Здоровое питание

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровое питание

Цариненко Д.Д. 1
1МАОУ Новоселезневская СОШ
Дроздецкая Н.Н. 1
1МАОУ Новоселезневская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Начиная с первого класса очень много мероприятий, проводимых в классе и школе, было посвящено темам питания. И поэтому я часто задумывалось над вопросами: Что такое правильное питание? Какие продукты являются полезными, и какие наоборот вредными? Что такое рациональное питание? Что оно из себя представляет? Поэтому я решила воспользоваться знаниями, которые получила из классных часов и покопаться в Интернете, чтобы ответить на волнующие меня вопросы.

Цель проекта: изучение правил питания и формирование верного представления о полезных и вредных продуктах питания.

Задачи проекта:

  • Расширить знания о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

  • Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

  • Способствовать развитию творческих способностей, умения работать сообща, согласовывая свои действия.

Гипотеза: на основе изученного материала постараться доказать, что правильное питание и употребление в пищу полезных продуктов влияет на здоровье человека

1 этап. Подготовительный

    Здоровое питание – залог благополучия и долгой жизни человека, но не все это воспринимают серьёзно. О еде человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он не занимался. За последние 100-150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Мы пьем порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, мажем на хлеб искусственное масло, утоляем голод хот - догами, чипсами и шоколадными батончиками. Супчики из пакета, каша моментального приготовления, бульонные кубики, конечно упростили жизнь человеку, так как не нужно стоять у плиты по 2-3 часа и готовить, тратить время, но здоровое питание обеспечивает нормальное физическое развитие человека, предупреждает возникновение тяжелых заболеваний, ожирения, аллергических проявлений, расстройства пищеварения, что нельзя сказать о еде быстрого приготовления.

Питаться разумно – значит не только обеспечить содержание в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды в необходимых количествах, но и удовлетворить индивидуальные потребности человека с учетом физиологических особенностей и социальных условий жизни.

Пища должна быть не только полноценной по количеству, составу и сочетанию питательных веществ, но и вкусной.

Именно поэтому мы хотим понять, какие продукты необходимо употреблять, и в каком количестве.

До начала выполнения проекта мы поэтапно распланировали всю работу и вот к чему мы пришли. Нам необходимо было:

1. Сбор информации, формирование групп.

2.     В результате мозгового штурма «Давай подумаем» были определены группы «Художники-оформители», «Журналисты», «Аналитики» «Артисты».

3.     Выбор направлений в работе над проектом:

Группа «Журналисты»:

        анкетирование учащихся «Что такое здоровое питание?»;

Группа «Аналитики»:

 подведение результатов анкетирования;

Группа «Художники-оформители»:

 конкурс плакатов «О здоровой и вредной пище»;

Группа «Артисты»:

 инсценировка стихотворения Н. Семенова «Спор овощей»,

2 этап. Планирование

Цель: выработка плана действий, распределение ролей, заданий по направлениям деятельности; изучение источников информации (книги, энциклопедии, интернет-материалы, беседы)

3 этап. Сбор информации

Цель: анализ плана действий и полученных данных, уточнение дальнейших шагов по реализации проекта.

4 этап. Промежуточное обсуждение

Работа с собранным материалом, его оформление.

Цель: анализ достигнутых результатов.

  • Чему научился, работая над проектом.

  • Как ты выполнял свою работу?

  • Появились ли у тебя свои идеи по продолжению проекта?

5.Выполнение проекта

Цель этапа: выполнение проекта.

1.    Классный час «Разговор о правильном питании».

2.     Изготовление плакатов «О здоровой и вредной пище».

3.     Анкетирование и интервьюирование учащихся. «Что такое здоровое питание?

4. Творческий отчет: инсценировка стихотворения Н. Семенова «Спор овощей».

6 этап. Презентация проекта

Цель: представить коллективную работу учащихся 3А класса

Правила здорового питания

16 декабряу нас прошел классный час по теме «Разговор о правильном питании». На нем мы после просмотра презентации и обсуждения выделили основные правила здорового питания.

И вот, что у нас получилось:

  1. Главное – не переедайте.

  2. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

  3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

  4. Мойте фрукты и овощи перед едой.

  5. Перед приемом пищи мысленно поблагодарите всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища. И конечно, тех, кто приготовил вам еду.

Современные продукты питания – польза/вред и их влияние на организм человека.

