ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всего периода времени слышу от нашей учительницы слова: «Тетрадь – это лицо ученика и по ней можно судить о человеке, не видя его». Перелистывая тетради прошлых лет, я заметила, что мой почерк изменился. Своими наблюдениями я поделилась с учителем. Светлана Васильевна сказала, что есть специальная наука, которая изучает почерк человека - графология. Я очень этим заинтересовалась и решила поближе познакомиться с этой наукой и на её основе изучить характеры моих одноклассников.
Актуальность
Человек стремится к самопознанию и познанию окружающих его людей, для того, чтобы объективно оценить себя и своё окружение.
Почерк – это инструмент, который позволяет заочно познать человека, не зная его.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что изучив особенности почерка, можно понять черты характера человека и составить его характеристику.
Цель работы: составить характеристику учащихся моего класса по их почерку.
Задачи работы:
1. Познакомиться с наукой графологией;
2. Изучить основные закономерности графологического анализа;
3. Проанализировать почерк учащихся 4 а класса;
4. Составить характеристику учащихся и класса.
Предмет исследования: почерк учащихся 4 а класса.
Объект исследования: графология.
Практическая значимость: умение анализировать почерк поможет познать человека, увидеть положительные и отрицательные стороны характера.
Методы исследования:
- Анализ различных источников информации о графологии.
- Наблюдение.
- Сопоставление.
- Систематизация полученных данных .
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Сначала я выяснила проблему, изучила литературу, обратилась к помощи интернет ресурсов по данной проблеме.
Затем я проанализировала почерки учащихся нашего класса, составила индивидуальные характеристики ребят и класса в целом. Подготовила выступление и презентацию данной работы.
ГРАФОЛО́ГИЯ - учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека.
ПО́ЧЕРК – 1. Манера писать, характер начертаний букв в письме. 2. перен. Индивидуальная манера, характерные черты.
Графология как наука
Изучая литературу, я узнала, что давно замечено, что почерки отличаются друг от друга. Каким только почерк не бывает, и у каждого из нас он свой. Он начинает формироваться в возрасте 8 лет и окончательно складывается только к 20 годам, но может меняться в течение всей жизни.
Ученые давно установили, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, и поэтому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нём.
Законы зависимости между почерком и личностью, характером человекаизучает графология.
Мне стало интересно, кто первый начал изучать почерк человека. Изучая интернет, я узнала об итальянском враче, профессоре Камилло Бальдо (Camillo Baldo 1550 – 1637 гг.). Одним из первых он исследовал почерк и в 1622 г. написал свой труд «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего».
Впервые слово «графология» появилось в 1871 г. в книге „Систeмa графологии“, французского аббата Жана Ипполита Мишона (1806—1881 гг.)
Мишон, систематизировал особенности почерка и попытался установить соответствия между ними и личностными качествами.
До революции 1917 года в России сложилась своя графологическая школа, имеющая два направления: криминалистическое и графологическое.
С 20-х годов XX столетия в графологическом направлении работал графолог-эксперт Д.М.Зуев - Инсаров, написавший множество статей по графологии и монографии: „Строение почерка и характер“, „Почерк и личность“.
В странах Европы графология давно применяется в тестировании людей. В настоящее время многие фирмы приглашают графологов, с помощью которых проверяют кандидатов на работу. К ним обращаются родители, чтобы определить, куда лучше направить способности и таланты своих детей. Задачи графологов - проанализировать основные черты почерка таким образом, чтобы человек понял свои способности и сумел ими воспользоваться наилучшим образом в личных отношениях, в учебе, в работе.
Графология используется в бизнесе, медицине, криминалистике, педагогике и позволяет получить вероятные выводы, а не стопроцентные утверждения.
Как провести анализ почерка
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Предложить человеку написать небольшой текст, чтобы человек не знал о том, что будет проводиться анализ его почерка.
Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страниц, нужно обратить внимание на последнюю страницу, так как к концу письма почерк максимально естественен.
Необходимо познакомиться с признаками, на основе которых будет проведён анализ почерка. Основными признаками почерка являются:
-размер букв;
-наклон букв;
-направление строки;
-размашистость и сила нажима;
-характер написания слов.
Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:
а) Линия письма плавно поднимается вверх - оптимизм, радость жизни, уверенность, амбициозность (самолюбие);
б) Линия письма резко уходит вверх – витает в облаках, не хватает здорового ощущения реальности;
в) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;
г) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный, целеустремленный;
д) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;
е) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый, часто меняющееся настроение.
Размер почерка говорит об общительности человека.
а) Крупный (более 3мм.) – общительные, эмоциональные, легко находят общий язык с разными людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.
б) Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.
в) Мелкий – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.
г) Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые.
д) Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.
Форма почерка
а) Округлый почерк - чаще всего встречается у весёлых, добрых и отзывчивых людей, на него можно положиться, он всегда поддержит в трудную минуту.
б) Угловатый почерк – признак эгоизма. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Обладатели острого почерка часто бывают хитрыми, умными, не слишком добродушные люди.
