ВВЕДЕНИЕ
Ругать пыль давно стало традицией, и традиция эта гласит: «От пыли вся грязь, от пыли все болезни». Мы значительную часть своего времени проводим в помещениях-квартирах, детских садах, школах, служебных помещениях, где скапливается большое количество пыли. Пыль является нашим неизбежным соседом и активно влияет на всё.
Поэтому меня заинтересовал вопрос о том, так ли безобидна пыль, как кажется нам на первый взгляд, где она чаще всего обитает и как с ней бороться. Поэтому тема моей работы в настоящее время очень актуальна. Так как везде мы сталкиваемся с пылью и не задумываемся о вреде пыли.
Цель моей работы: исследовать влияние пыли на живые организмы.
Задачи:
узнать, что такое пыль, состав пыли;
рассмотреть разновидности пыли, узнать, как образуется пыль в помещениях;
познакомиться со способами борьбы с пылью;
разработать рекомендации образовательным учреждениям по улучшению санитарно-гигиенических норм.
Объект исследования: пыль.
Предмет исследования: влияние пыли на живые организмы.
Гипотеза: 1) я предполагаю, что степень запылённости школьных помещений зависит от степени наполняемости их и соблюдения санитарных норм;
2) предполагаю, что пыль оказывает вредное воздействие на живые организмы и способствует развитию различных заболеваний.
Методы исследования: наблюдение, консультирование, эксперимент, лабораторные исследования, работа со справочной и энциклопедической литературой.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое пыль и откуда она берется?
На этот вопрос я нашел ответ в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова. «Пыль – мельчайшие сухие частицы, носящие в воздухе или скапливающиеся на поверхности чего-либо» [3,с.634]. В Современном толковом словаре русского языка нашел дополнение. Пыль – это еще и «мельчайшие частицы, получившиеся при обработке или измельчении чего-либо, мелкая порошкообразная масса». Указано там же еще одно значение слова пыль: «то же, что и пыльца». [2, с.1051]
Учитель по биологии рассказала мне, что пылью называют твёрдые частицы размером от 0,01 до 10 микронов. Мелкие пылинки постоянно плавают в воздухе, а крупные оседают.
Пыль попадает в атмосферу при сжигании твёрдого горючего, при переработке минеральных веществ. Она может образовываться в результате естественных процессов- таких, как извержение вулканов или выветривание скал. Во время засухи над полями бушуют пыльные бури, а над пустынями поднимается песчаная пыль. [1, с.251]
Пыль есть везде: в пещере, где не ступала нога человека, в квартире, в самолёте, и даже высоко над землёй, в стратосфере.
1.2 Состав пыли
А из чего же состоит пыль? Изучив литературу, я узнал, что пыль состоит из различных компонентов. Таких как чешуйки кожи человека, песок и жир, пыльца, шерсть домашних животных, клещей, плесневых грибков и других компонентов, которые зависят от многочисленных факторов (географического положения, сезонных и ежедневных изменений и т. п.) [5, с.134] Я подробно изучил каждый из них. (Приложение А)
1.3 Какая бывает пыль?
Побеседовав с учителем биологиии, я узнал, что всю пыль можно разделить на 2 группы: естественная и искусственная. Естественная делится на минеральную и органическую. Искусственная на производственную и коммунально-бытовую.
Начнём с естественной минеральной пыли. Наибольшим её источником является почва. Выдуваемые ветрами частички земли поднимаются высоко в небо и переносятся на тысячи километров. Океанская пыль - это маленькие капельки воды, которые поднимаются с помощью пузырьков воздуха. Капли высыхают, а воздух насыщается солями, которые парят в воздухе.
К естественной органической пыли можно отнести цветочную пыльцу, грибки, споры, шерсть животных, волосы людей.
Производственная пыль - это в основном отходы от сжигания нефти, газа, угля, дерева и сажа, содержащаяся в выхлопах двигателей внутреннего сгорания.
Коммунально-бытовая пыль – это резиновая пыль от автомобильных шин, которые стираются об асфальт; сюда же относятся волокна из тканей. Всё это кружит в воздухе и попадает в ваши квартиры. [4, с.157]
1.4 Опасна ли пыль для человека?
Побеседовав с врачом, я узнал, что если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы, воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаза.
