1. ВВЕДЕНИЕ
Что такое здоровье? Я думаю, здоровье – это дар. А если это подарок, то его нужно беречь. Как это сделать? На уроке окружающего мира я узнала, что все процессы в организме управляются мозгом. Мозг и многие другие органы работают непрерывно и постоянно требуют пополнения энергии. Источником энергии является пища, которая обеспечивает организм строительным материалом и «топливом». Продукты, которые мы употребляем в пищу, содержат необходимые для организма питательные вещества и их можно разделить на 6 видов: белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли и витамины. Витамины нужны каждой клеточки организма, так как каждый витамин выполняет определенную задачу. Большинство витаминов в организме не вырабатываются, они попадают в него только с пищей. Значит, чтоб здоровым оставаться – нужно правильно питаться? Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе нашего исследования.
Цель: провести сравнительный анализ заболеваемости детей, и выявить в какой местности уровень заболеваемости ожирением выше.
Задачи исследования:
1. Проанализировать результаты медицинских осмотров детей и подростков в Тюменской области.
2. Определить увеличивается ли количество заболеваний органов пищеварения и эндокринной системы с возрастом.
3. Сравнить количество детей, страдающих ожирением в сельской и городской местности.
5. Узнать, как можно избежать проблем лишнего.
Методы исследования: анализ, изучение литературы и других источников информации, анкетирование, интервьюирование.
Гипотеза: в сельской местности количество детей и подростков с ожирением меньше, чем в городской.
Ключевыеслова: быстрая еда, заболеваемость, ожирение, правильное питание, физическая активность.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. История появления и развития еды
Известно, что первые люди мало чем отличались от обезьян и ели только растительную пищу. Со временем в рационе древнего человека появляются морепродукты и мясо. Однажды упавшее в землю зерно способствовало появлению земледелия. Жителей Древней Греции и Древнего Рима можно считать первыми гурманами7. Богатые, знатные люди часто приглашали на трапезу и обычных граждан. Во время пиров они не только наслаждалась кушаньями, но соревновались в поэзии или просто беседовали.
В период Крестовых походов появляется осознание того, что правильное питание может не только предотвратить болезнь, но излечить от недугов.
В Средние века появляются простые соусы к мясным блюдам. Первые консервированные продукты появляются около 200 лет назад. Ученый Николя Франсуа Аппер предложил метод консервирования для того, чтобы продукты могли дольше храниться в период военных походов армии Наполеона Бонапарта. Луи Пастер изобрел пастеризацию, без которой сегодня просто невозможно представить производство молока. В начале XX века в США появляются первые фастфуды. Это особые уличные автоматы, с помощью которых, человек, уставший после тяжелого труда, получал теплую булку с начинкой - пирожок.
2.2. Вред и польза быстрой еды.
По мнению ученых, корни фастфуда уходят во времена Древнего Рима. Тогда еду накладывали на горячие лепешки, которые можно было есть на ходу.
Само название «фастфуд» произошло от английского словосочетания «fast food» и обозначает «быстрое питание». В оригинале название пишется в два слова, однако в русском языке утвердилось слитное его написание.
Первое кафе, где предлагались картошка фри, гамбургеры, газировка открыли братья МакДоналд.
В России заведения, торгующие «быстрой едой», были популярными в начале 1950-х годов. В основном это были пельменные, блинные, чебуречные и пирожковые.
В отличие от зарубежных ресторанов быстрого питания, в наших кафе посетителям предлагались маленькие порции с меньшей калорийностью и содержанием сахара. Самыми вредными блюдами в то время считались чебуреки и блины так, как они готовились в большом количестве масла.
Сейчас фастфуд пользуется большой популярностью по всему миру за счет своей доступности и скорости приготовления блюд. Наиболее узнаваемыми брендами фастфуда в России являются KFC, «Вкусно и точка», «Бергер Кинг», «Додо-пицца». Самыми известными видами быстрой еды считаются гамбургеры, картофель фри, лапша быстрого приготовления, шаурма, пицца, быстрые каши. Не менее популярен и хот-дог, который появился благодаря Чарльзу Фельтману. История газировки началась в 1783 году с изобретения Тоберна Бергмана. Он придумал аппарат для насыщения жидкости углекислым газом. История появления в нашем рационе чипсов, началась с обычной шутки. Однажды летним вечером 1853 года шеф-повару кафе поступила жалоба на то, что картофель для картошки - фри, нарезан слишком толсто. Джордж Крам в качестве шутки очень тонко нарезал картофель и обжарил в кипящем масле. Привередливому гостю так понравилось новая подача блюда, что в итоге оно быстро стало популярным. Быстрая еда, конечно очень привлекательна, но нельзя забывать и о её вреде. В следующей таблице мы выделили пользу и вред быстрой еды.