Стиль письма
а) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный человек;
б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;
в) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;
г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек. У большинства гениев был абсолютно неразборчивый почерк;
д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление.
Наклон почерка
- почерк прямой, вертикальный
говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Самая главная черта характера – упрямство.
- Небольшой наклон вправо наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным и уравновешенным. Всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.
- сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.
- слабый наклон влево
встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума.
- сильный наклон влево
Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему.
Расстояние между словами и строками
Плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
Увеличенное расстояние между словами - усиливается тенденция к расточительству.
Практическая часть
Исследование почерка учащихся 4 а класса
Проводя анализ почерка одноклассников, я опиралась на изученную информацию, сопоставляя ряд признаков, чтобы более точно определить наличие присущих черт личности характера.
Сводная таблица особенностей почерка и характерных черт характера одноклассников
Черты характера |
Особенности почерка |
Учащиеся 4 а класса |
Уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций. |
Строки идут прямо |
Ученик 3 |
Человек расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания. |
Округлые буквы |
Ученик 12 |
Человек предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями. |
Угловатые буквы |
Ученик 8 |
Общительные, эмоциональные, легко находят общий язык с разными людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте. |
Крупные буквы |
Ученик 10 Ученик 7 Ученик 1 |
Свидетельство о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек. |
Мелкие буквы |
Ученик 6 Ученик 9 Ученик 8 |
Свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит. |
Небольшой наклон вправо |
Ученик 4 Ученик 11 |
Спокойный, уравновешенный человек |
Разборчивый, аккуратный |
Ученик 2 Ученик 4 Ученик 3 |
Энергичный, нервозный человек. |
Неразборчивый |
Ученик 9 Ученик 13 Ученик 6 Ученик 5 Ученик 7 |
Свидетельство о бережливости человека. |
Плотное расположение слов |
Ученик 8 |
Изучая почерк ребят нашего класса, я заметила, что у некоторых ребят наблюдается схожесть в наклоне, написании букв, стиле письма. Может это потому, что мы обучаемся и воспитываемся у одного учителя, и в одном классе. По прошествии времени почерк будет изменяться, потому что наш характер и мировоззрение только формируется.
Проанализировав особенности почерков учащихся, я составила индивидуальные характеристики одноклассников.
Характеристики учащихся класса
Учащийся |
Черты характера по почерку |
Ученик 3 |
Уравновешенный, спокойный. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Бережливый человек. |
Ученик 4 |
Спокойная, уравновешенная, бережливая, общительная девочка, неагрессивная, умеющая контролировать свои эмоции. |
Ученик 1 |
Общительный, эмоциональный, легко находит общий язык с разными людьми. По натуре он лидеры и душа любой компании. Стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. |
Ученик 11 |
Уравновешенный, спокойный, эмоциональный человек. Он открыт для понимания, расположен к общению и не любит одиночества. Умеет контролировать проявления своих эмоций и не расстраивается от мелких неприятностей. Он расположен к сотрудничеству и не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. |
Ученик 10 |
Человек активный, энергичный, обладающий критичным умом. Бережливый человек. |
Проанализировав полученные характеристики, я обнаружила совпадения в некоторых чертах характера у моих одноклассников.
Исходя из жизненных наблюдений за моими одноклассниками школе и за её пределами, можно сказать, что эти совпадения в схожести некоторых черт характера в данное время действительно существуют.
Соединив сходные черты характера, я составила характеристику класса.
Характеристика класса на основе составленных по почерку индивидуальных характеристик одноклассников
В нашем классе все дети энергичные, подвижные, общительные.
70% ребят с оптимистичными взглядами на жизнь, умеющими держать под контролем свои эмоции и 30% ребят скептического плана, которым свойственно реальное оценивание происходящих событий.
Среди учащихся нашего класса 80% спокойных и уравновешенных, и 20% нервозных и самолюбивых ребят.
80% детей нашего класса открыты для понимания, не склонны проявлять настойчивость в утверждении своих планов, расположены к сотрудничеству. 20 % детей расположены к соперничеству, с присущими им собственническими настроениями.
80% ребят класса бережливых и 20% ребят склонных к расточительству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе своего исследования я проанализировала почерки одноклассников, узнала много нового и интересного об их характерах и пришла к таким выводам:
- Почерк – это ключ, позволяющий узнать сильные и слабые стороны человеческой личности, лучше понять людей из своего окружения.
- На основе графологического анализа можно составить психологический портрет человека и класса.
В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась: почерк зависит от характера человека, в котором отражаются и темперамент, и отношение к миру, и к самому себе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дороти Сара. Тайны почерка: как по почерку определить черты вашего характера. –М,: Вече, АСТ, 1998.-160с.(« Познай себя »).
2.Хустова Д. А. Москва, ж. «Русский язык» №12 2006 г.
3.Поздняков Н. С. Почерк в современной школе.
4.Дудаева Е. Как исправить почерк.
5.Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Москва 2000 г.