Технический дизайн музыкальных инструментов для реабилитации детей с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Технический дизайн музыкальных инструментов для реабилитации детей с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра

Плеханова А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 1»
Красавин Э.М. 1Касауров Ю.А. 2
1МБОУ «СОШ №1», МАОУ «Лицей №97 г. Челябинска»
2Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Расстройство аутистического спектра (далее РАС) часто характеризуется проблемами в социальных, коммуникативных и интеллектуальных способностях детей. В зависимости от возраста и интеллекта, у детей с аутизмом заметна различная степень дефицита коммуникации. Также наблюдаются варианты от плохого понимания до полного отсутствия устной речи. Невербальная коммуникация также нарушена и может включать трудности в установлении зрительного контакта, сложности в понимании выражений лица и жестов. Еще одной важной особенностью людей с РАС является дефицит социально-эмоциональной взаимности.

Такие дети не интересуются общением с людьми, плохо их понимают, любят придерживаться различных ритуалов, склонны к повторяющимся движениям тела, могут иметь языковые проблемы и задержки в интеллектуальном развитии. Различные симптомы приводят к значительному ухудшению во многих областях адаптивного функционирования.

Двигательные расстройства у детей наблюдаются при разных заболеваниях:

 заболевания нервной системы (детский церебральный паралич, полиомиелит и др.);

 врожденная патология опорно-двигательного аппарата (врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии позвоночника, недоразвитие и дефекты конечностей, кистей и пальцев, артрогриппоз);

 приобретенные аномалии опорно-двигательного аппарата (травматические повреждения спинного и головного мозга, полиартрит, заболевания скелета).

Двигательные расстройства затрудняют приобретение определённых умений и навыков, как трудовых, так и самообслуживания, и как следствие, формируется полная зависимость двигательной активности от окружающей социальной сферы.

Нарушения двигательных функций, как правило, носят комплексный характер, который проявляется в нарушениях артикуляционной моторики и звукопроизношения, задерживают речевое развитие.

Для решения реабилитационных задач в современной практике применяется медикаментозное лечение, а так же множество различных приёмов и развивающих приспособлений. Мы, в свою очередь, предлагаем использовать на занятиях ряд звуковых, музыкальных мониторов, позволяющих в игровой форме, активировать множество систем организма.

Одним из важнейших условий комплексной реабилитации данных групп детей является развитие координации рук и мелкой моторики. Научными исследованиями, уже давно доказано, что руки ребёнка участвуют во всех рабочих движениях и формирование двигательных функций, в том числе, и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими предметами. Можно с уверенностью сказать, что через руки мы получаем сведения о окружающем мире, в ходе игровых компонентов исследуем окружающее нас пространство, совершая при этом определённый творческий процесс. Развитие точных движений, рук, кисти, пальцев определяет и стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов развития ребёнка в том числе, и речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность развивать мышечные и тактильные ощущения, стимулируют развитие когнитивных способностей. Сама по себе координация рук при каком - либо действии и мелкая моторика пальцев – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, в сочетании со зрительной системой в выполнении скоординированных мелких, точных движений самой руки, кистями и пальцами рук. Ученые установили, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга, одну из самых обширных частей, наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка, занимает проекция мускулатуры руки и её кисти. И если у взрослого человека взаимосвязь происходит по схеме (мозг дал команду — рука сделала), то у ребенка осуществляется обратная информационная связь. Рука изучает окружающий мир и сообщает мозгу определённые результаты наблюдений, а мозг в свою очередь, управляя рукой, использует эту новую полученную информацию. Именно руки позволяют новорожденным детям активировать мозг и развивать его. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев!». Как следствие вышесказанному можно предположить, что через развитие мелкой моторики можно активировать определённые участки мозга, отвечающие за общее развитие организма ребёнка. Эта проблема характерна для развития любого ребёнка и особенно остро она стоит для детей с нарушением двигательной активности. Для решения подобных задач применяется множество различных приёмов и развивающих приспособлений. Мы, в свою очередь, предложили, в прошлом учебном году, развивать способности к мелкой моторике через звуковой музыкальный монитор, позволяющий в игровой форме, активировать множество систем организма. Продолжая развитие данной темы, было решено разработать комплекс игровых музыкальных мониторов для развития у ребёнка координации движения рук и мелкой моторики пальцев. Таким образом, обозначив направление деятельности, была сформулирована цель новой работы, продолжающей реализацию игровых мониторов в этой актуальной области развития ребёнка через игру, развития координации движений рук детей, в том числе, детей с ограниченными возможностями.

