Введение
Неправильный прикус, неровные зубы — это самые частые проблемы, с которыми сталкиваются взрослые и дети.
Недавно я ходила к врачу-ортодонту проверить правильность формирования прикуса и ровности своих зубов, и она рассказала мне о том, что мне необходима корректировка пластиной верхней челюсти.
Мне стало интересно подробней изучить эту тему, какие виды коррекции прикуса и зубов еще существуют.
У детей нижняя челюсть меньше верхней, это нормально, но в процессе естественного вскармливания этот дефект обычно исправляется.
Многие ортодонты считают детский возраст самым подходящим для исправления положения прорезавшихся и только начинающих прорезываться зубов, и для исправления неправильного прикуса. Это связано с тем, что челюсть ребенка еще формируется, благодаря чему за короткий срок можно исправить уже проявившиеся дефекты и предотвратить усугубление ситуации.
Существует несколько вариантов приспособлений для исправления зубов у детей:
Трейнеры
Брекеты
Пластины для выравнивания зубов.
Поскольку дети младшего школьного возраста не обладают полной информацией по уходу за съемной аппаратурой, в связи с чем возникает проблема загрязнения пластины от пищи, налета, микробов и прочего, процесс очистки механизмов встал острой проблемой для эффективного ношения аппаратов и здоровья полости рта детей. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Целью моей работы является разработка модели аппарата простого в использовании по уходу за пластиной для выравнивания зубов у детей.
Задачи:
изучитьпонятие и классификацию аппаратов для коррекции зубов у детей младшего школьного возраста;
изучить правила очистки и ухода за пластиной;
изобретение эффективного и простого в ежедневном использовании модели аппарата для очистки пластины для детей младшего школьного возраста с использованием образовательного конструктора Lego WeDo 2.0.
Проектный продукт - модель аппарата с использованием образовательного конструктора Lego WeDo 2.0 под названием «Чистюля», для ежедневной, быстрой и эффективной очистки пластины, помогающий предотвратить заболевания слизистой полости рта у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что макет аппарата, помогающий предотвратить заболевания слизистой полости рта, будет использоваться демонстрационных целях для детей младшего школьного возраста, будет использоваться учащимися и учителями для дополнительных занятий по здоровье сбережению.
1. Понятие и классификация аппаратов для коррекции зубов у
детей младшего школьного возраста
Для выравнивания зубного ряда и формирования прикуса существует несколько инструментов:
трейнеры;
брекеты;
пластины для выравнивания зубов.
Ношение трейнеров способствует развитию челюстных мышц, снижению давления на кости челюсти, восстановлению дыхания через нос и правильного положения языка. Подходит для лечения детей, начиная с 5 лет. Особенно эффективны при смене молочных зубов на постоянные для исправления их неправильного положения. Время ношения ограничено ночью и несколькими часами днем.
Слепок для изготовления не требуется. Используется прозрачный силикон разных цветов, чтобы детям было интереснее их носить. Хорошо адаптируется не влияет на дикцию. Используется при небольших отклонениях прикуса, и даже способен заменить брекеты, если к их ношению есть противопоказания.
Брекеты – это специальные накладки на каждый зуб, которые нанизаны на жесткую металлическую дугу.
Брекеты являются самым распространенным способом исправления дефектов прикуса. Начиная с 12 лет (средний срок окончательного прорезывания постоянных зубов), их можно устанавливать детям. Брекеты – это несъемный аппарат. Они крепятся к каждому зубу. Их ношение требует регулярного посещения лечащего врача, который определяет и регулирует натяжение проволоки.
Ортодонтические пластины часто называются «скобками» или «пластинами на зубы». Этот аппарат применяют для лечении детей возрастом до 15 лет. Изготавливается индивидуально для каждого ребенка. Крепится на внешнюю поверхность, внутреннюю часть и может частично захватить нёбо. Выполняется из мягкой или средней жесткости пластмассы и металла.
По использованию аппаратура бывает: съемная и несъемная.
