Голубь - птица чуда

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Голубь - птица чуда

Голубятникова В.В. 1
1МБОУ "Лицей № 32" г. Белгорода
Фурса О.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 32» города Белгорода (МБОУ «Лицей № 32» г. Белгорода)
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования:

История происхождения моей фамилии Голубятникова начинается от прозвища Голубятник. Слово «голубятник» имеет несколько значений. Согласно одному из значений, голубятник – это любитель голубей, человек, занимающийся их разведением.

Когда я изучала происхождение моей фамилии, у меня возник вопрос, который задала родителям: «Почему именно голубя люди считают божественной птицей?» Потом задала этот же вопрос своим одноклассникам. Часть детей, которые дали ответ положительный (7%), не смогли объяснить, причину: удивительных способностей голубей. И я решила найти сама ответ на данный вопрос, проведя исследовательскую работу.

Тема моего исследования «Голубь – птица чуда».

Гипотеза: предположим, что голубь обладает удивительными способностями, отличающих эту птицу от других птиц.

Цель исследования:рассмотреть удивительные способности голубей.

Предмет исследования:голуби.

Задачи исследования:

  1. Провести мониторинг литературных источников в интернете (а именно, изучить историю одомашнивания голубей; рассмотреть биологические особенности голубей; выяснить удивительные способности голубей; действие голубей на человека);

  2. Изучить и обработать данные видеоурока «Голубь сизый — Академия занимательных наук» телеканала «Радость моя»;

  3. Провести опрос одноклассников;

  4. Изучить теорию и практику одомашнивания голубей;

  5. Рассмотреть биологические особенности голубей;

  6. Посетить голубятню;

  7. Найти информацию об исследованиях различных ученых по воздействию голубей на человека;

  8. Изобразительно представить голубей и структуру голубятни;

  9. Рассмотреть на собственном примере приручение голубей;

  10. Проведение эксперимента, демонстрирующего уникальность голубя;

  11. Обработать информацию и сделать вывод.

Методы исследования:

  • мониторинга средств массовой информации;

  • сравнительно – сопоставительный анализ полученной информации;

  • социологический опрос – анкетирование;

  • интервью со специалистами;

  • статистической обработки и анализа полученных данных;

  • проведение эксперимента;

  • обобщение полученных результатов.

Основная часть

1. Исторические и теоретические предпосылки исследования

Первый этап:

1.1. История одомашнивания голубей

Мониторинг литературных источников в интернете

На первом этапе я изучила информацию в интернете и узнала, что голубь с незапамятных времен считается птицей мира. Он запечатлен в виде памятника более чем в 30 городах планеты.

Это первые птицы, одомашненные людьми. Исследования показывают, что одомашнивание голубей произошло еще 6 000 лет назад. По мнению В.К. Рахилина, голубь – первая одомашненная птица. [1]

Происходило это в первых центрах земледелия – на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, в Индии. Освоение человеком новых территорий позволило голубям успешно расселиться по направлению на север и северо – восток. С течением времени, голубь получил широкое географическое распространение, о чем свидетельствует описание похода княгини Ольги к древлянам в «Повести временных лет». Считается, что к 945 году голуби обнаруживались практически в каждом дворе в специально оборудованных голубятнях.[2]

Древние источники свидетельствуют, что голубей разводили еще в Древнем Египте. Древние египтяне держали их в огромном количестве и приносили в жертву десятки тысяч за раз в ритуальных целях. Первое время люди использовали голубей в качестве пищи. Позже люди заметили способность голубей возвращаться в родные места, к своему гнезду. Еще в летописи «Повесть временных лет» была описана способность голубей возвращаться в родные места. Вследствие этого голубей стали использовать как почтальонов.

Издавна голубиную почту использовали китайцы, скифы, армяне, персы, славянские племена и многие другие. Для сохранения тайны письма многие из этих народов применяли кодирование текстов. В то время голубей использовали для передачи сообщений в основном на большие расстояния.