2. Объект, предмет и гипотеза исследования, цель и задачи работы

Объект исследования: особенности реабилитационных процессов у детей с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра.

Предмет исследования: эффективность использования звукомузыкальных мониторов на реабилитационных занятиях с детьми с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра.

Гипотеза исследования: реабилитационные занятия с детьми с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра будут более эффективными, если в процессе реабилитации систематически использовать специальные игровые звуковые мониторы.

Целью данной работы является, разработка и создание линейки звуковых игровых мониторов для реабилитационных занятий с детьми с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра.

Цель работы предполагала решение следующих задач:

- изучение особенностей реабилитационных процессов у детей с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра;

- знакомство с доступными литературными и интернет – источниками по вопросам психологического влияния развития моторики движения конечностей ребёнка на общее психологическое развитие организма, его формирование как целостной системы взаимодействий двигательных функций и психоэмоционального состояния;

- знакомство с доступными литературными и интернет – источниками по технологическим решениям разработки звукомузыкальных устройств, используемых в детском возрасте для развития моторики рук, кистей и пальцев;

- выбор технологических решений по созданию звукомузыкальных мониторов;

- на основе выбранных решений, изготовление линейки звукомузыкальных мониторов для развития моторики рук, кистей и пальцев, повышения двигательной активности;

- оценка функциональных возможностей изготовленных устройств с точки зрения использования в качестве развивающего игрового комплекса.

3. Особенности реабилитационных процессов у детей с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра

Расстройства аутистического спектра (РАС) являются болезнью, в основе которой лежат нарушения общего развития, обусловливающие его дисгармоничность и сопровождающиеся нарушениями социальной реципрокности, коммуникации и стереотипными формами поведения [17, с.22].

Термин расстройство аутистического спектра охватывает все состояния, связанные с аутизмом, и отражает огромное разнообразие среди людей с аутизмом. Термины «РАС» и «аутизм» в общем смысле являются синонимами.

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма.

В обобщенном представлении аутизм следует рассматривать как нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни, что чаще всего является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга и всего психического состояния развивающегося ребенка [14, с.63].

Критерии ВОЗ для диагностики РАС:

Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

Дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений;

Выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности;

Специфичность и вариабельность интеллектуального и речевого развития;

Нарушение моторики;

Обостренная чувствительность;

Причинение вреда самому себе;

Нарушение чувства опасности [15].

Аутизм захватывает все стороны жизни ребенка. Он включает достаточно широкий спектр нарушений в развитии, приводящих к осложнению нормального взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Для всех этих заболеваний характерны различные симптомы. По этой причине нельзя говорить о методиках реабилитации при РАС в целом: в зависимости от поставленного диагноза, характера и степени выраженности нарушений необходимо подбирать индивидуальную программу, учитывающую все особенности конкретного заболевания.

Симптомы аутистических расстройств сохраняются на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться достаточно успешной адаптации ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

Ранняя медико-социальная реабилитация считается наиболее эффективной формой терапии. Основными задачами лечения считаются навязывание ребенку облегченной коммуникации, устранение нарушений перцепции, развитие мелкой моторики и познавательных процессов. [11, с.94].

Для повышения качества жизни и успешной реабилитации детей, страдающих аутистическими расстройствами, значительное место следует отводить психосоциальной работе, которая по своей сути имеет междисциплинарный, интегративный и комплексный характер, что позволяет улучшить или восстановить способность ребенка к социальному функционированию и создать в социуме условия, способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей детей, особенно инвалидов [13, с.18]. Все мероприятия должны быть направлены на то, чтобы ребенок мог раскрыть свой потенциал, получить хотя бы минимальные навыки самообслуживания, приобрести возможность взаимодействовать с окружающим миром. Реабилитацию проводят сразу по нескольким направлениям: логопедическому, психотерапевтическому, а также двигательному.