Самая простая конструкция – это съемная. Устанавливается детям с 7 до 15 лет для краткосрочной коррекции зубов или прикуса. Чаще всего их изготавливают их пластмассы, но иногда они бывают сложной конструкции с включением пружин и винтов. Может устанавливаться как на верхнюю, так и нижнюю челюсть.
Несъемная (стационарная) устанавливается один раз с помощью фиксирующих скоб, которые препятствуют смещению при приеме пищи. Чаще применяется для детей младшего возраста и для исправления серьезных дефектов развития челюстного аппарата.
Различия:
стационарная более эффективна в коррекции дефектов; дороже съемного варианта;
съемную легко снять в любой момент времени; легче ухаживать.
Инфекции, которые могут развиться при постоянном ношении пластины и не правильном уходе за ней, могут способствовать инфицированию полости рта и горла, и могут нанести вред здоровью ребенка. Поэтому важно тщательно обрабатывать аппараты по исправлению прикуса и зубов, и тщательно ухаживать за ними. Существуют разные этапы очистки съемных конструкций.
2. Этапы очистки и ухода за пластиной
Прежде всего, нужно соблюдать режим ношения пластинок и активации съемного аппарата, назначенный врачом-ортодонтом. Ортодонты рекомендуют носить пластинки около 22 часов в день.
Съёмную ортодонтическую пластинку необходимо снимать во время приема пищи, активных занятий спортом, плавании и при чистке зубов. Снимать пластинку без надобности не нужно.
Хранить пластинку нужно в сухом герметичном контейнере. Ни в коем случае пластинку нельзя хранить в воде и в других жидкостях. Также нужно помнить, что с ортодонтической пластинкой нужно обращаться аккуратно и бережно. Нельзя пластинку ронять, бросать, хранить без контейнера в сумке или в кармане.
Этапы очистки:
1. После каждого приема пищи необходимо тщательно чистить зубы и прочищать аппарат щеткой с зубной пастой или мылом, затем промывать аппарат под проточной водой, обрабатывая все поверхности пластинки. Один раз в 3-4 месяца необходимо посещать гигиениста и проводить профессиональную гигиену полости рта.
2. Замачивание. Пластину опускают в контейнер с теплой (но не горячей) водой и таблеткой для очищения зубных протезов на период времени, указанный на упаковке. Зубной протез должен быть погружен в раствор. В аптеках большой выбор таблеток для очищения протезов. Рекомендуем таблетки следующих производителей: Корега; ROCS.
3. Ополаскивание. Промойте пластину под струей воды. А также, если пластина упала на пол, обязательно нужно почистить ее и ополоснуть чистой водой.
3. Исследование детей младшего школьного возраста
Было проведено анкетирование среди младших школьников 3А, 3Б и 3В классов МБОУ «СОШ-детский сад № 17». В исследовании принимали участие 66 человек. (приложение)
Целью исследования было выяснить, какие способы очистки пластины знают и используют дети младшего школьного возраста.
Сначала я узнала, посещали ли дети врача-ортодонта когда-либо. Выяснилось, что мнения разделились и большая половины учеников посещала врача-ортодонта (47%), а немного меньше еще нет (40%). Некоторые ребята (13%) ответили, что планируют посетить.
Второй вопрос был – носите ли вы пластину для исправления зубов? Большинство ребят (68%) ответили – нет, не ношу. Меньшее количество ребят (13%) ответили «да, ношу», а остальные 19% планируют носить в будущем.
«Как вы думаете, какие из проблемы могут возникнуть в процессе лечения зубов пластиной?» – был задан третий вопрос.
Мнение ребят поровну разделилось между ответами:
«Сложно кушать в пластине» - 36%;
«Проблемы гигиены полости рта при ношении пластины» - 41% ;
некоторые респонденты ответили о потере пластины – 33%.
На вопрос «Вы знаете как правильно очищать пластину в процесс ее использования?» респонденты ответили следующим образом:
48% опрошенных 2 раза в день, утром и вечером;
2% - ежедневно замачивать в специальной жидкости;
12% - 1 раз утром;
50% ребят ответили, что не знают.
