Введение.
Актуальность исследования.Актуальность данной научно-исследовательской работы обусловлена пониманием того, что в настоящее время, к сожалению, очень мало людей знают историю своего села, историю достопримечательностей своего села. Мы не знаем, как называются наши парки, в честь кого или чего они созданы, кем созданы и как. Не знаем историю своего села, значит, не знаем себя. Мы сами, наши дети и внуки должны знать историю своего села и гордиться его достопримечательностями и людьми, которые их создали. Пора увековечить память о нашем селе и о людях, которые посвящают для него свою жизнь. Идеальным вариантом развития событий является тот факт, что, благодаря изучению достопримечательностей своего села, человек не только вырабатывает свое отношение к малой родине, но и стремится внести свой вклад в развитие родного села. Это определило тему исследования «Парк каменных скульптур моего села».
Проблема исследования. Что мы должны знать об истории села, чтобы она способствовала побуждению желаний у детей помочь развитию Парка каменных скульптур?
Объект исследования: Парк каменных скульптур.
Предмет исследования: возможность использования скульптур парка как дополнительного источника, который оказывает влияние на развитие творческих способностей.
Цель исследования: обосновать возможность использования истории Парка каменных скульптур, как условия, способствующего развитию творческих способностей детей.
Гипотеза основана на предположении о том, что использование истории Парка каменных скульптур, способствующего развитию творческих способностей детей, возможно, если:
- определена сущность понятия «скульптура»;
- выявлено содержание и педагогическое значение Парка каменных скульптур в художественно-эстетическом, творческом развитии школьников;
- будут использованы инновационные технологии, средства массовой информации в популяризации парка каменных скульптур села.
Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:
1. Изучить литературу и интернет-ресурсы о Парке каменных скульптур с.Кушнаренково.
2. Посетить Парк каменных скульптур с фотоотчётом.
3. Встретиться с автором парка каменных скульптур - художником Ильфиром Хайруллиным и провести опрос.
4. На основе исследований углубить знания об истории села Кушнаренково.
5. По итогам исследования слепить из пластилина модель скульптуры.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов:
анализ интернет-источников, беседа с автором скульптур, экскурсия в парк каменных скульптур.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «скульптура», как вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых материалов методом высекания;
- применительно к проблеме исследования эффективно использована значение Парка каменных скульптур для художественно-эстетического, творческого развития школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- составлен скульптурный эскиз;
-результаты исследования могут быть использованы в практике дальнейшего изучения истории села, в классных часах в школах.
Основная часть.
Недавно я узнала от родителей, что в нашем селе Кушнаренково есть место, которое называют Парком каменных скульптур, но я не имела представления, что это за парк и где он находится.
Согласно большому энциклопедическому словарю "скульптура (лат. sculptura от sculpo - вырезаю, высекаю) - это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов". [1]
Скульптура — это статуи (фигуры), предметы и группы тех и других. Они могут быть высечены из гранита, мрамора или какого-нибудь камня другой породы, металла, либо отлиты в гипсе, после лепки из глины. Это памятники или скульптурные группы, которые можно увидеть в скверах и парках.
На протяжении большей части своей истории скульптура создавалась с использованием четырех основных методов: резьба по камню, резьба по дереву, литье из бронзы и обжиг глины.
В эпоху палеолита возникли первые скульптуры в виде изображений женщины или разных животных, которые были найдены в Западной Европе (около 33 тысячелетия до н. э.). В эпоху неолита многообразие скульптурных памятников расширилось.
Наиболее развит был этот вид искусства в эпоху Древней Греции. Скульптура становится одной из главных форм выражения древнегреческой философии, в основе которой стояла личность человека – гармонично развитая как духовно, так и физически. Несметное количество изваяний богов, мифических героев и воинов было выполнено мастерами Древней Эллады. Важнейшим достижением классической античной скульптуры была разработка проблемы передачи движения.
В средние века скульптура имела почти исключительно религиозный характер. Изображались святые, мученики, церковные деятели. Искусство, воспроизводя сцены священной истории и ее персонажей, было тогда своеобразной «библией для неграмотных». Но достижением средневековой скульптуры была передача духовного начала, внутреннего состояния человека.
Новый виток развития получила скульптура в XV-XVI веках в эпоху Возрождения. Вновь пробудился интерес к реальным людям, к человеку как прекраснейшему созданию природы, к античному идеалу человеческой красоты и отразился в работах Донателло, Верроккьо и Микеланджело.