Предлагаемые нами устройства повысят эффективность реабилитационных процессов в части развития мелкой моторики и усвоения двигательных навыков.

Целью реабилитации детей с двигательными расстройствами является стимуляция развития физиологических функций, компенсация двигательных, речевых и психических расстройств. Это процесс сложный, многогранный и включает в себя участие большого количества медицинских специалистов разного профиля.

К примеру диагноз ДЦП у детей — это обширное поражение двигательных зон головного мозга и проводящих путей. В результате поражения двигательных зон головного мозга происходят нарушения общей и мелкой моторики. Дети с подобными нарушениями ограничены в движении, они с трудом учатся выполнять простейшие двигательные действия. Особенностью этого заболевания является то, что детям не только трудно осваивать общую и мелкую моторику, выполнение тех или иных движений, а и трудно ощущать эти движения. Естественно, в результате этого, у ребенка затрудняется формирование нужных представлений о движении. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких (точных) движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Двигательная моторика комплексная система. Это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной системы человека, включающая в себя сочетание со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений рукой, кистями и пальцами рук и ног. Развитие двигательной моторики является одним из положительных факторов становления детской речи, повышает работоспособность и внимательность ребенка, повышает общую активность взаимодействия с окружающим миром, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Скоординированные движения рук и мелкая моторика пальцев – единая сторона двигательной сферы. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимает умственную усталость. Развивая двигательную моторику рук и пальцев, мы активизируем различные зоны речи. В дальнейшем эти навыки ребёнку потребуются для использования движений в рисовании, письме и многих других функциональных действиях. Процесс развития двигательной моторики верхних конечностей происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Важной частью работы, по развитию двигательной моторики рук и пальцев у детей, являются определённые развивающие игры. Они очень занимательные и оказывают положительное влияние на формирование речи и творческой деятельности, вырабатывают ловкость и концентрируют внимание. В случае с поражениями моторных функций, вызванными ДЦП, важно с самого раннего возраста проводить работу по развитию мускулатуры рук и пальцев. Благодаря регулярным тренировкам, движения будут постепенно становиться более уверенными. Следует учитывать, что способность ловко управлять руками требует определённой степени зрелости мозговых структур, поэтому заставлять ребёнка заниматься при его нежелании неэффективно. Стимуляция и развитие моторики у детей с ДЦП – важная часть ежедневной реабилитации.

Наиболее привлекательными являются игры направленные на координацию и развитие мелкомоторных движений (Приложение лист I, рис. 1). Использование подобных игр помогает не только развивать двигательную моторику рук и пальцев, но и стимулирует логическое и пространственное мышление, внимание и логику, тактильную чувствительность, помогает осваивать новые формы и размеры, цвета. Данные игры можно организовать со звукомузыкальными мониторами, изготовление которых и является целью нашей работы.

4.Технологические решения создания звуковых устройств, которые можно использовать для развития двигательных функций рук и мелкомоторных функций пальцев [2 - 3]

