Введение
Малое слово большую обиду творит.
Наша жизнь, это ежедневное общение с разными людьми. Сейчас я получаю образование в школе, ещё занимаюсь воздушной гимнастикой, в школе искусств. И везде слышу, что мои сверстники обзываются друг на друга. Сама я никогда не обзываюсь, и если обзывают меня, становится очень обидно, я думаю, что так себя чувствуют и другие ребята, которых обзывают. Этим объясняется актуальность моей темы.
Цель моей работы: изучить речевую агрессию моих одноклассников, её влияние на психологическое здоровье детей и найти пути её предотвращения.
Задачи:
- ознакомиться с понятием «речевая агрессия»,
- провести тестирование среди детей, чтобы выяснить причину употребления грубых слов,
- раскрыть причины и последствия речевой агрессии,
- познакомить с приемами предотвращения речевой агрессии,
-познакомить детей с играми, способствующими снятию агрессии, сплоченности детского коллектива.
Гипотеза исследования – исследование привлечёт внимание к данной проблеме, и дети будут более бережно обращаться со словами, щадить чувства других.
Методы и приёмы исследования: наблюдение, беседа, работа со словарём, анкетирование, анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в жизни формировать терпимое отношение друг к другу, ведь нам вместе учиться ещё до 11 класса.
Основная часть
Для решения поставленных задач, я встретился с нашим психологом Айгуль Алпомысовной и она ответила на многие мои вопросы.
Речевая агрессия
Речевая агрессия – это обидное общение; выражение с помощью слов отрицательных эмоций, чувств в оскорбительной, грубой форме. Слово «агрессия» переводится с латинского как «нападение». Речевая агрессия – спутник практически любой ссоры и самый опасный враг вежливости.
Речевая агрессия может проявляться ненамеренно:
Например, человеку наступили на ногу в автобусе, отказали в какой-то просьбе, возразили в споре… В этих случаях непроизвольно может возникнуть брань, ругань, словесные нападки на собеседника.
и намеренно:
Когда человек целенаправленно желает кого-то унизить, оскорбить, высмеять. Например, школьники могут высмеивать одноклассника, чтобы показать «мы лучше тебя», «мы можем себе это позволить», «мы заставим тебя слушать даже то, что тебе неприятно».
Я сделалавывод: если говорящий унижает собеседника, выражает негативные чувства и эмоции, высказывает обидные намёки в его адрес, а собеседник обижается, раздражается на высказывание, в ответ выражает протест, обвинение, ответное оскорбление, то это речевая агрессия.
Я также поняла, что любое действие, наносящее вред другому, будет являться агрессией, независимо от того, было ли оно совершено намеренно
или нет.
Но наличие речевой агрессии следует рассматривать в каждой конкретной ситуации.
Так не все грубые высказывания являются проявлением речевой агрессии. Высказывание, агрессивное по содержанию, но сказанное шутливым тоном, агрессией не является. Взрослые часто используют такой прием для развития умения ребенка воспринимать юмор. Например, фраза «Я тебя убью!» может звучать и как серьезная угроза, и как шутливое восклицание.
Или грубые высказывания в детской речи могут употребляться, не только с целью оскорбить или унизить собеседника, а часто просто «по привычке»…Это происходит из-за бедности словарного запаса, отсутствия
умения выражать свои мысли и чувства литературным языком и просто неумения общаться, а также стремления показать свою «взрослость», «оригинальность».
Часто в речи младших школьников угрозы («страшилки»), насмешки («дразнилки»), перебранки приобретают характер словесной игры, соревнования в речевой изобретательности.
Активно в детской речи также используются необидные прозвища («клички»). Например, «Серый» - Сергей, «Кузя» - Кузнецов, Дэн - Денис… Но, если человек реагирует на «кличку» отрицательно, считает её оскорбительной, то обращение говорящего считается агрессивным.
Вывод: не следует смешивать речевую агрессию с ситуациями, когда дети употребляют грубые высказывания, не желая навредить другому.
2.Причины и последствия речевой агрессии.
В ситуации речевой агрессии всегда присутствует двое:
Источник агрессии
Тот, на кого направлена эта агрессия.
Психологическое здоровье в данной ситуации страдает у обоих.
Особая опасность речевого насилия для первого ребёнка состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Привычная с детства жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных и противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому — увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.
Для второго ребёнка, на которого постоянно направлено речевое насилие, данная ситуация оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Улюдей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются
симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от тревожных расстройств. Со временем такие дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
Портрет ребенка, подвергшегося речевому насилию:
постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
• беспокойство, тревожность, нарушение сна;
• агрессивность;
• склонность к уединению;
• неумение общаться;
• нервный тик, энурез;
• вредные привычки;
• задержки умственного развития, плохая успеваемость;
• проблемы с едой;
• излишняя уступчивость или осторожность;
• низкая самооценка;
• антиобщественное поведение вплоть до вандализма
Приёмы, предотвращающие речевую агрессию.
Психологи предлагают несколько приемов, которые помогут предотвратить речевую агрессию:
Игнорирование речевой агрессии (сделай вид, что не замечаешь обидного обращения; не отвечай грубостью на грубость)
Не говори другим таких слов, которые не хочешь услышать сам
Переключи внимание (задай неожиданный вопрос; переведи разговор на другую тему)
Старайся разрешить конфликты мирным путем.
«Подзадоривание» (спроси: неужели ты не можешь разговаривать без грубых слов?)
Не стесняйся просить совета у взрослых
Умей извиниться, если ты не прав
Обращайся к другому по имени
Если при тебе кого-то обижают, поддержи слабого.
Практическая часть.
Анкетирование
Я решила выяснить причины проявления речевой агрессии у одноклассников и провёла анкетирование в своём классе.
