Хлеб-всему голова

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Хлеб-всему голова

Муртазина Д.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Ильчино муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
Сайфуллина З.М. 1
1МБОУ СОШ с.Ильчино
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

ВВЕДЕНИЕ

Всю неделю мама работает. А по выходным она печёт домашний хлеб. Я, конечно же, ей помогаю (Приложение 1, фото 1). В один из таких дней мама попросила меня нарезать хлеб на обед. Хлеб был такой вкусный, хрустящий – я отвлеклась и порезала себе палец. Про обед все забыли. Мама с бабушкой занялись мной. Тут капелька йода попала на хлеб, и он моментально стал синим (Приложение 1, фото 2). Так появилась тема для моей исследовательской работы. Я захотела узнать всё про этот простой, но в то же время очень сложный продукт.

Цель: выяснить – именно, какой хлеб полезнее для здоровья.

Попозже, когда мама рассказала про химические реакции, и я посоветовалась с учителем и поставила перед собой следующие задачи:

  • изучить литературу, собрать информацию, посетить Учалинский краеведческий музей, библиотеку, архив;

  • провести анкетирование с учащимися и взрослыми;

  • изучить данные сети интернет;

  • расширить знания моих сверстников о хлебе, повысить уважение к хлебу и людям, его создавшим;

  • расширить знания о процессе выращивания, обработки и производства хлеба и хлебобулочных изделий в различные исторические периоды,

  • сделать выводы.

Гипотеза: цельнозерновой хлеб полезнее белого.

Актуальность и новизна: спрос на цельнозерновой хлеб повышается с каждым днем, поэтому эта тема, я считаю, очень актуальна на данный момент.

Предмет исследования: белый и цельнозерновой хлеб.

Методы исследования: анкетирование, встреча, беседа, посещение музея, библиотеки, архива, наблюдение, изучение данных сети интернет и справочной литературы, эксперимент и личный опыт.

Краткий обзор литературных источников: Гальперштейн Л.Я. «Моя первая энциклопедия».- М.:росмэн, 2003.-255с.

Практическая и теоретическая значимость: Результаты исследований, которые я провела, могут быть полезными для тех, кто ведет здоровый образ жизни.

  1. ГЛАВА

    1. ИСТОРИЯ ХЛЕБА

Конечно же, я хотела узнать, как и откуда появился хлеб и почему его так назвали. В поиске информации я отправилась в сельскую библиотеку. Роза Урумбаевна дала мне этимологический и толковый словари, книги о хлебе. Оказывается, слово «хлеб» пришло к нам из языков германской группы. А Ожегов определил хлеб, как пищевой продукт, выпекаемой из муки (Приложение 2, фото 1).

Книги рассказали о том, что 15 тысяч лет назад наши предки в поисках пищи наткнулись на злаковые растения. Они просто собирали зерна и ели их сырыми. Позднее они научились растирать зерна между камнями, вливать воду и варить, потом и запекать. Получились первые пресные хлебные лепешки – с них и начинается мировая история хлебопечения.

Чтобы узнать о земледелии у башкир, я отправилась в наш краеведческий музей. Меня встретила сама директор музея Алия Ураловна Д.. И вот что я от нее узнала.

Чтобы получить пашни, вырубали лес и сжигали ветки, а золу использовали как удобрение (приложение 3. Рисунок 1, 2). Инструменты и приспособления делали из дерева, бересты, металла. Это были плуг (Приложение 3, фото 1, рис.3), борона, серп (Приложение 3, фото 2). Убирали зерно косой с грабельками (Приложение 3, фото 3), молотили на ступе (Приложение 3, фото 4), а чтоб очистить от примесей, использовали сито (Приложение 3, фото 5). Коробы из бересты были удобны для хранения (Приложение 3, фото 6), а муку получали на ручных мельницах (Приложение 3, фото 7). Я тоже пробовала это сделать. Признаюсь, это очень долго и очень сложно.