В Древней Греции посредством голубей передавали сообщения из мест военных действий. Вести о победах на Олимпийских играх также приносили голуби.

В XIX в. голубей использовали как почтальонов во многих странах, включая Францию, Бельгию и Англию. Во время франко-прусской войны (1870–1871) эти птицы оказали неоценимую помощь – благодаря им, люди получили более 150 000 голубеграмм. Почтовые голуби в то время ценились очень высоко, их стоимость соперничала со стоимостью скаковой лошади.

Российское голубеводство также имеет давнюю историю. Впервые о русском трубаче-барабанщике было упомянуто в 1555 г. в трудах зоолога Конрада Гесснера.

В Киевской Руси голуби использовались для связи с войсками, находящимися на больших расстояниях друг от друга во время войны, а в мирное время голуби передавали сообщения между постами на границе.

В России большое внимание уделялось голубиной охоте, которой занимались преимущественно помещики и дворяне. Все русское дворянство содержало голубятни. Это считалось одним из признаков достатка и благополучия.

Большой вклад в развитие российского голубеводства внес граф А. Г. Орлов из подмосковного села Остров. Орловские короткоклювые турманы занимают почетное место в истории голубеводства

Пернатым посвящали города. Самый известный из них – Вавилон. Легенда гласит, что царица Семирамида в определенный момент обратилась в голубку.

Христиане также считают эти создания божьими птицами. В незапамятные времена их клали в могилы мученикам в качестве символа воскрешения. На Руси убийство голубя жестоко каралось, так как считалось, что души мёртвых людей переселялись в голубей.

Изобретатель в области электротехники и радиотехники сербского происхождения, учёный, инженер, физик Никола Тесла любил голубей. Он, как известно, ежедневно ходил в парк, чтобы накормить их, и даже брал домой, когда находил раненых. И одна белая птица, в частности, завоевала любовь ученого больше, чем остальные, и оставалась с ним как друг и домашнее животное до самой ее смерти.

Испанский и французский художник Пабло Пикассо также восхищался голубями и даже назвал в их честь свою дочь Паломой, что по-испански означает «голубь». Также голуби являются частым предметом в его работах.

Вывод: из исторической справки мы узнали, что голубь – первая одомашненная птица. Разводили голубей для пищи, в качестве жертвоприношения, в качестве почтовых курьеров. Голубям посвящали города, их считали символами мира и воскресенья. Многих известных людей они восхищали. Но эти факты ещё не потверждают нашу гипотезу о том, что голубь обладает удивительными способностями, отличающих эту птицу от других птиц.

Продолжим наше исследование

1.2. Биологические особенности голубей

Голубь — птица семейства голубиных отряда голубеобразных. Латинское Columba довольно созвучно с русским словом «голубь». Кроме того, можно считать, что русское название произошло и благодаря серо-голубому оттенку оперения, который встречается у большинства представителей рода.

Голубь — птица небольших размеров: длина тела взрослой особи в среднем достигает 40–50 см. Туловище и шея у голубя длинные. А вот голова небольшая, овальная, заканчивается прямым острым клювом. Одной из отличительных черт голубя является яркий цвет глаз: радужная оболочка этой птицы обычно оранжево-красная или золотистая.

Крылья у голубя широкие, заостренные на концах. Длина крыльев может составлять 20–36 см, а их размах достигает 50–70 см. Хвост у голубей бывает длинным заостренным или коротким широким.

Окраска оперения голубя может различаться в зависимости от вида, но наиболее привычное сочетание четырех цветов: серого; серо-голубого; кремового; коричневого. Более яркая окраска перьев у голубиных, обитающих в тропических широтах: например, в Мьянме и Вьетнаме можно встретить розовошейного зеленого голубя (Приложение 1).

Ноги у голубей короткие, четырехпалые: три пальца обращены вперед, один повернут назад. Такое строение конечностей помогает птице держаться за ветки, а также придает высокую степень устойчивости на ровной поверхности. Средняя масса тела голубя составляет всего 250–400 г.