1.Употребляете ли вы обидные слова в адрес друг друга? |
Да – 8 чел Нет – 18 чел Иногда – 3 чел. |
2.Что чувствует человек, когда слышит в свой адрес обидные слова? |
Мне неприятно – 4 чел Обидно – 13 чел Злость – 6 чел Печаль, хочется плакать – 2 чел Ничего – 2 чел |
3. Почему друг другу говорят обидные слова (обзываются)? |
Ответ на обзывание – 9 чел Поругались – 3 чел От нечего делать, просто так – 3 чел Если обижают – 2 чел Если мухлюют в игре – 1 чел Чтобы поиграли со мной – 1 чел Не дают играть – 1 чел Мстят – 1 чел Плохо воспитаны -1 чел |
4. Какие обидные слова слышите чаще других? |
Дура, дурак, придурок – 13 чел Тупой, тупая – 8 чел Дебил – 5 чел Глупая – 2 чел Идиот – 1 чел Двоечница – 1 чел Лох – 2 чел По фамилии – 2 чел |
5.Что нужно сделать, чтобы меньше говорили обидных слов? |
Объяснить, что нельзя, говорить плохие слова – 3 чел Нужно дружить – 4 чел Научиться сдерживаться -4 чел Извиниться, говорить приятные слова, улыбнуться. Наказать побить. |
6. Кто в нашем классе больше всех говорит обидных слов. А кто меньше всех. |
Результаты анкеты и мои наблюдения показывают, что дети обзываются в ответ на обзывание, часто это происходит, когда мы ссоримся, то много обзываний связано с игрой. В нашем классе часто обзывают для того, чтобы за ними побегали.
Но ведь обзываются не все мои одноклассники. Почему в одной и той же ситуации одни ребята обзываются, а другие нет? Отчего это зависит? Может быть дело в агрессии. С целью определения степени развитости агрессивности младших школьников я предложила нарисовать несуществующее животное. Автор этой методики Е.И. Рогов. Айгуль Алпомысовна помогла мне обработать рисунки. Результаты таковы:
Низкий уровень агрессивности |
16 чел |
Уровень агрессивности ниже среднего |
7 чел |
Средний уровень агрессивности |
6 чел |
Я увидела, что в классе могут обзываться дети с разным уровнем развития агрессивности. Но чаще всё же обзываются те,у кого уровень агрессивности выше.
Оказалось, что у нас, младших школьников, ещё недостаточно развито умение вести себя в обществе, нам трудно проявлять терпимость к другим: чужому
поведению, внешнему виду, образу жизни. Младший школьник часто не способен встать на место другого человека и не умеет грамотно доказывать свою правоту. Всему этому учит этикет. Этикету дети обучаются с детства. Считается, что к 4 классу у детей появляется стремление к выполнению правил этикета и общения.
Мне кажется, что если недооценивать опасность речевой агрессии сейчас, то она может стать нормой общения детей и в дальнейшем.
Заключение
В классе мы обсудили ситуацию «Вымой язык мылом», где обсудили вопросы экологического общения.…..
Ещё я подобрала несколько игр и предложила одноклассникам поиграть в них. (Приложение)
Ребята с удовольствием играли на большой перемене. И по – моим наблюдениям, обзываться стали меньше.
Я сделала вывод, что если избегать обидных высказываний в собственной речи и правильно научиться реагировать на грубость собеседника, то можно предотвратить речевую агрессию.
Но надо помнить, что все события, которые мы переживали когда – то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и нашем теле.
Приложение
Игры для коррекции и профилактики речевой агрессии
Совместные настольные игры.
Цель: обучение навыкам совместного бесконфликтного общения.
Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру, как по одиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоём или втроём собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора».
«Карикатура» .
Выбирается один ребёнок. Остальные обсуждают, какие качества личности они ценят в однокласснике, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребёнка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. Игра помогает осознать свои личностные качества, даёт возможность «посмотреть на себя со стороны».
«Лепим сказку».
Цель: работа с пластилином даёт возможность сместить «энергию кулака», расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.Предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку.
«Связующая нить» .
Цель: способствовать формированию чувства близости с другими людьми, способствовать принятию детьми друг друга, формировать чувство ценности других и самоценности.
Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим.. Начинает взрослый.показывая тем самым пример.
затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-либо сказать. Когда клубок вернётся к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
«Разыгрывание ситуаций» .
Цель:
Ситуации:
- Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика, разними их.
- Тебе очень хочется поиграть такой же интересной игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси её.
- Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.
- Ты нашёл на улице слабого, замёрзшего котёнка. Пожалей его.
«Превратись в игрушку»
Цель: предоставить детям возможность проявить реальные чувства.
Каждый ребенок выбирает из кучи маленьких пластмассовых игрушек, изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он хотел или мог бы превратиться. Затем от имени этой игрушки составляет рассказ. Понятно, что в рассказе присутствуют собственные конфликты и желания.
«Книга моих подвигов»
Цель: содействовать повышению самооценки детей.
Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг — побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.
Список используемых источников и литературы
Ожегов С.И. Словарь русского языка – М: Оникс, 2007. – 640 с.
Шаинский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М: Дрофа; 1997, - 368 с.
Шаинский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М: Дрофа; 2001, - 400 с.
Значение обидных слов. [Электронный ресурс] \\Режим доступа URL: http://lubomarti.ucoz.ru/publ/ehto_interesno/interesnoe/proiskhozhdenie_rugatelnykh_slov/24-1-0-88
Почему дети обзываются. [Электронный ресурс] \\Режим доступа URL: http://www.nanya.ru/stati/2008/10/07/48923-ryizhij-ryizhij-konopatyij/