Постоянное наличие пыли может вызвать аллергию. Она наиболее часто проявляется в виде астмы и ринита, реже – конъюнктивита.
Мой папа – врач сказал, что для успешной борьбы с аллергическими реакциями состав пыли надо изучить.
Чем сильнее запылённость помещения, тем выше в воздухе концентрация перечисленных вредных компонентов пыли. Поэтому проветривание помещения и регулярное удаление пыли с различных поверхностей играет большую роль в сохранении и укреплении здоровья.
1.5 Как бороться с пылью?
Исследуя образование пыли в помещениях. Я столкнулся с фактом, что семья из 3 человек производит 1 кг пыли в месяц. Сколько пыли производят 28 учащихся одного класса? По моим подсчётам около 9,5 кг в месяц. Это конечно же много.
Влажная уборка приносит временное облегчение, так как пыль образовывается постоянно. А очень маленькие частички и вовсе не оседают. Для предупреждения заноса пыли в помещение, нужно об коврики вытирать ноги, раздевать верхнюю одежду в коридоре, чаще проветривать квартиру, убирать пыль при помощи пылесоса, пол подметать влажным веником. Уборку помещения нужно проводить при открытых окнах.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Изучение степени запылённости помещений
1. Эксперимент-исследование запылённости школьных помещений.
Для подтверждения гипотезы о том, что степень запылённости школьных помещений зависит от степени наполняемости помещений, мной было проведено следующее исследование, которое называлось «ловушка для пыли». Для этого мне понадобились: скотч, картон, ножницы, вазелин. Полоски скотча я намазал вазелином и на неделю поместил в 3 помещениях. Объектами этого исследования стали: кабинет, раздевалка и коридор. Через неделю их сняли и рассмотрели. (Приложение Б)
На всех листах со скотчем была пыль. Самым чистым оказался листок из класса, т.к. влажная уборка проводится 2 раза в сутки, и все приходят в класс в сменной обуви. Самым грязным был листок из раздевалки. Это объясняется тем, что дети приходят с улицы, переобуваются, снимают верхнюю одежду, постоянно хранят там одежду и обувь. В коридоре чище. Так как здесь влажная уборка проводится более 2 раз в день, дети уже ходят в сменной обуви, но количество учащихся, которые проходят по коридору больше, чем в классе. (Приложение Б)
Вывод: степень запылённости помещений напрямую зависит от степени наполняемости помещений соблюдения санитарно-гигиенических норм.
2.2 Лабораторные исследования
Так как мы предположили, что пыль оказывает вредное воздействие на живые организмы. Четыре образца пыли мы отдали в лабораторию. №1-коридор, №2-раздевалка, №3-кабинет, №4-пыль с ковра.
Образцы были помещены в четыре питательные среды: 1- выявление плесневых грибов и дрожжей (Сабуро), 2- для выявления общего числа микробов (МПА), 3- для выявления стафилококка (ЖСА), 4- для выявления кишечной палочки (ЭНДО).
Из таблицы видно, что в частицах пыли через несколько дней выросли разнообразные плесневые грибки, а также бактерии. (Приложение В)
Самый интересный результат дала пыль из раздевали и с ковра. Есть небольшой рост стафилококка – бактерии передаются воздушно-капельным путем, 1 колония кишечной палочки – не принесет вреда, если соблюдать правила личной гигиены. (Приложение Г)
Вывод: частицы пыли содержат опасные для здоровья человека микроорганизмы, поэтому необходимо соблюдать правила личной гигиены
2.3 Изучение влияния пыли на живые организмы. Эксперимент.
Для того чтобы увидеть, как влияет пыль на живые организмы, мы решили провести эксперимент. «Живым организмом» выбрали рассаду огурцов.
Два огуречных ростка мы поместили в две банки: 1- два раза в сутки осыпаем строительной пылью, 2 – контрольная: в ней только росток. (Приложение Д)
Из таблицы видно, что листья образца № 1 - пожелтели, а у контрольного образца № 2 появился настоящий третий листочек.
Вывод: то же самое происходит и с нашим организмом, при сильном загрязнении воздуха, при отсутствии влажной уборки комнат дома и кабинетов в школе, при нежелании регулярно проветривать помещения наш организм чувствует себя плохо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведённых исследований можно сделать следующие выводы:
Выдвинутая гипотеза о том, что степень запыленности школьных помещений зависит от степени наполняемости помещений и соблюдении санитарно-гигиенических норм, подтвердилась.
