Будь моими глазами

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Будь моими глазами

Белова Е.А. 1Астахова К.Э. 1Иванов А.Д. 1Габзалилова Э.И. 1
1ЧОУ "СОШ Экополис"
Грипциенко Е.В. 1
1Частная общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Экополис» ЧОУ «СОШ «Экополис»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Собака – друг человека. Уже давно собака научилась облегчать жизнь людей с проблемным здоровьем. Есть целая группа собак, именуемая поводырями. Их главная цель - помогать незрячим и слабовидящим людям перемещаться вне помещений и избегать столкновений с предметами. Собаки служат поводырями вот уже несколько сотен лет. Но, к сожалению, до сих пор есть случаи, когда таких собак не воспринимают в обществе. Возникает противоречие: незрячим людям необходимы собаки-поводыри, но общество не готово к этому из-за недостаточной информированности. Окружающие должны как можно больше знать о работе собак-проводников и не препятствовать им. Мы хотим, чтобы незрячие люди посещали любые общественные места без мыслей о том, что их могут куда-то не пустить.

Так и возникла тема проекта социальной направленности: «Будь моими глазами...». Мы выдвинули гипотезу: если мы будем больше знать о роли собак в жизни людей, о правах таких собак, то лучше будем относиться к нашим любимым питомцам, адекватнее себя вести в их присутствии в местах общего пользования.

Собака- проводник для инвалида по зрению не просто питомец. Она становится для человека не только ближайшим другом, но и его глазами. Окружающие должны как можно больше знать о работе собак-проводников и не препятствовать им.Перед началом работы мы поставили цель: раскрыть роль собак – поводырей в жизни незрячего человека и привлечь внимание общества к таким людям и их собак - поводырей.

Достичь цели помогут поставленные задачи:

1. Прочитать книгу М. Самарского «Радуга для друга», чтобы глубже понять как работает собака - поводырь;

2.Найти как можно больше информации о дрессировке, о работе собак – поводырей, проанализировать и систематизировать собранный материал;

3. Показать огромное значение собак-проводников в жизни незрячих людей и привлечь внимание окружающей общественности к проблеме.

Глава I. Теоретическая часть.

I.1.Собака на службе человека.

Все мы с детства знаем, что собака - друг человека, верный, преданный, неизменный, на всю ее собачью жизнь. И любит она своего хозяина всегда и всякого, и он для нее самый-самый. Но собаки нужны нам не только для дома[6, 67].У собак много профессий. Собаки работают ищейками, - спасателями, таможенниками, ездовыми собаками, поводырями, охранниками, охотниками, пастухами, сапёрами, пограничниками, водолазами.

Таким образом, с каждым годом собаки расширяют свою полезную деятельность, приобретают новые специальности, становятся нужными людям в самых разных областях.

I.2. «Собака- поводырь».

Если обратиться к словарю С.И.Ожегова за толкованием слова «поводырь», то можно прочитать, что это тот, кто помогает кому-нибудь идти, водит кого-нибудь. [4.С.99]

«Поводырь» в Толковом словаре Ефремовой: 1) а) Тот, кто водит кого-л. б) Провожатый, проводник.2) Животное, идущее впереди …

Другие словари дают такое толкование слова: «Поводырь»- это человек, животное или специальное устройство, функцией которого является оказание помощи слепому во время передвижения. Устаревшие значения слова «поводырь», — провожатый, проводник, ведущий. Позже, выполнение этой функции начали чаще возлагать на животных.

Для слепого человека и людей с серьезными нарушениями зрения дорога до магазина, поликлиники или соседнего парка – настоящая полоса препятствий, пройти ее в одиночку просто невозможно. Помочь людям, имеющим серьезные проблемы со зрением, призваны собаки-поводыри. «Собака-поводырь» — это специально обученное животное, которое помогает незрячим или слабовидящим людям ориентироваться в пространстве. Благодаря поводырям люди с проблемным зрением могут жить обычной жизнью.