1.2. ХЛЕБ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

А как же выращивают пшеницу сегодня? С этим вопросом я обратилась к местному фермеру Булату Маратовичу К., который ведет крестьянско-фермерское хозяйство с 2008 года (Приложение 4, фото 1). Занимается выращиванием зерновых и масличных культур. Посевная площадь пшеницы - 150 гектаров. Урожайность – 28 ц/га. Булат Маратович говорит, что выращивание пшеницы сложный и трудоемкий процесс: поле подготавливают с осени, проводят зяблевую вспашку. Весной проводят закрытие влаги. Потом - культивацию и посев. Летом – химическую прополку, а осенью - уборку урожая.

Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы.

Сорт муки зависит от того, какая технология была применена: крупно или мелко мололи, оставили ли все части зерна (Приложение 5, рис.1.). Вид муки зависит от того, из какой хлебной культуры или продукта она была сделана. Мука после помола должна отлежаться и созреть. Готовая мука проверяется на качество, потом только фасуют и маркируют, а оттуда муку везут в магазины, хлебозаводы и пекарни.

И даже после всех этих трудов хлеб ещё не появляется на столе. Конечно же, я не могла не изучить технологию выпекания домашнего хлеба (Приложение 6, фото 1). Помочь с этим вопросом согласилась общественная организация «Агинэй» с.Рысаево. Они не только показали, как пекли хлеб наши бабушки, но и рассказали, как и где собирали хмель для закваски, как готовится сама закваска. Зульфира Музафаровна опару поставила с вечера в деревянной кадке, утром замесила тесто, через час оно поднялось. После раскладки теста по формам, затопили печь. Когда дрова прогорели, из печи выгребли угли и поместили формы с тестом. Через 1,5 часа домашний хлеб был готов (приложение 6, фото 2). Хочу сказать, что здесь одни факты и сухие слова, а на самом деле бабушки такие добрые, мягкие, тёплые, лучистые, во время работы поют, улыбаются, читают молитвы, желая здоровья, мира и благополучия. А запах! Это неописуемо! Это надо видеть, слышать, чувствовать и самой участвовать в этом. Я очень благодарна им!

Хлеб может быть пшеничным - белым, ржаным - черным, цельно-зерновым. В моей родной деревне производством цельно-зернового хлеба занимается предприниматель Алишер Исмонович Х. Он пригласил меня в свою небольшую пекарню, где используется мука собственного производства, зерно для которого было выращено без удобрений и ускорителей роста. Мельницу он сделал сам (Приложение 7, фото 1). Говорит, что мука, смолотая на каменных жерновах, в отличие от металлических, не перегревается, и в муке сохраняются все полезные свойства.

Еще важная деталь это то, что он сам выращивает пшеницу. Ведь для вкусного и полезного хлеба зерно должно быть выращено без удобрений и ускорителей роста. Такой хлеб пользуется большим спросом в нашем районе.

Далее из этой качественной муки замесили тесто (Приложение 7, фото 2). После замеса, сразу начинается процесс ферментации, то есть брожения. После того как тесто поднялось, делают ручную обминку (Приложение 7, фото 3). Во время обминки из теста убирается лишний углекислый газ, вытягивается клейковина и нормализуется его температура.

Готовое тесто формуется в корзинах (Приложение 7, фото 4). Во время расстойки происходит брожение – хлеб готовится к выпечке.

Еще один важный момент это надрез, сделанный на буханке в правильной кондиции, который раскроет хлеб и сделает еще пышнее (приложение 7, фото 5).

Через положенное время из печи появляется ароматная буханка (Приложение 7, фото 6). С пылу с жару хлеб кажется на вкус чем-то волшебным, оторваться от него невозможно! Именно поэтому спрос на этот хлеб очень большой.

