Полезное из Бесполезного

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Полезное из Бесполезного

Мозгунова И.А. 1Хохлов К.В. 2Достаков М.А. 1Лысенко М.А. 1
1МБОУ г.Астрахани "Гимназия № 4"
2МБОУ г.Астрахани "Гимназия №4"
Полстянова Т.М. 1Лысенко А.А. 1
1МБОУ г.Астрахань "Гимназия №4"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы решили начать наше исследование, когда обнаружили, что в нашем классе в мусорном ведре за один день может оказаться от 4 до 10 сломанных ручек или карандашей. Ещё в нём часто оказываются пластиковые бутыли от чая и воды, купленные в нашей столовой. Тогда мы задумались, сколько же таких отходов попадает на мусорную свалку за неделю от одного нашего класса. Поинтересовались у своих соседей ,учеников 3 б класса, сколько таких отходов у них. Оказалось, что картина не лучше. У нас родилась идея исследовать какое количество канцелярских отходов и пластиковых бутылок «производят наши два класса» за месяц (год) и как сделать так, чтобы подобный мусор не попадал на свалку и не загрязнял окружающую среду.

Предмет исследования: можно ли избежать попадания на свалку отходов от канцелярских принадлежностей и пластиковых бутылок, с цель улучшить экологию Астраханского региона.

Объект исследования: сломанные школьные канцелярские принадлежности и пластиковые бутылки

Задачи:

1.Изучить научную литературу по теме проекта;

2.Провести исследование, которое поможет определить какое количество сломанных канцелярских принадлежностей и пластиковых бутылок школьники выбрасывают каждый день (на примере учащихся двух классов),на сколько такой мусор вредит экологии,

3. Узнать ,можно ли избежать нанесение вреда экологии путём вторичного применения предметов школьной канцелярии и пластиковых бутылок.

4. Выяснить, можно ли обойтись без современных пластиковых письменных принадлежностей во время учёбы.

5. Научиться осуществлять эколого-хозяйственный подход к канцелярским отходам и пластиковым как к ресурсу на примере вторичного использования

6. Разработать и воплотить свой вариант поделок из пришедших в негодность канцтоваров и пластиковых бутылок.

7.Сформулировать выводы по теме исследования.

Гипотеза: попадания на свалку отходов от канцелярских принадлежностей и пластиковых бутылок, которые ухудшают экологическую обстановку Астраханского региона, можно избежать

Методы исследования: анализ научной литературы, сравнение и обобщение результатов, анкетирование, моделирование.

Практическая значимость: материал исследования может применяться на уроках окружающего мира, технологии, продукты проекта- в быту.

Новизна данной работы состоит в том, что полезные вещи можно сделать из испорченных

Актуальность проекта состоит в том, что современные люди все больше стремятся приобретать готовые новые вещи, не стремясь проявлять смекалку, выдумку, творчество с целью сохранить свои денежные средства, сохранить экологию.

Продукт проекта: полезные предметы быта, красивые поделки, принадлежности для письма

Раздел 1. «Анализ литературных источников по проблеме исследования»

В процессе обучения школьники часто выбрасывают сломанные ручки, карандаши, фломастеры, линейки. Мы стали выяснять, из каких материалов сделаны наши канцелярские принадлежности и вредны ли они для окружающей среды?

Вот, что мы выяснили… Корпуса ручек и фломастеров часто изготавливаются из пластика, который не всегда подлежит переработке. Значит, этот пластик попадает на свалки, где может пройти до тысячи лет, прежде чем он сможет разложиться.(1) Даже там, где он разлагается, пластик не исчезают полностью из почвы. Он распадается на микропластик, который остаётся в почве и, следовательно, уменьшает количество питательных веществ в почве и замедляют рост растений. ( 1) Кроме того, чернила ручки и наполнители фломастеров часто состоят из некоторых химических веществ, токсичных для окружающей среды. Попадая в почву, они проникают в грунтовые воды и загрязнять их. Помимо этого, следы токсичных химикатов в этих чернилах также снижают содержание питательных веществ в почве и задерживают рост растений..( 2) Наконец, размеры этих ручек довольно минимальны. Это означает, что их может легко выбросить сильным ветром или наводнением в нежелательные места. Они попадают в море, где загрязняют воду и представляют опасность для водных животных в море.