Простейшими устройствами – формирователями звукового/музыкального сигнала являются звуковые генераторы, в которых можно применить элементы изменения тональности звука и кнопочные или клавишные элементы включения звукового сигнала. Даже эти, самые простейшие музыкальные устройства способны привлечь к игровым моментам с элементами развития мелкой моторики детей с ДЦП. При нажатии кнопок/клавиш возникает звук, который влияет на звуковые области мозга и стимулирует к попыткам нажатия этих кнопок/клавиш (выполняя, таким образом, точные моторные движения). В приложении представлено несколько простейших схем подобных устройств. Самая простейшая схема содержит всего два транзистора и несколько пассивных элементов. Основа устройства мультивибратор, изменяя частотозадающую цепочку путем нажатия на кнопки SA1-SA7 мы получим звук разный по тембру. Устройство так же снабжено светодиодом, который будет мигать в момент нажатия кнопок (клавиш) SA1-SA7, вызывая определённые зрительные ощущения (Приложение лист II, рис. 2). Ещё более простой вариант, с точки зрения монтажных работ, представлен в приложении (Лист II, рис. 3). В данном устройстве, звуковой генератор, собран на широко распространённой микросхеме - таймере NE 555. Устройство не требует ни каких настроек. Напряжение питания может быть выбрано от 6 до 9В. Более сложные схемы, помимо функций извлечения простых звуков, могут предусматривать запись определённых коротких мелодий, записанных в памяти микросхемы. Основа такого мини-пианино микросхема UM3511, к выходу 5 микросхемы через транзистор подключен громкоговоритель. VR1 задает темп воспроизводимых мелодий, в дальнейшем после настройки подстроечное сопротивление может быть заменено постоянным. Переключатель S1 — переключает режим воспроизведения мелодий на встроенные мелодии или на собственные. Устройство может работать от постоянного напряжения 3-12 Вольт, при низком потребление тока и воспроизводить до 15 коротких мелодий, или производить запись мелодий от клавиш G3-G5 (Приложение лист II, рис. 4). Аналогичная схема с использованием микропроцессора приведена в приложении (Лист II, рис. 5). Особый тип звуковоспроизводящих аппаратов, представляют электромузыкальные сенсорные устройства. Принцип их работы основан на прерывании луча лазера или светодиода для включения звука. Такой тип устройств требует точных мелкомоторных функций пальцев и интересен прежде всего тем, что звук, кажется, возникает из воздуха, при проведении пальцами в определённой области. Такое формирование звукового сигнала в большой степени привлекает играющего к совершению точных движений, что и является конечной целью использования игрушки (Приложение лист III, рис. 6). Для активации зрительного восприятия, в вышеперечисленных схемотехнических решениях, можно применить простейшие светомузыкальные элементы/экраны. С помощью этих элементов можно усилить желание к точным действиям, вызывающим не только звуковой сигнал, но и определённую цветовую гамму. Общий принцип работы светомузыкального автоматического устройства предельно простой (Приложение лист III, рис. 7). На вход устройства подаётся звуковой сигнал с микрофона или, непосредственно, с воспроизводящего звук устройства. Компрессор служит для выравнивания звукового сигнала, фильтры для разделения частотных характеристик сигнала, ключи для включения световых индикаторов. Простейшая схема представлена в приложении (Лист III, рис. 8). Для данной схемы необходим источник питания на 9 вольт, который позволит светиться светодиодам в каналах. Чтобы собрать три усилительных каскада, понадобятся транзисторы КТ315 (аналог КТ3102). В качестве нагрузки используются разноцветные светодиоды. Для усиления (компрессор) использован понижающий трансформатор. Резисторы выполняют функцию регулировки вспышек светодиодов. В схеме стоят фильтры для пропускания частот. Для подключения большего количества светодиодов применяются мощные ключевые транзисторы (Приложение лист III, рис. 9).

5.Концепция изготовления звуковых устройств для развития двигательных функций руки и мелкомоторных функций пальцев

Формирователь звука – на основе «лазерных струн». Основным компонентом являются лазерные излучатели (длина волны - 630 - 670 нм.) и фоторезисторы (до 1 кОм световое сопротивление, до 600 кОм темновое сопротивление, длины регистрируемых волн в диапазоне от 400 нм (фиолетовый) до 700 нм (красный)). Плата управления микропроцессорная.

Формирователь звука клавишного типа на игровом поле (относительно большого размера) типа игрового коврика.

Формирователь звука при движении рук в пространстве за счёт изменения ёмкости колебательного контура или изменения сопротивления фоторезистора.

Формирователь светового сигнала (для всех устройств) – светодиодная автоматическая светомузыкальная система с непосредственным подключением к источнику звукового сигнала. Основные компоненты – компрессор, фильтры, ключевые транзисторы, светодиоды различных спектров излучения (красный, синий, зелёный, жёлтый).

Питание. Питание батарейное (5 – 9 вольт).

