Златокрылые помощницы из Космоса

XX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Златокрылые помощницы из Космоса

Леханов М. 1Плотникова Н. 2
1МБОУ СОШ № 29 г. Белгорода
2 МБОУ СОШ № 29 г.Белгорода
Потапова Л.О. 1
1МБОУ СОШ № 29 г. Химки
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

О мёде и продуктах пчеловодства сказано уже очень много. Каждый взрослый и ребёнок знает, что мёд полезен. Но, тогда как объяснить ряд трагических ситуаций, которые произошли совсем недавно? В канун Нового 2018 года, в американском штате Айова подростки разрушили более пятидесяти ульев, погибли 500 тысяч пчёл. Учёные бьют тревогу: уничтожая пчёл, тем более, таким варварским способом, человечество рискует уничтожить само себя. Почему школьники не считают важным беречь пчёл и всё, что находится в улье?

Научно-технический прогресс «шагнул вперёд» и позволил создавать продукты, полезные для здоровья человека при помощи машин, роботов. Люди пытаются даже искусственным способом создать «искусственный» мёд. Натуральные продукты пчеловодства стали терять популярность. Но разве качество этих продуктов улучшилось или хотя бы достигло соответствующего уровня?

Нас беспокоили эти вопросы и ситуация, которая толкает детей на вандальские действия по отношению к пчёлам. Всему есть причина.

Мы, дети, растущие в семьях, где каждое утро начинается с мёда; дети, которые неравнодушно относятся к своему будущему, хотим в который раз напомнить о космической важности самой пчелы и продуктах, ею созданных; и выяснить, почему улей действительно считается одним из даров природы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Подготовительный этап.

Методы исследования: анкетирование, опрос, чтение познавательной литературы, наблюдение, интервью.

1). Анкетирование, опрос.

Участники – 1 класс, 28 человек.

Вопросы

Да

Нет

Иногда

1.Едите ли вы мед?

15

6

7

2.Употребляют ли в вашей семье мед?

14

4

10

3. Является ли мед полезным?

18

2

8

4. Известны ли вам другие продукты пчеловодства, кроме мёда?

2

26

-

5. Нужно ли бережно относиться к пчёлам?

15

3

10

2). Чтение познавательной литературы.

Из энциклопедии «Хочу всё знать» мы выяснили, что среди насекомых, которые летают между цветами и садятся на них, могут быть пчелами. Кто такая ПЧЕЛА?

Пчела – это насекомое. На голове у пчелы можно рассмотреть два больших глаза, при помощи которых пчела видит. Также на голове у пчелы есть усики, которыми пчела ощупывает окружающие предметы и определяет их запах. Еще у пчелы есть хоботок, похожий на маленькую трубочку, при помощи которого пчела пьет нектар и воду. На теле пчелы расположены четыре крыла и шесть ног. В природе пчелы строят свои дома на ветках деревьев. Могут построить свой дом в скалах и горах. Или в дупле дерева. Домашние пчелы, живущие у человека, обитают в ульях – деревянных домах, сделанных специально для них людьми. Главная пища пчел – это мед, пыльца и нектар. В состав меда входит: вода; углеводы; минеральные вещества и витамины (С, В, РР и др.); глюкоза; фруктоза и другие вещества.

Мы прочитали, что кроме мёда, к продуктам пчеловодства можно отнести соты, нектар, пергу и даже пыльцу.

3). Наблюдение.

Во время экскурсии на ферму, пчеловод (или хозяин пчел), показал нам, как пчела добывает нектар и создаёт мёд. Мы видели реальные ульи и пчёл, понаблюдали за их работой [Приложение 1].