Извечные вопросы о питании - как, когда и сколько и что мы едим - интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания.

Вот небольшой список полезных продуктов питания: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, хлеб.

Из полезных и вредных продуктах питания и выделили наиболее распространенные и часто употребляемые.

Брокколи

Как и любая другая капуста, брокколи богата клетчаткой, солями фолиевой

кислоты, калием, кальцием и различными фитонутриентами – натуральными веществами, снижающими риск развития сердечных болезней, диабета. Помимо прочего, брокколи содержит мощный антиоксидант бета-каротин, сулфорафан, а также витамины С и К. Однако для того, чтобы все полезные микроэлементы сохранились и в приготовленном продукте, рекомендуется не разваривать брокколи в воде, а лишь слегка тушить эту капусту на пару.

Картофель

Многие считают картофель вредной пищей, хотя это не совсем так. Все зависит от вида картофеля и способа его приготовления. Картофель во фритюре или чипсы однозначно вредны, тогда как сладкий картофель, запеченный в фольге и сохранивший все полезные вещества и витамины — полезен. Обычный белый картофель богат калием, магнезией, фосфором и витамином B6, а один клубень батата (сладкого картофеля) содержит три дневных нормы витамина А, природного иммуностимулятора.

Листья салата

Благодаря высокому содержанию антиоксидантов листья салата айсберг, шпината, рукколы и прочих зеленых растений являются чрезвычайно полезными. Они не только содержат витамины А, В6, С, Е, К, но и такие важные для организма минералы, как селен, цинк, фосфор, кальций, магний, железо. Листья салата могут служить отличным дополнением практически к любому блюду, особенно к стейкам из мяса

Жирная рыба

Употребление в пищу всего 100 граммов жирной рыбы (лосося, семги или форели) с периодичностью 4-5 раз в неделю полностью покрывает потребность организма в омега-3 жирных кислотах, необходимых для правильного функционирования нервной системы и обмена веществ.

Яйца

Несмотря на распространенное заблуждение о холестерине, полезен как белок куриного яйца, так и его желток. Содержащийся в нем холестерин не имеет прямого отношения к повышению уровня «плохого» холестерина в крови, а никакой верхней нормы потребления яиц в сутки не существует. Яйца служат отличным источником легкого для усвоения животного белка.

Овсяная крупа

Овсяная каша является одним из лучших вариантов завтрака. Она не только быстро и надолго наполняет желудок и улучшает пищеварение за счет содержания высокого количества клетчатки и бета-глюкагона, но и снижает уровень холестерина в крови. Из минералов овсянка богата марганцем, цинком и медью.

Лимон

Употребление одного лимона в сутки полностью покрывает норму витамина С, повышает уровень «хорошего» холестерина, а также укрепляет кости. Пектины, содержащиеся в лимонах и прочих кислых фруктах, усиливают моторную функцию толстого кишечника и способствуют процессу пищеварения — по сути, они «вытягивают» из организма токсины. Кроме этого, цитрусовые флавоноиды, содержащиеся в лимоне, обладают противовоспалительным эффектом.

Орехи

Миндаль и прочие орехи (например, кедровые и грецкие) богаты магнием, железом, фосфором, цинком, медью, витаминами Е и А. Они содержат много белка, а благодаря содержанию мононенасыщенных жиров орехи понижают уровень холестерина в крови и снижают риск развития болезней сердца.

Самые вредные продукты: газированные напитки, чипсы, жирное мясо, торты, шоколадные конфеты.

Жевательные конфеты, пастила в яркой упаковке, «чупа-чупсы» – всё это, без сомнения, вредные продукты. Мало того, что все они содержат огромное количество сахара, так ещё и химические добавки, красители, заменители и так далее.

Чипсы, как кукурузные, так и картофельные – очень вредны для организма. Чипсы – это не что иное, как смесь углеводов и жира, в оболочке красителей и заменителей вкуса. Так же ничего хорошего не принесет поедание картофеля – фри.

Сладкие газированные напитки – смесь сахара, химии и газов – чтобы быстрее распределить по организму вредные вещества. Известный газированный напиток, например, замечательное средство от известковой накипи и ржавчины.

 Шоколадные батончики – это гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками, генетически модифицированными продуктами, красителями и ароматизаторами. Огромное количество сахара заставляет вас вновь и вновь есть батончики.