Вредны ли карандаши и линейки для окружающей среды? Из интернет- источников мы узнали, что большинство карандашей и линеек сделаны из древесных материалов. Многие из используемых сегодня карандашей поступают из Китая, где для их изготовления используется местная липа.(3 ) Иногда для изготовления карандашей используют можжевельник или ладан-кедр. В отличие от ручек, карандаши используют грифель для нанесения отметок на поверхности. В Китае, где производится большая часть этих карандашей, грифели часто изготавливаются из графита. Этот графит представляет собой один из видов углерода, который обжигают вместе с глиной в печи.(3) Когда это делается, всегда получается грифель для карандашей. Этот метод и используемые материалы наносят меньших вред экологии. Древесина не наносит такого вреда природе как пластик. Изделия и неё разлагаются от 10 до 20 лет.(4) Древесные карандаши более экологичны, чем ручки. Это связано с материалами, из которых они сделаны, и их воздействием на окружающую среду после того, как они были использованы и выброшены. Хотя карандаши, изготовленные из пластика, тоже бывают..Из всего вышесказанного ясно, что пластиковые канцелярские принадлежности( в большей степени) и древесные (в меньшей степени )могут наносить вред окружающей среде. На пластиковых бутылках часто стоит маркеровка 01, PET,(ПЭТ) (полиэтилентерефталат). они являются наиболее популярным видом пластика у заготовителей «бытового» вторсырья, Пластиковые бутылки с такой маркеровкой подлежат переработке и из них могут сделать полезные вещи.

Наш проект посвящён поискам путей, которые помогут избежать попадания использованных канцелярских принадлежностей и пластиковых бутылок в окружающую среду, внося тем самым свой посильный вклад в улучшение экологической обстановки Астраханского края.

Раздел 2.Исследовательская работа

Рассмотрев обломки карандашей, мы решили ,что их можно распилить на отдельные детали разной формы и ,приложив фантазию , смастерить своими руками что-то полезное .Обратили внимание на то, что во многих современных ручках нельзя поменять стержень, а значит её остаётся только выбросить. Высохших фломастеров ждёт такая же учесть. Мы задумались, как из ненужных, сломанных ручек, карандашей, линеек, фломастеров можно получить полезные вещи ,интересные поделки, дать сломанным канцелярским принадлежностям вторую жизнь или вовсе отказаться от их использования.

1этап. Сбор канцелярских отходов и фиксирование результатов(4 недели , с 19 сентября-14 октября)

Для того, чтобы провести исследования нам понадобились бытовые весы. Канцелярские отходы мы теперь не выбрасывали в мусорное ведро, а складывали после взвешивания в специальный ящик. Все результаты измерений мы записывали в специальную таблицу каждый учебный день с 19 сентября по 14 октября.

Результаты измерений были такие: 3 А - за 1 неделю собрал 317 г пластика, ,71 г дерева, 3Б- а 1 неделю мы собрал 303 г пластика, 55 г дерева.

3 А- за 2 неделю мы собрал 286 г пластика, 107 г дерева, 3Б- за 2 неделю мы собрал 311 г пластика, 9 г дерева.

3 А- за 3 неделю мы собрал 192 г пластика, ,45 г дерева, 3Б- за 3 неделю мы собрал 228 г пластика, 23 г дерева.

3 А- за 4 неделю мы собрал 136 г пластика ,35 г дерева, 3Б- за 4 неделю мы собрал 70 г пластика, 44 г дерева.

МАТЕРИАЛ

3 А

3 Б

Итого за 1месяц

Пластик

931г

912г

1843г

Дерево

268г

204г

472г

Эти подсчёты помогли нам сделать вывод о том, что за 1 учебный год (9 месяцев) наши два класса выбрасывают приблизительно 16кг 587г пластика, и 4кг248г древесины, нанося непоправимый урон окружающей среде. Мы решили найти этим материалам полезное применение. Из такого количества различного материала можно сделать немало полезных вещей.

2 этап.АНКЕТИРОВАНИЕ.Чтобы сделать вывод о пользе нашего проекта, в самом его начале мы провели в двух классах опрос в виде анкетирования. Вопросы анкеты были такими:

1)Из каких материалов сделаны современные канцелярские принадлежности?

2)Как долго разлагается в почве изделие из дерева?

3)Как долго разлагается в почве изделие из пластика?

4)Какой вред наносят природе свалки из пластика?

5)Знаешь ли ты, сколько отходов от канцелярских принадлежностей попадает на мусорную свалку за неделю от одного нашего класса?

6)Как можно избежать попадения отходов от канцелярских принадлежностей на свалку?

7)Чем можно заменить пластиковые ручки?