6.Изготовление модели устройства для развития мелкомоторных функций пальцев (краткий обзор прошлогодней работы) [2 - 5]

Источником сигнала формирователя звука является взаимодействие лазера и фоторезистора. В световой фазе, когда луч лазера поступает на полупроводниковую поверхность фоторезистора, формируется сигнал низкого сопротивления. В этот период на микропроцессоре вход сигнала блокирован. При прерывании лазерного луча (перекрытии его пальцами) формируется сигнал высокого сопротивления. Сигнальный вход процессора разблокирован – происходит формирование определённого звукового сигнала, в зависимости от той или иной «лазерной струны». Формирователь звукового сигнала одночиповый микропроцессор (STC89C52). Передача данных осуществляется через последовательный порт микропроцессора. При прерывании лазерного облучения микроконтроллер считывает напряжение и соответственно, сопротивление фоторезистора, в это время оно высокое. Звуковой сигнал формируется 16-битным таймером. Всего используется семь «лазерных струн (октавный диапазон). Фотографии основной платы формирователя звукового сигнала, элементов устройства и моментов сборки приведены в приложении (Лист IV, рис. 10 – 13). Автоматический формирователь светового сигнала собран по стандартной схеме. Компрессор представляет собой повышающий трансформатор, непосредственно подключённый к, излучающей звук головке. Ограничивающие частотные фильтры собраны с использованием конденсаторов, уровень сигнала подстраивается с помощью переменных сопротивлений. Настройки фильтров устанавливается по частотным характеристикам октавного диапазона. Деление на частоты, проводится с перекрытием, это необходимо, для получения различных цветовых оттенков, при работе устройства. Ключевые транзисторы характеризуются по мощности от количества использованных светодиодов в канале. Схема формирователя светового сигнала приведена в приложении (Лист V, рис. 14). Все основные узлы устройства собраны на раме из алюминиевого уголка. Стенки рамы изготовлены из пластмассовых панелей. В задней части рамы установлена плата формирователя звукового сигнала. В передней части – плата лазерных излучателей. Под площадью «лазерных струн» расположена пластина рассеивающего светофильтра, которой прикрыта вся электронная начинка устройства. Под панелью светофильтра, располагается панель излучающих светодиодов формирователя светового сигнала. Внизу, под панелью светодиодов, расположена плата формирователя светового сигнала. В боковой части устройства выведено гнездо для подключения внешнего источника питания (аккумулятор или сетевой источник питания). На передней, боковой панели, расположен выключатель питания и кнопки управления формирователем звукового сигнала (Приложение лист V, рис. 15 – 16).

7.Изготовление звукосветового монитора развития координации рук в пространстве [6 - 8]

Принципиально действия подобных устройств можно организовать, используя два варианта возможностей;

- использование изменения ёмкости колебательного контура и индуктивной связи в антенне (принцип «Терменвокса»);

- используя принцип затемнения фоторезистора. В этом случае звуковой сигнал формируется за счёт изменения сопротивления резистора, как и во многих простейших электромузыкальных игрушках. Только происходит этот процесс не при нажатии клавиш, а от движения рук в зоне работы фоторезистора. Оба устройства можно изготовить по простым электронным схемам (Приложение лист VI – VII, рис. 17 – 18). Игра на «Терменвоксе» (или подобных устройствах) заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость (в нашем варианте за громкость звука отвечает затемнение фоторезистора). Таким образом, развивая координацию движений рук, ребёнок может извлекать из игрушки различные звуки. Настройка инструмента очень простая. Подстрочным резистором 20 кОм нужно добиться, чтобы при приближении руки к антенне высота звука увеличивалась. Также необходимо добиться молчания инструмента, если рука находится от антенны далее 20 см. В схемах, где, используя принцип затемнения фоторезистора, частота звучания изменяется за счет изменения освещенности при приближении или удалении рук играющего на нем. В первой схеме (Приложение лист VII, рис. 18), первые два инвертора работают как цифровой аудио генератор, а третий - как аудио усилитель. В последующих схемах, в качестве базового элемента устройства, используется микросхема NE555. Эта микросхема выполняет роль автогенератора с изменяющейся частотой, за счёт изменения параметров фоторезистора. Когда мы подносим руку к датчику освещенности, сопротивление фоторезистора растёт, и частота звука уменьшается. И наоборот, когда рука отдаляется от датчика, сопротивление фоторезистора падает и частота звука увеличивается. Схемы светового сопровождения можно применить любые, из приведённых выше. Электронику можно встроить в любой подходящий корпус или игрушку.