Таблица 2. «Польза и вред быстрой еды»
Польза |
Вред |
Быстрое приготовление |
Высокое количество жиров, калорий и углеводов |
Можно есть «на ходу» |
Много холестерина, соли |
Быстрое насыщение |
Много добавок |
2.3. Путешествие в Нутриландию
Э ксперты ВОЗ пришли к выводу, что в 2022 году пандемия спровоцировала рост ожирения среди детей и подростков. По их данным в Европе с ожирением или избыточным весом живут 29 % мальчиков и 27 % девочек в возрасте от 7 до 9 лет. В России ожирение есть у почти 30 % мальчиков и 26 % девочек, от избыточного веса страдают почти 10 процентов детей. Среди взрослых в России ожирение наблюдается более чем у половины жителей страны (около 55,5 процентов). В период с 1975 года по 2016-й годы среди мальчиков в возрасте от 5 до 19 лет возросла распространенность ожирения практически троекратно, а среди девочек того же возраста - более, чем в два раза. Ожирение среди взрослых за этот же период выросло на 138%. Что же делать для того, чтобы поддержать общее здоровье организма?
С ответом на этот вопрос нам проект «Путешествие в Нутриландию». Нашим путеводителем в этом увлекательном путешествии стала книга Екатерины Миримановой «Детям о питании». В ходе игры мы читали занимательные комиксы, выполняли различные задания, встречались с интересными людьми. Мы побывали в стране «Плохофундии» и «Нутриландии» и узнали, как происходит процесс пищеварения, говорили о том, что может быть полезным или вредным для организма человека, какие продукты должны быть обязательно в нашем рационе.
П утешествуя с принцессой Капелькой, мы узнали о пользе воды и провели эксперимент в определении количества выпитой жидкости в течение 7 дней. Данные фиксировали в табличке.
Используя материалы Роспортебнадзора «Здоровое питание РФ» мы узнали о пользе и вреде продуктов, которые мы употребляем в пищу практически ежедневно. После этого, в течение дня, отмечали в дневнике количество съеденных пирожков, булочек, сладостей, овощей и фруктов.
Н ачиная с 2020 года по указу Президента нашей страны, во всех школах предоставляется сбалансированное горячее питание всем обучающимся. Фельдшер нашей школы рассказала нам о том, что такое сбалансированное питание.
П осле беседы с Русских Натальей Анатольевной, стоматологом городской больницы мы решили обсудить, зачем и в каком количестве людям нужен кальций.
Н а уроке математики мы составляли список продуктов, содержащих кальций для каждого члена семьи с учетом суточной потребности и возрастной категории.
Д ля того чтобы понять как действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости мы вместе с родителями мы провели эксперимент с куриными яйцами и уксусом. В книге Екатерины Миримановой были предложены рецепты полезного мороженного, фруктового салата, пиццы и торта. Благодаря родителям мы смогли попробовать свои силы в кулинарном искусстве.
На уроке окружающего мира, изучая раздел «Растениеводство» мы говорили о пользе и вреде зерновых и хлебобулочных изделий.
Н а уроках изобразительного искусства и технологии мы слушали цикл бесед для детей о вкусном и полезном, которые подготовили эксперты проекта Роспотребнадзора «Здоровое питание».
У знав о пользе масел, мы съездили в Тюмень к настоящему маслоделу и познакомились с процессом изготовления сыродавленного масла. Мария рассказала нам о том, что любое сыродавленное масло помогает снижать уровень холестерина, оздоравливает с ердечно-сосудистую систему, улучшает работу мозга и хорошо справляется со стрессом. А одна столовая ложка масла в д ень поможет наладить работу желудочно-кишечного тракта.