Результаты опроса до и после проекта можно увидеть на диаграмме:

3 этап. Сбор информации о предмете исследования. Чтобы узнать больше о предмете нашего исследовании, мы нашли информацию об истории письменных принадлежностей. Собрали эту информацию в электронной презентации и выступили перед ребятами.(Приложение №2)

В результате мы узнали, чем современные письменные принадлежности отличаются от тех, которыми писали и рисовании наши предки. Оказалось, что материал для письменных принадлежностей в далёком прошлом был намного экологичнее, чем современные канцелярские принадлежности. Эта информация еще больше мотивировала нас найти полезное применение пришедшим в негодность современным ручкам, карандашам и фломастерам. Так же мы узнали, что большая часть современных ручек, фломастеров и линеек делается из определённого вида пластика— это полипропилен с полиэтиленом(5), которых попадая в окружающую среду наносит ей непоправимым ущерб.А карандаши часто делаются из древесных материалов и наносят меньший ущерб природе.

3 этап. Поиск идей по созданию полезных вещей. Поиск и создание инструктажей по их выполнению.( Приложение №.3)

4 этап. Творческий этап по созданию задуманного изделия. Проведение конкурса поделок из канцелярских отходов и пластиковых бутылок. Выставка работ. ( Приложение №4)

На этапе поиска идей мы с ребятами поставили цель сделать не только красивые поделки ,но и нужные в быту и жизни вещи. Которые мы сможем использовать, тем самым подарить испорченным канцелярским товарам и пластиковым бутылкам вторую жизнь.

5 этап. Творческая работа. Экоручка. Ручкам из пластика можно не только дать вторую жизнь, но и вовсе отказаться от их приобретения. Выход-экоручка. Такие ручки мы делали сами на уроке технологии. Делаются они из бумаги для оригами. Бумага ,как известно, перерабатывается легко. К сожалению, пока не смогли ничем заменить стержень, но всё же такая ручка значительно меньше принесёт вреда природе. ( Приложение №5)

6 этап. Сбор, сортировка и сдача вторсырья.

Пластиковые бутылки подлежащие переработке маркируются знаками 01, PET,(ПЭТ) (6) Такие бутылки из-под воды ,чая, сока, купленного детьми в школьной столовой мы теперь не выбрасывали в мусорное ведро, а собирали в отдельном контейнере. Их вес и количество указывали в отдельной таблице в конце каждой учебной недели.(Приложение №6)

Из интернет источников мы узнали ,какую пользу могут принести собранные нами за месяц пластиковые бутылки. Из 4кг пластиковых бутылок можно сделать можно 6 пар брюк или 12 футболок, 33 бейсболки или 4 свитера,6 шарфов или 50 ремешков для ручных часов(7). А мы собрали за месяц больше.

Остается только решить вопрос с организацией сбора и сдачи такого вторсырья. Мы узнали, как правильно подготовить пластиковые бутылки на переработку. Бутылка должна быть чистая. С неё нужно снять все этикетки, открутить крышку и как можно больше смять пустую бутылку. Так она займёт меньше места в контейнере.(Приложение №6) Собранные в классе пластиковые бутылки мы относим теперь с специальные контейнеры. Ближайшие к нашей гимназии контейнеры есть по адресам у. Епишева 34, ул. Менжинского 2. Но в нашем городе есть и пункты приёма вторсырья . Вот их адреса: ул. Боевая 11, ул. Рождественкого 4.В.Мы узнали, что на переработку пластиковые бутылки отвозят в город Волжский Волгоградской области.

Пришедшим в негодность ручкам, фломастерам и карандашам дать «вторую жизнь» можно путём создания из них полезных вещей.

Чтобы подвести итог нашего проекта более наглядно, мы создали буклет под названием «Научись дарить вторую жизнь».(Приложение №7) В нём размещены примеры поделок из канцелярских отходов с инструкцией, способ как сделать экоручку своими руками, правила подготовки к сдаче пластиковых бутылок, адреса пунктов приёма пластика в нашем городе.

Заключение и вывод

В ходе проекта мы , что из совсем ненужных вещей получаются полезные и красивые изделия. Результаты наших исследованийпомогли нам подтвердить гипотезу, что можно избежать попадения на свалку пришедших в негодность канцелярских принадлежностей , ,а именно :1) дав им «Новую жизнь» в виде полезных вещей, 2) отказаться от использования покупных ручек в пользу сделанных своими руками экоручек; 3) сбор, сортировка и сдача канцелярских отходов в пункты вторсырья.

Список Литературы

1.Большая книга вопросов и ответов «Что? Зачем, Почему?» Москва 2017

2.Пластические массы // Химическая энциклопедия. 1992. Т.3.

