Огород на школьном подоконнике

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Огород на школьном подоконнике

Клещунова К.И. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Клещунова М.Ю. 1
1МБОУ "Головчинская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я и моя семья живёт в селе Головчино. У нас есть огород. На участках растёт много разных растений, я помогаю родителям ухаживать за ними. Очень интересно как из маленьких семян вырастают большие растения, которые еще и дают урожай. Но наступает осень, все растения погибают и до следующего лета уже не будут нас радовать вкусными плодами.

Всем хорошо известно о пользе витаминов и минералов для нашего организма, которые находятся в свежих овощах. Конечно, в настоящее время, мы можем приобрести овощи в любое время года в магазине. Но овощи, выращенные своими руками, значительно вкуснее и безопаснее, так как не содержат химических добавок. Можно ли получать полезные вещества зимой? Конечно! Нужно лишь вырастить урожай на своем собственном подоконнике. А именно, я хотела бы узнать можно ли вырастить огород в школе на подоконнике.

Так возникла тема моей исследовательской работы «Огород на школьном подоконнике».

Актуальность проекта: огород на подоконнике в школе является очень приятным занятием, особенно осенью и зимой, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени.

Проблема исследования: можно ли вырастить урожай на школьном подоконнике?

Объект исследования: овощные культуры – лук, фасоль, помидоры, перцы, огурцы; зелень –петрушка, укроп, салат.

Предмет исследования: изучение выращивания овощных культур и зелени в осенне-зимний период.

Цель работы: изучить особенности выращивания овощей и зелени в школьных условиях, создать мини-огород в классе.

Гипотеза:

1) я предполагаю, что овощные культуры и зелень можно вырастить в школьных условиях в осенне-зимний период;

2) я предполагаю, что для выращивания овощей и зелени на подоконнике необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух.

Задачи:

• узнать, какие полезные микроэлементы и витамины содержат в себе овощи и зелень;

• узнать, о выращивании растений в помещении;

• вырастить огород в школьном помещении;

• обобщить наблюдения и сделать выводы.

Предполагаемый результат:

  • Расширение кругозора;

  • Использование полученных знаний в различных видах деятельности.

Методы исследований:

  • изучение различных источников информации;

  • эксперимент, наблюдение, обобщение.

Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

    1. Полезные микроэлементы и витамины, содержащиеся в овощах и зелени

Питание человека — это его жизнь. От того, что мы едим зависит наше здоровье. Без свежих овощей невозможно сбалансированное здоровое питание человека.

Приуменьшить пользу овощей невозможно. Они содержат витамины, микроэлементы и клетчатку, необходимые для поддержания здоровья организма.

Овощи питательны, являются ценным источником витаминов, минеральных веществ, органических кислот и углеводов, пищевых волокон, витаминов. Они богаты кальцием, магнием, железом и витаминами А, С, Е, К и группы В, фолиевой кислотой, клетчаткой, пектиновыми веществами и эфирными маслами. Овощи играют важную роль в функционировании желудочно-кишечного тракта, являясь поставщиком пищевых волокон.

Ежедневное включение в меню овощей является не только хорошей привычкой, но и профилактикой лишнего веса. Несомненным преимуществом является их низкая калорийность. А также овощи способствуют снижению риска заболеваний сердечно-сосудистой, пищеварительной и мочевыводящей систем.

Овощи содержат эфирные масла и органические кислоты. Эти компоненты способствуют лучшему перевариванию пищи и усвоению мясных и рыбных блюд.

Кроме витаминов и минеральных веществ, овощи содержат фито нутриенты. Это биологически активные вещества, придающие овощам специфический, уникальный цвет, вкус, запах и природную устойчивость к заболеваниям. Важно каждый день употреблять разноцветную растительную пищу, чтобы получать весь спектр питательных веществ.

1.2. Выращивание овощных культур в помещении

Главные факторы, обеспечивающие рост и развитие растений — это свет, тепло, влага и питание. В помещении сложно обеспечить растение достаточным светом. Разные места в нем освещаются неодинаково. Больше света попадает на наружный подоконник. Лучше и дольше освещены окна, обращенные на юг, юго-восток и юго-запад. На западном, северо-западном и восточном окнах интенсивность и продолжительность освещения значительно меньше. При двойном остеклении освещенность снижается в 2 раза.