Т ак как здоровье человека напрямую зависит от сна, питания и образа, мы стали любителями походов и организаторами активных перемен в рекреации школы.
Обсудив с врачом-педиатром, перечень полезных и вредных продуктов, мы совместно с родителями оформили «Таблицу решимостей». И начали свой реальный путь в мир здоровья.
2.4. Анализ заболеваемости.
Исследовательскую часть работы, мы решили начать с анализа данных о количестве человек, занимающихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях, группах и обратились к статистике.
Таблица 3. «Численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных
клубах, секциях и группах» (тысяч человек)
Регион |
2018 |
2019 |
2020 |
Российская Федерация |
54109 |
58617 |
62000 |
Тюменская область |
1431 |
1581 |
1716 |
Из данной таблицы видно, что численность занимающихся спортом, каждый год увеличивается.
Мы провели опрос учащихся нашего класса и провели сравнительные анализ количества учащихся, занимающихся спортом:
Таблица 4. «Численность учащихся 4-д класса, посещающих спортивные секции»
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|
Количество учеников 4-д класса, занимающихся спортом (чел.) |
3 |
6 |
14 |
19 |
Результаты опроса показали, что количество одноклассников, которые посещают спортивные секции, ежегодно увеличивается.
Таблица 4. «Численность учащихся 4-д класса, посещающих спортивные секции»
Наименование спортивной секции |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
Футбол |
0 |
3 |
3 |
3 |
Лыжная подготовка |
1 |
1 |
1 |
1 |
Кудо |
1 |
1 |
1 |
2 |
Волейбол |
0 |
0 |
5 |
5 |
Биатлон |
1 |
1 |
1 |
1 |
Плавание |
0 |
0 |
3 |
5 |
ДЗЮДО |
0 |
0 |
1 |
2 |
ИТОГО: |
3 |
6 |
15 |
19 |
Далее, анализируя статистические данные, мы выявили количество зарегистрированных заболеваний у пациентов с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения и получили следующие данные.
Таблица 5. «Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2019 - 2020 гг.»
Регион |
2019 |
2020 |
||
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
Болезни органов пищеварения |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
Болезни органов пищеварения |
|
Российская Федерация |
14,4 |
32,0 |
11,0 |
26,3 |
Тюменская область |
18,7 |
37,9 |
13,7 |
27,8 |
Количество заболеваний органов эндокринной системы и органов пищеварения у детей и подростков с диагнозом, установленным впервые в жизни, на 1000 человек населения отражено в следующей таблице:
Таблица 6. «Заболеваемость детей и подростков»
Регион |
2019 |
2020 |
||
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
Болезни органов пищеварения |
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ |
Болезни органов пищеварения |
|
Российская Федерация (от 0 до 14 лет) |
1,6 |
6,0 |
1,3 |
4,7 |
Тюменская область (от 0 до 14 лет) |
1,2 |
5,5 |
0,8 |
3,6 |
Российская Федерация (от 15-17 лет) |
3,0 |
6,2 |
2,3 |
5,0 |
Тюменская область (от 15 до 17 лет) |
2,9 |
5,5 |
1,7 |
4,0 |
По этим результатам можно сделать выводы:
1. Показатели по заболеваемости в Тюменской области ниже общероссийских.
2. Количество детей с заболеваниями органов пищеварения и эндокринной системы с возрастом увеличивается.
Возможно, это вызвано снижением двигательной активности, увлечением гаджетами и онлайн играми, и, конечно же – вредными пищевыми привычками.
В 2022 году, по мнению экспертов ВОЗ, пандемия спровоцировала рост ожирения среди детей и подростков. По их данным в Европе с ожирением или избыточным весом живут 29 % мальчиков и 27 % девочек в возрасте от 7 до 9 лет. В России ожирение есть у почти 30 % мальчиков и 26 % девочек, от избыточного веса страдают почти 10 процентов детей. Среди взрослых в России ожирение наблюдается более чем у половины жителей страны (около 55,5 процентов).
Пообщавшись с Зариной Валерьевной Н., педиатром детской поликлиники мы узнали, какие нарушения приводят к росту числа случаев заболеваний, связанных с питанием и приводят к увеличению массы тела (ожирению). Ожирение становится все более распространенным заболеванием, запускающим необратимые изменения в организме. Бороться с тучностью непросто, но можно и нужно. Для этого нужно не только правильно питаться, но и соблюдать режим дня и заниматься спортом.