Колбасно-сосисочные изделия – Они содержат так называемые скрытые жиры (свиная шкурка, сало, внутряной жир), все это вуалируется ароматизаторами и заменителями вкусов. Вредны не только сосиски и колбасы, само по себе жирное мясо не является полезным продуктом для организма. Жиры приносят в организм холестерин, который забивает сосуды, чем ускоряет старение и повышает риск возникновения заболеваний сердечно - сосудистой системы.

Майонез – Майонез очень калорийный продукт, кроме этого содержит огромное количество жиров и углеводов, а также красители, подсластители, заменители и так далее. Заболевания сердца и сосудов, желудка и кишечника, нарушения обмена веществ и ожирение — вот далеко не полный перечень побочных эффектов, которые дает привычка сдабривать пищу майонезом.

Кетчуп, различные соусы и заправки – содержание красителей, заменителей вкусов и генномодифицированных продуктов в них, к сожалению, не меньшее.

Лапша быстрого приготовления, каши, многочисленные растворимые супчики, картофельные пюре – все это сплошная химия, наносящая несомненный вред нашему организму.

Анкета «Что такое здоровое питание»

По окончанию классного часа «Журналисты» подготовили и провели анкетирование. Анкета состояла из 10 вопросов.

1.Сколько раз в день Вы питаетесь?

А) 1-2 раза

Б) 3-5 раз

В) 6-8 раз, сколько хочу

2.Завтракаете ли Вы ежедневно дома перед школой?

А) да

Б) Нет

В) иногда

3.Нравится ли Вам питаться в школьной столовой?

А) да

Б) иногда

В) нет

4.Как часто вы кушаете свежие овощи и фрукты?

А) каждый день

Б) 3-4 раза в неделю

В) редко

5.Что Вы предпочтете из еды в качестве перекуса?

А) йогурт

Б) фрукт

В) хлебобулочные изделия (сосиска в тесте, булочка)

кондитерские изделия (конфеты, шоколад)

чипсы, сухарики

6.Что вы любите кушать на завтрак?

А) каша

Б) омлет

В) не люблю завтракать

7.Как часто Вы употребляете молочные и кисломолочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, сыр, сливочное масло)?

А) ежедневно или через день

Б) 1-2 раза в неделю

В) не употребляю

8.Как часто вы употребляете продукты из разряда фастфуд (бургеры, картошка фри, пицца, шаурма и т.д.)?

А) ежедневно или через день

Б) 1-2 раза в неделю

В) редко

9.Что для Вас означает «правильное и полезное питание»?

А) регулярное сбалансированное питание качественными и натуральными продуктами;

Б) преимущественно питание качественными и натуральными продуктами, допуская употребление жирных и сладких продуктов;

В) частое употребление жирных и сладких продуктов.

10.Охарактеризуйте свое нынешнее состояние здоровья:

А) Отличное, я здоров, бодр и весел;

Б) Хорошее, иногда болею, но это не мешает мне быть бодрым и веселым;

В) Плохое, я часто болею, уныл и совсем не весел.

Результаты анкетирования

По результатам анкетирования, в котором принимало участие 28 человек, наши «Аналитики» подвели итоги и получили такие результаты:

  1. А)-12, Б)-16, В)-0;

  2. А)-21, Б)-2, В)-5;

  3. А)-19, Б)-9, В)-0;

  4. А)-4, Б)-19, В)-5;

  5. А)-5, Б)-17, В)-6;

  6. А)-15, Б)-10 В)-3;

  7. А)-17, Б)-9, В)-2;

  8. А)-3, Б)-11, В-14;

  9. А)-14, Б)-11, В)-3;

10)А-18, Б)-10, В)-0;

После подсчетов ответов, внимательно проанализировав их, сделали вывод, что ребята нашего класса питаются 3-5 раз в день, обязательно завтракая перед школой. Все ребята охотно посещают школьную столовую, где приготовленная еда приносит им удовольствие. Одноклассники стараются употреблять свежие фрукты и овощи, а в качестве перекуса предпочитают свежие фрукты. На завтрак предпочитают скушать кашу или омлет, совмещая их молоком, йогуртом, сливочным маслом. Большинство ребят стараются реже употреблять продукты из разряда фасфуд, хотя многие их очень любят. И практически все считают, что правильное питание – это регулярное сбалансированное питание качественными и натуральными продуктами. При правильном питании человек чувствует себя бодрым, веселым и жизнерадостным.