3.Хочу все знать. В.В. Ликсо. Москва: Издательство АСТ, 2017г.

4.Камерилова Г.С. Экология города. – М.: Дрофа, 2010. – 287 с.

5.Кацура А.В. Отарашвили З.А. Экологический вызов: выживет ли человечество. – М.: МЗ Пресс, 2005. – 80 с.

Интернет -ресурсы

6. Валерия Корыстылёва . Ручки и фломастеры. Раздельный сбор/https://rsbor-msk.ru/2019/07/24/pererabotka-ruchek-flomasterov-i-zubnyx-shhetok-sovmestnyj-proekt-sobiratora-i-proecopen/

7. Что делают из переработанного пластика/https://bezotxodov.ru/jekologija/chto-delajut-iz-pererabotannogo-plastika

Приложение № 1

ВОПРОС

ЗНАЮ (ЕСЛИ МОЖЕШЬ, ДАЙ ПОДРОБНЫЙ ОТВЕТ)

НЕ ЗНАЮ

Из каких материалов сделаны современные

канцелярские принадлежности?

   

Из каких материалов были сделаны

канцелярские принадлежности 50,100 и более лет назад?

   

Как долго разлагается в почве изделие из дерева?

   

Как долго разлагается в почве изделие из пластика?

   

Знаешь ли ты, сколько отходов от канцелярских принадлежностей попадает на мусорную свалку за неделю от одного нашего класса?

   

Какой вред наносят природе свалки из пластика?

   

Как можно избежать попадения отходов от канцелярских принадлежностей на свалку?

   

Чем можно заменить пластиковые ручки?

   

Приложение №2

.

ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Часы

Оформление часов карандашами сделает устаревшие модели более современными. Длинные карандаши приклеиваются как с изнаночной стороны, так и с лицевой, формируя рисунок. Заполнение зависит от количества:

при наличии 6 карандашей их крепят к главным цифрам;если материала много, всю окружность

заполняют расположенными с изнанки карандашами;степень выступа деталей регулируется самостоятельно.

 

Цветной горшок для домашних растений

Также простой способ. Эту поделку можно сделать из детских ручек,так поделка будет смотреться симпатичнее и веселее.Нам понадобятся: старый горшок или жестяная банка, детские цветные ручки без стержней, клей и для украшения возьмите атласную ленту.Обклеиваем банку/горшок футлярами ручек и сверху завязываем ленту — снизу, либо по середине, на ваш вкус

 

Кухонная подставка

Необычную, креативную подставку для посуды можно выполнить из карандашей. Она гармонично впишется в интерьер кухни дачного домика. Для её выполнения достаточно подготовить деревянную доску и просверлить в ней на одинаковом расстоянии отверстия, равные диаметру карандаша.

Подготовить материал одинакового цвета и длины, приклеить его к доске.

 

Шкатулка для мелочей

Для хранения мелких вещей (булавки, пуговицы, нитки) можно использовать яркую самодельную шкатулку:

подготовить коробку с крышкой;

обклеить внутренность цветной бумагой или тканью;

наружную сторону украсить разноцветными карандашами разного размера, сформировав из них рисунок, или просто расположив их по горизонтально или вертикально;

поделку вскрыть лаком.

 

Приложение №4

Мы провели конкурс поделок и выявили его победителей.

Поделка, занявшая в конкурсе 1 место теперь украшает наш класс .

Приложение№5. Наши ЭКОРУЧКИ.

Для создания экоручки  ВАМ ПОТРЕБУЮТСЯ: стержень, бумага , клей .

1. Параллельно длинной стороне листа начертите линию отреза, отложив расстояние чуть больше, чем длина стержня. Это будет корпус ручки.Один край корпуса ручки должен быть немного скошен (чтобы получился острый носик ручки). Для этого отложите с одной стороны 10-15 мм и начертите косую линию отреза.

2. С другой стороны отложите 45 мм и начертите параллельную краю линию.

3. Когда клей немного подсохнет, аккуратно и плотно намотайте всю полосу на стержень, промазывая тонким слоем клея. Дайте ручке высохнуть.

Приложение №6

Даты

Количество бутылок

Вес

С 19 по 23 сентября

26шт.

1 066г

С 26 по 29 сентября

21шт.

843г

С 3 по 7 октября

34 шт.

1394г

С 10 по 14 октября

27 шт

1107г

ВСЕГО за месяц

108 шт.

4410г

0

Приложение №7

Просмотров работы: 16