, тетрадь (400)

Итого: 1750 грамм

Приложение №4

Результаты исследований и выводы

5 И класс МАОУ «Лицей № 1 им. Куликова В.И.» г.Стерлитамак РБ

Классный руководитель Хуснутдинова Л.Х.

Тема Портфель шестиклассника.

Цель Проверить соответствие веса портфеля и его содержимого норме.

№ п/п

ФИ

Вес ребенка

Общая масса портфеля

Масса пустого портфеля

Масса лишних вещей

1

Ученик 1

52000

3900

600

830

2

Ученик 2

38000

4250

800

980

3

Ученик 3

51000

4100

700

930

4

Ученик 4

65000

3800

1000

330

5

Ученик 5

70000

3600

600

530

6

Ученик 6

37000

4200

700

1030

7

Ученик 7

46000

4100

800

830

8

Ученик 8

42000

4300

500

1330

9

Ученик 9

32000

3400

600

330

10

Ученик 10

70000

3800

700

630

11

Ученик 11

44000

3100

700

норма

12

Ученик 12

39000

3800

400

930

13

Ученик 13

56000

3100

700

норма

14

Ученик 14

58000

3000

500

норма

15

Ученик 15

33000

3000

500

норма

16

Ученик 16

46000

3900

600

830

17

Ученик 17

75000

4200

500

1230

18

Ученик 18

49000

4000

800

730

19

Ученик 19

54000

4400

700

1230

20

Ученик 20

49000

3400

600

330

21

Ученик 21

64000

5100

1200

1430

22

Ученик 22

48000

3400

900

норма

Дата проведения исследования: 03.10.2023., вторник

Расписание уроков:

1. Математика (450)

2. Русский язык (300)

3. География (330)

4. Литература (270)

5. Английский язык (420)

Пенал (200) Рабочие тетради, атлас, дневник (500)

Итого: 2470 грамм

Приложение № 5

Кол-во опрашиваемых человек

Вопрос №1

При выборе рюкзака на что, в первую очередь, вы обращаете внимание?

Вопрос №2 Имеет ли для вас значение количество лямок у рюкзака?

Вопрос №3

Знаете ли вы, сколько должен весить пустой рюкзак?

Вопрос №4

Известен ли вам допустимый вес полного рюкзака для младшего школьника?

Вопрос №5

При выборе рюкзака вы большее внимание уделяете практичности или яркости?

Вопрос №6

Вы прислушиваетесь к мнению ребенка, выбирая ранец, или это целиком ваше решение?

Вопрос №7

Знаете ли вы, как определить, что ранец не подходит вашему ребенку по мед. показаниям?

Вопрос №8

Знаете ли вы, что неправильный выбор ранца влияет на осанку школьника?

Вопрос №9

Известны ли вам критерии выбора школьного ранца?

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

31

вместимость-6,

удобство-8,

цена-3,

качество-10,

практичность-3,

вес-5,

размер-4,

задняя спинка-3,

прочее-11.

27

4

9

22

6

25

28

7

26

5

12

19

30

1

17

14

Вопрос 10. Вопросы, интересующие родителей.

  • Какой вес рюкзака должен быть?

  • Как подобрать ранец по медицинским показателям?

  • Как уменьшить количество учебников в рюкзаке?

  • Узнали, что ранец необходимо выбирать по медицинским показателям.

  • Поняла, что ничего не знаю про рюкзак. Хочу узнать критерии школьного рюкзака?

  • Хотелось бы узнать ответ на следующие вопросы: сколько должен весить пустой рюкзак? допустимый вес полного рюкзака для младшего школьника?

  • Почему рекомендации по выбору рюкзака очень редко обсуждаются на родительских собраниях?

  • Узнала, что неправильно выбранный рюкзак влияет на осанку.

  • Узнала, что ранец портит ребенку осанку, про выбор ранца.

  • Каков вес полного ранца? Как правильно выбрать рюкзак, чтобы было дешево и удобно?

Приложение № 6

Комплекс упражнений для исправления осанки у детей №1

1.И. и., опора руками и коленями

1-2- Поднять вверх правую ногу и левую руку, опустить их.

3-4 – и.п.

5-8 - то же другой ногой и рукой. Повторить 8— 10 раз.

2. И. п., опора руками и коленями

1-2 – прогнуться в спине;

3-4 – «выгнуться»

Повторить 6-8 раз


3. И. п., опора руками и коленями.

1 - мах правой ногой;

2- и.п.;

3- мах левой ногой;

4 – и.п.

Повторить 6-8 раз.

4. И. п.: лежа лицом вниз, руки согнуты в локтях, ладони на полу.

1 - выпрямить руки, поднять плечи и голову;

2 - 3 – держать;

4 – и.п. лечь, расслабиться;
Повторить 6-8 раз.

5. И. п.: лежа на животе.

1-2 - Поднять правую руку вперед, левую ногу, прогнуться в спине;

3-4 – и.п.

5-8 – тоже другой рукой и ногой.

Повторить 6-8 раз

Лечь, расслабиться.

 

Комплекс упражнений для исправления осанки у детей №2

1. И.п. стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками. Сохранить это положение в течение 5 с. Запомнить его и, стараясь не нарушать, сделать шаг вперед, затем назад.