Своего рода поворот в искусстве скульптуры связан с импрессионизмом и особенно с работами французского скульптора О. Родена, который стремился в своих творениях выразить душевное состояние модели, передать богатство эмоций, переживаний, запечатлеть оттенки настроений.
В последующие века в разных странах сооружают много памятников поэтам, писателям, композиторам, ученым. Ведь эти люди — духовное и нравственное богатство нации, выразители того лучшего, что внес данный народ в сокровищницу мировой культуры и науки. Большое внимание скульптуре уделяли также и советские идеологи. Она стала действенным инструментом пропаганды идей советского социализма. Величественные стелы, массивные монументы и тысячи памятников коммунистическим вождям оставила нам в наследство советская скульптура. [4]
Таким образом, скульптура является одним из главных видов изобразительного искусства. Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность.
Мне очень хотелось скорее познакомиться с Парком каменных скульптур и своими глазами увидеть все его прелести, о которых так много рассказывают.
В нашей семье с большим интересом относятся к творчествут и развитию способностей всех членов семьи. И родители никогда не отказывают в помощи и совете. Именно поэтому за помощью в данной исследовательской работе я обратилась к своим родителям. Они с большим интересом начали помогать мне в этой нелегкой для меня работе.
В первую очередь я попросила родителей свозить меня в Парк каменных скульптур на экскурсию. По дороге к парку установлены коричневые указатели (Приложение 1). Как только мы подошли к парку, мне показалось, что я попала в сказку.
Парк каменных скульптур находится в селе Кушнаренково у парка отдыха «Самолет» на Девичьей горе. Гора получила свое название не просто так.
Основателями села были дворяне Топорнины. Род их был известен на всю Россию и близкими узами был связан с Оболенскими, Вяземскими, Якубовичами, Толстыми. На сегодняшний день родословная состоит более чем из пятисот имен. Одна из Топорниных вышла замуж за племянника нашего земляка, известного писателя Сергея Аксакова. С 1812 года на Девичьей горе в Кушнаренково начала строиться родовая усадьба (Приложение 2).
Легенда гласит, что гора получила такое название потому, что в доме была заточена одна из дочерей Андрея Топорнина – Екатерина, влюбленная в декабриста Александра Фока. Отец не хотел выдавать ее за бунтовщика. Строптивую дочь сослали в Топорнино. А декабрист как раз удачно расположился в соседней Андреевке (село до наших дней не сохранилось). Местные крепостные барышню уж очень любили и жалели, глядя на ее страдания из-за разлуки с суженым. Поэтому организовывали им свидания. Узнав обо всем, отец все-таки благословил их на брак. После свадьбы Екатерина переехала к мужу в Андреевку, где они прожили всю оставшуюся жизнь, у них родилось трое детей. Влюбленной девушки давно уж нет на свете, а название Девичья гора так и осталось [3].
У входа в парк нас встречает скульптура из белоснежного камня. Это скульптура той самой девушки, в честь которой и назвали гору (Приложение 3). Далее видим металлическую лестницу, которая ведет непосредственно к скульптурам, по которой сначала нужно преодолеть целых 50 ступенек. Спустившись по этой лесенке, упираемся к скульптурам. Между скульптурами уже видим ступеньки, которые вырезаны из камня. Кого только тут не встретишь. У самого подножия лестницы нас встречает каменный крокодил. Далее мы видим огромного грозного льва - царя зверей. Сразу узнала героя башкирского народного эпоса Камыр-батыр с булавой (в перводе с башкирского означает богатырь из теста) (Приложение 3). В этом эпосе у бабки с дедом не было детей, но они очень хотели ребенка. Бабка слепила из теста мальчика и он ожил.
Каменная скамья с парой лебедей, похожая на скамью примирения. Рядом стоит огромный конь с сильными могучими ногами, на котором можно посидеть и сделать красивые фотографии (Приложение 3).
Когда я увидела слона со слоненком, мне вспомнился мультфильм про мамонтенка, где он маму искал и нашел слониху, которая приняла его к себе (Приложение 3).
Есть здесь и символ села Кушнаренково - птица жаворонок (Приложение 3). Он является символом села, так как белый жаворонок изображен в флаге Кушнаренковского района (Приложение 4).