«Как вы думаете, какие средства очистки пластины существуют?» ребята ответили:
48% опрошенных тщательно чистить зубной пастой;
29% - ежедневно замачивать в специальной жидкости;
12% - мыть под водой;
11% - чистить ультразвуком.
В результате проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:
только половина ребят посетили врача-ортодонта к 10 годам;
большинство ребят не носят пластинки, но планируют это в будущем;
многие ребята уверены, что при ношении пластины для зубов могут столкнутся с проблемой гигиены полости рта.
В процессе ношения пластины, я столкнулась с проблемой заболевания горла. Оказалось, что не вовремя очищенная пластина явилась предметом распространения инфекции и заражения. В связи с чем для меня стало актуальным изучение тщательного ухода за съемными пластинами и изобретение аппарата, позволяющего быстро и эффективно удалять загрязнения на пластине. Поэтому решила разработать модель аппарата с использованием образовательного конструктора Lego WeDo 2.0 под названием «Чистюля» для ежедневной, быстрой и эффективной очистки пластины, помогающий предотвратить заболевания слизистой полости рта у детей младшего школьного возраста.
4. Модель аппарата с использованием образовательного конструктора LegoWeDo 2.0 под названием «Чистюля»
4.1. Подготовка деталей и сборка модели аппарата «Чистюля»
Для создания модели аппарата «Чистюля» я использовала комплект образовательного конструктора LEGO Education WeDo 2.0
«Сердцем» моей модели является интеллектуальный блок управления СмартХаб. Для того, чтобы запустить в движение мою модель, мне понадобился ещё один важный элемент - это двигатель.
Из основных деталей конструктора - кирпичики, пластины, угловая пластина, рамная пластина, балка с гвоздиками; декоративные детали – круглая плитка с глазом, круглый кирпичик с глазом.
Из деталей системы движения –зубчатая рейка.
Для очистки пластины я использовала щеточки-ёршики, которые после каждого применения необходимо менять.
4.2. Программирование
Создаем программную строку, используем блоки управления мотором и индикатором СмартХаба (зелёная палитра), устанавливаем временные рамки работы мотора.
Строка программирования:
Первый и последний блоки отвечают за изменение цвета свечения индикатора СмартХаба.
Второй блок отвечает за направления вращения щеточки.
Третий блок скорость вращения двигателя.
4.3. Тестирование модели
В результате тестирования модели исследовала работу зубчатой рейки и пришла к выводу, необходимо увеличить количество оборотов, совершаемых за определенный промежуток времени.
В перспективе усовершенствовать программу модели аппарата «Чистюля» блоком «Отправка сообщений».
Заключение
Детские зубы – это не только веселая улыбка. Это еще важное звено и пищеварительном тракте и важная составляющая в здоровье ребенка. Замена молочных зубов постоянными должна быть естественной. Прорезывание коренных зубов не на своем месте влечет за собой необходимость посещение врача-ортодонта и корректировку зубов с помощью специальных аппаратов, пластинок. Важно ежедневно и тщательно очищать пластины и знать все средства ухода за ними.
В процессе выполнения проекта были решены задачи:
изучилапонятие и классификацию аппаратов для коррекции зубов у детей младшего школьного возраста;
изучила правила очистки и ухода за пластиной;
создала модель аппарата «Чистюля» для очистки пластины для детей младшего школьного возраста.
В перспективе усовершенствовать программу модели аппарата «Чистюля» блоком «Отправка сообщений».
Список использованных источников
Борисенко А.В. «Кариес зубов» Книга плюс, 2001г.
Гайворонский И.В., Петрова Т.Б. «Анатомия зубов человека» ЭЛБИ-СПб 2005г.
Куцевляк В.И. «Детская терапевтическая стоматология» Балаклейд, 2002 г.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –3-е изд., пераб. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010г.
Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1-4 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ
Павлов Д.И., Ревякин М.Ю., Робототехника – М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020г.