Предположение, что пыль и ее компоненты оказывают вредное воздействие на живые организмы, и способствует развитию различных заболеваний, подтвердилось.
С результатами исследований я ознакомил администрацию школы и технический персонал. Нами разработаны следующие рекомендации:
1. Обязательная смена обуви.
2. Влажная уборка не реже 1 раза в день.
3. Проветривание помещения.
4. Не бегать по школе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье школьника и учителя.
В ходе исследовательской работы мной были выполнены все поставленные задачи:
я узнал, что такое пыль и её состав;
рассмотрел разновидности пыли, узнал, как образуется пыль в помещениях;
познакомился со способами борьбы с пылью;
разработал рекомендации образовательным учреждениям по улучшению санитарно-гигиенических норм.
Я считаю, что цель исследования достигнута, я исследовал влияние пыли на живые организмы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Зентген Йенс. От звезды до росинки. 120 удивительных явлений природы. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-335с.
Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб: «Норинт», 2003.-320с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - М.: Азбуковник, 1999.-938с.
Попова Т.А. Экология в школе. Мониторинг природной среды. /Методическое пособие. – М.: творческий центр Сфера, 2005.-59с.
Настольная книга эрудита. - Смоленск: Русич,2007.-557с.
Экология России. Хрестоматия.Сост. В.Н. Кузнецов. 2001.-318с.
Боднарук М.М., Н.В. Ковылина. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5 – 11 класс. Волгоград. Издательства Учитель, 2005.-173с.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (DVD) 2003г.
Большая энциклопедия школьника, Москва «Махаон», 2007г.-254с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
СОСТАВ ПЫЛИ
Чешуйки кожи человека Семья из четырех человек производят около килограмма пыли ежемесячно. Причем большая ее часть состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Эта мертвая ткань является пищей для пылевых клещей и плесневых грибков. |
|
Пыльца У каждого человека в доме есть домашние растения, благодаря им гранулы пыльцы и появляются в наших домах. Именно пыльца часто является возбудителем аллергических реакций организма. |
|
Шерсть домашних животных Шерсть домашних животных является пищей для пылевых клещей, а так же может являться возбудителем аллергии и даже астмы. |
|
Пылевые клещи. Это насекомые, которые обитают в коврах, мягкой мебели, одежде, постели и др. Основной пищей для них являются шерсть и ороговевшие частички кожи. Сами клещи безопасны для человека, но их экскременты могут вызывать сильные аллергии. |
|
Плесневый грибок Плесень находится в воздухе. Она появляется в домашней пыли, размножаясь на чешуйках отмершей кожи. Некоторые виды плесени вызывают отравление, если вдохнуть их споры. Именно поэтому очень важно удалять пыль постоянно. |
|
Дрожжевые грибы Непосредственным источником дрожжей в домашней пыли могут служить комнатные растения, которые также заселены дрожжами. Наряду с ними дрожжевые грибы постоянно выделяются с тела человека (они являются компонентами его нормальной микрофлоры). |
|
Песок и жир Каждый день мы приносим вместе с обувью в дом грязь с улицы. Эта грязь, как правило, состоит из смеси песка и природных жиров. Следует отметить, что песок накапливается в волокнах ковра и приводится в движение, ходящим по нему человеком. В результате происходит эффект срезания волокон, приводящий к "лысению" ковра. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЭКСПЕРЕМЕНТ
Для подтверждения гипотезы о том, что степень запылённости школьных помещений зависит от степени наполняемости помещений, нами было проведено следующее исследование, которое называлось «ловушка для пыли». Для этого нам понадобились: скотч, картон, ножницы, вазелин. Объектами этого исследования стали: кабинет, раздевалка и коридор.
