Введение
Я и моя семья живёт в селе Головчино. У нас есть огород. На участках растёт много разных растений, я помогаю родителям ухаживать за ними. Очень интересно как из маленьких семян вырастают большие растения, которые еще и дают урожай. Но наступает осень, все растения погибают и до следующего лета уже не будут нас радовать вкусными плодами.
Всем хорошо известно о пользе витаминов и минералов для нашего организма, которые находятся в свежих овощах. Конечно, в настоящее время, мы можем приобрести овощи в любое время года в магазине. Но овощи, выращенные своими руками, значительно вкуснее и безопаснее, так как не содержат химических добавок. Можно ли получать полезные вещества зимой? Конечно! Нужно лишь вырастить урожай на своем собственном подоконнике. А именно, я хотела бы узнать можно ли вырастить огород в школе на подоконнике.
Так возникла тема моей исследовательской работы «Огород на школьном подоконнике».
Актуальность проекта: огород на подоконнике в школе является очень приятным занятием, особенно осенью и зимой, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени.
Проблема исследования: можно ли вырастить урожай на школьном подоконнике?
Объект исследования: овощные культуры – лук, фасоль, помидоры, перцы, огурцы; зелень –петрушка, укроп, салат.
Предмет исследования: изучение выращивания овощных культур и зелени в осенне-зимний период.
Цель работы: изучить особенности выращивания овощей и зелени в школьных условиях, создать мини-огород в классе.
Гипотеза:
1) я предполагаю, что овощные культуры и зелень можно вырастить в школьных условиях в осенне-зимний период;
2) я предполагаю, что для выращивания овощей и зелени на подоконнике необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух.
Задачи:
• узнать, какие полезные микроэлементы и витамины содержат в себе овощи и зелень;
• узнать, о выращивании растений в помещении;
• вырастить огород в школьном помещении;
• обобщить наблюдения и сделать выводы.
Предполагаемый результат:
Расширение кругозора;
Использование полученных знаний в различных видах деятельности.
Методы исследований:
изучение различных источников информации;
эксперимент, наблюдение, обобщение.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
Полезные микроэлементы и витамины, содержащиеся в овощах и зелени
Питание человека — это его жизнь. От того, что мы едим зависит наше здоровье. Без свежих овощей невозможно сбалансированное здоровое питание человека.
Приуменьшить пользу овощей невозможно. Они содержат витамины, микроэлементы и клетчатку, необходимые для поддержания здоровья организма.
Овощи питательны, являются ценным источником витаминов, минеральных веществ, органических кислот и углеводов, пищевых волокон, витаминов. Они богаты кальцием, магнием, железом и витаминами А, С, Е, К и группы В, фолиевой кислотой, клетчаткой, пектиновыми веществами и эфирными маслами. Овощи играют важную роль в функционировании желудочно-кишечного тракта, являясь поставщиком пищевых волокон.
Ежедневное включение в меню овощей является не только хорошей привычкой, но и профилактикой лишнего веса. Несомненным преимуществом является их низкая калорийность. А также овощи способствуют снижению риска заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыводящей систем.
Овощи содержат эфирные масла и органические кислоты. Эти компоненты способствуют лучшему перевариванию пищи и усвоению мясных и рыбных блюд.
Кроме витаминов и минеральных веществ, овощи содержат фито нутриенты. Это биологически активные вещества, придающие овощам специфический, уникальный цвет, вкус, запах и природную устойчивость к заболеваниям. Важно каждый день употреблять разноцветную растительную пищу, чтобы получать весь спектр питательных веществ.
1.2. Выращивание овощных культур в помещении
Главные факторы, обеспечивающие рост и развитие растений — это свет, тепло, влага и питание. В помещении сложно обеспечить растение достаточным светом. Разные места в нем освещаются неодинаково. Больше света попадает на наружный подоконник. Лучше и дольше освещены окна, обращенные на юг, юго-восток и юго-запад. На западном, северо-западном и восточном окнах интенсивность и продолжительность освещения значительно меньше. При двойном остеклении освещенность снижается в 2 раза.
Для равномерного освещения растения регулярно поворачивают, при возможности открывают окно. К прямым солнечным лучам растения нужно приучать постепенно, чтобы у них не было ожогов.