Пчела вылетает из улья, чтобы найти цветок. Сев на цветок, пчела опускает свой хоботок в серединку цветка, чтобы выпить нектар. Нектар - это сладкий, прозрачный сок, который есть в цветке. Кроме нектара, пчела собирает пыльцу цветов. Пыльца — это похожий на муку мелкий порошок, который можно увидеть в серединке цветка. Чаще всего пыльца бывает желтого или светло-коричневого цвета. На теле пчелы есть много маленьких волосков. Когда пчела садится на цветок, крупинки пыльцы прилипают к волоскам на теле пчелы. Прилипшую пыльцу пчёлы счищают щёточками ножек и укладывают в корзиночки на задних лапках. Пчела относит собранный сладкий нектар и пыльцу в улей. Из нектара пчелы делают вкусный мед, который складывают в сотыи хорошенько запечатывают воском. Пчелиный улей обычно полон сотов – в них пчелы запасают мед на зиму.

4). Интервью.

Мы посетили нашу школьную медсестру Евгению Александровну и выяснили, что осенью, зимой и весной многие люди болеют простудными заболеваниями [Приложение 2]. И чаще всего, это дети, потому что им не хватает витаминов и у них слабый иммунитет. А среди перечисленных продуктов, которые повышают иммунитет, числился и мёд. Однако, общее мнение врачей – продукты пчеловодства могут употреблять не все люди и только с определённого возраста. Так ли это?

  1. Основной этап.

Методы исследования: беседа, просмотр фильма, анализ, метод «совместных открытий», посещение библиотеки, музея.

1). Беседа с АПИ-специалистом Ириной Васильевной Берендеевой и просмотр фильма. «Медовый день».

К нам в школу мы пригласили Ирину Васильевну Берендееву – специалиста, который нам в доступной форме рассказал о жизни пчелы и продуктах пчеловодства. Мы узнали, что в течение уже многих тысячелетий человек использует продукты пчеловодства. Но уникальность их в том, что даже наши современные технологии не могут скопировать, создать вещество, которое может создать пчела.

Пчела – самый высокоразвитый организм на планете. У неё есть те органы чувств, о которых мы даже не предполагаем. Собирая нектар в этом году, пчела уже знает, неурожай каких трав будет в следующем году.

Просматривая фильм, мы увидели, что у пчёл есть собственный язык, на котором они общаются – это танец. Поворачиваясь определённым образом, пчела может рассказать местоположение медоносных растений, сколько по времени туда лететь и каким количеством нектара нужно запастись, чтобы попасть в нужную точку. Оказывается, пчёлы – очень точные существа [Приложение 3].

2). Метод совместных открытий.

Проводя ряд исследований на уроках окружающего мира и во время внеурочной деятельности, вместе со всеми ребятами класса, мы обнаружили, что в России существует всего 4 музея Пчелы (именно Пчелы, а не вообще пчеловодства!). Последний открыли совсем недавно, месяц назад в Хволынске, Саратовской области. Подобные уникальные музеи есть также в Башкирии, Ульяновской и Ростовской областях.

Ещё в мире существуют следующие музеи Пчелы: Германия «Всё фигня, кроме пчёлок!»; Греция (Пастида); Польша «Музей ульев» и «Странный дом, где живут пчёлы». Музеев же посвящённых пчеловодству огромное количество и в нашей стране, и в Европейских странах тоже.

Мы обнаружили, что по данным «Общества Пчеловодов», в Белгородской области существует около 340 зарегистрированных пчеловодов. В 2015 году начали появляться так называемые Пчелопарки. Среди них, «Весёлый хутор» и «Селишко». Планировалось, что модельные пчелопарки появятся в каждом районе. В их состав войдут этнодворы, которые расскажут гостям о культурных и исторических особенностях местности, торгово-выставочные площадки, кафе или чайные дворики, домики для отдыха, помещения для пчелотерапии, площадки для занятия спортом и активным отдыхом [Приложение 4].

3). Посещение научной библиотеки.

В Белгородской научной библиотеке, из электронных каталогов, мы узнали, что многие русские писатели и поэты также в своём творчестве использовали образы пчелы [Приложение 5]. Среди них, можно назвать таких ярких представителей, как Александр Сергеевич Пушкин (в романе «Евгений Онегин» люди неоднократно представлены как рой пчёл) и Василий Андреевич Жуковский. Нам хотелось бы вспомнить его стихотворение.