В Парке каменных скульптур есть место, где можно загадывать желания, расслабиться и замечтаться – это каменный трон с орлиными крыльями. А охраняет трон мудрая и гордая кобра (Приложение 3).
Спустившись на уровень ниже, мы видим следы великана и следы младенца рядом с нотным станом спящего кота. Почему-то мне кажется, что он немножко ленивый. Какой же парк без сторожа, ведь кто-то же должен охранять этот парк – здесь это каменная собачка. Там же мы видим лягушку, которая спряталась в уголочке (Приложение 3).
Кроме каменных скульптур в парке есть фигуры из нержавейки — оригинальный светильник в окружении двух журавлей, музыкальная подвеска, издающая мелодичный перезвон, и забавная хрюшка-копилка с надписью «Кинь монету на удачу и потри за пятачок" (Приложение 3).
Каждый из сказочных героев сделан с большой любовью, желанием и авторским вкусом, имеет свой характер и настроение... Как же здесь красиво! Какая потрясающая, кропотливая работа!
По правому краю парка находятся еще несколько каменных глыб, которые, подготовили для «оживления».
На одной из стен каменной глыбы можно увидеть надпись «Парк – дар родному краю от Ильфира Хайруллина» (Приложение 3).
После нашей экскурсии эта исследовательская работа становилась все интереснее и интереснее. Я уже хотела лично встретиться и побеседовать с автором каменных скульптур художником Ильфиром Хайруллиным. И мне это удалось. Мы договорились о встрече в Парке каменных скульптур (Приложение 3).
Ильфир Хайруллин почти всю жизнь прожил в Кушнаренково. После школы уехал в Уфу учиться на художника, а получив профессию и поработав в разных городах, снова вернулся в родное село.
Из беседы с ним я узнала еще больше об истории Парка каменных скульптур.
Городок создавался из мягкого и податливого песчаника, в то же время — достаточно прочного, чтобы простоять много лет. Для творчества мастер использует обычные инструменты — болгарку, перфоратор, долото, молоток и шлифовальную машинку.
Идея о необычном парке не оставляла его всю жизнь. Только в 2018 году, выйдя на пенсию, художник решил, что пора бы сделать в этих краях такое место, куда люди могли бы приходить и отдыхать.
Свою работу он начал со 160 ступенек, которые выкопал, чтобы посетителям было легко и удобно спускаться к скульптурам. Активное участие в создании парка принимали и другие местные жители. А деньги на обустройство территории (например, на установку перил) собирали всем миром. Очень помогли местные предприниматели.
Жители помогали даже интересными советами. Например, идею сделать крокодила и слона ему дали местные жители. Одна из женщин, указав на камень, заметила, что он похож на крокодила, на что скульптор согласился: «Ладно, будет крокодил». Другой «советчик», местный мужчина, взглянув на еще один камень, заверил, что тот ему напоминает слона. Ильфир Фидаевич, не долго думая, принял решение: «Делаю слона». А вот идею вытесать из камня кота художнику невольно подсказала реальная белая кошка, которую он увидел здесь сидящей на одной из глыб.
- Камень сам диктует образ, который обретет, и часто он не совпадает с моей идеей. Я хотел, чтобы трон обвивала змея, но в итоге пришлось менять планы: камень не поддался, и мы решили, что здесь будут орлиные крылья, - объяснил мастер.
Помогает художнику и местная администрация: власти провели на гору электричество, чтобы художник мог работать перфоратором и болгаркой.
Как объясняет художник, при создании фигур сложнее всего ему дается подготовительная работа, ведь требуется раскапывать песчаник, передвигать или даже переносить тяжеленные камни.
Благодаря спонсорской помощи, ярусы парка в целях безопасности были огорожены металлическими перилами, заодно здесь организовали смотровые площадки, откуда открываются живописные панорамы реки Белой и окружающей природы. Между уровнями сооружены каменные ступени. В вечернее время территория мягко освещается, располагая к душевным философским беседам. На всякий случай за порядком круглосуточно следят видеокамеры.
- Я искренне наслаждаюсь этим процессом. Что еще делать на пенсии? Мое умение со мной живет и со мной умрет. А парк на память останется. Пока ноги меня сюда будут поднимать, не прекращу ваять, чтобы у кушнаренковцев было место для прогулок, - подчеркнул Ильфир Хайруллин.