Радюнц Ивон, Ренер Томас, «Зубная книга. Все о твоих молочных зубах» Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2013 г.
Пластины для коррекции прикуса, [Электронный ресурс], https://kariesy.net/uslugi/orthodontia/plastiny-dlya-prikusahttps://kariesy.net/uslugi/orthodontia/plastiny-dlya-prikusa (дата обращения февраль 2023г.)
Пластины для выравнивания зубов у детей, [Электронный ресурс], https://star-smile.ru/articles/plastiny-dlya-vyravnivaniya-zubov-u-detey/ (дата обращения февраль 2023г.)
Приложение
Анкетирование среди младших школьников 3А, 3Б и 3В классов.
В исследовании принимали участие 66 человек.
Целью исследования было выяснить, какие способы очистки пластины знают и используют дети младшего школьного возраста.
Анкета для детей младшего школьного возраста
Пожалуйста, выберите один правильный ответ (отметить или обвести):
1. Вы когда-нибудь посещали зубного врача-ортодонта? 1. Да, посещал 2. Нет, не посещал 3. Планирую посетить |
2. Носите ли вы пластину для исправления зубов? 1. Да, ношу постоянно 2. Нет, не ношу 3. Планирую носить в будущем |
3. Как вы думаете, какие из проблемы могут возникнуть в процессе лечения зубов пластиной?1. Сложно кушать в пластине 2. Проблемы гигиены полости рта при ношении пластины 3. Потеря пластины |
4. Вы знаете как правильно очищать пластину в процессе ее использования? 1. 1 раз в день утром 2. 2 раза в день, утром и вечером 3. Не знаю |
5. Как вы думаете, какие средства очистки пластины существуют? 1. Моют под проточной водой 2. Тщательно чистят щеткой с зубной пастой или порошком 3. Ежедневно замачивают в специальной жидкости 4. Чистят ультразвуковыми приборами |
1 вопрос: «Посещали ли дети врача-ортодонта когда-либо?»
Выяснилось, что мнения разделились и большая половины учеников посещала врача-ортодонта (47%), а немного меньше еще нет (40%). Некоторые ребята (13%) ответили, что планируют посетить.
2 вопрос: «Носите ли вы пластину для исправления зубов?»
Большинство ребят (68%) ответили – нет, не ношу. Меньшее количество ребят (13%) ответили «да, ношу», а остальные 19% планируют носить в будущем.
3 вопрос: «Как вы думаете, какие из проблемы могут возникнуть в процессе лечения зубов пластиной?»
Мнение ребят поровну разделилось между ответами:
«Сложно кушать в пластине» -36%;
«Проблемы гигиены полости рта при ношении пластины» - 41%;
некоторые респонденты ответили о потере пластины – 23%.
4 вопрос: «Вы знаете как правильно очищать пластину в процесс ее использования?» респонденты ответили следующим образом:
48% опрошенных 2 раза в день, утром и вечером;
2% - ежедневно замачивать в специальной жидкости
12% - 1 раз утром
50% ребят ответили, что не знают.
5 вопрос:«Как вы думаете, какие средства очистки пластины существуют?»
48% опрошенных тщательно чистить зубной пастой;
29% - ежедневно замачивать в специальной жидкости;
12% - мыть под водой;
11% - чистить ультразвуком
Приложение
Словарь основных понятий, используемых в работе:
Брекеты - это специальные накладки на каждый зуб, которые нанизаны на жесткую металлическую дугу.
Ортодонтические пластины - ортодонтические аппараты, которые используются для расширения зубных рядов, перемещения зубов и коррекции прикуса.
Прикус - взаимоотношение зубных рядов при максимальном контакте и полном смыкании зубов верхней и нижней челюстей.
Стоматолог-ортодонт — узкопрофильный специалист, который занимается изучением, диагностикой и лечением нарушений прикуса.
Трейнеры - это специальные ортодонтические конструкции на обе челюсти, предназначенные для устранения дефектов прикуса у детей и у взрослых