Есть улей у тебя единственный, но чудный;
Есть пчелы звучные…и каждая пчела
Приносит сладкий сок и лепетом крыла
Жужжит над пасекой под сенью изумрудной.

………………………………………………………………..

Чудесный улей твой – в душе твоей, поэт,

Рой пчел – твои мечты, полям предела нет,

А песни чистые – в ячейках сладость меда.

Кроме того, существует небольшое количество народных сказок, которые также посвящены пчёлам. Среди них: «Как дьякона мёдом угощали» (русская народная сказка); «Благодарные животные» (латышская народная сказка); «На шапке – пчела» (македонская народная сказка); «Навозный жук и пчела» (ассирийская народная сказка); «Пчёлы Тляшоко» (кабардинская народная сказка); «Сторож – пчела» (марийская народная сказка). И самая известная сказка – это, наверное «Пчёлка Майя и её приключения», автор – Вольдемар Бонзельс.

4). Посещение Белгородского музея народной культуры.

Старший научный сотрудник Белгородского музея народной культуры Ирина Викторовна Шведова, любезно рассказала нам о том, что в быте наших предков, в одежде и предметах обихода также можно увидеть пчелу.

На одной из вышитых рубах мы также увидели трёх пчёлок. Нам рассказали, что эта рубаха с пчёлами – часть легенды. У матери было три сына. Были они хорошими, добрыми, а вот трудиться не хотели. Поэтому она позвала на помощь «золотых помощниц» - вышила их на рубахах каждого своего чада. С тех пор, молодые люди взялись за ум и поняли, что труд – это важно, и стали усердными в работе и трудолюбивыми во всех своих делах.

Получается, что пчёлы символизируют Принцип Трудолюбия, один из главных принципов жизни [Приложение 6].

5). Анализ современных тенденций в моде.

Мы выяснили, что некоторые королевские особы украшали свои наряды изображением пчёл. Например, всем известна мантия Наполеона, французского императора, на которой были вышиты золотыми нитками пчёлы с императорской короной над каждой [Приложение 7].

Известные итальянские кутюрье DOLCE & GABBANAв 2015-2016годах в качестве основных тенденций выбрали именно пчёл. Мы могли увидеть пчелу и корону, пчёл из бисера; броши, толстовки, футболки. В основном, это была мужская коллекция. Может быть, известные дизайнеры хотели напомнить некоторым мужчинам, что следует быть более трудолюбивыми и осваивать больше мужские профессии, чем ходить по магазинам и выбирать очередную рубашку?)

  1. Заключительный этап

Предполагаемые результаты:

  1. Подтверждение гипотезы исследования.

  2. Создание мини-проекта по исследуемой теме.

1). Подтверждение гипотезы исследования.

Исходя из вышесказанного, наших наблюдений на заключительном этапе исследования, проделанная нами работа дала понять, что пчёлы действительно уникальные, космические и одни из самых полезных существ на планете Земля. Мы нашли подтверждение этому в литературе, народной культуре; когда общались со специалистами и обычными белгородцами – жителями нашего города; в геральдике, в существующих фактах (например, достаточно огромное количество музеев в разных странах мира) и даже в современной моде.

Наша гипотеза доказана, но осталась последняя задача исследования – разработать комплекс мероприятий по сохранению пчёл в Белгородской области и распространению уникального «школьного» опыта в рамках исследовательской работы.

2). Создание мини-проекта по исследовательской теме. Почему мы к этому пришли?

Во время своей инаугурации осенью 2017, губернатор Белгородской области Евгений Савченко заявил о пилотном проекте «65 добрых дел». Суть в следующем: «В каждом сельском, районном и городском муниципальном образовании, и области в целом предлагается реализовать 65 проектов добрых дел. Перечень всех их и имена их исполнителей войдут в книги летописи Белгородской области за 2018-2019 годы».