После всего этого у меня возник вполне логичный вопрос: «А как же удовлетворяются потребности людей в хлебобулочных изделиях в масштабе нашего города и района?» В архиве мы узнали, что первый хлебозавод в нашем городе начал работать в 1962 году (Приложение 8, фото 1). Эти факты подтверждает и наша районная энциклопедия (Приложение 8, фото 2). Мы не смогли попасть в хлебозавод и отправились в пекарню нашего города «Шатлык». Уже подходя к производственному зданию, я ощутила восхитительный аромат хлеба и сдобы. Меня встретила директор предприятия Флория Зуфаровна Т., которая рассказала мне о том, какой хлеб и кондитерские изделия они производят (приложение 9, фото 1). Затем проводила меня в производственные цеха, где я не только познакомилась с производством, но и сама смогла поучаствовать в процессе.

Технолог пекарни, Лиза Ильсуровна С. рассказала, что технология производства хлеба включает в себя несколько этапов. Сформировывают однородную тестомассу с использованием специальной тестомесильной техники (Приложение 9, фото 3). Затем идёт процесс брожения (приложение 9, фото 4), разделка теста (Приложение 9, фото 5). Завершающим звеном в появлении на свет хлеба является выпечка (Приложение 9, фото 6). Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины, а потом он попадает к нам на стол (Приложение 9, фото 7) .

1.3. ОТНОШЕНИЕ МОИХ СВЕРСТНИКОВ К ХЛЕБУ

Чтобы понять отношение моих одноклассников к хлебу, мы с учителем провели анкетирование (Приложение 10, фото 1).

1.3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Во время исследовательской работы для выявления полной информации провели анкетирование среду учащихся по следующим вопросам:

1. Как часто вы едите хлеб?

а) каждый день;

б) редко;

в) вообще не едите.

2. Какой хлеб полезнее?

а) пшеничный;

б) ржаной;

в) цельнозерновой;

г) все одинаковы.

3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?

а) да;

б) нет.

4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?

а) часто;

б) редко.

5. Как используется в вашей семье несвежий, черствый хлеб?

а) выбрасывают;

б) вскармливают домашним животным;

в) сушат сухари;

г) в вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба.

Возраст

Коли-чество учеников

Ответы на первый вопрос

Ответы на второй вопрос

Ответы на третий вопрос

Ответы на четвертый вопрос

Ответы на пятый вопрос

9-10

16

а-14

б-2

в-0

а-7

б-3

в-3

г-3

а-16

б-0

а-7

б-9

а-0

б-10

в-4

г-2

По результатам анкетирования выяснилось, что не все дети знают цену хлебу, и какой хлеб полезнее (Приложение 10, таблица 1). Не в денежном эквиваленте, конечно. Очень небрежно относятся к хлебу. Не делают то малое, что им под силу, чтобы сберечь кусок с таким трудом добытого хлеба. И я решила провести этот же опрос и в конце года, когда выступлю перед ними со своей исследовательской работой и, надеюсь, у меня получится достучаться до маленьких сердец.

    1. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ХЛЕБОМ

Ответ на вопрос, почему же кусочек хлеба окрасился в синий цвет, я посмотрела в интернете. Это объясняется тем, что йод проявляет себя как реактив на наличие в продукте крахмала. И я решила узнать, в каком же хлебе больше содержание крахмала.

Чтобы провести эксперимент, с мамой испекли хлеб (Приложение 11, фото 1, 2).

Образец №1 - хлеб из белой муки, на дрожжах.

Образец №2 - хлеб из цельнозерновой муки, на хмельной закваске.

В стакан с водой добавила пару капель йода. Затем в него по очереди опустила кусочки хлеба (Приложение 11, фото 3).

Наблюдаем: кусочек белого хлеба окрасился в синий цвет сильнее. Это означает, что содержание крахмала там больше (приложение 11, фото 4).

Вывод: в процессе производства муки высших сортов, удаляется оболочка зерна и зародыш. В результате остается только эндосперм, это практически чистый крахмал, он необходим, но его избыток ведет к ожирению, особенно он опасен для больных диабетом.

И я сделала вывод, что цельнозерновой хлеб полезней, чем белый.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы, дети 21 века, живущие в прорывное время научных открытий и технологий, должны все-таки знать свои корни, традиции и историю, ощущать себя частью природы. Говоря простыми словами, быть не безумным потребителем, а стремиться стать человеком творческим, уметь делать хоть что-то своими руками.

