III. Введение
Цель: изучить историю и работу Детской Железной Дороги.
Задачи:
1.Исследование истории Детской Железной Дороги с помощью литературы. Ознакомиться с работой «Клуба юных железнодорожников».
2.Сбор материала для доклада. Сделать презентацию для научно-практической конференции.
Вывод: В своей работе я достиг поставленной цели – изучил и исследовал работу Детской Железной Дороги.
На летних каникулах я побывал с родителями на Детской Железной Дороге. Заинтересовавшись, почему на ней работают дети, решили исследовать деятельность Детской Железной Дороге. Для этого мы посетили учебный корпус, где нам подробно рассказали о работе «Клуба юных железнодорожников». Так же самостоятельно изучили историю создания Детской Железной Дороги.
Приложение №1.
IV. Основная часть
1. Исследование истории создания Детской Железной Дороги.
Даёшь Малую восточно-сибирскую!
Из литературы я узнал, что инициаторами строительства Иркутской Детской Железной Дороги стали в 1936 года иркутские пионеры, занимавшиеся в кружке юных железнодорожников, организованном при Иркутском Дворце пионеров, и старейший машинист иркутского узла Андрей Дрягин.
Детскую Железную Дорогу было решено разместить в парке, в предместье Pабочем. В то время парк в обиходе называли иркутской Венецией, потому что в нем были искусственные пруды, лодочная станция и мост. Проект дороги разработали специалисты проектной конторы ВСЖД в феврале 1937 года.
Строительство дороги велось методом народной стройки, в которой участвовали железнодорожники иркутского узла, комсомольцы и молодёжь города. Работы продолжались два с половиной года.
Средства на народную стройку жертвовали все организации города. Предприятия скооперировались: ВСЖД заказала проект зданий, рельсовые пути прокладывали работники завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева.
На помощь пришли Лисихинский кирпичный завод, завод инертных материалов, Иркутский лесозавод, локомотивное депо Иркутск-Сортировочный, вагонное депо Иркутск-Пассажирский, Слюдянское паровозное депо и другие организации.
Одновременно со строительством дороги инструктор Дворца пионеров Андрей Евтихьевич Дрягин обучал ребят, которые должны были в день открытия обеспечить движение поездов.
8 ноября 1939 года в два часа дня состоялось торжественное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги. Событие транслировалось по радио, в газете "За здоровую смену" печатались фотографии юных специалистов. Первые 114 юных железнодорожников приняли детскую дорогу в дар от взрослых.
На концах двухкилометровой линии Детской Железной Дороги находились станции Солнечная и Пионерская. Движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе. Подвижной состав был представлен тремя самодельными двухосными пассажирскими вагонами по 24 места в каждом и двумя паровозами.
Работу дороги обеспечивала смена из тридцати ребят в новенькой, с иголочки, железнодорожной форме. В первый рабочий день поезд совершил пять рейсов, перевезя около полутысячи пассажиров. Приказом №24 от 11 ноября 1939 года начальника ВСЖД детская железная дорога была принята в эксплуатацию, ей присвоено официальное наименование "Малая Восточно-Сибирская".
Приложение №2.
Детская Железная Дорога тоже ковала Победу
С началом войны в помещениях Детской Железной Дороги разместился военкомат. Заводу имени Куйбышева был передан паровоз, на котором 16—17-летние машинисты с Детской Железной Дороги перевозили военную продукцию на станцию Иркутск-Пассажирский. А более взрослые воспитанники Малой дороги ушли добровольцами на фронт.
Но, невзирая на военное время иркутские школьники, имевшие тягу к железнодорожному транспорту, занимались в технических кружках Дворца пионеров. Чтобы научиться хорошо водить паровоз, в зимние каникулы юные машинисты ездили с лучшими машинистами депо Иркутск-Сортировочный по маршруту Иркутск — Черемхово.
Приложение №3.
Детям — новейшие знания и технику
После победы завод имени Куйбышева вернул локомотив "Компаунд" его юным хозяевам, и с 1947 года Малая Восточно-Сибирская железная дорога возобновила свою работу. По окончании общеобразовательной школы воспитанники Детской Железной Дороги в торжественной обстановке получали свидетельства с рекомендацией для поступления в институты и техникумы железнодорожного транспорта.
К 1951 году существенной модернизации подверглись средства связи. На перегонах была смонтирована полуавтоматическая блокировка, а на станции Солнечная – радиоузел. Имелась также межстанционная телефонная связь.
В 1959 году дорога получила два тепловоза ТУ-2 и один тепловоз ТУ-7. А паровоз вновь отправился на завод имени Куйбышева. В 1964 году на смену старым деревянным вагончикам пришли четыре комфортабельных цельнометаллических вагона польского производства. В 1973 году локомотивный парк дороги пополнился тепловозом ТУ2-053.
Приложение №4
Смена прописки
В 1984 году удалось добиться принятия решения о переносе Детской Железной Дороги в центр города, на острова Юность и Конный.
Проектирование новой дороги было поручено Иркутскому филиалу проектного института Забайкалжелдорпроект. В 1987 году работы на объекте были прекращены из-за отсутствия финансирования. Возобновить работы удалось лишь в мае 1992 года. А уже 2 августа 1992 года состоялось открытие новой Детской Железной Дороги.