Стоит также отметить, что голубь — это не певчая птица. Она издает только отчетливые воркующие звуки «вуррр», «гурррр», которые принято называть курлыканьем.

Ради корма птицы могут ежедневно пролетать до 50 км. Голуби предпочитают растительную пищу, в редких случаях в их рацион входят мелкие насекомые и беспозвоночные. В диких условиях пернатые питаются семенами трав, плодами деревьев, ягодами, не брезгуют они и простой зеленой травой. Примечательно, что голубь поглощает мелкие ягоды/плоды целиком, съедает мякоть, а семена выплевывает.

В дикой природе встречается более 300 видов голубей, которые плотно заселяют территории всех континентов, кроме Северного полюса и Антарктиды. Самое большое видовое разнообразие этих птиц характерно для Австралии, Юго-Восточной и Южной Азии.

Парами голуби живут только в период гнездования, в остальное время птицы предпочитают собираться в стаи. Нередко голубиные группы достигают численности в несколько тысяч. Известны даже примеры, когда под тяжестью больших стай ломались крупные деревья.

В диких условиях продолжительность жизни голубей составляет в среднем 6–7 лет. Голуби являются моногамными птицами и создают одну пару на всю жизнь.

Вывод: Отличаются голуби между собой по длине туловища, размаху крыльев, специфике оперения и еще некоторыми особенностями. Из интересных фактов узнали, что голуби создают одну пару на всю жизнь, также голубь способен выплевывать семена из плодов, а мякоть поедать.

1.3. Удивительные способности голубей

Развитая навигация почтовых голубей. Почтовые голуби отличаются своей способностью находить дорогу домой, что удается им за счет двух «устройств». Первое — это некое «чувство карты», способность запоминать особые приметы на своем пути, включая запахи, по которым они в дальнейшем могут ориентироваться. Второе, благодаря чему голуби возвращаются в исходный пункт, это «внутренний компас», за который отвечает отдельная функция мозга, реагирующий на магнитные поля Земли. Кроме того, голуби способны ориентироваться по солнцу

Голуби чистоплотные. Как правило, голуби воспринимаются очень грязными птицами, что нас очень беспокоит, когда они находятся рядом. Однако на самом деле они не такие грязные. Можно сказать, что голуби, наоборот, довольно чистоплотные, чем другие существа. Они ухаживают за собой, причём весьма тщательно, вычищая из своих перьев паразитов и загрязнения. Конечно, никто не отрицает, что являются переносчиками болезней и паразитов, как и другие животные.

Голуби способны на компромисс. Недавно в Оксфордском университете провели интересное исследование, вооружив почтовых голубей GPS-устройствами, чтобы отслеживать траектории их полетов. Голуби стояли перед выбором: лететь своей дорогой или объединиться с другим голубем. Те, которым было по пути (не в один и тот же пункт, но в одном направлении), смогли выбрать компромиссный маршрут и отправиться вместе. Такие совместные полеты оказались более эффективными, чем полеты голубей-одиночек. Выходит, что голуби могут принимать взаимовыгодные совместные решения, идти на компромиссы, которые в итоге принесут пользу всем.

Ничего не забывают и никого не прощают. Дикие голуби отличаются хорошей памятью — только в отличие от голубей почтовых, они помнят не путь домой, а своих обидчиков. Ещё особенности голубей в том, что они хорошо различают лица людей.

У голубей хорошая долгосрочная память. Еще один эксперимент, изучающий память голубей, провели ученые в Средиземноморском институте когнитивной нейронауки. Голубям показывали серию карточек по парам: на одной было изображение, на другой цвет. Целью исследователей было установить, сколько таких комбинаций, т. е. связей изображение-цвет, способны запомнить голуби. В результате их средний показатель варьируется от 800 до 1200 комбинаций, что демонстрирует отличную способность к запоминанию.