В жилых помещениях температура колеблется от 17 до 24 °. Это оптимальная температура для большинства овощных растений, но на подоконнике температура может быть ниже на 5-8 °, а при открывании форточек растения подвергаются резкому переохлаждению, иногда страдают от заморозков. Не менее опасны для растений перегревы. Для предупреждения перегревов растения опрыскивают водой 2-3 раза в день, поливают. Для повышения температуры ранней весной проводят дополнительное утепление оконных рам, промазывая стыки стекол специальной замазкой или натягивая пленку на рейке и закрепляя ее по периметру изоляционной лентой.
Влажность воздуха в комнатах с водяным отоплением недостаточна для растений. Для ее повышения на батареях устанавливают посуду с водой или опрыскивают растения водой. Воду для опрыскивания и полива отстаивают 3-5 часов в широкой эмалированной или стеклянной посуде для нагревания и удаления хлора, а также обогащения кислородом.
Поливают растения отстоянной водой комнатной температуры. Охлаждение корней холодной водой задерживает поступление элементов питания из почвы и приводит к растрескиванию стебля и опробковению корней. При поливах необходимо увлажнять всю почву в горшке, иногда для этого приходится делать 3-4 полива небольшими порциями воды. Если почва сильно пересохла, то горшки устанавливают в таз с водой и держат до тех пор, пока не увлажнится почва верхнего слоя.
Сухой воздух в помещениях негативно влияет на развитие растений. Спасением в этой ситуации станут регулярные опрыскивания овощных культур.
При частых поливах почва сильно уплотняется, растения страдают от недостатка воздуха в почве. При составлении грунтов для комнатных овощных растений необходимо к полевой или огородной почве добавить торф, перегной, компостную или листовую почву.
Для выращивания овощных культур в помещении подойдет обычная листовая земля с торфом. Выбирая землю в магазинах, остановите свой выбор на «Универсальной» смеси. Овощные растения необходимо регулярно подкармливать. Тут уж выбирать вам – лучше, конечно, органические удобрения, но можно использовать и минеральные.
Не все семена подходят для выращивания растений в условиях помещения. Есть такие, которые прорастут и будут хорошо развиваться только в открытом грунте. Поэтому выбирайте семена, на упаковке которых указано, что они подходят для выращивания в помещении.
Изучение информационных источников, или 10 секретов домашнего огорода:
Секрет 1: правильное освещение.
Секрет 2: правильная почва.
Секрет 3: оптимальная влажность воздуха.
Секрет 4: правильный полив.
Секрет 5: правильные технологии.
Секрет 6: правильный посадочный материал.
Секрет 7: правильная предпосевная обработка семян.
Секрет 8: правильный температурный режим.
Секрет 9: правильные подкормки.
Секрет 10: профилактика болезней и защита от стрессов.
Объём и тонкости этой информации были для меня пока ещё очень сложны. И я сделала акцент на главном: почва, вода, тепло, свет, воздух.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Сбор семян, подготовка земли, посадка огорода
1 7 сентября мы подготовили всё необходимое для посева. Купили семена овощных культур: лук, фасоль, помидоры, перцы, огурцы; зелени: петрушка, укроп, салат.
А также купили грунт (универсальный).
Р асставили рассадные ящики.
И приступили к посеву семян.
М ы полили все посаженные семена отстоянной водой. Для того чтобы создать парниковый эффект, мы каждый ящик обернули пищевой плёнкой. Подписали все ящики и поставили на подоконник в школьном классе.
2.2. Уход и наблюдение за рассадой
Температура в классе при посадке, прорастании и росте семян была от 18 до 23 градусов. Воздух был не сухим на протяжении всего времени, влажность воздуха от 55% до 65%. Если прибор показывал меньше 60%, мы вспрыскивали растения водой. Полив производили заранее отстоянной водой. Периодически рыхлили почву. Окно, на подоконнике которого мы расставили наши ящики, находится на юго-западной стороне.
Для роста растений были созданы все условия: почва, вода, тепло, свет, воздух.
26 сентября мы убрали пищевую плёнку, т.к. ростки многих культур уже появились. На этом этапе мы произвели пикировку растений. Мы решили все результаты записывать в таблицу.