В это время мы уже трудились над нашей исследовательской работой. И подумали, а что мы, обычные белгородские школьники, сможем сделать для нашей малой родины? И тогда мы поняли, чтобы наша исследовательская работа была реализована полноценно, нам необходимо разработать комплекс мероприятий, которые станут практическими действиями в деле сохранения пчёл и ульев. Нашими добрыми делами для них.

А). Акция «Берегите пчёл!»

Мы разработали и изготовили тематические буклеты, листовки и дайджест, в которые поместили полученные нами в ходе исследования интересные факты о пчёлах, об удивительных свойствах мёда и продуктов пчеловодства. Также мы напечатали туда правила общения с пчелой, которые составили в ходе «совместных открытий» с классом [Приложение 8].

Эти буклеты мы раздавали на улице прохожим: молодым мамам, дедушкам, бабушкам, школьникам и студентам. Во время акции мы напоминали участникам, почему важно беречь пчелу и ульи. 100 % всех участвующих в акции дали обещание относиться к пчёлам бережно.

Б). «Медовый сайт».

Мы сконструировали и создали сайт (прототип интернет-сайта) совместно с родителями. Здесь мы разместили информацию о продуктах пчеловодства и о том, какими полезными свойствами они обладают. Например, мёд и перга могут восполнить любой пробел в ежедневном питании. При простудах мы первым делом пьем горячее молоко с медом. Наши бабушки знали, что самое лучшее средство от бессонницы у ребёнка – напоить его теплым молоком с медом [Приложение 9].

Также здесь помещена уникальная статья из нашей жизни о том, что мёд – абсолютно неаллергичный продукт. В этой статье мы опровергаем общепринятое мнение (и не только врачей!), что до 6 лет детям категорически противопоказаны продукты пчеловодства.

На примере Нелли Плотниковой вы можете собственными глазами убедиться, что это не так. На протяжении всей беременности её мама употребляла различные продукты пчеловодства. А как только девочка появилась на свет, взяла соску, намазала мёдом и дала девочке пососать. За всю свою семилетнюю жизнь первоклассница ни разу не болела. Более того, у неё не было аллергии в принципе. И это не единственный пример [Приложение 10].

Как говорит мама Нелли – всё зависит от «правильных пчёл», «правильных цветов», с которых пчёлы собирают нектар и, как следствие, «правильного мёда».

В). Выступление на YouTube.

Наш одноклассник –Матвей М.– юный блогер. У него есть несколько ютуб-каналов. На одном из них мы записали и выложили нашу с ним встречу. Во время беседы мы ответили на вопросы Матвея и высказали несколько своих умозаключений по поводу того, как помочь сберечь ульи.

Г). Репортаж со старейшей жительницей города.

В нашем городе есть несколько долгожителей. Секрет своего долголетия они часто связывают именно с каждодневным употреблением медовых продуктов. То есть, не от случая к случаю, а ежедневно. Мы опросили наших бывших коллег – учителей-пенсионеров нашей школы: Радченко Нину Гавриловну, 1927го года рождения (90 лет) и Чеснокову Анну Васильевну, 1930 (87 лет) в телефонном режиме. Они подтвердили, что если мы сохраним пчёл, то сможем сами выжить в этом мире. И, самое главное, сможем сохранить наше поколение здоровым и счастливым.

Варваре Васильевне Лехановой – 98 лет! Мы сняли с ней маленький репортаж о секретах долголетия. Женщина ответила, что секрет в здоровом образе жизни и каждодневном употреблении мёда. Она сказала, что пчела – уникальное насекомое, ни на кого не похожее. Варвара Васильевна дала даже советы юным Белгородцам: чтобы быть здоровым и счастливым, нужно быть трудолюбивым, как пчёлки, любить свою малую Родину (как и пчёлы стремятся всегда к своему улью) [Приложение 11].

Д). Сторисек (громкие чтения).

Мы подготовили маленькие доклады для наших одноклассников о пчёлах и продуктах пчеловодства. Рассказывали их на уроке окружающего мира. А также во время динамической паузы.