Мы решили провести сравнительный анализ данных медицинских осмотров школьников г. Тюмени, г. Заводоуковска и Упоровского района и выяснить количество школьников, страдающих ожирением. За статистической информацией мы обратились в Медицинский информационно-аналитический центр города Тюмени и ГБУЗ ТО «Областная больница №12» города Заводоуковска. Нам помогли Александр Михайлович Н., Первый заместитель директора МИАЦ и Наталья Сергеевна П., заместитель главного врача по организационно-методической работе нашей больницы.
Таблица 7. «Сведения о школьниках, имеющих диагноз – ожирение»
Населенный пункт |
Количество школьников, прошедших профилактические осмотры |
Количество школьников с установленным диагнозом - ожирение |
Доля школьников с установленным диагнозом - ожирение |
||||||
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
г. Тюмень |
76892 |
124697 |
141090 |
3681 |
6143 |
7092 |
4,79 |
4,93 |
5,03 |
г. Заводоуковск |
4995 |
5731 |
6181 |
143 |
172 |
278 |
2,8 |
3,0 |
4,5 |
Упоровский р-н |
1987 |
2899 |
2978 |
68 |
76 |
121 |
3,4 |
2,6 |
4,1 |
Из этой таблицы видно, что доля детей, страдающих ожирением в городе Тюмени выше, чем в Заводоуковске и Упоровском районе. Эти данные подтверждают нашу гипотезу о том, что в сельской местности количество детей и подростков с ожирением меньше, чем в городской. Думаю это напрямую связано с особенностями питания и образа жизни.
2.5.Здоровые привычки нашей семьи.
Для нашей семьи еда – это не роскошь, а средство существования. Моя мама уверена, что привычки в еде, которые формируются у человека с детства, будут с ним на протяжении всей его жизни, а потом он так же научит питаться своих детей. Именно поэтому она решила заложить правильные привычки нам с самого раннего детства. Участие в совместном приеме пищи учит нас выбирать продукты, использовать столовые приборы и правильно вести себя за столом. Во время приема пищи в нашей семье принято отключать телевизор и не пользоваться никакими гаджетами. Только живое общение.
Разнообразный рацион и совместный прием пищи позволяет выбрать еду и объем порции по настроению и вкусовым предпочтениям. Выбор продуктов и специй в современных магазинах позволяет создавать блюда, соответствующие вкусовым предпочтениям всех членов семьи. А книги рецептов и кулинарные блоги позволяют сделать меню разнообразным. Чтобы сохранить в пище минеральные вещества и витамины, стараемся готовить блюда на пару, или, по крайней мере, отвариваем их в воде, тушим или запекаем. В питании учитываем и сезонные изменения. Стараемся покупать фрукты и овощи в сезон их созревания. Летом и осенью увеличиваем в рационе количество растительной пищи, используем все сезонные фрукты и овощи в натуральном виде. Важной частью нашего рациона является фермерская продукция: мясо, перепелиные и куриные яйца, молочные продукты питания. Путешествуя по Нутриландии, мы с мамой, подготовили несколько видеороликов по формированию вкусовых привычек у детей, делясь со зрителями тем, как это происходит в нашей семье.
3.Заключение.
Здоровье - это самое важное в нашей жизни. Питание - важная ее часть, так как обеспечивает потребности организма в энергии и питательных веществах и является фундаментом здоровья.
Проведя сравнительный анализ, мы выяснили, что в сельской местности детей, страдающих ожирением меньше, чем в Тюмени и у нас в Заводоуковске.
В ходе реализация проекта «Путешествие в Нутриландию» я поняла, что решить проблемы со здоровьем можно, соблюдая определенные правила.
Мне очень повезло с родителями, мы всей семьей любим, заниматься спортом, вести активный образ жизни и правильно питаться.
Мне повезло с учителем, так как вопросам здорового образа жизни в нашем классе уделяется особое внимание.
Список литературы:
1. Детям о питании. Невероятное путешествие по Нутриландии/ Е. Мириманова –Москва: Издательство «Э», 2016-128с.