Из этой исследовательской работы я приобрела бесценный опыт: изучила историю хлеба, побывала в музее, пекарне, архиве, увидела изнутри процесс производства хлебобулочных изделий, испекла с мамой свой хлеб из цельнозерновой муки без промышленных дрожжей. Теперь я, как связывающее звено между прошлым и будущим, смогу в будущем передать свои полученные знания и навык. Свою работу я представила и в социальных сетях (Приложение 12, фото 1,2,3,4).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд., дополненное. – М: Азбуковник, 1997.-944 стр.

  2. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т./ П.Я. Черных. – 8-е изд., стереотип. – М.:Рус.яз. – Медиа, 2007, 559 стр.

  3. Пруцков Ф.М., Крючев Б.Д. Растениеводство с основами семеноводства. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:Колос, 1984-479 с., ил. – (Учебники и учеб.пособия для сред. с.-х. учеб.заведений).

  4. Учалинский район: Энциклопедия. – Учалы (ООО «Энциклопедия», Уфа), 2008. 368 с., илл.

  5. Крахмал с йодом. Реакция невидимости[Электронный ресурс] http://virtuallab.by/publ/video_opyty/video_opyty_khimija/krakhmal_s_jodom_reakcija_nevidimosti/41-1-0-97(Дата обращения: 25.12.2022 г).

  6. Сорта и виды муки [Электронный ресурс] https://www.hlebomoli.ru/blog/sorta-i-vidy-muki (дата обращения: 12.01.2023г.).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Фото 1. Выходные с мамой.

Фото 2. Так появилась тема для исследовательской работы.

Приложение 2.

Фото 1. Сельская библиотека с.Ильчино.

Приложение 3.

Рисунок 1. Сжигание лесов для пашни.

Рисунок 2. Сжигание лесов для пашни.

Фото 1. Деревянный плуг.

Рисунок 1. Вспашка деревянным плугом.

Фото 2. Серп.

Фото 3. Коса с грабельками.

Фото 4. Киле-ступа

Фото 5. Сито.

Фото 6. Короб из бересты.

Фото 7. Деревянная ручная мельница.

Приложение 4.

Фото 1. Встреча с фермером.

Приложение 5.

Рисунок 1. Сорта муки.

Приложение 6.

Фото 1. Выпекание домашнего хлеба.

Фото 2. Готовый домашний хлеб.

Приложение 7.

Фото 1. Мельница для производства цельнозерновой муки.

Фото 2. Замес теста.

Фото 3. Ручная обминка.

Фото 4. Формовка в корзины.

Фото 5. Надрез

Фото 6. Готовый хлеб.

Приложение 8.

Фото 1. Архивная справка.

Фото 2. Энциклопедия.

Приложение 9.

Фото 1. Интервью с директором ООО «Шатлык»

Фото 2. Беседа с технологом.

Фото 3. Тестомесильная машина.

Фото 4. Брожение (поднятие теста).

Фото 5. Разделка теста.

Фото 6. Выпекание.

Фото 7. Реализация хлеба.

Приложение 10.

Фото 1. Анкетирование.

Возраст

Количество учеников

Ответы на первый вопрос

Ответы на второй вопрос

Ответы на третий вопрос

Ответы на четвертый вопрос

Ответы на пятый вопрос

9-10

16

а-14

б-2

в-0

а-7

б-3

в-3

г-3

а-16

б-0

а-7

б-9

а-0

б-10

в-4

г-2

Таблица 1. Результаты анкетирования.

Приложение 11.

Фото 1. Выпекание хлеба дома.

Фото 2. Домашний хлеб для эксперимента.

Фото 3. Эксперимент с йодом.

Фото 4. Эксперимент с йодом.

Приложение 12.

Фото 1,2,3,4. Скриншоты из социальных сетей.

10

Просмотров работы: 40