Презентация проекта

Сладкоежка:Я Сладкоежка Сладкоежкин.
Люблю вкусно поесть.
Мармелад, пирожное,
Отличное мороженое!
Булочки, ватрушки,

Сдобные пампушки.

Шоколадки, чипсы, общепит

Развивают аппетит.

Не люблю делиться,
Всё мне пригодится. Садится за стол и достаёт из пакета содержимое.

Этот тортик мне
И колбаска мне
И конфетки мне
Не подходи ко мне!

Ведущая. (Подходит к Сладкоежке.) Не бойся, Сладкоежка, я у тебя ничего не заберу.
Только я не могу поверить, что это ты один можешь всё съесть.

Сладкоежка. Да, съем и никому не дам, ведь я сладости очень люблю.
Нету больше радости
Для меня, чем сладости. (поглаживает животик)

Ведущая. Дети, а вы любите сладости?

Сладкоежка. Ой, ой! Что-то у меня живот заболел!
И в боку боль! Ой, и голова заболела!
А-а-а! И зубы болят! Побегу в больницу!           

Знаток здорового питания.

Сладкоежка кушал чипсы,

газировкой запивал
Врач теперь ему лечиться
На полгода прописал!
Если хочешь быть здоровым,
Бодрым, умным и веселым,
Ешь побольше овощей
Фруктов, кашек и борщей!
Чипсы это – ерунда!
Каша, зелень – вот еда!
Как зайдем мы в огород –
Витаминов полон рот:
И петрушка, и лучок,
Сельдерей, и чесночок!

Ведущая. Какие замечательные у нас овощи! Но мне кажется, что они о чем-то спорят. Давайте послушаем, о чем они говорят.

(На стол, где сидел Сладкоежка, каждый ребенок кладет овощ, который он представляет).

Овощи. Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Ведущая. Выскочил горошек – ну и хвастунишка!

Горошек. (весело) Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

Ведущая. От обиды покраснев,
Свекла проворчала…

Свекла. (важно):Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету!

Капуста. (перебивая):Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец. (задорно):Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!

Редиска: Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Морковь: Про меня рассказ недлинный.
Кто не любит витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Смелым, сильным, ловким.

Ведущая: Тут надулся помидор,
И промолвил строго…

Помидор: Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.

Овощи: Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!

Ведущая: У окна поставьте ящик.
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый …
Лук!

Лук: Я – приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зеленый лук!

Картошка. (скромно): Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала…
Но картошка так нужна
И большим, и малым!

Баклажаны: Баклажанная икра
Так вкусна, полезна…

Ведущая. Спор давно кончать пора!

Овощи. Спорить бесполезно! Слышится стук. Все овощи замолкают.

Овощи. Кто-то, кажется, стучит…Входит ученик в костюме Айболита.

Овощи. Это доктор Айболит!

Айболит. Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?

Овощи: Кто из нас, из овощей,
Всех вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?

Айболит. (расхаживая) Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!Подходит к столу, берет поднос с овощами.Пойду лечить Сладкоежку.

Знаток здорового питания.

Всем известно, всем понятно,
Что здоровым быть приятно.

Заключение

Я считаю, что гипотеза, поставленная перед началом проекта, выполнена. Все группы в ходе работы над проектом выполнили свои задачи. Все это вы увидели в ходе моего выступления. Поэтому можно сделать вывод: рациональное питание – одна из главных составных частей здорового образа жизни и факторов продления активного периода жизнедеятельности. Правильное питание должно обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков и витаминов, которые необходимы для восполнения затраченной энергии, построения и восстановления тканей, регулирования работы всех органов и систем организма человека.

Здоровый человек - это полноценный человек, который может принести благо не только себе, но многим.

Список используемой литературы

1. Безруких М.М. «Разговор о правильном питании.» Олма-Пресс Инвест 2002

2. Васильева З.А. «Резервы здоровья» Медицина 1984.

3. Несмеянов А.Н. «Пища будущего» педагогика 1979.

4. Пепеляева О.А. «Поурочные разработки» Вако 2005.

5. Сивохина И.К. «Питание и здоровье» издательство Медицинская газета 1990.

6. Сгибнев Е.П. Классные часы в выпускных классах. Ростов-на-Дону , Феникс, 2005

Просмотров работы: 58