8.Монитор развития координации в плоскости звукосветовой панели [3]

Схема звукового устройства монитора изготовлена с использованием микропроцессора, с возможностью записи и воспроизведения мелодий (Приложение лист VIII, рис. 19). Электронная начинка использовалась, от неисправного детского синтезатора. Плата синтезатора содержит многофункциональный чип, который обеспечивает все функции устройства. Лишние части платы были отрезаны (для уменьшения размеров) (контактные дорожки к разъёмам клавиатуры, панель кнопок управления). Проводку от клавиатуры панели и кнопок управления звуком подпаяли, непосредственно к выводам чипа. Само устройство представляет собой плоскость, с нанесённой на нее разметкой клавиатуры. Контактные группы клавиш, изготовлены в виде замыкающихся пластинок и вшиты в основу панели. Так же, на самой панели, расположены нашитые кнопки изменения тембра, громкости звука, кнопки воспроизведения записанных мелодий. Процессорный блок, динамик и цветовоспроизводящее устройство, вынесены за форматы коврика, и располагаются в отдельном корпусе. Ребёнок, передвигаясь по панели может нажимать на различные функциональные кнопки, вызывая нотные звуки или воспроизведение мелодий, при этом происходит развитие моторики рук и памяти ребёнка. Устройство вшитой клавиатуры приведено в приложении (Лист VIII, рис. 20). Цветосопровождение изготовлено по одной из схем, приведённых выше.

9.Методика работы с изготовленными устройствами [9 - 13]

С помощью игры ребенок познает окружающий мир. Найти подходящий игровой материал для детей с проблемами в развитии непросто. Если ребенок ограничен в движении, он быстро теряет интерес к игрушке, так как не может держать или видеть ее. Если предмет не соответствует его когнитивным способностям, интереса тоже не возникнет. Один и тот же игровой материал

может быть как слишком утомительным, так и быть довольно скучным и недостаточно стимулирующим.

Предложенные нами светозвуковые музыкальные мониторы (Рис. 21, 22, 23) помогают значительно расширить возможности и содержание занятий с детьми с ОВЗ. Если мы говорим, о детях с ДЦП то данные устройства дают возможность снять психоэмоциональное напряжение, победить страх «промахнуться», не правильно задеть струну или клавишу из-за затруднений в координации движений.

Кроме того, все устройства несут в себе своеобразный «эффект чуда»: невидимые струны издают звуки, которые со временем и при регулярных занятиях могут сложиться в е мелодии, красивая игрушка начинает звучать, если ты правильно ответил на вопрос, карточки, изображающие действия, отвечают за ребенка, чем он сейчас хочет заняться. Это повышает интерес к занятиям, увеличивает концентрацию внимания, стимулирует усидчивость у особых детей.

Данные устройства мы предлагаем для организации индивидуальных занятий с детьми с ОВЗ в организациях дополнительного образования, школах искусств, реабилитационных центрах. Со звуковыми мониторами можно придумать множество интересных и полезных игр. Они развивают не только мелкую моторику пальцев, но и мелодический слух, музыкальную память, чувство ритма. Таким образом, устройство поможет освоить детям с особенностями навыки начального музицирования.

На первых занятиях ребенок знакомится с новым, уникальным музыкальным инструментом. Можно позволить ребенку попробовать играть на «лазерных струнах», клавишах коврика самостоятельно, извлекать звуки хаотично, бессистемно, просто получая звуковой ответ от движения своих пальцев. Не стоит забывать, что в процессе занятий дети с ограниченными способностями нуждаются в поддержке взрослых. Важно, чтобы помощники проявляли терпение, если ребенку требуется больше времени, чтобы выполнить какое-нибудь движение самостоятельно.