Кроме всего прочего, мы читали детям вслух найденные нами сказки о пчёлах. Оказывается, кромке «Пчёлки Майа…», ребята не знали ни одной сказки о пчеле! Тем более, народной. Теперь знают. Сказки прилагаются в приложении [Приложение 12].

Е). Игра «Сто вопросов юным учёным».

Мы попросили наших одноклассников подготовить для нас вопросы, на которые мы отвечали по очереди. Подобный опыт был для нас первым. Все остались довольны).

Такую же игру мы организовали с нашим библиотекарем Еленой Дмитриевной Т.. Из её ответов мы узнали, что пчела настолько древнее животное, она встречается даже древнейших трактатах «Библии», «Коране». Например, в древнеиндийском трактате, Боги Шива и Вишну могли обретать обличие пчелы. А вот высказывания из «Библии»: «Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена»(Книга Притч Соломоновых гл.6 ст.8).

ж). Публикация статьи «Медовый день 1го класса на сайте школы.

Мы частично опубликовали собранный нами материал на сайте. После этого, многие наши сверстники попросили поделиться с ними информацией о пчёлах и мёде. Все знают, что мёд полезен, а почему? Кроме того, что повышает иммунитет – ответить не могут. Или общее заблуждение, что «пчёлы собирают мёд». Это ведь неправильно! Пчёлы собирают пыльцу, а уже в улье получается мёд.

З). Экомастерская «Учимся правильно рисовать пчелу».

Мы выступали в качестве учителя и учили своих друзей рисовать пчелу. Получились хорошие работы. А некоторые наши одноклассники ещё и придумали сказки про путешествие пчелы (Максим К., Дина А.).

И). Фитобар.

В рамках «Медовых дней» мы организовали совместные чаепития и дегустирование медовых продуктов. В нашем «фитобаре» мы расположили несколько заварочных чайников с травяными чаями – душицей, мятой, зверобоем, липой. Чай мы пили с мёдом. Также разных сортов. Пробовали пергу, пыльцу («горошки»), соты. Ребятам настолько понравилось такое застолье, что они попросили делать такие мероприятия чаще [Приложение 13].

Й). «Виртуальные советы».

Мы созвонились по Вайберу и написали в «Одноклассниках» нашими друзьями из Донецка, Швейцарии (Штайн-на-Рейне) и США (Филадельфия) и выяснили, как в этих странах местные жители относятся к мёду, пчёлам. И какие профилактические мероприятия проводятся государствами по спасению ульев.

Например, Татьяна Босечко из Филадельфии рассказала нам, что в американских магазинах присутствует что-то похожее на мёд. Но это не такой мёд, к которому мы привыкли (фото прилагается). Большинство любителей медовых продуктов покупают их на сайтах, где фермеры публикуют информацию со своих пасек. Среди граждан США мёд и, тем более, продукты пчеловодства, не так популярны, как среди иммигрантов. Американцы больше используют его в косметических процедурах, кремах, масках или же сиропах. Пасеки действительно есть. Но в США это бизнес.

Кроме того, из двух опрошенных американских семей, мёд «часто» использует только одна: используют мёд каждый день и покупают два раза в год на ранчо. Мёд дорогой. Полтора литра стоят от 25 $ за банку, а маленькие (примерно 0,5 литра) стоят 8 – 10 $. Американцы – люди, которые живут строго по закону. Поэтому, если к ним в дом залетела пчела, они считают, что её нужно убить, так «они опасны, когда кусают». Но детям они об этом не говорят, потому что те расстраиваются. Мёд в магазинах Филадельфии в основном канадский. Но есть и китайский, кубинский и испанский. А в русских магазинах – русский.

Любовь Г. из Донецка сказала, что у неё в городе продукты пчеловодства очень популярны! Многие люди выращивают пчёл, выкупают землю для установки ульев и т.д.