Война и голуби. Способности голубей не раз помогали людям в военное время. В ходе Франко-прусской войны Париж оказался в осаде, и тогда голубей тайком вывезли из города — с помощью воздушных шаров — и затем использовали для передачи сообщений по всей территории Франции. Во время Первой мировой войны почтовые голуби работали быстрее, чем телеграф. При этом птицы подвергались не меньшей опасности, чем люди: выжило всего 10% почтовых голубей, бывших на службе во время Первой мировой войны, и многие из них были награждены медалями.

Вывод: Голуби – удивительные и интересные птицы, о которых можно узнавать всё новые и новые факты. Голуби олицетворяют мир и любовь, и их удивительные способности помогли человечеству во многих сферах жизни. Они стали неотъемлемой частью нашей истории и культуры, и продолжают удивлять своими уникальными способностями и интеллектом.

Исследовательская часть

2. Исследование и сопоставление различных методов

Второй этап:

2.1. Посещение голубятни

На следующем этапе моего исследования я с родителями посетила голубятню Перестенко Николая Васильевича, ветерана нашего лицея и владельца удивительного дома для голубей. Птицы в его жизни появились с детства, и с тех пор ее не покидали.

Голубятня выглядела достаточно большой примерно три метра на шесть метров, высотой шесть метров. Есть большая клетка. По словам Николая Васильевича голубям она необходима, чтобы они летали и развивали крылья. С одной из сторон голубятня имеет утепление, чтобы зиму голуби проводили в тепле.

От Николая Васильевича Перестенко я узнала, что голуби боятся сквозняка, поэтому в голубятне всегда должно быть сухо и тепло.

Кормить голубей можно в любое время. Самое главное, чтобы внутри у них была вода. Конечно, обязательно нужно убирать внутри, чтобы у них была чистота.

Голуби едят незамысловатый корм – зимой можно кормить одним ячменем. А по весне, когда появляются птенцы, кормят смесью из кукурузы, пшеницы, овса и конопли. Еще одна важная обязанность голубевода – следить, чтобы породы не смешивались. (Приложение 2).

Николай Васильевич рассказал нам о видах голубятни. Они бывают разные: чердачная, столбовые и башенные.

Вывод: От нашего ветерена-голубятника я узнала, что голубятня для него это символ детства и счастливого времени. Он рассказал: как выращивать голубей, какие бывают голубятни и еще много интересных фактов. В своем рассказе он сравнил голубей с детьми.

2.2. Обработка информации об исследованиях различных ученых по воздействию голубей на человека

Когда я была на голубятне и брала в руки голубей, то испытывала необычную радость – мне хотелось стоять, смотреть и слушать воркование этих птиц бесконечно. Но, оказывается, что воркование голубей домашних и диких в человеческом сознании связано с чем-то особенно приятным, как говорят опытные голубеводы: навивают душу ощущением живой природы, тем самым возвышает человека духовно, восстанавливают и укрепляют тело человека.

Воркование голубей используется в музыкальном творчестве. Н. А. Римский - Корсаков делал нотные записи голубиного воркования и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. Л. Бетховен в Пасторальной симфонии использовал мелодии пения разных птиц, включая воркование диких голубей.

Среди множества методов лечения один из самых древних загадочных и эффективных – это психоголубетерапия.

Советский профессор Дмитрий Константинович Беляев, биолог, основатель теории по генетике и по физическому воздействию птиц на организм человека считал, что одним из эффективных способов лечения больных является постоянный контакт с ними. [3]

Американский профессор Бенасерраф, микробиолог и иммунолог, также считал, что контакт с голубями восстанавливает иммунную систему человека.[4]

В распоряжении психоголубетерапии сегодня два основных метода лечения. Первый – это физический контакт с голубями (направленное лечение – кормление голубей, выпуск голубей из голубятни, физический контакт с голубями – брать в руки, давать корм из рук и т. д.). Второй метод называется естественным и состоит в том, что человек получает жизненную энергию и положительные эмоции от наблюдения за голубями, а также от их рисунков, фотографий и различных изображений, из любого материала (фигурки, значки, открытки, почтовые марки, календари и так далее).