Наименование |
26 сентября |
Описание |
Фасоль |
Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа, ростки уверенно набирали рост. |
|
Помидоры |
Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа. |
|
Перец |
Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа. Ростки овощной культуры отличались от остальных маленьким ростом. |
|
Огурцы |
Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа, ростки уверенно набирали рост. |
|
Лук |
Всхожесть 100%. Ростки появились. |
|
Укроп |
Всхожесть 100%. Ростки появились. Но появилась плесень из-за переизбытка влаги. |
|
Петрушка |
Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа. Ростки зелени отличались от остальных маленьким ростом. |
|
Салат |
Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа. |
|
Наименование |
20 декабря |
Описание |
Фасоль |
Формирование плода. |
|
Помидоры |
Активный рост и цветение. |
|
Перец |
Активный рост. |
|
Огурцы |
Из пяти ростков, остался один. В фазе цветения, он стал вянуть. |
|
Лук |
Рост. |
|
Укроп |
Рост не был активным, ростки стали пропадать. |
|
Петрушка |
Активный рост. |
|
Салат |
Активный рост. |
|
Наименование |
24 января |
Описание |
Фасоль |
Плоды созрели. Сбор урожая. |
|
Помидоры |
Цветение. |
|
Перец |
Цветение. |
|
Огурцы |
Росток стал засыхать. |
|
Лук |
Рост. |
|
Петрушка |
Активный рост. |
|
Салат |
Сбор урожая. |
|
Наименование |
20 февраля |
Описание |
Помидоры |
Формирование плодов. |
|
Перец |
Формирование плодов. |
|
Лук |
Сбор урожая. |
|
Петрушка |
Сбор урожая. |
|
Наименование |
30 марта |
Описание |
Помидоры |
Плоды созрели. Сбор урожая. |
|
Перец |
Плоды созрели. Сбор урожая. |
2.3. Сбор урожая
Таким образом, мы проследили рост и развитие фасоли, помидоров, перца, огурцов, лука, укропа, петрушки, салата. И собрали урожай всех овощных культур и зелени, кроме огурцов и укропа. Выращенные плоды на вкус такие же, как если бы мы вырастили их на огороде. Но потребовалось намного больше времени для выращивания.
Наименование |
Когда собран урожай |
Фото |
Фасоль |
24 января |
|
Петрушка |
20 февраля |
|
Лук |
20 февраля |
|
Салат |
24 января |
|
Помидоры |
30 марта |
|
Перец |
30 марта |
|
Огурцы |
- |
- |
Укроп |
- |
- |
Заключение
Осуществив наш эксперимент, мы поняли, что вырастить на подоконнике в школьном классе свой собственный огород довольно легко, но для этого потребуется много времени. И необходимо постоянно следить за состоянием растений, вовремя их поливать и обеспечивать достаточным количеством света, тепла.
Моя гипотеза подтверждена. Овощные культуры можно вырастить в школьных условиях в осенне-зимний период; для выращивания овощей и зелени на подоконнике необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух.
Выводы:
В результате исследования я изучила много информации о пользе овощей и зелени, а также о выращивании овощных культур в помещении, сформировала опыт исследовательской деятельности, нашла нужную информацию, научилась анализировать и делать выводы;
Проведенное мной исследование доказало, что фасоль, помидоры, перец, петрушку, салат, лук можно вырастить в школьных условиях в осенне-зимний период. Но времени для этого потребуется больше чем, если бы мы выращивали их на огороде на улице в летний период;
Для получения плодов помидоров и перцев требуется больше времени, чем для других культур;
Укроп и огурцы вырастить не удалось.
Результаты работы
Собран, обработан и систематизирован материал о полезных микроэлементах и витаминах, содержащихся в овощах и зелени;
Собран, обработан и систематизирован материал о выращивании растений в помещении;
Выращен мини-огород на подоконнике в школьном помещении;
Пополнен кругозор интересной и полезной информацией;
Результаты моего исследования можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах;
Результаты систематизированы в виде исследовательской работы.
Список литературы
1. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – Москва «АСТ», 1998.
2. Большая энциклопедия школьника. – Махаон, 2011.
3. Детская Энциклопедия. Том 4. «Растения и Животные». – «Просвещение» , 1965.
4. http://sadovladenie.ru/- сайт для садоводов.
5. http:// zdoroveda.ru/- сайт о здоровом питании.