Марина К. из Швейцарии сказала, что у них популярен больше мёд с фермерских хозяйств. Хотя в магазинах тоже есть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы выяснили, что улей по праву считается одним из даров природы, а пчела действительно – самым высокоразвитым созданием на планете, приравниваемым даже к божественному.

Мы узнали, что в ульях живут пчёлы, каждая из которых выполняет свою функцию (производство потомства, защита, разведывание и так далее). И если пчёлы будут уничтожены, то человечество постепенно придёт к своему концу: не будет опыления, а, значит, исчезнет пища.

Оказалось, что кроме мёда среди продуктов пчеловодства являются полезными всё в улье: маточное молочко, перга (пчелиный хлеб), пчелиный воск, прополис, пчелиная обножка (цветочная пыльца). Полезен даже пчелиный яд. Всё это не только повышает работу организма в целом (иммунитет), но и используется в изготовлении наших повседневных продуктов (восковые свечи) и косметических средств.

Пчела – не опасна для человека. Она никогда не будет нападать первой или просто потому, что ей так захотелось. Пчёлы нападают, если есть опасность разрушения их жилища или гибели их самих. Многочисленные беседы со специалистами, примеры из жизни, из литературы и интернета, посещение музея доказывают эту теорию.

Роль пчелы в жизни человечества действительно велика. Многие отечественные и зарубежные писатели и поэты делали пчёл – героями своих произведений. Отдельное место здесь занимают народные сказки. Пчёлы изготавливают мёд – один из самых популярных продуктов в медицине, в том числе и народной. Символ пчелы – как чего-то высшего иногда использовали на своих нарядах правящие особы (французский император Наполеон). На современных моделях одежды также можно часто увидеть пчёл и, даже, ульи. Более всего, нас впечатлило посещение музея народной культуры. Там мы узнали о «космической» роли пчелы и то, что пчела – не только символ трудолюбия; она несёт ещё и обереговое значение.

Мы разработали комплекс мероприятий по сохранению пчёл в Белгородской области и поделились своим опытом среди своих сверстников в школе, друзей, в семьях, во дворе; через школьный сайт и даже через канал YouTube. В наших планах – посадка медоносоных растений во дворе школы и помощь одному из пасечников нашего края.

Мы всей душой верим, что наши маленькие мероприятия по сохранению пчёл послужат началом организации больших и массовых добровольческих организаций по защите наших «космических златокрылых помощниц» и их домиков – ульев.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Албуи Винсент. Пчела. Храбрая сборщица мёда / В. Албуи. – Москва : Издательство: Атлас, 2008. – 28 с. : ил.

  1. Буковский Юрий. Пчёлкино счастье. Сказка / Ю. Буковский. – Москва : Издательские решения, 2018. – 24 с. : ил.

  1. Гишар Джек, Ксенар Кароль. Пчелы. О чем говорят животные. Секретная энциклопедия / Д. Гишар, К. Ксенар. – Москва : Издательство РОСМЭН, 2018. – 60 с. : ил.

  1. Дашкевич Татьяна. Про добрую пчёлку / Т. Дашкевич. – Минск : Издательство Дмитрия Харченко, 2009. – 16 с. : ил.

  1. Тихомиров Вадим. Большая энциклопедия пчеловода / В. Тихомиров. – Москва : АСТ, 2017. – 240 с : ил.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

П риложение 1. Экскурсия на ферму.

П риложение 2. Разговор с медсестрой.

Приложение 3. Беседа с АПИ-специалистом

Приложение 4. Метод совместных открытий на уроках окружающего мира.

Приложение 5. Посещение Белгородской научной библиотеки.

П риложение 6. Посещение Белгородского музея народной культуры.

Приложение 7. Анализ современных тенденций в моде. Взято из интернета.

П риложение 8. Акция «Берегите пчёл!»

П риложение 9. Медовый сайт.

П риложение 10. Мёд – неаллергичный продукт.

Приложение 11. Репортаж со старейшей жительницей города.

Приложение 12. Сторисек: громкие чтения.

Приложение 13. Фитобар.

Просмотров работы: 23