Далеко не каждый пес может стать поводырем. Животное должно иметь высокую способность к тренировке, обладать терпением, выдержкой. Тренерами-кинологами было установлено, что самыми подходящими породами для обучения являются лабрадор-ретривер и золотистый ретривер, немецкая овчарка, ротвейлер, королевский пудель и колли. В России на данный момент берут только лабрадоров и золотистых ретриверов. Эти породы считаются у нас максимально подходящими из-за оптимального сочетания ума, дружелюбия, желания работать с человеком.

I.3. Где обучают собак-поводырей?

В нашей стране профессиональная подготовка собак-проводников началась после Великой отечественной войны, когда с фронта вернулись тысячи крепких мужчин, потерявших зрение. Инвалиды по зрению должны были не только заново научиться работать, но и свободно передвигаться, не надеясь на помощь посторонних. Их единственными товарищами становились собаки-поводыри, первая партия которых была подготовлена Центральной школой служебного собаководства и передана незрячим фронтовикам в 1947 году. Собак-поводырей в России готовят всего два центра, оба в Подмосковье — Российская школа подготовки собак-проводников «Всероссийского общества слепых» и учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов».

I.4. Как выбирают собак для службы?

Поиском и отбором щенков- занимается отдельный специалист центра. Щенок, которому на момент покупки не может быть больше трех с половиной или четырех месяцев, должен обладать качествами потенциального поводыря, поэтому перед покупкой животных тестируют. Так, специалист проверяет поведение щенка на улице, смотрит, как он реагирует на общественный транспорт, незнакомых людей и других животных. Отдельно проверяют реакцию животного на резкие громкие звуки: щенок не должен переживать и нервничать из-за них. Ему должен быть всегда интереснее человек. Если щенок подходит по всем параметрам, то его покупают.

I.5. Обучение собак-поводырей. Дрессировка

Стандартная программа подготовки условно разделяется на два блока: курс послушания – общая дрессировка: курс вождения – специальная дрессировка.

Прежде чем дрессировать купленного щенка в центре, его выращивают до годовалого возраста в волонтерских семьях. Семью волонтеров обеспечивают всем необходимым: специальным сухим кормом, мисками, игрушками, ошейниками и поводками. Здесь животное должно научиться жить с человеком, доверять ему и обучиться базовым правилам поведения в жилище. [6.С.98]

Когда собака попадает в центр, начинается ее серьезная подготовка по общему курсу и специальному курсу поводыря. Обучение длится около шести месяцев. У каждой собаки есть свой дрессировщик, который каждый день занимается с ней. Во время дрессировки собаку специально трогают руками, потому что незрячий человек не сможет иначе проверить, выполнила команду собака или нет.

Специальный курс дрессировки начинается, когда хвостатым курсантам исполняется год. Чтобы собака быстрее освоилась в реальной жизни, занятия организуют не только на тренировочной базе центра, но и в городе. Животных знакомят с городскими маршрутами, где много естественных препятствий. Специальный этап дрессировки рассчитан примерно на полгода, после чего собака и кинолог сдают экзамены.

По окончании учебы в центре собаке выдается именной сертификат, удостоверяющий ее право на пребывание в общественных местах.

Но экзамены, даже сданные на отлично, не считаются заключительной частью обучения собаки-проводника. Начинается едва ли не самый ответственный этап работы инструктора – передача животного будущему хозяину. Пара «незрячий – собака-проводник» формируется (на основе анкет и личных встреч с инвалидами по зрению) на последнем этапе тренировок. Передача собаки проходит, как правило, на тренировочной базе центра и занимает приблизительно две недели. Этот процесс всегда очень индивидуален, так как строится с учетом особенностей/предпочтений каждого человека.

I.6. Где можно находиться собаке-поводырю?