2. Где живут витамины?/А. Монвиж-Монтвид-Москва: Издательство АСТ, 2020.- 46с.
3. Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., З-46 2019. – 170 с.
4. Здравоохранение в России. 2021: Стат.сб./Росстат. - М., З-46 2021. – 171 с.
5. Брошюра «Правила здорового питания».
6. https://здоровое-питание.рф/azbuka/
7. https://www.vokrugsveta.ru/article/300393/
8. https://detifm.ru/vkusnie-istorii
9. http://www.o-krohe.ru/detskoe-pitanie/shkolnik
10. http://edakarapuza.ru/pitanie/menu/pitanie-shkolnika.html
11.https://royalcheeseru.turbopages.org/royalcheese.ru/s/education/drevnerimskij-fastfud-gamburgery-i-gazirovka-kak-formirovalas-kultura-bystrogo-pitaniya/
12. https://www.sravni.ru/text/pitatsya-v-fastfudah/
Приложение
Таблица 1. «Самые полезные масла для детского здоровья»
КЕДРОВОЕ (с 6 мес) |
ГРЕЦКОГО ОРЕХА (с 1 года) |
ТЫКВЕННОЕ |
ЧЕРНОГО ТИМИНА (с 3-4 лет) |
Это «сибирское здоровье» самое легкоусвояемое масло для детского организма. В его состав входит Омега-3 (20%), -6 (46%) и -9 (25%), что обеспечивает здоровый баланс жирных кислот в организме. Витамины: А, В1, В2, В5, В6, В9, В12, D, Е, F, К и РР, а также полезные микроэлементы, а именно: калий, кальций, магний, цинк, селен, медь и марганец, железо. |
Масло является богатым источником Омега 3 и витаминов В1 и В6, которые необходимы для развития мозговой ткани и укрепления нервного здоровья. Восполнять нехватку мелатонина особенно важно в периоды активного роста и сильной нагрузки (школа, секции). |
Иммуностимулятор, мощная антипаразитарная защита и питательная ценность. Паразиты отнимают силы и энергию. |
Уменьшение чувствительности к различным аллергенам; |
Таблица 2. Результаты анкетирования «Откуда ты»
№ |
Вопросы и варианты ответов |
Количество учащихся, сделавших выбор при ответе на вопросы анкеты |
|
2022 |
2023 |
||
1. |
Что ты ешь на завтрак? |
||
а) Я не завтракаю или могу погрызть чипсы или съесть конфету |
9 |
4 |
|
б) У меня полноценный завтрак – каша или йогурт с фруктами |
15 |
20 |
|
2. |
Сколько раз в день ты кушаешь? |
||
а) я не считаю, ем, когда хочу. |
18 |
9 |
|
б) Три раза в день или больше, если сильно проголодаюсь. |
6 |
15 |
|
3. |
Что ты выберешь на обед? |
||
а) Гамбургер, картошку фри и газировку. |
14 |
7 |
|
б) Овощное рагу с котлетой, салат и свежевыжатый сок. |
10 |
17 |
|
4. |
Как часто ты ешь сладости? |
||
а) Могу хоть целый день есть тортики. |
7 |
5 |
|
б) Иногда на завтрак немного. |
17 |
19 |
|
5. |
Ешь ли ты перед сном? |
||
а) Да, я не могу уснуть без вечернего перекуса. |
11 |
8 |
|
б) Нет, мне хватаем ужина. |
13 |
16 |
|
6. |
Каждый ли день ты ешь свежие фрукты и овощи? |
||
а) Нет, не люблю их. |
0 |
0 |
|
б) Да, люблю фрукты и салаты. |
24 |
24 |
|
7. |
Какие напитки ты любишь? |
||
а) газировку. |
16 |
5 |
|
б) Воду, чай, свежевыжатые соки. |
8 |
19 |
|
8. |
Любишь ли ты заниматься спортом? |
||
а) Нет, я люблю лежать на диване с планшетом. |
7 |
4 |
|
б) Да, я каждый делаю зарядку и много двигаюсь. |
17 |
20 |
|
9. |
Какие игры ты выберешь? |
||
а) Компьютерные игры. |
13 |
10 |
|
б) Догонялки, футбол, классики. |
11 |
14 |