Чтобы изготовить «ловушку для пыли» нам нужно:
1) Вырезать из картона прямоугольники одинаковых размеров и вырезать в них середину. 2) Приклеить скотч к картону, так, чтобы липкая сторона была свободная, ещё смазать вазелином. 3) Затем нужно разложить все эти «ловушки для пыли» в исследуемые помещения на несколько дней. 4) Через несколько дней собрать ловушки и рассмотреть пыль каждого исследуемого помещения. |
|
Коридор. В состав пыли из коридора входят частички земли, песка, волосы. |
|
Кабинет. В состав пыли из кабинета входит ворсинки одежды, волосы.Он оказался самым чистым оказался листок из класса, т.к. влажная уборка проводится 2 раза в сутки и все приходят в классв сменной обуви. |
|
Раздевалка. В состав пыли из раздевалки ходят частички земли, песчинки, волосы, волокна одежды.Он оказался самым грязным. |
Вывод: Самым чистым оказался листок из класса, т.к. влажная уборка проводится 2 раза в сутки, и все приходят в класс в сменной обуви. Самым грязным был листок из раздевалки. Это объясняется тем, что дети приходят с улицы, переобуваются, снимают верхнюю одежду, постоянно хранят там одежду и обувь. В коридоре чище. Так как здесь влажная уборка проводится более 2 раз в день, дети уже ходят в сменной обуви, но количество учащихся, которые проходят по коридору больше, чем в классе.
Вывод: степень запылённости помещений напрямую зависит от степени наполняемости помещений соблюдения санитарно-гигиенических норм.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ЛАБОРАТОРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Так как мы предположили, что пыль оказывает вредное воздействие на живые организмы, мы решили доказать это путём проведения микробиологических опытов.
Для этого мы обратились за помощью в санитарно- эпидемиологическую станцию.
Четыре образца пыли мы отдали в лабораторию. №1-коридор, №2-раздевалка, №3-кабинет,
№4-пыль с ковра. Образцы были помещены в четыре питательные среды:
1- выявление плесневых грибов и дрожжей (Сабуро), 2 -для выявления общего числа микробов (МПА), 3-для выявления стафилококка (ЖСА), 4 – для выявления кишечной палочки (ЭНДО).
Из таблицы видно, что в частицах пыли через несколько дней выросли интересные культуры – разнообразные плесневые грибки, а также бактерии.
Питательная среда |
Образец 1 (коридор) |
Образец 2 (кабинет) |
Образец 3 (гардероб) |
Образец 4 (пыль с ковра) |
Сабуро (плесень) |
Очень много плесневых грибов |
Очень много плесневых грибов |
Небольшой рост |
Небольшой рост |
МПА (общее количество микробов) |
Мало микробов |
Очень мало, практически нет |
Много микробов |
Массивный рост микробов |
ЖСА (стафилококк) |
- |
- |
Очень мало, практически нет |
Есть небольшой рост стафилококка |
ЭНДО (кишечная палочка) |
Очень мало |
- |
Очень мало |
- |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
РЕЗУЛЬТАТЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Самый интересный результат дала пыль из гардероба и с ковра. Есть небольшой рост стафилококка – бактерии передаются
воздушно-капельным путем, 1 колония кишечной палочки – не принесет вреда, если соблюдать правила личной гигиены.
Вывод: частицы пыли содержат опасные для здоровья человека
микроорганизмы, поэтому необходимо соблюдать правила личной гигиены
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ЭКСПЕРЕМЕНТ. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПЫЛИ НА ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ
Для того чтобы увидеть, как влияет пыль на живые организмы, мы решили провести эксперимент. «Живым организмом» выбрали рассаду огурцов. Два огуречных ростка мы поместили в две банки: 1- два раза в сутки осыпаем строительной пылью, 2 – контрольная: в ней только росток. Из таблицы видно, что листья образца № 1 - пожелтели, а у контрольного образца № 2 появился настоящий третий листочек.
Период наблюдения |
Банка 1 (строительная пыль) |
Банка 2 контроль |
День 1, 28 мая |
Без изменений |
Без изменений |
День 2, 29 мая |
Без изменений |
Без изменений |
День 3, 30 мая |
Росток вянет |
Без изменений |
День 5, 1 июня |
Росток желтеет |
Вырос новый листочек |
День 6, 2 июня |
Росток вялый, желтый, безжизненный |
Росток с упругими зелеными листочками. |
Вывод: то же самое происходит и с нашим организмом, при сильном загрязнении воздуха, при отсутствии влажной уборки комнат дома и кабинетов в школе, при нежелании регулярно проветривать помещения наш организм чувствует себя плохо.