Вывод: Мы рассмотрели информацию об исследованиях различных ученых по воздействию голубей на человека.Все ученые доказывают благоприятное воздействие голубей на человека.

Третий этап:

2.3. Сравнительный анализ божественных птиц

Из видеоурока «Голубь сизый — Академия занимательных наук» телеканала «Радость моя», я узнала, что кроме голубя в православной иконографии использовали таких птиц, как петух, павлин, пеликан [5, 7]. Сопоставив полученный материал, я построила таблицу, которая показывает обобщенную характеристику каждого вида птицы (табл.1).

Таблица 1. Сравнительный анализ божественных птиц

Вид птицы

Особенности птицы

Изображение в иконографии

Петух

Петух заимствован христианами из языческой символики, в которой он уже пользовался почти всеми значениями, которые потом отметили в нём и христиане. С древнейших времён петух находился в тесной связи со светом. По пению петухов и греки, и римляне разделяли день.

ПЕТУХ - символ воскресения, потому что своим пением пробуждает он людей ото сна, а пробуждение ото сна, переносит мысль христианина на иконах к мысле о страшном суде.

Павлин

Символизм павлина, как и петуха, принадлежит ещё языческой древности, где он одинаково выражал бессмертие. Древние основали символическое значение этой птицы на поверьи о нетленности его мяса.

В сценах «Несения креста» рядом с Иисусом, идущим на Голгофу, художники иногда изображают павлина, что означает искупление Христом людского греха тщеславия. Если же павлин изображен с нимбом вокруг головы, он символизирует Воскресение.

Пеликан

В христианстве пеликаны считались символами жертвы Христа, поскольку считалось, что они прокалывают себе грудь, чтобы накормить своих детенышей своей кровью. Этот образ пеликана стал популярным мотивом в религиозном искусстве, представляя самоотверженную любовь и жертвенность Иисуса

ПЕЛИКАН – на иконах изображается как символ вечной жизни, воскресения, чадолюбия. Чаще всего встречается в византийских росписях храмов, в мозаиках.

Голубь

Голубь символизирует дух жизни, душу, переход от одного состояния к другому, дух света, непорочность, невинность, нежность и покой. Две голубки часто сопровождают Богиню-Мать - Голубка с оливковой ветвью - символ мира и обновления жизни. Кроме того, она является эмблемой Афины. Голуби, пьющие из кубка, означают Духа, пьющего воды жизни. Священные голуби ассоциируются с погребальными культами.

В виде голубя в иконографии изображается Сам Дух Святой. Эта птица встречается в Библии, может быть, чаще всех остальных животных.

Вывод: Из сравнения характеристик видов божественных птиц мы увидели, что каждая птица обладает удивительными способностями. В иконографии голубь чаще всего встречается.

Экспериментальная часть

3. Практическая и экспериментальная работа

3.1. Изобразительно представить голубя и структуру голубятни

Постаралась изобразить сизого голубя, с помощью краски (гуашб) и листа бумаги (Приложение 3). Посетив голубятню, мне захотелось, именно нарисовать голубятню моей мечты (Приложение 4).

3.2. Приручение голубей

Голуби – одни из самых высоко обучаемых пернатых. Достаточно легко приучить представителей этого вида к одному хозяину, дому или голубятне, донести до них какие-то навыки, информацию, закрепить знания. (Приложение 5).

Ко мне на карниз детской комнаты очень часто приземляются голуби. Один из них постоянно заглядывал в окно. Он внимательно смотрел на стол, поджав лапку.

Я накрошила кусочек хлеба и насыпала на карниз. Птица сначала испуганно отлетела, но потом вернулась и принялась кушать. Наевшись, голубь улетел по своим делам, а мя вернулась к домашней работе.

На следующий день мой знакомый голубь снова прилетел на обед. И я снова накрошили хлеб. И птица, покушав, улетела.

Потом голубь прилетал почти каждый день. Иногда голубь звал с собой других голубей. Он дожидался, когда я ему насыплю корма, затем курлыкал, и вслед за ним прилетали несколько птиц и кушали рядом.