На последующих занятиях, после освоения ребенком устройства и навыков извлечения звуков, можно начинать играть элементарные мелодии. К примеру, на раме устройства с лазерными струнами мы разместили цветовые стикеры, обозначающие ноты, а в качестве приложения к устройству создали цветные схемы, по которым можно играть различные мелодии. Таким образом, поставив перед собой цель, создать устройство для развития мелкой моторики пальцев, мы одновременно создали условия для музыкального развития детей с ОВЗ.

Благодаря прозрачным ячейкам на светозвуковом коврике мы сделали его многофункциональным. В зависимости от поставленных задач педагог - реабилитолог может менять содержание ячеек от цветных стикеров, обозначающих ноты, до символов-обозначений действий, эмоций, ритуалов, что так необходимо в работе с детьми с РАС.

Например, можно сопровождать действия ребенка музыкальным отрывком, извлекаемым из устройства, созвучным характеру действий ребенка. Совместная игра с данными устройствами позволяет установить более доверительные отношения. В этом случае не нужно стремиться к достижению музыкального результата и не нужно корректировать действия (если они не носят явно разрушительный характер), важно дать ребенку почувствовать, звуки и музыка появляются благодаря ему. Во время работы с устройствами нужно стараться создать ритуал (одинаковые повторяющиеся действия), тем самым создавать структуру деятельности с четким началом и завершением каждого элемента структуры. Таким образом, для детей становится привычным стереотип поведения. Это позволяет детям чувствовать себя в безопасности. Страх пред неизвестным — для многих детей барьер, разделяющий их с окружающим миром. Ритуал, избавляя от страха, становится проводником к новым знаниям. Кроме того, ритуализация делает повторение неназойливым, и позволяет организовать формирование какого-либо умения в качестве элемента ритуала.
Стоит отметить, что применение всего ряда устройств возможно при работе с детьми, имеющими различные отклонения в здоровье. Для слабовидящих детей, игра с предложенными нами звукомузыкальными мониторами — это отличная возможность развития мышечной памяти и музыкальных способностей. Кроме того, занятия с использованием данных устройств помогут свести к минимуму многие проблемы, сопровождающие процесс обучения особых детей.  Это и хроническое психическое напряжение, усиление тревожности, эмоциональный дискомфорт, рост неуверенности, пассивности, отказ от деятельности и другие, более серьезные проблемы на уровне социального взаимодействия.

10.Выводы

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

- в процессе исследования изучены особенности реабилитационных процессов у детей с двигательными расстройствами и расстройствами аутистического спектра;

- проведён анализ литературы и интернет – источников по вопросам психологического влияния развития моторики движения конечностей ребёнка на общее психологическое развитие организма, его формирование как целостной системы взаимодействий двигательных функций и психоэмоционального состояния;

- изучены доступные литературные и интернет – источники по технологическим решениям разработки звукомузыкальных устройств, используемых в детском возрасте для развития моторики рук, кистей и пальцев;

- определены оптимальные технологические решения по созданию звукомузыкальных мониторов;

- на основе выбранных решений, изготовлена линейка звукомузыкальных мониторов для развития моторики рук, кистей и пальцев, повышения двигательной активности;

- проведены экспериментальные исследования функциональных возможностей изготовленных устройств с точки зрения использования в качестве игрового комплекса, развивающего мелкую моторику пальцев и навыков элементарного музицирования.

В результате экспериментальной проверки доказана возможность использования данных устройств в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии в организациях дополнительного образования, школах искусств, реабилитационных центрах.

Приложение

Рис.1. Игровые моменты по развитию мелкой моторики с детьми ДЦП.

 

Рис.2. Простейшее электромузыкальное устройство на двух транзисторах.

Рис.3. Простейшее электромузыкальное устройство с использованием микросхемы – таймера NE 555.

Рис.4. Схема звукового устройства с возможностью записи и воспроизведения мелодий.

Рис.5. Схема звукового устройства с использованием микропроцессора с возможностью записи и воспроизведения мелодий.

Рис.6. Лазерные звукомузыкальные устройства.