2. И.п., стоя спиной к стене, касаясь ее затылком, лопатками, тазом и пятками.

1 – 2 - подтянуть ногу, согнутую в колене, не теряя касания со стеной;

3 – 4 – и.п.4

5 – 8 – тоже с другой ноги.

Повторить 6 – 8 раз

3. И.п. – вис;

1 – 2 - махи прямыми ногами вправо-влево («Маятник»).

Повторить 6 – 8 раз.

4. И.п. вис

1 – 2 - повороты туловища вправо и влево. Прямые ноги вместе.

Выполнять упражнение, как можно дольше.

 

Комплекс упражнений для исправления осанки у детей №3

Исправить дефекты осанки помогут ниже приведенные упражнения, которые следует выполнять 2–3 раза в день до еды или через 2 часа после еды

1. Стоя, несколько раз вдохнуть-выдохнуть, при этом активизируя выдох, то есть, втянув живот во второй половине выдоха.

Затем после вдоха, выдыхая, сесть на пятки, принять позу, показанную на фотографии. Последующий вдох сделать стоя на коленях с опущенными руками, а на выдохе опять повторить позу, показанную на рисунке. И так 6–8 раз подряд.

2. Сесть на пятки, руки согнуть за спиной, ладони сложить пальцами вверх (шея вертикально). Оставаться в этой позе 10–30 секунд, затем встать, пройтись и опять сесть в позу. Повторить 6–8—12 раз.

Это упражнение можно выполнять и во время ходьбы. По мере укрепления мышц спины чередовать выполнение этого упражнения, стоя и сидя.

3. И.п. о.с. соединить пальцы рук так, как показано на фотографии. Каждые 5—10 секунд надо менять положение рук. Если имеются боковые искривления позвоночника, то следует проверить, при каком положении рук кривизна позвоночника уменьшается, и в этом положении выполнять упражнение многократно. Это поможет быстро устранить боковые дефекты позвоночника. Дышать произвольно.

4. Сидя на коврике, как показано на рис (ноги согнуты, стопы сложены, шея вертикально, подбородок немного подобран), дышать произвольно, неглубоко.

Это упражнение полезно всем для укрепления тонических мышц спины. Вначале, пока мышцы не окрепли, можно через каждые 20–30 секунд напряжения посидеть, немного расслабившись.

 

Комплекс упражнений для исправления осанки у детей №4

1.И.п., ноги на ширине плеч, руки внизу, держат палку горизонтально полу (тыльной стороной ладоней вверх).

1 – 2 - Поднимитесь на носки, одновременно поднимая палку над головой на вытянутых руках.

3 – 4 – и.п.

Повторить 6 – 8 раз

2. И.п., ноги на ширине плеч, руки внизу, держат палку горизонтально полу (тыльной стороной ладоней вверх).

1 – 2 - приседайте и одновременно поднимайте палку до уровня плеч на вытянутых руках.

3 – 4 – и.п.

Повторить 6 – 8 раз

3. И.п., ноги на ширине плеч, руки внизу, держат палку горизонтально полу (тыльной стороной ладоней вверх).

1 - поднять палку над головой,

2 – опустить за спиной до уровня плеч,

3 – опять над головой,

4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз

4. И.п., ноги на ширине плеч, руки внизу

за спиной горизонтально полу, держат палку горизонтально полу (тыльной стороной ладоней вверх).

1 – 2 –подняться на носки, одновременно максимально поднимая палку сзади на вытянутых руках.

3 – 4 – и.п. Повторить 6 – 8 раз

5. И.п., ноги на ширине плеч, за голову горизонтально полу (тыльной стороной ладоней вверх).

1 - руки вверх;

2 – наклон влево;

3 – руки вверх

4 - и.п.;

5 – 6 – тоже в другую сторону.

Повторить 6 – 8 раз

 

Комплекс упражнений для исправления осанки у детей №5

1.И.п. сидя в группировке.

1 – 8 – из положения группировка сидя перекат в положение группировка лежа и возвращение в и.п. («колобок»)

Повторить 6 – 8 раз.

2. И. п. упор лежа.

1 – 3 – сесть на правый бок;

4 – и.п.

5 – 8 – тоже в другую сторону

Повторить 6 – 8 раз

3. И.п. лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища, ладонями книзу, голова прямо.

Выполняя вдох, медленно поднимать ноги до тех пор, пока пальцы ног не коснуться за головой. Держать 30 сек.

Медленно вернуться в и.п.

Повторить 6 – 8 раз.

4. И.п. лежа на спине, согнуть ноги в коленях и поставить ступни параллельно на ширине плеч как можно ближе к тазу. Руки согнуть и поставить ладонями на пол, на уровне ушей, пальцы должны быть направлены к плечам. Прогибаясь в спине, выпрямить ноги и руки.

Держать 30 сек. Повторить 6 – 8 раз

5. И.п. - сидя на полу, положить правую ступню на левое бедро и левую ступню поверх правой на правое бедро. Чем ближе к животу ступни, тем легче это выполнить.

 

Фотоматериалы Приложение №7

В звешивание массы портфеля

­

Ассиметричная нагрузка портфеля

Ранцы, соответствующие гигиеническим требованиям

Правильная масса Ранец с большим количеством секций школьного ранца

В портфеле лицеиста может поместиться ВСЁ!

Просмотров работы: 54