Незрячие люди со своими собаками-проводниками сталкиваются с неприятной ситуацией, когда их не пускают в магазины, аптеки, кафе, театры, автобусы и другие общественные места или у них требуют дополнительную плату за вход или проезд собаки, что противоречит федеральному законодательству (181-ФЗ). [5.С.28]. Правда на стороне незрячего человека. Он может предъявить паспорт на свое животное и объяснить, что нет причин отказывать в прохождении.

Глава II.

Практическая часть.

Работу над первой задачей мы начали с посещения библиотеки им. Н.Некрасова, где взяли книгу М. Самарского «Радуга для друга». Мы стали вместе знакомиться с ее содержанием, которое нас очень увлекло. Через мысли Тисона, собаки – поводыря 13 летнего незрячего мальчика, автор показывает проблемы современного общества, его людей и их отношений, где есть многое: алчность и преданность, грубость и доброта, жадность и щедрость, хамство и любовь. Мы поняли, что книга расширила наш кругозор непростой темой жизни тех, кому тяжело.

В ходе решения второй задачи мы узнали о профессиях собак, о специальной дрессировке собак – поводырей, их работе, о местах, где проходят обучения таких собак. Проанализировав информацию, мы ее систематизировали и создали текстовой материал для нашего проекта.

Заключительной и самой масштабной задачей было информирование окружающих об огромной роли собак - поводырей в жизни незрячих людей и привлечение внимания общественности к данной проблеме несколькими этапами.

Мы познакомились с Леонидом Александровичем Ш. через социальную сеть ВКонтакте, обозначили встречи, возможные обсуждаемые вопросы на них. В свою очередь Леонид Александрович поделился с нами видео материалом о жизни незрячих людей и их питомцах, о дрессировке собак – поводырей. Это позволило нам понять, что люди, которым нужна помощь, готовы к взаимодействию (См. Приложение).

Первая наша встреча с Леонидом Александровичем и его собакой – поводырем произошла в Областной научной библиотеке им. Н. К. Крупской.

Ведущий библиотекарь отдела обслуживания людей с ОВЗ К.А. Сенцева ознакомила нас со своей работой, о том каким образом привлекают они внимание городской общественности к проблемам данной категории людей. Далее Леонид Александрович рассказал нам о себе и своей собаке – поводыре. Он с огромным удовольствием ответил на волнующие вопросы ребят. Леонид Александрович показал практические упражнения с собакой. После этой встречи мы осознали, что собака-поводырь на самом деле очень дружелюбна и воспитана, её не следует опасаться (См. Приложения).

Следующая встреча с ними произошла в стенах нашей школы уже со всеми экополистами. Мы ознакомили обучающихся с видеоматериалами, в которых рассказывалось о незрячих людях, их жизни, о собаках – поводырях. Леонид Александрович ответил на интересующие вопросы ребят и учителей. Он провел практическое занятие с собакой – поводырем Джексоном и ребятами. Такое общение помогло нам ещё больше понять ценность нашей работы: если незрячие люди смогут свободно перемещаться по улицам с собаками-поводырями и не будут встречать недопонимания, их жизнь качественно изменится (См. Приложения).

Сразу после линеек мы провели диагностику с обучающимися. Цель обратной связи: интересна и полезна ли была встреча. Мы выявили, что данная встреча была необходима для толерантного отношения к незрячим людям и их собакам – поводырям (См. Приложения).

Следующим этапом работы было интервью с мамой, участницей проекта «Будь моими глазами». Родители приветствуют участие ребят в проектах социальной направленности.

На общешкольной встрече с Леонидом Александровичем Ш. было принято решение продолжить нашу дружбу, поучаствовав вместе в акции «Елка желаний". Обучающие изготовили своими руками новогодние игрушки из ниток, РПК «Дизайн проект» изготовили ленты с логотипами учреждений, участвовавших в этой акции. Зоомагазин «Корма 56» установил елку с нашими игрушками и повязанными лентами на новогодних шарах в зале магазина, где любой желающий мог купить подарки для собак – поводырей. Так нам удалось не только совместно с другими учреждениями поучаствовать в акции, но и оказать реальную помощь (См. Приложения).