 

Рис.8. Простейшая схема светомузыкального автоматического устройства.

Рис.7. Общий принцип работы цветомузыкального автоматического устройства.

 

Рис.9. Простейшая схема электронных ключей для подключения большего количества светодиодов.

Рис.10. Плата формирователя звукового сигнала.

Рис.11. Микроконтроллер и лазерные излучатели.

Рис.12. Собранные платы формирователя звука и лазерных излучателей.

 

Рис.13. Фотографии процесса сборки формирователя звука.

Рис.14. Схема формирователя светового сигнала (элементы фильтров изменяемые и подстраиваются под октавный диапазон).

Рис.15. Монтажная схема устройства.

Рис.16. Расположение основных элементов в корпусе устройства.

Рис.17. Схема на основе использования изменения ёмкости колебательного контура.

Рис.18. Схемы на основе принципа затемнения фоторезистора.

Рис.19. Электронная начинка музыкальной панели.

Рис.20. Устройство клавиатуры электромузыкальной панели.

Цветовые стикеры, обозначают ноты

Рис. 21. Звуковой монитор на основе «лазерных струн» для занятий по развитию мелкой моторики и навыков начального музицирования (итог работы 2022 года)

Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость (в нашем варианте за громкость звука отвечает затемнение фоторезистора). Таким образом, развивая координацию движений рук, ребёнок может извлекать из игрушки различные звуки.

Рис. 22. Звуковой монитор по принципу «Терменвокса».

В прозрачные ячейки можно вставлять различные карточки, в зависимости от целей занятия и особенностей ребёнка.

 

Карточки PECS – система альтернативной коммуникации

Ноты

Цвета

Рис. 23. Звуковая панель

Список литературы и интернет - источников

  1. https://s-mamoy.ru/about/articles/552/ - Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП

  2. http://www.eleccircuit.com/keyboard-music-circuit/ - Детское пианино

  3. https://rcl-radio.ru/?p=4077 - Электронное пианино

  4. https://lampagid.ru/vidy/svetodiody/tsvetomuzyka - Как собрать цветомузыку?

  5. https://ledjournal.info/shemy/cvetomuzyka.html - Простые схемы цветомузыки на светодиодах и светодиодных лентах для сборки своими руками

  6. https://dzen.ru/media/norgame/samaia-prostaia-shema-termenvoksa-5eecfcfa0d29900663e48a2c - Самая простая схема терменвокса.

  7. https://cxem.net/sound/music/music25.php - Терменвокс своими руками.

  8. https://usamodelkina.ru/8095-termenvoks-svoimi-rukami.html - Терменвокс своими руками.

  9. https://music-education.ru/muzykalnye-igrushki-dlya-detej/ - Музыкальные игрушки для детей

  10. http://les-chudes.by/blog/muzykalnoe-razvitie-rebenka-i-muzykalnye-igrushki - Музыкальное развитие ребенка и музыкальные игрушки

  11. Васягина, Н.Н. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования / Н.Н. Васягина, Е.Н. Григорян, Е.А. Казаева // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 92-101

  12. Н.А. Ветлугина, Музыкальное развитие ребенка. М.: Музыка, 1968.146 с.

  13. Гребенникова, Е.В. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, Е.А. Филимонова // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - №3 (13). - С. 16-22

  14. Пакулова-Троцкая, Ю.В. Проблемы соматической патологии у детей с расстройствами аутического спектра / Ю.В. Пакулова-Троцкая, С.Л. Няньковский // Здоровье ребенка. - 2016. - № 1(69). - С. 63-67

  15. Расстройства аутистического спектра (РАС). – Текст : электронный // Всемирная организация здравоохранения : [сайт]. – 2021. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders (дата обращения: 07.12.2021).

  16. Г.А. Семячкина, Музыкотерапия как средство развития способностей школьников // Начальная школа. 2008. №1. 130с.

  17. Симашкова, Н.В. Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство / Н.В. Симашкова. - М.: Авторская академия, 2013. - 264 с.

  18. Б.М. Теплов, Психология музыкальных способностей. М.: Академия, 1985. 103с.

Просмотров работы: 17