Дорога в плане представляла собой петлю, большей частью проложенную по острову Конный. На острове Юность находится лишь небольшой участок пути и главная (пока единственная используемая) станция – Солнечная.
В сентябре 2000-го года началось строительство учебного корпуса.
Приложение №5.
2. Ознакомление с работой «Клуба юных железнодорожников»
Иркутская Детская Железная Дорога – лучшая в России
В 2001 году современный учебный корпус на станции Солнечной был торжественно открыт, а в 2003 году вступил в строй новый вокзал, построенный по проекту архитектора Распутина, а также две новые станции, Родники и Ангара, оборудованные электрической централизацией. Ребята обживают собственный стадион. В перспективе — строительство лодочной станции.
Мне было интересно узнать, что сегодня Иркутская детская железная дорога – лучшая в России, это подтверждает обилие призов, завоеванных нашими юными земляками на всероссийских и международных конкурсах. В 2003 году в Иркутске прошел международный слет юных железнодорожников. По его итогам ребята с Детской Железной Дороги признаны лучшими в сети дорог России и стран СНГ.
За годы работы Иркутской детской железной дороги более 36 тысяч мальчишек и девчонок с различных станций Большой Восточно-Сибирской обучились на Детской Железной Дороге железнодорожным специальностям. Около 8 тысяч из них связали свою судьбу с железнодорожным транспортом, многие стали крупными руководителями на стальных магистралях России.
Сейчас на дороге одновременно курсирует два состава – «Сибирячок» и «Малый Байкал» из семи вагонов каждый.
Приложение №6.
Клуб юных железнодорожников
Придя в «Клуб юных железнодорожников», я поинтересовался, с какого возраста детям можно начинать обучение. Оказалось, что принимаются дети с восьми лет.
В «Клубе юных железнодорожников» четырёхлетний цикл обучения. Форма работы – кружковая деятельность. Дети знакомятся с историей создания в России и в мире железнодорожной техники, знакомятся с правилами безопасного нахождения на железнодорожном транспорте и с системами управления железнодорожным транспортом, строят и конструируют модели и макеты железнодорожной техники. В летнее время дети обслуживают детские поезда. Детям, выполняющим общественно полезную работу, организовано бесплатное горячее питание.
Первый год обучения служит в основном для знакомства ребят со структурой железнодорожного транспорта, изучаются основные вопросы общего курса железных дорог, изучения должностных инструкций самых простых специальностей, как-то: монтёр пути, дежурный по переезду, дежурный по вокзалу, дежурный по посадочной платформе, кассир.
На втором году обучения юные железнодорожники изучают железнодорожную технику более глубоко, затрагиваются вопросы черчения, химии, физики, математики. Они изучают локомотивы, вагоны, средства сигнализации и связи. Юные железнодорожники выполняют работы начальника поезда, бригадира пути, осмотрщика вагонов, контролёров-ревизоров поезда, помощника машиниста тепловоза.
В течение третьего года ребята осознанно проходят специализацию: дежурный по станции, машинист тепловоза, поездной диспетчер, электромеханик сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, дорожный мастер. Из юных железнодорожников этого года обучения назначаются начальники смены, что помогает развить детям имеющиеся лидерские качества.
На четвёртом году обучения дети, которые обучались на машинистов тепловоза, обучаются на дежурных по станции, и наоборот. В процессе теоретического обучения старшим ребятам доверяется проведение занятий с малышами, не обходится без них и подготовка различных мероприятий.
Большое место отводится культурно-массовым мероприятиям, занятиям спортом, отдыху, оздоровлению детей. Регулярно организовываются встречи с передовиками производства, воинами, ветеранами железнодорожного транспорта, ветеранами войны и труда, ведётся патриотическое воспитание детей. С большим желанием юные железнодорожники изготавливают макеты и модели железнодорожной техники.
В своей работе я пришел к выводу, что это интересная и полезная деятельность не только для детей, но и взрослых. Помогает ребятам узнать профессию железнодорожников. Своим выступлением я заинтересовал ребят в классе, летом мы хотим съездить на Детскую Железную Дорогу.
V. Заключение (вывод)
В своей работе я достиг поставленной цели – изучил и исследовал работу Детской Железной Дороги.
Через литературу изучил историю создания Детской Железной Дороги. Посетив учебный корпус, подробно ознакомился с деятельностью «Клуба юных железнодорожников». Своим выступлением в классе заинтересовал ребят Детской Железной Дорогой.
VI. Литература
1. В.П. Лещенко, «Восточно-сибирская Железная Дорога», издательство «Свят», Иркутск, 1998 год, стр. 194-199
2. Газета «Копейка», «Детская железная дорога», 17.06.2005.
3. www.dzd-ussr.ru «Детские железные дороги СССР – История и современность»
Приложение №1
Приложение №2
Во Дворце пионеров обучались ребята, которые в день открытия обеспечивали движение поездов.
Открытие
Приложение №3
Мемориал юным железнодорожникам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны
Приложение №4
Узел связи. 1951 год.
Тепловоз ТУ-2
Вагоны польского производства. 1964 год.
Приложение №5
План Детской Железной Дороги в предместье Рабочем (до 1984 года)
План Детской Железной Дороги на острове Юность и Конный (с 1992 года)
Приложение №6
Учебный корпус станция Солнечная
Учебный класс