Для равномерного освещения растения регулярно поворачивают, при возможности открывают окно. К прямым солнечным лучам растения нужно приучать постепенно, чтобы у них не было ожогов.

В жилых помещениях температура колеблется от 17 до 24 °. Это оптимальная температура для большинства овощных растений, но на подоконнике температура может быть ниже на 5-8 °, а при открывании форточек растения подвергаются резкому переохлаждению, иногда страдают от заморозков. Не менее опасны для растений перегревы. Для предупреждения перегревов растения опрыскивают водой 2-3 раза в день, поливают. Для повышения температуры ранней весной проводят дополнительное утепление оконных рам, промазывая стыки стекол специальной замазкой или натягивая пленку на рейке и закрепляя ее по периметру изоляционной лентой.

Влажность воздуха в комнатах с водяным отоплением недостаточна для растений. Для ее повышения на батареях устанавливают посуду с водой или опрыскивают растения водой. Воду для опрыскивания и полива отстаивают 3-5 часов в широкой эмалированной или стеклянной посуде для нагревания и удаления хлора, а также обогащения кислородом.

Поливают растения отстоянной водой комнатной температуры. Охлаждение корней холодной водой задерживает поступление элементов питания из почвы и приводит к растрескиванию стебля и опробковению корней. При поливах необходимо увлажнять всю почву в горшке, иногда для этого приходится делать 3-4 полива небольшими порциями воды. Если почва сильно пересохла, то горшки устанавливают в таз с водой и держат до тех пор, пока не увлажнится почва верхнего слоя.

Сухой воздух в помещениях негативно влияет на развитие растений. Спасением в этой ситуации станут регулярные опрыскивания овощных культур.

При частых поливах почва сильно уплотняется, растения страдают от недостатка воздуха в почве. При составлении грунтов для комнатных овощных растений необходимо к полевой или огородной почве добавить торф, перегной, компостную или листовую почву.

Для выращивания овощных культур в помещении подойдет обычная листовая земля с торфом. Выбирая землю в магазинах, остановите свой выбор на «Универсальной» смеси. Овощные растения необходимо регулярно подкармливать. Тут уж выбирать вам – лучше, конечно, органические удобрения, но можно использовать и минеральные.

Не все семена подходят для выращивания растений в условиях помещения. Есть такие, которые прорастут и будут хорошо развиваться только в открытом грунте. Поэтому выбирайте семена, на упаковке которых указано, что они подходят для выращивания в помещении.

Изучение информационных источников, или 10 секретов домашнего огорода:

Секрет 1: правильное освещение.

Секрет 2: правильная почва.

Секрет 3: оптимальная влажность воздуха.

Секрет 4: правильный полив.

Секрет 5: правильные технологии.

Секрет 6: правильный посадочный материал.

Секрет 7: правильная предпосевная обработка семян.

Секрет 8: правильный температурный режим.

Секрет 9: правильные подкормки.

Секрет 10: профилактика болезней и защита от стрессов.

Объём и тонкости этой информации были для меня пока ещё очень сложны. И я сделала акцент на главном: почва, вода, тепло, свет, воздух.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Сбор семян, подготовка земли, посадка огорода

1 7 сентября мы подготовили всё необходимое для посева. Купили семена овощных культур: лук, фасоль, помидоры, перцы, огурцы; зелени: петрушка, укроп, салат.

А также купили грунт (универсальный).

Р асставили рассадные ящики.

И приступили к посеву семян.

М ы полили все посаженные семена отстоянной водой. Для того чтобы создать парниковый эффект, мы каждый ящик обернули пищевой плёнкой. Подписали все ящики и поставили на подоконник в школьном классе.

2.2. Уход и наблюдение за рассадой

Температура в классе при посадке, прорастании и росте семян была от 18 до 23 градусов. Воздух был не сухим на протяжении всего времени, влажность воздуха от 55% до 65%. Если прибор показывал меньше 60%, мы вспрыскивали растения водой. Полив производили заранее отстоянной водой. Периодически рыхлили почву. Окно, на подоконнике которого мы расставили наши ящики, находится на юго-западной стороне.

Для роста растений были созданы все условия: почва, вода, тепло, свет, воздух.

26 сентября мы убрали пищевую плёнку, т.к. ростки многих культур уже появились. На этом этапе мы произвели пикировку растений. Мы решили все результаты записывать в таблицу.