Вывод: Голуби — это красивые и умные птицы, которые могут стать идеальными домашними питомцами.Они могут жить в городе или за городом, их легко приучить к выполнению различных команд, что я на своем примере увидела. Приручение голубя не было трудным для меня занятием. Самое главное в приручении установить контакт с голубями.

3.3. Проведение эксперимента, демонстрирующего уникальность голубя

Все проанализированные факты в моем исследовании вызвали у меня столь сильный интерес, что я решила провести собственный эксперимент, доказывающий уникальность голубя.

Цель исследования: доказать уникальность голубя, по сравнению с другими птицами.

Объект исследования – прирученный городской голубь. (Приложение 6)

Ход работы: Прирученный мною голубь каждый день прилетал на карниз. Для меня кормление голубя была большая радость, но мой папа прогонял его с карниза, так как считал, что он его выпачкает своим пометом.

Я постаралась папе доказать, что голубь - необычная птица, и что его негативное поведение необоснованно. Со временем папа смирился с моим питомцем. И решил его однажды покормить. Но голубь улетел от него, не стал кушать высыпанный папой корм.

Результат эксперимента: Голуби способны узнавать людей по лицам. Они запоминают каждого человека в отдельности. Агрессию голуби не прощают. К добру и ласке тянутся.

Вывод: Таким образом, по результатам проведенного эксперимента мною доказано, что голуби – умные птицы, тянущиеся к добру.

Заключение

В результате полученных данных путем:

  • сравнительно - сопоставительного анализа;

  • мониторинга средств массовой информации;

  • интервью со ветераном – голубятником Перестенко Н.В.;

  • обработки и анализа полученных данных;

  • проведение эксперимента;

можно сделать

ВЫВОД: Моя гипотеза была подтверждена, что голубь обладает удивительными способностями, отличающих эту птицу от других птиц. При этом их можно считать «небесными птицами», так как не одна птица не может вызвать столько положительных чувств, как голубь. По праву, голуби – птицы чуда.

Список использованной литературы:

  1. Рахилин В.К. Птица – ведущий фактор в видообразовании и эволюции птиц [Текст] / В.К. Рахилин // Актуальные проблемы изучения и охраны птиц Восточной Европы и Северной Азии: Междунар. XI орнитол. конф. Республики Татарстан; 29 янв. – 3 февр. 2001 г. – Казань, 2001. – С. 518-519

  2. Коблик Е.А . Список птиц Российской Федерации [Текст] / Е.А Коблик., Я.А. Редькин., В.Ю. Архипов // М.: Товарищество научных изданий КМК. – 2006. – 256 с.

  3. Официальный сайт Википедия – свободная энциклопедия. Беляев, Дмитрий Константинович [Электронный ресурс] - Режим доступа: wikipedia.org (Дата обращения: 23.09.2023)

  4. Официальный сайт Википедия – свободная энциклопедия. Бенасерраф, Барух [Электронный ресурс] - Режим доступа: wikipedia.org (Дата обращения: 23.09.2023)

  5. Официальный сайт канала «Радость моя» Академия занимательных искусств. Голубь сизый - видео — телеканал «Радость моя» [Электронный ресурс] - Режим доступа: radostmoya.ru (Дата обращения: 23.09.2023)

  6. Харчук Ю.И. Психоголубетерапия: лечение голубями, или Приобщение к чуду. – Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

  7. Христианская символика / [Соч.] Гр. А.С. Уварова. - Посмерт. изд. - Москва: Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1908. / Ч. 1: Символика древнехристианского периода. 1908. - XII, 212 с.

Приложение 1

Рисунок. Розовошейный зеленый голубь (лат. Treron vernans)

Приложение 2

Рисунок. Посещение голубятни

Приложение 3

Рисунок. Авторское изображение голубя

Приложение 4

Рисунок. Авторское изображение структуры голубятни

Приложение 5

Рисунок. Приручение голубей (кормление)

Приложение 6

Рисунок. Прирученный голубь

Просмотров работы: 37