Для наглядной информации мы создали тематическую брошюру «Будь моими глазами», чтобы вызвать интерес окружающих к данной проблеме.

Итогом всего нашего проекта стал видеоролик, который призван показать существующую проблему в обществе, вызвать толерантное отношение к незрячим людям, их собакам –поводырям и указать возможные варианты решения данного вопроса. Данный ролик можно просмотреть на сайте школы, на нашем телеграмм канале.

Заключение.

Подводя итог, хочется вспомнить слова М. Твена: «Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой". С ним трудно не согласиться. Все люди на земле нуждаются и в милосердии, и в любви... Но особенно необходимы тепло и участие тем, кто, по каким-то причинам, лишен возможности слышать звуки, различать цвета и вообще полноценно воспринимать наш прекрасный мир. И так важно для них, чтобы рядом оказалось любящее и преданное существо, пусть даже это собака-поводырь.

Итак, изучив информацию о собаках-поводырях, прочитав книгу М. Самарского «Радуга для друга» и поработав над ее содержанием, познакомившись с Леонидом Ш. и его собакой поводырем Джексоном, проведя несколько тематических линеек, организуя интервью с родителем, анализируя диагностику экополистов, участвуя в акции «Елка желаний», мы сделали выводы:

- роль собаки – поводыря бесценна в жизни незрячего человека;

-в обществе мало информации об этой проблеме, поэтому решили ознакомить как можно больше людей с ней, создав видеоролик;

- окружающие, получив данную информацию, проявляют толерантность и относятся с пониманием к незрячим людям и их собакам.

Мы считаем, что тема нашего исследования актуальна в наши дни. Цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Список литературы

  1. Самарский, М. А. Радуга для друга: [повесть] – Москва :Эксмо, 2015.

  2. Самарский, М. А. Остров везения: [повесть] – Москва :Эксмо, 2015.

  3. Самарский, М. А. Формула добра: [повесть] – Москва :Эксмо, 2015.

  4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М., 1997. — 944 с.

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Собака-поводырь

  6. http://www.zooplandia.ru/encyclopedia/dogs/nobreed/31939158-Sobaki-povodiri

  7. http://wolcha.ru/stihi-o-sobakah/3075-stihotvorenie-o-sobake-povodyre.html

  8. http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-sobaku

  9. http://img.dlyakota.ru/uploads/posts/201111/13216501912838sobakiosen39.jpg

  10. http://gavgavka.com/images/articles/2012/sobakapovodyr.jpg

Приложения

Вопросы для интервью с Леонидом Александровичем Ш.

-Леонид Александрович, расскажите о своей биографии.

- Сколько лет у Вас Джексон?

- Джексон – это Ваша первая собака?

- Как она у Вас оказалась?

-Леонид Александрович, помните Вашу первую встречу с Джексоном?

- Какой у Джексона характер?

- Он Вас подводил хоть раз?

- Леонид Александрович, был ли момент когда он Вас спасал?

- Как часто в день Вы с ним гуляете?

- Леонид Александрович, каким кормом Вы кормите Джексона?

- В каких конкурсах, слетах Вы участвовали с Джексоном.

- Леонид Александрович, какие награды есть у Джексона.

- Леонид Александрович, правда ли, что у таких собак есть пенсия.

- Какими исходными данными должен обладать пес, чтобы стать поводырем?

-Леонид Александрович, почему, по Вашему мнению, таких собак так мало?

-Леонид Александрович, как мы можем способствовать, чтобы собак – поводырей стало больше в нашем городе?

Анкета для обучающихся 6-7 классов.

  1. Интересна ли была вам встреча с Леонидом Александровичем Ш. и его собакой – поводырем.

  2. Чем полезна для вас была эта встреча.

Анкета для обучающихся 6-10 классов.

Фотоотчёт

Смотреть видеоролик:

Ссылка на видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/T6SFmSrziL58ow

Просмотров работы: 75