Наименование

26 сентября

Описание

Фасоль

 

Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа, ростки уверенно набирали рост.

Помидоры

 

Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа.

Перец

 

Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа. Ростки овощной культуры отличались от остальных маленьким ростом.

Огурцы

 

Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа, ростки уверенно набирали рост.

Лук

 

Всхожесть 100%. Ростки появились.

Укроп

 

Всхожесть 100%. Ростки появились. Но появилась плесень из-за переизбытка влаги.

Петрушка

 

Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа. Ростки зелени отличались от остальных маленьким ростом.

Салат

 

Всхожесть 100%. Появились первые 2 настоящих листа.

Наименование

20 декабря

Описание

Фасоль

 

Формирование плода.

Помидоры

 

Активный рост и цветение.

Перец

 

Активный рост.

Огурцы

 

Из пяти ростков, остался один. В фазе цветения, он стал вянуть.

Лук

 

Рост.

Укроп

 

Рост не был активным, ростки стали пропадать.

Петрушка

 

Активный рост.

Салат

 

Активный рост.

Наименование

24 января

Описание

Фасоль

 

Плоды созрели. Сбор урожая.

Помидоры

 

Цветение.

Перец

 

Цветение.

Огурцы

 

Росток стал засыхать.

Лук

 

Рост.

Петрушка

 

Активный рост.

Салат

 

Сбор урожая.

Наименование

20 февраля

Описание

Помидоры

 

Формирование плодов.

Перец

 

Формирование плодов.

Лук

 

Сбор урожая.

Петрушка

 

Сбор урожая.

Наименование

30 марта

Описание

Помидоры

 

Плоды созрели. Сбор урожая.

Перец

 

Плоды созрели. Сбор урожая.

2.3. Сбор урожая

Таким образом, мы проследили рост и развитие фасоли, помидоров, перца, огурцов, лука, укропа, петрушки, салата. И собрали урожай всех овощных культур и зелени, кроме огурцов и укропа. Выращенные плоды на вкус такие же, как если бы мы вырастили их на огороде. Но потребовалось намного больше времени для выращивания.

Наименование

Когда собран урожай

Фото

Фасоль

24 января

 

Петрушка

20 февраля

 

Лук

20 февраля

 

Салат

24 января

 

Помидоры

30 марта

 

Перец

30 марта

 

Огурцы

-

-

Укроп

-

-

Заключение

Осуществив наш эксперимент, мы поняли, что вырастить на подоконнике в школьном классе свой собственный огород довольно легко, но для этого потребуется много времени. И необходимо постоянно следить за состоянием растений, вовремя их поливать и обеспечивать достаточным количеством света, тепла.

Моя гипотеза подтверждена. Овощные культуры можно вырастить в школьных условиях в осенне-зимний период; для выращивания овощей и зелени на подоконнике необходимы: почва, вода, тепло, свет, воздух.

Выводы:

  1. В результате исследования я изучила много информации о пользе овощей и зелени, а также о выращивании овощных культур в помещении, сформировала опыт исследовательской деятельности, нашла нужную информацию, научилась анализировать и делать выводы;

  2. Проведенное мной исследование доказало, что фасоль, помидоры, перец, петрушку, салат, лук можно вырастить в школьных условиях в осенне-зимний период. Но времени для этого потребуется больше чем, если бы мы выращивали их на огороде на улице в летний период;

  3. Для получения плодов помидоров и перцев требуется больше времени, чем для других культур;

  4. Укроп и огурцы вырастить не удалось.

Результаты работы

  1. Собран, обработан и систематизирован материал о полезных микроэлементах и витаминах, содержащихся в овощах и зелени;

  2. Собран, обработан и систематизирован материал о выращивании растений в помещении;

  3. Выращен мини-огород на подоконнике в школьном помещении;

  4. Пополнен кругозор интересной и полезной информацией;

  5. Результаты моего исследования можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах;

  6. Результаты систематизированы в виде  исследовательской  работы.

Список литературы

1. Багрова Л.А. Я познаю мир. Растения. – Москва «АСТ», 1998.

2. Большая энциклопедия школьника. – Махаон, 2011.

3. Детская Энциклопедия. Том 4. «Растения и Животные». – «Просвещение» , 1965.

4. http://sadovladenie.ru/- сайт для садоводов.

5. http:// zdoroveda.ru/- сайт о здоровом питании.

Просмотров работы: 379