Несмотря на то, что работа над созданием Парка каменных скульптур еще не завершена, здесь бывает очень много посетителей, ведь в солнечные выходные его посещают до 400 гостей – это и местные жители и гости села Кушнаренково, которые хотят сфотографироваться на фоне уже готовых фигур.
После встречи с автором скульптур парка, мне самой захотелось попробовать себя в роли художника-скульптора и я решила слепить модель виноградной лозы (Приложение 5). Ведь Кушнаренковский район является родиной самой северной виноградной плантации в России. На левой части щита Герба района изображены гроздья винограда (Приложение 4), означающие, что в районе впервые в республике выведены районированные сорта винограда и в настоящее время развито виноградарство. Башкирский, а если точнее, Кушнаренковский виноград имеет целый ряд особенностей. Он приспособлен к уральскому климату, то есть морозоустойчив. От традиционных южных сортов наш виноград отличается ещё и немного меньшим размером плодов. Имеющиеся виды позволяют получать неплохой урожай практически при любой погоде.
Возможно, когда-нибудь в парке каменных скульптур появится еще один символ села – виноградная лоза.
Заключение.
Моя исследовательская работа была предназначена для того, чтобы обосновать возможность использования истории парка каменных скульптур, как условия, способствующего развитию творческих способностей детей; привлечь внимание одноклассников к изучению истории своего села, к получению дополнительной информации о родном крае и его людей.
На примере моей семьи я поняла, что любые цели можно достичь, если рядом с тобой родные надёжные люди, которые будут рады твоим открытиям и стремлениям. Зная историю своего села, его достопримечательностей, мы с гордостью можем делиться с ней своим окружением. Знание истории родного края обеспечивает продолжение развития села, развитие народа и воспитание детей. История оказывает большое влияние на личность ребёнка, а также на взрослых членов семьи. Я узнала много об истории возникновения Парка каменных скульптур, о его значении в сохранении народного наследия, об истории возникновения и создания скульптур, и поняла, что исследовательская работа дает возможность познать новое, интересное о родном крае, о своем селе, о его достопримечательностях ещё глубже. При изучении истории своего села узнаешь об искусстве много неизвестного и интересного.
Именно поэтому я и дальше хочу изучать историю своего села, его талантливых мастеров; распространять и агитировать это дело среди своих сверстников и одноклассников. Возможно, тем самым смогу привить, добавить хоть капельку интереса к изучению своего села, его достопримечательностей, чувство уважения и гордости к родному краю и людям, создающим в нем красоту.
Парк каменных скульптур наглядный пример того, как обычный человек бескорыстно занялся украшением своего места жительства, своей малой родины на общее благо. Мы гордимся тем, что в нашем селе Кушнаренково есть такой художник - Ильфир Хайруллин, который своим творчеством и талантом смог привить интерес к изучению родного края и привлечь множество туристов.
Буду надеяться, что парк каменных скульптур будет расти и расширяться, сохраняя и передавая историю дальше из поколений в поколения, что мои внуки и правнуки будут знать, уважать и помнить историю своего села и его достопримечательностей.
.
Список использованных источников и литературы
Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://dic.academic.ru
Векипедия [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
Газета «Уфимские ведомости» [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://vedomosti102.ru/
Энциклопедический словарь юного художника. /Сост.: Платонова Н.И., Синюков В.Д. - Москва: Педагогика, 1983. - 416 с.
Приложение 1
По дороге к Парку каменных скульптур
установлены указатели коричневого цвета
Приложение 2
Вот так усадьба выглядела до революции 1917 года
И так выглядит эта усадьба сейчас
Приложение 3
Скульптура девочки, вчесть которой названа гора Лестница, ведущая в парк каменных скульпур
Каменный крокодил встречает гостей Лев – царь зверей
Герой башкирского эпоса – Камыр-батыр Скамья примерений
Огромный конь с сильными и могущими ногами Мамонтенок нашел маму
Жаворонок – символ Кушнаренковского района Трон – место силы
Мудрая кобрая Нотный стан с музыкальной подвеской
Ленивый спящий кот Сторож парка – собачка
Лягушка спряталась в уголочке парка Светящиеся журавли
Хрюшка-копилка Надпись на скале
С автором скульптур Ильфиром Хайруллиным
Приложение 4
Флаг Кушнаренковского района, где изображен жаворонок
Герб Кушнаренковского района, где изображена виногорадная лоза
Приложение 5
Модель скульптуры из пластилина «Виноградная лоза»